Научная статья на тему 'Принципы диагностики результатов обучения'

Принципы диагностики результатов обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1246
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
диагностика / оценка / принципы диагностики / систематичность / diagnosis / assessment / principles of diagnosis / systematic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юсупов Mухаммад Mахмудович

в данной статье представлена система принципов, отражающая эффективное функционирование любой модели педагогической диагностики, исключающая директивность со стороны преподавателя и неприятие диагностики со стороны ученика. В педагогическую диагностику вкладывается более глубокий и более обширный смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков обучаемых. Знание ребенка и человека вообще, являющегося объектом воспитания, необходимое условие педагогической культуры. Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность, регулярность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF DIAGNOSIS OF LEARNING OUTCOMES

this article presents a system of principles reflecting the effective functioning of any model of pedagogical diagnostics, excluding directiveness on the part of the teacher and rejection of diagnostics on the part of the student. A deeper and more extensive meaning is embedded in pedagogical diagnostics than in the traditional test of students' knowledge and skills. Knowledge of the child and the person in general, which is the object of education, is a necessary condition for pedagogical culture. The basic principles of diagnosing and monitoring student performance are systematic, objectivity, clarity, regularity.

Текст научной работы на тему «Принципы диагностики результатов обучения»

Список литературы /References

1. Социал-демократия XXI века: новые глобальные проблемы // СМ-ХХ1. М., 2004. № 5.

2. Друкер П. Новые реальности в правительстве и политике, в экономике и бизнесе. М., 1994.

3. Андриянова В.И. Главное - не нагружать, а развивать... // Учитель Узбекистана. Т., 2005. 19 августа.

PRINCIPLES OF DIAGNOSIS OF LEARNING OUTCOMES Yusupov M.M. (Republic of Uzbekistan) Email: Yusupov561@scientifictext.ru

Yusupov Muhammad Makhmudovich - Deputy Dean, FACULTY FINE ARTS AND LABOR EDUCATION, JIZZAK STATE PEDAGOGICAL INSTITUTE, JIZZAK, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: this article presents a system of principles reflecting the effective functioning of any model of pedagogical diagnostics, excluding directiveness on the part of the teacher and rejection of diagnostics on the part of the student. A deeper and more extensive meaning is embedded in pedagogical diagnostics than in the traditional test of students' knowledge and skills. Knowledge of the child and the person in general, which is the object of education, is a necessary condition for pedagogical culture. The basic principles of diagnosing and monitoring student performance are systematic, objectivity, clarity, regularity.

Keywords: diagnosis, assessment, principles of diagnosis, systematic.

ПРИНЦИПЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ Юсупов М.М. (Республика Узбекистан)

Юсупов Ыухаммад MaxMydoem - заместитель декана, факультет изобразительного искусства и трудового образования, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье представлена система принципов, отражающая эффективное функционирование любой модели педагогической диагностики, исключающая директивность со стороны преподавателя и неприятие диагностики со стороны ученика. В педагогическую диагностику вкладывается более глубокий и более обширный смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений и навыков обучаемых. Знание ребенка и человека вообще, являющегося объектом воспитания, - необходимое условие педагогической культуры. Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность, регулярность. Ключевые слова: диагностика, оценка, принципы диагностики, систематичность.

Термин «диагностика» (от греч. diagnostikos - способный выявлять, распознавать) давно и хорошо известен в медицине и психологии. Однако понятие «педагогическая диагностика» (ПД) было предложено К. Ингенкампом только в 1968 году [1].

В своем фундаментальном труде, посвященном проблемам дидактики и теории воспитания, И.П. Подласый отмечает, что «диагностика - это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического (учебного) процесса, точное определение всех его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление учебным процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов» [2].

Педагогическую диагностику следует анализировать как эффективный способ корректировки деятельности педагога с целью совершенствования его педагогического мастерства.

Основными принципами диагностики и контроля успеваемости обучающихся являются систематичность, объективность, наглядность, регулярность.

Принцип систематичности заключается в том, что все обучаемые подвергаются систематическому диагностированию с первого и до последнего дня пребывания в образовательной организации. Контроль в школе необходимо осуществлять с такой периодичностью, чтобы достоверно и объективно проверить то содержательное наполнение образовательного процесса, что школьникам необходимо знать и применять в практической деятельности. Принцип систематичности требует от преподавателя комплексного подхода к проведению диагностики, при котором различные методы, формы и средства диагностирования, проверки и оценивания реализуются в единстве и тесной взаимосвязи, подчиняются одной образовательной цели. Требование принципа систематичности выражается, прежде всего, в необходимости осуществления диагностического контролирования на всех уровнях дидактического процесса - от первоначального восприятия знаний и до их практического использования. Такой подход исключает универсальность отдельных форм, методов и средств педагогического диагностирования.

Принцип объективности заключается в научном обосновании содержания диагностических процедур, тестовых заданий, методик, вопросов, дружеском отношении педагога ко всем ученикам, в точном, соответствующем установленным критериям контроле и оценке знаний, умений, навыков. Практически объективность педагогической диагностики заключается в том, что независимо от педагогов, осуществляющих диагностирование, методов, средств и форм контроля выставленные оценки совпадают.

Принцип наглядности состоит, прежде всего, в осуществлении открытых испытаний всех обучающихся по одинаковым критериям и параметрам. Рейтинг каждого обучаемого, устанавливаемый в процессе диагностики, носит формализованный, наглядный характер. Оценка - это ориентир, по которому у школьников создается впечатление об объективности педагогической оценки, об эталонах требований к ним, а также об уровне сформированных взаимоотношений «учитель-ученик». Данный принцип требует также открытости и относительности оценок. Существенными условиями реализации принципа наглядности являются оглашение результатов диагностических срезов, анализ и обсуждение их с участием заинтересованных лиц, составление перспективных планов устранения пробелов.

Таким образом, педагогическая диагностика есть условие и предпосылка для грамотной постановки и успешного конструирования педагогических технологий. Педагог в какой-то мере должен быть исследователем и по профессиональной обязанности, и по познавательным потребностям и интересам, и по совести. Чтобы добиться высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности, современный учитель изучает нововведения в педагогической теории и практике, новую психолого-педагогическую литературу, постоянно следит за динамикой духовного, нравственного, умственного и физического развития своих подопечных - всего класса и каждого по отдельности как единицы социальной сферы. Всестороннее изучение индивида и группы особенно необходимо тогда, когда педагог работает с ними впервые. За непрерывно меняющимися условиями педагогического процесса педагог следит постоянно. Более того, «сканирование» (от англ. scan - «обозрение, поле зрения») педагогической ситуации в учебно-воспитательной деятельности является значимым компонентом успешной работы учителя. Кроме того, педагог из разных источников воспринимает и аккумулирует в себе широкий диапазон новой информации по смежным научным областям, культуре, искусству, технике, политике и т.д. Перерабатывая полученную информацию, он обобщает, систематизирует, структурирует и оценивает ее как средство профессиональной деятельности, с тем чтобы потом этот переработанный и осмысленный материал наиболее выгодным образом реализовать в практической деятельности как ведущий компонент педагогической технологии.

Педагогическую диагностику можно разделить на три этапа.

Первый этап - промежуточное диагностирование - представляет собой ежемесячный анализ результатов деятельности преподавателя по следующим направлениям.

60

Второй этап - промежуточная педагогическая диагностика по итогам работы в первом полугодии. Представляет собой также промежуточный, но более основательный анализ работы педагога по двум основным показателям - функциональному и результативно -личностному компонентам деятельности.

Третий этап - итоговая диагностика по итогам учебного года в целом, которая позволяет выявить уровень компетентности педагога, его рейтинг среди всех педагогов общеобразовательного учреждения в учебно-воспитательной работе школы, наметить перспективные, более эффективные формы и методы педагогической деятельности.

Список литературы /References

1. Абасов З.А. Проектирование и совершенствование контрольно оценочного компонента учебной деятельности школьников. // Завуч. Научно-практический журнал, 2004. № 4. С. 21-45.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.