Научная статья на тему 'Отечественная историография о становлении изучения религии в современной российской школе в контексте историко-политических изменений и разнообразия методологических подходов'

Отечественная историография о становлении изучения религии в современной российской школе в контексте историко-политических изменений и разнообразия методологических подходов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ / ШКОЛА / ИЗУЧЕНИЕ РЕЛИГИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ / RUSSIAN HISTORIOGRAPHY / SCHOOL / RELIGIOUS STUDY / STATE POLICY ON EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пигорева О.В.

В позднесоветские годы кардинально изменились государственно-церковные отношения, произошло переосмысление роли религиозных ценностей в социальной, культурной и духовной жизни. Новым явлением образовательного пространства стало использование знаний о религии в учебно-воспитательной работе школ. В настоящей статье представлен анализ отечественной историографии по проблеме изучения религии в школе. Автор раскрывает историко-политические условия формирования практики использования знаний о религии в системе образования СССР России, выделяет сложившиеся в науке методологические подходы к проблеме, рассматривает становление терминологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RUSSIAN HISTORIOGRAPHY OF FORMATION OF THE STUDY OF RELIGION IN THE MODERN RUSSIAN SCHOOL IN THE CONTEXT OF HISTORICAL AND POLITICAL CHANGES AND DIFFERENT METHODOLOGICAL APPROACHES

During the late Soviet years the state-church relations were cardinally changed. The revaluation of the role of religious values in the social, cultural and spiritual life took place. A new phenomenon is the use of educational space of knowledge about religion in the educational work of schools. This article presents an analysis of the national historiography on the problem of the study of religion in schools. The author analyzes the historical and political conditions offormation of the use of knowledge about religion in the education system of the Soviet Union Russia, highlights the existing science and methodological approaches to the issue, considering the establishment of terminology.

Текст научной работы на тему «Отечественная историография о становлении изучения религии в современной российской школе в контексте историко-политических изменений и разнообразия методологических подходов»

УДК 93/99:2:37.01 ПИГОРЕВА O.B.

кандидат исторических наук, доцент, кафедра истории государства и права, Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова E-mail: ovlebeclevall7@yanclex.ru

UDC93/99:2:37.01 PÏGOREVA O.V.

Candidate of Historical Sciences, assistant professor, Department of history of state and law, Kursk State Agricultural I.I. Ivanov Academy E-mail: ovlebedevall7@yandex.ru

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ О СТАНОВЛЕНИИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОЙ

РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ И РАЗНООБРАЗИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ

RUSSIAN HISTORIOGRAPHY OF FORMATION OF THE STUDY OF RELIGION IN THE MODERN RUSSIAN SCHOOL IN THE CONTEXT OF HISTORICAL AND POLITICAL CHANGES AND DIFFERENT METHODOLOGICAL APPROACHES

В позднесоветские годы кардинально изменились государственно-церковные отношения, произошло переосмысление роли религиозных ценностей в социальной, культурной и духовной жизни. Новым явлением образовательного пространства стало использование знаний о религии в учебно-воспитательной работе школ. В настоящей статье представлен анализ отечественной историографии по проблеме изучения религии в школе. Автор раскрывает историко-политические условия формирования практики использования знаний о религии в системе образования СССР - России, выделяет сложившиеся в науке методологические подходы к проблеме, рассматривает становление терминологии.

Ключевые слова: отечественная историография, школа, изучение религии, государственная политика в области образования.

During the late Soviet years the state-church relations were cardinally changed. The revaluation of the role ofreligious values in the social, cultural and spiritual life took place. A new phenomenon is the use of educational space of knowledge about religion m the educational work of schools. This article presents an analysis of the national historiography on the problem of the study of religion in schools. The author analyzes the historical and political conditions offormation of the use of knowledge about religion in the education system of the Soviet Union - Russia, highlights the existing science and methodological approaches to the issue, considering the establishment of terminology.

Keywords .'Russian historiography, school, religious study, state policy on education.

Начавшиеся в период перестройки изменения государственной политики в сфере образования - от господства атеистической идеологии к признанию важности использования знаний о религии в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и введению в 2012 г. на федеральном уровне учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» - получили широкое освещение в отечественной историографии. Разнообразные методологические подходы авторов исследований, использование инструментария различных отраслей научного знания сформировали плюрализм мнений и противоречие оценок обозначенных событий.

Целью данной статьиявляется анализ отечественных исследований, посвященных вопросам возникновения и развития знаний о религии в современном российском образовании в контексте произошедших на рубеже XX-XXI веков изменений в истории нашего государства. С учетом традиционных для исторической науки политических и социально-экономических факторов выделено два периода в историографии проблемы: первый - с 1985 по 1991 г., охватывающий время перестройки и распада

СССР, и второй - с 1992 по 2016 г., начало которого связано с образованием нового государства - Российской Федерации. Изучаемое явление не завершено, период его развития, составляющий чуть более четверти века, для исторической науки представляет крайне короткий временной отрезок; кроме того, сохраняются проблемы в отношении утвердившегося в 2012 г. на федеральном уровне порядка изучения учебных курсов по истории и культуре религий (что, в частности, выражается в ограничении изучения всего одним учебным годом, возрастом учеников). Учитывая данные факторы, автор особое внимание уделил произошедшим в исследуемый период историко-политическимизменениям, носившим характер цивилизационных трансформаций, кардинальным образом повлиявшим на государственно-церковные отношения и организацию работы школы как главного звена отечественного образования; также крайне важным в процессе историографического анализа было осмысление формировавшихся в исследуемый период в отечественной истории как области знания методологических основ проведения научных исследований.

Историко-политические условия, влиявшие на

© Пигорева О.В. © Pigoreva O.V.

формирование проблемного поля. Политические и социально-экономические преобразования позднесо-ветских лет оказали значительное влияние на систему образования. Партийно-правительственные структуры, определявшие политику в области образования на основе коммунистической идеологии и классовых пролетарских ценностей, на последнем этапе перестройки ослабили свое влияние, поощрив демократические тенденции в организации учебно-воспитательного процесса. В рамках первого историографического этапа, в 1985-1991 гг., только предпринимались первые отдельные попытки изучения в контексте исторических подходов опыта государственной политики в сфере образования. Научных работ, с новых методологических позиций освещавших вопросы государственной политики в области образования и реформы общеобразовательной школы, было крайне мало, что объясняется господством в советской историографии идеологически заданного курса на конструктивное развитие народного образования и отсутствием общественного и научного запроса на подобный исторический анализ. В историографии данного периода нашли отражение подъем общественно-педагогического движения и формирование новой педагогической идеологии, изменение понимания роли учителя. Важно сделанное З.Г. Дайчем обоснование произошедшего в конце 1980-х гг. признания учителя центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, понимание значимости влияния личной позиции педагога и его мировоззрения на процесс обучения [5].

Кардинальные реформы в работе школы совпали с изменением государственной политики в отношении религии (от активизации атеистической работы с целью разоблачения «буржуазно-клерикальной пропаганды» по случаю 1000-летия Крещения Руси к организации юбилейных торжеств на государственном уровне) и последовавшим религиозным возрождением, что привлекло внимание исследователей. Научные взгляды по-ляризировались. Так, на новых теоретических подходах к толкованию фактов из истории Русской православной церкви были основаны работы О.Ю. Васильевой, М.И. Одинцова [4, 25]. С новых методологических позиций, лишенных приоритета следованию атеистической идеологии, отражено осмысление «религиозного вопроса» в сборнике «На пути к свободе совести», подготовленном под редакцией Д.Е. Фурмана и Марка (Смирнова) [24]. При этом продолжалась трактовка религиозного возрождения в СССР как миф; возросшая религиозность населения расценивалась как мистицизм, к которому приводят поиск смысла жизни, разочарование в существующих ценностях, недоверие к официально пропагандируемому мировоззрению [2, 6].

Произошедшие в период перестройки изменения государственно-церковных отношений оказали влияние на школу, что находило отражение в отдельных инициативных попытках выйти за традиционные для советского государства знаниевые и идеологические рамки в отношении религии посредством интеграции знаний

по истории и культуре религий в гуманитарные дисциплины, внеклассную работу. Новым явлением в историографии позднесоветских лет стала научная критика господства атеистического воспитания при формировании мировоззрения подрастающего поколения [20], появлялись публикации, отражавшие научную и общественную полемику относительно религиозного и светского подходов к организации духовного воспитания школьников [11, 15].

На втором этапе, в 1992-2016 гг., изучение государственной политики в сфере образования базировалось на различных методологических позициях. В первой половине - середине 1990-х гг. исторические исследования обозначенной проблемы были весьма немногочисленными, что можно объяснить сохранением инерции советских лет. когда отсутствовал общественный и научный запрос на подобную работу, а также спецификой первых постсоветских лет, когда система образования была удалена из числа приоритетных для российского правительства отраслей, и продолжавшимся методологическим кризисом исторической науки. Пониманию генезиса знаний о религии в системе общего образования способствовало обращение к диссертации О. Д. Федяевой. в которой в числе первых исторических исследований в рамках проблемы «политика - идеология» затрагивался вопрос о взаимоотношениях школы и Церкви и высказывались опасения в исключительно церковном образовании, при этом в качестве аргумента приводились выдержки из исследования доктора полицейского права, экстраординарного профессора Варшавского Императорского университета A.C. Окольского «Об отношении государства к народному образованию», изданного в 1872 г. [5, с. 100-101].

В конце 1990-х - середине первого десятилетия 2000-х гг. вопросы государственной политики в сфере образования в отношении использования знаний о религии в школе так и не стали самостоятельным предметом исторических исследований, но отдельные аспекты проблемы привлекали внимание ученых. Так, Л.И. Анайкина не отрицала очевидного положительного влияния религии в деле возрождения духовности общества, культуры, но высказывала опасения в организации сотрудничества школы и Церкви [1, с. 249]. Г.С. Чернышов отмечал, что большую помощь в формировании государственной идеологии может оказать тесное сотрудничество школы с традиционными для России религиями, предлагает разрешить педагогическим коллективам вводить в школах преподавание религиозных предметов с целью нравственного возрождения и спасения молодежи от моральной деградации [31, с. 311-312].

Ставшая возможной в связи с изменением государственной политики передача значительной части полномочий со стороны федерального центра на региональный уровень способствовала построению образовательного пространства с учетом местных традиций и образовательных запросов жителей, что во многих регионах реализовывалосъ посредством организации

изучения в школах учебных курсов по истории и культуре традиционных религий. Появился ряд работ -Т.П. Довгий, С. Худовекова (Смоленская область), О.В. Лебедевой. В.М. Меньшикова (Курская область), освещавших практическую организацию изучения религии в школах [8, 13, 17, 29].Развившееся в образовательном пространстве регионов многообразие подходов к содержательному наполнению, формам и методам использования знаний о религии в системе общего образования получило отражение в исследованиях, посвященных проблеме изучения в школе истории и культуры конкретной религии: православной, исламской, буддийской [3,23,28].

В историографии проблемы крайне важными являются научные дискуссии по различным аспектам организации изучения религии в школе. Негативное отношение к изучению в российских школах православной культуры высказывали H.A. Митрохин. М.Г. Писманик и др. [22, 26]. Звучали опасения в создании специального школьного предмета религиозной тематики, предлагалось в качестве альтернативы интегрировать знания о религии в уроки физики, астрономии, истории, биологии, литерату ры [21]. М.С. Каган оценивал обращение к религиозной вере в системе образования, отождествление науки и мистики как возвращение педагогики к позициям средневековой теологии [10, с. 216].

Теоретико-методологические основания, определявшие подходы к организации изучения религии в школе.Сложившееся в научных кругах разнообразие подходов и оценок к возможности/целесообразности изучения религии в школе, острые научные дискуссии, многообразие практических наработок, на наш взгляд, детерминировано различными методологическими позициями ученых в отношении организации изучения религии в школе и отсутствием единых требований к подобной деятельности со стороны государства. Кроме того, сами теоретико-методологические основы отечественных научных исследований претерпели в исследуемый период существенное изменение. Несомненным достижением современной науки является отказ от господства как единственно правильных заданных государственной идеологией методологических подходов. Рассмотрим данные преобразования на примере научного осмысления эволюции государственной политики в сфере образования в отношении использования знаний о религии.

Период становления учебных курсов религиозной тематики в системе общего образования сопровождался кардинальными изменениями государственной идеологии, методологическим кризисом общественных наук, разрушением привычных мировоззренческих основ жизни общества. Начавшаяся под руководством М.С. Горбачева перестройка всех сфер жизни общества затронула школу: строгое централизованное партийно-государственное управление сменилось демократизацией школьной жизни, вариативностью и дифференциацией образования, его гуманизацией и гуманитаризацией, что происходило на фоне отказа от

классовой идеологии и признания приоритета общечеловеческих ценностей. Подобное стало возможным вследствие изменения государственных идеологических подходов после выхода в 1988 г. книги М.С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», провозгласившей переориентацию СССР на общечеловеческие ценности. Последовавшие в ситуации культурно-исторического перепутья реабилитация общечеловеческих ценностей и расширение цивилизационного выбора, приведшие, по точному утверяедению И.В. Кондакова, к появлению религиозной доминанты (православной, исламской, буддийской и т. д.) [2, с. 68], способствовали тому, что ориентация на общечеловеческие ценности стала «проводником» религиозных ценностей как их составной части в новое образовательное пространство. Общечеловеческие ценности, выполнив в период перестройки и парада суверенитетов функцию «пригласительного билета» религиозных знаний в систему общего образования и усилив значимость национальной самоидентификации, сами по сути ни религиозными, ни национальными не только не являются, но даже им противопоставлены.

Применительно к исследуемой проблеме методологический плюрализм проявился также в расширении научных подходов относительно понимания сущности духовно-нравственного воспитания. Многозначность толкования данного термина кроется в его емкости и сложности, осмыслении с различных научных (философских, педагогических, психологических и др.) позиций, мировоззренческих (светского и религиозного) подходов. Понятие «духовность» устойчиво оформилось с позиций материалистической науки как позиционирование человеческой личности в мире, определение жизненных ориентиров и стало достаточно активно использоваться в 1970-е гг., получив в период перестройки большое распространение. Из числа научных исследований. выполненных с материалистических позиций, следует особое внимание уделить работам, в которых изучались проблемы «духовность и гуманизм», «духовность и мораль», «духовность и культура» как наиболее обсуждаемые в процессе становления учебных курсов религиозной тематики [9, 14]. Существенное значение в понимании мотивов, побудивших энтузиастов начать работу по введению знаний о религии в учебно-воспитательную работу со школьниками, имело обращение к обоснованию с современных научных позиций роли религиозных ценностей в воспитании подрастающего поколения. В частности, признание приоритета религиозных духовных ценностей в организации духовно-нравственного воспитания представлено в работах С.Ю. Дивногорцевой, В.М. Меньшиковаи др. [7, 18].

Различие методологических позиций ученых определило многообразие подходов к целеполаганию изучения религии и, как следствие, определению форм и методов обучения (религиозное, религиоведческое, культурологическое, религиозно-культурологическое, историко-ку л ьту ро л о ги ч с с ко с. религиозно-познавательное

образование, обучение религии, преподавание сведений о религиозных культурах и др.), что нашло отражение в историографии. Так, И.В. Метлик предложил типологию изучения религии как способа реализация религиоведческого и религиозного образования, где в последнем выделил три вида: духовное, катехизическое (обучение религии) и культурологическое (религиозно-культурологическое) образование. Ученый считает, что религиозно-культурологическое образование проводится с целью изучения определенной религиозной традиции, культуры так, как она принята и понимается в соответствующей религиозной организации; по его мнению, именно данный вид религиозного образования может реализовыватъся в любых образовательных учреждениях (как частных или негосударственных, так и государственных, муниципальных) в рамках и с учетом содержания их образовательных программ и установленных норм деятельности [19]. Интересен предлагаемый Т.Г. Человенго в рамках личностно-ориентированнош образования феноменологический подход к изучению религии, направленный на формирование целевых установок и особое внимание уделяющий присутствию «личностного измерения и в самом содержании понятия и в ...преподавательском отношении к ней» [30]. A.B. Лубков, рассматривая проблему гуманитаризации образования

в контексте модернизации страны, выдвигает следующие базовые принципы преподавания религии в школе: свобода совести учащихся, их возможность свободного духовно-нравственного определения, толерантность, признание приоритета светской этики как фундамента гражданской самоидентификации[16].

Подводя итоги историографического обзора по во-просамстановления изучения религии в школе на рубеже ХХ-ХХ1 вв., следует отметить значительный интерес исследователей к различным аспектам проблемы. Разнообразие методологических подходов авторов научных работ во многом определяет полярность выводов и рекомендаций. Недостаточно изученными остаются такие направления, как эволюция государственной политики в сфере образования в отношении использования знаний о религии начиная с периода перестройки до настоящего времени и ее отражение в региональной практике, а также историческое осмысление возможностей ценностного подхода к организации изучения религии в современной российской школе, при котором ценностный подход к изучению истории и культуры религий выступает как способ передачи культурно-исторического наследия страны и региона и формирования у молодежи аксиологических мировоззренческих основ.

Библиографический список

1. Анайкина JI.II. Партийно-государственная политика в сфере народного образования в РСФСР (1922-1991 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. М., 2001. 326 с.

2. Белова Т.В. Развитие духовной кулыуры советского общества в условиях перестройки. М.: О-во «Знание» РСФСР, 1989.

47 с.

3. Бородина A.B. История образования на основе традиций отечественной культуры: лекции по курсам: основы православной кулыуры, история религиозной культуры, история педагогики. М.: Основы православной культуры, 2007. 68 с.

4. Васильева О.Ю. Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны: автореф. дис. ... канд. ист. наук. М., 1990. 26 с.

5. Дайч З.Г. Новые принципы управления школой // Демократизация средней школы: проблемы, поиски, опыт: межвуз. сб. науч. тр. М.: Прометей, 1990. С. 35-42.

6. Демьянов A.II. Факты против измышлений: Миф о «религиозном возрождении» в СССР и его несостоятельность. Воронеж: Центр.-Чернозем, кн. изд-во, 1989. 126 с.

7. Дивногорцева С.Ю. Духовно-нравственное воспитание в теории и опыте православной педагогической культуры. М.: ПСТГУ, 2007. 239 с.

8. Довгий Т.П. Православная традиция и современная школа (создание региональной системы духовно-нравственного воспитания школьников и учащейся молодежи Смоленщины) // Духовные просветители земли Смоленской и их роль в воспитании нравственности и патриотизма. Смоленск: Универсум, 2007. С. 65-71.

9. Дробтщкий О.Г. Моральная философия. М.: Гардарики, 2002. 523 с.

10. Каган М.С. Системно-синергетический подход к построению современной педагогической теории // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 212-245.

11. КвятковскийЕ.В. Духовное развитие школьников // Педагогика. 1991. № 1. С. 22-26.

12. Кондаков II.B. Русская культура: краткий очерк истории и теории. М.: Книжный дом «Университет», 2000. 360 с.

13. Лебедева О.В. Государственная политика и изучение православной культуры в конце XX - начале XXI века (на примере Курской области). Курск: КГСХА, 2008. 227 с.

14. Лившиц Р.Л. Духовность и бездуховность личности. Екатеринбург, 1997. 152 с.

15. ЛихачевБ.Т. Школа и Церковь: новые взаимоотношения?//Педагогика. 1991. №6. С. 33-36.

16. Лубков A.B. Модернизация страны и некоторые проблемы гуманитарного образования // Ярославский педагогический вестник. Психолого-педагогические науки. 2010. № 3. С. 7-10.

17. Меньшиков В.М. Преподавание православной культуры в школе: опыт Курской области // Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования: материалы науч.-пракг. конф. (Москва, 10-11 окт. 2002 г.). М., 2003. С. 70-73.

18. Меньшиков В.М. Содержание духовно-нравственного воспитания [Электронный ресурс] // Традиционные ценности в условиях глобализации: материалы IX Всерос. науч.-образоват. Знаменских чтений (Курск, 29 марта-4 апр. 2013 г.). Курск, 2013. 1 эл. опт.диск (CD-ROM).

19. Метчик И.В. Преподавание в школе истории религий и религиозных культур в контексте введения ФГОС общего об-

разования второго поколения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.verav.rii/common/mpublic.php?num=1201. Дата обращения: 14.07.2015.

20. МетликИ.В. Религия в школе: опыт изучения проблемы//Педагогика. 1990. № 12. С. 36^12.

21. Митрохин Л.Н. Школа и религия // Философия, культура, образование (материалы «круглого стола) // Вопросы философии. 1999. №3. С. 31-34.

22. Митрохин НА. Православное образование в России // Отечественные записки. 2001. № 1. С. 194-205.

23. Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. № 2. С. 38^14.

24. На пути к свободе совести / сост. и общ.ред. Д.Е. Фурмана, Марка (Смирнова). М.: Прогресс, 1989. 439 с.

25. ОдинцовM.II. Государство и церковь: История взаимоотношений (1917-1938 гг.). М.: Знание, 1991. 63 с.

26. ПисманикМ.Г. Сложные аспекты преподавания религиоведения // Государства, религия, церковь в России и за рубежом. 2010. №3. С. 314-317.

27. Федяева О.Д. Политика государственных органов и роль общественно-политических институтов в реформировании школьного образования России: середина 80-х - 1995 гг.: дис. ... канд. ист. наук. М., 1995. 142 с.

28. Харисова ЛА. Ислам: воспитание и образование // Педагогика. 2001. № 8. С. 56-61.

29. Худовеков С, «Свет Христов просвещает всех». Православная этика и культура в общеобразовательной школе // Журнал Московской Патриархии. 1997. № 6. С. 19-23.

30. Человенко ТТ. Формирование религиозной культуры в условиях новационных подходов к религиоведческому образованию //Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 3^1. С. 61-65.

31. Чернышов Г.С. Государственная политика в сфере школьного образования России: история, опыт, проблемы: 1970-е -1990-е гг.: дис. ... д-ра ист. наук. М., 2005. 381 с.

References

1. Anaikina L.I. The party and state policy in the sphere of public education in the RSFSR (1922-1991 years).Doctor thesis in History, Moscow, 2001.326 p.

2. Belova T.V. The development of spiritual culture of Soviet society in the conditions ofperestroika. Moscow: Obshhestvo "Znanie" RSFSR. 47 p.

3. Bomdina A.V. The history of education based on the traditions of Russian culture lectures on the courses: The Principlesals of Orthodox cull urc. the history of religious culture, history of pedagogics. Moscow: Osnovypravoslavnojkul'tury, 2007. 68 p.

4. Vasil'evaO.Yti. The Soviet state and patriotic activities of the Russian Orthodox Church during the Great Patriotic War.Candidate thesis in History, Moscow, 1990.26 p.

5. Daich Z. G. New principles of democratization of school management // High School: problems, searches, experience: Interuniversity collection of scientific papers. Moscow: Prometej, 1990. Pp. 35-42.

6. Dem 'vanov A.I. Facts against fabrications: Myth of the "religious revival" in the Soviet Union and its inconsistency. Voronezh: Publishing house Centr.-Chernozem, 1989. 126 p.

7. DhmogortsevaS.Yu. Spiritual and moral education in the theory and practice of orthodox pedagogical culture. Moscow: PSTGU, 2007. 239 p.

8. Dovgii T.P. Orthodox tradition and the modem school (the creation of a regional system of spiritual and moral education of pupils and students of Smolensk youth) // Spiritual Enlighteners of the Smolensk land and their role in the education of morality and patriotism. Smolensk: Universum, 2007. Pp. 65-71.

9. Drobnickij O.G. Moral philosophy.Moscow: Gctrdariki, 2002. 523 p.

10. Kagan M.S. System-synergetic approach to the construction of modem educational theory // Synergetic paradigm. Synergetics education. Moscow: Progress-Tradicija, 2007. Pp. 212-245.

11. Kvyatkovskii E. V The spiritual development of pupils // Pedagogy. 1991. № 1. Pp. 22-26.

12. Kondakov I. V Russian culture: a brief outline of the history and theory. Moscow: Rnizhnyjdom «Universitet», 2000. 360 s.

13. Lebedeva О. V. Public policy and the study of Orthodox culture at the end of XX - beginning of XXI century (the Kursk region). Kursk: KGSHA, 2008. 227 p.

14. Livshits R.L. Гаек of spirituality and spiritual identity.Ekaterinburg, 1997.152 p.

15. Likhachev B.T. School and Church: a new relationship?//Pedagogy. 1991. №6. Pp. 33-36.

16. LubkovA. V Modernization of the country and some of the problems of humanitarian education // Yaroslavl Pedagogical Gazette. Psycho-pedagogical science. 2010. № 3. Pp. 7-10.

17. Men shikov V.M. The teaching of Orthodox culture in school: the experience of the Kursk region // Co-operation of the state and religious associations in the field of education: the scientific and practical materials. Conf. (Moscow, 10-11 October 2002). Moscow, 2003. Pp. 70-73.

18. Men shikov V.M. The contents of the spiritual and moral education [Electronic resource] // Traditional values in the conditions of world globalization: proceedings of the IX All-Russia, scientific-obrazovat. Znamensky readings (Kursk, on March 29 - April 4, 2013.).Kursk, 2013.

19. Metlik I.V Teaching in the school history of religions and religious cultures in the context of the introduction of the general education of the second generation of the GEF. UFF: http://www.verav.ru/common/mpublic.php?nimi=1201. Date of the application: 14.07.2015.

20. Metlik I.V. Religion in schools: learning experience problems //Pedagogy. 1990, № 12. Pp. 36^12.

21. Mitrokhin L.N. School and religion // philosophy, culture, education (materials of the "round table") // Problems of Philosophy. 1999. №3. Pp. 31-34.

22. Minvkhin N. Orthodox education in Russia // Notes of the Fatherland. 2001. № 1. Pp. 194-205.

23. Mukaeva O.D. Buddhist education in the context of contemporary // Pedagogics. 2002. № 2. Pp. 38^14.

24. 24. On the way to freedom of conscience / editorD.E. Furman, Mark (Smirnov). Moscow: Progress, 1989. 439 p.

25. OdintsovM.I. State and Church History relations (1917-1938). Moscow: Znanie, 1991. 63 p.

26. PismanikM.G. Complex aspects of teaching religion// State, religion, the church in Russia and abroad. 2010. № 3. Pp. 314-317.

27. Fedyaeva O.D. Policy government agencies and the role of social and political institutions in the reform of school education in Russia: the middle of the 80's - 1995. Candidate thesis in History, Moscow, 1995.142 p.

28. Kharisova L.A. Islam: education and training // Pedagogy. 2001. № 8. Pp. 56-61.

29. Khudovekov S. "The light of Christ enlightens everyone". Orthodox ethics and culture in secondary school // Journal of the Moscow Patriarchate. 1997. № 6. C. 19-23.

30. Chelavenko T.G. Formation of religious culture in the novation approach to theological education // State, religion, the church in Russia and abroad. 2011. № 3^1. Pp. 61-65.

31. Chernyshm G.S. State policy in the sphere of school education in Russia: history, experience, problem: 1970s -1990s.: Doctor thesis in History, Moscow, 2005. 381 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.