УДК 93/99:37.01:2
О. В. ПИГОРЕВА
Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И. И. Иванова
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РСФСР-РОССИИ: 1988-2014 ГОДЫ_
Рассмотрено в контексте методологии ценностного подхода понимание сущности и значимости общечеловеческих и традиционных национальных ценностей в системе образования. Исследована реализуемая в 1988-2014 годах государственная политика в области образования и региональная инициатива по формированию аксиологических ориентиров у подрастающего поколения. Обосновывается необходимость воспитания у молодежи потребности в изучении и сохранении традиционных национальных ценностей.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, традиционные национальные ценности, образовательное пространство, государственная политика в области образования, школа, религия.
Современные глобализационные процессы, усиливая взаимопроникновение и смешение культур, рост миграционных процессов, негативно отражаются на формировании национально-культурного самосознания в России. Особенно остро ассимиляция отечественной и западной культуры и ценностной проявляется в среде российской молодежи. Обучение в школе, которая в постсоветский период в соответствии с действовавшими нормативно-правовыми документами ориентировалась на приоритет общечеловеческих ценностей, испытала влияние идеологического микса и массовой культуры, стало одним из факторов, детерминировавших появление поколений молодых россиян, нацеленных на самоотчуждение от традиционных национальных ценностей и историко-культурного наследия своей родины. Понимание и соотнесение таких категорий, как общечеловеческие и традиционные национальные ценности, а также определение степени допустимого влияния происходящих в современном мире глоба-лизационных процессов на отечественное образование позволят, с одной стороны, избежать его необоснованной изоляции, с другой — не допустят превращения в обслуживание интересов и потребностей евроатлантического мира.
Вопрос о существовании общечеловеческой цивилизации был в числе активно обсуждаемых еще в Х1Х веке. Автор в рамках методологических позиций цивилизационного и ценностного подходов к изучению истории опирался на утверждение русского историка, видного представителя славянофилов К. С. Аксакова о том, что общечеловеческое само по себе не существует, оно существует в личном разумении каждого человека [1]. Концептуально значимо обоснование невозможности существования общечеловеческой цивилизации русским мыслителем Н. Я. Данилевским [2, с. 128]).
Дискуссии о значимости общечеловеческих ценностей, потеряв актуальность в советский период в связи с господством официальной идеологии на
приоритет классовых пролетарских ценностей, с новой силой возобновились в конце 1980-х годов, после выхода книги М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», провозгласившей переориентацию СССР на общечеловеческие ценности [3, с. 147— 151].
Отказ от приоритета классовых ценностей и восторженное восприятие советским обществом в период перестройки перехода к общечеловеческим ценностям (данная проблема с методологических позиций серьезно разработана З. Д. Ильиной [4]) инициировали всплеск внимания к ценностям национальным и религиозным. Так, обострившийся в СССР в конце 1980-х годов национальный вопрос стимулировал во всех территориях РСФСР разработку национально-региональных программ развития образования, мероприятий, направленных на возрождение культурно-исторической, национальной самоидентификации молодежи [5, л. 2 — 4, 65]. Изменение государственно-церковных отношений, масштабное празднование 1000-летия Крещения Руси, последовавшее церковное возрождение вызвали рост общественного интереса к религии. По точному утверждению И. В. Кондакова, реабилитация общечеловеческих ценностей и расширение цивилизаци-онного выбора в ситуации культурно-исторического перепутья привели к появлению в начале 1990-х годов религиозной доминанты (православной, исламской, буддийской и т. д.) [6, с. 68].
Возникла парадоксальная ситуация, объяснение которой представляется возможным с позиций исторической последовательности. В 1988 — 2014 годах в отечественной научной мысли и общественном сознании менялось содержательное наполнение общечеловеческих ценностей: выполнив в период перестройки и «парада суверенитетов» функцию «пригласительного билета» религиозных знаний и усилив значимость национальной самоидентификации, они сами по сути ни религиозными, ни национальными не только не являются, но даже им противопостав-
лены. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл отмечал, что в современном мире под общечеловеческими ценностями подразумеваются ценности эпохи Просвещения: «Сформулированные в результате конкретного общественно-политического развития и его осмысления в странах Западной Европы, они [общечеловеческие ценности] коренятся в языческом представлении о человеке как мере всех вещей... и включают в себя некоторые идеи протестантизма и иудейской философии.» [7, с. 48]. Общечеловеческие ценности понимаются Русской православной церковью как основанные на секу-лярной морали, неотъемлемой частью которой стало не традиционное нравственное начало, свойственное каждой религии, а представление о правах человека как наивысшей ценности, в связи с чем главенствующей становилась идея свободы, лишенная христианского смысла: в итоге произошла абсолютизация личной свободы человека, сведение ее к свободе выбора, а значит, и к возможности выбора в пользу зла; на практике эта абсолютизация вылилась в нравственный и аксиологический релятивизм [8]. Представители Русской православной церкви выступали за то, чтобы гуманизм, как идеологическое течение, имеющее открытую антирелигиозную позицию, не считать главным принципом образования и воспитания, и предлагали заменить проповедуемые в рамках этой идеологии общечеловеческие ценности как приоритетный принцип развития личности на традиционные духовно-нравственные ценности [9].
Уточнения требует произошедшее в конце 1980 — 2000-х годах изменение понимания сущности и значимости национальных ценностей. Опасения советских граждан в обвинении в национализме и великодержавном русском шовинизме на этапе перестройки в результате национального кризиса и трансформации общественно-политической ситуации сменились всплеском интереса к национальной истории, стремлением к изучению и сохранению историко-культурного наследия; удаление в период перехода от СССР к России и в первые постсоветские годы из ценностных категорий таких понятий, как патриотизм и любовь к Родине, означали упразднение традиционных национальных ценностей в числе аксиологических ориентиров новой России. Происходившие в дальнейшем идеализирование либеральной идеологии и тенденции к глобализации отправляли традиционные национальные ценности на периферию российской идеологии. Справедливо высказывание А. К. Соколова о том, что под влиянием либеральных тенденций лозунг о возвращении к общечеловеческим ценностям трансформировался в однобокое и гипертрофированное воспевание западной цивилизации и неприятие советского прошлого [10, с. 242].
Изменение ценностных ориентиров в советско-российском обществе в 1988 — 2014 годах (отказ от пролетарской классовой идеологии, восторженное восприятие общечеловеческих ценностей, частью которых выступали ценности религиозные и национальные, возникшее в результате следования либеральной идеологии упразднение важности традиционной национальной культуры и идеализирование западных ценностей) отражалось на деятельности отечественной школы. Так, Всесоюзный съезд работников народного образования, проходивший в декабре 1988 года, провозгласил реформирование работы школы как переход к качественно новому образованию через гуманизацию и демократизацию. Председатель Государственного комитета СССР по
народному образованию Г. А. Ягодин определил ключевую задачу образования как воспитание духовно богатой личности, ориентированной на общечеловеческие ценности, обладающей развитым чувством политической и нравственной ответственности; достижению поставленной цели должно было помочь гуманитарное знание [11, л. 43]. Возникшая в ходе работы съезда секция «Гуманизация народного образования и гармоническое развитие личности» стала отражением потребностей работников образования в изменении подходов к организации учебно-воспитательной работы: было предложено не сокращать гуманитарные и общественные дисциплины, а менять их содержание, совершенствовать структуру, формы и методы преподавания, усилить гуманистический смысл преподаваемых общественных наук.
Большое значение для становления в отечественном образовании приоритета общечеловеческих ценностей имел принятый в 1992 году Закон Российской Федерации «Об образовании» [12, с. 8], утвердивший их в числе главных принципов государственной политики в области образования и закрепивший гуманизацию образования. Однако отсутствие четко сформулированной аксиологической основы гуманизации образования имело отрицательные последствия. Примером может служить введение в российских школах с 1992 года образовательной программы «Обновление гуманитарного образования в России» (часто она именовалась как «образовательная программа Сороса»). Официально цель программы была определена как гуманизация образования с ориентацией на ценности отечественной, мировой культуры современного демократического общества. Однако большинство идей, представленных в рамках обновленного гуманитарного образования, оказались губительны для России.
Имевшие место в Российской Федерации в первой половине — середине 1990-х годов острейший кризис массового сознания и плюрализм идеологий негативно отразились на школе. Аргументированное обоснование пагубности опоры на общечеловеческие ценности как центр содержания образования сдалал В. Д. Шадриков [13, с. 80]. Н. Д. Никандров указывал на необходимость воспитания у детей уважения к национальным ценностям страны, к тому, «с чего начинается Родина», и лишь затем — к пониманию немногих общечеловеческих ценностей [14].
Примером пагубности отсутствия аксиологической опоры может служить сложившаяся в отечественном образовании в первой половине 1990-х годов ситуация с преподаванием общественных и исторических дисциплин, которая, по мнению членов коллегии Министерства образования Российской Федерации, стала результатом отсутствия системы общенациональных ценностей и ориентиров [15, л. 232]. Разработка стратегии развития исторического и обществоведческого образования предполагала в числе других мер обращение к определенной системе ценностей, связанных как лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традицией гуманизма как глобального мировоззрения [16, с. 68].
В середине — второй половине 1990-х годов в российских регионах шли поиски аксиологических основ организации учебно-воспитательного процесса: высказывались опасения в связи с изменением содержания гуманитарных дисциплин в сторону уменьшения удельной части сведений по отечественной истории, культуре, предлагалось дополнить содержание образования сведениями об историко-культур-
ном наследии родного края, о православной культуре как традиционной и самой массовой конфессии.
На государственном уровне во второй половине 1990-х годов делались шаги по «возвращению» воспитания в школу: первым документом постсоветского периода, обозначившим необходимость воспитания школьников, стала новая редакция (январь 1996 года) Закона Российской Федерации «Об образовании». В 1999 году была принята Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы, в которой были определены концептуальные ориентиры воспитания детей и молодежи на основе гражданственности, патриотизма, народных традиций; рекомендована разработка региональных и муниципальных программ развития воспитания на основе общечеловеческих ценностей и традиций национальной культуры [17, с. 96].
В середине первого десятилетия ХХ1 века во многих регионах России представители педагогической, научной, родительской общественности значительно раньше, чем в федеральном центре, высказывались о необходимости воспитания подрастающего поколения с опорой на традиционные национальные ценности; на местах получила распространение практика изучения православной культуры и использование ее нравственных ценностей в воспитательном процессе. Так, в качестве учебного предмета регионального базисного учебного плана было организовано преподавание курса «Основы православной культуры» в школах Калужской области, в 1—4 классах школ Брянской области (в 5—11 классах данный курс преподавался как факультатив), преподавание курса «Православная культура» — в школах Белгородской области и др. Как факультативный курс «Основы православной культуры» изучались в Курской, Орловской, Рязанской, Тульской и других областях. Результаты мониторинга изучения исторических и культурных основ традиционных религий и соблюдения принципов свободы совести, проведенного Общественной палаты Российской Федерации в 2006 году, свидетельствовали о росте практики преподавания курсов по истории и культуре религий, который в большинстве регионов был обусловлен развитием практики изучения прежде всего православной культуры (пропорционально, с учетом более 80 % этнокультурного православного населения в стране) [18].
Направленность современной государственной политики России (2013 — 2014 годы) на защиту национальной, культурной, религиозной идентичности и сохранение традиционных национальных ценностей можно охарактеризовать как первое начиная с периода перестройки явление позитивного осмысления прошлого своей страны и поиск аксиологических ориентиров в отечественном историко-культурном наследии и духовном опыте. Изменение государственной идеологии нашло отражение в упразднении из числа основных принципов политики в области образования приоритета общечеловеческих ценностей, что закреплено в новом Законе «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу в 2013 году [19].
Таким образом, в 1988 — 2014 годах, которые для РСФСР —России можно охарактеризовать как период смены цивилизационной парадигмы и идеологических ориентиров, произошел переход от признания общечеловеческих ценностей главным императивом эпохи и одним из ключевых принципов отечественной государственной политики в области образования до понимания необходимости опоры на
традиционные национальные ценности в построении образовательного пространства.
Произошедшее в период перестройки в СССР изменение аксиологических ориентиров от приоритета классовых ценностей к общечеловеческим отразилась на деятельности системы образования. На рубеже 1980 — 1990-х годов национальные и религиозные ценности не противопоставлялись общечеловеческим, а выступали в качестве их составной части, служили «проводником» в образовательное пространство.
Школа, являясь индикатором официально принятых в стране ценностных основ и существующих в обществе мировоззренческих подходов, по-разному в течение исследуемого исторического периода реализовывала в своей деятельности принцип главенства общечеловеческих ценностей. Так, на этапе перестройки основным средством реализации новых ценностных ориентиров стала гуманизация образования. В первой половине — середине 1990-х годов произошел расцвет общечеловеческих ценностей в рамках идеологии либерализма как принципа государственной политики в области образования. Развившийся в российском обществе мировоззренческий плюрализм, удаление государства от формирования идеологии развития, отсутствие опоры на традиционные национальные ценности имели негативные последствия в школьном образовании, о чем, в частности, свидетельствуют введение образовательной программы Сороса, кризис преподавания общественных и исторических дисциплин.
Постепенно в обществе менялось восприятие общественных ценностей: от восторженного по сравнению с российскими и русскими традициями до понимания их разрушительного воздействия на национально-культурную самоидентификацию. В середине — второй половине 1990-х годов на местах шли поиски аксиологических основ организации учебно-воспитательного процесса, высказывались потребности в обращении к традиционным ценностям, которые в сознании многих жителей провинций центра России ассоциировались с православной культурой. В последние годы руководство страны предпринимает конструктивные попытки по формированию концептуальных основ национальной идеи, основанной на национальной идентичности, что свидетельствуют о признании значимости традиционных национальных ценностей и находит отражение в государственной политике в области образования.
Библиографический список
1. Аксаков, К. С. Русское воззрение [Электронный ресурс] / К. С. Аксаков. — М. : РГБ, 2012. — Режим доступа : http:// dlib.rsl.ru/rsl01005000000/rsl01005436000/rsl01005436857/rsl010 05436857.pdf (дата обращения: 18.08.2014).
2. Данилевский, Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский / Сост. и ком. А. В. Белова ; отв. ред. О. А. Платонов. — 2-е изд. — М. : Благословение, Институт русской цивилизации, 2011. - 816 с.
3. Горбачев, М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира / М. С. Горбачев. - М. : Политиздат, 1988. — 271 с.
4. Ильина, З. Д. Культура и власть: трансформация духовных ценностей горожан российской провинции (1976—1991) / З. Д. Ильина. — Курск : Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 1999. — 209 с.
5. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). ОАФ 10173. Оп. 2. Д. 196. Т. 2.
6. Кондаков, И. В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории. В 2 ч. Ч. 1 / И. В. Кондаков. — М. : Кн. дом «Университет», 2000. — 360 с.
7. Гундяев, Кирилл. Свобода и нравственная ответственность / Кирилл Гундяев // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / Отв. ред. М. П. Мчедлов. — М. : Ин-т социологии РАН, 2008. — С. 45-48.
8. Доклад митрополита Волоколамского Илариона на ХХ Рождественских образовательных чтениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.hilarion.ru/2012/01/23/4312 (дата обращения: 07.02.2013).
9. Доклад митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия на ХХ Международных Рождественских чтениях [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www.patriarchia.ru/ аЪЛех1/1976066.Мш1 (дата обращения: 07.02.2013).
10. Соколов, А. К. Конец советской истории / А. К. Соколов // Россия на рубеже XXI века: Оглядываясь на век минувший. — М. : Наука, 2000. — С. 238 — 269.
11. ГАРФ. Ф. Р-9661. Оп. 1. Д. 70.
12. Российская Федерация. Законы. Об образовании : федер. закон [от 10.07.1992 № 3266-1 : в ред. федер. законов от 13.01.1996 № 12-ФЗ ; от 16.11.1997 № 144-ФЗ ; от 20.07.2000 № 102-ФЗ] // Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. — [2-е изд.]. — М. : ИФ «Образование в документах», 2001. — С. 8 — 55.
13. Шадриков, В. Д. Философия образования и образовательная политика / В. Д. Шадриков. — М. : Логос, 1993. — 181 с.
14. Никандров, Н. Д. Церковь, государство, общество: соработничество ради духовно-нравственного здоровья россиян (выступление на ХХ Междунар. Рождественских образовательных чтения) / Н. Д. Никандров // Проблемы современного образования : ннтернет-журн. — 2012. — № 1 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://pmedu.ru/res/ 2012_1_1.pdf (дата обращения: 12.03.2014).
15. ГАРФ. ОАФ 10173. Оп. 2. Д. 983.
16. О стратегии развития исторического и мировоззренческого образования в общеобразовательных учреждениях : письмо Минобр. РФ [ от 28 декабря 1994 г. № 24/1)] // Вестник образования. — 1995. — № 3. — С. 68 — 79.
17. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999 — 2001 годы // Школа духовности. — 2000. — № 1. — С. 96 — 116.
18. Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации, подготовленные Комиссией по вопросам толерантности и свободы совести Общественной палаты Российской Федерации 24 апреля 2007 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.oprf.ru/ structure/comissions2006/11/шateria1s/1896 (дата обращения: 10.10.2014).
19. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон [от 29.12.2012 № 273-ФЗ ред. от 07.05.2013] [Электронный ресурс]. — Режим доступа http://zakonbase.ru/zakony/ob-obrazovanii/ (дата обращения 14.12.2014).
ПИГОРЕВА Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент (Россия), доцент кафедры истории государства и права Курской государственной сельскохозяйственной академии имени профессора И. И. Иванова; докторант кафедры истории России Курского государственного университета. Адрес для переписки: ov1ebedeva117@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 02.02.2015 г. © О. В. Пигорева
Информация
Международный конкурс РГНФ-Немецкое научно-исследовательское сообщество (ННИС) 2016 года
Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Немецкое научно-исследовательское сообщество (ННИС) в соответствии с заключенным между ними соглашением проводят международный конкурс совместных научных исследований в области гуманитарных и общественных наук на 2016 год по следующим основным научным направлениям:
— история, археология, этнография;
— экономика;
— философия, социология, политология, правоведение, науковедение;
— филология, искусствоведение;
— комплексное изучение человека, психология, педагогика, социальные проблемы здоровья и экологии человека;
— глобальные проблемы и международные отношения.
Условия конкурсов, правила оформления заявок, формы заявок и условия финансирования поддержанных проектов размещены на веб-сайте РГНФ — http://www.rfh.ru
Окончание приема заявок в бумажном виде — 15 сентября 2015 года до 16.00 по московскому времени.
Адрес РГНФ: 123557, Москва, Пресненский вал, д. 17, Российский гуманитарный научный фонд. Контактная информация:
Источник: http://www.rsci.ru/grants/grant_news/302/237749.php (дата обращения: 27.02.2015)