Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РСФСР'

СОВРЕМЕННОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РСФСР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РСФСР»

роэлементной полноценности питания и обеспечения поддержания в организме кислотно-щелочного равновесия.

Исключительно важную роль в развитии науки о питании в СССР сыграли кафедры гигиены питания, возглавляемые видными учеными. Кафедры гигиены питания со дня их организации в 1930 г. вплоть до настоящего време-¥ ни являются подлинными центрами развития науки о питании в отдельных республиках и областях. На кафедрах гигиены питания работали такие крупные специалисты в области гигиены питания, как А. А. Адамова, А. В. Рейслер, А. А. Хрусталев, Ф. Э. Будагян, Г. А. Натадзе

и др. Помимо участия в решении основных проблем науки о питании, эти кафедры выполняют важнейшую задачу по установлению связи науки с практикой. При посредстве кафедр гигиены питания устанавливается наиболее эффективная и результативная связь научно-исследовательских институтов с практическими работниками санэпидстанций и ведомственной санитарной службой.

Многолетние исследования большого числа ученых позволили создать советскую науку о питании, пользующуюся большим авторитетом во всех странах мира.

Поступила 19.09.82

УДК 614.7:711(470)

К. И. Акулов (Москва)

СОВРЕМЕННОЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РСФСР

В условиях развитого социалистического общества научно-технический прогресс предопределяет существенные изменения в размещении производительных сил, структуре и темпах развития сети городских и сельских поселений. Основные направления советского градостроительства четко сформулированы в Программе КПСС. «Города и поселки должны представлять собой рациональную комплексную организацию производственных зон, жилых районов, сети общественных и культурных учреждений, бытовых предприятий, транспорта, инженерного оборудования и энергетики, обеспечивающих наилучшие условия труда, быта и отдыха людей»

Российскую Федерацию по праву можно назвать республикой строящихся городов. За годы Советской власти в ней появилось около 600 новых городов, в том числе более 150 в районах Сибири и Дальнего Востока.

0 темпах роста городов можно судить по данным таблицы2.

Стремительный рост городского населения, особенно заметный в последние 10—15 лет, высокая концентрация и интенсификация производства выдвинули сложные задачи, связанные с охраной окружающей среды, созданием оптимальных санитарно-гигиенических условий проживания населения. Постоянное внимание к решению этих вопросов со стороны правительства Российской Федерации, целенаправленная работа местных Советов народных депутатов обеспечивают неуклонное улучшение санитарного состояния населенных мест.

В ходе реализации генеральных планов городов и поселков городского типа ведутся рабо-

1 Материалы XXII съезда КПСС. М., Госполитиздат, 1961, с. 391.

2 ЦСУ СССР. СССР в цифрах в 1981 г.

ты по их функциональному зонированию, благоустройству, организации санитарно-защитных зон, озеленению, а в старых городах — по выводу за пределы жилых зон промышленных предприятий; проводятся мероприятия по санитарной охране атмосферного воздуха населенных пунктов, оснащению предприятий пылеулавливающими аппаратами; внедряются безотходные технологические процессы, осуществляется теплофикация жилого фонда с ликвидацией мелких отопительных котельных. Значительные мероприятия по оздоровлению воздушных бассейнов проведены в Москве, Ленинграде, Дзержинске, Свердловске, Воскресенске, Рязани и многих других городах.

Особо следует отметить успехи по развитию водопроводного и канализационного хозяйства РСФСР.

В Российской империи в 1917 г., по данным БСЭ3, насчитывалось только 156 городов, имевших водопроводы. Среднее суточное водопотреб-ление составляло немногим более 10 л на 1 жителя, причем к водопроводам были присоединены лишь отдельные здания. Еще хуже было положение с канализацией: она была только в

3 БСЭ. «Город». 1930, т. 18. «РСФСР», 1941, т. 49. Темпы роста населения (в тыс.) некоторых городов по годам

Город 1939 1959 1979 1982

Ижевск 176 285 549 587

Куйбышев 390 806 1216 1244

Омск 289 581 1014 1061

Пермь 306 629 999 1028

Тольятти — 72 502 548

Новокузнецк 166 380 541 558

12 городах. Сброс сточных вод в водоемы осуществлялся практически без всякой очистки.

В настоящее время из 1011 городов РСФСР централизованным водоснабжением обеспечено 98%- Водопроводы имеют 85% поселков городского типа и значительное число колхозов и совхозов. На каждого городского жителя приходится в среднем 259 л воды в сутки. В домах, обеспеченных водопроводами, проживает 97 % населения.

Высокими темпами осуществлялось строительство канализации. Процент городов, имеющих канализацию, достиг 85. Она есть в большинстве поселков городского типа, получает все большее развитие на центральных усадьбах колхозов и совхозов. За счет инженерного благоустройства квартиры горожан и сельских жителей стали более комфортабельными, а территории населенных пунктов более чистыми и рационально организованными.

Несмотря на возросшее водопотребление, улучшилось положение с очисткой сточных вод. На начало 1980 г. очистке подвергалось 80% сточных вод. В подавляющем большинстве городов, расположенных в бассейнах Волги и Урала, выполнены задания партии и правительства по вводу в действие сооружений биологической очистки. Созданы также современные очистные сооружения в Ленинграде, Петрозаводске, Тюмени, Махачкале, Новосибирске и других городах. Это благоприятно сказалось на санитарном состоянии водоемов в местах водопользования населения. Весьма убедительным подтверждением этого является снижение заболеваемости брюшным тифом.

Положительную оценку получил опыт Московской области по строительству районных и межрайонных систем канализации, инициаторами которого были Московская областная санэпидстанция и областное управление коммунального хозяйства. Действуют эти системы для 8 регионов (Пушкинская, Балашихинская, Жуковская, Мытищинская, Щелковская, Орехово-Зуевская, Воскресенская, Павлово-Посадская). Это позволило в условиях чрезвычайной плотности населения столичной области ликвидировать мелкие ведомственные очистные сооружения, эксплуатируемые, как правило, малоквалифицированным персоналом, выпуски сточных вод в малые реки и резко снизить их загрязнение. Появилась возможность использования многих участков этих рек населением в оздоровительных целях.

Большого внимания заслуживают и «Правила застройки городов, поселков, сельских населенных пунктов и зон отдыха Московской области», разработанные Главным архитектурно-планировочным управлением, санэпидстанцией и другими заинтересованными управлениями Мос-облисполкома, согласованные с Госграждан-строем СССР, Госстроем РСФСР и одобренные

решением Мособлисполкома. В этом документе четко сформулированы правила отвода участков, проектирования, строительства объектов, согласования застройки, основанные на общесоюзных нормативах и в то же время учитывающие особенности Московской области с соответствующими положениями, заложенными в схеме районной планировки области.

Содружественная работа местных органов го- ^ сударственного санитарного надзора, отделов и управлений исполкомов местных Советов народных депутатов ведется и на других административных территориях. Обстановка сегодняшнего дня требует такого содружества, для него характерен широкий фронт проведения созидательных работ в республике. Российская Федерация представляет собой строительную площадку крупнейших предприятий: автозавода в Набережных Челнах, азотного завода в Тольятти, металлургического комбината в Старом Осколе, Атом-маша в Волгодонске, крупных химических, неф- ^ теперерабатывающих и нефтехимических заводов в Тюменской и Томской областях, Байкало-Амурской магистрали, объектов КАТЭКа, Астраханского газоконденсатного месторождения, сельскохозяйственных объектов Нечерноземья и Черноземной зоны. Все это приводит к образованию крупных городских агломераций и агро-городов.

Вовлечение в сферу индустриализации всей территории республики от крупных промышленных центров до недавно еще нетронутых районов Западной и Восточной Сибири и Дальнего Востока, несомненно, является положительным фактором. Но это также налагает ответственность за то, чтобы на самых ранних стадиях, еще до от- — вода площадок, были бы правильно решены вопросы обеспечения районов предполагаемого строительства водой, охраны водных и воздушных бассейнов с учетом сложных микроклиматических особенностей отдельных регионов.

При Советах Министров автономных республик, край- и облисполкомах, Мосгор- и Ленгор-исполкоме образованы междуведомственные комиссии. В их состав входят должностные лица плановых органов, архитектурно-планировочных управлений, бассейновых управлений, органов государственного санитарного надзора, управлений коммунального хозяйства и другие. Потребовалась перестройка организации предупредительного санитарного надзора. В новых условиях основное внимание уделяется рассмотрению и гигиенической оценке представляемых министерствами и ведомствами материалов, характеризующих промышленный объект с точки зрения возможного влияния его выбросов на окружающую среду, с учетом существующей водохозяйственной обстановки района строительства и состояния водного и воздушного бассейнов.

В своей работе междуведомственная комиссия при Госплане РСФСР руководствуется научно-

обоснованными принципами размещения социалистического производства с учетом местных при-родно-экономических условий, перспективных планов развития народного хозяйства республики, схем развития и размещения производительных сил, районных планировок и генеральных планов. Особое внимание междуведомственная комиссия уделяет выполнению решений XXVI Ь съезда КПСС о необходимости уменьшения чрезмерной концентрации населения в крупных городах и создания условий для развития общественного производства в малых и средних городах, имеющих для этого более благоприятные предпосылки.

Комплексного подхода требует и осуществление контроля за реализацией министерствами, ведомствами, промышленными предприятиями и организациями заданий партии и правительства по проведению мероприятий, направленных на предотвращение загрязнения рек, морей, воз-душных бассейнов городов и других населенных пунктов.

Минздравом РСФСР ведется также комплексная работа с промышленными министерствами и ведомствами, профсоюзными и другими организациями по осуществлению профилактических мероприятий, направленных на улучшение условий охраны труда, санитарно-бытового обеспечения и предупреждению профессиональной заболеваемости рабочих. За 1976—1980 гг. проведена проверка и проанализирован ход осуществления мероприятий по оздоровлению условий труда и охране внешней среды на подведомственных министерствам СССР и РСФСР промышленных предприятиях 27 отраслей промыш-^ ленности. По всем проверенным отраслям состоялись совместные коллегии Минздрава РСФСР и ЦК отраслевых профсоюзов. Это обеспечивает более активное участие органов здравоохранения в выполнении задачи повышения производительности труда в народном хозяйстве, а главное — создание здоровых условий труда и благоприятных санитарных условий проживания населения.

Ни у кого не возникает сомнений, что город является высшей формой организации пространства для человеческого общества.

Неоспоримы экономические и социальные преимущества городских поселений. Они обладают значительным потенциалом хозяйственного развития, их жители имеют более широкие возможности для получения образования, выбора профессий, приобщения к культурным ценностям, использования передовых форм организации здравоохранения. В то же время большая плот-• ность населения, затрата значительного количества времени на проезд к месту работы и др. создают своеобразный уклад жизни горожан.

Оптимальным, по мнению гигиенистов, является город с населением до 500 000. При огромной концентрации промышленности нельзя до-

биться необходимой очистки выбросов даже при высокой технической эффективности. Остаточные валовые выбросы остаются слишком большими, а предприятия размещаются, как правило, на сравнительно небольшом, а точнее — на минимальном расстоянии от жилья.

Предотвращение загрязнения окружающей среды и исключение возможного неблагоприятного воздействия отходов производства на условия проживания населения особенно важны при размещении производительных сил в Сибири и на Дальнем Востоке, где имеются сложные климатические условия с мощными приземными продолжительными инверсиями, минимальными скоростями ветра и большим числом туманных дней. Все это не обеспечивает хорошего перемешивания и разбавления вредных технологических выбросов, а способствует их накоплению в атмосфере. Продолжительный холодный период, низкая температура воды рек обусловливают слабую, замедленную самоочищающую способность водоемов и сохранение загрязнений, попадающих в водоем, в течение длительного времени.

Следует отметить и то, что застройка многих городов все еще ведется некомплексно. Отстает от темпов жилищного строительства ввод детских учреждений, школ, больниц, поликлиник, а также объектов водоснабжения, канализации и очистки сточных вод. Медленно решаются вопросы организации санитарно-защитных зон?

Огромные задачи поставлены перед санитарно-эпидемиологической службой майским (1982) Пленумом ЦК КПСС по реализации Продовольственной программы СССР на период до 1990 г.

«Органической частью Продовольственной программы,— указывается в речи товарища Л. И. Брежнева, — являются меры по социальному переустройству села. Имеется в виду строительство благоустроенного жилья, в основном усадебного типа, с надворными постройками для личного подсобного хозяйства. Расширится строительство школ, детских дошкольных учреждений, клубов. Улучшится медицинское, торговое и бытовое обслуживание сельского населения... Это — большая политика, направленная на стирание социальных различий между городом и деревней...» 4.

НИИ и гигиенические кафедры вузов должны шире проводить исследование по сельской гигиене.

Требует перестройки и дальнейшего совершенствования работа санэпидстанций: более широкое внедрение лабораторных и инструментальных методов исследования, создание межрайонных лабораторий, укрепление кадрами.

Для успешного решения задач одиннадцатой пятилетки научно-исследовательским учреждени-

* Брежнев Л. И. О Продовольственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации. М„ Политиздат, 1982, с. 13—14.

ям гигиенического профиля и органам государственного санитарного надзора предстоит выполнить большую работу, в частности по изучению и объективной оценке складывающейся санитарной ситуации, возможности и степени влияния неблагоприятных факторов на санитарные условия жизни и здоровье населения. Органам государственного санитарного надзора необходимо повысить требовательность к министерствам, ведомствам предприятиям и учреждениям, допускающим отставание в строительстве природоох-

ранных объектов или принимающим недостаточные меры к совершенствованию технологических процессов и эксплуатации очистных сооружений и тем самым способствующим созданию неблагоприятной санитарной ситуации.

Должна возрасти организующая роль санитарно-эпидемиологической службы в разработке комплексных программ по охране окружающей среды, дальнейшему воспитанию ответственности ^ руководителей за ее выполнение.

Поступила 30.06.82

УДК 614.3(477)«1922-1982»

А. М. Касьяненко (Киев)

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНСКОЙ ССР

Советские люди и все прогрессивное человечество готовятся к интернациональному празднику — шестидесятилетию образования Союза Советских Социалистических Республик — первого в мире единого многонационального государства рабочих и крестьян.

Все свои достижения и победы советские люди связывают с Коммунистической партией, внутренняя и внешняя политика которой полностью отвечает великим созидательным целям нашего общества. Успехи, достигнутые советским народом под руководством КПСС, являются огромным вкладом в укрепление могущества мирового социализма, в развитие всего революционного процесса, обеспечение мира во всем мире.

Шесть десятилетий Союза ССР — славные главы в истории бурного развития и советского здравоохранения. Год рождения первого социалистического государства стал одновременно годом рождения нового советского здравоохранения. 11/УИ 1918 г. Владимир Ильич Ленин подписал декрет об учреждении Народного комиссариата здравоохранения — первого в мире высшего государственного органа управления всем медико-санитарным делом страны.

Новая система советского здравоохранения с самого начала строилась на ленинских принципах, опираясь на огромные социально-экономические преобразования в стране. На VIII съезде РКП(б) в марте 1919 г. в партийную программу впервые в истории политических партий был включен раздел, который начинался словами: «В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП (б) полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний».

Как логическое продолжение и практическая реализация принятой съездом программы в 1919 г. В. И. Лениным был подписан декрет Совнаркома о санитарной охране жилищ, а в

1921 г. — декрет о мерах по улучшению водоснабжения, канализации и ассенизации в городах республики. Особенно возросло значение санитарного дела к началу гражданской войны. В стране господствовали разруха и голод, ее санитарное состояние, низкое до революции, пришло после войны в еще больший упадок, резко возросла заболеваемость населения.

Свидетельством санитарного неблагополучия царской России, в частности Украины, являлись высокая общая и детская смертность, широкое распространение острых инфекционных заболеваний. Показатель общей смертности по украинским губерниям в 1913 г. был равен 22,4. Среди всех причин общей смертности 30 % составляли инфекционные заболевания. Показатель детской смертности составил 230 и более. С 1900 по ^ 1914 г. ежегодно в среднем регистрировалось свыше 687 тыс. случаев острых инфекционных заболеваний, не считая азиатской холеры, около 1 млн. случаев малярии, сифилиса и бугорчатки.

Только в 3 губерниях Украины (Херсонской, Харьковской и Екатеринославской) функционировали санитарные организации, в 4 губерниях (Киевской, Подольской, Волынской и Таврической) они были созданы лишь в 1912 г.

По свидетельству акад. Л. В. Громашевского, который занимал с начала 1914 г. единственную должность врача-эпидемиолога Подольского губернского земства, к 1914 г. на 9 украинских губерний приходился 91 санитарный врач и 7 врачей-эпидемиологов.

В первые годы Советской власти основные силы врачей были брошены на борьбу с эпидемиями, голодом и разрухой. Вся их деятельность была связана с невероятными трудностями и лишениями. Эпидемия сыпного тифа, начавшаяся осенью 1918 г., в течение нескольких месяцев охватила почти всю страну. Коммунистическая партия в этот тяжелый для республики час объ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.