СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 374
Голованов Виктор Петрович
доктор педагогических наук, профессор Институт психолого-педагогических проблем детства РАО, г. Москва
СОВРЕМЕННОЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ -ТЕРРИТОРИЯ ПЕРСПЕКТИВНОГО И БЕЗОПАСНОГО ДЕТСТВА
Статья посвящена социальному воспитанию в пространстве дополнительного образования детей. Описано содержание открытого образовательного проекта «Моя конвенция».
Ключевые слова: детство, социальное воспитание, воспитательное пространство,
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных, Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков.
Г. Р. Державин «Властителям и судиям»
«Мир входящему!» - это библейская общечеловеческая заповедь звучит сегодня не только призывом, но и укором: дает ли взрослое общество «входящему» - мир гармонии, мир достатка, мир доброты и справедливости!
В общественном мнении выражается тревога за состояние нравственного, психического, физического развития подрастающих поколений и высказываются настойчивые требования принятия определенных системных мер, которые в совокупности должны решить наиболее острые проблемы или хотя бы сдержать негативные тенденции в области воспитания и социализации детей и молодежи. Для этого необходимо научить представителей общества и властных структур различать образование как ведомственную систему учреждений и воспитание как общественно-государственную технологию, влияющую на процессы социализации и социального развития, на будущие достижения России.
Считаем, что самый дорогой капитал современного российского общества - это детство, перспективность которого и будет определять перспективность России. Детство крайне нужда-
ется в поддержке и заботе взрослых из-за возрастных ограничений дееспособности и невозможности полноценной ответственности. Однако это не означает навязывания детям взрослыми готовых образцов жизни в качестве единственных и непреложных и тем самым лишения детей права собственного выбора. Полагаем, что детство является самым точным индикатором, отражающим социально-экономическое, культурное развитие страны, региона, а также показателем психического и морального здоровья всего общества в целом. Необходимо воспитать поколения людей, готовых принять полную ответственность за свою жизнь и развитие общества и государства; способных рассматривать любое поражение как урок, требующий усвоения и выводов; настойчиво ставящих перед собой социально и нравственно обоснованные жизненные цели и ориентированных на их достижение. Истоки противоречий современного воспитания лежат в противоречиях жизни, если, разумеется, считать воспитательный процесс расположенным в самой жизни, а ещё точнее, и есть не что иное, как организованная жизнь ребёнка.
Обращает на себя внимание тот факт, что в современных условиях приоритетными становятся вопросы безопасности общественной жизни: информационной, экологической, военной, экономической и др. Именно поэтому и возникло новое понятие «педагогическая безопасность». Вот почему считаем, что показателем и критерием реального качества жизни на конкретной территории России является перспективность и безопасность детства как основы и залога достойной будущности страны и жизни на данной территории.
Исходя из сегодняшнего дня, социальное воспитание должно быть сфокусировано на достижении двух взаимосвязанных целей:
- успешности социализации юных россиян в современных условиях;
- саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Основным содержанием воспитания становится обеспечение процесса социализации и саморазвития на основе технологий и средств педагогической поддержки.
Создание образовательного (воспитательного) пространства Детства, которое обеспечивает детям возможности для разностороннего развития способностей, подчинение педагогической сверхзадаче развития ребенка как человека, является главной целью развития современного дополнительного образования детей, которое помогает ребенку использовать ресурс детства в интересах развития собственной личности. Причем важно сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие с интересами общества и государства. Об этом неоднократно говорил и писал Борис Зиновьевич Вульфов, вклад которого в педагогику дополнительного образование неоценим.
Педагогическое наследие Бориса Зиновьевича Вульфова, выдающегося педагога-исследова-теля социального воспитания, замечательного человека, уникального и неповторимого советского и российского ученого является своеобразной воспитательной лоцией для дальнейшего развития воспитательного потенциала современного дополнительного образования детей. Замечу, что у него был свой взгляд на дополнительное образование детей. Этот собственный взгляд, четко определился, когда он являлся научным консультантом Московского городского дворца детского (юношеского) творчества, когда встречался
с организаторами воспитания и дополнительного образования детей в Москве. Его внимание к системе дополнительного образования детей, к учреждениям дополнительного образования детей, на наш взгляд было связано с тем, что он видел тот воспитательный потенциал, которым располагает современная система дополнительного образования детей, те возможности дополнительного образования детей для компенсации недостающих социализирующих влияний. Это не случайно, ведь учреждения дополнительного образования детей являются одним из основных социальных институтов воспитания детей.
Именно благодаря его научной позиции становится совершенно очевидным, что успешное воспитание юных россиян возможно лишь в том случае, если это воспитание не будет ограничиваться сравнительно узкими рамками политики в области образования, но выйдет в более широкую область образовательной политики в целом. Исходя из этой точки зрения, полагаем, что современное дополнительное образование детей является не только передним краем модернизации российского образования, но и воспитательным пространством, воспитывающей средой, территорией перспективного и безопасного детства, где ядром является сам образовывающийся (воспитывающийся) ребёнок.
Нет необходимости доказывать в научном сообществе, что на протяжении многих столетий философы и педагоги главным фактором формирования личности справедливо признавали среду, ставили и ставят вопрос о необходимости социализации личности, организации жизненного пространства человека, развертывании жизненных сил воспитанника и т.д.
Только принципиальная корректировка всей государственной политики с учетом ее образовательных аспектов способна превратить российский социум в воспитывающую среду, сделать осмысленной разработку и принятие, а главное -реализовать российскую национальную доктрину образования. Тем самым будут сформированы и основы нормативно-правового регулирования воспитательной составляющей федеральной образовательной политики.
В Законе РФ «Об образовании» впервые в качестве самостоятельного звена системы непрерывного образования было выделено дополнительное образование детей, которое понимается как многомерное информационное, культурное,
правовое, социальное пространство, способствующее становлению, воспитанию и развитию личности. Это уникальный социальный институт дополнительного образования детей, обладающий особым воспитательным потенциалом, позволяет все большему числу людей успешно адаптироваться к современному социуму, реализовывать себя в условиях интенсивного развития новых технологий.
В дополнительном образовании детей, как воспитательной микросреде, окружающей ребенка, заложены особые социально-педагогические возможности. Совсем не случайно, что об этом писал и Борис Зиновьевич Вульфов в своих трудах. Действительно, дополнительное образование детей характеризуется отсутствием жестких (формализованных) структур, преобладанием неформальной, нерегламентированной структуры, свободой входа и выхода из нее на добровольных началах, выбора видов, характера и направлений деятельности; широким диапазоном и многообразием форм разновозрастного общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений с детьми разного возраста, с родителями, с другими взрослыми. Дополнительное образование детей играет важную роль в разрешении жизненно значимых для ребенка проблем воспитания, организации досуга, выбора круга общения, жизненных ценностей и ориентиров, профессионального самоопределения, саморазвития и самореализации личности. Учреждения дополнительного образования детей в современных условиях развиваются как специфический социальный институт воспитания, включающий подрастающее поколение в разнообразную предметно-практическую и духовную деятельность, направленную на образование, воспитание, разностороннее развитие личности.
В то же время пространство свободного времени ребенка постоянно открыто для негативных влияний на процесс социального формирования личности; ему свойственны определенная стихийность, противоречивость, обилие неожиданных, непредсказуемых ситуаций, что обусловливает особую актуальность дополнительного образования детей как педагогически целесообразную сферу организации занятости детей в их свободное время. Дети готовы вступать в весьма продуктивный диалог с представителями управ, активно участвовать в инвентаризации объектов социальной инфраструктуры детства. Они нуж-
даются в общественных организациях, хотят иметь реальную возможность обустраивать свою жизнь на своей земле, на своей территории. Опыт развитых европейских стран показывает эффективность выстраивания социальных стратегий на основе передачи определённых властных полномочий населению. Дети не просто часть населения микрорайона. Это та его часть, которой жить завтра в условиях, созданных сегодня. Они имеют право решать, что создавать на ограниченные финансовые средства - больницу, аквапарк, стадион, бассейн, новый пешеходный переход и т.д. Именно участие детей в формировании и реализации таковой основной смысл единого воспитательного пространства, организуемого консолидированными действиями объектов, составляющих социальную инфраструктуру детства. Можно с уверенностью сказать, что главной задачей современного дополнительного образования детей в области воспитания является повышение уровня качества непрерывного образования.
Феномен воспитания в условиях дополнительного образования детей в социуме проявляется:
- в особо благоприятных возможностях максимальной реализации возрастных и индивидуальных особенностей растущих людей, раскрытия внутренних потенциальных творческих возможностей, способностей, дарований, что удовлетворяет потребность ребенка оценить себя в системе: «я и мое участие в жизни общества», включиться в мир взрослых, проявить независимость, самостоятельность, субъектную позицию, как в коллективной, так и в индивидуальной деятельности; пройти школу многопланового общения, проявить в реальной жизни доброту, честность, милосердие, толерантность, другие важные личностные качества; созидательно-активном, позитивно-деятельном практическом участии детей в работе органов самоуправления в открытом социуме; в реально действующем характере мотивов, что придает этой деятельности особую успешность и значимость для личности;
- в предметно-практическом и преобразующем характере деятельности, сопряжении ее вербальных, предметно-практических и коммуникативных форм - организованных и неорганизованных, коллективных и индивидуальных, традиционных и нетрадиционных, осуществляющихся как посредством различных учреждений, так и любительских объединений, а также через систему индивидуально-семейного выбора и проектиро-
вания форм и способов организации занятости свободного времени, альтернативных домашних занятий и пр.;
- в отсутствии принуждения со стороны взрослых, официальных воспитательных структур, а также в исходной структурированности общения (разнообразные стихийно складывающиеся группировки, состав и занятия которых во многом предопределяют социальный и нравственный облик входящих в них детей); преобладании межличностного общения над межроле-вым, имеющего широкий диапазон, многоуровневый характер; объективной естественной причастности к организации этой деятельности, к оценке ее результативности семьи, широкого круга лиц, составляющих ближайшее окружение детей, подростков, юношества.
Главная направленность социального воспитания в пространстве дополнительного образования детей состоит в развитии разносторонних инициатив, содействии самопомощи, саморазвитию личности, обеспечении активной социальной защиты, создании необходимых и достаточных условий для активизации субъектной позиции каждого человека, реализации его внутренних возможностей в созидательно-активном участии в обустройстве среды обитания детей по месту жительства.
Для педагогов-внешкольников важно знать, что современное дополнительное образование детей есть территориальное образование. Основополагающий принцип структурирования социально-воспитательного муниципального (микрорегионального) поля: не институциональный, а территориальный, максимально приближенный к семье, совместной деятельности людей разного возраста и профессий.
Учреждения дополнительного образования детей, прежде всего своей деятельностью формируют образовательное (воспитательное) пространство детства, основой которого является Конвенция ООН о правах ребенка.
Задача воспитания в современных социокультурных условиях выходит за границы возможностей узковедомственных педагогических подходов. В ситуации разрушения старой схемы воспитательной работы основное формирующее воздействие на детей оказывает окружающая ребенка среда, коллективы и стиль взаимоотношений в них, СМИ и пр. Отмечено нарастание факторов риска в детской и молодежной субкульту-
ре, для которой характерно терпимое отношение к употреблению алкоголя, наркотическим веществам, противоправному поведению.
Актуализация воспитания в процессе развития современного дополнительного образования детей связана с решением следующих задач:
- сохранением приоритета воспитания в сфере дополнительного образования детей;
- дальнейшим развитием воспитательного потенциала дополнительного образования детей, формирование целостной воспитательной системы на основе учета региональных, территориальных, социокультурных особенностей;
- расширением состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление социального партнерства образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- активным внедрением в педагогическую практику учреждений дополнительного образования детей новейших достижений в области теории и практики социального воспитания;
- содействием формированию государственно-общественного сотрудничества и взаимодействия в сфере дополнительного образования детей, практике социально-ориентированного индивидуализированного (персонифицированного) образования;
- развитием и совершенствованием системы психолого-педагогической поддержки и медикосоциальной реабилитации детей;
- активизацией работы учреждения дополнительного образования детей со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей;
- повышением социального статуса педагогов дополнительного образования как организаторов воспитания;
- повышением профессионального уровня демократического, общественно-государственного управления процессом воспитания в учреждении дополнительного образования детей.
Поэтому весьма важно сегодня объединиться в стремлении содействовать развитию, становлению наших детей как граждан своей страны, как граждан мира. Помочь им сегодня интересно, разнообразно и активно прожить это прекрасное время - детство. Детство - развивающийся общественно-значимый мир, главным смыслом которого является взросление - освоение, присвоение, реализация взрослости. За последние 20 лет дети стали более импульсивными, сосре-
доточенными на специфических интересах своей возрастной группы, прагматичными, менее управляемыми. Нельзя не учитывать особенности современных детей, среди которых можно выделить:
- острую ориентированность на достижение социального успеха, получение престижных специальностей;
- расширение проблемного поля ребенка (потребность в опеке, закомплексованность, тревожность, связанные с наличием социального расслоения в детской среде);
- взаимоотношения с окружающим миром внешне приобретают независимый характер;
- пространство «социальных» желаний расширяется в соответствии с современной ситуацией в обществе.
В современных социокультурных условиях происходит осознание российским обществом того, что качественное образование является одной из приоритетных общественных целей и фундаментальных ценностей, в значительной степени повлияло на отношение граждан к системе образования.
Дополнительное образование детей играет особую роль как образовательная и социокультурная полисфера. Ключевая идея развития по-лисферности дополнительного образования детей - защитить детство, защитить ребенка. Не формально, а реально гарантировать его право на добровольно выбранное и максимально полезное для саморазвития наполнение свободного времени. В этой связи Конвенция ООН «О правах ребенка» признана документом, предопределяющим цели, задачи и содержание деятельности в сфере современного дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей является своеобразной охранной грамотой детства. С этой позиции развитие полисферности дополнительного образования детей обеспечивает условия для практического осуществления прав ребенка, способствуя развитию государственной политики в области дополнительного образования детей как сфере детства, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интересов, нужд и потребностей детей как особой социально демографической группы общества. Руководители и педагоги дополнительного образования детей рассматривают Конвенцию ООН «О правах ребенка» как документ особого социально-нравственного значения, где провозглаше-
но признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации, примат общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности. Главное, что провозглашается приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи, специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально депривилеги-рованных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Ребенок и де-юре, и де-факто является носителем «субъектной сущности» человека. Он имеет право как на присвоение социальных норм и форм поведения, так и на участие в их формировании. Воспринимая ребенка субъектом построения собственной жизни, взрослые обеспечивают его включение в активную деятельность по определению ее перспектив и освоению способов реализации намеченных планов.
Для большинства регионов на ближайшие годы именно постановка и решение проблемы перспективности и безопасности детства является важнейшим интегральным показателем осмысленности и эффективности реализации социально-культурной политики, качества управления и жизни в регионе.
С позиции системного подхода, необходимо выделить системообразующий концептуальный фактор, который характеризует основную направленность, целевую установку системы, определяющую ее содержательный смысл и структурную организацию. Таким концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должен приоритет защиты прав ребенка. Причем речь идет не о защите прав в утилитарном, преимущественно социально-юридическом аспекте. В принципиальном плане под защитой прав ребенка мы понимаем создание ему условий для позитивной социализации, в которых он сможет в полной мере играть свою позитивную социальную роль.
Позитивная социализация в условиях дополнительного образования детей - такое положение индивидуума в микросоциуме, которое дает ему возможность развития и максимально полной реализации природных познавательных, творческих и духовных задатков с присвоением (инте-риоризацией) социокультурных ценностей общества в условиях полной личностной защищенности. Позитивная социальная роль - это деятельность индивидуума, способствующая его соб-
ственной позитивной социализации и одновременно позитивной социализации его микро-и макросоциального окружения. В ходе опытноэкспериментальной работы на базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества на основе многолетнего опыта отдела социального творчества детей был разработан открытый образовательный проект «Моя конвенция», направленный на изучение Конвенции ООН о правах ребенка как документа высокого социально-нравственного, правового и педагогического значения; на исследование признания ребенка самостоятельным субъектом права; на уважение личности ребенка, на реализацию социально-активной жизненной позиции детей и юношества.
Проект «Моя Конвенция» объединил специалистов работающих с детьми в области педагогики, науки, общественной деятельности. Проект носит международный характер и дает возможность для широкого вовлечения в исследовательскую и познавательную деятельность обучающихся не только в учреждениях дополнительного образования детей, но и в других типах и видах образовательных учреждений, а также учреждений социальной сферы.
Главная цель проекта - формирование в процессе исследовательской деятельности у детей и юношества гражданской позиции, нового мышления, направленного на развитие демократии и прав человека.
В ходе реализации данного проекта решались задачи: содействия активному привлечению детей и подростков к исследовательской деятельности; интеграция усилий специалистов образовательных, научных и общественных организаций с целью формирования культурно-правового мышления подрастающего поколения; создание условий для проявления и формирования у воспитанников гражданской позиции, навыков парламентаризма, правовой культуры, обучение технологиям избирательного процесса; разработка и реализация для детей и юношества программ, способствующих овладению социальными отношениями и дающих возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений; обеспечение разнообразия форм интеллектуально-развивающего общения детей и подростков в системе дополнительного образования детей; популяризация Конвенции, ее изучение и применение в жизни ребенка.
Проект «Моя Конвенция» является долгосрочным, позволяющим использовать современный исследовательский материал для корректировки позиции ребенка в демократическом обществе в правовом и социальном аспектах: права детей и правовые нормы ответственности государства; приоритет интересов детей над интересами общества и необходимость особой заботы государства о социально незащищенных группах детей -сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях.
Проект включает следующее содержание научно-практической деятельности:
Исследование: прав ребенка в период построения российского демократического общества; правовой культуры подрастающего поколения; социальной активности детей и подростков.
Поиск и систематизация научной и методической информации по изучаемым вопросам в периодической печати, литературе, компьютерных сетях.
Участие в научно-практических семинарах и конференциях по исследуемым вопросам.
Популяризация культурно-правовых знаний в периодической печати, в средствах массовой информации, в системе повышения квалификации педагогов и т.д.
Проведение тематических конкурсов, дискуссий, опросов, тренингов и т.д.
Реализация проблемных образовательных для детей и подростков.
Создание аудио, видео и фото архивов реализации международного образовательного проекта «Моя Конвенция».
Благодаря реализации проекта, мы отмечаем рост числа обучающихся и педагогов, занятых учебно-познавательной и научно-исследовательской работой по проблематике проекта; развитие социальной активности у подростков и юношества; формирование у воспитанников мышления и навыков правовой культуры; получение конкретных научно-значимых результатов исследовательской деятельности, внедрение их в педагогическую практику; разработку и реализацию новых образовательных программ, проектов для системы дополнительного образования детей.
Признание детства особым периодом в жизни человека, а не подготовкой к ней, изменяет представления о способах организации образовательного процесса, дополняя освоенную педагогами трансляцию образцов «жизнеосуществ-ления» включением ребенка в их обсуждение
и проверку на прочность. По нашему мнению, это может быть достигнуто путем введения в существующую систему образования факультативных дополнительных курсов по основам правовых знаний, либо по отдельным отраслям права. Причем, данное нововведение имело бы положительные результаты не только в общеобразовательных учреждениях с юридической направленностью, но и в средних общеобразовательных учреждениях.
В данном контексте нельзя исключать также и учреждения технического профиля, так как правовые знания относятся к обществоведческим курсам. В связи с этим бесспорным является факт необходимости качественных правовых знаний не только воспитанникам, избравшим социально-гуманитарный профиль образования. Создание и разработка программ данных курсов и учебнометодического комплекса в соответствии с каждым из них является приоритетной задачей юристов и педагогов.
Основными направлениями в формирования пространства перспективного и безопасного детства мы считаем: сохранение и поддержку сложившейся практики обучения основам правовых знаний в образовательных учреждениях дополнительного образования детей; включение в систему базового образования факультативных курсов по отдельным отраслям права; подготовка квалифицированных педагогов дополнительного образования соответствующего профиля; изменение уклада жизни образовательного учреждения таким образом, чтобы в процессе воспитания и обучения закреплялись гражданско-правовые основы ее деятельности,
возрастал компонент дополнительного правового образования детей.
В общественном сознании постепенно утверждается идея: выход из современной кризисной ситуации в решении многих социально-воспитательных проблем обусловлен не только (а в нынешней социальной ситуации и не столько) внутренней перестройкой деятельности учреждений тех или иных ведомств, в том числе учреждений дополнительного образования, сколько активизацией и педагогизацией их взаимосвязей с другими элементами системы, с социальной микросредой как фактором личностного развития; их открытостью к ребенку, его семье, компетентностью и активностью их согласованной деятельности по формированию педагогически ориентированной инфраструктуры микросоциума и интеграцией деятельности государственных, муниципальных структур с общественными организациями, формируемыми всеми жителями социума.
Социальная гармония в обществе достигается не только за счет примирения, согласия, компромисса различных социальных групп и классов, но и за счет преодоления разрыва поколений, изживания противоречия интересов и жизненных установок старших и младших. Единственный путь - подлинная, а не декларативная забота о гражданах, в первую очередь о потребностях и правах детей и молодежи.
Стратегическая цель - воспитание гражданина демократического общества и всесторонне развитого человека, способного преумножать и реализовывать свой личностный потенциал в интересах общественного и личного прогресса, иначе говоря - воспитание победителя.