УДК 316.354.4
Захватова Екатерина Алексеевна, к. филол. н., доцент кафедры общих церковных дисциплин Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии
Уткин Владимир Владимирович, студент 1 курса Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской Православной Духовной семинарии Россия, г. Иваново, [email protected]
Современное молодёжное движение православных добровольцев (практический взгляд)
Аннотация: В данной статье кратко рассматривается роль молодежного добровольческого православного движения. В связи с этим определяется социальная роль добровольчества и поднимается вопрос выбора нравственного пути молодым поколением. Помимо этого, в статье освящается деятельность молодежного движения «Православные добровольцы Ивановской митрополии» и проанализирован опыт их добровольческой работы, а также обозначены направления, в которых добровольцы осуществляют свою деятельность.
Ключевые слова: добровольческое движение, нравственность, добровольческая деятельность, молодежное добровольчество, мотивация, активность.
Ekaterina A. Zakhvatova PhD in Philology, assistant professor of the Department of General Church Studies
of the St. Alexis Orthodox Theological Seminary,
Utkin Vladimir V.
A first-year student of the St.
Alexis Orthodox Theological Seminary Russia, Ivanovo, [email protected]
Modern Orthodox youth movement volunteers (a practical view)
Abstract: The article is devoted to development of the youth movement of orthodox volunteers. The article describes the social role of volunteerism and the question of choosing of the moral path by the younger generation. The article is also devoted to activity of the youth movement "Orthodox volunteers of the Ivanovo diocese" and analyzes the experience of their volunteer work, as well as directions in which volunteers carry out their activities.
Key words: volunteer movement, morality, volunteer activity, youth volunteering, motivation, activity.
Сегодня мы часто слышим такое понятие как «Добровольческое движение». А что это такое и почему оно возникло, мало кто знает. Цель данной статьи является попыткой определить роль добровольческого движения в современном мире.
Изначально важную роль в развитии добровольческого движения сыграла русская православная Церковь, которая поощряла благотворительность и помощь больным, нищим, сиротам. Позднее, в начале XIX века, благотворительность принимает светский характер: «...помимо благотворительных обществ, организованных под патронажем лиц императорской фамилии, действовали организации, учреждаемые органами местного самоуправления» [1,с.74]. С середины 90-х гг. XX века появились российские благотворительные структуры, предлагающие поддержку научных и учебных программ, помощь детским домам, больницам и др. А в 1995 году благотворительность в Российской Федерации законодательно была признана правовым видом деятельности.
На сегодняшний момент добровольческое движение представляет собой один из мощных факторов гражданского участия молодежи в социальной жизни общества, в частности его нравственной составляющей. Сегодня современный мир испытывает острую нехватку доброжелательности, бескорыстия и самоотверженности. Молодые люди ориентированы скорее на саморазрушение вредными привычками. Так, стоит юноше выказать нелюбовь к спиртному в новой для него компании или всего лишь сообщить приятелю, что к своим 16 годам не выкурил ни одной сигареты - он тут же поймает на себе непонимающие взгляды, или станет объектом постоянных насмешек. И, к сожалению, при этом никому из его друзей и знакомых зачастую не интересно, когда в последний раз он помог донести тяжелые сумки уставшей пожилой женщине или сколько бездомных собак накормил их товарищ, ведущий здоровый образ жизни. Все это приводит нас к пониманию очевидной и от того еще менее утешительной закономерности: пока мы увлечены безуспешной погоней за неисчислимыми удовольствиями, тщетно пытаясь насытить душу греховной страстью, мы теряем возможность оказать помощь и поддержку тому, кто в них нуждается. Люди зациклены на собственном «я» и своих желаниях, уходя, тем самым, от
проблем своего ближнего. Но, закрывая глаза на несчастья других, мы забываем, что неосуществленное добро уступает место совершающемуся злу. Тот, кто видел чужое горе и не помог - черствеет, заглушая в себе голос совести; тот, кто остался наедине с бедой, замыкается в себе, озлобляясь на весь мир. Неслучайно русский врач Федор Петрович Гааз, получивший прозвище «святой доктор» уже при жизни, говорил: «Спешите делать добро, потому что коротка человеческая жизнь. Спешите, потому что многие вокруг страдают от болезней, несправедливостей, унижений. Спешите, потому что если не поспешите - одолеет зло и вместе с ним победят в душе человека отчаяние, страх, ненависть, которые в свою очередь, родят зло». Эти слова отнюдь не были ханжеским утверждением - Федор Петрович все жизнь посвятил делам милосердия, значительно облегчив тяжелое положение арестантов в московских тюрьмах XIX века. И здесь нельзя не согласиться с Е.В. Великановой, которая определяет добровольчество как «...внутренний свободный выбор жизненно важных характеристик человека, который стоит перед извечной проблемой «быть или не быть» и позиционирует удобную форму социализации, приводящую к потребности самореализации «себя», предпринимаемую на местном, общенациональном и международном уровнях» [2, с. 16].
Сегодня также есть возможность преобразовать современный мир и сделать его лучше посредством благородного служения ближним. Во многих городах существуют различные объединения добровольческого движения, которые создаются при православных храмах с целью помощи тем, кто в этом нуждается. Хотелось бы рассказать про благотворительную миссию нашего добровольческого движения, которе зародилось летом в 2014 году под названием «Православные добровольцы Ивановской митрополии».
В нашем городе Иваново благотворительную миссию осуществляет сообщество «Православные добровольцы Ивановской митрополии» Это объединение зародилось летом в 2014 году и многим людям уже успело принести пользу. В их деятельность входит:
1. Посещение хосписа. Пациенты этого медицинского учреждения -тяжело больные люди, страдающие неизлечимыми заболеваниями, которым жизненно необходимы внимание и поддержка. Ребята-добровольцы стараются восполнить этот недостаток человеческого тепла и доброго отношения: организуют прогулки с пациентами, музыкальные праздниками, беседы, чаепития, произведениями, дарят подарки, сделанными своими руками.
2. Посещение Дома ребенка. Это учреждение, где живут и воспитываются дети от 0 до 4 лет. В этом учреждении находятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, имеющие отклонения в развитии. В Доме ребенка детей обеспечивают всем необходимым, но эти малыши лишены самого главного в жизни — родительской любви и заботы. Православные добровольцы стараются восполнить возможными средствами этот дефицит любви.
Каждое утро в субботу совершается прогулка с малышами. Если детки еще совсем маленькие, то катаем их на коляске по территории, а если постарше, играем с ними, гуляем, катаем на качелях, с горки, и просто общаемся. Эти встречи проходят в очень радостной и доброй атмосфере. Детки раскрываются в общении с добровольцами, улыбаются и смеются и даже не хотят расставаться, когда прогулка заканчивается... А это как раз то, ради чего каждую субботу доброволец встает пораньше и приезжает к одиноким малышам;
3. Посещение Дома престарелых. Это учреждение здравоохранения, где болящие люди находятся довольно продолжительное время (иногда годами), часто в очень трудных условиях. Добровольцы навещают пожилых людей, чтобы немного скрасить их пребывание в больнице. Они приезжают к больным, чтобы покормить тех, кому трудно делать это самостоятельно, а также пообщаться и поддержать словами. Добровольцы гуляют с больными по территории, устраивают музыкальные вечера с православными песнопениями;
4. Четвёртое направление - это областная общественная организация молодых инвалидов и их родителей «Грани» , они также являются подопечными Православных добровольцев. Ивановская областная общественная организация молодых инвалидов и их родителей «Грани» объединила семьи из города и области, воспитывающие детей — молодых инвалидов с ментальными особенностями. Православные добровольцы оказывают им помощь в проведении спортивных игр и соревнований. В летние месяцы добровольцы с ребятами-инвалидами играют с мячом, а также проводят регулярные тренировки, обучают различным играм. Сами дети из организации «Грани» ведут активную творческую жизнь и вместе со своими родителями ставят спектакли. На выступлениях также требуется помощь православных добровольцев, которые помогают им выйти на сцену, сопровождают по ходу спектакля, подсказывают текст при необходимости, и просто морально поддерживают юных актеров;
5. оказание помощи сообществу «ВОЛЯ», которое объединяет инвалидов в городе Иваново. Православные добровольцы оказывают инвалидам как моральную и духовную поддержку - беседуют с ними, так и физическую - проводят спортивные игры.
6. Также, православные добровольцы принимают активное участие в кормлении бездомных. В нашем городе при храме Всех Святых существует благотворительная столовая для лиц без определенного места жительства. В столовую приходят в среднем от 20-40 человек. Для них и необходимо приготовить полноценный обед.
7. Совсем недавно появилось ещё одно направление -«благотворительная мастерская» — этот проект, который создан по инициативе одного из наших добровольцев Анны Океанской. Цель проекта — сформировать фонд подарков, благодаря которому
появляется возможность поздравить наших подопечных с христианскими праздниками. Каждую неделю мы собираемся дружной компанией, чтобы мастерить сувениры своими руками. Встречи Благотворительной мастерской проходят в дружной, творческой и доброй атмосфере. Радостно, что благотворительная мастерская также является фактором, значительно объединяющим команду Православных добровольцев.
8. Также у нас есть наш добровольческий хор, у которого тоже очень большая деятельность. Ребята каждое воскресенье репетируют богослужебные песнопения, а потом исполняют их на службах. Наше сообщество « Православные добровольцы Ивановской митрополии» очень плотно сотрудничает с воскресной школой при храме Ильи Пророка, с курсантами и студентами из академии МЧС г. Иваново.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что современное молодежное православное добровольческое движение выступает как неиссякаемый источник и ресурс нравственности, ведет общество к его духовному оздоровлению. Молодежное православное добровольческое движение может стать одним из самых массовых движений в современном мире в силу своего характера, основанного на желании провести свой досуг интересно и с пользой, и в то же время быть относительно свободным. Добровольческая деятельность открывает молодежи кладезь путей для саморазвития и познания себя как личности. Добровольчество необходимо как для каждого человека в отдельности, так и для всего общества в целом.
Библиография
1. Быстрова Н.В., Цыплакова С.А., Чумакова Л.А./ Волонтерское движение как фактор развития социальной активности молодежи / Н.В. Быстрова, С.А. Цыплакова С.А., Л.А. Чумакова // Карельский научный журнал. Народное образование. Педагогика. Том 7, 2018. С.74.
2. Великанова Е.В., Тедорадзе А.С. / Опыт добровольцев/волонтеров по привлечению молодежи к здоровому образу жизни через возрождение традиционных игр русского народа / Е. В. Великанова, А. С. Тедорадзе // Вестник Воронежского государственного технического университета. Том 9. 3-2, 2013. С. 16-22.