УДК 37+78
СОВРЕМЕННОЕ МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КИТАЕ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
© 2021 Ван Мэнюнь1, Е. Н. Яковлева2
1 аспирант e-mail: [email protected] 2доктор искусствоведения, канд. пед. наук, проф. кафедры музыкального воспитания и образования e-mail: [email protected]
Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного университета им. А. И. Герцена
Статья посвящена вопросам современного музыкального образования в Китае, рассмотрены актуальные тенденции (глобализация, интеграция, вестернизация, развитие массовой поп-культуры) и перспективы (этнокультурный подход в музыкальном образовании, рост мультикультурного образования), даны оценки китайских экспертов. Намечены способы решения проблем.
Ключевые слова: музыкальное образование, традиции, национальная культура, тенденции, молодежь, перспективы.
MODERN MUSIC EDUCATION IN CHINA: TRENDS AND PROSPECTS
© 2021 Wang Mengyun1, Elena N. Iakovleva2
1Graduate Student e-mail: [email protected]
2Doctor of Art Criticism, Candidate of Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Music education e-mail: [email protected]
Institute of Music, Theater and Choreography, The Herzen State Pedagogical University of Russia
The article is devoted to the issues of modern music education in China, examines current trends (globalization, integration, Westernization, development of mass pop culture) and prospects (ethno-cultural approach in music education, the growth of multicultural education), and gives assessments of Chinese experts. Ways to solve problems are outlined.
Keywords: music education, traditions, national culture, trends, youth, prospects
Многовековая история культуры Китая заложила богатые традиции музыкального образования, отмеченные ярким самобытным национальным своеобразием. В силу специфики развития страны они оставались неизменными до XIX в. В основу образования была заложена философско-мировоззренческая система, важным элементом которой являлась музыка. Ее освоение считалось обязательным. Однако в силу сословной ограниченности традиционной школы Древнего и Средневекового Китая массовой формы приобщения населения к музыке не было. И только после падения династии Цин (1636-1911), с новым политическим
курсом на модернизацию страны в Китае стала зарождаться система музыкального образования европейского типа.
В 1912 г. Временное правительство в лице первого министра просвещения Цай Юаньпэй закрепило за музыкой статус обязательного предмета в китайских школах на государственном уровне. Новый образовательный курс, предложенный в документе «Об ориентации образования» [Ван Бинчжао 1994: 45], заметно расширил образовательные возможности музыки и определил решающую роль художественного образования в становлении личности.
Богатая история, насыщенная важными событиями в жизни страны, отразила большой путь становления и развития музыкального образования в Китае. Правительством был разработан ряд документов, уставов, проектов, положений, утверждавших цель и стратегию преобразований. Органами власти и образования поднимались и решались вопросы, связанные с определением места и роли музыки в жизни молодого поколения и, соответственно, места музыкального искусства в системе образования; целенаправленного воздействия музыки на развитие образного мышления и интеллекта; для гуманитарного воспитания детей и молодежи; стратегии повышения эффективности обучения [Дай Пенхай 1993: 49]. Как пишет Сяньюй Хуан, «важным фактором в повышении качества педагогического процесса во второй половине XX в. стала деятельность представителей русской и советской музыкальных школ, работавших в Китае» [Сяньюй Хуан 2021: 155].
Сегодня сфера музыкального образования в Китае привлекает внимание международного музыкального сообщества большими достижениями. Этому способствовала эффективная политика реформ в стране на протяжении последних 30 лет.
Известно, что политика «открытости», осуществляемая китайским руководством с конца ХХ в., благоприятствовала историческим изменениям, стимулированию реформы образования, усилению влияния европейской культуры и международного образования на национальное музыкальное образование КНР. Развитие научно-технического прогресса, свободный информационный доступ к образовательным технологиям, компьютерные возможности и сети Интернет определили современную тенденцию взаимоотношений на международную интеграцию в образовательных системах страны.
По мнению Цихэн Ван, интеграция китайского музыкального образования в мировое образовательное пространство является одним из способов повышения качества и уровня современной системы, нацеленной на оптимизацию и усвоение мировых достижений в сфере образования. «Объективной предпосылкой протекания интеграционных процессов в мировом музыкально-образовательном пространстве, -пишет он, - является то, что музыка представляет собой "чрезвычайно развитый способ общения людей друг с другом", который позволяет стирать границы между странами и народами, объединять их, преодолевая языковые барьеры, особенности менталитета и т.п.» [Цихэн Ван 2020: 39]. Исследователь называет самые разнообразные формы процессов интеграции в сфере музыкального образования Китая: научно-исследовательскую работу, образовательный обмен между вузами, повышение квалификации, стажировки, лекции и т.д.
Готовность представителей музыкально-педагогического сообщества Китая к интеграции в мировое сообщество в области музыкального образования подтвердили Пекинская международная выставка Music Life и Национальная конференция по музыкальному образованию, которые проходили в 2019 г. К участию в конференции в Пекинском международном конференц-центре были привлечены профессиональные участники международной музыкальной индустрии, представители образовательных
музыкальных учреждений, компании по производству музыкальных инструментов с целью продвижения новых проектов и международного сотрудничества [Пекинская международная].
В настоящее время существует обеспокоенность по поводу воздействия мировых образовательных процессов на усиление взаимного влияния стран и народов, что может привести к значительным изменениям сознания и поведения людей, конкуренции цивилизаций. Глобализация в сфере музыкального образования, распространение западных ценностей способны нанести существенный ущерб многонациональной китайской традиционной культуре и искусству, особенностям национального менталитета: стойкости и инициативности; гармонии и спокойствию; добродетели; гармонии человека и вселенной - духовным основам традиционной культуры Китая [Чжан Дайнянь 1984: 49].
Анализ содержания и сущности современного китайского музыкального образования подтверждает существование еще одной устойчивой тенденции - процесса вестернизации. Данное явление во многом связано с большим периодом (с начала XX в.) широкого распространения европейской музыки в Китае и ослаблением роли национального музыкального искусства в традиционной культуре. По этому поводу Чжан Цзюнь пишет: «С одной стороны, сказалось давление идеологического принципа: "Европа - центр мира", вследствие которого у многих сложилось мнение о прогрессивности европейской музыки и отсталости китайской национальной музыки. С другой стороны, отсутствие глубоких познаний китайских музыкальных традиций приводило к отрыву народа от своих исторических корней и национальной музыкальной культуры, в результате чего стерлись древние знания о национальной музыке» [Чжан Цзюнь 2007: 298].
Трансформация национальных традиций, духовных и человеческих ценностей, распространение образцов европейского и американского образа жизни в сфере культуры привели к росту культурной гомогенности в Китае. Популяризация голливудских фильмов, зарубежных музыкальных треков и известных брендов изменяют сознание молодежи, ослабляют китайские традиции. Телевидение, сеть Интернет способствуют появлению новых информационных форматов и созданию вестернезированных продуктов, что приводит к изменению ценностных ориентаций китайской молодежи. Процессы вестернизации полностью затрагивают и область музыкального образования. Обращение к западной образовательной модели развития обнажает собственные проблемы образования Китая - недооцененность национальной музыкальной культуры и колорита, принижение значения китайских традиций, подражание западной системе и всему иностранному.
Однако сегодня мы видим, что китайская музыкальная жизнь стремится к приобщению к мировому музыкальному опыту и видит в этом положительное влияние процессов глобализации, реализующих возможности перспективного развития. Сегодня Китай берет курс на интернационализацию местного образования, создает мосты для культурного общения и обмена. К сожалению, на современном этапе этот процесс в большой степени связан с распространением тенденции развития массовой и поп-культуры, которая провозглашает курс на тиражирование и унификацию, потребление, серийное производство и создание образцов европейского прототипа. Возрастает опасение массовизации академических жанров, превращения искусства в часть развлекательной индустрии, отхода на второй план традиционной системы.
На современном этапе вопрос приобщения молодого поколения КНР к национальной культуре является перспективным и достаточно актуальным, так как взаимодействие художественного творчества Востока и Запада, соприкосновение традиций и западной поп-культуры - реально существующий фактор. Вместе с тем
современные исследователи утверждают, что «восточная культура, приближаясь к мировым стандартам в областях науки, искусства и образования, продолжает сохранять свою удивительную самобытность. Из всех стран востока, наибольшее "сопротивление" прямому европейскому влиянию долгое время оказывал Китай» [Савенко 2018: 57].
Своим нынешним состоянием китайская культура во многом обязана государственному регулированию в области развития музыкального образования КНР. Быстрое распространение популярной музыки в стране сдерживают традиционные учебные планы образовательных учреждений. И если ранее, в конце прошлого века, музыкальные программы были сосредоточены исключительно на западной академической музыке, то в последние годы эта тенденция уходит в прошлое. На это указывает молодой китайский исследователь Ли Чжуаньди. Он отмечает, что музыкальное образование в современной китайской школе организовано на базе следующих принципов: приобщение к культурным национальным ценностям, обращение к музыкальному фольклору и национальной песне, обогащение традиционной культуры европейскими методиками исполнения [Ли Чжуаньди 2020: 178].
Однако необходимо учитывать тот факт, что крупный глобальный бизнес, широко продвигаемый коммерческим сектором, активно поддерживает музыкальную поп-индустрию, рекламируя исполнителей различных жанров - от джаза, heavy metal, поп-музыки - до поп-рока. Более доступная и привлекательная для восприятия молодежи стандартизированная и примитивная массовая культура, не имеющая эстетической и практической ценности, создает угрозу самого существования традиционной музыки. Известные музыканты и эксперты подтверждают, что слушателей традиционной оперы и музыкальных инструментов становится все меньше. Все больше желающих пойти в выходной в караоке, попеть популярные шлягеры и песни. Так, например, «в рубрике "Западные СМИ о Китае" Магазета опубликовала перевод статьи Sixth Tone - The Endangered Sound of 'Suona', повествующей о том, что даже традиционно используемый на похоронах музыкальный инструмент сам оказался на грани исчезновения» [Потиневская 2017].
Проблема сохранения национальной традиции остро стоит перед педагогическим сообществом Китайской Народной Республики в XXI в. Лучшие педагогически силы системы современного музыкального образования в своей методике и практике преподавания стремятся «оживить» традиционное музыкальное образование, особенно в своей собственной культуре, в Китае. С этой целью на музыкальных факультетах педагогических университетов вводятся новые дисциплины, например: «Слушание китайской и зарубежной современной музыки», «Введение в народное творчество разных стран и народов», «Введение в музыкальную культуру», «Музыкальное воспитание» [Сяньюй Хуан 2021: 157], «История китайской музыки», «Китайская народная музыка», «Ансамбль народных инструментов» (университет Бейхуа).
Китайские педагоги-музыканты пытаются не только видеть тенденции, но и находить неординарные решения сложившихся проблем, которые ставит перед учителем работа с современной молодежью. Имея ясное представление о перспективах в китайской педагогике, они мотивируют интерес молодых людей к учебе путем привлечения в образовательный процесс поп-музыки. Одним из ведущих условий преодоления разрыва между традиционной и популярной музыкой учителя видят в ориентации на использование в программах популярной музыки, объединенной с элементами классического искусства. Например, включение в классический репертуар современных обработок: джазовых интерпретаций академической музыки, современной классики в стиле рока.
Так, Сун Зинан полагает, что использование в учебной программе классического кроссовера, гармонично сочетающего элементы академической и электронной музыки, поп-рока, стало альтернативой сложившемуся процессу любителям классической и популярной музыки [Сун Зинан 2004: 250]. Мы также считаем применение в современной музыкально-педагогической практике новых музыкальных направлений, основанных на синтезе стилевых характеристик классики и жанров массовой музыки, перспективным и имеющим колоссальное преимущество. Такой подход основан на сохранении культурного многообразия и содействует реализации новых возможностей музыкального образования в Китае.
Прекрасные перспективы для развития эстетического вкуса и музыкальных способностей современной молодежи предоставляет музыкальное наследие древнейшей страны. Отметим сходство и различие музыкально-стилевых предпочтений китайских студентов, определяя их место в учебном процессе.
В настоящее время в китайской народной музыке различают три вида: аутентичная народная китайская музыка, более поздняя художественная традиционная китайская музыка и поп-версия традиционной китайской музыки. Для многих студентов наиболее привлекательной является подлинная традиционная народная музыка. Они понимают ее ценность, значимость и историческое значение. Другая часть студентов предпочитает более позднюю китайскую художественную музыку, которая может включать и другие не народные элементы. Выбор указывает на хорошее знание языка китайской музыки, постижение мастерства в ее сочинении, представление уникальности той или иной культуры. Музыкальные предпочтения большинства студентов и преподавателей связаны с поп-стилем китайской музыки. Они считают такую музыку более привлекательной для широкой публики.
Актуальной задачей современного музыкального образования в КНР представляется наследование и развитие китайской традиционной музыки. Часть специалистов обращает внимание на музицирование народной музыки, игнорируя при этом существенный вопрос пропаганды и развития духовных традиций китайского искусства. Другие видят решение проблемы в освоении национальных музыкальных инструментов, что особенно важно в эпоху глобализации и влияния западной культуры.
По этому поводу Лю Гэ пишет, что «традиционный инструментарий вкупе с достижениями передовой музыкально-педагогической мысли может стать базисом для создания инновационных музыкально-педагогических систем. Вопрос этот не праздный, так как, несмотря на значительные усилия руководящих структур КНР, проведение реформ, совершенствование учебных планов, большинство молодых людей не отличается высоким уровнем музыкальной культуры. А главное, в своих художественных предпочтениях они зачастую далеки от национального искусства» [Лю Гэ 2012: 3]. Автор предлагает знакомство с традиционным инструментарием в раннем возрасте; усиление музыкального воспитания с использованием традиционных инструментов; подготовку специалистов, хорошо знающих традиционный инструментарий; введение в высших учебных заведениях занятий по китайской традиционной музыке; развитие инструментального музицирования; включение национальных инструментов в композиторскую практику. Мы также видим важным средством сохранения и передачи китайской традиционной музыки активное внедрение в современную музыкально-образовательную практику традиционных инструментов.
Сегодня система музыкального образования в КНР находится в особом экономическом и ценностном положении. Она подвержена значительному влиянию внешних (глобализация, информатизация и пр.) и внутренних факторов, вызванных данными обстоятельствами, что порождает массовое сознание и стереотипы. В связи
с этим актуальным становится этнокультурный подход в музыкальном образовании, который обеспечивает тесную взаимосвязь этномузыкальной и педагогической теории.
Эти взаимодействия развивались в результате значительного роста мультикультурного образования и представления о том, что музыкальное образование можно рассматривать как глобально уникальную форму коммуникации. Однако до сих пор одной из нерешенных проблем является достижение согласованного определения понятия «мультикультурализм». Подчеркивается, что этот термин имеет столько же разнообразных значений, как и сама музыка. Так, например, русский ученый Н. С. Пригода утверждает, что термин «мультикультурализм» обозначает сохранение культурной идентичности, реализацию принципа толерантности в многонациональном государстве [Пригода 2009]. Видный американский социолог Н. Глейзер трактует это понятие как «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес как бы единой американской культуре» [Антонова 2012: 13].
Подводя итог, можно сказать, что изменение парадигмы образования в наступившем XXI веке указывает на необходимость обновления образовательных систем в Китае. Процессы глобализации, интеграции, тотальной вестернизации не должны сопровождаться нарушением уникальности и ценности системы, они могут оказаться важными для нации, выводя ее на стабильно высокий уровень развития. Деструктивное воздействие вышеназванных процессов сопровождается распространением массовой поп-культуры, пропагандированием чужих ценностей и искусства в упрощенном виде. При этом не должна происходить замена традиционной культуры на культуру современного массового потребления. Необходимо иметь в виду важный момент: сегодня растет потребность в расширении мультикультурного образования, что соответствует мировым образовательным процессам. В наше время оно должно быть направлено на сохранение и развитие культурных ценностей, передачу традиционного наследия, а также инноваций китайскому молодому поколению.
Библиографический список
Антонова, В. Мультикультурализм / В. Антонова. - Москва : ООО «Вариант», ЦСПГИ, 2012. - 118 с. - Текст : непосредственный.
Ван, Бинчжао. Краткая история образования в Китае / Бинчжао Ван. - Пекин, 1994. - 319 с. - Текст : непосредственный.
Дай, Пенхай. Музыкальная хроника Дин Шаньдэ / Пенхай Дай. - Пекин, 1993. -178 с. - Текст : непосредственный.
Ли, Чжуаньди. Педагогические принципы музыкального образования в китайской школе / Чжуаньди Ли. - Текст : непосредственный // Педагогика искусства. - 2020. - № 2. - С. 174-179.
Лю, Гэ. Традиционные инструменты в общем музыкальном воспитании современного Китая : автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук : 13.00.02 / Гэ Лю ; Санкт-Петербург, 2012. - 17 с. - Текст : непосредственный.
Пекинская международная выставка Music Life и Национальная конференция по музыкальному образованию 2019. - URL: www.cantonfair.net (дата обращения: 28.12. 2020). - Текст : электронный.
Потиневская, А. Магазета о музыке в Китае / А. Потиневская. - URL: https://magazeta.com/archive-music/ (дата обращения: 12.12.2020). - Текст : электронный.
Пригода, Н. С. Мультикультурализм как фактор формирования современного общества : дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук: 24.00.01 / Пригода Нина Сергеевна ; Омск, 2009. - 155 с. - Текст : непосредственный.
Савенко, С. В. Достижения современной китайской системы музыкального образования / С. В. Савенко - Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). - Чита: Молодой ученый, 2018. - С. 57-60.
Сун, Зинан. Летописи истории китайского современного музыкального образования и музыкального образования новой эпохи: 1840-2000 / Зинан Сун. - Шан Дон, 2004. - 669 с. - Текст : непосредственный.
Сяньюй, Хуан. Система музыкального образования в Китае / Хуан Сяньюй. -Текст : непосредственный // Вестник СПбГУКИ. - 2021. - № 2 (11) июнь. - С. 155-159.
Цихэн, Ван. Особенности современной системы музыкального образования в Китае / Ван Цихэн. - Текст : непосредственный // Научные стремления. - 2020. -Выпуск 18. - С. 37-46.
Чжан, Дайнянь. О духовных основах китайской традиционной культуры / Дайнянь Чжан. - Текст : непосредственный // Изучение китайской культуры: сборник / Изд-во Фуданьского университета. - 1982. - № 1. - 214 с.
Чжан, Цзюнь. Китайская народная музыка в контексте подготовки педагогов-музыкантов / Цзюнь Чжан. - Текст : непосредственный // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2007. - № 3. - С. 298-301.