СОЦИОКИНЕТИКА ДЕТСТВА
УДК 329.78
Коршунова Ольга Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
iskateli@bmail.ru
АССОЦИАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ИСТОКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА И РОЛИ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ (начало 90-х гг. XX в.)
Представлены истоки формирования нового научного знания о месте и роли детских общественных объединений в политической социализации детей и подростков учеными, членами международной общественной организации «Ассоциации исследователей детского движения» в период бурных общественно-политических трансформаций в стране в начале 90-х гг. XX в.
Ключевые слова: политическая социализация, детское движение, научные исследования.
Вопрос о роли детских общественных объединений в политической социализации подростков является частью более общей, не теряющей своей актуальности, проблемы - «Почему, как и для чего человек приходит в политику?». Особенно остро этот вопрос обсуждается учеными - представителями различных наук в период мощных общественно-политических потрясений. Таким этапом кардинальных общественно-политических трансформаций в нашей стране явился конец 80-х - 90-е годы XX в. Именно тогда в ходе серьезных научных поисков, размышлений о судьбе детского движения в России и родилась международная общественная организация ученых - «Ассоциация исследователей детского движения», «.. .взявшая на себя ответственность за независимый научный анализ состояния и развития детских социальных инициатив во всех их проявлениях в целях систематизации имеющихся научных знаний, передового опыта и определения перспектив развития социокинетики» [1, с. 6], т.е. науки о социальной активности, социальном движении в детской среде.
Начало формирования членами «Ассоциации исследователей детского движения» нового знания о детском общественном движении как факторе политической социализации подростков относится к концу 80-х - началу 90-х гг. XX века.
К этому времени в советской педагогической науке уже сформирована теория идейно-поли-
тического воспитания детей и молодежи, сущностными характеристиками которого являлись: приоритетность; идеологическая заданность; жесткая целенаправленность; принудительность и манипулятивность; системность; комплексность; признание ведущей роли педагога в реализации данного направления воспитания.
Как ученые оценивали роль пионерской организации в политической социализации учащихся? Такая проблема в педагогике в принципе не ставилась. Оценивалась роль пионерской организации в коммунистическом воспитании детей. В широко известном учебнике «Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе», подготовленном творческим коллективом исследователей под руководством В.В. Лебединского [5], подчеркивалось: «Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина является коммунистической организацией детей и подростков нашей страны. Она воспитывает своих членов в духе беззаветной преданности делу Коммунистической партии Советского Союза, строит всю свою работу в соответствии с ленинским учением о коммунистическом воспитании молодого поколения и на основе решений партии и комсомола. Она призвана решать задачи коммунистического воспитания детей и подростков в союзе со школой, общественностью, семьей. Пионерская организация готовит своих членов к вступлению в ряды Коммунистического Союза Молодежи [5, с. 16].
© Коршунова О.С., 2011 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
203
Наряду с научными исследованиями, касающимися общей организации политического воспитания учащихся, часть ученых, среди которых
B.С. Безрукова, Б.З. Вульфов, Н.П. Иванова, А.В. Иващенко, ГМ. Иващенко, Э.Ш. Камалдино-ва, З.В. Коваленко, В.В. Лебединский, Л.И. Новикова, К.Д. Радина, С.Е. Хозе, Б.Е. Ширвиндт,
C.А. Шмаков, А.П. Шпона, М.М. Ященко и др., акцентировала внимание на рассмотрении особенностей воспитания, в том числе, идейно-политического, в условиях Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и ВЛКСМ. На специфические возможности политического воспитания школьников в условиях Всесоюзной пионерской организации указывала, например, в своей работе «Идейно-политическое воспитание юных ленинцев» Г.М. Иващенко. Несмотря на многие соответствующие духу времени акценты в содержании работы, автор подчеркивала необходимость учета специфики потенциала идейнополитического воспитания в пионерской организации как детской общественно-политической самодеятельной организации юных граждан.
Особое место занимает в общем ряду философское исследование Э.С. Соколовой «Пионерское движение как социальный фактор формирования подрастающего поколения», в котором рассмотрены социальные аспекты функционирования пионерской организации.
Таким образом, к началу 90-х гг. XX века сложился определенный научный, прежде всего, педагогический, задел, связанный с определением роли массовой детской общественно-политической организации в политическом становлении подростков, который стал источником для научного поиска, направленного на осмысление проблемы в новых общественно-исторических условиях.
Что изменилось в 90-е годы XX в. в ходе научных исследований, касающихся определения роли детских общественных объединений в политической социализации подростков? Понятие «политическая социализация» еще не получило признания среди представителей научной общественности, в том числе, в отечественной педагогике, а термин «политическое воспитание» практически исчезает из педагогической лексики. С.К. Ро-щин, автор ставшего хрестоматийным определения понятия «политическая социализация», в своей фундаментальной статье «Психологические проблемы политического развития личности»
в 1984 г. призывает использовать взамен буржуазного термина «политическая социализация» понятие «политическое развитие» [3]. К терминам «идеологическое воспитание», «политическое воспитание» крайне редко обращаются в этот период ученые-философы.
Интересно, что из 1134 диссертационных исследований, посвященных проблемам молодежи, детей и семьи и защищенных в период с 1990 по 2000 г, как следует из библиографического указателя, подготовленного Э.Ш. Камалдиновой к 30-летию аспирантуры в МГСА [2], только в названиях шести напрямую использовалось понятие «политическая социализация». Отметим, что кроме одной, диссертации были непедагогическими: две написаны в рамках политической науки, одна относится к области социологии, авторами других являются психолог и социолог.
Различные аспекты политической социализации (политическое сознание молодежи, ее политические установки, стереотипы, ориентации, социально-политическая активность, проблемы формирования политической культуры молодежи) стали в этот же период предметом двадцати девяти научных изысканий, авторами девятнадцати были философы, двух - политологи, шести - социологи, одна работа написана юристом и еще одна - историком. Среди более 1000 диссертаций мы можем отметить только пять диссертаций по педагогике, кающиеся проблем гражданского (следовательно, в той или иной степени, и политического) воспитания детей и молодежи. Первое - историко-педагогическое - выполнено
О.И. Волжиной в 1991 г. на тему «Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения», второе в 1995 г.- О.Н. Прокопец - «Культурные ценности региона - средство формирования гражданской позиции личности: (На материалах Тульской обл. России)». В 1996 г. А.С. Гая-зовым защищена докторская диссертация «Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе», О.С. Коршуновой - кандидатская диссертация «Политическая социализация подростков и способы ее педагогической коррекции»; в 1997 г. - А.В. Беляевым докторская диссертация на тему «Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи» [2].
Таким образом, даже краткий обзор диссертационных исследований, защищенных в последнее десятилетие XX в. и связанных, так или
иначе, с изучением различных аспектов политического становления человека в детстве и молодости, особенностей этого процесса в тех или иных исторических условиях и странах, показывает, что данная проблематика находилась на периферии внимания ученых, особенно, представителей педагогической науки по сравнению с предыдущим, советским периодом.
Разработка вопроса «Детские общественные объединения как фактор политической социализации подростков» будущими членами «Ассоциации исследователей детского движения» начинается, с нашей точки зрения, с двух событий.
Первое событие - это проведение ЦС ВПО имени В.И. Ленина и отделом теории и практики пионерского движения НИЦ ВКШ при ЦК ВЛКСМ в феврале-марте и сентябре 1989 г. в городских и сельских школах 10-ти территорий страны и через газету «Пионерская правда» всесоюзного социологического исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки» (рук. Э.С. Соколова) [4]. Второе - дискуссия «Пионерская наука: какой ей быть?», инициированная кафедрой теории и методики воспитательной работы КГПИ им. Н.А. Некрасова и журналом «Вожатый» в 1989-1990 гг. [6]. Оба события были связаны одной целью: определить возможные стратегические перспективы развития пионерской организации (шире - детского движения) в новейшей истории нашей страны и, соответственно, той науки, которая могла бы на основе анализа фактических данных обосновывать тенденции в эволюции и трансформации пионерской организации, детского движения.
Почему социологический опрос, явившийся частью проекта «Идеалы и ценности советской молодежи», можно считать предтечей для развертывания дискуссии об определении места детских общественных объединений в политическом становлении растущего человека?
Во-первых, это было широкомасштабное исследование, в котором приняли участие 600 детей и подростков 10-14 лет, касающееся сущностных основ бытия самой мощной коммунистической организации детей в мире и определения возможностей для ее трансформации в условиях начавшихся социально-экономических и политических перемен. Без преувеличения можно сказать, результаты исследования оказались значимыми для миллионов людей, детей и взрослых (руководителей организации всех уровней, вожа-
тых, педагогов, ученых и пр.), но не востребованными властью.
Во-вторых, в рамках исследования, по сути, изучался процесс политической социализации подростков (ее психологический аспект) и содержание их политической субкультуры в особый исторический период жизни страны, получивший название «перестройка». Уникальность и значение собранного учеными материала состоит в фиксации неповторимого отклика детей на те внешние и внутренние социально-экономические, политические реалии, современниками которых и стали подростки во второй половине 80-х гг. XX в. Результаты этого опроса важно рассматривать в контексте исследований, проводимых в нашей стране на протяжении всего XX в., выявляя общие и особенные характеристики и политического развития детей, и их политической субкультуры.
В-третьих, в исследовании изучалась роль детской общественно-политической организации в жизни детей, в том числе, в их политическом становлении, а также, в той или иной степени, прямые и косвенные каналы политического влияния пионерской организации на ее членов.
Э.С. Соколова, В.М. Лихачев, обобщая результаты исследования «Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки» напишут: «... Следует культивировать отношение к детству как самоценному, неповторимому и базисному периоду становления личности. Для этого необходима смена абстрактного умиления детьми, формального провозглашения лозунга «Все лучшее - детям!» на отношение к детям как пока еще юным, но все же гражданам, которые уже сейчас сообразно своим силам живут и действуют как реальные участники реальной жизни» [4, с. 22]. Реализация такого подхода должна включать, с точки зрения исследователей, наряду с другими мерами включение подрастающего поколения «.в посильных для границ возраста формах в процесс жизнедеятельности общества: труд, политику, культуру. Требуется разработка прав детей, обеспечение гарантий их соблюдения» [4].
Если рассматривать содержание дискуссии «Пионерская наука: какой ей быть?» с точки зрения вклада будущих членов «Ассоциации исследователей детского движения» в разработку вопроса о влиянии детских общественных объединений на политическую социализацию подростков, то, с нашей точки зрения, учеными были постав-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2
205
лены такие проблемы, вокруг которых и происходило впоследствии наращивание нового знания об изучаемом феномене. Среди многих идей, выдвинутых участниками дискуссии и отраженных в сборнике «Точка зрения» (1990 г.) особенно продуктивными, по нашему мнению, являются следующие:
- о необходимости рассмотрения развития организации «.в тесной связи с историей государства, партии, комсомола и школы» (Н.Ф. Басов); изучения «.организации юных пионеров в ракурсе теории социалистических общественных организаций», «.в рамках демократических движений», исследования пионерской организации не только в системе воспитания, но и в политической системе советского общества» (Э.С. Соколова, А. Панов, группа ученых под руководством К.Д. Радиной); о социальной обусловленности развития форм детского движения, в том числе, в ее социально-политических аспектах (Э.Ш. Камалдинова);
- о процессе «социализации личности», о «политизации, условиях приобщения ребенка к идейно-нравственным и политическим ценностям.. », «.об отношениях пионерской организации и партии, комсомола и т.п.» (группа ученых под руководством К.Д. Радиной);
- о необходимости изучения в рамках пионерской науки общественно-политических интересов детей, которые, «.собственно говоря, и объединяют их в организацию» (А.Г. Кирпичник);
- о необходимости изучения методами политологии пионерской организации как части политической системы общества .» (А. Панов, группа ученых под руководством Э.С. Соколовой; группа ученых под руководством К.Д. Радиной), о формировании в системе политологии особого направления - «политологии детского движения (группа ученых-участников дискуссии под руководством В.В. Лебединского);
- о признании значения пионерской организации как общественно-политического института «.в условиях широкой демократии и гласности, правового государства, обновленной политической и экономической систем, новых международных, межнациональных отношений.» (И.С. Зарахович, Г.М. Иващенко, И.Н. Никитин,
Э.С. Соколова, Н.Н. Стрельникова, Л.Н. Тимофеева, Т.В. Трухачева, З.А. Ходоровская);
- о возможном многообразии пионерских организаций, отличающихся, в том числе, степе-
нью политического влияния на своих членов (И.С. Зарахович, Т.В. Трухачева);
- о проблеме содержания деятельности пионерской организации по идейно-политическому воспитанию пионеров (С. Тупиченков) [6] и т.д.
Таким образом, учитывая достижения советской педагогической науки, в частности, теории и методики идейно-политического воспитания школьников, в том числе, в условиях массовой детской общественно-политической организации Советского Союза - Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина, объединившиеся в общественную организацию «Ассоциацию исследователей детского движения» ученые в процессе длительных и бурных обсуждений вопроса о судьбе отечественного детского движения в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в., принимая и трансформируя ценное знание к изменившимся общественно-историческим условиям и отвергая устаревшее в дискуссионном творческом анализе, предложили новые подходы к пониманию места и роли детских общественных объединений в политической социализации подростков, которые и будут ими развернуты в отдельное направление научного поиска уже в начале XXI в.
Библиографический список
1. Поздравление министра образования и науки Республики Казахстан Б. Айтимовой // Т еория, история, методика детского движения / сост. и ред. Т.В. Трухачева, А.Г Кирпичник. - Вып. VII. - М., 2006. - С. 6.
2. Проблемы молодежи, детей и семьи в диссертационных исследованиях (гуманитарно-социальный аспект): Библиографический указатель за 1990-2000 гг. / автор-составитель Э.Ш. Камалдинова. - М.: Социум, 2001. - 160 с.
3. Рощин С.К. Психологические проблемы политического развития личности // Психологический журнал. - 1984. - Т 5. - №> 2. - С. 41-53; №> 3. - С. 80-93.
4. Соколова Э.С., Лихачев В.М. Дети, подростки и пионерская организация в условиях перестройки // Точка зрения / сост. Т.В. Трухачева. -Иваново: Изд-во «Рабочий край», 1990. - С. 3-22.
5. Теория и методика пионерской и комсомольской работы в школе: учеб. пособие для ст-тов пед. ин-тов по спец. № 2108 «история и педагогика» / под ред. В.В. Лебединского. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 431 с.
6. Точка зрения / сост. Т.В. Трухачева. - Иваново: Изд-во «Рабочий край», 1990. - 255 с.