Научная статья на тему 'Система Карла Орфа и ее польза для развития чувства патриотизма на уроках музыки'

Система Карла Орфа и ее польза для развития чувства патриотизма на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
PATRIOTIC UPBRINGING / PATRIOTISM / ELEMENTARY PLAYING MUSIC / "ORFFINSTRUMENTS"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подболотова С.Д., Савельева И.П.

В статье рассматривается актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся и обосновывается необходимость развития патриотической культуры школьников через музыкальную систему Карла Орфа. Раскрываются содержание и сущность элементарного музицирования по системе Карла Орфа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the urgency of the problem of patriotic education of students and substantiates the need to develop a patriotic culture of schoolchildren through the music system of Karl Orff. The content and essence of elementary playing music according to the Karl Orff system are revealed.

Текст научной работы на тему «Система Карла Орфа и ее польза для развития чувства патриотизма на уроках музыки»

4. Рождественский Ю.В., Иванов Д.Ю. и др. Современные проблемы и направления развития конструкций автомобилей. - Челябинск: ЮУГУ, 2014. -41с.

5. Щекин А.В. Априорное ранжирование факторов. - Хабаровск: ХГТУ, 2004.

УДК 372.878 Психолого - педагогические науки

Подболотова С.Д., студент магистратуры Нижневартовский государственный университет Россия, г. Нижневартовск Савельева И. П., научный руководитель, кандидат культурологии, доцент Нижневартовский государственный университет Россия, г. Нижневартовск

СИСТЕМА КАРЛА ОРФА И ЕЕ ПОЛЬЗА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы патриотического воспитания обучающихся и обосновывается необходимость развития патриотической культуры школьников через музыкальную систему

Карла Орфа. Раскрываются содержание и сущность элементарного музицирования по системе Карла Орфа.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, элементарное музицирование, «орф-инструменты».

Annatation: The article considers the urgency of the problem of patriotic education of students and substantiates the need to develop a patriotic culture of schoolchildren through the music system of Karl Orff. The content and essence of elementary playing music according to the Karl Orff system are revealed.

Key words: patriotic upbringing, patriotism, elementary playing music, "orff-instruments".

На сегодняшний день гражданская позиция является неотъемлемой частью мировоззрения не только взрослых, но и обучающихся. Речь идет не только об определении действий по отношению к государству, но и об эмоциональном отношении к Родине, подобном отношению к семье и родителям.

Формирование у развитой личности физического и духовного состояния, при котором личность неразрывно связывает свою судьбу с родной страной, является главной целью воспитания патриотизма.

Опираясь на труды И.В. Фетисовой, патриотическое воспитание прослеживается как:

- любовь к своей Родине, которая формируется постепенно;

- выработка патриотического сознания и чувства верности Отечеству;

- полная готовность выполнения гражданского долга;

- конституционные обязанности по защите интересов и ценностей Родины;

- упрочнение единства и дружбы народов [5, с. 5].

Особое внимание стоит обратить на то, что обучающиеся обладают определенным объемом знаний, имеют соответствующий их возрасту уровень

духовного и интеллектуального развития. Поэтому особое место в воспитании чувства патриотизма у ребенка занимает музыка.

Урок музыки является мощным средством воспитания чувства патриотизма, который закрепляется путем глубокого и яркого эмоционального воздействия на обучающихся. В разных программах по музыке, разработанных на основе ФГОС ООО или НОО, одной из основных целей является такой пункт, как воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов.

Задачи урока музыки заключаются в следующем:

- прививать интерес, любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- воспитывать и развивать нравственно-патриотические чувства: любви к родине, уважения к ее истории и традициям;

- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству и т.д. [1, с. 227].

Одной из основных задач музыкального образования и воспитания младших школьников является «...воспитание интереса, эмоционально-ценностного отношения и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса. А также нравственно-эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу и к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира на основе постижения учащимися музыкального искусства во всем многообразии его форм и жанров» [1, с. 3].

Задачи воспитания чувства патриотизма на уроках музыки решаются во всех видах деятельности. Чтобы младшие школьники присвоили данное

отношение, необходимо больше включать их в творческую музыкальную деятельность.

Работа над развитием и воспитанием патриотических чувств приносит хороший результат при включении новых методов, форм, приемов и средств обучения [6, с. 117].

С.Е. Матушкин писал: «Патриотическое воспитание ребенка — это сложный педагогический процесс. <...> Правильный выбор методов, средств повышает познавательную активность, эмоциональность восприятия, что корректирует формирующиеся у детей представления о Родине, координирует разные виды деятельности. <...> Начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной» [Ошибка! Источник ссылки не найден., с. 196].

Среди методик музыкального развития детей немаловажное место занимает система немецкого композитора Карла Орфа. Одна из важных сфер приложения этой системы - общеобразовательная школа, хотя возможны и иные варианты ее использования.

Идея К. Орфа - «элементарное музыкальное воспитание» («элементарное музицирование»). По его словам, «элементарная музыка - это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она не должна быть специально осознана; она не знает крупных форм архитектоники; она связана с небольшими хороводными формами, с ostinato и простым видом рондо. Элементарная музыка питается земными соками, безыскусственна, связана с движением человеческого тела: каждый способен ее изучить и пережить; она близка детям» [2, с. 57; 4]. Таким образом, метод К. Орфа - это способ обучения детей музыке посредством пения, танцев, актерства и игры на перкуссии. Важным является то, что ребенку, в соответствии с этой системой, не навязывается для повторения чужой музыкальный продукт, а посредством простейших инструментов, в опоре на его природное музыкально-ритмическое

чувство, «развязывается», высвобождается в ритмической импровизации его собственный творческий потенциал.

Подход К. Орфа предусматривает особые задания:

1) Работа над выработкой правильных речевых навыков в пении, в произнесении текстов. Это могут быть речевые упражнения или поэтическое музицирование. В первом упражнении развивается чувство ритма, формируется правильная артикуляция, сравниваются динамические оттенки и темп. Во втором упражнении прослеживается связь гармоничного звучания поэзии и музыки. Под звучание инструмента разучивается стихотворение, затем зачитываются с выражением.

2) Работа со звучащими жестами (музыкально-двигательные упражнения). Данные упражнения подготавливают к импровизационным двигательным выражениям, учат изображать музыкальное настроение произведения и звуки с помощью элементарных движений. Это могут быть: шлепки, хлопки, притопы, щелки или объединение всех двигательных функций «бодиперкусси». Таким образом, развивается скорость реакций, терпеливость и находить момент вступления, воспринимать музыку через движение;

3) Работа с «орф-инструментами». Работая с инструментами, обучающиеся учатся взаимодействовать между собой, развивают чувство ансамбля, учатся различать тембровое звучание инструментов. Ударные и шумовые музыкальные инструменты можно изготовить самостоятельно или использовать «орф-инструменты»:

- Ударные инструменты (деревянные палочки, трещотки, бубенцы, кастаньеты, деревянный барабан, треугольники, тарелки, пальцевые тарелочки, барабан на раме, бубны, большой барабан, маленькие литавры);

- Мелодические ударные инструменты (ксилофоны, глокеншпили, металлофоны, стеклянные сосуды);

- Блокфлейты, виолончель, гамба, гитара или лютня [3, с. 198].

Работая над патриотической песней, обучающимся можно предложить выучить ее изначально как стихотворение, которое нужно четко и точно

произнести ритмически, затем воспроизвести хлопками и шлепками. Затем школьникам предлагается сыграть стихотворение на штабшпилях. Устанавливается порядок чередования рук, и ритм воспроизводится на 1 звуке штабшпиля. Затем учитель начинает вводить варианты вокального исполнения, например: «учитель поет всю песню, затем отдельные ее части; обучающиеся повторяют до тех пор, пока не овладеют мелодией и не смогут сами ее спеть. Привлекается внимание к характерным звукам мелодических оборотов - самым высоким и самым низким; называют их; контуры мелодии описываются в воздухе широкими плавными движениями без остановок на отдельных нотах. Как вспомогательное средство можно использовать ручные знаки или пение с произнесением абсолютных или релятивных названий звуков» [2, с. 135; 3]. Используя заключительные мелодические обороты, уже проработанные ранее, и внося в них изменения, участники приходят к окончательному оформлению мелодии (как правило, такого рода деятельности бывает достаточно для точного повторения мелодии). Для устранения ритмических неточностей необходимо просто повторить мелодическую последовательность несколько раз, равномерно ускоряя темп до необходимого.

Таким образом, на основе простейших ритмизованных действий дети начинают импровизировать, в процессе чего проходит активизация их собственного творческого потенциала. Дальнейшее развитие этого опыта создает отличные условия для успешного усвоения опыта чужого, т.е. обучения любым иным видам музыкальной деятельности.

Методика Карла Орфа создает на уроках музыки атмосферу игрового общения, где обучающийся может проявить свои способности и индивидуальность: его привлекает не только звучание и вид инструментов, но и то, что он может это делать самостоятельно.

Благодаря данному подходу школьники будут глубоко сопереживать патриотическим музыкальным образам, так как данная структура творческой работы помогает хорошо ориентироваться в новом материале, творить,

создавать патриотические образы на ярко-выраженной эмоциональной сфере и психической активности.

Библиографический список:

1. Алеев, В.В. Музыка. 4 класс : Метод. пособие к учебнику В. В. Алеева / В.В. Алеев, И. Л. Шаталова, Н. П. Сокольникова ; под ред. В. В. Алеева. - М. : Дрофа, 2017. - 265 с.

2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. М.: Советский композитор, 1978. - 376 с.

3. Келлер В. «Шульверк» Орфа и его международное значение // Музыкальное воспитание в современном мире. - М, 1973. - С. 198 - 200.

4. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема // Вестник ОГУ. - № 11 (130) /ноябрь2011. - С.196 - 200.

5. Фетисова, И.В. Воспитание - приоритет образовательной политики [Электронный ресурс] / И. В. Фетисова [и др.]. - СПб. - 2017. - С. 3-5. - Режим доступа:http://school98.spb.ru/images/pedkol/2017_mat_pedcol.pdf43.

6. Хазеева И.Н. Проблема сочетания традиционных и инновационных подходов к музыкальному образованию// Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО- Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Нижневартовск, 26 марта 2014 г.) / Отв. ред. Ю.В.Безбородова. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. унта, 2014. - С.117 - 119.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.