Т. Трухаяева; отв. за вып. А. Кирпичник. - Кос* хрома, 1995. - № 1.
21. Точка зрения / сост. Т.В. Трухачева. - Иваново: Изд-во «Рабочий край», 1990.
22. Фельдштейн Д. И. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Мир психологии. -2002. -№ 1. ~С. 9-20.
23. Формирование у подростков опыта обустройства общественной жизни: Сб. материалов науч.-практ. конференции. Кострома-Нерехта, 28-29 мая 2006 г. / под ред. А.Г. Кирпичника; сост, Т,Ф, Асафова, Б.В. Куприянов. ~ Кострома: КГУ им. Н.А.Некрасова, 2007.
24. Яковлев В. Г В помощь изучению курса
«История Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И Ленина». Вып. I: История пионерского движения в СССР как предмет научиого исследования и как учебный предмет. — Кострома, 1969.
25. Яковлев В.Г. В помощь изучению курса «История Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И.Ленина». Вып. II: Введение. Предмет, источники и методы истории пионерскою движения. - Кострома, 1969.
26. Яковлев В.Г. Основы методики научно-педагогаческих исследований в области пионерского движения: Учебно-методические материалы. -Кострома, 1969.
О. С. КОРШУНОВА
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Кардинальные трансформации в политическом устройстве страны, ее социально-экономическом развитии в 90-е годы XX века предопределили мощный сдвиг в общественном сознании, повлекли серьезные изменения государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи, и, но сути, создали естественную и грандиозную по масштабам проблемную ситуацию в системе образования, связанную с деформацией стратегии государства в процессе воспроизводства политических ценностей общества, спровоцировавшую разрыв преемственности в трансляции политической культуры в динамике поколений.
Суть возникшей в конце века проблемы можно было выразить в следующих вопросах: Каким образом происходит политическое развитие человека, если власть и школа самоустраняются от всякого осознанного влияния на этот процесс? И какой должна быть позиция педагогов в политической социализации личности в условиях сложной, противоречивой эволюции общества -в гражданское состояние, а государства - в правовое?
Поиск ответов на поставленные вопросы обусловил необходимость изучения естественного процесса политического становления индивида, в том числе, роли и места целенаправ-
ленной составляющей в политической социализации личности. При разработке инструментария для предварительных исследований мы опирались на следующие методологические посылы: общефилософские положения о политике как «направлениях и способах деятельности социальных групп в отстаивании своих интересов и удовлетворении своих потребностей с помощью разнообразных средств, среди которых главную роль играет власть» [2, с. 244]; идеи о демократии как государственном устройстве, «когда ради общей пользы правит большинство» [1, с. 457]; о ценностях демократии, измеряемой степенью участия каждого гражданина в политическом процессе; об особенностях политического процесса в демократическом обществе, ключевыми характеристиками которого являются «непредоп-ределенное гь и негарантированно сть результатов», что связано, прежде всего, со свободой личности на политический выбор [10, с. 3-5]; философские воззрения и психологические теории, раскрывающие диалектический характер взаимодействия личности и общества, смысл которого выражен в формуле «Он (человек - О.К.)... познает мир, изменяя его; изменяя его, он изменяет и самого себя» [11, с. 282]; представления философов, социологов, психологов о вхождении человека в мир политики как раз-
©О.С. Коршунова, 2008
203
нофакгорном, многоуровневом процессе, в котором исключительная роль принадлежит первому этапу в жизни индивида - детству; положения Конвенции о правах ребенка, впервые в истории человечества юридически закрепившей экономические, социальные, политические, гуманитарные права детей, обязательные для исполнения странами-участииками договора; идея гуманизма, провозглашающая самоценность человека; положения об активности личности в собственном самостроительствс; диалога во взаимодействии педагогов и воспитанников; лич-ностно- деятельностного подхода в воспитании.
В ходе пилотажных исследований политической социализации детей в 1991-1994 гг., в которых в общей сложности приняли участие 879 подростков, мы пришли к выводу о том, что, во-первых, политическое развитие детей - объективный, противоречивый, независимый от желания конкретных взрослых, процесс, развертывающийся под воздействием как внешних, так и внутренних факторов, результатом которого является перевод политической культуры общества, его различных групп в индивидуальную форму существования. В этом процессе школа занимает лишь пятое место, уступая таким социальным институтам и структурам, как семья, различные средства массовой коммуникации, прежде всего, телевидение, общество сверстников. Во-вторых, для политической социализации подростков (ее психологической и институциональной сторон) характерны ярко выраженные специфические особенности. В-третьих, существенно различными являются политические проявления ребят, занимающих активную позицию в общественной жизни, в отличие от тех, кто не проявляет интереса к этой сфере жизни и ведет себя пассивно.
Суть рабочей гипотезы исследования заключалась в следующем. Политическое становление личности определяется широким спектром ее взаимодействия с политической сферой общественной жизни. Следовательно, адекватным возможностям школы и соответствующим интересам личности и общества является участие педагогов в процессе политической социализации подростков в форме педагогической коррекции, основными условиями которой выступают проблемно-сфокусированное общение; протополитическая деятельность; индивидуально-коррекционная работа педагогов, снимающая крайно-
сти в личных ориентациях подростков.
Для проверки выдвинутых предположений о характере, особенностях политической социализации детей подросткового возраста в мае 1994 г. был осуществлен социологический опрос учащихся Костромской области, в котором приняли 602 человека, а также проведена экспериментальная работа на базе ряда школ г. Костромы, в лагере ФДПО Костромской области «Соколенок», где моделировались условия педагогической коррекции политической социализации подростков и апробировались способы ее реализации.
В апреле 1996 г. была защищена кандидатская диссертация «Политическая социализация подростков и способы ее педагхмической коррекции», в рамках которой нашли обоснование следующие теоретические позиции.
В подростковом возрасте происходит активный процесс взаимодействия детей с социальными агентами и институтами, прямо или косвенно связанными с политикой. В результате этого взаимодействия у подростков складывается определенная картина мира политики, включающая в себя информированность о политических событиях, институтах, характере взаимоотношений между ними; формируется пристрастность (эмоциональное отношение) к событиям, политическим субъектам, институтам власти; вырабатываются установки относительно собственной активности в отдельных формах политической жизни. По данным исследований, около 90-95% подростков имеют определенные представления о политических явлениях, осведомлены о событиях в стране и за рубежом. У большинства из них эти познания носят случайный, неосознанный, эпизодический характер. Устойчивый интерес к политической сфере жизни общества обнаруживают 25% детей. Для политического сознания подростков характерны: широта охвата политических реалий, политизация, институционализация, персонализация, избирательность и индивидуализированность, пристрастность, неустойчивость, противоречивость, активность, остро критическая направленность восприятия политических событий и явлений как внутри страны, так и за рубежом, полярность оценок деятельности политических лидеров, партий, государственных органов; динамика в зависимости от пола, возраста, места жительства. У части подростков в политических отношениях про-
являются тенденции правового нигилизма, крайнего индивидуализма, политического экстремизма, кроме того, в будущем возможно сохранение у большинства школьников пассивного отношения к политическим явлениям.
В условиях формирования правового государства и гражданского общества, развития непредсказуемого и непредопределенного по своим результатам политического демократического процесса, реальной демонополизации роли власти а политическом становлении граждан, признания в обществе высшей социальной ценностью прав и свобод детей, в том числе политических, а также в условиях объективной ограниченности возможностей педагогических коллективов оказывать определяющее влияние на формирование политической культуры детей и юношества наиболее приемлемой формой участия педагогов в политическом развитии подростков является педатгическая коррекция их политической социализации. Педагогическая коррекция политической социализации ~ это взаимодействие педагогов и детей, при котором сохраняется и поддерживается индивидуально своеобразный путь политического становления личности, исключается прямое или косвенное принуждение к выбору политических идей, пристрастий, форм поведения, но вносятся частичные изменения в процесс освоения подростком общественной жизни, направлсшіьіе па отражение в его сознании многообразия политических явлений и течений, подготовку личности к осознанному самостоятельному выбору индивидуальной политической позиции. Педагогической коррекции политической социализации подростков реализуется через организацию ироблемно-сфокусированного общения, протополитической деятельности и индивидуально-коррекционную работу.
Проблемно-сфокусированное общение - это активный взаимообмен мнениями по поводу фактов, явлений, имеющих неоднозначную трактовку, т,е. предметом общения подростков и педагога являются проблемы социально-политического характера, вопросы, темы, исключающие односторонность анализа и предполагающие широкую межлолюсность их обсуждения. Реализация проблемно-сфокусированного общения осуществляется через способы обращения к проблеме, создания единого смыслового поля, сохранения единого психологического простран-
ства [8].
Протополитической деятельностью мы называем доступную подросткам, совместную, демократически устроенную деятельность по обустройству и улучшению собственной жизни в образовательном учреждении, детских и подростковых общественных организациях, в микросоциуме, обеспечивающую формирование умений правового взаимодействия и участия в социальном творчестве. Такая социальная деятельность сохраняет сущностные характеристики политической, ограждая ог прямого участия во властных отношениях, и конституирует личность как субъекта социального действия. Протополитическая деятельность реализуе тся с помощью способов ее организации и стимулирования [Там же]. Достижение результативности педагогической коррекции невозможно без учета такого важного условия, как индивидуально-коррекционная работа, которая рассматривается как осуществление индивидуально-личностного подхода в организации проблемно-сфокусированного общения и протополитической деятельности в рамках группового и фронтального взаимодействия, а также как непосредственное взаимодействие воспитателя с конкретным подростком. Способы педагогической коррекции политической социализации педагог в этом случае адаптирует к индивидуальности ребенка, особенностям его политического становления.
Дальнейшая разрабогка проблемы осуществлялась в направлении исследования динамики политической социализации детей различных возрастных групп в фокусе социально-экономических, политических преобразований в стране. В октябре 2000 г. был осуществлен социологический опрос детей и молодежи Костромского региона в возрасте 10-19 лет, участниками которого стали 1120 человек. В 2000 г. под нашим руководством было проведено исследование политической социализации детей 3-7 лет в одном из дошкольных образовательных учреждений г. -Костромы, в котором приняли участие 75 человек. Исследоватоем политической социализации детей младшего школьного возраста в октябре -декабре 2002 г. было охвачено 536 человек 7-10-ти лет, учащиеся 2-х-З-х классов 10 общеобразовательных учреждений различных типов. Эти исследования позволили выявить специфику политического развития детей дошкольного, младшего школьного [6], юношеского [7] возрастов,
Педагог ика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
205
определить место каждого этапа в процессе политического развития индивида, сравнить характеристики психологической, инс гитуциональной сторон политической социализации подростков, содержание их политической субкулыуры в динамике социально-экономических, политических изменений, происшедших в масштабе страны за 90-е годы.
Следующее направление в перспективной разработке проблемы было связано с определением специфики политической социализации и возможностей ее педагогической коррекции в условиях школы, в детских общественных организациях. В рамках деятельности общественной организации ученых «Ассоциации исследователей детского движения» мы предприняли исследование, связанное с изучением сущности детских общественных объединений, с определением современного состояния детского движения в России. Под детским общественным объединением мы понимаем добровольное детское формирование (70% или 100% детей), в которое объединились подростки самостоятельно или вместе со взрослыми для осуществления приоритетно общественно значимой и организаторской деятельности, конституирующей их как субъектов социального действия [4, с. 30]. В 2002 г. мы приняли участие в исследовании, инициированном Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, результатом которого явилась характеристика современного состояния детского движения в нашей стране [3]. Поскольку большинство существующих детских общественных объединений развивается на методическом фундаменте Всесоюзной пионерской организации им. В.И. -Ленина, политической организации детей Советского Союза, постольку определенное место в исследованиях заняла проблема преемственности идей в эволюции детских общественных объединений и организаций на постсоветском пространстве [9].
Новый шаг в исследовании приоритетной проблемы был сделан в 2003 г и выразился в разработке классификации детских объединений по отношению к политике [5].
В настоящее время актуальность проблемы политического воспитания детей и молодежи нисколько не снижается, поскольку это направление воспитания существует как скрытый вид воспитательной деятельности, все в большей
степени «растворяется» или «капсулируется» среди других направлений в рамках гражданского воспитания, интегрирующего, если учитывать точки зрения различных авторов, патриотическое, нравственное, правовое воспитание, педагогическую деятельность, направленную на формирование культуры межнациональных отношений, планетарного мышления и пр.
Ближайшие планы исследования требуют завершения описания политического становления человека в детстве и юности и логики развития протонолитической деятельности на каждом возрастном этапе, обобщения и систематизации достижений зарубежной и отечественной науки и практики в решении проблем политического воспитания детей и юношества в исторической ретроспективе, интеграции результатов субдисцип-линарных исследований политической социализации личности в систему знаний педагогической науки на методологических основаниях последней, обоснования необходимости объединения усилий государственных и общественных институтов при учете их специфики в реализации целей и задач политического воспитания, сочетания их потенциалов в создании условий для развития юных граждан как цивилизованных участников демократических социально-политических отношений.
Библиографический список
1. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 4/ АН СССР; Пер. с древнегр. Н.В.Брагинской и др.; Редкол.: М.Б.Митин (пред.) и др. - М.: Мысль, 1984.-830 с.
2. Бородкин Ф.М. Социальная политика: власть и перестройка // Постижение: Социология. Социальная политика. Экономическая реформа / Ред.-сост. Ф.М. Бородкин, Л.Я. Косалс, Р.В. Рывкина. - М.: Прогресс, 1989. - С. 241— 263.
3. Возжаева Е.И., Коршунова О. С. Детское движение в современной России (по материалам, предоставленным органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации департаменту по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации) // Детские общественные объединения Российской Федерации: Справочник. - М.: Логос, 2004. - С. 13 - 44.
4. Детское движение. Словарь-справочник/ Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Коршунова О.С.,
Трухачева Т.В., Уманский А.Л. и др.; ред. — сост. Т.В. Трухачева. - М. - Мн., 1998. - 183 с.
5. Коршунова О. С. Детские общественные объединения в политической жизни общества / Под ред. А.Г. Кирпичника. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003. -52 с.
6. Коршунова О. С. Мир политики в восприятии младших школьников: (Особенности политической социализации детей младшего школьного возраста). Информационно — методические материалы / Под ред. А.Г. Кирпичника. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2003. - 100 с.
7. Коршунова О. С. Политическая сфера жизни общества: факторы влияния, особенности восприятия, формы проявления в подростковом и юношеском возрасте: (Проблемы политичес-
кой социализации детей и молодежи Костромской области) / Под ред. А.Г. Кирпичника. В 2-х частях. — Кострома, 2000. - Часть 1. — 58 с.; Часть 2. - 80 с.
8. Коршунова О. С. Политическое воспитание школьников: педагогический анахронизм или актуальная проблема? //Народное образование. - 2002. - № 5. - С. 170-180.
9. Коршунова О. С. Уроки для развития современных детских общественных объединений // Теория, история, методика детского движения/сост. и ред. ТВ. Трухачева, А.Г. Кирпичник. - Выпуск VIII. - М., 2007. - С. 90-103.
Ю.Панарин А. С. Политология. Учебник. -М.: «Проспект», 1998. —408 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психоло-гии:В2-хт.Т. 1.—М.: Педагогика, 1989.-488 с.
Педагогика, Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 4, 2008
207