Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
156
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / СУЩНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванова Т.В.

В данной статье рассмотрено понимание сущности человека на современном этапе. Проанализирован опыт предшествующих нам поколений, на основе которого ведут дальнейшую работы представители современной науки. Сделан вывод о том, что нужно предпринят для того, чтобы постичь сущность человека на современном этапе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 316.2

Иванова Т.В.

Студентка 3 курса факультета трансферных специальностей Ульяновский государственный университет (Россия)

СОВРЕМЕННОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация: в данной статье рассмотрено понимание сущности человека на современном этапе. Проанализирован опыт предшествующих нам поколений, на основе которого ведут дальнейшую работы представители современной науки. Сделан вывод о том, что нужно предпринят для того, чтобы постичь сущность человека на современном этапе.

Ключевые слова: Человек, сущность, личность, психология личности.

Сущность человека кажется очевидной. Но на самом деле это проблема, которая до сих пор остается загадкой для многих. Существуют разные взгляды на эту проблему: от того, что нет определенной сущности, или что она есть, но ее невозможно знать, до того, что она познаваема и предлагает различные понятия о сущности человека. Распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью и с психикой, и зная психику, можно познать сущность человека.

Современные психологи имеют право негативно относиться к термину "душа", ведь на протяжении веков считалось, что душа дана Богом, и нет другого способа познать человека, как через познание Бога. Позже учение о душе было освобождено от религиозных оков и интерпретировалось как теория личности. Это был прогрессивный шаг. Но противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его теле, в работе мозга, то этот путь тоже тупик. И все же многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологического строения организма. В соответствии с этим подходом мышление понимается как продукт мозга, а тайна личности кроется в особенностях строения мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере принята учеными. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, отличающемуся даже от самых близких ему родственников в биологической форме. Поскольку этот подход характеризуется тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия, адаптация к его потребностям.

Сущность человека-понятие историческое, оно меняется с каждой эпохой. Такой подход разрушает все основания для представления о биосоциальной природе человека. С точки зрения биологии тело современного человека не отличается от тела древнегреческого, но что касается сознания и мышления - различия кардинальные. Изменился не только способ удовлетворения

человеческих потребностей, но и сами потребности. Например, взять физиологическую потребность в пище, она давно культивируется-современный человек не только не хочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не может есть эту пищу. Что можно сказать о необходимости чистить зубы или умываться каждый день[2,с. 32].

Изменились социальные условия, культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. Это научный факт, что психика, как и способности, не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе социальной жизни. Дело в том, что принадлежность к соответствующему биологическому виду не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а работа. Выражение "труд превратил обезьяну в человека" не может устареть только потому, что оно давно установлено и теперь подлежит дискредитации любыми новомодными учениями. Но, если не анализировать вопрос по сути, ограничившись запоминанием только фразы, мы получим банальную схему[1, с.56 ].

Секрет личности кроется не внутри человеческого тела, а снаружи- в"неорганическом человеческом теле". Сила индивидуума-это сила общества. Попытки поиска сущности человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники такого подхода говорили о том, что не хватает вычислительных мощностей для имитации сознания и мышления, то теперь, когда техника значительно развита, ожидаемых результатов все равно не получить. Потому что они ищут не в том месте. С другой стороны, сравнение превосходства человека, получившего комплексное универсальное образование, над человеком с высокоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. И какой человек может быть в современном обществе, человек без образования?

Философия приближается к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, а следовательно, и мышление. На самом деле, важным моментом здесь является диалектический характер этой связи. В этом факте кроется ключ к сущности человека. Как говорил Маркс, сущность человека не является абстрактной, присущей индивиду. В своей действительности есть совокупность всех общественных отношений. Психология для своего дальнейшего развития должна перейти от старой, метафизической методологии к новой- диалектической. Только в этом случае может реально материалистическая психология, наука о законах развития личности, способная постичь истинную сущность человека.

Список литературы:

1. Алексеев П.В. История философии: - учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005 - 240 с.

2. Дебольский, Н. Г. Философия будущего: соображения о ее начале, предмете, методе и системе / Н. Г. Дебольский. - Москва: URSS: Либроком, 2012. - 154 с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.