ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА
М. Е. ЛЕБЕДЕВА1
Марина Евгеньевна Лебедева — кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела СПбГУЭФ.
Закончила ЛФЭИ, факультет финансов и кредита. Автор 39 научных публикаций.
Область научных интересов — международные операции российских банков, международное банковское и контрактное право,
банковское дело России и стран постсоциалистического развития. ^ ^ ^
СОВРЕМЕННОЕ БАНКОВСКОЕ ПРАВО В ПОЛЬШЕ
Децентрализация и приватизация в экономике, в том числе в банковском секторе, не во всех странах сопровождалась адекватным и своевременным созданием необходимой правовой базы и соответствующих институтов. Нередко коммерческие банки начинали свою деятельность за несколько лет до принятия основополагающих законов, например о банках и банковской деятельности или о Центральном банке1. Вновь принятое банковское законодательство в ряде стран носило обобщающий, не детализированный характер. Недостатки в создании институциональной базы банковского бизнеса были и в России2. В то же время некоторые страны с переходной экономикой в достаточно короткие сроки сумели создать основу трансформированного банковского законодательства и институциональную инфраструктуру. В связи с этим небезынтересно проанализировать опыт Польши.
В Польше, как и в ряде других стран постсоциалистического развития, необходимость преобразования банковского права была вызвана несоответствием существовавшей банковской системы новым экономическим отношениям в стране, невозможностью ее функционирования в измененных условиях без кардинальной трансформации законодательной базы. Кроме того, Польша стремилась вступить в Евросоюз, а это обстоятельство требовало приведения банковского законодательства в соответствие с нормами и требованиями ЕС.
В настоящее время деятельность, организационная структура и правовые нормы современной банковской системы Польши регулируются тремя основными законами: Законом «Банковское право» (второй, дополненный и измененный), Законом «О Национальном банке Польши» и Законом «Об ипотечных ценных бумагах и ипотечных банках». Эти законы, принятые еще во времена Народной Польши, повлекли за собой структурные изменения, стали основными законодательными актами, регулирующими деятельность банковской системы в период преобразования экономики. Так, на их основе были разработаны и реализованы принципы двухуровневой банковской системы, независимости Центрального банка, предложена новая денежно-кредитная политика НБП. В Законе «Банковское дело» 1989 г. НБП был определен как государственный
Центральный банк, Центральный эмиссионный банк и Центральный институт кредитов, акций и расчетов в национальной и иностранной валюте. Этим же Законом были определены условия для создания новых банковских институтов, в частности наряду с государственными и кооперативными банками разрешалось создавать коммерческие банки в форме акционерных обществ. Закон «Банковское право» стал неотъемлемой частью законодательства, регулирующего деятельность всей банковской системы, а также он определил порядок организации, ликвидации и банкротства банков. В рамках денежной политики административные методы управления были заменены экономическими инструментами. Так, в частности,
1 © М. Е. Лебедева, 2008
была введена учетная ставка, валютный курс, нормы обязательных резервов, открытые операции на рынке, дисконтные векселя. Надзор за коммерческими банками находился также в компетенции НБП.
Таким образом, Закон «Банковское право», вступивший в силу в феврале 1989 г., совмещал в себе элементы управления, характерные как для плановой экономики, так и для рыночной модели банковских систем. Данный закон способствовал достижению независимости и установлению принципа самофинансирования банков. Согласно закону, банк должен был самостоятельно из полученных доходов покрывать операционные расходы, обязательства перед государственным бюджетом, обязательства по договорам, затраты на развитие и другие расходы. В соответствии с данным законом определялся круг банковских операций, связанных как с банковской, так и другой экономической деятельностью. Перечень банковских операций представлял собой открытый список. Содержание отдельных операций раскрывалось в Законе более подробно. Например, открытие и ведение банковских счетов, денежные расчеты, займы и денежные ссуды, выпуск ценных бумаг, банковские гарантии. Инвестиционная деятельность банка и участие в гарантиях финансового характера к банковским операциям не относились. Вопросы, касающиеся валютных резервов и торговли, регулировались уставами банков. В соответствии с законом банк должен был постоянно поддерживать уровень своей ликвидности, достаточный для своевременного выполнения своих обязательств.
В Законе давалось определение банку как юридическому лицу, «функционирующему на основании разрешения на осуществление банковских операций»3. Правовая защита банковской деятельности поддерживалась с помощью: предоставления исключительного права на использование слов «банк» и «касса» и осуществление банковских операций, связанных с привлечением средств физических и юридических лиц и других институтов, не имеющих статус юридического лица.
В соответствии с Законом «Банковское право» вновь создаваемый банк мог иметь государственную, кооперативную, акционерную и государственно-кооперативную формы собственности. Закон также разрешал открытие на территории Польши филиалов и представительств иностранных банков. Согласно этому Закону для создания новых банков было необходимо: наличие гарантий того, что банк будет обеспечен капиталом не менее 5 млн евро4 в национальной валюте по курсу НБП на день принятия решения об его учреждении, другими ресурсами, необходимыми для выполнения своих операций и будет способен обеспечить их сохранность. Кроме того, следовало предоставить документы, подтверждающие высокий уровень профобразования персонала, претендующего на руководство банка.
Банки с участием государственного капитала могли создаваться и ликвидироваться по указу Совета министров, но с учетом мнения Президента НБП. Государственно-кооперативные банки создавались решением Совета министров по согласованию с Основным кооперативным советом и с учетом мнения Президента НБП. Для создания акционерных и кооперативных банков требовалось согласие Президента НБП. Для открытия на территории Польши филиала или представительства иностранного банка требовалось разрешение министра финансов и положительное мнение на сей счет Президента НБП.
При учреждении банка в форме акционерного общества или же кооперативного банка существует ряд требований.
Так, акционеры обязаны получить разрешение Комиссии банковского надзора. Существуют четыре обязательных требования для их учреждения, являющиеся общими для всех стран Европейского Союза. Прежде всего, они касаются соответствующего уровня собственного капитала, который должен составлять эквивалент 5 млн евро5 в злотых по курсу Национального банка в день принятия решения об учреждении банка, относительно кооперативных банков минимальный уровень капитала составляет 1 млн евро6. Кооперативные банки, которые на 1 января 1998 г. не исполняли требований по минимальному уровню капитала, получили временную отсрочку до конца 2010 г., они обязаны поэтапно увеличивать акционерный капитал. В целом был принят эластичный подход к определению судьбы банка, исходя из уровня собственного капитала, в зависимости от типа деятельности конкретного банка, которой он планирует заниматься, и от размеров запланированной деятельности.
Относительно собственного капитала введены следующие ограничения:
— первое заключается в запрете одному акционеру осуществлять денежные взносы, превышающие половину уставного капитала банка;
— второе касается соблюдения пропорции между размером денежных и неденежных взносов: последние не могут превышать 15 % общего уставного капитала;
— третье запрещает создавать уставный капитал на средства, полученные в кредит или по займу, а также средства, происхождение которых не подтверждено документально.
Второе требование к акционерам при создании банка заключается в том, что обязательно разработать и представить в Комиссию банковского надзора план деятельности банка минимум на три года.
Высокие требования к соответствию уровня специальной подготовленности руководителей и персонала банка. Так, минимум два члена правления должны иметь профессиональное образование и опыт работы в банковской сфере не менее 10 лет, а также ряд иных персональных требований к акционерам и кандидатам на должность членов правления.
Еще одно обязательное требование касается непосредственно помещения банка и наличия хранилища, обеспечивающего сбережение денежных средств и иных ценностей и оборудованное необходимыми техническими средствами.
Действующее законодательство позволяет представительствам иностранных банков, их филиалам и кредитным учреждениям открывать и осуществлять деятельность на территории Польши. Согласно банковскому законодательству к иностранным банкам относятся банки, которые зарегистрированы за границами Польши на территории страны, которая не принадлежит к Европейскому Союзу. Кредитными учреждениями являются субъекты, зарегистрированные в одной из стран Европейского Союза, которые занимаются, прежде всего, депозитной и кредитной деятельностью. Для создания филиала или представительства требуется соответствующее разрешение Комиссии банковского надзора в ответ на заявку заинтересованного банка. Филиал иностранного банка должен функционировать в соответствии с утвержденным уставом, вести отдельную бухгалтерию на польском языке. Кроме того, филиал должен именоваться в соответствии с «материнским» названием, но оно должно быть переведено на польский язык, с соблюдением правовой формы, подтверждающей идентичность польского и «материнского» названий.
Деятельность коммерческих банков в Польше основывается на принципах самостоятельности банков, самофинансирования, универсальности и подчинения банков внутреннему контролю и банковскому надзору. Действующее законодательство ограничивает вмешательство кого-либо в принятие решений и ведения дел банками. Объем полномочий министра финансов и Совета министров четко очерчен и сведен к минимуму. Очевидно, что банки взаимодействуют с правительством в реализации экономической политики страны. Однако согласно закону никто не может принуждать банки к такому взаимодействию. Отношения с НБП, учитывая его полномочия, строятся на его возможности влиять на деятельность банков экономическими инструментами. Таким образом, административно-правовое воздействие допускается только в порядке исключения.
Согласно банковскому законодательству вмешательство в деятельность банков почти исключено. Принцип самофинансирования реализуется через обязанность польских банков полностью покрывать свои расходы на осуществление текущей деятельности, на развитие, на исполнение обязательств перед бюджетом только за счет собственных и привлеченных средств. В действующем законодательстве четко изложен порядок использования прибыли на нужды самофинансирования.
Принцип универсальности деятельности банков обеспечивает их широкую активность в территориальном и отраслевом разрезе экономики страны. Универсальность банковской системы проявляется и в том, что для всех банков установлены одинаковые условия ведения разных видов банковской деятельности. Продекларирована свобода клиентов в выборе банка и банков в выборе клиента. Согласно банковскому законодательству деятельность коммерческих банков подчинена внутреннему контролю и банковскому надзору. Утвержденное 1 января 1998 г.7 правовое обязательство предусматривает создание в каждом банке подразделения внутреннего контроля по двум главным направлениям их деятельности: проверка законности и правильности деятельности банка и проверка правильности и точности составления отчетов и информации. Подчеркивая особый статус деятельности системы внутреннего контроля, законодательство рассматривает его как инструмент обеспечения безопасного и четкого функционирования каждого банка и, следовательно, всей банковской системы Польши в целом.
Законодательно определено создание Банковского совета как координирующего, совещательного и консультационного органа банков. Совет состоит из Президента НБП, его заместителя, президентов 14 перечисленных в Законе банков и их представителей, представителя Министерства финансов и представителя Центрального планового ведомства. Банковский совет определил три формы банковской деятельности:
1) банковские операции, которые могут осуществляться только банками;
2) банковские операции, которые могут осуществляться не только банковскими кредитными организациями;
3) другие операции.
В соответствии с банковским законодательством надзор за деятельностью банков, их филиалов и представительств иностранных банков стал одной из функций НБП. Для выполнения указанных задач в 1989 г. В структуре НБП был создан Отдел по банковскому надзору, который в 1990 гг. был переименован в Генеральную инспекцию по банковскому надзору (далее — ГИБН), осуществляемый НБП банковский надзор должен был гарантировать сохранение в банках вкладов и депозитов, соблюдение действующего законодательства во взаимоотношениях учредителей банков как с юридическими, так и с физическими лицами.
Закон «Банковское право» определял порядок создания и работы кредитных организаций иных организационно правовых форм. Так же, с 1 января 1998 г. вступил в силу Закон «Об ипотечных ценных бумагах и ипотечных банках»8. Он предусматривал порядок организации и функционирования ипотечных банков, надзора за их деятельностью, связанной с эмиссией, продажей и погашением ипотечных ценных бумаг. Ипотечные банки могли создаваться только в форме акционерных банков.
Следует отметить, что законодательное право непрерывно совершенствовалось. В 1997 г. положения Закона «Банковское право» было существенно изменено и дополнено. Так, были расширены и уточнены основные понятия области банковского дела, издано положение об осуществлении банковских операций. Были расширены права акционерных банков по созданию банковских групп, внесены серьезные изменения
в область банковского надзора. Последний стал осуществляться Комиссией по банковскому надзору (далее — КБН), а ГИБН стала исполнительным органом Комиссии, оставаясь подразделением Национального банка Польши. Было уточнено положение о взаимодействии Комиссии по банковскому надзору с иностранными надзорными институтами и другими надзорными органами отдельных институтов финансового рынка. В результате: для открытия акционерного и кооперативного банка стало достаточным получение учредителями разрешения от Комиссии по банковскому надзору при одобрении министра финансов. Государственный банк мог быть создан по Указу Совета министров. Для принятия такого решения требовалось представление Государственного казначейства и согласие Комиссии по банковскому надзору. Перечень видов деятельности, осуществляемых в рамках надзора, был изменен. Аудиторы, имевшие сертификаты, которые отвечали требованиям Закона «О сертифицированных аудиторах», в соответствии с новыми положениями этого Закона, имели право проверять отчетность банков в рамках банковского надзора. Был расширен список мер, применяемых к отдельным банкам в рамках банковского надзора. Например, Комиссия по банковскому надзору имела право настоять на прекращении выплат из чистой прибыли и запретить открывать дополнительные офисы, отозвать членов правления банка, применить к ним финансовые штрафы в сумме, равной трехмесячной оплате труда. Были также существенно расширены и детализированы процедуры восстановления и ликвидации банков.
Новое банковское законодательство, вступившее в силу в январе 1998 г., было в большой степени соотнесено с требованиями Евросоюза и его стандартов. Однако анализ практики свидетельствует, что в конце
90-х годов часть принятых законов банковского регулирования не была полностью исполнена, принятые в законе процедуры не полностью отражали изменения, произошедшие на рынке банковских услуг. Например, в законодательстве не были учтены проблемы, связанные с использованием информационных технологий. Еврокомиссия, изучавшая польское законодательство, действующее на тот момент, отметила высокое соответствие Закона «Банковское право» стандартам ЕС, в частности Директиве 2000/^ЖС Однако комиссией было отмечено и большое число расхождений и несоответствий с положениями Директивы. Это послужило основной причиной для внесения поправок в действующий в Польше Закон «Банковское право».
С 2001 г. была внедрена система формирования отчетности и предоставление ее на электронных носителях; введено обращение электронных денег. Комиссия по банковскому надзору стала контролировать операции с ценными бумагами, банковскими акциями; создание банков и открытие филиалов за границей, порядок открытия и функционирования филиалов иностранных банков в Польше. Были изменены и дополнены правила формирования собственных активов банков и норм за их контролем; приведены в соответствие с требованиями ЕС нормы консолидированного надзора, международных переводов, взаимных зачетов требований в случае неплатежеспособности, потребительского кредита, вопросов о сотрудничестве и обмене информацией с региональными отделениями финансового надзора и иностранными агентствами банковского надзора.
При внесении дополнений и изменений в банковское право Польши были также учтены основные положения Директивы Европейского Парламента и Совета 97/5/ЕС 1997 г. и 98/26/ЕС 1998 г., которые определяют правила международных переводов, регулируют работу платежных систем и систем расчетов по операциям с ценными бумагами. Поправки к закону вводились постепенно, в четыре этапа, и завершились в момент вхождения Польши в ЕС.
Предоставление кредитным институтам стран ЕС права осуществлять операции в соответствии с перечнем, определенным Приложением I к Директиве 2000/12/ЕС, явилось одной из определяющих поправок к Закону «Банковское право» Польши. И это при том условии, что Польша до вступления в ЕС выполнила ряд положений Директивы Европейского Парламента, введя его нормы в свое законодательство. Например, открытие банка или создание банком филиальной сети за границей стало возможным только при согласии Комиссии по банковскому надзору, а не как раньше — с разрешения Министерства финансов и с учетом мнения КБН. Прежний порядок был связан с обязательствами Польши, принятыми ею еще до вступления в ЕС по полной либерализации движения капитала. После вступления Польши в ЕС для создания нового кредитного учреждения, как уже указывалось, требовалось только письменное согласие Комиссии по банковскому надзору, которая в течение трех месяцев извещала об этом соответствующий надзорный орган иной страны. Не существует в Польше и законных препятствий для создания иностранцами акционерных банков, или для открытия филиала иностранного банка, или его представительства.
Однако Комиссию по банковскому надзору обязали предоставлять информацию Европейской Комиссии, а в определенных случаях высказывать свое мнение соответствующим надзорным органам стран ЕС, относительно согласия или отказа в создании какого-либо банка. Закон также предусматривает положения о надзоре за филиалами кредитных институтов, осуществляющих свою деятельность на территории Польши. Таким образом, принятые к закону поправки были направлены на обеспечение стабильности финансовой системы страны при угрозе возникновения банкротств крупных финансовых институтов, играющих все большую роль в экономике Польши.
До принятия последних изменений в Закон «Банковское право» в Польше не существовало законодательной базы, которая бы регулировала консолидированный банковский надзор в соответствии с
Директивой 2000/12/ЕС. Частично положения, касающиеся банковского надзора, входили в законы «Банковское право» и «О бухгалтерском деле», а также в ряд нормативных актов Комиссии по банковскому надзору. Полного отражения требований Директив ЕС не было. Вновь принятые положения ввели абсолютно новые категории «консолидированного надзора», применимого к региональным банкам, являющимся дочерними относительно польских и иностранных банков, кредитных или финансовых институтов или организаций, оказывающих вспомогательные банковские услуги. Было введено требование, согласно которому для осуществления консолидированного надзора необходимо, чтобы банк имел так называемые «закрытые связи», определенные законом, с другими частными структурами и осуществлял свою деятельность в рамках финансовой группы или группы со смешанной деятельностью. Осуществление консолидированного надзора не исключает сопредельные положения Закона «Банковское право», которые регулируют деятельность банка как обособленного объекта надзора. Соответственно введение в Закон «Банковское право» положений о консолидированном надзоре не только обеспечило полное соответствие Директиве ЕС, но и увеличило уровень безопасности и стабильности польского банковского сектора.
Работа над совершенствованием законодательной базы и соотнесением ее положений с Директивами ЕС ведется непрерывно. Так, очередные поправки к Закону «Банковское право» касаются регулирования аутсорсинга и секьюритизации банковских обязательств, принятия Закона «Об электронной подписи» и Кодекса коммерческих взаимоотношений, соотнесение всех изменений и поправок в Законе с уже действующими законами
и Гражданским кодексом.
Недавно были внесены изменения и в Закон «О Национальном банке Польши»9. Главная цель законодателей заключается в стремлении полностью учесть требования стандартов ЕС, нормативных актов Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского центрального банка (ЕЦБ), в частности в области институциональной, персональной и финансовой независимости Национального банка Польши. В то же время ряд положений ЕС невозможно было напрямую ввести в Польше, так как они вступали в противоречие с Конституцией страны. В таких случаях прибегали к структурным изменениям органов управления Национального банка Польши. Так, например, было изменено положение о капитале НБП, предусмотрено упразднение специальных фондов НБП и иных специальных фондов, для которых ежегодно с Министерством финансов согласовывались суммы отчислений. Предложения по вопросам денежных фондов для премий и дополнительных выплат сотрудникам НБП теперь будут утверждаться в ежегодном бюджете, одобренном Советом денежной политики. Порядок использования фонда социальной помощи закреплен в отдельных нормативных актах. Серьезные изменения затронули порядок ведения бухгалтерского учета НБП, он был приведен в соответствие с нормами и стандартами Европейской системы центральных банков. В соответствии с ними календарный год будет считаться отчетным годом. Кроме того, введены положения, регламентирующие обязательные ежегодные проверки, осуществляемые внешним аудитором, который будет избираться решением Совета денежной политики, ранее комиссия по аудиту избиралась Советом министров. Однако за Советом министров сохранилась обязанность по одобрению ежегодных отчетов Национального банка Польши.
Подписав Европейское соглашение о создании ассоциации по противодействию отмыванию доходов, Польша была вынуждена внести поправки в банковское законодательство по противодействию отмыванию доходов, полученных незаконным путем, в соответствии с Директивой ЕС. Согласно Закону «О противодействии отмыванию денежных средств, полученных незаконным путем, и противодействии финансовому терроризму», принятому в 2000 г., была разработана методика борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также действия правительственных органов в этом направлении. В соответствии с этим законом Министр финансов является ответственным за предоставление финансовой информации. Также учреждена должность Генерального инспектора по финансовой информации как координатора взаимодействия с Министерством финансов и представителями Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел и Министерства обороны. Основные обязанности Генерального инспектора по финансовой информации заключаются в следующем: сбор, обработка и анализ финансовой информации, а также принятие мер по противодействию отмыванию денежных средств. После возросшей угрозы терроризма в обязанности Генерального инспектора стало входить противодействие финансированию терроризма. В соответствии с законом в его обязанности включается также проверка банков, филиалов иностранных банков, брокерских компаний, дилерских компаний, страховых компаний, паевых инвестиционных фондов, игровых заведений, нотариусов и агентств недвижимости. Закон предписывает осуществлять проверку каждой операции, валовой объем которой равен или эквивалентен 15 000 евро10. Если существует подозрение в незаконности источников происхождения денежных средств, то проверки распространяются на все операции независимо от суммы. Положения закона обязывают все финансовые учреждения страны создавать специальные отделы внутреннего отслеживания подобных операций.
Принятие Закона «О потребительском кредите» также было продиктовано необходимостью сближения польских нормативных актов с соответствующей Директивой ЕС. Существовавшие до принятия Закона «О потребительском кредите» положения, касающиеся кредитования, носили фрагментарный характер. Закон, вступивший в силу в 2002 г., привел польское законодательство в соответствие с Директивой ЕС и дополнил уже существующее законодательство. Он определил порядок оформления договоров потребительского
кредита и ввел положения, защищающие интересы потребителей. В соответствии с Директивой ЕС принятым Законом были введены понятия «потребительский кредит» и «договор потребительского кредита». Кроме того, были определены не только кредитные взаимоотношения потребителей с банками, но и все финансовые взаимоотношения с финансовыми учреждениями потребителей и продавцов. Закон в равной степени определил основы для взаимоотношений не только в части оптовой и розничной торговли, но и в части деятельности кооперативных кредитных союзов. Закон определил объем информации, которую кредитор обязан сообщить будущему заемщику. Любое упущение в этом отношении может повлечь за собой возврат кредита без выплаты процентов и немедленное возникновение права заемщика подать в суд на кредитора. Кредитор предоставляет заемщику право досрочного погашения кредита, а также разрыва соглашения в течение 3 дней с момента его подписания. И напротив, кредитор вправе потребовать досрочного возврата кредита и разрыва договорных отношений в случае возникновения двух просрочек по платежам заемщика.
С 2002 г. вступил в силу Закон «Об обмене иностранной валюты». Он отменил большинство предыдущих запретов на торговлю иностранной валютой и привел польское законодательство в соответствие с положениями ЕС. Закон устранил конверсионные запреты, отменил какие-либо ограничения на движение капитала и осуществление расчетов между Польшей и странами ЕС, которые производятся вне рамок Европейского соглашения.
Основные законы, определяющие деятельность банковского сектора Польши, дополняются также другими нормативными актами, такими как: Кодекс коммерческих компаний, Гражданский кодекс, Закон о кооперативном праве, Закон о публичной торговле ценными бумагами и доверительных фондах.
Таким образом, начиная с 1989 г. и по настоящее время законодательная база польского банковского права претерпела значительные изменения. Можно выделить несколько этапов этих преобразований, каждый из которых сопровождался последовательными изменениями законодательных основ, регулирующих функционирование банковского сектора Польши. В таблице, разработанной автором, проведен сравнительный анализ соответствующих трансформационных этапов в России и Польше.
Таблица
Сравнительные характеристики законодательных преобразований и этапов развития банковских систем России и Польши в период трансформации
№ Период Польша Россия
преобразовали й Основные законодательные акты Характеристика этапа Основные законодательные акты Характеристика этапа
1 1989-1992 гг. «Банковское право», «О НБП» и поправки к ним Определение основ правового статуса и принципов функционирования НБП; Создание юридической основы деятельности коммерческих банков, в том числе процедуры их создания, организации деятельности, ликвидации и банкротства «О кооперации в СССР», 1988 г. «О банках и банковской деятельности», 1990 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», 1990 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», 1992 г. Создана правовая основа для создания коммерческих банков. Юридически закреплен перечень банковских операций, порядок лицензирования, государственной регистрации и ликвидации. Деятельность банков, отчетность и взаимодействие с Банком России. Определены основы правового статуса и принципов функционирования Банка России. Создана юридическая основа для валютного регулирования, введен ВК
Окончание табл.
№ Период Польша Россия
преобразовали й Основные Характеристика этапа Основные Характеристика этапа
законодательные акты законодательные акты
2 1992-1997 гг. «О Усиление финансового «О рынке ценных Введены основные
реструктуризации положения банков и бумаг», 1996 г. понятия в области
предприятий и реструктуризация их «О порядке ценных бумаг,
банков», портфелей. регулирования определены основные
«Об изменениях в Повышение деятельности виды профессиональной
организации и эффективности банков», № 1, деятельности на рынке
функционировании функционирования 1997 г. ценных бумаг.
кооперативного кооперативного «Об организации Определены нормативы
механизма», банковского сектора. внутреннего достаточности
«О БГФ», Создание системы контроля в банках», собственных средств и
«Об объединениях и страхования банковских 1997 г. нормативов
консолидации вкладов. ликвидности банка.
некоторых Введение Организация в банках
акционерных законодательной системы внутреннего
банков» основы для создания и функционирования банковских групп. контроля.
3 1997-1999 гг. «Банковское право», Преобразование права в «О методике расчета Порядок расчета
«О НБП» и соответствии с собственных собственных средств
поправки к ним, требованиями средств (капитала) (капитала) банка
«Об ипотечных законодательства ЕС. кредитных
ценных бумагах и Определение организаций», 1998
ипотечных банках» принципов создания, организации и функционирования ипотечных банков. г.
4 2000 г. Поправки к законам Внесение изменений в «О противодействии Определен перечень
и по «Банковское право» законодательную базу в легализации операций, относящихся
настоящее и «О НБП», связи с (отмыванию) к операциям по
время «О деятельности преобразованиями доходов, легализации
кооперативных права Сообщества и полученных преступных доходов
банков, их вступлением в ЕС. преступным путем, или финансированию
объединений и Усиление и финансированию терроризма.
аффилирующих кооперативного терроризма», 2001 г. Внесены изменения в
банков», банковского сектора за Поправка к Закону права и функции Банка
«О противодействии счет объединений и «О Центральном России в соответствии с
отмыванию концентрации капитала. банке Российской изменением
денежных средств, Создание Федерации (Банке экономической
возникших законодательной базы России)», 2002 г. ситуации.
нелегальным или деятельности банков в «О страховании Защита прав и законных
нечестным путем, и области вкладов физических интересов вкладчиков
противодействии потребительского лиц в банках банков.
финансовому кредитования. Российской Определен порядок
терроризму», «О Федерации», 2003 г. создания и
потребительском «О кредитных функционирования
кредите», «Об историях», 2004 г. бюро кредитных
обмене иностранной «О банке развития», историй, а также
валюты» 2007 г. центрального каталога кредитных историй. Создание Банка развития и обеспечение повышения конкурентоспособности экономики РФ.
Произведя сравнительный анализ трансформации банковского законодательства России и Польши, можно прийти к выводу, что начальные этапы преобразований идентичны, но по мере развития процесса перехода экономик к рынку резче выявляются различия. Польша стремится максимально приблизить свое законодательство к правовым нормам ЕС, Россия трансформирует законы, прежде всего с учетом внутриэкономических изменений, хотя, несомненно, стремится учитывать европейские стандарты. Можно выделить общие черты развития, присущие банковскому законодательству обеих стран на различных этапах трансформации. На начальном этапе перехода к рынку это:
— несоответствие правовых норм экономической ситуации в стране;
— отставание законодательной базы от стремительно изменяющейся экономической ситуации в стране;
— реструктуризация банковского права была начата с Закона «О финансовом преобразовании предприятий и банков», в России — «О предоставлении прав предприятиям и хозяйствующим субъектам» в 1988 г. В обоих Законах содержались подобные положения, относящиеся ко всем сферам деятельности банковского сектора.
Впоследствии законодательная база детализировалась и расширялась и в РФ и в Польше. В обеих странах были приняты базовые законы, кардинально изменяющие ранее действующую законодательную базу. Последующее приведение базовых законов в соответствие с новыми экономическими условиями, непрерывная их доработка путем принятия дополнений и изменений к ним. Поэтапное приведение национальной законодательной базы в соответствие с требованиями Евросоюза.
В действующем польском законодательстве большое внимание уделяется банковскому надзору, ему законодательно дано право вмешиваться в сферу деятельности банков, чтобы в правовом порядке обеспечить законное и безопасное их функционирование, заключающееся в безопасности хранения денежных средств, накопленных на банковских счетах, и обеспечение законности деятельности банков.
Комиссия банковского надзора осуществляет надзор как за национальными банками и кредитными учреждениями, так и за филиалами и представительствами иностранных банков. Безопасность функционирования банков Комиссия определяет путем проверки соблюдения норм безопасности, оценивает экономическое состояние банков. Эффективность банковского надзора предполагает постоянную проверку принципов организации банковского надзора, их уточнение11. Комиссия также исполняет функции распорядительного органа. Все эти функции Комиссия выполняет с помощью своего исполнительного органа — Генеральной инспекции банковского надзора. К главным инструментам Комиссии, которые она может применять в случае нарушения банками установленных норм, относятся: рекомендации, распоряжения и санкции, применяемые как против банка, так и членов правления.
Согласно банковскому законодательству, банки обязаны поддерживать собственную ликвидность, гарантировать безопасность вкладов, соблюдать банковскую тайну, противодействовать «отмыванию денег» и финансированию терроризма. Кроме того, соблюдать принцип равного отношения ко всем клиентам, открытость и публичность информации о процентных ставках банка по депозитам, кредитам и денежным займам, тарифам, составе правления и наблюдательного совета, а также публиковать сведения о балансе банка и аудиторское заключение за последний финансовый период.
Польские правовые стандарты к моменту вступления в Евросоюз в наибольшей степени отвечали европейским нормам в: организационной структуре и функциях банковской системы, порядке и принципах учреждения банков, организации и основах функционирования банковского надзора, а также системе пруденциальных норм. Кроме того, структура НБП была приведена в соответствие решениям Европейского Центрального банка и его уставу. Согласно требованиям ЕЦБ Национальному банку Польши и его коллегиальным органам (Совету денежной политики и Комиссии банковского надзора) было делегировано право принятия решений по вопросам формирования денежной политики и определения процедур надзора за безопасностью.
Проанализировав действующее банковское законодательство Польши, можно сделать вывод, что его главной особенностью является возможность банков, созданных в различных организационно-правовых формах, вести свою деятельность на основе одних и тех же принципов, сформированных в полном соответствии с нормами Европейской системы центральных банков. И если сегодня можно говорить о проблемах, сдерживающих развитие польского банковского сектора, то они лежат в области организационных структур банковского сектора, нехватки технического оснащения и недостаточности национального капитала в банковской сфере, а не в области законодательного права.
ЛИТЕРАТУРА
1 Ковзанадзе И. Особенности развития банковских систем бывших социалистических стран // Вопросы экономики, 2004, № 5.
2 Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. — М.: Мысль, 2003.
3 http://www.nbp.pl
4 Там же.
5 http//www.nbp.pl
6 Там же.
7 Gliniecka J., Harasimowicz J. Zaszdy polskego prawa bankowego I dewizowego. Bydgoszcz, 2005.
8 Ibid.
9 http//www.nbp.pl
10 http//www.nbp.pl
11 Dzielinski M. Miesiecznik finansowy "BANK", Jakie nadzorowanie?, 2007.