ния педагога нового типа : сб. из опыта работы. - М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008.
8. Инновационные технологии в детском туризме : сб. статей и авторских образовательных программ дополнительного образования детей / авт.-сост. В. В. Казанцев. - М. : Изд-во ООО «Ритм», 2008.
9. Озерская О. В., Тайдакова Е. Г. Перспективная модель воспитания в массовых формах туристско-краеведческой деятельности учреждения дополнительного образования. - М. : ДДЮТЭ «Родина», 2014.
10. Синетова М. Ф. Экологическое воспитание младших школьников в туристско-краеведческой деятельности : метод. пособие (из опыта работы педагога дополнительного образования ДДЮТЭ «Родина»). - М. : Изд-во «Перо», 2016.
11. «Школа жизни - окружающий мир» : сб. программно-метод. материалов / авт. кол.: А. А. Остапец-Свешников, Л. В. Алиева, Г. Н. Абросимова, М. Е. Трубачева и др. - М., 2004.
В. П. Голованов
Современное дополнительное образование -пространство счастливого и успешного детства
Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет.
Аристотель Кто не знает, в какую гавань ему плыть, для того не бывает попутного ветра.
Сенека
В данной статье рассматривается социальный и педагогический потенциал современной сферы дополнительного образования детей. Акцент делается на развивающей, личностно-персонифицированной составляющей дополнительного образования детей.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, воспитание, дети, детство, свободное время, педагогика счастья, успешность личности.
В начале XXI века в полной мере проявилась глубокая зависимость современной цивилизации от тех способностей и качеств личности, которые закладываются в образовании. В современном мире успешность формирования «человечного человека» во многом определяется преодолением совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным, духовным, нравственным развитием человека.
Проблемы современных детей во многом обусловлены их жизненным самоопределением и самочувствием, условиями социализации, мировоззрением и ценностями, формируемыми через внутрисемейные отношения, образование, СМИ, социокультурную образовательную среду локального, регионального, национального, глобального уровней.
Сегодня возрастает интерес к внутреннему миру подрастающего человека. В начале XXI века существенно меняется представление о назначении образования (воспитания). На первый план постепенно выходят такие понятия, как становление личности, понимание себя, обретение жизненного смысла и счастливое восприятие мира.
По мнению Д. И. Фельдштейна, важно вести поиск такой социально заданной формы жизнедеятельности детей, которая обеспечивает каждому растущему человеку возможности стать реальным субъектом социальной жизни, культуры, а значит, субъектом собственного развития [10].
Сегодня среди прогрессивных идей заметное место занимает идея непрерывного образования, смысл которой обеспечение каждому человеку постоянного творческого обновления, развития и совершенствования на протяжении всей жизни.
В этой связи обращает на себя внимание современное дополнительное образование детей как гибкая, динамичная, многоуровневая сфера, основанная на индивидуальном подходе к ребенку, открытая для социально-педагогического партнёрства, успешно решающая задачу жизни новых поколений в современном информационном обществе. Дополнительное образование детей сопровождает развитие личности на протяжении всей жизни, это путь человека к себе, к своим желаниям, увлечениям, интересам, талантам и, наконец, к своей уникальности.
Дополнительное образование детей можно рассматривать как педагогику счастья и успеха, как стержень всей педагогической системы XXI века. Педагогика счастья и успеха есть педагогика творчества, сотворчества, педагогическая система, интегрирующая все педагогические системы, где интегратором выступает культура радости и счастья как культура творчества и здоровья.
«Педагогика счастья» как педагогика XXI века есть педагогика, обеспечивающая педагогические технологии будущего образовательного общества.
В пьесе А. П. Чехова есть такие строчки: «Те, которые будут жить через сто, двести лет после нас... быть может, найдут средство, как быть счастливыми» [11].
Педагогическая ценность детского счастья - счастливый ребенок, мотивированный на достижение успеха, отличается положительной самооценкой, стремится к самореализации в присущей его возрасту деятельности, во взаимоотношениях с другими людьми (ровесники и взрослые).
Счастливый ребенок сам создает подкрепляющую его собственного развития окружающую среду, которая гарантирует достижение ощущения гармонии и удовлетворенности. Счастье как психическое состояние ребенка является условием обеспечения успешности педагогической деятельности, и поэтому оно представляется как высшая педагогическая ценность.
Стремление к счастью - великая движущая сила деятельности человека на Земле вне зависимости от его расовых или национальных характеристик, мировоззрения, религиозных или политических убеждений, социального статуса и т. д. Именно стремление человека к счастью движет им в поиске истины, справедливости, добра и красоты.
Один из величайших педагогов Антон Семенович Макаренко неоднократно в своих трудах затрагивал проблему счастья.
Приведу несколько нестареющих мыслей А. С. Макаренко [8]: «Человек не может жить на свете, если у него нет впереди ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость».
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно».
«Если есть забота о жизни и счастье другого, - такие отношения будут всегда прекрасны».
«Научить любить, научить узнавать любовь, научить быть счастливым - это значит научить уважать самого себя, научить человеческому достоинству».
«Воспитание нового человека - дело счастливое и посильное для педагогики».
Это по сути педагогическое завещание сегодняшним педагогам-наставникам. Как важно об этом помнить!
А может ли педагог ставить перед собой цель - воспитание «человека счастливого»? Об этом хорошо сказал В. А. Сухомлинский: «Альфой и омегой моей педагогической веры является глубокая вера в то, что человек таков, каково его представление о счастье». Он отмечал, что воспитание, которое не раскрывает, как быть счастливым, вредно. В известном смысле, утверждал В. А. Сухомлинский, самого человека можно определить как существо, предназначение которого быть счастливым [9].
Счастье - понятие морального сознания, обозначающее такое состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворенности условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения.
Конечно, понятие счастья многозначно. Счастье - это относительное понятие, так как для каждого оно индивидуально. Единого рецепта счастья нет, поэтому людям приходится самостоятельно искать его.
Счастье - это внутреннее состояние человека, которое не зависит от каких-то вещей или обстоятельств.
Счастье - это то, что является постоянным, результатом развития каких-то навыков и ощущений. То, что происходит внутри себя независимо от того, что творится вокруг.
Счастье - чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
Счастье - благополучие, благоденствие, благодать, блаженство, победа, удача, успех, случай. Счастье ему благоприятствует (улыбается), ему посчастливилось, везет.
Какое из определений в большей степени может отражать ваше понимание счастья?
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку -каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе...
Ю. Д. Левитанский
Нельзя чувствовать себя счастливым завтра или через год, также как нельзя чувствовать себя счастливым вчера. Счастливым можно быть только сейчас, в настоящий момент.
Существуют основные модели человеческого счастья: Любовь; Деньги и власть; Развлечения и беззаботная жизнь; Призвание, дело моей жизни; Творчество; Дружба, близкие люди; Отцовство и материнство; Спорт и крепкое здоровье; Духовное и личностное развитие.
Педагогика счастья имеет свои педагогические принципы:
- полное принятие ребенка, его чувств, переживание, желаний;
- свобода выбора;
- понимание внутреннего состояния ребенка;
- принцип сотрудничества;
- положительное воспитательное влияние;
- сочетание ситуаций успеха и неуспеха.
Именно дополнительное образование детей является по-настоящему пространством счастливого и успешного детства. Это пространство начала поиска смысла жизни, определяющее реальное развитие ребенка. Оно может рассматриваться как совокупность разных пространств: социальной среды (включая мир семейных отношений), культурной среды (включая систему образования), информационной среды, природного мира, пространства чувств ребенка.
Дополнительное образование детей - практически единственное на сегодняшний день полноценное «пространство детства».
Дополнительное образование детей строится на основополагающих положениях гуманистической педагогики.
Вновь обратимся к педагогическому наследию В. А. Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игр, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его путь к знаниям» [9].
Исходная основа развития современного дополнительного образования детей - гуманистические принципы Конвенции ООН «О правах ре-
86
бенка»: самоценности жизни ребенка; развивающего характера способов организации и условий занятости в свободное время; свободы выбора детьми и их родителями формы занятости в сфере дополнительного образования детей; социальной защищенности детства [5].
Дополнительное образование детей как созидательная, образовательная, познавательная, социокультурная, творческая деятельность является способом воспитания Человека культуры, развития жителя муниципалитета, региона, страны.
Главное сегодня обеспечить успешную деятельность человека в условиях динамичности, неопределенности, нестабильности, неоднозначности, разнообразия. И дополнительное образование детей является одной из важных, сущностных категорией современной педагогической науки, роль которого как основы социализации личности на современном этапе развития российского общества усиливается.
Сегодня идет поиск нового смысла образования. Переход от задачи обеспечения доступности «массового» образования к задаче проектирования пространства для самореализации личности. Важен личный успех в условиях благоприятствующего социума.
Именно дополнительное образование детей является ядром социокультурной инфраструктуры детства, своеобразной охранной грамотой детства, пространством, средой, территорией перспективного, комфортного, счастливого, успешного и безопасного детства.
Важно помнить напутствие Януша Корчака: «Дети - не будущие личности: они уже личности. Дети - существа, в думах которых открываем зародыш всех мыслей и чувств, которые волнуют нас, и подрастанием этих зародышей надо руководить с нежностью» [7].
Личностный рост ребёнка обеспечивается в трёх взаимосвязанных и взаимопроникающих плоскостях: в плоскости личностного роста ребёнка, развития его способностей, дарований, талантов; в плоскости профессионального самоопределения, совершенствования в избранной для освоения деятельности; в плоскости коммуникативных действий.
В рамках национального проекта «Образование» реализуется под-проект «Успех каждого ребенка», который направлен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся. Каждый ребенок должен чувствовать успех в какой-либо сфере деятельности. Это ведет к формированию позитивной «Я-концепции» и признанию себя как уникальной составляющей окружающего мира.
Успех - переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремится, либо совпал с его ожиданиями, либо превзошёл их.
Дополнительное образование детей - это совокупность познавательной, исполнительной, творческой и коммуникативной деятельности. В основе этой деятельности лежат любознательность, интерес и природо-сообразность, увлеченность свободным творчеством и интерес к человеку, стремление к мастерству и поиск ответов: с кем и что делать по пути достижения смысла жизни.
Дополнительное образование детей создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса. Будучи слабоуспевающим по основным школьным дисциплинам, ребенок в художественной студии или в спортивной секции может оказаться в числе лидеров.
Подводя итог, следует отметить, что первостепенной задачей образовательной деятельности в дополнительном образовании детей является развитие социально значимых личностных качеств растущего человека, необходимых для жизнедеятельности в современном обществе.
Примечания
1. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Концепция развития дополнительного образования детей и задачи обновления образовательной системы // ПроДОД. 01/18/2016.
2. Голованов В. П. Личностно-персонифицированная парадигма образовательного пространства детства // Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы : сб. науч. ст. и материалов V Междунар. науч.-практ. конф. - Коломна : Изд-во ГОУ ВО Московской области «Государственный социально-гуманитарный университет», 2018. - С. 25-29.
3. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей - территория перспективного и безопасного детства // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2012. Т. 18.
4. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. - С. 160-165.
5. Конвенция ООН «О правах ребенка». Утв. Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей : сб. нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей // Воспитание и доп. образование детей / под ред. А. К. Бруднова. - М., 2000.
6. Концепция развития дополнительного образования детей. Утв. Распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р [Электронный ресурс]. - URL: http: // government.ru/media/files/ipA1NW42XOA.pdf
7. Корчак Я. Избранные педагогические произведения / пер. с пол. К. Э. Сенкевич ; сост. и авт. примеч. Е. С. Рубенчик ; под ред. и предисл. М. Ф. Шабаевой [послесл. И. Неверли]. - М. : Просвещение, 1966. - 470 с.
8. Макаренко А. С. Книга для родителей. - М. : «Художественная литература», 1937.
9. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев : Рад. шк., 1974. -
288 с.
10. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. - М., 1995. - С. 258.
11. Чехов А. П. Дядя Ваня // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем : в 30 т. Т. 13. - М. : Наука, 1986.
Ю. С. Самохин
В дополнительном образовании детей человек не средство, а цель [1]
В условиях рыночной экономики начинает вымываться идея полноты образования и логика гуманизма в воспитании, на смену педагогам вводится программированное обучение (тесты), общение с ребенком превращается в технологию, воспитание заменяются консультацией у психолога. В статье рассматриваются мораль и нравственность педагога как условие успешной социализации ребенка в системе дополнительного образования детей.
Ключевые слова: образование, воспитание, педагогические технологии, дети с ограниченными возможностями, мораль и нравственность в педагогическом труде, ответственность педагога: витальная (здоровье), когнитивная (обучение), адаптационная (социализация), духовная (нравственность).
1. Мораль и технологии в дополнительном образовании детей
Кажется очевидным, что в любом творческом акте, в любом эксперименте, в любом замысле, где так или иначе участвуют люди, а тем более дети, во главе угла стоит человек. Но если социальные эксперименты последних лет, ломая культурные российские стереотипы, связаны с товарно-денежными отношениями в образовании, то человека начинают рассматривать как источник наживы, а обучение и воспитание - как товар. Это в свою очередь приводит к фактическому отказу от этических ценностей, обусловленных материальным достатком. Во главу угла ставится необходимость обогащения или, говоря современным языком, «эффективности образования и науки» [2]. В погоне за прибылью начинает вымываться идея полноты образования и логика гуманизма в воспитании. А вслед за этим возникают доктрины «нового человека», «нового мышления», «новой морали». А затем следуют прогнозы рывка человечества, обладающего такими «достижениями», вперед...
Однако реформаторы от образования пытаются представить ломку человеческих отношений не как следствие разрушительных реформ, а как следствие технологических достижений. Действительно, то, что вчера было абсолютно невозможно, сегодня становится доступным всем и каждому: телевидение, компьютер, мобильная связь, Интернет. Поток «дистантных» инноваций, кажется, вот-вот захлестнет образование, отменяя «пошлые и скучные» уроки с придирчивыми учителями, на смену которым воздвигаются программированное обучение (тесты), сетевые опросы и конференции. И вот уже общение с ребенком превращается в тестирование,