Научная статья на тему 'Особенности развития духовно-нравственных отношений личности в современной системе российского образования'

Особенности развития духовно-нравственных отношений личности в современной системе российского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ / РАЗВИТИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / УЧАЩАЯСЯ МОЛОДЕЖЬ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ИЗМЕНЕНИЯ / FEATURES / DEVELOPMENT / SPIRITUAL AND MORAL RELATIONS / STUDYING USE / SYSTEM OF EDUCATION / CHANGES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старов Михаил Иванович

В статье рассматриваются особенности трансформации духовно-нравственных отношений в российской системе образования, которые зависят от серьезных преобразований в социально-экономической и социокультурной жизни нашего общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старов Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL RELATIONS OF PERSONALITY IN MODERN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION

The article scrutinizes the features of transformation of spiritual and moral relations in system of education which depend on serious developments in socio-economic and socio-cultural life of our society.

Текст научной работы на тему «Особенности развития духовно-нравственных отношений личности в современной системе российского образования»

УДК 371.03

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Михаил Иванович СТАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор-консультат кафедры педагогической и возрастной психологии, заслуженный работник высшей школы РФ, e-mail: kpivp@mail.ru

В статье рассматриваются особенности трансформации духовно-нравственных отношений в российской системе образования, которые зависят от серьезных преобразований в социальноэкономической и социокультурной жизни нашего общества.

Ключевые слова: особенности; развитие; духовно-нравственные отношения; учащаяся молодежь; система образования; изменения.

Духовно-нравственное возрождение России невозможно представить без глубокого и вдумчивого исследования этой проблемы отечественными учеными-психологами. Физическое, психическое, психологическое, духовное и нравственное здоровье детей - общепризнанное приоритетное направление развития нашего общества. Эта задача ложится, в первую очередь, на российскую семью и систему образования.

Известно, что за последние десятилетия в социально-экономической и культурнополитической жизни России произошли существенные изменения, которые оказали и оказывают непосредственное влияние на трансформацию духовно-нравственных отношений личности [1].

В настоящее время российскую молодежь, независимо от пола, возраста и национальностей, волнуют, прежде всего, проблемы материального плана (экономические отношения), а духовно-нравственные аспекты отодвигаются на второй план. А ведь экономические и общественные отношения личности тесно взаимодействуют между собой, поэтому наш исследовательский коллектив кафедры педагогической и возрастной психологии Академии психологии и управления Тамбовского госуниверситета им. Г.Р. Державина уже несколько десятилетий осуществляет научную и практическую деятельность по проблеме «Психология духовно-нравственных отношений в системе образования: диагностика, профилактика, коррекция и реабилитация на различных возрастных этапах развития человека».

Объектами нашего исследования были и остаются дошкольники, учащиеся (младших, средних и старших классов), дети «групп риска» из учреждений дополнительного образования, детско-юношеских спортивных школ, школ-интернатов, детских домов, студенты средних и высших профессиональных учебных заведений, педагоги, воспитатели, психологи.

Методологической основой наших исследований являются системный, антропологический, личностный, деятельностный, аксиологический (ценностный) подходы, а так же положение о том, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений».

Учитывая влияние внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов на формирование и развитие духовнонравственных отношений личности нами исследовались в динамике: особенности социально-культурной среды, в которой находится личность, т. н. «зона ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому), социально-

экономические условия современного российского общества, постоянный процесс модернизации систем образования и т. д. В связи с воздействием постоянно изменяющегося социума происходит и трансформация характера отношений подрастающей молодежи к окружающей действительности (природе, собственности, людям, информации к своему внутреннему миру и др.). Внутренний (психологический) мир личности - это ее мировоззрение, убеждения, отношения, потребности, мотивы, установки, интересы, желания,

стремления, самосознание, эмоциональноволевая сфера и т. д.

Результаты наших исследований нашли полное отражение более чем в тридцати кандидатских и докторских диссертациях, выполненных и защищенных по разрабатываемой нами проблеме.

Они позволили нам выявить ряд тенденций в трансформации ценностных отношений личности за последние годы, и своевременно скорректировать направление научных поисков, а так же учитывать психологические закономерности и психологические механизмы (осознание, переживание, идентификация, рефлексия, интериоризация, экс-териоризация и др.) перехода ценностных отношений в личностные убеждения и качества у дошкольников, учащихся, студентов, педагогов, психологов.

Нами были определены задачи развития духовно-нравственных отношений личности детей в системе образования с единых методологических позиций светского и религиозного характера. Так как современная семья, первоисточник духовности и нравственности ребенка, перестала в большинстве случаев быть гарантом и оплотом духовного, нравственного, физического, профессионального, психического и психологического здоровья подрастающего поколения. Родители в силу своей занятости в погоне за материальными благами мало внимания уделяют характеру складывающихся взаимоотношений с детьми. Сказывается и расслоение семей по материальному уровню жизни на характере взаимоотношений с другими детьми и взрослыми. В обществе, в целом, сложилась негативная ситуация в процессе духовнонравственного воспитания молодежи. Многие молодые люди потеряли опору внутри себя и в своих ценностных жизненных ориентациях.

До событий 1917 г. роль такой точки опоры для детей выполняла церковь. Опыт научной философии, психологии, педагогики, православной педагогики, показывает необходимость внесения в содержание образовательного процесса богатого святоотеческого наследия, возрождение и развитие духовно-нравственных начал у детей. Ведь христианская антропология считает, что человек по структуре трехсоставен и состоит из тела, души и духа. При этом дух считается

субстанцией, которой подчиняется и душа, и тело. Поэтому сейчас в авральном порядке в некоторых учебных заведениях открывают отделения телеологии, а в школах вводятся уроки религиоведения, приглашаются в систему образования для взаимодействия с педагогами служители церкви.

Следует отметить и ряд других трансформации ценностей личности в образовательной среде. Если раньше в дошкольных, школьных и вузовских учреждениях была нехватка компьютеров, то сейчас имеются специализированные компьютерные классы с выходом в интернет, да и дома многие семьи имеют компьютеры. Это дает возможность расширить информационное пространство детям средствами мультимедиа, тем самым обогатить информацию, в т. ч. и по учебным дисциплинам. Однако педагогам и родителям необходимо корректировать и регламентировать отношение детей к информационным системам, чтобы сохранить их психическое, психологическое и физическое здоровье.

Кроме этого, в России значительно расширяются международные связи. Некоторые учащиеся и студенты учатся в других странах, и в наших учебных заведениях обучаются иностранцы. Тем самым создаются благоприятные условия для развития межнациональных отношений и расширению межэтнических связей.

Исследования показали, что в последние годы коренным образом изменился у молодежи интерес к профессиям, отсюда произошла трансформация профориентационных ценностей, которые необходимо изучать педагогам и психологам и учитывать эти особенности в работе с молодежью по выбору ими будущей специальности, необходимой для жизненной перспективы.

В связи с увеличением интенсивности жизни, с явной акселерацией детей работникам системы образования и родителям необходимо постоянно повышать свою психоло-го-педагогическую компетентность. Они должны знать психофизиологические особенности переходных периодов детей: от дошкольного к младшему школьному возрасту, от него к подростковому, юношескому; обязательно учитывать движущие силы и сенситивные периоды развития личности при целенаправленной организации ду-

ховно-нравственных отношений в образовательной среде.

Если несколько десятилетий назад в психолого-педагогической деятельности

специалисты стремились формировать у детей гуманистические и коллективистические ценности, то сейчас направленность усилий специалистов, в первую очередь, направлена на актуализацию личности (по А. Маслоу), характеризующую их индивидуалистическую психологию и отношения, в связи с чем повышается чувство личной ответственности за себя, а не за общество.

Появление новых молодежных субкультур создает определенные трудности для детей. Постоянно меняется их отношение к музыке, стилю одежды, прическам, образцам поведения, к учебной деятельности. Все это так же отражается на характере отношений детей к субкультуре, т. к. она не всегда соответствует духовно-нравственным идеалам, сложившимся веками в нашем обществе.

В связи с модернизацией российского образования в корне меняется учебная деятельность в школах и других учебных заведениях [2, с. 28-32]. Если раньше при обучении были отношения «субъект-объектные», то сейчас они в основном «субъект-субъект-ные». Дети не обучаются, а учатся, т. е. они активизируют свои познавательные усилия, а для этого надо у них развивать потребности познания и позитивную мотивацию к процессу учения.

Известно, что любое самое действенное средство может оказывать влияние на личность неадекватно, при одних условиях способствовать формированию духовно-нравственных качеств, а при других обстоятельствах - негативным свойствам личности. Поэтому не надо искать чудодейственного средства при осуществлении духовно-нравственного воспитания молодежи, а следует

подбирать инновационные способы, приемы психологических технологий, существующих в психолого-педагогической практике, и создавать необходимые организационно-психологические условия для эффективного решения поставленных задач [3, с. 27-30].

Таким образом, результаты наших исследований [4] свидетельствуют о том, что в научной и практической деятельности по формированию и развитию духовно-нравственных отношений личности детей в образовательной среде необходимо обязательно учитывать особенности изменений жизненных ценностей в социально-экономической и социально-культурной сферах общества и в системе современного российского образования.

1. Фельдштейн Д.И. О состоянии и путях повышения качества диссертационных исследований по педагогике и психологии // Вестник практической психологии образования. 2008. № 2 (15). С. 52-57; № 3 (10). С. 63-66.

2. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения // Вестник практической психологии образования. 2009. № 2 (19).

3. Старое М.И. Задачи духовно-нравственного воспитания детей в системе непрерывного образования // Психология развития духовно -нравственных отношений личности в системе образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции 18 марта 2009 г. / отв. ред. М.И. Старов. Тамбов, 2009.

4. Старое М.И., Зайцева О.С. Развитие духовно-нравственных отношений у подростков «группы риска» в учреждениях дополнительного образования: монография. Тамбов, 2010.

Поступила в редакцию 14.11.2011 г.

UDC 371.03

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SPIRITUAL AND MORAL RELATIONS OF PERSONALITY IN MODERN SYSTEM OF RUSSIAN EDUCATION

Mikhail Ivanovich STAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor-Consultant of Pedagogical and Age Psychology Department, Honored Worker of High School of Russian Federation, e-mail: kpivp@mail.ru

The article scrutinizes the features of transformation of spiritual and moral relations in system of education which depend on serious developments in socio-economic and socio-cultural life of our society.

Key words: features; development; spiritual and moral relations; studying use; system of education; changes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.