Научная статья на тему 'Ассоциация исследователей детского движения: истоки изучения проблемы определения места и роли детских общественных объединений в политической социализации подростков (начало 90-х гг. Xx В. )'

Ассоциация исследователей детского движения: истоки изучения проблемы определения места и роли детских общественных объединений в политической социализации подростков (начало 90-х гг. Xx В. ) Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
503
69
Поделиться
Ключевые слова
CHILDREN'S MOVEMENT / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Коршунова Ольга Сергеевна

Представлены истоки формирования нового научного знания о месте и роли детских общественных объединений в политической социализации детей и подростков учеными, членами международной общественной организации «Ассоциации исследователей детского движения» в период бурных общественно-политических трансформаций в стране в начале 90-х гг. XX в.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Коршунова Ольга Сергеевна,

Association of childrens movement researchers: backgrounds of childrens social unities in teenagers politic socialization place and role problem (the early 90ies of the 20th century)

Backgrounds of formation of new scientific knowledge about childrens movement place and role in teenagers politic socialization by scientists who were the members of international social organization Association of childrens movement researchers in the period of rapid social-politic transformations in Russia in the early 90ies of the 20th century are presented.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Ассоциация исследователей детского движения: истоки изучения проблемы определения места и роли детских общественных объединений в политической социализации подростков (начало 90-х гг. Xx В. )»

СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА

УДК 329.78

Коршунова Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

iskateli@bmail.ru

АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ (начало 90-х гг. XX в.)

Представлены истоки формирования нового научного знания о месте и роли детских общественных объединений в политической социализации детей и подростков учеными, членами международной общественной организации «Ассоциации исследователей детского движения» в период бурных общественно-политических трансформаций в стране в начале 90-х гг. XX в.

Ключевые слова: политическая социализация, детское движение, научные исследования.

Вопрос о роли детских общественных объединений в политической социализации подростков является частью более общей, не теряющей своей актуальности, проблемы - «Почему, как и для чего человек приходит в политику?». Особенно остро этот вопрос обсуждается учеными - представителями различных наук в период мощных общественно-политических потрясений. Таким этапом кардинальных общественно-политических трансформаций в нашей стране явился конец 80-х - 90-е годы XX в. Именно тогда в ходе серьезных научных поисков, размышлений о судьбе детского движения в России и родилась международная общественная организация ученых - «Ассоциация исследователей детского движения», «.. .взявшая на себя ответственность за независимый научный анализ состояния и развития детских социальных инициатив во всех их проявлениях в целях систематизации имеющихся научных знаний, передового опыта и определения перспектив развития социокинетики» [1, с. 6], т.е. науки о социальной активности, социальном движении в детской среде.

Начало формирования членами «Ассоциации исследователей детского движения» нового знания о детском общественном движении как факторе политической социализации подростков относится к концу 80-х - началу 90-х гг. XX века.

К этому времени в советской педагогической науке уже сформирована теория идейно-поли-

тического воспитания детей и молодежи, сущностными характеристиками которого являлись: приоритетность; идеологическая заданность; жесткая целенаправленность; принудительность и манипулятивность; системность; комплексность; признание ведущей роли педагога в реализации данного направления воспитания.

Как ученые оценивали роль пионерской организации в политической социализации учащихся? Такая проблема в педагогике в принципе не ставилась. Оценивалась роль пионерской организации в коммунистическом воспитании детей. В широко известном учебнике «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе», подготовленном творческим коллективом исследователей под руководством В.В. Лебединского [5], подчеркивалось: «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина является коммунистической организацией детей и подростков нашей страны. Она воспитывает своих членов в духе беззаветной преданности делу Коммунистической партии Советского Союза, строит всю свою работу в соответствии с ленинским учением о коммунистическом воспитании молодого поколения и на основе решений партии и комсомола. Она призвана решать задачи коммунистического воспитания детей и подростков в союзе со школой, общественностью, семьей. Пионерская организация готовит своих членов к вступлению в ряды Коммунистического Союза Молодежи [5, с. 16].

© Коршунова О.С., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

203

Наряду с научными исследованиями, касающимися общей организации политического воспитания учащихся, часть ученых, среди которых

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B.С. Безрукова, Б.З. Вульфов, Н.П. Иванова, А.В. Иващенко, ГМ. Иващенко, Э.Ш. Камалдино-ва, З.В. Коваленко, В.В. Лебединский, Л.И. Новикова, К.Д. Радина, С.Е. Хозе, Б.Е. Ширвиндт,

C.А. Шмаков, А.П. Шпона, М.М. Ященко и др., акцентировала внимание на рассмотрении особенностей воспитания, в том числе, идейно-политического, в условиях Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и ВЛКСМ. На специфические возможности политического воспитания школьников в условиях Всесоюзной пионерской организации указывала, например, в своей работе «Идейно-политическое воспитание юных ленинцев» Г.М. Иващенко. Несмотря на многие соответствующие духу времени акценты в содержании работы, автор подчеркивала необходимость учета специфики потенциала идейнополитического воспитания в пионерской организации как детской общественно-политической самодеятельной организации юных граждан.

Особое место занимает в общем ряду философское исследование Э.С. Соколовой «Пионерское движение как социальный фактор формирования подрастающего поколения», в котором рассмотрены социальные аспекты функционирования пионерской организации.

Таким образом, к началу 90-х гг. XX века сложился определенный научный, прежде всего, педагогический, задел, связанный с определением роли массовой детской общественно-политической организации в политическом становлении подростков, который стал источником для научного поиска, направленного на осмысление проблемы в новых общественно-исторических условиях.

Что изменилось в 90-е годы XX в. в ходе научных исследований, касающихся определения роли детских общественных объединений в политической социализации подростков? Понятие «политическая социализация» еще не получило признания среди представителей научной общественности, в том числе, в отечественной педагогике, а термин «политическое воспитание» практически исчезает из педагогической лексики. С.К. Ро-щин, автор ставшего хрестоматийным определения понятия «политическая социализация», в своей фундаментальной статье «Психологические проблемы политического развития личности»

в 1984 г. призывает использовать взамен буржуазного термина «политическая социализация» понятие «политическое развитие» [3]. К терминам «идеологическое воспитание», «политическое воспитание» крайне редко обращаются в этот период ученые-философы.

Интересно, что из 1134 диссертационных исследований, посвященных проблемам молодежи, детей и семьи и защищенных в период с 1990 по 2000 г, как следует из библиографического указателя, подготовленного Э.Ш. Камалдиновой к 30-летию аспирантуры в МГСА [2], только в названиях шести напрямую использовалось понятие «политическая социализация». Отметим, что кроме одной, диссертации были непедагогическими: две написаны в рамках политической науки, одна относится к области социологии, авторами других являются психолог и социолог.

Различные аспекты политической социализации (политическое сознание молодежи, ее политические установки, стереотипы, ориентации, социально-политическая активность, проблемы формирования политической культуры молодежи) стали в этот же период предметом двадцати девяти научных изысканий, авторами девятнадцати были философы, двух - политологи, шести - социологи, одна работа написана юристом и еще одна - историком. Среди более 1000 диссертаций мы можем отметить только пять диссертаций по педагогике, кающиеся проблем гражданского (следовательно, в той или иной степени, и политического) воспитания детей и молодежи. Первое - историко-педагогическое - выполнено

О.И. Волжиной в 1991 г. на тему «Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения», второе в 1995 г.- О.Н. Прокопец - «Культурные ценности региона - средство формирования гражданской позиции личности: (На материалах Тульской обл. России)». В 1996 г. А.С. Гая-зовым защищена докторская диссертация «Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе», О.С. Коршуновой - кандидатская диссертация «Политическая социализация подростков и способы ее педагогической коррекции»; в 1997 г. - А.В. Беляевым докторская диссертация на тему «Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи» [2].

Таким образом, даже краткий обзор диссертационных исследований, защищенных в последнее десятилетие XX в. и связанных, так или

иначе, с изучением различных аспектов политического становления человека в детстве и молодости, особенностей этого процесса в тех или иных исторических условиях и странах, показывает, что данная проблематика находилась на периферии внимания ученых, особенно, представителей педагогической науки по сравнению с предыдущим, советским периодом.

Разработка вопроса «Детские общественные объединения как фактор политической социализации подростков» будущими членами «Ассоциации исследователей детского движения» начинается, с нашей точки зрения, с двух событий.

Первое событие - это проведение ЦС ВПО имени В.И. Ленина и отделом теории и практики пионерского движения НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ в феврале-марте и сентябре 1989 г. в городских и сельских школах 10-ти территорий страны и через газету «Пионерская правда» всесоюзного социологического исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки» (рук. Э.С. Соколова) [4]. Второе - дискуссия «Пионерская наука: какой ей быть?», инициированная кафедрой теории и методики воспитательной работы КГПИ им. Н.А. Некрасова и журналом «Вожатый» в 1989-1990 гг. [6]. Оба события были связаны одной целью: определить возможные стратегические перспективы развития пионерской организации (шире - детского движения) в новейшей истории нашей страны и, соответственно, той науки, которая могла бы на основе анализа фактических данных обосновывать тенденции в эволюции и трансформации пионерской организации, детского движения.

Почему социологический опрос, явившийся частью проекта «Идеалы и ценности советской молодежи», можно считать предтечей для развертывания дискуссии об определении места детских общественных объединений в политическом становлении растущего человека?

Во-первых, это было широкомасштабное исследование, в котором приняли участие 600 детей и подростков 10-14 лет, касающееся сущностных основ бытия самой мощной коммунистической организации детей в мире и определения возможностей для ее трансформации в условиях начавшихся социально-экономических и политических перемен. Без преувеличения можно сказать, результаты исследования оказались значимыми для миллионов людей, детей и взрослых (руководителей организации всех уровней, вожа-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

тых, педагогов, ученых и пр.), но не востребованными властью.

Во-вторых, в рамках исследования, по сути, изучался процесс политической социализации подростков (ее психологический аспект) и содержание их политической субкультуры в особый исторический период жизни страны, получивший название «перестройка». Уникальность и значение собранного учеными материала состоит в фиксации неповторимого отклика детей на те внешние и внутренние социально-экономические, политические реалии, современниками которых и стали подростки во второй половине 80-х гг. XX в. Результаты этого опроса важно рассматривать в контексте исследований, проводимых в нашей стране на протяжении всего XX в., выявляя общие и особенные характеристики и политического развития детей, и их политической субкультуры.

В-третьих, в исследовании изучалась роль детской общественно-политической организации в жизни детей, в том числе, в их политическом становлении, а также, в той или иной степени, прямые и косвенные каналы политического влияния пионерской организации на ее членов.

Э.С. Соколова, В.М. Лихачев, обобщая результаты исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки» напишут: «... Следует культивировать отношение к детству как самоценному, неповторимому и базисному периоду становления личности. Для этого необходима смена абстрактного умиления детьми, формального провозглашения лозунга «Все лучшее - детям!» на отношение к детям как пока еще юным, но все же гражданам, которые уже сейчас сообразно своим силам живут и действуют как реальные участники реальной жизни» [4, с. 22]. Реализация такого подхода должна включать, с точки зрения исследователей, наряду с другими мерами включение подрастающего поколения «.в посильных для границ возраста формах в процесс жизнедеятельности общества: труд, политику, культуру. Требуется разработка прав детей, обеспечение гарантий их соблюдения» [4].

Если рассматривать содержание дискуссии «Пионерская наука: какой ей быть?» с точки зрения вклада будущих членов «Ассоциации исследователей детского движения» в разработку вопроса о влиянии детских общественных объединений на политическую социализацию подростков, то, с нашей точки зрения, учеными были постав-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

205

лены такие проблемы, вокруг которых и происходило впоследствии наращивание нового знания об изучаемом феномене. Среди многих идей, выдвинутых участниками дискуссии и отраженных в сборнике «Точка зрения» (1990 г.) особенно продуктивными, по нашему мнению, являются следующие:

- о необходимости рассмотрения развития организации «.в тесной связи с историей государства, партии, комсомола и школы» (Н.Ф. Басов); изучения «.организации юных пионеров в ракурсе теории социалистических общественных организаций», «.в рамках демократических движений», исследования пионерской организации не только в системе воспитания, но и в политической системе советского общества» (Э.С. Соколова, А. Панов, группа ученых под руководством К.Д. Радиной); о социальной обусловленности развития форм детского движения, в том числе, в ее социально-политических аспектах (Э.Ш. Камалдинова);

- о процессе «социализации личности», о «политизации, условиях приобщения ребенка к идейно-нравственным и политическим ценностям.. », «.об отношениях пионерской организации и партии, комсомола и т.п.» (группа ученых под руководством К.Д. Радиной);

- о необходимости изучения в рамках пионерской науки общественно-политических интересов детей, которые, «.собственно говоря, и объединяют их в организацию» (А.Г. Кирпичник);

- о необходимости изучения методами политологии пионерской организации как части политической системы общества .» (А. Панов, группа ученых под руководством Э.С. Соколовой; группа ученых под руководством К.Д. Радиной), о формировании в системе политологии особого направления - «политологии детского движения (группа ученых-участников дискуссии под руководством В.В. Лебединского);

- о признании значения пионерской организации как общественно-политического института «.в условиях широкой демократии и гласности, правового государства, обновленной политической и экономической систем, новых международных, межнациональных отношений.» (И.С. Зарахович, Г.М. Иващенко, И.Н. Никитин,

Э.С. Соколова, Н.Н. Стрельникова, Л.Н. Тимофеева, Т.В. Трухачева, З.А. Ходоровская);

- о возможном многообразии пионерских организаций, отличающихся, в том числе, степе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

нью политического влияния на своих членов (И.С. Зарахович, Т.В. Трухачева);

- о проблеме содержания деятельности пионерской организации по идейно-политическому воспитанию пионеров (С. Тупиченков) [6] и т.д.

Таким образом, учитывая достижения советской педагогической науки, в частности, теории и методики идейно-политического воспитания школьников, в том числе, в условиях массовой детской общественно-политической организации Советского Союза - Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, объединившиеся в общественную организацию «Ассоциацию исследователей детского движения» ученые в процессе длительных и бурных обсуждений вопроса о судьбе отечественного детского движения в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., принимая и трансформируя ценное знание к изменившимся общественно-историческим условиям и отвергая устаревшее в дискуссионном творческом анализе, предложили новые подходы к пониманию места и роли детских общественных объединений в политической социализации подростков, которые и будут ими развернуты в отдельное направление научного поиска уже в начале XXI в.

Библиографический список

1. Поздравление министра образования и науки Республики Казахстан Б. Айтимовой // Т еория, история, методика детского движения / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г Кирпичник. - Вып. VII. - М., 2006. - С. 6.

2. Проблемы молодежи, детей и семьи в диссертационных исследованиях (гуманитарно-социальный аспект): Библиографический указатель за 1990-2000 гг. / автор-составитель Э.Ш. Камалдинова. - М.: Социум, 2001. - 160 с.

3. Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т 5. - №> 2. - С. 41-53; №> 3. - С. 80-93.

4. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки // Точка зрения / сост. Т.В. Трухачева. -Иваново: Изд-во «Рабочий край», 1990. - С. 3-22.

5. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов по спец. № 2108 «история и педагогика» / под ред. В.В. Лебединского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 431 с.

6. Точка зрения / сост. Т.В. Трухачева. - Иваново: Изд-во «Рабочий край», 1990. - 255 с.