Научная статья на тему 'Современное образование как передний край фронта!'

Современное образование как передний край фронта! Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ / КОНЦЕПЦИИ / СТРАТЕГИИ / МОТИВАЦИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / BOLOGNA PROCESS / PROBLEM-BASED EDUCATION / TEACHERS' INFORMATION LITERACY / CONCEPTS / STRATEGY / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахметова Д.З.

В статье автор излагает противоречия современного образования, оказавшегося в сложных условиях переходного перехода. Внедрение идей Болонской декларации, с одной стороны, позволяет войти российскому образованию в мировое образовательное пространство, а, с другой стороны, как достаточно консервативная система, образование не успело перестроиться и оказаться на переднем крае модернизации общества. Только повышение мобильности и качества образования, по мнению автора, сделает его востребованным обществом. Одна из бед это отсутствие престижа учительского труда, также двойные стандарты как в обществе, так и в системе образования, незнание достижений отечественной российской педагогики, взятых на вооружение многими зарубежными странами для повышения качества знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education as a frontline!

In this article, the author describes contradictions of the present-day education that has found itself in complex conditions of the transitive period. Implementation of ideas of the Bologna Declaration, on the one hand, will enable the Russian education to enter the global educational environment, and in the other hand, as a relatively conservative system, the education has not reformed and has not taken the leading position in the modernization of the society. In the author’s opinion, it is the increase of mobility and quality of education only is what will make it demanded by the public. One of the problems is lack of prestige of the teachers’ work, dual standards both in the society and in the education system, lack of awareness of achievements of the Russian pedagogics implemented by many foreign countries to improve their quality knowledge.

Текст научной работы на тему «Современное образование как передний край фронта!»

культурных связей, отказывается от господствующих в обществе ценностей, норм и стереотипов поведения и формирует себе «асоциальные ниши».

Таким образом, социально-культурная интеграция - это многоаспектный процесс взаимодействия субъекта и среды обитания, сопровождающийся, с одной стороны, изменением личности, с другой

- трансформацией социальных и культурных феноменов, составляющих актуальное пространство жизнедеятельности человека. Оптимизация данного процесса предполагает целенаправленное создание условий, позволяющих максимально полно реализовать потенциал культурно-досуговой деятельности как средства социализации, инкультурации и самореализации личности. Конечный итог социально-культурной интеграции - установление максимального соответствия между субъективной реальностью личности и социально-культурной средой ее обитания (в единстве институциональных, культурных и социально-психологических аспектах).

Литература.

1.Дридзе ТМ., Орлова Э.А.: Основы социокультурного проектирования. - М.; НИИ культуры, 1995. - 150с

2.Каган М.С.Психология общения. -М: Политиздат, 1980-436с.]

3.Либерова М.С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции [Текст]: автореф...канд. пед.наук

- Москва, 200

4. Федотова В. Г.Коммуникация и диалог в науке и за ее пределами. Ж. Социологический альманах. Вып.№2-2011г. 9- 22 с.

5.Шамсутдинова Д.В., Турханова Р.И. Научный взгляд на процесс формирования национально-культурной идентичности. Вестник КазГУКИ №1- 2016г.

6.Шамсутдинова ДВ.Социально-культурная интеграция в сфере досуга. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та,2001.-256с С. 32

УДК 371

Д.З.Ахметова

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПЕРЕДНИЙ КРАЙ ФРОНТА!

В статье автор излагает противоречия современного образования, оказавшегося в сложных условиях переходного перехода. Внедрение идей Болонской декларации, с одной стороны, позволяет войти российскому образованию в мировое образовательное пространство, а, с другой стороны, как достаточно консервативная система, образование не успело перестроиться и оказаться на переднем крае модернизации общества. Только повышение мобильности и качества образования, по мнению автора, сделает его востребованным обществом. Одна из бед -это отсутствие престижа учительского труда, также двойные стандарты как в обществе, так и в системе образования, незнание достижений отечественной российской педагогики, взятых на вооружение многими зарубежными странами для повышения качества знаний.

Ключевые слова: Болонский процесс, проблемное обучение, информационная грамотность учителей, Концепции, стратегии, мотивация, качество образования.

Dania Z-Akhmetova MODERN EDUCATION AS A FRONTLINE!

Abstract. In this article, the author describes contradictions of the present-day education that has found itself in complex conditions of the transitive period. Implementation of ideas of the Bologna Declaration, on the one hand, will enable the Russian education to enter the global educational environment, and in the other hand, as a relatively conservative system, the education has not reformed and has not taken the leading position in the modernization of the society. In the author's opinion, it is the increase of mobility and quality of education only is what will make it demanded by the public. One of the problems is lack of prestige of the teachers' work, dual standards both in the society and in the education system, lack of awareness of achievements of the Russian pedagogics implemented by many foreign countries to improve their quality knowledge.

Keywords: Bologna process, problem-based education, teachers' information literacy, concepts, strategy, motivation.

Современная образовательная ситуация в нашей стране может быть охарактеризована как изменяющийся процесс со множеством глобальных проблем, требующих незамедлительного решения. Переход к Болонскому процессу по российскому сценарию привело к ломке не только сложившейся образовательной системы, которая давала в советское время прекрасные результаты, но и изменил отношение педагогов к своей роли в школе, в вузе. Бюрократизация системы образования под видом модернизации укрепила позиции, прежде всего, чиновников-реформаторов, порою не имеющих к образованию никакого отношения. Еще больше огорчает изменение сознания и отношения учителей и воспитателей к проблемам личностного становления своих учеников. Учителя 80ых-90-х годов прошлого века творчески внедряли в педагогическую практику много передовых идей и теорий, среди которых - проблемное обучение (АМ.Матюшкин [9], М.И.Махмутов [10]), развивающее обучение (Л.С. Выготский [2], В.В.Давыдов [4], Л.В.Занков [5]), инновационные развивающие технологии предложили педагоги-новаторы В.Ф.Шаталов [12], ШААмонашвили [1], Е.Н.Ильин [7]. Образование было поставле-

но на службу ребенку, родителю, а учителя были главными консультантами по вопросам обучения и воспитания не только для обучающихся, но и для семей учащихся, и для населения, в целом.

В настоящее время мы имеем множество интересных документов, среди которых новая Концепция развития образования до 2020 года [8], Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года [11], однако реальное реформирование образования, которое «реформируется» бесконечно, не происходит, более того, оно отдаляется от реального, среднестатистического, порою не признанного учителями, так называемого «бесталанного» ребенка. Мы приветствуем поиск среди учащейся молодежи уникальных талантливых людей, однако, когда педагоги забывают, что нет бесталанных людей, а есть «люди, которые занимаются не своим делом», вешают ярлыки на детей как на необучаемых, понимаем, что развитие образования имеет серьезные деформации и перекосы. Создание условий для развития каждого ребенка в дошкольной организации и в школе - эта очевидная цель развития любой образовательной организации -реализуется далеко не во всех организациях и не только из-за отсутствия материально-технического обеспечения, но и ввиду отсутствия мотивации у педагогов и руководителей.

Сегодняшнее состояние российского образования можно сравнить с передним краем фронта. Одно лишь перечисление проблем, из-за которых наши дети оказываются в сложных жизненных ситуациях, заставляет задуматься о том, чему и как необходимо учить наших детей и подростков.

Проблема детской жестокости и фанатизма. Средства массовой информации, стихийно воспринимаемой с экранов телевизоров и сайтов в интернете, стали настоящим бедствием для наших детей: это закрытые сайты, побуждающие детей на суицид (например, «Синие киты»), на вступление в секты; сайты, вербующие в ИГИЛ (запрещено в России) и др. Причиной такой вовлеченности наших детей в сомнительные и опасные организации, безусловно, стали безграмотность и равнодушие организаторов образования, безалаберность и отсутствие педагогической культуры родителей, вседозволенность в семейном воспитании, ориентированность родителей всецело на поиск и обретение материальных благ. Школу тоже нельзя оправдать, ибо гонка образовательных организаций за место в рейтинге по итогам ГИА, чего требуют «сверху», вымывала напрочь вопросы воспитания. В сегодняшней системе общественных отношений школа перестала играть ведущую роль, а учитель, как бы ни пытались его представлять как ключевую фигуру в развитии общества, не «тянет» на такую роль. Учительский труд превращается из уникального в рядовой, а учитель - в массового работника «конвейерного производства». Сегодня гораздо моднее и престижнее быть руководителем, нежели педагогом, пусть даже талантливым!

В выступлениях министра образования Васильевой Ольги Юрьевны прозвучало не раз ее видение современной школы, в котором приоритет отдается вопросам воспитания и реальному повышению качества образования, повышению престижа учительского труда. Однако, как показывает практика, до полного поворота в сторону реальных ценностей и идеалов воспитания и обучения, таких как добро, милосердие, взаимопонимание, честность, труд, Отчизна, патриотизм-еще далеко.

Следующая сложная проблема, в которой оказались и школа, и семья- это потеря форм и методов работы с семьей. У учителей сложилась точка зрения, что воспитание детей - это главная задача только родителей учащихся. С этим трудно спорить, но, тем не менее, необходимо найти точки соприкосновения с родителями обучающихся, чтобы требования школы и семьи были адекватны и согласованны. Изобретательные педагоги используют для этого социальные сети и современные инфоком-муникационные средства общения. В этом ключе представляют большой интерес исследования, выполненные педагогами-практиками в последние годы. Например, в исследовании Гильмановой Л.В. «Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи»... «разработаны, обоснованы и экспериментально проверены оптимальные педагогические условия управления качеством взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи, а именно, использование комплекса форм педагогического взаимодействия (аналитические (изучение семьи педагогами и родителями), познавательно-просветительские формы (коллективные индивидуальные), формы совместного досуга (экскурсии, клубы по интересам, дни здоровья, походы), наглядные формы (памятки, выставки, буклеты), интернет-сотрудничество, нетрадиционные формы (мастер- классы, тренинги, деловые игры). Автор диссертации показала использование форм вовлечения родителей в управление дошкольной образовательной организацией (работа с родительским комитетом и попечительским советом).

Одна из волнующих проблем - это качество современного образования. Оно влияет не только на интеллектуальный потенциал страны, но и на будущее страны. К сожалению, на смену советской системе образования не пришло ничего достойного. Мы все являемся свидетелями бурного развития научного прогресса. Научные знания устаревают к моменту окончания студентом профессиональной образовательной организации. В лучших вузах усилия преподавательского состава направлены на по-

стоянное обновление научных знаний. Согласно теории Л.С.Выготского о взаимосвязи развития и обучения, образование должно опережать развитие общества, а «не плестись в хвосте, бежать вслед за уходящим поездом» [2]. Вузовские преподаватели в большинстве случаев нацелены на передачу теоретических знаний, а не формирование практических навыков, несмотря на то, что современные Федеральные государственные организационные стандарты построены на компетентностной парадигме, эти подходы отражаются в программах и модулях, а в реальности по-прежнему нет глубокой связи между образовательной организацией и производством.

На наш взгляд, отсутствие взаимосвязи между различными уровнями образования тоже является одной из причин отсутствия системных знаний у выпускников школ. Приходится констатировать, что не создана в стране единая система обеспечения преемственности в вертикали «Детский сад -школа - колледж - вуз - производство». Это объясняется разрозненностью в системе управления образованием, отсутствием должного профессионализма у управленцев, да и работодатель не заинтересован в получении своего «выпускника». Что касается старшей школы, то она живет мечтой о лучших показателях ЕГЭ, которые, кстати, зачастую не являются «показателем» успеха школы, а показателем успешного подбора репетиторов родителями обучающихся.

Очень важный аспект в деятельности современных образовательных организаций - это внедрение технологий инклюзивного образования. Опыт инклюзивного образования, которая развивается благодаря энтузиастам-практикам, показывает, что эта проблема может быть решена вполне удачно там, где есть воля руководителей и убежденность педагогов в важности данного направления деятельности. Качество и распространенность инклюзивного образования во многом зависят от совершенства готовности педагогов к реализации идей инклюзии. В настоящее время прилагаются усилия к реформированию закона «Об образовании РФ», однако многие проблемы пока остаются [6]. В частности, это «размытые» социальные обязательства со стороны государства, плохо прописанные принципы лицензирования учебных заведений. Недоработанные законы о контрольно-надзорных процедурах умножают коррупцию и увеличивают количество вузов, дающих некачественное образование. Чрезвычайно слабы законы об образовании в сельской местности. В частности, в законах не учитывается особая специфика сельских учебных заведений [2].

Одна из проблем, возникших в связи с реформированием системы образования - это свободное поступление выпускников основной общеобразовательной школы в колледжи и техникумы. Коммерческие колледжи и техникумы поглощают всех выпускников основной школы, которые редко дают навыки по рабочим профессиям. По-прежнему это реформирование не дало своего положительного результата по подготовке рабочих кадров высокой квалификации.

Несмотря на все сложности и явные противоречия в развитии современной системы образования, все же можно констатировать, что образование модернизируется, оно не состоянии стагнации! На мой взгляд, работники образовательной сферы должны осознавать, что они находятся постоянно на «переднем крае фронта». Радует тот факт, что в систему образования все чаще и чаще приходят молодые талантливые личности, осознающие всю ответственность за будущее страны. Пристальное внимание к ним со стороны руководителей образовательных организаций предполагает заботу об их научно-методическом росте, помощь в налаживании обширных связей с семьями обучающихся и с социальными институтами воспитания.

В то же время, в «умных» образовательных организациях предпочитают симбиоз поколений, когда бережно относятся как к молодым, так и к преподавателям в возрасте. Такое бережное отношение ко всем участникам образовательного процесса является примером в воспитании уважения к старости и заботы о хрупких существах-детях. Такая традиция сложилась в инклюзивной школе «Ковчег» № 1321 города Москвы, что свидетельствует о проявлении гуманного отношения к каждому человеку.

Радует тот факт, что в обществе возрастает понимание того, что образование - это и есть передний край фронта. Система образования требует не эволюционного, а революционного взлета. Этого требует и рейтинг нашей страны в мировом образовательном сообществе, ее безопасность в чрезвычайно сложных условиях эпохи политической нестабильности в мире.

Литература

1. Амонашвили, Ш.А Размышления о гуманной педагогике / ШААмонашвили. - М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

2.Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс -1981. - 536 с.

3.Гильманова, Л.В. Управление качеством педагогического взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.В.Гильманова. - Казань, 2016.

4.Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.В.Давыдов. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288с.

Б.Занков, Л.В. Избранные педагогические труды. - 3-е изд., дополн. -М.: Дом педагогики, 1999. - 608 с.

6. Об образовании в РФ: [ФЗ от 28.02.2012 № 273 ФЗ принят Гос. Думой 21 дек. 2012. : по состоянию на 3 марта 2014 г.].

7. Ильин, Е.Н. Уроки практической грамотности: Заметки учителя литературы / Е.Н.Ильин. - С.-Пб., 1997. -

128 с.

8. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009)].

9. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении / АМ.Матюшкин. - М.: ДиректмедиаПаб-лишинг, 2008. - 392 с.

10. Махмутов,М.И.Теория и практика проблемного обучения: понятие о проблемном обучении / М.И.Мах-мутов. - Москва, 1976 // Хрестоматия по педагогике: учебное пособие / Ред. З.И.Равкин; Сост. М.Г.Бушканец, Б.Д.Леухин. - Москва: Просвещение, 1976. - С. 387-389.

11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: [утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р].

12. Шаталов, В.Ф. Педагогическая проза / В.Ф.Шаталов. - Издательство: Сев.-Зап. кн. изд-во. Архангельск, 1990. - 383 с.

УДК: 378.02

А.В.Иванова

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию понятия «духовно-нравственная культура». Приведен анализ современной литературы по проблеме формирования духовно-нравственной культуры молодежи, концепции и специфика духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ. Куль-турно-досуговая среда представлена как фактор развития компетентных специалистов нового типа. Рассмотрен практический анализ воспитательной работы Казанского государственного института культуры.

Ключевые слова: духовно-нравственная культура, духовно-нравственное воспитание, толерантность, культурно-досуговая среда, досуг, высшее образование, воспитательная работа, молодежь, молодежная политика.

Ivanova A.V. ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL ACTIVITY OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS ON THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF YOUTH

The summary: The article considers the main approaches to the understanding of the concept «spiritual-moral culture». The analysis of the current literature on the issue of formation of spiritually - moral culture of youth, the concept and the specifics of the spiritual and moral development and education of the individual citizen of the Russian Federation. Cultural - leisure media is presented as a factor in the development of competent specialists of new type. Consider a practical analysis of the educational work of the Kazan State Institute of Culture.

Keywords: spiritual and moral culture, spiritual and moral education, tolerance, cultural and leisure environment and leisure, higher education, educational work, youth, youth policy.

Молодежь - это передняя линия борьбы Не только за будущее, но и за самого человека...»

Святейший Патриарх Кирилл

Произошедшие на рубеже веков кардинальные изменения в социально-экономической и политической системе страны повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни общества и государства. К началу XXI века создалась принципиально новая социокультурная ситуация, требующая коренного пересмотра организационных основ и сущностно-содержательных форм функционирования многих социальных институтов общества, и, прежде всего, образования как основного механизма национальной безопасности государства и человека в правовой демократической стране.

В современных условиях возникла необходимость разработкии реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов духовного и нравственного воспитания молодежи. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамичных методов социально-культурной работы с учетом целей и задач высших образовательных учреждений различных типов, и видов.

В России и в Татарстане в частности уделяется пристальное внимание вопросам молодежной политики. Важнейшим показательным индикатором состояния общества является молодежь, с которой связаны реальные возможности развития любого региона в ближайшие десятилетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.