Научная статья на тему 'Общечеловеческие и традиционные национальные ценности в образовательном пространстве РСФСР - России: 1988-2014 годы'

Общечеловеческие и традиционные национальные ценности в образовательном пространстве РСФСР - России: 1988-2014 годы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
829
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / ШКОЛА / РЕЛИГИЯ / COMMON TO ALL MAKING VALUES / TRADITIONAL NATIONAL VALUES / EDUCATIONAL SPACE / STATE POLICY IN THE SPHERE OF EDUCATION / SCHOOL / RELIGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пигорева Ольга Владимировна

Рассмотрено в контексте методологии ценностного подхода понимание сущности и значимости общечеловеческих и традиционных национальных ценностей в системе образования. Исследована реализуемая в 1988-2014 годах государственная политика в области образования и региональная инициатива по формированию аксиологических ориентиров у подрастающего поколения. Обосновывается необходимость воспитания у молодежи потребности в изучении и сохранении традиционных национальных ценностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пигорева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Common to all mankind and traditional values in educational space of RSFSR-Russia: 1988-2014 years

It is analyzed in the context of methodology a valuable approach of the comprehension of essence and importance of common to all mankind and traditional national values in the system of education. The State Policy being realized by the country in 1988-2014 in the sphere of education and regional initiative on the forming of axiological reference in the young generation is thoroughly studied and analyzed. The conclusion based on this research is as follows: it is quite necessary to bring up the young generation in the want of study and preserve of traditional national values.

Текст научной работы на тему «Общечеловеческие и традиционные национальные ценности в образовательном пространстве РСФСР - России: 1988-2014 годы»

УДК 93/99:37.01:2

О. В. ПИГОРЕВА

Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова

ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РСФСР-РОССИИ: 1988-2014 ГОДЫ_

Рассмотрено в контексте методологии ценностного подхода понимание сущности и значимости общечеловеческих и традиционных национальных ценностей в системе образования. Исследована реализуемая в 1988-2014 годах государственная политика в области образования и региональная инициатива по формированию аксиологических ориентиров у подрастающего поколения. Обосновывается необходимость воспитания у молодежи потребности в изучении и сохранении традиционных национальных ценностей.

Ключевые слова: общечеловеческие ценности, традиционные национальные ценности, образовательное пространство, государственная политика в области образования, школа, религия.

Современные глобализационные процессы, усиливая взаимопроникновение и смешение культур, рост миграционных процессов, негативно отражаются на формировании национально-культурного самосознания в России. Особенно остро ассимиляция отечественной и западной культуры и ценностной проявляется в среде российской молодежи. Обучение в школе, которая в постсоветский период в соответствии с действовавшими нормативно-правовыми документами ориентировалась на приоритет общечеловеческих ценностей, испытала влияние идеологического микса и массовой культуры, стало одним из факторов, детерминировавших появление поколений молодых россиян, нацеленных на самоотчуждение от традиционных национальных ценностей и историко-культурного наследия своей родины. Понимание и соотнесение таких категорий, как общечеловеческие и традиционные национальные ценности, а также определение степени допустимого влияния происходящих в современном мире глоба-лизационных процессов на отечественное образование позволят, с одной стороны, избежать его необоснованной изоляции, с другой — не допустят превращения в обслуживание интересов и потребностей евроатлантического мира.

Вопрос о существовании общечеловеческой цивилизации был в числе активно обсуждаемых еще в Х1Х веке. Автор в рамках методологических позиций цивилизационного и ценностного подходов к изучению истории опирался на утверждение русского историка, видного представителя славянофилов К. С. Аксакова о том, что общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека [1]. Концептуально значимо обоснование невозможности существования общечеловеческой цивилизации русским мыслителем Н. Я. Данилевским [2, с. 128]).

Дискуссии о значимости общечеловеческих ценностей, потеряв актуальность в советский период в связи с господством официальной идеологии на

приоритет классовых пролетарских ценностей, с новой силой возобновились в конце 1980-х годов, после выхода книги М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», провозгласившей переориентацию СССР на общечеловеческие ценности [3, с. 147— 151].

Отказ от приоритета классовых ценностей и восторженное восприятие советским обществом в период перестройки перехода к общечеловеческим ценностям (данная проблема с методологических позиций серьезно разработана З. Д. Ильиной [4]) инициировали всплеск внимания к ценностям национальным и религиозным. Так, обострившийся в СССР в конце 1980-х годов национальный вопрос стимулировал во всех территориях РСФСР разработку национально-региональных программ развития образования, мероприятий, направленных на возрождение культурно-исторической, национальной самоидентификации молодежи [5, л. 2 — 4, 65]. Изменение государственно-церковных отношений, масштабное празднование 1000-летия Крещения Руси, последовавшее церковное возрождение вызвали рост общественного интереса к религии. По точному утверждению И. В. Кондакова, реабилитация общечеловеческих ценностей и расширение цивилизаци-онного выбора в ситуации культурно-исторического перепутья привели к появлению в начале 1990-х годов религиозной доминанты (православной, исламской, буддийской и т. д.) [6, с. 68].

Возникла парадоксальная ситуация, объяснение которой представляется возможным с позиций исторической последовательности. В 1988 — 2014 годах в отечественной научной мысли и общественном сознании менялось содержательное наполнение общечеловеческих ценностей: выполнив в период перестройки и «парада суверенитетов» функцию «пригласительного билета» религиозных знаний и усилив значимость национальной самоидентификации, они сами по сути ни религиозными, ни национальными не только не являются, но даже им противопостав-

лены. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что в современном мире под общечеловеческими ценностями подразумеваются ценности эпохи Просвещения: «Сформулированные в результате конкретного общественно-политического развития и его осмысления в странах Западной Европы, они [общечеловеческие ценности] коренятся в языческом представлении о человеке как мере всех вещей... и включают в себя некоторые идеи протестантизма и иудейской философии.» [7, с. 48]. Общечеловеческие ценности понимаются Русской православной церковью как основанные на секу-лярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности, в связи с чем главенствующей становилась идея свободы, лишенная христианского смысла: в итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла; на практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм [8]. Представители Русской православной церкви выступали за то, чтобы гуманизм, как идеологическое течение, имеющее открытую антирелигиозную позицию, не считать главным принципом образования и воспитания, и предлагали заменить проповедуемые в рамках этой идеологии общечеловеческие ценности как приоритетный принцип развития личности на традиционные духовно-нравственные ценности [9].

Уточнения требует произошедшее в конце 1980 — 2000-х годах изменение понимания сущности и значимости национальных ценностей. Опасения советских граждан в обвинении в национализме и великодержавном русском шовинизме на этапе перестройки в результате национального кризиса и трансформации общественно-политической ситуации сменились всплеском интереса к национальной истории, стремлением к изучению и сохранению историко-культурного наследия; удаление в период перехода от СССР к России и в первые постсоветские годы из ценностных категорий таких понятий, как патриотизм и любовь к Родине, означали упразднение традиционных национальных ценностей в числе аксиологических ориентиров новой России. Происходившие в дальнейшем идеализирование либеральной идеологии и тенденции к глобализации отправляли традиционные национальные ценности на периферию российской идеологии. Справедливо высказывание А. К. Соколова о том, что под влиянием либеральных тенденций лозунг о возвращении к общечеловеческим ценностям трансформировался в однобокое и гипертрофированное воспевание западной цивилизации и неприятие советского прошлого [10, с. 242].

Изменение ценностных ориентиров в советско-российском обществе в 1988 — 2014 годах (отказ от пролетарской классовой идеологии, восторженное восприятие общечеловеческих ценностей, частью которых выступали ценности религиозные и национальные, возникшее в результате следования либеральной идеологии упразднение важности традиционной национальной культуры и идеализирование западных ценностей) отражалось на деятельности отечественной школы. Так, Всесоюзный съезд работников народного образования, проходивший в декабре 1988 года, провозгласил реформирование работы школы как переход к качественно новому образованию через гуманизацию и демократизацию. Председатель Государственного комитета СССР по

народному образованию Г. А. Ягодин определил ключевую задачу образования как воспитание духовно богатой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, обладающей развитым чувством политической и нравственной ответственности; достижению поставленной цели должно было помочь гуманитарное знание [11, л. 43]. Возникшая в ходе работы съезда секция «Гуманизация народного образования и гармоническое развитие личности» стала отражением потребностей работников образования в изменении подходов к организации учебно-воспитательной работы: было предложено не сокращать гуманитарные и общественные дисциплины, а менять их содержание, совершенствовать структуру, формы и методы преподавания, усилить гуманистический смысл преподаваемых общественных наук.

Большое значение для становления в отечественном образовании приоритета общечеловеческих ценностей имел принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» [12, с. 8], утвердивший их в числе главных принципов государственной политики в области образования и закрепивший гуманизацию образования. Однако отсутствие четко сформулированной аксиологической основы гуманизации образования имело отрицательные последствия. Примером может служить введение в российских школах с 1992 года образовательной программы «Обновление гуманитарного образования в России» (часто она именовалась как «образовательная программа Сороса»). Официально цель программы была определена как гуманизация образования с ориентацией на ценности отечественной, мировой культуры современного демократического общества. Однако большинство идей, представленных в рамках обновленного гуманитарного образования, оказались губительны для России.

Имевшие место в Российской Федерации в первой половине — середине 1990-х годов острейший кризис массового сознания и плюрализм идеологий негативно отразились на школе. Аргументированное обоснование пагубности опоры на общечеловеческие ценности как центр содержания образования сдалал В. Д. Шадриков [13, с. 80]. Н. Д. Никандров указывал на необходимость воспитания у детей уважения к национальным ценностям страны, к тому, «с чего начинается Родина», и лишь затем — к пониманию немногих общечеловеческих ценностей [14].

Примером пагубности отсутствия аксиологической опоры может служить сложившаяся в отечественном образовании в первой половине 1990-х годов ситуация с преподаванием общественных и исторических дисциплин, которая, по мнению членов коллегии Министерства образования Российской Федерации, стала результатом отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров [15, л. 232]. Разработка стратегии развития исторического и обществоведческого образования предполагала в числе других мер обращение к определенной системе ценностей, связанных как лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения [16, с. 68].

В середине — второй половине 1990-х годов в российских регионах шли поиски аксиологических основ организации учебно-воспитательного процесса: высказывались опасения в связи с изменением содержания гуманитарных дисциплин в сторону уменьшения удельной части сведений по отечественной истории, культуре, предлагалось дополнить содержание образования сведениями об историко-культур-

ном наследии родного края, о православной культуре как традиционной и самой массовой конфессии.

На государственном уровне во второй половине 1990-х годов делались шаги по «возвращению» воспитания в школу: первым документом постсоветского периода, обозначившим необходимость воспитания школьников, стала новая редакция (январь 1996 года) Закона Российской Федерации «Об образовании». В 1999 году была принята Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы, в которой были определены концептуальные ориентиры воспитания детей и молодежи на основе гражданственности, патриотизма, народных традиций; рекомендована разработка региональных и муниципальных программ развития воспитания на основе общечеловеческих ценностей и традиций национальной культуры [17, с. 96].

В середине первого десятилетия ХХ1 века во многих регионах России представители педагогической, научной, родительской общественности значительно раньше, чем в федеральном центре, высказывались о необходимости воспитания подрастающего поколения с опорой на традиционные национальные ценности; на местах получила распространение практика изучения православной культуры и использование ее нравственных ценностей в воспитательном процессе. Так, в качестве учебного предмета регионального базисного учебного плана было организовано преподавание курса «Основы православной культуры» в школах Калужской области, в 1—4 классах школ Брянской области (в 5—11 классах данный курс преподавался как факультатив), преподавание курса «Православная культура» — в школах Белгородской области и др. Как факультативный курс «Основы православной культуры» изучались в Курской, Орловской, Рязанской, Тульской и других областях. Результаты мониторинга изучения исторических и культурных основ традиционных религий и соблюдения принципов свободы совести, проведенного Общественной палаты Российской Федерации в 2006 году, свидетельствовали о росте практики преподавания курсов по истории и культуре религий, который в большинстве регионов был обусловлен развитием практики изучения прежде всего православной культуры (пропорционально, с учетом более 80 % этнокультурного православного населения в стране) [18].

Направленность современной государственной политики России (2013 — 2014 годы) на защиту национальной, культурной, религиозной идентичности и сохранение традиционных национальных ценностей можно охарактеризовать как первое начиная с периода перестройки явление позитивного осмысления прошлого своей страны и поиск аксиологических ориентиров в отечественном историко-культурном наследии и духовном опыте. Изменение государственной идеологии нашло отражение в упразднении из числа основных принципов политики в области образования приоритета общечеловеческих ценностей, что закреплено в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу в 2013 году [19].

Таким образом, в 1988 — 2014 годах, которые для РСФСР —России можно охарактеризовать как период смены цивилизационной парадигмы и идеологических ориентиров, произошел переход от признания общечеловеческих ценностей главным императивом эпохи и одним из ключевых принципов отечественной государственной политики в области образования до понимания необходимости опоры на

традиционные национальные ценности в построении образовательного пространства.

Произошедшее в период перестройки в СССР изменение аксиологических ориентиров от приоритета классовых ценностей к общечеловеческим отразилась на деятельности системы образования. На рубеже 1980 — 1990-х годов национальные и религиозные ценности не противопоставлялись общечеловеческим, а выступали в качестве их составной части, служили «проводником» в образовательное пространство.

Школа, являясь индикатором официально принятых в стране ценностных основ и существующих в обществе мировоззренческих подходов, по-разному в течение исследуемого исторического периода реализовывала в своей деятельности принцип главенства общечеловеческих ценностей. Так, на этапе перестройки основным средством реализации новых ценностных ориентиров стала гуманизация образования. В первой половине — середине 1990-х годов произошел расцвет общечеловеческих ценностей в рамках идеологии либерализма как принципа государственной политики в области образования. Развившийся в российском обществе мировоззренческий плюрализм, удаление государства от формирования идеологии развития, отсутствие опоры на традиционные национальные ценности имели негативные последствия в школьном образовании, о чем, в частности, свидетельствуют введение образовательной программы Сороса, кризис преподавания общественных и исторических дисциплин.

Постепенно в обществе менялось восприятие общественных ценностей: от восторженного по сравнению с российскими и русскими традициями до понимания их разрушительного воздействия на национально-культурную самоидентификацию. В середине — второй половине 1990-х годов на местах шли поиски аксиологических основ организации учебно-воспитательного процесса, высказывались потребности в обращении к традиционным ценностям, которые в сознании многих жителей провинций центра России ассоциировались с православной культурой. В последние годы руководство страны предпринимает конструктивные попытки по формированию концептуальных основ национальной идеи, основанной на национальной идентичности, что свидетельствуют о признании значимости традиционных национальных ценностей и находит отражение в государственной политике в области образования.

Библиографический список

1. Аксаков, К. С. Русское воззрение [Электронный ресурс] / К. С. Аксаков. — М. : РГБ, 2012. — Режим доступа : http:// dlib.rsl.ru/rsl01005000000/rsl01005436000/rsl01005436857/rsl010 05436857.pdf (дата обращения: 18.08.2014).

2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский / Сост. и ком. А. В. Белова ; отв. ред. О. А. Платонов. — 2-е изд. — М. : Благословение, Институт русской цивилизации, 2011. - 816 с.

3. Горбачев, М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М. С. Горбачев. - М. : Политиздат, 1988. — 271 с.

4. Ильина, З. Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976—1991) / З. Д. Ильина. — Курск : Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1999. — 209 с.

5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). ОАФ 10173. Оп. 2. Д. 196. Т. 2.

6. Кондаков, И. В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории. В 2 ч. Ч. 1 / И. В. Кондаков. — М. : Кн. дом «Университет», 2000. — 360 с.

7. Гундяев, Кирилл. Свобода и нравственная ответственность / Кирилл Гундяев // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов. — М. : Ин-т социологии РАН, 2008. — С. 45-48.

8. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на ХХ Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.hilarion.ru/2012/01/23/4312 (дата обращения: 07.02.2013).

9. Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на ХХ Международных Рождественских чтениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.patriarchia.ru/ аЪЛех1/1976066.Мш1 (дата обращения: 07.02.2013).

10. Соколов, А. К. Конец советской истории / А. К. Соколов // Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший. — М. : Наука, 2000. — С. 238 — 269.

11. ГАРФ. Ф. Р-9661. Оп. 1. Д. 70.

12. Российская Федерация. Законы. Об образовании : федер. закон [от 10.07.1992 № 3266-1 : в ред. федер. законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ] // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. — [2-е изд.]. — М. : ИФ «Образование в документах», 2001. — С. 8 — 55.

13. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. — М. : Логос, 1993. — 181 с.

14. Никандров, Н. Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян (выступление на ХХ Междунар. Рождественских образовательных чтения) / Н. Д. Никандров // Проблемы современного образования : ннтернет-журн. — 2012. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://pmedu.ru/res/ 2012_1_1.pdf (дата обращения: 12.03.2014).

15. ГАРФ. ОАФ 10173. Оп. 2. Д. 983.

16. О стратегии развития исторического и мировоззренческого образования в общеобразовательных учреждениях : письмо Минобр. РФ [ от 28 декабря 1994 г. № 24/1)] // Вестник образования. — 1995. — № 3. — С. 68 — 79.

17. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы // Школа духовности. — 2000. — № 1. — С. 96 — 116.

18. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации, подготовленные Комиссией по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации 24 апреля 2007 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.oprf.ru/ structure/comissions2006/11/шateria1s/1896 (дата обращения: 10.10.2014).

19. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 07.05.2013] [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/ (дата обращения 14.12.2014).

ПИГОРЕВА Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И. И. Иванова; докторант кафедры истории России Курского государственного университета. Адрес для переписки: ov1ebedeva117@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 02.02.2015 г. © О. В. Пигорева

Информация

Международный конкурс РГНФ-Немецкое научно-исследовательское сообщество (ННИС) 2016 года

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Немецкое научно-исследовательское сообщество (ННИС) в соответствии с заключенным между ними соглашением проводят международный конкурс совместных научных исследований в области гуманитарных и общественных наук на 2016 год по следующим основным научным направлениям:

— история, археология, этнография;

— экономика;

— философия, социология, политология, правоведение, науковедение;

— филология, искусствоведение;

— комплексное изучение человека, психология, педагогика, социальные проблемы здоровья и экологии человека;

— глобальные проблемы и международные отношения.

Условия конкурсов, правила оформления заявок, формы заявок и условия финансирования поддержанных проектов размещены на веб-сайте РГНФ — http://www.rfh.ru

Окончание приема заявок в бумажном виде — 15 сентября 2015 года до 16.00 по московскому времени.

Адрес РГНФ: 123557, Москва, Пресненский вал, д. 17, Российский гуманитарный научный фонд. Контактная информация:

Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/302/237749.php (дата обращения: 27.02.2015)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.