Научная статья на тему 'Структура и методы педагогической диагностики компетенций курсантов вузов войск национальной гвардии РФ'

Структура и методы педагогической диагностики компетенций курсантов вузов войск национальной гвардии РФ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
298
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ / МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ / СТРУКТУРА И МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНЦИЙ / ДИАГНОСТИКА КУРСАНТОВ РОСГВАРДИИ / PEDAGOGICAL DIAGNOSIS OF COMPETENCES / METHODS OF DIAGNOSTICS / STRUCTURE AND ASSESSMENT MODEL OF COMPETENCES / DIAGNOSTICS OF THE STUDENTS OF NATIONAL GUARD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронов Сергей Алексеевич

Статья посвящена актуальной педагогической и метрологической проблеме – диагностике сформированности компетенций курсантов Росгвардии. Автор описывает существующие подходы к содержанию структуры диагностического аппарата и этапов ее проведения. Приведены используемые методы диагностирования и модель для оценки компетенции, которые, в частности, могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов диагностики ИКТ компетенции курсантов Росгвардии. Статья предназначена в первую очередь преподавателям, занимающимся исследованиями в области педагогической диагностики компетенций военнослужащих вновь образованных войск национальной гвардии РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воронов Сергей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC COMPETENCIES OF CADETS OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article is devoted to the metrological and pedagogical problem of diagnostics of formation of competences of students of Regardie. The author describes existing approaches to the content structure of the diagnostic apparatus and the stages of its implementation. The methods used for diagnosis and model for the assessment of competence, which, in particular, can be used for further studying of questions of diagnostics ICT competence of cadets of national guard. The article is intended primarily adjuncts (post-graduate) and faculty conducting research in the area of pedagogical diagnostics of servicemen of the troops of the newly formed national guard.

Текст научной работы на тему «Структура и методы педагогической диагностики компетенций курсантов вузов войск национальной гвардии РФ»

DOI: 10.187217JHSS.8121 УДК 378

СТРУКТУРА И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ КОМПЕТЕНЦИЙ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РФ

С.А. Воронов

Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Рассмотрена актуальная педагогическая и метрологическая проблема — диагностика сформированности компетенций курсантов вузов войск Росгвардии. Описаны существующие подходы к содержанию структуры диагностического аппарата. Приведены используемые методы диагностирования и модель для оценки компетенций. Статья предназначена в первую очередь для преподавателей, занимающихся исследованиями в области педагогической диагностики компетенций военнослужащих вновь образованных войск национальной гвардии Российской Федерации. Ее материалы могут быть использованы для дальнейшего изучения вопросов диагностики ИКТ-компетенции курсантов вузов войск Росгвардии.

Ключевые слова: педагогическая диагностика компетенций; методы диагностики; структура и модель оценки компетенций; диагностика компетенций курсантов вузов войск Росгвардии

Ссылка при цитировании: Воронов С.А. Структура и методы педагогической диагностики компетенций курсантов вузов войск национальной гвардии РФ // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 1. С. 177-181. Б01: 10.18721/JHSS.8121

STRUCTURE AND METHODS OF PEDAGOGICAL DIAGNOSTIC COMPETENCIES OF CADETS OF UNIVERSITIES OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Voronov

St. Petersburg military institute of national guard troops of the Russian Federation, St. Petersburg, Russian Federation

The article is dedicated to the metrological and pedagogical problem of diagnosing the formed competences of students of universities of the Russian National Guard troops. The author describes the existing approaches to the content of the structure of the diagnostic apparatus and the stages of its implementation. The paper presents the methods used for diagnosis and the model for assessing the competence, which, in particular, can be used for further studies into the diagnostics of the ICT competence of the cadets of universities of the National Guard troops. The article is primarily intended for educators conducting research in the area of pedagogical diagnostics of servicemen of the the newly formed national guard.

Keywords: pedagogical diagnosis of competences; diagnostic methods; structure and model of competence assessment; diagnostic Competencies of Cadets of universities of the National Guard troops

Citation: S.A. Voronov, Structure and methods of pedagogical diagnostic competencies of cadets of universities of the National Guard troops of the Russian Federation, St. Petersburg State Polytechnical University Journal. Humanities and Social Sciences, 8 (1) (2017) 177-181. DOI: 10.18721/JHSS.8121

«...Электронные средства массовой информации, глобальное информационное пространство стали неотъемлемой частью жизнедеятельности общества, массового духовного общения людей. Они осуществляют интенсивную обработку общественного мнения, занимаются его формированием. Распространяют, популяризируют образцы, стили, нормы поведения, моделируют и внедряют в массовое сознание образ реальности, к которому необходимо стремиться» [1, с. 846]. Постоянный рост количества информационных источников и программных приложений, используемых учащимися в повседневной образовательной деятельности, вызывает информационную перегрузку. Способность человека понимать сущность и значение воспринимаемой информации и осознавать возникающие при этом опасности и возможные угрозы является одним из компонентов ИКТ-компетенции. речь идет о необходимости анализировать не только информацию на предмет ее «полезности», но и сами источники, которые могут представлять различные уровни истинности, важности и объективности. У современной молодежи возникает информационно-коммуникативная зависимость, вызванная усовершенствованием различных способов и средств общения и передачи информации. таким образом, создается потребность в формировании у курсантов вузов войск росгвардии икт-компетенции, отвечающей требованиям современного общества, и, как следствие, в определении диагностического аппарата по оценке уровня ее сфорированности на различных этапах обучения.

В положениях ФГОС ВПО описан набор компетенций, важных для профессиональной деятельности, однако в них, как и в сопровождающих их нормативно-правовых документах, четко не сформулированы требования к методам, алгоритмам и критериям сформированности тех или иных компетенций будущих специалистов. стандарты третьего поколения обязывают образовательные организации создавать фонды оценочных средств, которые содержат комплекс мероприятий по контролю и позволяют оценивать

знания, умения и уровни сформированности компетенций, однако единых подходов к формированию этих фондов нет [2].

До недавнего времени оценка считалась достаточным критерием для аттестации и выступала в роли доминирующего средства определения успеваемости обучающегося, несмотря на тот факт, что она дает мало информации для диагностики самого образовательного процесса.

Изначально термин «диагностика» (от грен. diagnostikos — способный распознавать1) использовался в медицине при описании установленного диагноза, т. е. заключения о сущности болезни и состоянии пациента. В последующем этот термин стал употребляться и в других областях. К примеру, в строительстве диагностика — это установление технического состояния объекта (конструкции, изделия, материала) путем выявления дефектов; методы и средства обнаружения и поиска дефектов2.

В педагогике и образовании существуют разные подходы к определению термина «диагностика». Исследованием педагогической диагностики занимались Б.П. Битинас, П.П. Дерюгин, О.Ю. Ефремов, К. Ингенкамп и др. Так, Л.П. Крившенко считает, что диагностика — это «изучение состояния педагогического процесса»3. Данное определение охватывает достаточно широкую сферу деятельности общества.

B.C. Аванесов под диагностикой понимает систему специфической деятельности педагогов и педагогических коллективов, нацеленную на выявление интересующих свойств личности с целью измерения результатов воспитания, образования и обучения [3].

1 Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. 1-е изд. СПб.: Норинт, 1998.

2 МРДС 02-08: Пособие по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных. 1-е изд. М., 2008. С. 3.

3 Крившенко Л.П. Педагогика. М.: Проспект, 2004. С. 91.

К. Ингенкамп еще в 1968 г. дал следующее определение педагогической диагностики: совокупность приемов контроля и оценки, направленных на решение задач оптимизации учебного процесса, дифференциации учащихся, а также совершенствования образовательных программ и методов педагогического воздействия [4]. И со временем оно не утратило силу и наиболее полно описывает сущность этого понятия.

в диагностической деятельности чаще всего выделяются следующие аспекты:

• сравнение с установленной нормой или предыдущим состоянием,

• анализ причин отклонения от нормативной модели,

• прогнозирование,

• интерпретация полученных данных о состоянии объекта,

• информирование о результатах диагностической деятельности заинтересованных лиц,

• контроль за воздействием на диагностируемый объект различных диагностических методов.

важнейшими принципами диагностирования учащихся являются объективность, систематичность, наглядность. Объективность диагностики заключается в едином обоснованном подходе к формированию заданий для контроля, критериев оценки и отношения к обучающимся. Принцип систематичности заключается в том, что диагностический контроль необходимо проводить на всех этапах педагогического процесса, используя различные средства и методы. Принцип наглядности состоит в открытом процессе диагностирования и представления по единым критериям результатов, имеющих сравнительный характер.

Б.П. Битинас так сформулировал основную задачу педагогической диагностики: выявить оптимальные совокупности непосредственно фиксируемых показателей состояния педагогических явлений и процессов [5].

Если технологию рассматривать как систему последовательных этапов, то технология педагогической диагностики, по И.Ю. Гутник4, будет иметь следующий вид:

4 Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников (Теория. История. Практика). СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.

• определение объекта, целей и задач педагогической диагностики;

• планирование предстоящего диагностирования;

• выбор диагностических средств (критериев, уровней, методов);

• сбор информации о диагностируемом объекте;

• обработка полученной в результате проведенной диагностики информации, анализ, систематизация;

• синтез компонентов диагностируемого объекта в новое единство на основе анализа достоверной информации;

• прогнозирование перспектив дальнейшего развития объекта, обоснование и оценка педагогического диагноза;

• практическое использование результатов педагогической диагностики, осуществление коррекции по управлению педагогическим процессом с целью преобразования объекта.

Если определение объекта и задач педагогической диагностики не вызывает сложностей, то при выборе диагностических средств как раз возникают проблемы и трудности, что в дальнейшем может вызвать ошибки при сборе, обработке и интерпретации полученных результатов.

В педагогике выделяют следующие методы! педагогической диагностики: наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, беседа, интервью, опрос, тестирование, изучение педагогической документации (программы, УМК, портфолио профессиональной деятельности). Данные методы можно использовать как для текущего и промежуточного контроля освоения образовательной программы, так и при проведении итоговой аттестации воспитанников, анализа достижений учащихся и коллектива.

Зарубежные коллеги выделяют два основных метода оценивания сформированности компетенций: метод прямого оценивания (экзамен, зачет и т. п.) и метод опосредованного оценивания (анализ отзывов работодателей, анализ портфолио и пр.) [6].

в международных исследовательских программах PIRLS, TIMSS, PISA, Civic Education project предлагается диагностировать сформи-рованность компетенций различными тестами. Тестовые задания усложнялись по уровням, для их выполнения необходимы не только знания,

но и умение их применять или принимать более сложные комплексные решения. Результаты участия в международных исследованиях (TIMSS-2003, Р^А-2000, РЮА-2003) учащихся российских средних школ неутешительные, их показатели ниже, чем у европейских школьников. Это указывало на ограниченную способность наших школьников интерпретировать полученные знания на практике, в реальной жизни. Тем самым также можно обосновать сложившуюся необходимость перехода от пред-метно-знаниевой к компетентностной модели образования. В то же время не стоит рассматривать результаты этих исследований как догму и пытаться изменить систему образования. Наши образовательные программы различны, необходимо лишь сделать правильные выводы и взять лучшее, что будет нам полезно, извне, но не ломать то, что является отличительной чертой национального образования.

Раскрыв сущность педагогической диагностики, ее структуры, этапов и методов диагностирования, можно перейти к описанию модели оценки компетенций курсантов, взяв за основу модель Н.Ф. Ефремовой5, для чего потребуется:

• сформулировать перечень оцениваемых компетенций;

• проработать уровни сформированности каждой компетенции;

• создать профили компетенций под конкретные этапы обучения;

• подготовить рекомендации о том, как использовать модель компетенций;

• учесть особенности этапа обучения и профиля получаемой специальности;

• учесть различные методы оценки компетенций обучающихся.

Разработка такой модели включает следующие этапы:

1) определение цели оценочных мероприятий и форм накопления результатов;

2) разработка индикаторов и критериев оценивания компетенций с учетом стадии обучения;

3) выбор методов оценки различных компетенций;

4) разработка оценочных средств и процедур по оценке на основе профилей компетенций;

5 Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций в высшем образовании. М., 2010. С. 42—57.

5) определение правил и условий проведения оценочных мероприятий;

6) организация и проведение оценочных процедур;

7) первичная обработка результатов оценивания;

8) оценка уровня развития компетенций (анализ, интерпретация, выводы, рекомендации);

9) обсуждение результатов с испытуемыми;

10) включение результатов оценки в портфо-

лио для накопления данных и характеристики курсанта.

Кроме того, для каждой компетенции должны быть:

• определены средства и методики оценки,

• указаны уровни объективности оценки,

• заданы правила определения эталонных требований к выраженности компетенций в зависимости от ситуации и цели оценки,

• разработаны типовые рекомендации и правила использования результатов в зависимости от разницы между эталонным требованием и действительной оценкой компетенций курсантов.

Таким образом, стоит понимать, что диагностика нацелена не просто на фактическое представление существующего состояния дел, а в первую очередь на помощь курсантам вузов войск национальной гвардии в получении ими более качественного образования. Диагностика позволяет не только дать сиюминутный срез уровня сформированности тех или иных знаний, но и выявить динамику и тенденции их формирования, что, в свою очередь, позволит скорректировать сам педагогический процесс. Систематизация диагностического аппарата, подбор единых критериев оценки знаний позволят улучшить педагогический процесс в различных образовательных организациях, в том числе предупредить неверную интерпретацию результатов освоения курсантами учебных программ.

В отечественной науке продолжаются поиски оптимальных и эффективных методов оценки качества обучения в рамках требований ФГОС ВПО. Так, НИИ мониторинга качества образования в рамках Федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО) предлагает поучаствовать в проекте, целью которого является оценка результатов обучения студентов по более чем 200 дисциплинам. Независимая оценка базируется на методологии В.П. Беспалько.

список ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бексултанова А.И., Аслаханова С.А., Ялма-

ев Р.А. Особенности влияния средств массовой информации на воспитательный процесс молодежи Северного Кавказа // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 845-847.

2. Бережнова Л.Н., Воронов С.А., Сидоров И.А. Педагогическая диагностика профессиональных компетенций военнослужащих // Проблемы соврем. пед. образования. Педагогика и психология. 2016. Вып. 53, ч. 5. С. 44-45.

3. Аванесов В.С. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. № 1. С. 41-44.

4. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. М.: Педагогика, 1999. 240 с.

5. Битинас Б.П., Катаева Л.И. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы // Педагогика. 1993. № 2. С. 10-15.

6. Европейские публикации по вопросам написания результатов обучения. Материалы отчета по проекту № 11286 «Сравнительный анализ опыта разработки компетентностно-ориентированных образовательных программ в вузах РФ и ведущих европейских странах» / Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов МИСиС, 2008. URL: http://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_result_ obucheniya.pdf (дата обращения: 23.07.2016).

ВоРоНоВ Сергей Алексеевич — Санкт-Петербургский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; [email protected]

Статья поступила в редакцию 22.12.2016 г., принята к публикации 28.02.2017г.

REFERENCES

[1] A.I. Beksultanova, S.A. Aslakhanova, R.A. Yal-mayev, [Features of influence of mass media on the educational process of youth in the North Caucasus], Molodoy uchenyy, 23 (103) (2015) 845-847.

[2] L.N. Berezhnova, S.A. Voronov, I.A. Sidorov, [Pedagogical diagnostics of professional competence of serviceman], Problems of modern pedagogical education. Pedagogy and psychology, 53 (pt. 5) (2016) 44-45.

[3] V.S. Avanesov, [The definition, purpose and basic functions of pedagogical diagnostics], Pedagogical diagnostics, 1 (2002) 41-44.

[4] K. Ingenkamp, Pedagogicheskaya diagnostika [To Pedagogical diagnostics], Pedagogika, Moscow, 1999.

[5] B.P. Bitinas, L.I. Kataeva, [Pedagogical diagnostics: essence, functions, perspectives], Pedagogika, 2 (1993) 10-15.

[6] [European publications on writing learning outcomes. Materials project report No. 11286 "Comparative analysis of development experience competence-oriented educational programs in Russian universities and leading European country"], Research center of quality problems of training of specialists of MISIS, 2008. Available at: http://main.isuct.ru/files/edu/umu/publ_result_obu-cheniya.pdf (accessed 23.07.2016).

voronov sergey A. — St. Petersburg military Institute of national guard troops of the Russian Federation; [email protected]

Received 22.12.2016, accepted 28.02.2017.

© Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.