известия вгпу
Creative self-realization of students in terms of vocal training in university
The article deals with the focus on the creative self-development that is considered to be important among the professional significant qualities of teachers at the current stage of the development of the pedagogical education. There is emphasized the specificity of the conditions and the universal character of the leading method of vocal training of a music teacher in university that provides the appearance of subjective qualities of students aimed at revealing individuality and implementing the creative potential.
Key words: self-realization, creativity, vocal training, music education, self-actualization, communicative and creative space.
(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)
ЛЮ цзэ
(Волгоград)
эволюция идеи патриотического воспитания обучающихся средствами вокальных произведений в кнр*
Актуальность темы обусловлена важностью проблемы патриотического воспитания обучающихся в КНР. Освещается вопрос о становлении идеи патриотического воспитания в КНР средствами вокального искусства на основе анализа трудов китайских и российских ученых.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, вокальное искусство, традиционная китайская музыка, новая китайская музыка, жанр школьной песни, жанр массовой песни.
Становление и развитие любого направления учебно-воспитательной работы в Китае тесным образом связано с социальными и политическими процессами в стране. В данном
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
случае это касается сферы искусства в целом и вокального образования в частности. Исследователи связывают идеологизированный характер китайской жизни не только с конкретными событиями в истории страны, но и прежде всего с древней китайской традицией рассматривать искусство в качестве механизма воздействия на гражданское сознание народа. Воспитательная функция искусства в Китае всегда была конкретной и действенной, а не абстрактной: если вокальное искусство могло способствовать воспитанию патриотов, оно должно было быть наполнено соответствующим содержанием. Именно поэтому, как считают ученые (Лян Маочунь, Сян Сяоган, Ли Янь), иностранный слушатель может усмотреть в китайских песнях, спектаклях, которые посвящены гражданским событиям определенного периода, чрезмерную героику и усиленный патриотический характер [5]. Патриотический вектор мышления всегда направлял творчество китайских композиторов и поэтов.
Вокальное образование в Китае развивалось при непрерывном идеологическом влиянии государства. В основном первую половину XX в. исследователи связывают с началом развития профессионального музыкального образования в Китае, которое происходило в условиях кардинальных политических перемен, ломки многовековой традиционной системы устройства общества и становления новой идеологии (победа Синьхайской революции (1911-1912 гг.), означавшая крушение власти абсолютной монархии в стране, провозглашение Китайской Республики).
Искусство Китая никогда не оставалось в стороне от происходящих социальных и политических событий в стране, т. к. в Китае, по утверждению исследователей (Винг-Во Ло, Вай-Чунг Хо), на протяжении веков закрепилась традиция не только глубокой связи идеологии государства и искусства, но и мгновенной реакции произведений искусства на идеологические установки [11].
Первая половина XX в. характеризуется историками как период обновления жизни китайского общества и возрождения древних культурных традиций для новой жизни. Вокальное искусство выступало способом привлечения населения к поддержанию новых социальных и политических процессов, а также служило связующим звеном между национальной культурой и достижениями Запада в области искусства. Первые шаги в этом направле-
О Лю Цзэ, 2019
нии были сделаны в Шанхае в 1910-е гг., когда по европейской традиции в школах стали вводиться уроки музыки и пения. Как подчеркивает Хуан Сяньюй, несмотря на то, что эти музыкальные занятия предполагали только хоровое пение без профессиональной направленности, они открыли доступ большинству учащихся рядовых китайских школ к дальнейшему профессиональному музыкальному образованию (до XX в. уроки музыки вводились только в элитарных школах, которые открывали в Шанхае иностранцы) [7]. В 1909 г. известный педагог и музыкант Цзэн Чжиминь (18791929) основал Шанхайский детский струнный оркестр, что явилось важным этапом дальнейшего становления профессионального музыкального образования в стране. При школах стали появляться самодеятельные музыкальные коллективы, принимающие в свои ряды школьников, желающих научиться игре на музыкальных инструментах. Просветительской работой в области музыкального искусства в 1920-е гг. занимались различные музыкальные общества, вступить в ряды которых могли все желающие, что способствовало пробуждению интереса китайской молодежи к миру музыки. В 1922 г. вышел Декрет о школьном образовании, который предусматривал обязательные уроки музыки в младшей и средней школе, официально закрепив, таким образом, воспитательную роль музыкального образования в стране [10].
В 1927 г. Ли Цзиньхуэй (1891-1967), композитор, создатель китайской современной оперы-балета, основал в Шанхае первую специальную школу пения и танца, где одаренные дети занимались хореографией и музыкой. Творчеству Ли Цзиньхуэя посвящено исследование Дай Юй [3]. Этот год также связан с основанием первого высшего музыкального учебного заведения в стране - Шанхайской национальной консерватории. Ее открытие состоялось по инициативе композитора и педагога Сяо Юмэя (1884-1940), которого называют одним из основоположников музыкального образования в Китае. В 1901 г. Сяо Юмэй обучался в Японии вокалу и фортепиано, а также изучал педагогику, теорию музыки и композицию в Германии, где получил степень доктора философии. Исследователь Г.А. Дивеева подчеркивает, что учебный процесс в консерватории был организован на основе заимствования педагогического опыта в данной области Западной Европы и России [4].
В целом следует отметить, что в первой половине XX в. Шанхай превратился в центр
кие науки -
развития музыкального образования в Китае. Именно в Шанхае обучение музыке эволюционировало от школьных уроков пения, дополнительных занятий в самодеятельных кружках до подготовки профессиональных музыкантов и исполнителей в консерватории. В последующие 1930-1940-е гг., по словам ученых (Хуан Сяньюй, Г.А. Дивеева), опыту Шанхая по воспитанию профессионалов в области музыки последовали другие города, где были открыты специальные учебные заведения (Пекин, Тянь-цзинь, Чэнду и др.) [4; 8].
Развитие музыкального искусства в Китае в первой половине ХХ в. происходило в двух направлениях: одни музыканты стремились возрождать традиционную китайскую музыку в неизменном виде (го-юэ), другие, используя полученные за рубежом знания и опыт, искали новые музыкальные жанры и формы, создавая новую китайскую музыку (синь иньюэ). Таким образом, музыкальное искусство Китая второй половины ХХ в. столкнулось с серьезной проблемой - гармонично соединить традиционные и западные элементы в национальной китайской музыке. Данным вопросом детально занимался известный композитор, музыкант и педагог ХХ в. Хэ Лутин (1903-1999), который был убежден, что овладение законами европейской музыкальной культуры требует особого внимания. Оно должно в первую очередь обогащать профессиональные знания и опыт, а не вести к слепому копированию, т. к. европейские и китайские инструменты обладают своей спецификой, глубокое изучение которой должно способствовать формированию и развитию своего собственного музыкального стиля [9]. Таким образом, музыкальная культура Китая первой половины ХХ в. была открыта и восприимчива к мировым достижениям, стремясь к поиску способов сочетания в себе лучших образцов западной музыкальной культуры с традиционной китайской музыкой, что способствовало ее непрерывному развитию.
Несмотря на большое влияние Запада в музыкальном мире, китайские музыканты и вокалисты продолжали проявлять интерес к древним музыкальным традициям Китая. Именно поэтому возрождение национальной музыки го-юэ выделилось в отдельное направление развития музыкального искусства Китая в первой половине ХХ в.
В годы Антияпонской войны роль го-юэ заключалась в поддержании боевого духа и веры в победу китайского народа. По мнению Сяо юмэя, национальная музыка должна быть
известия вгпу
наполнена содержанием, близким народу для того, чтобы воспевать смелость, отвагу и идею борьбы за свободу родины [6].
Таким образом, за 1920-1940-е гг. под воздействием социально-политических перемен в стране и демократически настроенных представителей творческой интеллигенции Китая го-юэ постепенно утрачивает статус элитарного искусства и становится приближенной к простому народу, передавая реалии его жизни, выражая его нужды и надежды. По мнению музыкальных деятелей этого периода, го-юэ, наполненная новым содержанием, способствовала сплочению китайского народа, формированию чувства национальной идентичности молодежи, помогая воспитанию патриотических качеств. Следовательно, обновление национальной музыки может служить одним из источников идеи патриотического воспитания обучающихся средствами вокальных произведений в Китае.
Проследим дальнейшую эволюцию данной идеи на примере другого направления развития китайского музыкального искусства первой половины ХХ в. - становления «новой музыки» - синь инь-юэ - искусства, которое адресовано широким народным массам и отражает социально-политические преобразования в стране.
В первой половине ХХ в. наряду с движением за обновление го-юэ среди китайских музыкантов-реформаторов развивается другое направление, сторонники которого ратуют за коренные изменения в национальной музыке. Представители этого направления поддерживают идею сочетания в музыке китайского народного духа и западной музыкальной теории, но отличаются чрезмерным акцентом на всенародном характере данного вида музыкального искусства, которое должно быть исключительно патриотичным, направленным на воспитание нового поколения для новой эпохи, готового жить в новом демократическом и равноправном обществе.
При этом любая форма музыкального произведения (романсы, хоровые композиции и др.) должна быть отражением широкого круга насущных потребностей китайских граждан любого возраста, включая эстетические интересы, формы проведения досуга, стремление к получению знаний и др. это способствовало появлению различных жанровых направлений «новой музыки» - синь инь-юэ, эстрадной музыки, детской песни, романсов, музыки к кинофильмам и др.
Для нашего исследования особый интерес представляет жанр патриотической революционной песни, который сформировался в годы Антияпонской войны. В отличие от го-юэ, синь инь-юэ характеризовалась доминированием вокального жанра, т. к. изначально зарождалась как массовое искусство, адресованное людям разных социальных слоев.
Современные исследователи-музыковеды (Гун Пин, Лян Маочунь) в качестве предпосылок появления синь инь-юэ называют реформы в системе школьного образования Китая в 1900-х гг., благодаря которым в младших и средних классах были введены уроки пения, что положило начало новому песенному жанру - школьной песне - сюэтан юэгэ [2; 5]. При создании школьной песни композиторы брали за основу зарубежные мелодии и наполняли их текстами национальной китайской тематики, т. к. главная задача школьной песни -способствовать воспитанию патриотов нового общества посредством пробуждения гражданских и патриотических чувств школьников, воспитания силы воли, национального духа, готовности к жизненным трудностям. Наиболее известными примерами могут служить такие песни, как «Трудный путь», в основу которой положена мелодия русской народной песни «Эй, ухнем» (автор Шэнь Синьгун); песни этого же автора под названием «Мы не свернем со своего пути» и «Все зависит от нас»; песня «Прощай!» (автор Ли Шутун) и др. В большинстве школьных песен затрагивается тема тоски по родному краю и своим близким, веры в свои силы, важности достижения поставленной цели, чтобы семья и народ гордились тобой. Подобная тематика была очень понятна и близка школьникам, т. к. многие из них вынуждены были учиться вдали от дома. При создании школьных песен китайские композиторы сталкивались с рядом проблем, вызванных адаптацией иностранной мелодии к хоровому исполнению китайскими школьниками. Следует отметить, что новая музыка Китая синь инь-юэ, в частности жанр школьной песни сюэтан юэгэ, продолжает развитие идеи воспитания патриотизма средствами вокальной музыки, наделяя вокальную культуру Китая такими сущностными характеристиками, как массовость, общедоступность и демократичность.
Продолжая отслеживать эволюцию идеи воспитания патриотов посредством вокального искусства, остановимся на еще одном важном жанре новой музыки - юэ-гэ, что букваль-
но означает «музыкальная песня» и представляет собой жанр массовой песни, который открыт и понятен всем людям независимо от профессии и возраста, поскольку содержание песен основано на реалиях жизни китайского общества. Жанр юэ-гэ включает несколько поджанров, таких как патриотическая (революционная и военная) песня, музыка спасения; камерные произведения (лирические песни, романсы); популярная музыка (эстрадные композиции, песни к кинофильмам, театральным пьесам).
Патриотическая массовая песня органично вписалась в музыкальную культуру Китая первой половины ХХ в. Синьхайская революция, Движение 4 мая, образование КПК задали общий вектор вокальному искусству этого периода. По словам Не Эра и Сянь Синхая, патриотическая массовая песня таит в себе глубокую нравственную, воодушевляющую силу, которая способна вдохновлять людей на великие подвиги, воспитывать истинных патриотов, осознающих ответственность за свои дела перед народом [1].
По мнению Чжао Фэна, профессиональная деятельность которого пришлась на 1930-е гг., патриотическая массовая песня служит правдивым выражением жизни народа и может стать настоящим оружием в его руках [2]. В историю китайской вокальной культуры вошли переложения советских песен, выполненные Чжао Фэном в 1930-1940-х гг., среди которых наиболее известны «Катюша», «Если завтра война», «Молодежная» и др.
Резюмируя изложенное выше, следует отметить, что эволюция идеи патриотического воспитания средствами вокальных произведений в Китае прослеживается в русле двух музыкальных направлений - обновления национальной музыки (го-юэ) и становления новой музыки (синь инь-юэ). Несмотря на различия этих направлений (го-юэ была обращена к древним китайским музыкальным традициям, синь инь-юэ тяготела к западноевропейским музыкальным достижениям), профессионалы осознавали необходимость реформы музыкального искусства на основе западной и российской музыкальной науки, но с сохранением национального колорита. Для того чтобы вокальное искусство выполняло воспитательную функцию, оно должно быть понятным широкой публике, т. е. стать массовым. По мнению музыкальных деятелей - представителей направления го-юэ, западная теория музыки должна являться средством технического
кие науки -
обновления го-юэ, но содержание произведения должно сохранять национальный колорит, чтобы способствовать сплочению китайского народа и воспитанию патриотических качеств.
Представители синь инь-юэ еще более активно поддерживали идею сочетания в музыке китайского народного духа и западной музыкальной теории, подчеркивая всенародный, патриотичный характер музыкального искусства, целью которого должно стать воспитание нового поколения для новой эпохи. Идея воспитания патриотизма отчетливо прослеживается в таких жанрах синь инь-юэ, как школьная песня (сюэтан юэгэ) и массовая песня (юэ-гэ), включая ее поджанры (патриотическая (революционная и военная) песня, музыка спасения; камерные произведения (лирические песни, романсы); популярная музыка (эстрадные композиции, песни к кинофильмам, театральным пьесам)).
Список литературы
1. Вэй Яньгэ. Новая музыка Китая 20-40-х годов. М.: Наука, 1993.
2. Гун Пин. История новой музыки и воззрения Чжао Фэна о новом музыкальном искусстве // Музыкальная культура: сб. ст. / сост. Ван Хун. Пекин: Чжунго ишу яньцзююань яньцзюсо, 2009.
3. Дай Юй. Элементы традиционной культуры в новой китайской музыке «периода открытости»: дис. ... канд. искусствоведения. Н. Новгород, 2017.
4. Дивеева Г.А. Шанхайская национальная консерватория в 1920-1940-е гг.: к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования // Terra Humana. 2014. №1. С. 137138.
5. Лян Маочунь, Сян Сяоган, Ли Янь. Дискуссии о китайской музыке. Наньчан: Байхуачжоу ишу чубаньшэ, 2007 (на кит. яз.).
6. Фэн Чанчунь. Теоретические направления современной китайской музыки. Пекин: Жэньминь иньюэ чубаньшэ, 2007 (на кит. яз.).
7. Хуан Сяньюй. Мировоззренческие особенности музыкальной культуры и музыкального образования в Китае и России // Теория и практика общественного развития. 2015. № 2. С. 105-107.
8. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае // Вестн. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. 2012. № 2. С. 155-159.
9. Хэ Лутин. Проблемы национальной формы в китайской музыке // О китайской музыке. Статьи китайских композиторов и музыковедов / сост. Г. Шнеерсон. М.: Гос. муз. изд-во, 1958.
10. Peterson G., Hayhoe R., Lu Youngling. Education, Culture, and Identity in Twentieth-century China. The University of Michigan Press, 2004.
известия вгпу
11. Wing-Wah Law, Wai-Chung Ho. Music education in China: In search of social harmony and Chinese nationalism // British Journal of Music Education.
2011. Vol. 28. No 3. P. 371-388.
* * *
1. Vej Yan'ge. Novaya muzyka Kitaya 20-40-h go-dov. M.: Nauka, 1993.
2. Gun Pin. Istoriya novoj muzyki i vozzreniya Chzhao Fena o novom muzykal'nom iskusstve // Muzykal'naya kul'tura: sb. st. / sost. Van Hun. Pekin: Chzhungo ishu yan'czyuyuan' yan'czyuso, 2009.
3. Daj Yuj. Elementy tradicionnoj kul'tury v novoj kitajskoj muzyke «perioda otkrytosti»: dis. ... kand. iskusstvovedeniya. N. Novgorod, 2017.
4. Diveeva G.A. Shanhajskaya nacional'naya konservatoriya v 1920-1940-e gg.: k probleme vzai-modejstviya s tradiciyami rossijskogo muzykal'no-go obrazovaniya // Terra Humana. 2014. № 1. S. 137138.
5. Lyan Maochun', Syan Syaogan, Li Yan'. Dis-kussii o kitajskoj muzyke. Nan'chan: Bajhuachzhou ishu chuban'she, 2007 (na kit. yaz.).
6. Fen Chanchun'. Teoreticheskie napravleniya sovremennoj kitajskoj muzyki. Pekin: Zhen'min' in'yue chuban'she, 2007 (na kit. yaz.).
7. Huan Syan'yuj. Mirovozzrencheskie osobennosti muzykal'noj kul'tury i muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae i Rossii // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2015. № 2. S. 105-107.
8. Huan Syan'yuj. Sistema muzykal'nogo obrazovaniya v Kitae // Vestn. S.-Peterb. gos. in-ta kul'tury.
2012. № 2. S. 155-159.
9. He Lutin. Problemy nacional'noj formy v kitajskoj muzyke // O kitajskoj muzyke. Stat'i kitajskih kompozitorov i muzykovedov / sost. G. Shneerson. M.: Gos. muz. izd-vo, 1958.
Evolution of the idea of patriotic education of students by the means of vocals in the People's Republic of China
The urgency of the theme is explained by the significance of the problem of students' patriotic education in PRC. The article deals with the problem of developing the idea of patriotic education in PRC by the means of vocal art based on the analysis of the works of the Chinese and Russian scientists. There is paid special attention to such music genres as traditional Chinese music and new Chinese music.
Key words: patriotic education, vocal art, traditional Chinese music, new Chinese music, genre of school music, genre of mass song.
(Статья поступила в редакцию 09.09.2019)
а.р. Тарасов
(Волгоград)
современные проблемы повышения качества подготовки учителей
В КИТАЕ*
Рассматривается проблема совершенствования подготовки учителей в Китае. На основе международных и государственных документов выделяются и описываются направления, цели и задачи модернизации подготовки учителей в Китае. Значительное внимание уделяется рассмотрению содержания профессиональной подготовки и способов профессионального развития учителей.
Ключевые слова: подготовка учителей, повышение квалификации, профессиональные умения, педагогическое образование, Китай.
Для того чтобы выявить современные тенденции подготовки учителей в Китае, необходимо понимать ее цели и то, каким видят будущее образование китайские специалисты. В развитии образования в Китае они ориентируются на международные документы, учитывая при этом специфику своей страны.
Например, при рассмотрении публикации ЮНЕСКО «Переосмысление образования: навстречу всемирному общему благу?» (Rethinking Education: Towards a global common good?) [6, p. 14] отмечается, что образование должно строиться на принципах социальной справедливости. Важным шагом для Китая стало гарантирование равных образовательных возможностей для всех детей.
Исходя из этого положения, китайские ученые отмечают, что традиционное образование уделяет большое внимание успеваемости, при этом игнорируются знания, умения, система ценностей, личностное и социальное развитие учащихся. В поисках устранения данных недостатков сложился современный подход к образованию в Китае, нацеленный в первую очередь на формирование нравственной личности.
* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».
О Тарасов А.Р., 2019