Научная статья на тему 'Творческая самореализация студентов в условиях вокальной подготовки в вузе'

Творческая самореализация студентов в условиях вокальной подготовки в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ВОКАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ СРЕДА / SELF-REALIZATION / CREATIVITY / VOCAL TRAINING / MUSIC EDUCATION / SELF-ACTUALIZATION / COMMUNICATIVE AND CREATIVE SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейник Марина Алексеевна

На современном этапе развития педагогического образования важное место среди профессионально значимых качеств педагога занимает его направленность на творческое саморазвитие. Специфика условий и универсальность ведущего механизма процесса вокальной подготовки педагога-музыканта в вузе обеспечивают проявление у обучающихся субъектных свойств, направленных на раскрытие собственной индивидуальности, реализацию творческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the focus on the creative self-development that is considered to be important among the professional significant qualities of teachers at the current stage of the development of the pedagogical education. There is emphasized the specificity of the conditions and the universal character of the leading method of vocal training of a music teacher in university that provides the appearance of subjective qualities of students aimed at revealing individuality and implementing the creative potential.

Текст научной работы на тему «Творческая самореализация студентов в условиях вокальной подготовки в вузе»

известия вгпу

Use of differentiated approach as the condition of teaching mathematics to pupils with mental retardation in the context of educational integration

The article deals with the description of the use of the differentiated approach to the construction of the process of teaching mathematics to pupils with mental retardation in the propaedeutic period in the first grade. There are considered the questions of defining the level content of teaching such pupils in the context of inclusive education.

Key words: teaching mathematics, propaedeutic period, mental retardation, differentiated approach, multi-level learning.

(Статья поступила в редакцию 10.09.2019)

М.А. ОЛЕйник (Волгоград)

творческая самореализация студентов в условиях вокальной подготовки в вузе

На современном этапе развития педагогического образования важное место среди профессионально значимых качеств педагога занимает его направленность на творческое саморазвитие. Специфика условий и универсальность ведущего механизма процесса вокальной подготовки педагога-музыканта в вузе обеспечивают проявление у обучающихся субъектных свойств, направленных на раскрытие собственной индивидуальности, реализацию творческого потенциала.

Ключевые слова: самореализация, творчество, вокальная подготовка, музыкальное образование, самоактуализация, коммуникативная творческая среда.

Анализ современной ситуации в музыкальном образовании показывает, что значительная часть выпускников высших учебных заведений, приходящих работать в школу, не обладают потребностью в самообразовании, развитыми рефлексивными навыками, а также отличаются творческой пассивностью.

Для современной школы, обладающей широкими возможностями в области не только общего, но и дополнительного образования, такая ситуация порождает множество проблем, поскольку богатый воспитательный, образовательный и развивающий потенциал различных видов и направлений музыкального искусства и художественного творчества для обучающихся остается нереализованным.

В связи с этим возрастают значимость и необходимость профессиональной подготовки педагога-музыканта как «просветителя широкого профиля» [4], способного к постоянному саморазвитию и самосовершенствованию. Поэтому разработка методологических основ современного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, И.В. Арановская, Л.Г. Ар-чажникова, Н.А. Терентьева, В.А. Школяр и др.) проводится с учетом как культурологического (Н.Б. Волчегурская), текстологического (Б.Д. Критский), синергетического (Л.М. Ма-сол) подходов, так и концепций самоактуализации (А. Маслоу) и самоорганизации (А.С. Петелин), направленных на самореализацию личности в будущей профессиональной деятельности.

Исследование проблем самореализации личности ведется в различных научных областях, что подтверждает высокую актуальность данной проблематики: социальной философии (Л.И. Антропова, Е.А. Иваненко, Н.Л. Кулик, Н.М. Михайлов, Н.И. Шаталова); психологии (Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов и др.).

Авторы научных исследований в области музыкального образования также обращаются к изучению путей формирования и психолого-педагогических условий, стимулирующих процесс творческой самореализации педагога-музыканта (А.И. Буренина), педагогических условий творческой самореализации будущего учителя музыки (Г.И. Батыршина). Однако в различных видах специального обучения феномен творческой самореализации будущего педагога-музыканта изучен недостаточно. В частности, это касается вокальной подготовки, обладающей активным творческим потенциалом, высокой степенью творческой индивидуальности как процесса обучения, так и его результатов.

В научных исследованиях и методических работах В.А. Багадурова, Ф.Ф. Заседателева, Л.Б. Дмитриева, И.К. Назаренко, Н.О. Петровой и др. достаточно подробно рассмотрены

О Олейник М.А., 2019

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

вопросы истории становления вокальных методик, содержание вокальной подготовки, методики формирования вокальных навыков, однако реализация результатов данных исследований в вокально-педагогической практике не может в полной мере обеспечить творческую самореализацию будущего педагога-музыканта. Другими словами, без специальной организации процесса вокальной подготовки ее потенциал для процесса творческой самореализации педагога остается нереализованным.

На наш взгляд, для обеспечения творческой самореализации студентов в процессе вокальной подготовки необходима, во-первых, разработка содержания данного процесса с учетом направленности на творческую самореализацию каждого студента; во-вторых, включение в образовательный процесс системы форм деятельности и специальных заданий, подразумевающих раскрытие творческого потенциала студентов в коллективном и индивидуальном творчестве.

Основным ориентиром в понимании сущности процесса творческой самореализации, на наш взгляд, выступает определение А. Мас-лоу, согласно которому данный процесс есть непрерывное движение к идеалу «возможного совершенства» [10]. Постоянное повышение качества достигаемого результата делает все глубже переживание личностью самого процесса самореализации. Личность, сознательно стремящаяся к самореализации, - это самоактуализирующаяся личность (по А. Мас-лоу), максимально полно воплощающая человеческую сущность в познании собственного предназначения. Достижение совершенства в этом предназначении и составляет содержание творческой самореализации.

Именно стремление личности к самореализации К. Роджерс считал ведущим побудительным мотивом творчества [12], которого не лишен ни один человек, необходимо только создание определенных условий для его проявления. К таким условиям автор относит так называемое значимое учение, которое подразумевает постоянный поиск знаний, необходимых для саморазвития.

рассматривая самореализацию, с одной стороны, как общую для всех, целенаправленную внутреннюю силу, с другой - как уникальную и творческую силу, побуждающую человека к реализации заложенных в нем возможностей, осознание понимания себя самого, К. Хорни подчеркивает, что человек не может раскрыть свой потенциал, если он не активен и не продуктивен [15].

Для профессиональной подготовки в области творческих специальностей чрезвычайно важен циклический характер самореализации, когда удовлетворение потребности, в свою очередь, порождает потребность качественно нового уровня, в связи с чем можно говорить о самореализующей функции музыкального образования, порождающей преобразование личности.

Следовательно, можно выделить направленность процесса самореализации на дея-тельностное осуществление человеком своих возможностей, логика которого разворачивается от репродуктивно-подражательной активности через поисково-исполнительскую - к творческому уровню, т. е. к творческой самореализации личности.

характер вокального исполнительства, как и других видов музыкальной деятельности, носит активный, творческий характер, поскольку только интеллектуальная и эмоциональная переработка музыкально-поэтического текста вокального произведения в соответствии с ценостно-эстетическими ориентирами и установками, личностным и художественным опытом может расцениваться как подлинное творчество. Кроме того, необходимо учитывать со-творческое взаимодействие, которое лежит в основе вокально-исполнительского процесса: исполнителя и композитора, опосредованного текстом вокального произведения; исполнителя и слушателя; педагога и будущего исполнителя и др., что создает особую коммуникативную среду, в которой разворачивается процесс творческой самореализации всех его субъектов. Данная коммуникативная среда обеспечивает информационный, эмоциональный, смысловой, ценностный, художественно-творческий обмен между субъектами вокально-образовательного процесса, что позволяет функционировать механизмам творческой самореализации студентов в условиях профессиональной вокальной подготовки. На наш взгляд, ведущим механизмом, обеспечивающим поступательность творческой самореализации студентов в контексте вокальной подготовки, является постоянное творческое взаимодействие со значимым Другим, имеющим высокий личностный и творческий авторитет: композитором, педагогом, другим исполнителем, концертмейстером, слушателем и т. д.

Универсальность данного механизма позволяет педагогу, существенно не изменяя внешних условий творческого взаимодействия (учебного занятия, репетиции к концертному выступлению, самого концертного выступления и др.), сохраняя индивидуальный план об-

ИЗВЕСТИЯ ВГПУ

учения для каждого студента, корректировать и модифицировать образовательный процесс посредством моделирования художественно-педагогических ситуаций, обеспечивая творческую самореализацию каждому. С этой точки зрения педагог выступает одновременно и в роли просветителя, и в роли режиссера учебного занятия, и в роли вокалиста-исполнителя, и в роли слушателя-ценителя произведения, исполняемого студентом. овладевая всеми этими ролями, студент получает возможность для целостной творческой самореализации, не ограниченной только рамками художественной интерпретации вокального произведения в процессе его исполнения.

различные художественные позиции, точки зрения, творческие противоречия, закономерно возникающие в условиях вокально-педагогического процесса, выступают источником самодвижения, творческого саморазвития и самореализации студентов. Это означает, что в коммуникативной творческой среде, при художественном взаимодействии субъектов творческая самореализация студентов осуществляется не только через так называемое симметричное взаимодействие, т. е. сходство в идеалах, предпочтениях, вкусах, но и через комплементарное взаимодействие, где целью отношений является не изменение «другого», а развитие собственных коммуникативных умений и способов художественно-эстетического общения [2].

В процессе профессиональной вокальной подготовки студенты развиваются не только как исполнители, но и как будущие вокальные педагоги. Деятельность педагога-вокалиста представляет собой особый род музыкальной деятельности, содержащей огромный потенциал воздействия не только на специальное музыкальное развитие обучающихся, но и на развитие психологической стороны их художественно-эстетического сознания, а значит, на индивидуальную творческую самореализацию.

важнейшим условием творческой самореализации студентов в процессе вокального обучения является то, что результат исполнения потенциально вариативен и индивидуален, его, конечно, можно прогнозировать, но невозможно запрограммировать. Достижение этого результата возможно только в совместном, активном творчестве, т. е. в деятельности интерактивной в полном смысле этого слова. в этих условиях происходит непосредственное воплощение художественно-эстетических интересов, переживаний, идеалов и вкусов исполнителей в вокальном исполнительстве, что делает процесс их творческой самореализации

эффективным и профессионально ориентированным.

Таким образом, вокально-педагогический процесс подразумевает субъект-субъектный взаимный обмен различными эстетическими творческими позициями, корреляцию художественно-эстетических вкусов и их согласование в обучении и вокальном исполнительства. Кроме того, происходит обретение студентами художественно-эстетического опыта на уровне общечеловеческих социальных и культурных достижений без потери индивидуального своеобразия. По мнению многих исследователей в области художественного образования, нигде личность не находит такой степени свободы проявления своего «я», как в творческом, исполнительском процессе, что позволяет говорить об уникальности условий для творческой самореализации студентов, которые предоставляет вокальное обучение в разнообразии всех видов образовательной и творческой деятельности.

Таким образом, вокальная подготовка педагога-музыканта в вузе предоставляет широкие возможности для его творческой самореализации, специфика которых состоит: 1) в циклическом характере, порождающем преобразование личности педагога; 2) направленности процесса от репродуктивно-подражательной активности через поисково-исполнительскую к творческой самореализации личности; 3) в сотворческом взаимодействии, которое составляет основу учебного и вокально-исполнительского процесса, обеспечивает информационный, эмоциональный, смысловой, ценностный, художественно-творческий обмен между субъектами вокально-образовательного процесса.

Продуктивность творческой самореализации будущего педагога-музыканта в процессе вокальной подготовки обеспечивается также универсальностью ведущего механизма его организации и осуществления, который заключается в постоянном творческом взаимодействии со значимым Другим, имеющим высокий личностный и творческий авторитет.

Это позволяет прогнозировать проявление у обучающихся субъектных свойств, направленных на формирование и изменение творческой коммуникативной среды, самостоятельную организацию приложения своего творческого потенциала, раскрытие собственной индивидуальности и независимости, осуществление рефлексии в творческом вокально-исполнительском процессе в качестве результатов образовательного процесса.

педагогические науки

Список литературы

1. Биллер М.Г. Технология разработки образовательной программы, направленной на успешную творческую самореализацию обучающихся // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 395. С. 188-197.

2. Боброва Э.В. Педагогическое сопровождение самореализации студента вуза в музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Ярославль, 2006.

3. Гершунский Б.С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. с. 3-7.

4. Дедюхина О.В. Творческая самореализация музыканта-педагога в процессе профессиональной адаптации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2005.

5. Егорова Н.В. Профессионально-творческая самореализация будущих учителей музыки в воспитательной среде педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Курск, 2008.

6. Лебедь (Ефремова) В.В. Права человека на творческую самореализацию в современности // Права человека в изменяющемся мире: материалы Междунар. науч.-практ. конф. М., 2017. С. 93-95.

7. Кулагина И.В. Творческая самореализация как системный феномен // Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях: сб. материалов. Тольятти, 2017. С. 21-23.

8. Коновалова С.А., Коростылева Н.И. Актуализация витагенного опыта студента в классе вокала // Фундаментальные исследования. 2007. № 7. С. 11-14.

9. Коростылева Л.А. Психология самореализации личности. СПб.: СПбГУ, 2000.

10. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 87-94.

11. Морозов В.П. К проблеме эмоционально-психологического воздействия музыки на человека // Вестн. Рос. гуманит. науч. фонда. 1997. № 3. С. 234-243.

12. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

13. Самохина Н.Н. Профессионально-творческая самореализация будущих учителей музыки в процессе их подготовки // Педагогический профессионализм в образовании: сб. науч. тр. XI Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 80-летию Новосиб. гос. пед. ун-та. Новосибирск, 2015. С. 83-88.

14. Сбитнева А.Н. Взгляд на самореализацию и творческую самореализацию в отечественной и зарубежной литературе // Научные исследования и современное образование: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. Чебоксары, 2019. С. 66-68.

15. Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2012.

* * *

1. Biller M.G. Tekhnologiya razrabotki obrazo-vatel'noj programmy, napravlennoj na uspeshnuyu tvorcheskuyu samorealizaciyu obuchayushchihsya // Vestn. Tom. gos. un-ta. 2015. № 395. S. 188-197.

2. Bobrova E.V. Pedagogicheskoe soprovozhde-nie samorealizacii studenta vuza v muzykal'no-is-polnitel'skoj deyatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Yaroslavl', 2006.

3. Gershunskij B.S. Koncepciya samorealizacii lichnosti v sisteme obosnovaniya cennostej i celej obrazovaniya // Pedagogika. 2003. № 10. S. 3-7.

4. Dedyuhina O.V. Tvorcheskaya samorealiza-ciya muzykanta-pedagoga v processe professional'noj adaptacii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. N. Novgorod, 2005.

5. Egorova N.V. Professional'no-tvorcheskaya sa-morealizaciya budushchih uchitelej muzyki v vos-pitatel'noj srede pedagogicheskogo vuza: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Kursk, 2008.

6. Lebed' (Efremova) V.V. Prava cheloveka na tvorcheskuyu samorealizaciyu v sovremennosti // Prava cheloveka v izmenyayushchemsya mire: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. M., 2017. S. 93-95.

7. Kulagina I.V. Tvorcheskaya samorealizaciya kak sistemnyj fenomen // Chelovek v sovremennom mire: vozmozhnosti lichnostnoj i professional'noj realizacii v izmenyayushchihsya usloviyah: sb. ma-terialov. Tol'yatti, 2017. S. 21-23.

8. Konovalova S.A., Korostyleva N.I. Aktua-lizaciya vitagennogo opyta studenta v klasse voka-la // Fundamental'nye issledovaniya. 2007. № 7. S. 11-14.

9. Korostyleva L.A. Psihologiya samorealizacii lichnosti. SPb.: SPbGU, 2000.

10. Maslou A. Samoaktualizaciya // Psihologiya lichnosti / pod red. Yu.B. Gippenrejter. M.: Izd-vo MGU, 1982. S. 87-94.

11. Morozov V.P. K probleme emocional'no-psi-hologicheskogo vozdejstviya muzyki na cheloveka // Vestn. Ros. gumanit. nauch. fonda. 1997. № 3. S. 234243.

12. Rodzhers K. Vzglyad na psihoterapiyu. Sta-novlenie cheloveka. M.: Progress, 1994.

13. Samohina N.N. Professional'no-tvorcheskaya samorealizaciya budushchih uchitelej muzyki v processe ih podgotovki // Pedagogicheskij professionalizm v obrazovanii: sb. nauch. tr. XI Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 80-letiyu Novosib. gos. ped. un-ta. Novosibirsk, 2015. S. 83-88.

14. Sbitneva A.N. Vzglyad na samorealizaciyu i tvorcheskuyu samorealizaciyu v otechestvennoj i zarubezhnoj literature // Nauchnye issledovaniya i so-vremennoe obrazovanie: materialy VII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Cheboksary, 2019. S. 66-68.

15. Horni K. Nashi vnutrennie konflikty. M.: Ka-non+ROOI «Reabilitaciya», 2012.

ИЗВЕСТИЯ вгпу

Creative self-realization of students in terms of vocal training in university

The article deals with the focus on the creative self-development that is considered to be important among the professional significant qualities of teachers at the current stage of the development of the pedagogical education. There is emphasized the specificity of the conditions and the universal character of the leading method of vocal training of a music teacher in university that provides the appearance of subjective qualities of students aimed at revealing individuality and implementing the creative potential.

Key words: self-realization, creativity, vocal training, music education, self-actualization, communicative and creative space.

(Статья поступила в редакцию 15.02.2019)

ЛЮ цзэ

(Волгоград)

ЭВОЛЮЦИЯ ИДЕИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В КНР*

Актуальность темы обусловлена важностью проблемы патриотического воспитания обучающихся в КНР. Освещается вопрос о становлении идеи патриотического воспитания в КНР средствами вокального искусства на основе анализа трудов китайских и российских ученых.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, вокальное искусство, традиционная китайская музыка, новая китайская музыка, жанр школьной песни, жанр массовой песни.

Становление и развитие любого направления учебно-воспитательной работы в Китае тесным образом связано с социальными и политическими процессами в стране. в данном

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

случае это касается сферы искусства в целом и вокального образования в частности. Исследователи связывают идеологизированный характер китайской жизни не только с конкретными событиями в истории страны, но и прежде всего с древней китайской традицией рассматривать искусство в качестве механизма воздействия на гражданское сознание народа. Воспитательная функция искусства в Китае всегда была конкретной и действенной, а не абстрактной: если вокальное искусство могло способствовать воспитанию патриотов, оно должно было быть наполнено соответствующим содержанием. Именно поэтому, как считают ученые (Лян Маочунь, Сян Сяоган, Ли Янь), иностранный слушатель может усмотреть в китайских песнях, спектаклях, которые посвящены гражданским событиям определенного периода, чрезмерную героику и усиленный патриотический характер [5]. Патриотический вектор мышления всегда направлял творчество китайских композиторов и поэтов.

Вокальное образование в Китае развивалось при непрерывном идеологическом влиянии государства. В основном первую половину XX в. исследователи связывают с началом развития профессионального музыкального образования в Китае, которое происходило в условиях кардинальных политических перемен, ломки многовековой традиционной системы устройства общества и становления новой идеологии (победа Синьхайской революции (1911-1912 гг.), означавшая крушение власти абсолютной монархии в стране, провозглашение Китайской Республики).

Искусство Китая никогда не оставалось в стороне от происходящих социальных и политических событий в стране, т. к. в Китае, по утверждению исследователей (Винг-Во Ло, Вай-Чунг Хо), на протяжении веков закрепилась традиция не только глубокой связи идеологии государства и искусства, но и мгновенной реакции произведений искусства на идеологические установки [11].

Первая половина XX в. характеризуется историками как период обновления жизни китайского общества и возрождения древних культурных традиций для новой жизни. Вокальное искусство выступало способом привлечения населения к поддержанию новых социальных и политических процессов, а также служило связующим звеном между национальной культурой и достижениями Запада в области искусства. Первые шаги в этом направле-

О Лю Цзэ, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.