Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ'

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
172
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ ОКРУГ / ЯМАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурьянова Галина Геннадьевна

В статье рассматриваются особенности современных арт-практик на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), условия их появления, ведущие акторы и перспективы развития. Определены хронологические границы исследования - первые два десятилетия XXI века, когда искусство автономного округа предстало как самостоятельное и самодостаточное явление, готовое к арт-реагированию на вызовы времени. Выявляются ритмы генезиса и эволюции ямальского станкового изобразительного искусства в XX веке и условия формирования установки на осознание регионального искусства в качестве инструмента формирования идентичности жителей округа, брендирования его уникальности. Рассматривается опыт современных арт-практик официальных окружных институций: Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского, Национальной библиотеки ЯНАО, Окружного дома ремесел, привлекающих в свои стены художников, формирующих выставки и конкурсы. Также приводится опыт частного социокультурного экспериментирования - продвижение российским комиксистом Ю. Никитиной проекта «Ямальский комикс». В итоге делается вывод, что в условиях развития редкой частной инициативы и спорадического интереса официальных институций современное искусство в ЯНАО развивается медленно и имеет выраженный провинциальный оттенок маркировки территории временем, представлением о ценности ее встроенности в общероссийскую и мировую повестки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Гурьянова Галина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAMAL CONTEMPORARY ART: PRACTICES AND PERSPECTIVES

The article deals with the features of contemporary art practices of the Yamal-Nenets Autonomous District, the conditions of their emergence, leading actors and development prospects. Suggested chronological boundaries of the research are the first two decades of the 21th century, when the art of autonomous district has appeared as an independent and self-sufficient phenomenon, ready for the art-response to the challenges of time. Defined rhythms of genesis and evolution of the Yamal easel art in the 20th century have revealed gradual overcoming of the leading development tendency of the Yamal art which had been under the influence of art from Russian capitals and big art centers, replacing it with the idea of a regional art as an instrument of formation of the district inhabitants identity, branding of its uniqueness. The experience of the official district institutions -The Shemanovsky Museum and Exhibition Center, National Library of the Yamal-Nenets Autonomous District and the District House of Crafts, which attract artists, form exhibitions and contests, is considered. Also private experience, such as the promotion of the project “Yamal comic book” of the famous artist Yulia Nikitina, has also become a territory of social and cultural experimentation. The author comes to a conclusion that under the conditions of a rare private initiative and sporadic interest of the official institutions contemporary art in the Yamal-Nenets Autonomous District develops slowly and has a pronounced provincial connotation of the time mark, the idea of its embedding into the all-Russian and world agenda.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ»



ТЕМА НОМЕРА I

DOI: 10.17516/2713-2714-0021 УДК 7.067(571.121)

ISSUE SUBJECT

YAMAL CONTEMPORARY ART: PRACTICES AND PERSPECTIVES

Galina G. Guryanova

Arctic Research Center of the Yamal-Nenets Autonomous District Salekhard, Russian Federation

Abstract: The article deals with the features of contemporary art practices of the Yamal-Nenets Autonomous District, the conditions of their emergence, leading actors and development prospects. Suggested chronological boundaries of the research are the first two decades of the 21th century, when the art of autonomous district has appeared as an independent and self-sufficient phenomenon, ready for the art-response to the challenges of time. Defined rhythms of genesis and evolution of the Yamal easel art in the 20th century have revealed gradual overcoming of the leading development tendency of the Yamal art which had been under the influence of art from Russian capitals and big art centers, replacing it with the idea of a regional art as an instrument of formation of the district inhabitants identity, branding of its uniqueness. The experience of the official district institutions -The Shemanovsky Museum and Exhibition Center, National Library of the Yamal-Nenets Autonomous District and the District House of Crafts, which attract artists, form exhibitions and contests, is considered. Also private experience, such as the promotion of the project "Yamal comic book" of the famous artist Yulia Nikitina, has also become a territory of social and cultural experimentation. The author comes to a conclusion that under the conditions of a rare private initiative and sporadic interest of the official institutions contemporary art in the Yamal-Nenets Autonomous District develops slowly and has a pronounced provincial connotation of the time mark, the idea of its embedding into the all-Russian and world agenda.

Keywords: contemporary art; the Yamal-Nenets Autonomous District; Yamal art; problems of art development.

Citation: Guryanova, G.G. (2022). Yamal contemporary art: practices and perspectives. lzobraziteV noe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 1, № 2 (11), p. 8-15.

Г. Е Гурьянова

ГАУ ЯНАО «Научный центр изучения Арктики» Салехард, Российская Федерация

С. (Г.) Яптик.

Черный квадрат.

Фотодокументация

проекта.

2014

Собственность автора

S. (G.) Yaptik. Black square.

Photo documentation of the project. 2014

Author's property

СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО ЯМАЛА: ПРАКТИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье рассматриваются особенности современных арт-практик на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), условия их появления, ведущие акторы и перспективы развития. Определены хронологические границы исследования - первые два десятилетия XXI века, когда искусство автономного округа предстало как самостоятельное и самодостаточное явление, готовое к арт-ре-агированию на вызовы времени. Выявляются ритмы генезиса и эволюции ямальского станкового изобразительного искусства в XX веке и условия формирования установки на осознание регионального искусства в качестве инструмента формирования идентичности жителей округа, брендирования его уникальности. Рассматривается опыт современных арт-практик официальных окружных институций: Музейно-выставочного комплекса имени И. С. Шемановского, Национальной библиотеки ЯНАО, Окружного дома ремесел, привлекающих в свои стены художников, формирующих выставки и конкурсы. Также приводится опыт частного со циокультурного экспериментирования - продвижение российским комиксистом Ю. Никитиной проекта «Ямальский комикс». В итоге делается вывод, что в условиях развития редкой частной инициативы и спорадического интереса официальных институций современное искусство в ЯНАО развивается медленно и имеет выраженный провинциальный оттенок маркировки территории временем, представлением о ценности ее встроенности в общероссийскую и мировую повестки.

Ключевые слова: современное искусство; Ямало-Ненецкий округ; ямальское искусство; проблемы развития искусства.

Изобразительная деятельность на территории Ямало-Ненецкого автономного округа существовала издревле. Так, всемирно известны удивительные орнаменты на керамике поселения Горный Самотнел-1 (IV—III тыс. до н. э.), уникальные по изобразительной точности и выразительной обобщенности пластические образы из дерева, кости, орнаменты на берестяных изделиях сакрально-производственного центра Усть-Полуй (II век до н. э. - II век н. э.). Целостно - материально, конструктивно и эстетически - осознавали пространство и время и жители эпохи Средневековья и Нового времени, представители коренных народов ямальского Севера.

Но профессиональное искусство на этой земле появилось гораздо позже. Первый акварельный пейзаж был создан в Обдорске в 1802 году Е. М. Корнеевым, спутником А. X. Бенкендорфа в его путешествии [3, с. 68]. В течение всего XIX века искусство иллюстрировало научные изыскания и любопытство путешественников.

Развитие профессионального станкового изобразительного творчества в автономном округе начинается лишь с конца 1920-х годов [3, с. 93]. В течение всего прошлого столетия ямальское искусство постепенно занимало свое место на художественной карте страны. Понятие «современное искусство» активно используется в официальной лексике учреждений культуры ЯНАО с 2010-х годов. Именно XXI век и стал временем размышления об арт-современности Края земли.

В названии статьи понятие «практика» логично предваряет понятие «перспективы». Подобная причинно-следственная последовательность подчеркивает принцип формирования искусства в округе. Особенности региональных художественных процессов XX века демонстрируют почти полное отсутствие формулирования какой-либо стратегии (государственной, институциональной) в области ямальского изобразительного искусства, на основе которой стали бы ясны его перспективы. Зато во множестве была представлена активность индивидуальная, групповая (производственная, развивающая, выставочная, профсоюзная). В первые два десятилетия XXI века в формирование художественного процесса в автономном округе включились учреждения культуры и общественные организации.

Цель материала - раскрыть образ современного искусства на территории Ямала (понимая под этим наименованием весь Ямало-Ненецкий автономный округ).

Г. Сибагатуллина. Струится жар, обратно к звездам. 2022. Бумага, акварель. 56x76

Собственность автора

G. Sibagatullina. The heat is flowing, back to the stars. 2022. Paper, watercolor. 56x76

Author's property

Неоднородность художественной практики Ямала 2000 - начала 2020-х годов требует определения границ современного ямальского искусства. Развитие мышления модерна, постмодерна и языка contemporary art в глобальном мире в течение XX века демонстрирует уход искусства от ремесленного дублирования действительности, от иллюзии, максимальное сближение с жизнью, появление новых форм диалога для вовлечения человека в опыт проживания реальности, рождение новых видов искусства.

Хронологическая многослойность Ямала (социальная, культурная заповедность, медленность появления признаков городской жизни, особость ритмов коренных северных народов, их созвучность и несозвучность общероссийским историческим процессам), с одной стороны, подчеркивает невозможность появления современного искусства там, где в XX веке, по сути, только формировался станковизм, решались проблемы семантики и стилистики искусства. С другой стороны, запрос рубежа XX-XXI веков стимулировал ЯНАО, опору современной экономики страны, на развитие искусства, осознаваемого в качестве маркера успешности региона, активности молодежи, искусства, адекватного общероссийским и мировым тенденциям, исследующего свою прагматику.

Итак, современное искусство в его содержательном наполнении изучает возможности, цели

ISSUE SUBJECT I ТЕМА HOMEPA|

и способы взаимодействия со зрителем. Его типология включает как новые виды творчества (арт-объекты, инсталляции, видео-арт и пр.), так и находящиеся на периферии классической морфологии, меняющие принцип взаимодействия со зрителем (иной формат, эксперименты с техниками и пр.).

Помня о том, что большинство мастеров-станковистов Ямало-Ненецкого автономного округа в начале XXI века работают в пределах классической морфологии искусства (пейзажи, визуализирующие ценность места: связь арктической природы и коренного жителя, ведущего традиционный образ жизни), рассмотрим профессиональное искусство Ямала, исходя из данности первых двух десятилетий XXI века и проявления в ней современных тенденций.

Применим метод семиотического квадрата, в нишах которого по одной оси рассмотрим практику современного ямальского искусства с точки зрения ее способов взаимодействия со зрителем (прагматику): традиционного (классического) и экспериментального (современного), а по другой (в той же оппозиции) - язык искусства, его стилистику, технологию, материалы и пр.

В результате получаем следующие «ниши»: опыты, использующие близкий к классическому язык изображения, различаются по задуманному разговору со зрителем - привычному (разглядывание изображения, «считывание сюжета») и экспериментальному, предлагающему активное вовлечение и погружение человека в среду искусства. А современный язык произведения (синтез пространственного и временного искусства, например) ищет возможность предстать либо в виде классического вида искусства (например графики), либо новых форм - перформативных, акционных и пр. (см. табл. 1).

А. Вахрушев. Ветхий завет. 2019. Бумага, смешанная техника. 29,7x42

Собственность автора

A. Vakhrushev. The Old Testament. 2019. Paper, mixed media. 29,7x42

Author's property

1 mf

I

P i

¡ I if

Таблица 1

Систематизация современных опытов в ямальском искусстве

Классическая практика взаимодействия со зрителем Экспериментальная (современная) практика взаимодействия со зрителем

Экспериментальный (современный) язык С овремен но сть в классике приватность границ личности (комикс, графический рассказ) Глобальное искусство идентичность человека (contemporary art: перформанс, акции, видео-арт)

Классический язык Классика в современности мифология истории (станковизм: графика, живопись, ДПИ) Локальное искусство городская мифология (сред о вое искусство: арт-объекты, мура л ы в городской среде)

Рассмотрим каждую практику (нишу) отдельно с точки зрения причин появления ее на Ямале, ценности для региона и перспектив развития.

Ниша «классика в современности» семиотического квадрата объединяет художественные практики в их максимальной близости к классике и традиции по языку и взаимодействию со зрителем. Эта ниша ямальского искусства количественно самая объемная и качественно самая разнородная. Перечислить все имена трудно, но некоторые можно назвать: это модернистская графика А. Вахрушева, живописные этноиссле-дования Т. Кипко, хантыйские орнаменты в батиках А. Юхлымовой, акварель Г. Сибагатуллиной, графические воспоминания М. Канева. В рамках этой же ниши находятся и востребованные временем поиски ямальских мастеров обработки природных материалов, особенно нагляден путь резчиков по кости (А. Сотруев, В. Ядне, С. Севли и другие), которых объединяет формулируемое сегодня понятие «ямальская школа резьбы по кости».

Институциональной базой этих опытов стали ямальское отделение Союза художников России, Окружной дом ремесел, Музейно-выставочный комплекс имени И. С. Шемановского, AHO «Институт художественных и гуманитарных проектов». Основой этой практики стало направление неоархаики, распространенное в Сибири с начала 1990-х годов, а предысторию свою ведущее с рубежа XIX и XX века [5]. Особенность этого вы-

оказывания - в противоречивом отношении со временем. «Однозначно в тигле неоархаики происходит сплавление всех исторических стратегий культуры. Данный опыт является движением в будущее при всех внешних атрибутах прошлого» [2, с. 198].

Осознанную и убедительную позицию в ямальском варианте неоархаики занимает А. Вахрушев. Он умело работает на стыке формализации и изобразительности образа, часто абстрагируя всеобщие понятия, превращая их в символический текст. Участие в голландско-российском проекте «Старые города на новом месте» (Нарьян-Мар, Салехард, 2021), позволившем художникам евразийского Севера осознать общность проблем истории малой родины, ценностей коренных жителей и глобального мира, раскрыло это направление для салехардского живописца Т. Кипко. Объективизация этнографии, фотодокументализм прошлого сочетается в ее холстах с этюдной эмоциональностью языка, смешивая и объединяя потоки времени.

Поддерживаемая многими институциями, связанными с развитием искусства в округе, эта ниша в ближайшее время будет активно пополняться, демонстрируя возможности локальной истории быть частью глобального мира.

По контрасту с нишей «классика в современности» рассмотрим состав ниши «глобальное искусство». По сравнению с предыдущей, эта ниша самая малочисленная, что логично для региона, где все формы искусства, кроме классических, представлены ограниченно. Примеры этого искусства чаще всего с территорией Ямала связаны опосредованно. Так, например, работы М. Пуш-каревой, творчески реализующей себя в Москве, были показаны в 2016 году на Окружной выставке современного искусства «Арт-Ямал» и привлекли к себе внимание. Но ежегодный смотр ямальской художественной современности, проводимый Окружным домом ремесел с 2012 года, это направление определяет прежде всего хронологически. Правда порой там появляются произведения, не входящие в классическую морфологию: арт-объекты, инсталляции. Но они эпизодичны как в составе экспозиций, так и в опыте демонстрирующих их художников.

Ниша «глобальное искусство» занята молодыми людьми (20-30-летними), связанными с Ямалом своим рождением, годами учебы в школе. Понимание ценности современных арт-экс-периментов и постижение новых тем и способов

их проживания пришло к ним в художественной среде столиц. Показательный пример - творческий путь Галины (Сянды) Яптик (Москва, Санкт-Петербург), большинство проектов которой посвящены осознанию границ своей идентичности: тендерной, телесной, национальной, психологической и пр. Так, ее проект «Черный квадрат» иллюстрирует обязательность диалога с российской точкой отсчета contemporary art, проверку своей творческой и социальной позиции, а проект «10 способов о любви» в том числе предлагает обдумать идею устранения уникальности тиражностью.

В рамках ниши отметим и реализацию культурно-просветительского проекта уроженки города Тарко-Сале А. Прудаевой «Мадэй». Проект нацелен на просвещение (онлайн-лекции сотрудников Музея современного искусства «Гараж», отдела современного искусства Государственного Эрмитажа, видеоматериалы и пр.), но косвенно может содействовать и актуализации практики [9].

Осознанно сформированной институциональной базы «глобального искусства» на Ямале нет. Декларируемая исполнительной властью, работающей с искусством / молодежью, потребность в развитии этого направления трудно совместима с обязательной опорой на индивидуальную авторскую, часто контркультурную, позицию. По этой причине в ближайшее время эта ниша останется такой же малочисленной.

Ямальская художественная современность проявляет себя и там, где способ создания изображения вполне классичен (рисование тушью,

ISSUE SUBJECT I TEMA HOMEPA|

Ю. Никитина. Книга тела. В кн.: Никитина, Ю. Знаки течения. Четыре личные истории: сборник комиксов. -Санкт-Петербург: Бумкнига, 2020. - С. 36-37.

Yu. Nikitina. The book of the body. In: Nikitina, Yu. Signs of the current. Four Personal Stories: a collection of comics. St. Petersburg, Bumkniga, 2020, pp. 36-37.

Т. Кипко. Мираж? 2021. Холст, масло. 90x120

Собственность автора

Т. Kipko. A mirage? 2021. Canvas, oil. 90x120

Author's property

карандашом, акварелью и пр.), а взаимодействие со зрителем предполагает личностное проживание увиденного - телесное, психологическое. Эту нишу занимает в региональном искусстве комикс.

Графический рассказ постепенно набирает популярность в автономном округе с 2017 года. Отдельные попытки первых лет [4, с. 61-62] обернулись проектом, состав участников которого ширится, а институции, его поддерживающие, объединяются (Музейно-выставочный комплекс им. И. С. Шемановского, Национальная библиотека ЯНАО, Научный центр изучения Арктики и др.). У истоков проекта «Ямальский комикс» стоит Ю. Никитина, популяризатор этого направления творчества, родом из Салехарда. Бережно относящаяся к культуре и языку коренных народов Севера, ценящая и знающая особенности территории, ее историю, она ищет способы создания адекватного графического языка для передачи языка фольклора, литературных произведений региональных писателей [1; 7; 8]. Но в качестве иллюстрации можно привести «кадры» комикса, чья тема - язык тела - требует включения читателя не просто в понимание содержания высказывания, но и в телесную, тактильную со-

причастность автору, что, безусловно, отсылает комикс в область contemporary art.

Среди других акторов этого направления современного искусства Ямала - Александр Хуто-ренко (Ноябрьск), владелец успешного бренда молодежной одежды «Yamal» и сооснователь проекта «Yamal Него», реализуемого специалистами из разных регионов (Ноябрьск, Калининград, Санкт-Петербург). В отличие от Ю. Никитиной, у А. Хуторенко иной подход к комиксу на Ямале: универсальный жанр фэнтези использует имена героев, отсылающих к культуре коренных народов Севера.

Судя по тому, насколько часты сведения о появлении все новых ямальских графических рассказов, связанных и не связанных с проектом «Ямальский комикс», у этого направления творчества большой потенциал для развития в округе. Думаю, причина и в том, что комикс, объединяющий слово и изображение, отвечает мифопоэтизации окружающего пространства коренными северянами, и этнографами отмечается, например, «кинематографичность» ненецкого языка.

Таким образом, комиксы тематически оказываются близки как работам в русле неоархаики, если они ориентированы на уникальные особенности земли и ее народов, так и работам contemporary art, в случае стремления соответствия не месту, но эпохе и ее вызовам. Связь временная - это еще и поколенческая близость: создатели графических рассказов и художники, работающие в русле арт-акций и перформансов, принадлежат к одному поколению миллениалов.

Средовое искусство, представленное в городах Ямала, занимает нишу «современности в классике, или современной идеи, внедряемой классическим способом». Эта ниша столь же неоднородна, что и соседняя, в которой представлено станковое искусство. Значительное место занимают в ней типовые объекты: муралы с северным сиянием, морошкой, чумами и оленями, заполняющие свободные торцы среднеэтажных ямальских домов с цветными же вставками на фасадах и цветными крышами. «Цветные города» автономного округа при помощи этих стенописей позиционируют себя одинаково, не пытаясь найти хоть какой-нибудь подход с точки зрения локального городского мифа. Большинство средовых объектов ямальских городов также склонны к типизации и декоративным эффектам.

Понимание того, что именно городская среда сегодня становится местом социальных и одновременно художественных новаций и экспериментов, проявляется в потребности визуализации в пространстве ямальских населенных пунктов их мифологии. Так, в 2019 году в рамках фестиваля новой городской культуры Arctic Urban Fest на площади перед Речным вокзалом столицы округа был установлен арт-объект Ольги Лесниковой «Звездные сиги идут на север», в котором использована технология кинетических фасадов, позволившая объекту быть подвижным, звуковым, а также отражать свет и цвет. Арт-объект убедительно объединил современную технологию, средовой способ высказывания, а также локальную историю, воплотив «три важнейших символа Ямала: реки, которыми пронизана эта земля, "живое серебро" сиговых рыб [...], полярное сияние [...] Ольга Лесникова попыталась объединить и переосмыслить темы стихий Полярного Севера - воды, ветра, цвета северного сияния, серебристой чешуи рыб» [6].

В 2020 году в рамках Второго международного фестиваля «Страна оленья» (Музейно-вы-ставочный комплекс им. И. С. Шемановского, Институт художественных и гуманитарных проектов) рядом сибирских и уральских мастеров были созданы арт-интервенции в пространство Салехарда с целью привлечь внимание к особенностям территории. Например, арт-объект С. Баранова «Свитер с оленями», установленный в зеленой зоне Музейно-выставочного комплекса им. И. С. Шемановского, вблизи будущей набережной реки Шайтанки. Мифология образа и его воспроизведение в металле сделало прочтение многомерным, при котором детские воспоминания советского человека смешиваются с трагическими воспоминаниями территории.

Ценность современной средовой практики сегодня осознается исполнительной окружной властью так же хорошо, как и важность «глобального искусства». При этом институциональной активности в рамках этой ниши намного больше, чем в соседней, тоже «экспериментальной». Средовое направление опирается на мастерство приезжих специалистов, его поддерживают и другие институции - окружной музей, общественные организации. Перспективы для его развития очень большие.

Произведения, созданные для размещения в среде, близки станковым формам по той привычной роли, которая отведена искусству в жиз-

ни. Но средовые формы близки и глобальному искусству на основе общего доверия тому материалу, который создает образ - природному ли, искусственному ли, человеческому ли.

Каждая из ниш имеет свои перспективы развития. Наибольшие - у мастеров станковых и средовых форм, дополняющих классическую морфологию искусства новыми жанрами. Эти направления более всего любит власть, государственные и бюджетные институции. Они более предсказуемы, что в условиях развития культуры в округе, ориентированной на государственную поддержку, понятно. Хорошие перспективы развития у комикса, так как с ним связывается не только возможность опоры на творческую индивидуальность, но и на его способность презентовать речь, язык устный и письменный, т.е. участвовать в популяризации родных языков и культур народов Севера.

Менее всего перспектив у экспериментальных направлений - как в средовых, так и в акцион-ных формах. Именно они завязаны на авторское, индивидуальное творчество, раскрывающее осознание времени. Логично, что уже и сейчас эти направления либо развиты ямальцами, но вне Ямала, в столицах, либо приезжими мастерами и их авторским методом.

Литература

1. Галяткина, Е., Никитина, Ю. Эдейка. По мотивам поэмы Леонида Лапцуя. - Екатеринбург : Альфа Принт, 2020. - 68 с. : ил.

2. Груздов, Е.В. «Назад в будущее» (историософский взгляд на неоархаику) // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации : материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014.-С. 197-198.

3. Гурьянова, Г.Г. Салехард : Научный центр изучения Арктики ; Новосибирск : ДЕАЛ, 2021. - 355 с.: ил., фот.

4. Гурьянова, Г.Г. Комикс как актуальный способ презентации литературного наследия ненцев // Национальные культуры Урала: история, современное состояние, перспективы : сборник научных статей XVI Всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2020. - С. 54-66.

5. Гурьянова, Г. Г. Сибирская неоархаика (историография явления) // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы Всероссийской (с международным участием) научной конференции. - Новосибирск : Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014.-С. 199-202.

6. Лесникова, О. Звездные сиги идут на север // Бюро Никола-Ленивец : официальный сайт. - 2019. - ийТ: https://kb.nikola-lenivets.ru/projects/publicart/star-fishes (дата обращения 06.05.2022).

7. Никитина, Ю. В. Полуночная земля. - Санкт-Пе-

С. (Г.) Яптик. 10 способов о любви. Фотодокументация проекта. 2019

Собственность автора

S. (G.) Yaptik. 10 ways about love. Photo documentation of the project. 2019

Author's property

О. Лесникова. Звездные сиги идут на север. 2019. Металл. 600x1000x200 Салехард

О. Lesnikova. Star whitefish are heading north. 2019. Metal. 600x1000x200

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Salekhard

С. Баранов. Свитер с оленями. 2019. Металл, краска. 220x250

Салехард

S. Baranov. A sweater with reindeer. 2019. Metal, paint. 220x250 Salekhard

ISSUE SUBJECT I ТЕМА НОМЕРА |

тербург: Бумкнига, 2017. - 156 с.: ил.

8. Чапта. Сказки северных селькупов / сост. А.С. Кулиш ; пер. с селькупского В. Р. Баякиной ; худ.-илл. Ю. В. Никитина. - Москва : Перо, 2021. - 34 с.: ил.

9. Madei: культурный сезон в Тарко-Сале. Авторский культурный проект. - URL: https://vk.com/artmadei (дата обращения 29.04.2022).

References

1. Galyatkina Е., Nikitina Yu. Edejka. Po motivam poemy Leonida Lapcuya [Edeyka. Based on the poem by Leonid Laptsuy]. Yekaterinburg, Alfa Print, 2020, 68 p.

2. GruzdovE. V "Nazad v budushchee" (istoriosofskij vzglyad na neoarhaiku) ["Back to the future" (historiosophical view on neoarchaics)]. Arhaicheskoe i tradicionnoe iskusstvo: problemy nauchnoj i hudozhestvennoj interpretacii: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferencii. Novosibirsk, Izdatelstvo Instituta arheologii i etnografii SO RAN, 2014, pp. 197-198.

3. Gur'yanova G. G. Salekhard: Scientific Center for the Study of the Arctic; Novosibirsk: DEAL, 2021. - 355 p.: ill., photo.

4. Gur'yanova G. G. Komiks kak aktual'nyj sposob prezentacii literaturnogo naslediya nencev [Comic book as a relevant way to implement the literary legacy of nenets]. Nacional'nye kul'tury Urala: istoriya, sovremennoe sostoyanie, perspektivy: sbornik nauchnyh statej XVI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Ekaterinburg, 2020, pp. 54-66.

5. Gur'yanova, G. G. Sibirskaya neoarhaika (istoriografiya yavleniya) [The Siberian neoarchaics]. Arhaicheskoe i tradicionnoe iskusstvo: problemy nauchnoj i hudozhestvennoj interpretacii: materialy Vserossijskoj (s mezhdunarodnym uchastiem) nauchnoj konferencii. Novosibirsk, Izdatelstvo Instituta arheologii i etnografii SO RAN, 2014, pp. 199-202.

6. Lesnikova O. Zvezdnye sigi idut na sever [Star whitefish are heading north]. Nikola-Lenivets Bureau: an official website, 2019, available at: https://kb.nikola-lenivets.ru/projects/ publicart/star-fishes (accessed 06.05.2022).

7. Nikitina Yu. V. Polunochnaya zemlya [A midnight land]. Saint Petersburg, Bumkniga, 2017,156 p.

8. Chapta. Skazki severnyh sel'kupov [Chapta. Fairytales of the Northern Seculpas]. Compiler A. S. Kulish, transl. from Seculpian V. R. Bayakina; artist-illustrator Yu. V. Nikitina. Moscow, Pero, 2021,34 p.

9. Madei: kul'turnyj sezon v Tarko-Sale. Avtorskij kul'turnyj proekt [Madei: a cultural season in Tarko-Sale. An authors cultural project], available at: https://vk.com/artmadei (accessed 29.04.2022).

Об авторе

Гурьянова Галина Геннадьевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая сектором культурной антропологии государственного автономного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Научный центр изучения Арктики» (Салехард)

E-mail: [email protected]

Guryanova Galina Gennadyevna

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Head of the Sector of Cultural Anthropology oi the Arctic Research Center of the Yamal-Nenets Autonomous District (Salekhard)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.