Научная статья на тему 'Современное образование - фактор успеха духовной модернизации общества'

Современное образование - фактор успеха духовной модернизации общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА / ПАТРИОТИЗМ / ЛИЧНОСТЬ / MODERN EDUCATION / SYSTEM OF EDUCATION / MODERNIZATION / SPIRITUAL CULTURE / PATRIOTISM / PERSONALITY / ЖАқАРТЫЛГАН БіЛіМ / БіЛіМ БЕРУ ЖүЙЕСі / ЖАңГЫРТУ / РУХАНИ МәДЕНИЕТ / ПАТРИОТТЫқ / ЖЕКЕ ТүЛГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гимельрейх Н. Р., Кун Л. И., Макрушина О. В.

В данной статье рассматривается современное образование как ключевой фактор успеха духовной модернизации общества. Проанализированы характерные особенности духовного образования и воспитания личности, ее роль в дальнейшем становлении государства. Выявлена и обоснована необходимость внедрения государственных программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического, экологического, культурного направлений в обновленной системе образования. Определена роль учителя в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимает патриотизм и духовная культура, через содержание учебных предметов. Отмечено, что язык является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern education is a factor of success of the society spiritual modernization

The article considers modem education as a key factor in the successful spiritual modernization of the society. The characteristics of a person’s spiritual education, the person’s role in further formation of the state are analyzed. The necessity of introducing state programs of spiritual-moral, civil-patriotic, ecological and cultural directions in the updated system of education is identified and justified. The role of a teacher in the life values system formation, namely patriotism and spiritual culture, through the content of school subjects, is determined. It is noted that a language is a means of expressing people’s spiritual culture, a main form of national and individual self-awareness, a means of communication and influence, storing and learning knowledge.

Текст научной работы на тему «Современное образование - фактор успеха духовной модернизации общества»

УДК 37:001.12.18

s

к <

«

О

го «

о

W «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ -КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕХА ДУХОВНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

Авдатпа

Б^л мацалада цазiрri бiлiм беру мэселес цогамныц рухани жацаруыныц табысты факторы ретшде цара-стырылады. Т^лганы тэрбиелеу мен рухани бiлiмге тэн ерекшелiктерi, мемлекеттщ одан эрi дамуындагы оныц рeлi талданады.

Жацартылган бшм беру жYЙесiнде рухани, мо-ральдыц, азаматтыц-патриоттыц, экологиялыц жэне мэдени багыттарды цалыптастыруда мемлекеттiк багдарламаларды енгiзу цажеттшп аныцталды жэне дэлелдендi. 0мiрдщ ц^ндылыцтар жYЙесiн цалыпта-стырудагы басты рел, онда патриотизм алдыцгы ца-тардан орын алады, рухани мэдениет бшм беру субъ-ектiлерiне жатады.

Бшм берудi модернизациялаудагы басты т^лга м¥Fалiм болып табылады, eйткенi ол халыцтын, рухани мэдениетш бщщрудщ ц^ралы, ^лттыц жэне жеке eзiн-eзi ацпараттандырудын, кeрiнiсi, царым-цатынас жэне эсер ету ц^ралы, бiлiмдi сацтау жэне мецгеру ц^ралы iспеттес.

Аннотация

В данной статье рассматривается современное образование как ключевой фактор успеха духовной модернизации общества. Проанализированы характерные особенности духовного образования и воспитания личности, ее роль в дальнейшем становлении государства.

Выявлена и обоснована необходимость внедрения государственных программ духовно-нравственного, гражданско-патриотического, экологического, культурного направлений в обновленной системе образования. Определена роль учителя в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимает патриотизм и духовная культура, через содержание учебных предметов.

Отмечено, что язык является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний.

Гимельрейх Н.Р.,

учитель начальных классов, СШ№19, г.Костанай,

Кун Л.И.,

учитель начальных классов СШ№19, г.Костанай,

Макрушина О.В.,

учитель начальных классов, СШ№19, г.Костанай

Неггзгг свздер: жацартылган бшм, бшм беру ЖYй-eci, жацгырту, рухани мэдениет, патриоттыц, жеке тулга.

Ключевые слова: современное образование, система образования, модернизация, духовная культура, патриотизм, личность.

Keywords: modern education, system of education, modernization, spiritual culture, patriotism, personality.

Annotation

The article considers modern education as a key factor in the successful spiritual modernization of the society. The characteristics of a person's spiritual education, the person's role in further formation of the state are analyzed.

The necessity of introducing state programs of spiritual-moral, civil-patriotic, ecological and cultural directions in the updated system of education is identified and justified. The role of a teacher in the life values system formation, namely patriotism and spiritual culture, through the content of school subjects, is determined.

It is noted that a language is a means of expressing people's spiritual culture, a main form of national and individual self-awareness, a means of communication and influence, storing and learning knowledge.

Как и все другие новые независимые республики, Казахстан унаследовал от постсоветского периода хорошую систему образования. По уровню образования и квалификации населения, эффективности учебного процесса, научному потенциалу она превосходила многие развитые страны. Практически поголовная грамотность населения, всеобщность среднего и высокий уровень доступности высшего образования, бесплатность обучения на всех ступенях, научный характер и фундаментальность образовательных программ, многообразие научно-исследовательских направлений, огромный кадровый потенциал являлись бесспорными историческими достижениями советского периода [4].

На новом этапе Казахстан выбрал путь построения государства с рыночной экономикой. На современном этапе структура системы образования в Казахстане включает следующие уровни:

1) дошкольное воспитание и обучение;

2) начальное образование; 3) основное среднее образование; 4) среднее образование; 5) послесреднее образование; 6) высшее образование; 7) послевузовское образование. Каждый из уровней имеет свое целевое назначение. Отличительная особенность действующей структуры школы заключается в том, что после трех ступеней обучение на старшей сту-

пени проводится по двум направлениям: естественно-математическому и общественно-гуманитарному. Данная структура школы расширяет возможности вариативного образования путем создания различных типов и видов общеобразовательных учреждений.

Ориентация современной парадигмы образования на гуманистические ценности, в центре которых находится личность ребенка в условиях многоаспектного выбора своей жизнедеятельности, заставляет систему образования прогнозировать ^ и решать проблемы, связанные с разра- £ боткой и реализацией разных форм педа- « гогической, психологической, медицин- < ской поддержки на всех уровнях системы § образования. Общеизвестно, что в истории человеческой цивилизации образо- ^

м

вание представляет одну из важнейших о

Рч

разновидностей социальной деятельно- ^

сти, в результате которой осуществля- §

ется освоение материальной и духовной м

культуры, происходит социализация лич- §

ности как субъекта общественной жиз- §

ни. «Глобализация проблем сохранения «

мира и согласия, нового мироустройства Й на основе равных прав, свободы выбора

экономического развития, политическо- §

го курса всех государств планеты ставит и

О

перед мировым сообществом и системой о образования новые задачи- воспитание о Человека мира» [9]. §

s

к <

«

О

го £

« О

w «

О

О!

С

w

U

W

¡г1 S

[-4

о

4

о «

о н w

5

w

U ©

О

и

о -

©

Новая социальная реальность требует качественного образования. Стратегической задачей государства на современном этапе является построение эффективного общества, основанного на интеллектуальном и духовно-нравственном потенциале нации. Глубинный смысл современного образования состоит в его гуманитарном характере. В центре находится человек со своими жизненными, экзистенциальными проблемами. Гуманитарный взгляд концентрируется на таких сущностных проявлениях человеческой природы, как ценности, личностные смыслы, свобода, ответственность, творчество[1].

Казахстан вступил в новый исторический период. В 2017 году в своем Послании Президент объявил о начале Третьей модернизации Казахстана: «Так мы дали старт двум важнейшим процессам обновления - политической реформе и модернизации экономики. Цель известна - войти в тридцатку развитых государств мира. Оба модернизационных процесса имеют четкие цели и задачи, приоритеты, методы их достижения. Уверен, что все будет сделано в сроки и максимально эффективно. Но этого недостаточно. Я убежден: начатые нами масштабные преобразования должны сопровождаться опережающей модернизацией общественного сознания. Она не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию - она выступит их серд-цевиной»[6].

Модернизация (от англ. modern - современный) - изменение, усовершенствование. Поэтому к характерным чертам современного человека следует отнести: а)открытость по отношению к экспериментированию; б)расширение независимости от авторитетов; в)вера в науку; г)ориентация на мобильность; д)использование долговременного пла-

нирования; ж)активность в общественно-политической жизни[8]. Ведущим фактором в реализации глобальных задач является система школьного образования.

Образовательная политика Казахстана, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость модернизации в системе образования: ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического социального выбора; переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают формы коммуникабельности, толерантности; человеческий фактор становится главным в определении будущего страны в новом тысячелетии. Потому пришло понимание, что будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы на благо и во имя человека.

Основные факторы, формирующие личность:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. семья;

2. профильное обучение;

3. общество;

4. инновационные технологии;

5. государство;

6. опытные педагоги;

7. кружок, факультатив.

Первое условие модернизации нового типа - это сохранение своей культуры, собственного национального кода.

Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исто-

рический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации.

Школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современное образование, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, разрешения этно-национальной напряженности и социальных конфликтов, равноправия национальных культур и различных конфессий[2].

Актуальность развития национальной системы образования и воспитания начинается именно с любви к своей земле, родному краю путем объединения усилий организаций образования, семьи и других институтов социализации. От малой родины начинается любовь к большой родине - своей родной стране. Реализуя Программу «Рухани Жацгыру» по направлению «Тэрбие жэне бтм», данную работу планируется проводить в двух направлениях: образовательное и воспитательное.

В учреждениях образования будут реализовываться 4 базовых проекта:

1)«0лкетану». Основное направление - это реализация краеведения в организациях образования, профориентацион-ная работа с обучающимися на базе краеведческих мероприятий.

2)«Отаным-тагдырым» - обеспечение непрерывности и преемственности воспитания и обучения на всех уровнях системы образования. Обучающийся - патриот своего отечества.

3)«Саналы Азамат» - профориентаци-онная поддержка обучающихся в процессе выбора будущей профессии, создание условий для профессионального самоопределения с учетом требований современного рынка труда.

4)«Ютап - бтм б^лагы» - приобщение обучающихся к чтению как необходимому инструменту духовного и интеллектуального развития.

Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности - вот основная цель работы по программной статье Президента «Рухани жацгыру» - взгляд в будущее» [10, 11].

Другая программа «Туган жер» также набирает обороты. Это знакомство с историей родного края, экспедиции и экскурсии. Проявлять патриотизм не на словах, а на деле, по призыву Президента, спешат бизнесмены региона.

Программа «Туган жер» призвана соединить рациональное и эмоциональное отношение к Родине. Патриотизм, выраженный в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям выступает основой культурно-генетического кода.

Еще один масштабный проект, предложенный Президентом страны, - «100 новых лиц Казахстана». Истории людей, которые с помощью своего таланта, трудолюбия, целеустремленности в годы независимости достигли успеха[9].

Учитель - ключевая фигура в модернизации образования. Прежде всего статус учителя определяется его высокими интеллектуальными способностями, профессиональным уровнем, личностными качествами, на поддержку

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

к <

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

м ^

и

м ^

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

которых должна быть направлена деятельность всего общества, совместная деятельность государственных и негосударственных структур. Учитель должен понимать, что в информационном обществе он перестал быть единственным носителем знаний. Роль современного учителя - это роль проводника в совершенно обновленном обществе. Успешного ученика может воспитать только успешный педагог. Он должен ощущать педагогический успех. В нашем обществе должна возродиться традиция уважения к учителю. Необходима система социальных благ и мер защиты как со стороны государства, так и со стороны общества.

Учитель воспитывает в первую очередь своим предметом. Русскому языку и литературе принадлежит важнейшая роль в формировании системы жизненных ценностей, центральное место в которой занимает патриотизм, духовная культура. По словам Л. В. Сахарного, «язык - удивительнейшее создание человека, стоит того, чтобы о нем думали». Русский язык по своей специфике и социальной значимости - явление уникальное. Он является средством выражения духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания, средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. Главным преимуществом нашей страны является многонациональность и многоязычие. Русский язык в нашем государстве удостоен высокого статуса.

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева полным ходом идет модернизация государства. Она должна начинаться с модернизации обучения в школе. Именно дети - будущее Казахстана, им предстоит строить государство и вести его к

прогрессу. Именно педагог воздействует на умы и сознание детей и молодежи, формирует их отношение к жизни, государству, обществу. Далеко не риторически звучит вопрос: «Кто будет готовить педагогов нового поколения?» [7].

Возрастает роль педагога, умеющего креативно мыслить, владеющего передовыми, инновационными технологиями, занимающегося опытно-экспериментальной деятельностью. Сегодня ценится не только профессиональность педагога, но и его стремление учиться, повышать мастерство. Образование - это область деятельности, обреченное на перманентное состояние кризиса, такое состояние обусловлено самой природой вещей. Стремительная смена парадигм составляет мало времени на приспособление учебных планов и программ, а жизнь постоянно требует все более хорошо подготовленных людей. Поэтому необходимость модернизации очевидна. Модернизация системы образования — это политическая и общенациональная задача. Активными субъектами образовательной политики должны стать все граждане, семья и родительская общественность, органы местного самоуправления, профессорско-педагогиче-ское сообщество, научные, культурные, общественные институты. Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями национальной экономики, культуры, науки здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями [3].

Таким образом, модернизация системы образования - это масштабная программа государства, в рамках которой разработан и уже реализуется план кон-

ш

кретных мероприятий. Среди них основные, относящиеся к общеобразовательной школе:

1.Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством.

2.Разработка и принятие государственных стандартов общего образования.

3.Развитие материально-технической базы школ, создание центров дистанционного обучения.

4.Подготовка, переподготовка и повышение квалификации учителей и руководителей школ.

5.Развитие школьной инфраструктуры.

Проблема пересмотра содержания образования очень актуальна, как никогда. Период развития мировой экономики, когда ее успех определяла немногочисленная элита, закончился. Поэтому уровень развития страны напрямую зависит как от уровня и разносторонности общего образования основной массы населения, так и от качества подготовки специалистов в средней и высшей профессиональной школе. Изменять, обновлять содержание образования с пользой для дела можно только с опорой на его фундаментализацию с обязательным использованием межпредметных связей, а также всей социальной сферы государства [5].

ЛИТЕРАТУРА

1.Абдыкаримов Б. Некоторые вопросы модернизации профессионального образования в Казахстане// Вестн. Кара-ганд. ун-та. Сер.пед.2005, № 3, С. 5-10.

2.Абдыманапов С.А. Элитарный образовательный сектор - путь к интеграции

и мировое академическое пространство // Социально-гуманитарные знания -2006, №1, С. 223-238.

3.Айсина М. Образование - приоритет социальной политики государства // Успех. 2005. - №4 С. 4-5

4.Актаева К.К. История школьного образования в Казахстане в работах советских исследователей (1917г. Первая половина 80-х годов 20в.): Дис. Канд. пед.наук - Астана, 2000

5.Акулова О., Писарева С., Пискунова Е., Трипицына А. Современная школа: опыт модернизации. Книга для учителя. /Под общ.ред. Тряпицыной А.Н. - СПб. Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.

6.Послание Президента РК Назарбаева Н.А. 2017г., Астана

7.Стратегия индустриально-инновационного развития РК на 2005-2015г.

8.Калжанова Г.М. Модернизация системы образования в Казахстане [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Между-нар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль, 2016г.). - Краснодар: Новация, 2016, С.52-55.

9.Слесарь М.В. Развитие полиэтнической культуры подрастающего поколения как фактор совершенствования его общественного сознания. Вестник АПН Казахстана № 1(87), С.93.

10.http://primeminister.kz/ru/news/ а11/15245 (дата обращения - 15.06.2019)

11.http://kostanaytv.kz/ru/news/ ruhaшzhangyru/programmnaya-statya-ruhani-zhangyru-znat-i-deistvovat (дата обращения - 15.06.2019)

12.http://school-licey.ucoz.org/news/ programma_rukhani_zha_yru/ (дата обращения - 15.06.2019)

<

ер О

го £

« О

м «

О

О!

С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

м ^

и

м ^

[-4

о ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.