Научная статья на тему 'Детерминистско потребностная концепция философии смысла жизни и счастья'

Детерминистско потребностная концепция философии смысла жизни и счастья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
346
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ПОТРЕБНОСТИ / СЧАСТЬЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгов Александр Михайлович, Долгов Михаил Андреевич

В статье дается философское обоснование сущности жизни, современное толкование смысла жизни, характер потребностей как содержание этого смысла и счастья. Вместе с критикой системы потребностей Маслоу дана собственная классификация многообразных потребностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Детерминистско потребностная концепция философии смысла жизни и счастья»

УДК 13:159.9:612

Долгов А.М.1, Долгов М.А.2

1 Оренбургская государственная медицинская академия 2 Оренбургский государственный университет Е-mail: esso.orgma.ru, bio@mail.osu.ru

ДЕТЕРМИНИСТСКО-ПОТРЕБНОСТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФИЛОСОФИИ

СМЫСЛА ЖИЗНИ И СЧАСТЬЯ

В статье дается философское обоснование сущности жизни, современное толкование смысла жизни, характер потребностей как содержание этого смысла и счастья. Вместе с критикой системы потребностей Маслоу дана собственная классификация многообразных потребностей. Ключевые слова: философия, смысл жизни, потребности, счастье.

Введение

Вопросы о жизни, о смысле, потребностях и счастье возникали с доисторических времен человечества вместе с проявлениями самосознания. Однако для многих и в наше время они остаются открытыми или неопределенными.

В современной философской литературе жизнь характеризуется перечнем составляющих: внутренняя активность, обмен веществ, саморегуляция, раздражимость - как совокупность, но нет самой сущности составляющих.

Многоуровневый естественно-гуманистический подход к интерпретации жизни дан В.И. Далем:

...житие, бытие; состояние особи, существование единой личности;

...в обширном смысле жизнь обусловлена только питанием и усвоением пищи (они даны животному и растительному);

.в тесном смысле - требует произвольного движения и чувства, принадлежность животным;

...в системе значений как бытие она относится к душе или смерти плоти;

...жизнь человека, век его, все продолжение земной жизни его от рождения до смерти, образ жизни, деяния, поступки, похождения и пр. [4].

Наиболее обоснованное философски и общенаучно определение жизни дано Ф. Энгельсом сначала в книге «Анти-Дюринг», позже в «Диалектике природы»: «жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого являются постоянный обмен веществ с окружающей их внешней средой, ...способность передачи по наследству структу-

Жизнь человека должна иметь смысл, чтобы быть благом и ценностью.

Н.А. Бердяев

ры, воспроизводство, рост и развитие, раздражимость и приспособляемость». В наше время в это определение необходимо лишь добавить «.обмен энергии и информации» [11].

Множество факторов, формирующих жизнь, представлено в статьях составителей в предисловиях к книге Э.С. Бауэра «Теоретическая биология», переизданной с комментариями составителем Ю.П. Голиковым [1]. Эти материалы могут служить ответом на вопрос о сущности жизни и роли «живого белка», о чем писал Ф. Энгельс.

Таким образом, во всеобъемлемости, мно-гоуровневости, объеме результатов материалов многообразных и разносторонних исследований и поликонцептуальной интерпретации феномена жизни как бытия и выражается сущность жизни.

В контексте сущности жизни находится и вопрос о смысле жизни. Слову «смысл» в разной литературе дают такие толкования, как способность понимания силы, значения, разум. Смысл -идея, предназначение, конечная цель (ценность чего-либо); в некоторых словарях слово «смысл» отождествляется со словом «значение». Однако семантика слов «значение» и «смысл» разная. Значение трактуется как роль, важность оценки величины [2].

Словосочетание «смысл жизни» появилось вместе с сознанием, т. е. осмыслением самого себя - самосознанием, с переходом от материальных потребностей к духовным, от эгоистических запросов к творческим, на благо других людей. Поиск смысла жизни, по Н.Н. Трубникову, - это глубокая взаимосвязь меж-

ду пониманием сущности человека, между сущностью и существованием. Смыслоутрата, по Ф.М. Достоевскому, связана с потерей человеческой веры, надежды и любви. Самоубийство является следствием смыслоутраты и отчаяния. Смысл жизни человека реализуется в его поступках.

И. Кант выделяет следующие мировоззренческие типы смысла жизни:

- религиозный - как аскетический;

- атонический - вера в судьбу и мужество в перенесении ударов;

- гедонистический - следование чувственности и удовольствиям;

- действенно-гуманистический - императивный долг и личность [10].

Проблема потребностей человека в истории философии и науки всегда была актуальной - еще со времен Эпикура: с его «толкования блага». Сократ высказывал идею разумности потребности на основе знания; свои мнения высказывали Гегель и Фейербах. Маркс и Энгельс разрабатывали социальную форму потребностей, обосновали принципы построения коммунизма, а В.И. Ленин определяющим в формировании потребностей считал осознанный, разумный подход.

Позднее к этой проблеме подключились психологи, в бессознательной ее трактовке поведения (З. Фрейд) [3].

Американский психолог Мак-Дугалл, французы Лиррей и Пьерон выделяли 20 потребностей, польский психолог Обуховска насчитывал 120 классификаций потребностей человека. Американский психолог А. Маслоу [6] считается создателем иерархической теории потребностей. Он выделяет пять групп базисных потребностей: физиологические, экзистенциальные (для существования), социальные, престижные и духовные: всего более 28.

Из всех потребностей человека психолог А. Маслоу в 1943 г. выделил 14 основных, по его мнению, жизненно важных потребностей. К ним относятся:

1) думать;

2) есть;

3) пить;

4) выделять;

5) спать, отдыхать;

6) быть чистым;

7) одеваться, раздеваться;

8) поддерживать температуру;

9) быть здоровым (поддерживать состояние);

10) избегать опасности;

11) двигаться;

12) общаться;

13) иметь жизненные ценности;

14) играть, учиться, работать.

Понимая нелогичность иерархической схемы 1943 г. и неполноту их последующей систематизации, в 1968 г. автор опубликовал обновленную схему (см. рис. 1), однако в ней, как признает сам автор, «потребности роста равнозначны, иерархически не упорядочены» [6, с. 379].

К сожалению, в практике преподавания психологии и других дисциплин, в воспитании молодежи утрируется и используется первая, самая примитивная «пирамида потребностей» и несистематизированный их перечень, приведенный выше.

В отечественной литературе за последние 25 лет приводятся трехуровневые классификации потребностей:

- В.А. Ядов: витальные, социальные и духовные [7];

- Т.В. Симонов: витальные, социальные и идеальные [9];

- А.Н. Разумов и др.: биологические, социальные и личностные [8].

Цель исследования

Определение места человека в структуре мироздания, смысла его жизни, реализующегося в поведении для удовлетворения потребностей.

Рисунок 1. Систематизация потребностей по А. Маслоу [6, с. 379]

Задачи исследования

Для достижения поставленной цели была предпринята попытка решения следующих задач:

1) изобразить краткую, но четкую структуру мироздания, включая в нее место человека и его поведения;

2) проанализировать известные к настоящему времени совокупности потребностей как детерминант осмысленного поведения;

3) рекомендовать пути рационального удовлетворения потребностей, влияющие на качество жизни и ее продолжительность.

Материалом исследования послужили приведенные литературные данные и собственные представления о совокупности потребностей.

Методология - аналитико-креативная.

Результаты

На наш взгляд, суть слова «смысл» следует прежде всего сводить к цели, для чего и ради чего существует и протекает жизнь. Известно выражение Сократа «сам он ест, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть» [5, с. 182].

Таким образом, под смыслом жизни человека вообще и каждой личности в отдельности следует понимать ее предназначение, выражающееся в конкретно направленной деятельности при адекватной самооценке в процессе самосознания и определении своего места в мире.

В этих условиях возможна интеграция понятий сущности жизни и смысла жизни.

Любой процесс, любая деятельность человека диалектически детерминированы. Следовательно, и проблема смысла жизни должна быть философски обоснована, прежде всего в структурном порядке. Философия жизни - это

Рисунок 2. Структура мироздания и человека в нем

философия бытия со своей сложной структурой, представленной на рис. 2. Она, по сегодняшним представлениям, включает три составляющие (материя, информация, дух), но находящиеся в разных видах реальности (объективной и виртуальной) как результат взаимодействия мироздания и человека (или животного, обладающего высшей нервной деятельностью).

Поскольку человек (как и животные, обладающие ВНД) является продуктом мироздания, и прежде всего природы, то все их составляющие могут и должны быть детерминантами функционирования, поведения. Такими детерминантами поведения являются потребности во всем, необходимом для поддержания жизнедеятельности, ее параметров, для сохранения, развития и продолжения жизни, рода и сообщества.

Все компоненты приведенной ниже схемы мироздания присущи человеку, они находятся в постоянном движении, изменении, в неравномерности и нестабильности.

Особого внимания заслуживает виртуальная реальность, т. к. этот компонент мироздания играет активную роль в формировании цели (смысла) жизни и в конечном счете поведении человека (в примитивной форме - только цели - у животных, обладающих высшей нервной деятельностью). Виртуальная составляющая определяет такие характеристики поведения, как векторность, время, объем, скорость, этический и эстетический антураж удовлетворения потребностей. К сожалению, этот же виртуальный механизм управления определяет и отклонения указанных характеристик от нормальных, адекватных размеров, их изменения вплоть до извращения.

На наш взгляд, рассмотрение потребностей должно исходить из позиций валеологии, т. е. из позиции нормальной реализации потребности у здорового человека для первичной профилактики патологии и клиники - для определения, во-первых, характера и тяжести патологического процесса как следствия неудовлетворения потребности, т. е. девиантного состояния этого процесса, и, во-вторых, возникновения новых потребностей, направленных на выход из этого патологического состояния.

Во всех случаях удовлетворение потребностей - это цель поведения человека, направленного на достижение этой цели - результата - как системообразующего фактора, по П.К. Анохину.

Следует отметить, что и формирование, и удовлетворение всех потребностей должны осуществляться и на уровне социальном, и на уровне личностном.

Потребности как детерминанты поведения человека в научном представлении могут быть систематизированы с учетом биологической, биосоциальной и социальной эволюции (антропогенеза) в следующем виде:

Группа А. Биологические потребности (с позиции цели - витальные - жизнеобеспечение) -на уровне индивида:

1) потребности для поддержания гомеостаза - относительного постоянства внутренней среды организма, основного условия жизни индивида (К. Бернар, У. Кеннон), сюда входят потребности в питательных веществах (в их сложном комплексе) для нормального метаболизма, включая выделение, и т. д.;

2) потребности в самосохранении - уровень индивида (особи); защитные (пассивные и активные):

- компенсаторные (депо и замещающие функции);

- адаптационные для формирования резистентности.

Эта группа имеет место во всех живых организмах, включая человека.

Группа Б. Биопопуляционные (для животных) и биосоциальные (для человека) - этот уровень надорганизменный по системной организации жизни:

1) продолжение рода:

- сексуальные потребности как привлекающие, стимулирующие спаривание, оплодотворение для начала жизни нового организма, проявляются в поведении влечения (либидо), ритуального ухаживания и т. д.;

- потребности в создании семьи как формы совместной жизни обоих полов, рождения, выращивания и воспитания потомства и для организации заключительного этапа жизни предыдущего поколения;

- рациональная организация и продолжение существования популяции - сообщества, социальных групп, общества в целом для сохранения популяции. Поэтому секс - это потребность уже не индивидуальная;

2) коммуникативная потребность - в общении, взаимоотношении, взаимодействии: в сожительстве, в обмене информацией, в сотруд-

ничестве - у людей в образовании и активности формализованных групп и коллективов и неформальных групп общения;

3) потребность в самоутверждении - формирование иерархии в стае, стаде (у животных) и обществе - определение лидерства, субординации и т. д., т. е. своего места в популяции, в сообществе;

4) когнитивные потребности - в познании неизвестного, нового, непрерывно изменяющегося окружения, условий жизни (природы, погоды) и других условий жизни (популяции, общества и в них индивидов);

5) потребность в деятельном состоянии и его фазовой характеристике (от бодрствования до сна), включая отдых как смену вида деятельности (по И.М. Сеченову); тонус, кинезис, расслабление, тренировки, сотрудничество и др.;

6) потребность в развлечениях - создании игровых ситуаций и ролевых взаимоотношений, как среди животных, так и человека, причем всех возрастов;

7) потребность в выборе и благоустройстве среды обитания, в том числе и микроэкологи-ческой у животных (гнезда, норы, берлоги и пр.) и у людей (жилища снаружи, изнутри) и социально-экологической - самооблагораживание особи у животных (кошки, собаки, птицы и пр.) и каждой личности (гигиена, модная одежда, парфюмерия и пр.), эстетике. Необходимость в регулировании «писанными» законами, правилами, кодексами, инструкциями и т. п.;

8) потребности макроэкологические - владение определенным ареалом обитания - индивидуальным - территориальные притязания, а у человека - владение территорией;

9) меркантильные - рациональное самообеспечение всем необходимым для существования не только индивида, но и близкородственной группы с элементами сезонного прогнозирования запасания пищи (напр., грызуны);

10) потребности в адаптации к меняющимся условиям существования для выживания в условиях естественного и искуственного отбора.

Поскольку в процессе антропогенеза произошла социализация человека и развитие на базе II сигнальной системы прогрессивных форм мышления, включая сознание, резко изменился и характер как биологических, так и биопопуляционных видов потребностей с резким смещением их в сторону социальной состав-

ляющей, вплоть до отрыва их от биологического происхождения и сущности.

В частности, в биологической группе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) для поддержания гомеостаза извращение практически всех компонентов пищи, ее энергетической составляющей и т. д.;

2) самосохранение обеспечивается оружием, специальными структурами (ФСБ, МВД, оборона).

В биосоциальной группе:

1) в продолжении рода - извращение и отрыв секса от деторождения, изменения характера семьи, племени, рода, регулирование семьи, взаимоотношения полов, отход от воспитания детей и других черт «дегуманизации» этой потребности;

2) коммуникативная потребность - ее реализация превратилась в самостоятельную сферу с ее технизацией, а средства массовой информации преобразовались в орудие воздействия на психику масс, с претензией перехода из орудия в разновидность власти;

3) потребность в самоутверждении также гиперболизировалась, начиная с семьи и малых формальных и неформальных групп и до большой политики, которую думающие люди назвали «грязным делом со звериным оскалом»;

4) реализация когнитивных потребностей переросла в систему непрерывного многоуровневого образования и в научно-исследовательскую работу с выходом ее результатов в практику;

5) потребность в деятельном состоянии преобразовалась в усиление умственного труда, а естественная физическая нагрузка либо уменьшилась, либо, наоборот, колоссальное увеличение физической нагрузки в спорте, калечащем организм и превратившемся в особую форму реализации политических и меркантильных амбиций;

6) потребность в развлечениях настолько гиперболизирована, что оторвалась от естественных форм культуры и искусства, а по массовости охвата стала преобладать над занятостью производительным трудом;

7) потребность в благоустройстве микро-экологической среды обитания извращена, преобразившись, с одной стороны, в «квартирный вопрос» - т. е. наличие «своей пещеры» и использование в благоустройстве синтетических материалов, далеких от природных;

8) потребность в макроэкологическом владении определенным ареалом обитания перешла от территориальных войн между племенами, княжествами до мировых войн за передел мира, а в последние века - за глобальное владение с выходом в космос;

9) меркантильные потребности у человека потеряли их рациональные размеры (безмерность) и, самое главное, превратились из естественной формы (количество продуктов, одежды, средств передвижения и пр.) в виртуальную форму - первичную (драгоценные металлы, минералы), во вторичную превращенную виртуальность (бумажные деньги, ценные бумаги) и далее в третичную превращенную виртуальность - простое обозначение числа условных единиц в счетах, банковских документах, активах;

10) акценты потребностей в адаптации переместились с естественной природной сферы в социальную, межличностную, до государственного и политического строя.

Группа В. Социально-духовные (высший уровень), свойственные только человеку, обладающему, в отличие от животных, способностью к абстрактно-логическому мышлению и соответственно - осуществлению психологических функций, последовательно: формированию понятий, проведению суждения и, как результат, формулированию умозаключений.

В этой группе следует выделить две подгруппы:

I подгруппа - общенаучная:

1) потребность в миросозерцании от примитивной любознательности к миропониманию - системной многоуровневой организации от субатомарного до космогонического;

2) осознание места самого человека в этой системе мира как его части;

3) потребность не только в адаптации к макроэкологии - окружающей среде, но и влияние на природу (антропогенные факторы), попытки подчинить ее себе.

II подгруппа - духовно-поведенческие потребности:

1) мировоззрение - потребность в вероисповедании, духовности, формирующих ответ на основной вопрос философии: что первично, а что вторично: материя и энергия, с одной стороны, и идея, дух, высший разум, судьба, случайность и т. п. - с другой.

На этом основании следует считать пять основных верований (религий):

- христианскую;

- иудаизм;

- ислам;

- буддизм;

- материализм.

Шаманизм - философски переживает верования, подобные язычеству, политеизму.

В качестве антирелигии существуют различные эзотерические взгляды и проявления: сатанизм, дьявольщина, волшебство, телепатия и т. п.

Эта потребность реализуется в исполнении заповедей (морали) каждой религии;

2) потребности в душевности, т. е. наличии души как обязательного компонента человеческой сущности (психос - душа), обеспечивающей межличностные взаимопонимания (симпатия, эмпатия, антипатия);

3) моральные, нравственные, этические потребности, формирующие этическую картину мира как свод правил и норм поведения, как личностного, так и группового, общественного («нормы приличия») - законов не писаных;

4) психические потребности: вера (не во что-то, а кому-то), любовь (не чего-то, а кого-то), надежда (не на что-то, а на кого-то), стремление творить добро или зло.

Потребности групп А и Б имеют врожденную биологическую основу в виде инстинктов, а при жизни наращиваются жизненным опытом, научением, обучением и образованием.

Потребности группы В - формируются при жизни на базе динамического стереотипа в процессе воспитания, научения, обучения и пожизненного образования.

Описанная система потребностей рассчитана на нормальные здоровьесберегающие нормы (границы) их удовлетворения.

В реальной жизни в связи с колоссальным разнообразием личностей удовлетворение потребностей часто приобретает девиантные формы, доходящие до абсурда.

Возможные объемы удовлетворения потребностей и их последствия могут быть различными: адекватные нормальной физиологии объемы потребностей способствуют долголетию, а отклонения от нормы удовлетворения потребностей могут быть как в сторону излишеств (обжорство, безмерность, богатство -сибариты), так и в сторону лишнего ограни-

чения - аскеты. Так же и в вероисповедании -от неверия ни во что до ухода в «черные монахи», секты и т. д. Эти отклонения укорачивают жизнь.

Особенно опасны для жизни извращенные формы удовлетворения потребностей, ведущие к преждевременной смерти.

Адекватное удовлетворение потребностей ведет к чувству благополучия как основы здоровья, приобретает возможность формирования ответа на вечный философский вопрос о смысле жизни.

Из всего сказанного следует заключение, что сущность смысла жизни - это потребность, ориентация смысла жизни в приоритетности конкретной потребности среди бесчисленного их множества в данный момент жизни, в детерминанте доминирующего поведения.

При этом важную роль в формировании рационального уровня и объема потребностей играет воспитание у людей их рациональности, только необходимости для жизни и деятельности и личной возможности их оптимального удовлетворения.

Количественная и качественная характеристики результата деятельности, направленной на удовлетворение этой потребности, формируют эмоциональную составляющую психики. Высокие положительные эмоции формируют ощущение счастья, и соответственно глубокие отрицательные эмоции - несчастья, до отчаяния и даже аффекта. Поэтому понятия смысла жизни и счастья не абстрактны, а конкретны в определенной количественной и качественной мере, в пространстве, векторности и времени, фазе жизненного цикла.

Выводы

1. Потребности человека являются детерминантами его поведения и соответственно сущностью смысла жизни.

2. Смысл жизни реализуется путем удовлетворения потребностей.

3. Характеристика удовлетворения потребностей зависит от подлинного уровня потребностей и возможности их удовлетворения. В задачу структур образования и здравоохранения входит воспитание у человека объемов потребностей, только необходимых - ни более, ни менее - для жизнедеятельности и организации рационального, недевиантного пути их удовлетворения.

4. Степень соответствия уровня и объема потребностей реальному их удовлетворению формирует социально-медицинское качество жизни.

5. Оптимальное удовлетворение заявленного уровня и объемов потребностей формирует психическое ощущение счастья.

2.09.2010

Список литературы:

1. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. - СПб., ООО «Росток», 2002. 352 с.

2. Большой Российский энциклопедический словарь. - Изд. «БРЭ». - М., 2003, 1887 с.

3. Годфруа Ж.Что такое психология: в 2-х томах. - М.: Мир, 1992. Т. 1, 49l с. Т. 2 - 372 с.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Тт. 1-4. М., 1995. - 699 с.

5. Душенко К.В. Мысли и изречения древних, изд-е 3-е. - М.: Эксмо, 2008. - 800 с.

6. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. - М.: Смысл, 1999. - 425 с.

7. Новейший философский словарь. - Минск, 1999. - 1998 с.

8. Разумов А., Пономаренко В., Пискунов. Здоровье здорового человека. - М., 1996. - 412 с.

9. Симонов К.В. Междисциплинарная концепция человека. - М.: Знание, 1989. - 64 с.

10. Хрусталев Ю.М. Философия: учебник для медвузов. - М.: ГЭОТАР-Медик, 2005. - 640 с.

Сведения об авторах: Долгов Александр Михайлович, заведующий кафедрой нервных болезней Оренбургской госмедакадемии, доктор мед. наук, профессор 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, тел. (3532) 77-61-03, e-mail: esoo.orgma.ru Долгов Михаил Андреевич, доцент кафедры общей биологии Оренбургского госуниверситета,

кандидат медицинских наук, доцент 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, тел. (3532) 37-24-83, е-mail: bio@mail.osu.ru

UDC 13:159.9:612 Dolgov A.M., Dolgov M.A.

Orenburg state university, e-mail: bio@mail.osu.ru

DETERMINISTI-REQUIRED CONCEPTION OF PHILOSOPHY OF ESSENCE OF LIVE AND HAPPINESS

Summary. In article the philosophical ground base essence of a life, sense of life nature of necessiy how sentes that sense and happiness. Together with criticism of system of nacessity of Maslou, let property own classification of multiform necessity.

Bibliography:

1. Bawer E. Teoretical biology. SPb «Rostok» 2002. 352 p.

2. Great Russin Encyklopaedic dictionary «BRG», 2003, 1887 p.

3. Godefroid J. Les chemis dela psychologie. Bruxeiles. M. «Mir» 1992. T.1, 491 p.

4. Dal V.I. Explanatory dictionary the Great Russian language. T.t.1 - 4, M.1955. T.1 - 699 p.

5. Duschenko K.V. Toughts and dictum ancients. End.3.Exmo.2008. 800 p.

6. Maslow A. The Farthez Reachez of Human. Nature harmonds worth M. 1999. 425 p.

7. Newest philosophical dictionary. «Minsk». 1999, 1998 p.

8. Razumov A.N., Ponomarenko V.A., Piskounov V.A. Health of the Healthy. M. «Meditcina», 1996/ 412 p.

9. Simonov K.V. Interdisciplinary conception of man. M. «Znanie». 1989 №1, 64 p.

10. Chrustalev Ju.M. Philosophy. Text book for medinstitutions. M.Getorr-medik. 2005. 640 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.