Научная статья на тему 'Современное образование – фундамент развития демократического общества в ХХI веке'

Современное образование – фундамент развития демократического общества в ХХI веке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современное образование / ХХI век / развития / самостоятельная работа / партнёрства. / modern education / XXI century / development / independent work / partnerships.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдалова Озода Уктамовна

статья посвящена важным аспектам современного образования в ХХI веке. Тенденции развития образовательных систем сегодня связаны, прежде всего, с гуманизацией образования, способствующей самовыражению и самореализации личности. Это значит: научить учеников самих добывать информацию; создать учебную среду для развития, самосознания и самовыражения личности; развить способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности; формировать у обучаемых навыки самообразования; организовывать групповую и парную формы работы на уроке (занятии); создать в классе (аудитории) атмосферу партнёрства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абдалова Озода Уктамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN EDUCATION - THE FOUNDATION FOR THE DEVELOPMENT OF A DEMOCRATIC SOCIETY IN THE XXI CENTURY

the article focuses on the important aspects of modern education in the twenty-first century. The trends in the development of educational systems today are associated primarily with the humanization of education, promoting self-expression and self-realization of the individual. This means: to teach the students themselves to extract information; create an educational environment for the development, self-awareness and self-expression of the individual; develop the ability of students to work independently with information of any degree of complexity; develop the skills of self-education in students; to organize group and pair forms of work at the lesson (occupation); create an atmosphere of partnership in the classroom (audience).

Текст научной работы на тему «Современное образование – фундамент развития демократического общества в ХХI веке»

PEDAGOGICAL SCIENCES

MODERN EDUCATION - THE FOUNDATION FOR THE DEVELOPMENT OF A DEMOCRATIC SOCIETY IN THE XXI CENTURY Abdalova O.U. (Republic of Uzbekistan) Email: Abdalova561 @scientifictext.ru

Abdalova Ozoda Uktamovna - Тeacher of primary education, SCHOOL № 44,

YANGIYUL DISTRICT, TASHKENT REGION, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article focuses on the important aspects of modern education in the twenty-first century. The trends in the development of educational systems today are associated primarily with the humanization of education, promoting self-expression and self-realization of the individual. This means: to teach the students themselves to extract information; create an educational environment for the development, self-awareness and self-expression of the individual; develop the ability of students to work independently with information of any degree of complexity; develop the skills of self-education in students; to organize group and pair forms of work at the lesson (occupation); create an atmosphere of partnership in the classroom (audience). Keywords: modern education, XXI century, development, independent work, partnerships.

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - ФУНДАМЕНТ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА В XXI ВЕКЕ Абдалова О.У. (Республика Узбекистан)

Абдалова Озода Уктамовна - учитель начального образования, школа № 44,

Янгиюльский район, Ташкентская область, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена важным аспектам современного образования в XXI веке. Тенденции развития образовательных систем сегодня связаны, прежде всего, с гуманизацией образования, способствующей самовыражению и самореализации личности. Это значит: научить учеников самих добывать информацию; создать учебную среду для развития, самосознания и самовыражения личности; развить способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности; формировать у обучаемых навыки самообразования; организовывать групповую и парную формы работы на уроке (занятии); создать в классе (аудитории) атмосферу партнёрства. Ключевые слова: современное образование, XXI век, развития, самостоятельная работа, партнёрства.

В XXI веке «способность к творчеству, умение оперировать информацией рассматриваются как ключевая производительная сила будущего» [1]. Это значит, что сегодня нужны знания не столько в их классическом, традиционном понимании, полезные в утилитарном отношении, а как квинтэссенция информации, дающая возможность человеку принять правильное решение [2].

Из сказанного следует, что тенденции развития образовательных систем сегодня связаны, прежде всего, с гуманизацией образования, способствующей самовыражению и самореализации личности. Это значит: научить учеников самих добывать информацию; создать учебную среду для развития, самосознания и самовыражения личности; развить способность учащихся к самостоятельной работе с информацией любой степени сложности; формировать у обучаемых навыки самообразования; организовывать групповую и парную

57

формы работы на уроке (занятии); создать в классе (аудитории) атмосферу партнёрства. Другими словами, главное сегодня - не нагружать, а развивать... [3]. Основное условие для этого, а именно повышения результативности обучения - развитие творческого мышления и творческих способностей. Мы в целом придерживаемся следующих толкований названных выше понятий.

А именно: творческое мышление - это способность находить принципиально новые, уникальные решения. Иногда творческое решение является результатом реорганизации давно известных фактов в новую схему, а иногда представляет собой совершенно новую мысль, которая до этого момента никому не приходила в голову. Д.Б. Богоявленская считает, что «позитивным результатом всякого творчества является новое знание».

Творческие способности - это индивидуально психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности её выполнения, то есть характеристики личности, выражающие меру освоения некоторой совокупности деятельностей. От способностей зависит скорость, лёгкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами способности не сводятся к знаниям и умениям. Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идёт в процессе индивидуальной жизни, и что среда и воспитание активно формируют их.

К наиболее важным детерминантам творческой деятельности мы относим творческое мышление и творческие способности. Вот почему современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Другими словами, современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

* гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, умело применять самостоятельно приобретенные знания на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

* самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы, иметь и находить пути рационального их решения, используя современные технологии;

* четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности;

* быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

* грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставляя с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, формулировать аргументированные выводы, применять их для выявления и решения новых проблем);

* быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

* самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня. Таково веление времени.

В Республике Узбекистан накоплен богатейший опыт творческого использования педагогических инноваций - как в теории, так и на практике, - которые нашли конкретное выражение в модернизированных вариантах государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебников и учебных пособий и, естественно, в стиле проведения разных вариантов уроков, внеклассных, факультативных занятий и др.

Данный материал служит определённым подспорьем для учителей и преподавателей республики в решении приоритетных задач по формированию гармонично развитого подрастающего поколения и молодёжи - будущего нашей страны.

Список литературы /References

1. Социал-демократия XXI века: новые глобальные проблемы // СМ-ХХ1. М., 2004. № 5.

2. Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе. М., 1994.

3. Андриянова В.И. Главное - не нагружать, а развивать... // Учитель Узбекистана. Т., 2005. 19 августа.

PRINCIPLES OF DIAGNOSIS OF LEARNING OUTCOMES Yusupov M.M. (Republic of Uzbekistan) Email: Yusupov561@scientifictext.ru

Yusupov Muhammad Makhmudovich - Deputy Dean, FACULTY FINE ARTS AND LABOR EDUCATION, JIZZAK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, JIZZAK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article presents a system of principles reflecting the effective functioning of any model of pedagogical diagnostics, excluding directiveness on the part of the teacher and rejection of diagnostics on the part of the student. A deeper and more extensive meaning is embedded in pedagogical diagnostics than in the traditional test of students' knowledge and skills. Knowledge of the child and the person in general, which is the object of education, is a necessary condition for pedagogical culture. The basic principles of diagnosing and monitoring student performance are systematic, objectivity, clarity, regularity.

Keywords: diagnosis, assessment, principles of diagnosis, systematic.

ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Юсупов М.М. (Республика Узбекистан)

Юсупов Ыухаммад MaxMydoem - заместитель декана, факультет изобразительного искусства и трудового образования, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье представлена система принципов, отражающая эффективное функционирование любой модели педагогической диагностики, исключающая директивность со стороны преподавателя и неприятие диагностики со стороны ученика. В педагогическую диагностику вкладывается более глубокий и более обширный смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков обучаемых. Знание ребенка и человека вообще, являющегося объектом воспитания, - необходимое условие педагогической культуры. Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность, регулярность. Ключевые слова: диагностика, оценка, принципы диагностики, систематичность.

Термин «диагностика» (от греч. diagnostikos - способный выявлять, распознавать) давно и хорошо известен в медицине и психологии. Однако понятие «педагогическая диагностика» (ПД) было предложено К. Ингенкампом только в 1968 году [1].

В своем фундаментальном труде, посвященном проблемам дидактики и теории воспитания, И.П. Подласый отмечает, что «диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического (учебного) процесса, точное определение всех его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление учебным процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов» [2].

Педагогическую диагностику следует анализировать как эффективный способ корректировки деятельности педагога с целью совершенствования его педагогического мастерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.