Научная статья на тему 'Современное культурно-образовательное пространство и постсоветский ценностный опыт: проблема наследования'

Современное культурно-образовательное пространство и постсоветский ценностный опыт: проблема наследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ДЕТЕРМИНАНТЫ / DETERMINANTS / КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CULTURE-EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухина И.Г.

В статье обращается внимание на специфику формирования национального культурно-образовательного пространства в контексте мировых глобализационных процессов. Анализируются целевые ориентиры образования, которые способствуют развитию и самосовершенствованию личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN CULTURE-EDUCATIONAL SPACE AND POSTSOVIET VALUABLE EXPERIENCE: THE PROBLEM OF HEREDITY

In this article we pay attention to the peculiarities of the formation of the national culture-educational space in the movement of the global processes. The destination key point of the modern education which favours the development and the person’s self perfection is analysed.

Текст научной работы на тему «Современное культурно-образовательное пространство и постсоветский ценностный опыт: проблема наследования»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 37.013.73

И.Г. Мухина

канд. ист. наук, доцент, кафедра социально-гуманитарных дисциплин, Харьковский институт финансов, Украина

СОВРЕМЕННОЕ КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПОСТСОВЕТСКИЙ ЦЕННОСТНЫЙ ОПЫТ: ПРОБЛЕМА НАСЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье обращается внимание на специфику формирования национального культурно-образовательного пространства в контексте мировых глобализационных процессов. Анализируются целевые ориентиры образования, которые способствуют развитию и самосовершенствованию личности.

Ключевые слова: глобализация, образование, детерминанты, культурно-образовательное пространство.

I.G. Mukhina, Kharkov Institute of Finance, Ukraine

MODERN CULTURE-EDUCATIONAL SPACE AND POSTSOVIET VALUABLE EXPERIENCE: THE PROBLEM OF HEREDITY

Abstract. In this article we pay attention to the peculiarities of the formation of the national culture-educational space in the movement of the global processes. The destination key point of the modern education which favours the development and the person's self perfection is analysed.

Keywords: globalization, education, determinants, culture-educational space.

Постановка проблемы. Современное культурно-образовательное пространство представляет собой духовную плаценту общества, которая продуцирует идеи, ментальность, мораль и культуру общества через многочисленные социально-ориентированные и информационные каналы. Формирование и ценностное наполнение этого пространства есть одной из стратегических задач всех постсоветских государств, так как оно отображает духовную основу общества и способствует формированию личности. Поэтому анализ этой проблемы через призму ценностного опыта актуален уже сам по себе, так как тесно связан с общественно-политическими и культурными процессами, которые имели и имеют место в обществе.

Следует отметить, к сожалению, что четкого и однозначного определения и понимания целевых ориентиров построения и смыслового наполнения современного культурно-образовательного пространства пока нет, эти вопросы, как правило, раскрывается очень фрагментарно в рамках других научных исследований, что требует пристального внимания исследователей. На наш взгляд, эта задача должна рассматриваться на уровне не столько педагогических или социологических знаний, сколько на уровне философии образования и культуры, на уровне философской антропологии. Именно философское знание способно глубоко и всесторонне проанализировать аксиологические основы предыдущей общественно-экономической формации, на базе которой формировалась система образования и культуры, общественная ментальность. Это позволит выработать новую систему ценностных ориентаций, которые будут определять содержание современного культурно-образовательного пространства.

Так, как эта проблема глубокая и многовекторная и не может быть рассмотрена в рамках одной статьи, то автор ставит перед собой цель: рассмотреть некоторые важные аспекты формирования постсоветского культурно-образовательного пространства и выделить ряд аксиологических векторов новой парадигмы образования.

Основные результаты исследования. На постсоветском пространстве большой вклад в анализ влияния глобализационных процессов на социокультурные и образовательные мо-дернизационные процессы внесли В. Андрущенко, И.М. Гуткина, М. Квиек, В.Г. Кремень, О.М. Гриценко и другие исследователи [1-5], но проблема идейного и ценностного наполнения со-

временной культурно-образовательной сферы пока вызывает массу дискуссий и до конца не разрешена.

Так, в монографии Мухиной И.Г. «Ценностные доминанты советского культурно-образовательного пространства» сделана попытка на основе философско-исторического подхода проанализировать аксиологическую основу формирования советского культурно-образовательного пространства с учётом исследования духовно-идеологических аспектов формирования личности средствами образования, культуры и воспитания. На основе этого переосмыслена проблема наследования ценностного опыта. Некоторые аспекты этой проблемы изложены в данной статье [6].

Анализ идейных детерминант советской системы образования, свидетельствует о том, что в условиях советского общества все гуманитарное образование базировалось на марксистской методологии, которая выступала как одна из форм моноидеологии. Ее своеобразными столпами были принципы определения роли общественного бытия и общественного сознания, способы материального производства, роль народных масс в классовой борьбе.

Всеми средствами образования и культуры революция рассматривалась как «локомотив истории», как последовательная закономерность смены общественно-экономических формаций и установление социализма как единственно верной народно-демократической общественной системы. На современном этапе эти идейные векторы уже не соответствуют потребностям общества, и трансформация постсоветского общества происходит в условиях глобализации, активного информационного обмена и коммуникационных связей. Всё это приводит к слиянию различных культур и размыванию культурных отличий, а спецификой современной мировой культуры и образования есть полимодальность и толерантность к этнической идентичности [7, с. 23].

Все социальные тенденции так или иначе влияют на развитие и реструктуризацию такого важного социального института, как система образования. Ее роль и значение особенно возрастают в период вхождения постсоветского общества в постиндустриальный период своего развития, когда происходит формирование единого глобализационного мирового пространства. В современных исследованиях, которые касаются проблемы глобализации образования, культурно-образовательное пространство рассматривается не как поле пассивного познания влияния глобализации, а как пространство, в котором определяются будущие направления и стратегии развития общества. Именно вокруг образования, особенно высшего, группируется много ключевых аспектов глобализации: стратегия интернационализации, транснациональное образование, обеспечение международного качества образования, предпринимательские подходы к функционированию образования, информационные и коммуникативные технологии, проблема равноправности и доступности образования и т.д. [8, с. 20].

Трансформация национального культурно-образовательного пространства в условиях глобализационных вызовов вынуждает отечественное образование, науку и культуру не только брать на вооружение устоявшийся европейский опыт, но и искать новые подходы и инновации, что позволят обществу успешно бороться с кризисными явлениями, которые не были присущи западному миру ранее.

Следует также отметить, что постсоветское культурно-образовательное пространство формируется в условиях новых ценностных ориентиров, обусловленных переходом от индустриального к постиндустриальному (информационному) обществу и глобализацией всех сфер общественной жизни. Это означает, что оно должно быть способно отвечать новым задачам и вызовам, выступая в роли одной из наиболее развитых отраслей человеческой деятельности. Проблема при этом заключается в том, что авангардность образовательного инструментария не всегда понимается, но даже игнорируется властно-управленческой вертикалью. Это делает образование потенциалом, который не всегда актуализуется в сфере общественной действительности. Не всегда образование может быть способно адекватно воспринимать глобальные

вызовы и перспективы, и потому очень часто оно отстает от потребностей сегодняшнего дня.

Если в советском обществе, которое базировалось на постоянной индустриализации, наблюдалась потребность в специалистах разных сфер производства, что обусловило неуклонное возрастание количества разнообразных специалистов, то сейчас, в условиях вступления в Болонский процесс, по мнению многих ученых, образовательная сфера активизирует продуцирование специалистов, чей функционально-профессиональный уровень коррелируется с потребностями развитых европейских стран. Если же не учитывать потребностей общества и национальной экономики, то отечественное образовательное пространство может превратиться в инструмент, который по собственному желанию и за собственные средства будет обслуживать потребности других государств [6, с. 312]. В этом контексте выдвигаются основные целевые ориентиры образовательной системы:

1) образование должно стать инструментом для самореализации и самоутверждения личности собственностью и капиталом, которые используются на рынке труда;

2) необходимо содействовать воспитанию граждан, способных к инновационным и креативным преобразованиям в производстве и общественных отношениях, и их участию в управлении и т.д.;

3) необходимо удовлетворение потребностей производства в квалифицированных кадрах, которые имеют широкое общеобразовательное и профессиональное мировоззрение, профессиональную мобильность и т.д. [9, с. 12].

Актуальность приобретает проблема гуманизации и гуманитаризации высшей школы, кроме этого, обостряется аспект мировоззренческих ориентиров развития на ближайшую перспективу. Актуализируется также проблема генерирования мировоззренческой атмосферы, способной влиять на процесс эффективно, а не репрессивно.

Мировоззренческая культура в советском периоде определялась, в основном, потребностями идеологического обслуживания командно-административной системы, поэтому в настоящее время идеологизированное мировоззрение объективно вошло в противоречие с тенденцией гуманизации и демократизации мышления. Следует также учитывать тот факт, что тоталитарному обществу было присуще стереотипное мышление, своеобразное «раздвоение» сознания людей, которые понимали принципиальное расхождение между декларированным и реальным, однако это практически не проявлялось в их гражданской позиции.

Необходимо отметить, что содержание мышления советского человека по многим параметрам уже стало неадекватно требованиям сегодняшнего дня. По мнению многих современных исследователей, в советском культурно-образовательном пространстве властвовал антигуманный и утилитарно-идеологический подход, при этом навязывались мировоззренческие приоритеты и апологетические стереотипы, что делало общество корпоративным и замкнутым. В этих условиях происходила деформация личности, наблюдалась социальная апатия, терялся смысл жизни и интерес к формализованному обучению.

В условиях формирования постсоветского культурно-образовательного пространства возникает потребность в демократизации и гуманизации образования и культуры, актуализируется потребность в осмыслении личностью своей национальной и гражданской идентичности. Это, конечно, не отменяет и не отрицает обязательное влияние идеологических и общественно-политических факторов, но гарантирует возможность каждому осознать свою личностную и надличностную социальную сущность. Ключевой ценностью должна стать теперь личность, поскольку именно развитие ее потенциала и процесс ее творческой самоактуализации признается безальтернативной целью общественного развития и функционирования системы образования [4, с. 126].

Выводы. Трансформация образовательной системы из тоталитарной в посттоталитарную предполагает создание новой системы ценностей и отношений между обучающим и обучающимся, а также развитие творческого потенциала личности. Унаследованная постсоветски-

ми государствами советская система образования была построена на централизованном планировании и идеологическом воспитании молодого поколения в духе идей марксизма, что на современном этапе уже не отвечает стратегическим потребностям постсоветского общества.

Среди серьезных недостатков советской образовательной системы следует отметить преимущественную монополию государства в сфере образования, культуры и воспитания, нерациональное финансирование образовательной отрасли, что приводило часто к нерациональному использованию материальных ресурсов. Поэтому сейчас актуальными являются поиски новых, современных и оптимальных путей развития всей культурно-образовательной системы.

В целом, анализ положительного и отрицательного советского образовательного опыта дает возможность изучить глубокие национальные истоки отечественного образования, которое имеет связи с европейским образованием, и на основе этого разработать концептуальные подходы для модернизации всей национальной системы образования. Ценностные ориентиры формирования системы образования, культуры и воспитания будут определять перспективные ценностные и духовные доминанты развития современного общества. Кроме того, следует отметить, что культурно-образовательное пространство должно создавать условия для развития и саморазвития личности. Образование же должно быть тесно связано с овладением социально-значимого опыта, воплощенного в знаниях, умениях, навыках творческой деятельности и в чувственно-ценностных формах духовно-практического освоения мира.

Овладение знаниями должно осуществляться на основе плюралистической методологии общественного знания, при осознании цивилизационного единства человеческой истории и на толерантности при взаимодействии народов и культур. Культурно-образовательное пространство должно отображать необходимость соединения традиционных национальных ценностей общества с инновационными ценностями глобальной культуры и соответствовать общественно-политическим и экономическим процессам, которые происходят как в обществе, так и в мире.

Список литературы:

1. Андрущенко В. 1нновацшний розвиток осв^и в стратеги «управлшня прориву» / В. Ан-друщенко // Вища осв^а УкраТни. - 2008. - № 2. - С. 10-18.

2. Гуткина И.М. Культурное пространство: проблемы и перспективы изучения / И. Гутки-на. - Саратов: Науч. кн., 2006. - 85 с.

3. ^ек М. Глобалiзацiя i вища осв^а / М. ^ек // Вища школа. - 2001. - № 4-5. -С. 107-118.

4. Кремень В.Г. Осв^а i наука в УкраТн - шновацшш аспекти. Стратепя. Реалiзацiя. Результата монографiя / В.Г. Кремень. - Киев: Грамота, 2005. - 448 с.

5. Гриценко О.М. Мас-медiа у вщкритому шформацшному суспшьсга й гуманютичш цшносп / О.М. Гриценко. - Киев: ВПЦ «КиТвський ун-т», 2002. - 203 с.

6. Мухша 1.Г. Цшнюы домшанти радянського осв^ньо-культурного простору: монографiя. -Харш: Майдан, 2013. - 366 с.

7. Андрушкевич Ф. Глобализационный концепт современных образовательных инноваций: (филос.-компаратив. анализ модернизац. процесов в образоват. системах Украины и Польши) / Ф. Андрушкевич. - Киев: Изд-во НПУ им. М.П. Драгоманова, 2011. - 343 с.

8. Самчук З. Свтогляды орiентири адекватного аналiзу визначальних виклиш i вщповщей на них осв^ньоТ сфери // Вища школа. - 2012. - № 1. - С. 10-20.

9. Тулмин С. Человеческое понимание / С. Тулмин. - М.: Прогресс, 1984. - 327 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.