Научная статья на тему 'Банковская система Польши: исторические аспекты развития, современная структура и особенности функционирования'

Банковская система Польши: исторические аспекты развития, современная структура и особенности функционирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2051
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лебедева Марина Евгеньевна

The article analyzes the results of the transformation carried out in the banking system of Poland, studies the consequences of arrival of western capital into the system and the expansion of its presence. The author compares the banking systems of Russia and Poland, identifies the similarities and major differences between the processes which take place there in order to examine the potential situation which could develop in the Russian banking sector in case it becomes easily accessible foreign capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The banking system of Poland: historical perspective on its development, its modern structure and the specifics of its functioning

The article analyzes the results of the transformation carried out in the banking system of Poland, studies the consequences of arrival of western capital into the system and the expansion of its presence. The author compares the banking systems of Russia and Poland, identifies the similarities and major differences between the processes which take place there in order to examine the potential situation which could develop in the Russian banking sector in case it becomes easily accessible foreign capital.

Текст научной работы на тему «Банковская система Польши: исторические аспекты развития, современная структура и особенности функционирования»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

М. Е. ЛЕБЕДЕВА*

, Марина Евгеньевна ЛЕБЕДЕВА — кандидат экономических наук, доцент кафедры банковского дела СПбГУЭФ.

Закончила ЛФЭИ, факультет финансов и кредита. Автор 39 научных публикаций.

Область научных интересов — международные операции российских банков, международное банковское и контрактное право, банковское дело России и стран постсоциалистического развития.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ПОЛЬШИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННАЯ СТРУКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

Последние несколько лет широко обсуждается проблема вступления России в ВТО. Одним из основных вопросов, препятствующих этому, является лимитированность допуска иностранных кредитных организаций в банковскую систему РФ. Обсуждение ведется в экономической литературе, затрагивается политиками самого высокого уровня. Например, бывший министр экономического развития и торговли Г. Греф, долгое время занимавшийся этой проблемой, неоднократно в своих выступлениях отмечал, что «допуск филиалов иностранных банков ... это один из самых сложных и болезненных вопросов на переговорах по вступлению в ВТО между РФ и США». При этом только с начала 2007 г. доля иностранного капитала в общем капитале банковской системы России увеличилась на 2 % и составила 18 %'.

Мнение российских ученых-экономистов различно, ода и считают необходимым использование лимитов, ограничивающих присутствие иностранных кредитных организаций в банковской системе РФ, до того момента, пока российские банки не станут полностью конкурентоспособными. Другие придерживаются мнения о необходимости отмены каких-либо лимитов и предоставлении свободного доступа в банковский сектор России иностранных банков. Для возможности построения более полного системного прогноза целесообразно использовать исторический опыт развития, анализ современной структуры и учет особенностей функционирования банковской системы Польши, открывшей доступ в банковский сектор иностранным кредитным организациям.

Банковская система Польши имеет длительную историю. Первые документальные упоминания о наличии банковских институтов на территории Польши относятся к XV! в., дальнейшая их история неразрывно связана с политическими, экономическими и социальными преобразованиями в стране.

Анализируя процесс зарождения, формирования и развития банковской системы Польши, можно условно выделить несколько этапов ее становления и дальнейшего развития, с целью изучения общих черт и особенностей, характерных для всех стран постсоциалистического пространства. Так, первый этап относится к XVI в. Тогда появились так называемые «набожные» банки, их создателем явился католический костел. Основной целью таких банков было не получение прибыли, а борьба с ростовщичеством, которое практически поработило польскую шляхту и этим мешало экономическому развитию страны, а следовательно, и снижало доходы косте-№. Назвать полноценными польские банки того периода трудно, так как на первых порах они предоставляли только беспроцентные кредиты, которые не всегда были обеспечены залогом, кроме того, банки не осушествля-

© М. Е. Лебедева, 2007

68

M. E. Лебедева

ли никакой иной деятельности. Однако позже они были вынуждены ввести процент за кредит, но он был крайне низким и кредиты выдавались на длительные сроки.

Второй этап можно отнести к периоду раздела Польши. Он включает в себя длительный исторический отрезок с 1795 по 1914 г. С утратой независимости Польша утратила и единую банковскую систему. После раздела Польши на одной части территории большое влияние оказывали традиции и принципы организации банковского дела Российской империи, на другой — Германии, на третьей — Австрии. На российских землях банковский сектор был наиболее развит. Так, из 29 банков к 1912 г. 12 было на российских землях, 10 — на австрийских и 7 — на прусских землях. При этом 4 крупнейших банка находились на российских землях, а собственный капитал всех банков на российских землях составлял 500 млн злотых, тогда как на австрийских и прусских землях он совокупно составлял только 219 млн злотых (158 млн злотых и 61 млн злотых соответственно)2. Первая мировая война изменила карту Европы, и банковская система Польши была преобразована в очередной раз.

Третий этап относится к периоду И Речи Посполитой — это период с 1918 по 1939 г. За данный период была восстановлена единая банковская система Польши, которая опиралась на вновь созданное банковское законодательство. Законодательство было сборным и складывалось из российского подхода к принципу формирования кредиторской задолженности банка и ее соотношением к собственному капиталу и созданных по прусско-арстрийскому принципу коммунальных сберегательных касс, которые ранее действовали только на австрийских и прусских землях.

Эта объединенная система распространялась на всю территорию Польши. Однако необходимо отметить, что доминирующим принципом организации банковской системы в тот период была немецкая модель. Кроме того, в банковском секторе значительно возросла доля частного иностранного капитала по сравнению с 1914 г.

В 1931 г. банковская система пережила кризис, который повлек разорение частных банков и спровоцировал мощный отток иностранного капитала из страны. В посткризисный период в банковском секторе страны ведущую роль стали играть государственные банки, и в Польше начался новый этап трансформации банковской системы, но уже по английской модели.

В структуру банковской системы Польши перед Второй мировой войной входили, кроме Центрального банка Польши, еще 4 других больших государственных банка, 27 частных банков в форме акционерных обществ (в том числе 4 иностранных), 28 банковских домов, 19 кредитных товариществ, 333 коммунальные сберегательные кассы, 975 гминных (районных) сберегательно-кредитных касс и 5597 кредитных кооперативов . Полностью перестроить всю банковскую систему по английской модели не удалось из-за начавшейся Второй мировой войны. В период немецкой оккупации польская банковская система была ликвидирована. Все банковские операции производились только через отделения немецких банков, в штате которых работали подданные Германии или фольксдойч.

Четвертый, очередной, этап восстановления, преобразования и развития банковской системы относится к 1945 г. Он продлился до 1986 г. Этот период можно охарактеризовать как период восстановления национальной банковской системы, ориентированной на социалистическое ведение экономики.

Пятый этап — предтеча современного этапа в развитии банковской системы Польши, который сыграл важную роль в процессе ее трансформации и создание современной структуры. Первые изменения в банковской системе начались в 1981 г. с введения выборной должности Председателя Национального банка Польши (далее по тексту — НБП), который до этого назначался правительством. На Председателя НБП была возложена ответственность за денежно-кредитную политику страны. В этот период создается консультационный орган — Совет банков, также возглавляемый Председателем НБП. Одновременно появляется правовая возможность создания акционерных банков, что уничтожило монополию государственных банков в Польше.

Однако фактически ничего не изменялось в банковском секторе до 1986 г. Кардинальные перемены наступили в том же году, когда начался процесс расширения сети коммерческих банков и возвращение НБП роли «банка банков», тогда же был создан Bank Razwoju Eksportu (Банк развития экспорта), главной задачей которого была аккумуляция валютных средств. Реформа банковского сектора была признана важной составляющей экономической реформы. Основным направлением банковской реформы было создание двухуровневой банковской системы. Экономические субъекты, физические и юридические лица получили полную свободу выбора банка, а отношения с банками строились на договорной основе. Были созданы условия для конкуренции между банками, смягчены условия вхождения в банковский сектор, созданы возможности образования новых банков в форме акционерных обществ, как для польских, так и для иностранных субъектов рынка. В этот период был осуществлен переход от административных мер регулирования к экономическим методам. Эти процессы в польской банковской системе пересекаются и по временному периоду, и по существу осуществляемых операций с аналогичными процессами в России. Проведенная в 1989 г. либерализация валютного законодательства привела к свободному хождению иностранной валюты в стране и созданию широкой сети валюто-обменных пунктов.

Финальной частью этого этапа реформы в Польше было принятие в январе 1989 г. двух законов: Закона «Банковское право» и Закона «О Национальном банке Польши». Либерализация принципов банковского права

упрощала создание новых банков и, тем самым, усиливала развитие межбанковской конкуренции, НБП был снабжен инструментами действия центрального банка — банковским надзором и правом определения обязательных резервов. В Законе были также предусмотрены способы ликвидации и ведения процессов банкротства банков.

Шестой этап в развитии банковской системы Польши относится к 1989-1992 гг. Это наиболее важный, переломный период в развитии современной банковской системы Польши. Начало перестройки кредитно-финансовой системы на рыночные принципы было начато 1 февраля 1989 г., когда из системы Национального банка Польши выделились 9 региональных банков, создав тем самым основу для формирования двухуровневой нковской системы. Региональные банки стали осуществлять все банковские операции, присущие коммерче-нм банкам, в то время как на Национальный банк возлагались функции исключительно центрального банка. Лольше традиционно существовала система кооперативных банков, берущая начало еще с 1861 г., после не-одолжительного перерыва их работа была возобновлена в 1950 г.

Деятельность кооперативных банков ориентировалась, прежде всего, на кредитно-кассовое обслуживание 1ьскохозяйственных производителей в пределах одной гмины (самая мелкая территориальная единица Поль-I, в России это можно соотнести с районом). В 1975 г. кооперативными банками был учрежден Bank •spodarki Zywnosciowej как головной банк, уставный фонд которого на 46 % состоял из средств кооператив-х банков. Таким образом, Bank Gospodarki ZywnoSciowej стал центральным для более 1500 кооперативных яков. Однако с началом реформ банковской системы произошла определенная децентрализация системы коо-ративных банков Польши.

На начальном этапе становления двухуровневая банковская система включала в себя:

Национальный банк Польши (центральный банк);

6 коммерческих банков, которые были созданы до 1989 г., так называемые «старые банки»;

9 самостоятельных коммерческих банков, выделенных в феврале 1989 г. из структуры Национального банка шьши. Им была отдана структурная сеть, помещения и клиентская база НБП;

1650 кооперативных банков.

Национальный банк Польши, в соответствии с Законом от 1989 г., становится эмиссионным банком госу-рства, центральным кредитным институтом, центром валютных расчетов. НБП участвовал в разработке геализации экономической политики государства, прежде всего в укреплении польской национальной валю-. На начальном этапе он вел чрезвычайно широкую деятельность, не ограничиваясь только функциями, ха-ктерными для центрального банка, но по мере развития финансового рынка и банковской системы Нацио-льный банк Польши стал типичным центральным банком, деятельность которого в основном направлена на репление национальной валюты. В настоящее время к этому добавилась подготовка к введению на террито-и Польши евро. Этот период также стал переломным и в сфере выработки модели обеспечения экономики [>аны денежными ресурсами. Из двух основных моделей, сориентированных на фондовый рынок (англо-ериканской и европейско-континентальной), была выбрана вторая. Эта модель основана на доверии к банковому сектору, создании модели универсального банка, в то время как англо-американская отличается ориенти-ванием на биржу, в ней придается первостепенное значение выгодному размещению капитала и созданию ециализированных банков. Определение банковской модели, в основе которой лежит непосредственный кон-оль за хозяйствующими субъектами, свидетельствует о высокой доле банковского сектора в финансировании ономики страны. Эта модель, особенно на первом этапе развития, способствует смягчению, а иногда и устраняю недостатков в функционировании рыночных механизмов, концентрации операционной деятельности капитала, а, кроме того, она хорошо накладывается на польскую экономическую ментальность. Польша уже орой раз за последние 100 лет делает выбор в пользу «европейско-континентальной модели», для Польши это, ■ежде всего, «немецкой модели», основу которой составляет «универсальный банк». Однако необходимо отметь, что современная модель развития банковской системы Польши не досконально повторяет ранее уже дей-вовавшую в 1919-1939 гг. модель банковской системы.

Седьмой этап развития и перестройки банковской системы Польши относится к пику создания коммерче-их банков и приходится на 1993-2003 гг. с последующим резким снижением их числа. Это обстоятельство упадает по времени с аналогичными процессами в российском банковском секторе.

1 К 1993 г. в банковском секторе Польши сложилась кризисная ситуация, вызванная большой долей «плохих» едитов в общей задолженности нефинансового сектора, она составляла более 30%. Были приняты меры по ¡Всению многих банков, которые предусматривались в рамках закона о финансовой реструктуризации банков, ^результате многомиллиардных дотаций, увеличения собственного капитала банков и реструктуризации кре-|fOB доля общей задолженности нефинансового сектора была сокращена:

| в 1994 г. — до уровня 27,9 % во всей банковской системе, в том числе в коммерческих банках до уровня

г в 1995 г. — до уровня 20,4 % во всей банковской системе, в том числе в коммерческих банках до уровня |9%s;

70

М. Е. Лебедева

в 1996 г. — до уровня 12% во всей банковской системе, в том числе в коммерческих банках до уровня 13,2 %6.

В этот период значительно ухудшилась платежеспособность банков, так, в 1993-1994 г. коэффициент Кука менее 8 % был отмечен в 18 банках, а коэффициент ниже 0 — соответственно в 13 и 15 банках. Банковский надзор, который в тот период был отнесен к компетенции Центрального банка, ввел процедуры, устанавливающие зависимость предоставления кредитов, денежных займов от кредитоспособности клиента. Кроме того, было принято решение о создании резервов на покрытие «плохих» кредитов и формирование коэффициента платежеспособности на уровне не ниже 8 %.

Решение этой проблемы было возложено на Государственное казначейство и Национальный банк Польши. Среди действий, предпринятых этими структурами, можно выделить два основных направления. Первое — это изменение правовой базы в области банковского законодательства, позволившее кардинально трансформировать банковскую систему страны, второе — создание Фонда гарантии банковских вкладов (январь 1995 г.). Одновременно банковским надзором был санкционирован процесс слияния части вновь созданных и небольших коммерческих банков, включая кооперативные, с более крупными и финансово устойчивыми национальными и иностранными банками. Вхождение иностранных банков на польский рынок в значительной степени зависело от их намерения купить или присоединить банки, которые находились на грани банкротства. Иностранные инвесторы в период кризиса непосредственно участвовали в оздоровлении только четырех банков. Чаще применялась практика не покупки банка иностранным инвестором, а предоставления ему кредита на выгодных условиях. Это необыкновенно облегчило приход иностранного капитала в банковский сектор Польши. Относительно низкий курс злотого к доллару США в этот период также значительно ускорял и облегчал этот процесс.

В наибольшей мере на облик современного польского банковского сектора, заложенного в те годы, повлияла политика приватизации. «Среди альтернативных мер, которые необходимо было принять в первую очередь (консолидация или приватизация), предпочтение было отдано приватизации, несмотря на то, что суммарная стоимость собственного капитала и активов как коммерческих, так и кооперативных банков свидетельствовала о том, что сначала должна была быть проведена консолидация, а потом уже приватизация», — отмечает польский экономист Ромуальд Ханищ. У сторонников приватизации основным аргументом было то, что надзорные советы и правления банков в своей деятельности будут вынуждены руководствоваться, прежде всего, экономическими соображениями. Задача, которая должна была быть решена приватизацией, это — улучшение работы той части банковского сектора, которая определяла депозитную и кредитную политику банков и прежде всего из них, в которых основная доля акций принадлежала государству. Характеризуя ситуацию в банковском секторе на том этапе, можно сказать, что, несмотря на интенсивный рост количества банков в этот период, они были достаточно слабы, а совокупная их капитализация была недостаточной для того, чтобы способствовать развитию экономики страны. При этом процентные ставки были высокими, что является характерным признаком для переходных экономик. К тому же, вследствие высокой инфляции во всех странах Центральной и Восточной Европы, в том числе и в Польше, значение сбережений населения как одного из источников инвестиций существенно снизилось. Банкам приходилось продавать свои названия и наработанный годами имидж, а также клиентскую базу, и в сложившейся тогда экономической ситуации предпочтение прежде всего отдавалось иностранному капиталу. Этот период характеризуется хроническим бюджетным дефицитом, а также стремлением Правительства к увеличению притока валюты из-за рубежа на покрытие ежегодно увеличивающегося дефицита платежного баланса, эти обстоятельства привели к тому, что при приватизации польских банков предпочтение было отдано иностранным инвесторам. Однозначно оценить результаты приватизации трудно, так как задача выхода из банковского кризиса со сравнительно небольшими затратами, 3,2 % к ВВП была достигнута, но ценой этого стал приход в польский банковский сектор иностранного капитала и вследствие этого изменение структуры его собственности. Так, к концу 2003 г. в собственности у иностранных инвесторов находилось 60,6 % банковского сектора страны7. Для сравнительного анализа можно привести такие данные: в Италии доля иностранного капитала в банковском секторе составляет 3,5 %, в Германии — 4,5 %, в Голландии и Португалии — по 7 %, в Испании — 10 %, в Греции — 11,3 %. Наибольшую долю на начальном этапе приватизации имели голландские банки. Они составляли 32,53 %, в 2003 г. доля голландских инвесторов уменьшилась до 10,5 %. Участие немецких инвесторов составило 21,5 % в 1995 г. и 24,6 % в 2003 г. Их доля в капитале коммерческих банков колеблется, то увеличиваясь, то уменьшаясь, но не снижается ниже отметки чуть более 15 %. Значительный рост доли в иностранном капитале имели бельгийские инвесторы — с 0,65 % в 1995 г. до 12,16 % в 2003 г.8

Другой важной особенностью того периода, повлиявшей на последующее развитие системы, является процесс реструктуризации кредитных портфелей банков. Его невозможно ни по времени, ни по значимости отделить от процесса приватизации. В рамках реструктуризации банки получили финансовую поддержку, что позволило им увеличить собственный капитал. В 1993-1994 гг. на реструктуризацию было выдано из бюджета 4 млрд злотых9 в форме облигаций. Эти средства могли быть перечислены исключительно в государственные банки или акционерные банки, в которых государству принадлежало более чем 50% акций. Государство стремилось, сохранив устойчивость банков, стимулировать их к увеличению объемов кредитования экономики

страны в целом. Негативный опыт первых лет реформ и последствия банковского кризиса, вызванного в большей степени огромной долей «плохих» кредитов, выданных хозяйствующим субъектам, вынуждал банки воздерживаться от предоставления кредитов на хозяйственные цели. Подобный период был и в современной истории российских банков по времени и мотивации, почти точно совпадающим с аналогичным периодом в Польше. Сложившаяся ситуация сдерживала развитие экономики в целом. Для исправления положения польским правительством была разработана и предложена к внедрению модель трехуровневой структуры банковской системы. Предложенная модель выглядела следующим образом: первый уровень составлял Национальный банк, второй уровень — региональные банки и третий уровень отводился кооперативным банкам. Самые важные изменения касались принципов функционирования и задач, которые ставились перед кооперативными банками. Менялся масштаб их деятельности, причем как по разнообразности предоставления банковских услуг, так и по возможности обслуживать большие территории. Кооперативные банки того периода сравнимы с районными сберкассами того же периода в России. Тот же объем операций и территориальная принадлежность. Предполагалось, что действие кооперативных банков должны будут координировать региональные банки, которые являлись бы одновременно их головными конторами. Отношения между ними должны были регулироваться соответствующими соглашениями, в рамках которых головной банк должен был выполнять функции банковского надзора. Были определены сроки создания трехуровневой структуры, но практически ни одно из тех постановлений не было полностью реализовано. Цель не была достигнута, ситуация в экономике в целом и в банковском секторе в частности продолжала быть сложной. Необходимо подчеркнуть существование чрезвычайно большой суммы задолженности предприятий перед банками. Это вызывало необходимость реструктуризации кредитного портфеля банков с целью оздоровления всего кредитно-финансового сектора страны.

В феврале 1993 г. правительством Польши был принят Закон «О финансовой реструктуризации предприятий и банков», направленный на обеспечение погашения задолженностей предприятий, в том числе и путем замены долга на акции, после чего была предусмотрена возможность продажи акций частным субъектам, т. е. — приватизация организации должника. Банк — кредитор предприятия, одновременно ставший его владельцем, как правило, проводил довольно разумную политику в отношении своего должника, оказывая ему помощь в реструктуризации и всячески способствуя улучшению финансового положения хозяйствующего субъекта, с целью, в конечном итоге, вернуть долг. По этой же причине банки не спешили инициировать процедуру банкротства в отношении своих должников. В Польше удалось избежать возникшего в подобной ситуации в Чехии переплетения прав собственности; где банки создавали приватизационные фонды, которые, в свою очередь, становились акционерами своих учредителей, к тому же оказалось, что ряд предприятий-должников, являлись собственниками (акционерами) банков. Это вызвало сложное переплетение прав и обязанностей между субъектами и рост взаимных претензий. В Польше, как и в ряде других стран региона, использовалась двухступенчатая модель реструктуризации, которая предполагала на первоначальном этапе проведение реструктуризации банковского сектора, финансовое оздоровление банков путем их слияния, ужесточения правил кредитования, поддержку иностранных инвестиций в данный сектор экономики. На следующем этапе банки, как наиболее заинтересованные участники санации, должны были осуществлять необходимое финансовое оздоровление предприятий.

В 1994 г. было принято решение о введении гарантирования депозитов, согласно которому Председатель НБП был определен гарантом депозитов. Физическим лицам в случае банкротства банка гарантировался возврат депозитов в 100 % на суммы до 1000 ЭКЮ и 90 % на суммы от 1000 до 3000 ЭКЮ10.

В феврале 1995 г. начал действовать Банковский гарантийный фонд. Ему было предоставлено право деятельности, связанной с непосредственным гарантированием депозитов. Введение системы гарантирования депозитов, безусловно, повлияло на увеличение уровня устойчивости банковского сектора и ускорило ее реструктуризацию.

Большее количество частных коммерческих банков, столкнувшись с финансовыми проблемами, было выкуплено НБП, а впоследствии они были перепроданы новым инвесторам. Величина помощи из государственного бюджета в 1993-1995 гг. коммерческим банкам составила почти 538 млн злотых". Кроме того, были выделены средства из фондов НБП для поддержания частных кооперативных банков. Общая сумма помощи, предоставляемой НБП в течение 2 лет, составила 68,14 млн злотых1 . На протяжении последующих двух лет НБП также финансово поддерживал банковский сектор и выделил на эту цель около 126 млн злотых13. С 1994 г. НБП начал освобождать банки от создания обязательных резервов. На эти средства банки приобретали государственные ценные бумаги сроком на 15 лет и предлагали более высокие процентные ставки по депозитам, привлекая тем самым клиентов. Общие затраты, направленные на реструктуризацию банковского сектора, составили 5,9 млрд злотых14. Около 86 %15 этой суммы было выделено Государственным казначейством, доля Национального банка Польши составила около 11 %16. Меньше всего средств на управление кризисной ситуацией выделил Банковский гарантийный фонд, но это обстоятельство обусловлено временем его создания. Безусловно, реструктуризация и приватизация польского банковского сектора имели большое значение для формирования механизмов рыночной экономики и, в частности, в процессе смены форм собственности.

72

М. Е. Лебедева

В 2001 г. банковское законодательство было приведено в соответствие с директивой 2000/12/ЕС Европейского Парламента и Совета по вопросу организации и ведения деятельности кредитными учреждениями. Изменения касались:

— использования электронных носителей информации;

— введения электронных денег;

— введения консолидациониого надзора;

— изменения предписаний, касающихся сотрудничества и обмена информацией с внутренними органами финансового надзора и иностранными органами банковского надзора;

— осуществления совместных действий в случае неплатежеспособности и банкротства финансовых организаций;

— определения принципов организации и осуществления кредитной деятельности иностранных кредитных организаций на территории Польши и принципов организации и деятельности польских кредитных организаций на территории иных стран ЕС;

— введения предписаний, касающихся трансграничных переводов;

— расширения каталога санкций, применяемых Комиссией банковского надзора.

В этот же период был введен ряд определений в понятийный аппарат. Восьмой этап развития банковской системы Польши можно отнести к современному периоду, и его определяющими чертами является вступление Польши в Евросоюз и подготовка к переходу на евро. Современную структуру банковской системы Польши можно схематически представить следующим образом (схема 1).

СХЕМА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ ПОЛЬШИ

Уровень I

Совет денежной политики НБП Комитет банковского надзора

Государственные банки

Кооперативные банки

Коммерческие банки

Отделения и представительства иностранных банков

Польский капитал Иностранный капитал

Охарактеризуем все составляющие элементы банковской системы Польши. Государственные банки — этот сектор банковской системы сегодня представляет единственный банк в Польше, который принадлежит государству —- это Bank Gospodarstwa Krajowego (Банк государственного хозяйства). Банк создан по распоряжению Совета Министров, который является его единственным учредителем. Он ведет госбюджетные счета, счета бюджетов органов местного самоуправления, обслуживает дебиторскую и кредиторскую задолженность страны, финансирует органы местного самоуправления. Одним из основных направлений деятельности банка является выполнение государственных социально-экономических программ, реализуемых с использованием бюджетных средств, а также кредитов, получаемых польским правительством от Всемирного банка и Евросоюза.

Кооперативные банки представляют сегодня самую многочисленную группу банков — 584, на период создания двухуровневой банковской системы их численность составляла более 1600. В период с 1993 по 2006 г. более 300 банков разорились и более 1000 банков объединились. Их доля на рынке составляет более 90% от всего числа действующих банков, но при этом доля уставного капитала не превышает 7 %, суммарная прибыль 7,3 %, депозиты физических лиц — 8,3 %, кредиты нефинансовым организациям составляют 8 %'7. При огромной численности этих банков их влияние на банковский сектор крайне незначительно. Их деятельность охватывает весь спектр банковских услуг, их клиенты — это физические лица, мелкие и средние предприниматели. Каждый член кооперативного банка обязан иметь не менее одного выплаченного пая, причем кредит, заем, гарантия предоставляются только членам кооперативного банка, им может стать любой клиент банка, желающий получить в нем кредит. Независимо от количества паев каждый член кооперативного банка имеет право одного голоса, действует принцип «один пайщик — один голос». Это позволяет избежать решающего влияния на управление банка заемщиков и в то же время гарантирует в определенной степени возвратность по кредитам. Клиенты пользуются кредитами кооперативных банков, так как те предлагают более выгодные, по сравнению с коммерческими банками, условия. Однако невысокая ликвидность пая, относительно низкие дивиденды, по

сравнению с возможными процентами по депозитам на ту же сумму в других банках (коммерческих или иностранных), кроме того, налогообложение на прибыль в Польше делают инвестиции в эти банки не очень прибыльными. Доля паевого фонда в собственном капитале банка не превышает 23 %'8. Убытки, причиненные по вине пайщиков, покрываются за счет двойного повышения собственных паев вкладчиков, частично, но не более 50 % от понесенного убытка19 могут быть покрыты из собственного фонда кооперативных банков. Структура кооперативного банка может быть представлена следующим образом:

Надзорный совет должен состоять как минимум из 5 человек, при этом в него в обязательном порядке должны входить пайщики банка. Кроме того, обязательным условием является то, что минимум 1/5 часть Совета должны составлять сотрудники банка.

Правление банка состоит минимально из 3 человек, которые не могут являться членами Надзорного совета. 2/3 состава Правления банка должны иметь профессиональное образование и опыт работы в банковском секторе.

Председатель правления избирается и отстраняется от должности Надзирательным советом, по согласованию с Комиссией банковского надзора.

Пайщики — им может стать любой клиент банка.

Отличительной особенностью кооперативных банков является формирование собственного капитала. Минимальный размер уставного капитала в случае открытия нового банка должен составлять не менее I млн евро, а не 5 млн евро, как в случае создания акционерного банка, но при этом минимальное число учредителей кооперативного банка должно составлять 10 человек, акционерного — 3, государственного — 1 и учредителями могут быть только физические лица. Кооперативные банки создают объединения, чтобы участвовать в нем, они должны иметь собственный капитал не менее 500 тыс. евро, с тем, что к январю 2010 г. он будет увеличен до I млн евро. Правительство поддерживает деятельность кооперативных банков в их стремлении повысить собственный капитал и удержаться на рынке, с этой целью с 2004 г. кооперативные банки были освобождены от налогообложения 75 % прибыли, полученной от операций с членами банков, до достижения порога их собственного капитала 1 млн евро. Необходимо отметить, что не все смогли воспользоваться этой налоговой льготой. В части банков не велось раздельного учета по доходам, полученным членами кооператива и от других операций. Чаще банки, стремясь увеличить собственный капитал, используют другой метод — метод объединения паев. В результате банки увеличивают собственный капитал, но в то же время этот метод приводит к уменьшению количества банков, требует больших временных затрат и дополнительных вложений по сравнению с методом «налоговой льготы».

Коммерческие банки в банковском секторе Польши играют ведущую роль, так, на их долю приходится более 90 % всех депозитов и свыше 90 % всех предоставленных кредитов . Они осуществляют свою деятельность в рамках частного сектора наряду с развивающимися специализированными банками, такими как ипотечные банки, банки специализированного кредитования.

К периоду вступления Польши в ЕС 1 мая 2004 г, иностранные инвесторы контролировали 45 коммерческих банков, их фонды и активы составляли 76,3 % фондов и 67,4 % активов банковского сектора. Эти банки имели 62 % вкладов частных лиц, кредиты, выданные ими, составляли 69,8 % от суммы всех кредитов21. В Польше, так же как и в других странах Западной Европы с переходной экономикой, велика доля банков, контролируемых иностранными инвесторами. Так, на конец 2003 г. доля немецких инвестиций в банковский сектор Польши была наибольшей и равнялась 418,7 млн евро, доля американских вложений составляла 289,6 млн евро, бельгийского капитала — 223 млн евро, голландского — 192,6 млн евро, ирландского — 128,8 млн евро, французского — 113,9 млн евро. Швейцарские, португальские и австрийские инвестиции были практически одинаковы и составляли по 112, 107 и 103 млн евро соответственно, английский капитал, по сравнению с иными странами, только обозначил свое присутствие, и это выразилось в сумме 41 млн евро22. Коммерческим банкам, подконтрольным польскому капиталу, принадлежало 25,0 % активов, 21,5 % кредитов для нефинансового сектора, 30,1 % предоставленным частным лицам, а также 15,9% основных и дополнительных фондов банковского сектора23. На остальные, т.е. частные банки с преимуществом польского капитала, приходилось только 2,4% активов, 1,5% кредитов для нефинансового сектора, 1,3 % депозитов частных лиц, а также 2,3 % основных и дополнительных фондов банковского сектора2". На Бирже ценных бумаг в Варшаве котировались акции 13 польских банков и одного иностранного банка. Наибольшее количество акций банков принадлежало двум группам владельцев: иностранным инвесторам, что составляет 78,4 % основного капитала, и мелким акционерам — 19,7 %. Общая стоимость акций банков, действующих на территории Польши, которые находились в тот период во владении иностранных инвесторов, составила 7203 млн. Средневзвешенная процентная ставка равнялась 2,97 % по срочным депозитам в злотых, а по кредитам в злотых — 9,51 %25.

За прошедшие несколько лет ситуация незначительно изменилась, так, к декабрю 2006 г. доля немецкого капитала снизилась и составила 8,4 % от общей доли иностранного капитала. Первое место занимает итальянский капитал, и его доля составляет 19,9 %. Доля голландского капитала почти сравнялась с немецким капиталом и стала равной 8,2 %. 7,8 % — это доля американского капитала. На долю бельгийского, ирландского,

74

М Е Лебедева

французского и португальского капитала приходится по 4,9%; 4,6%; 3,9% и 3,6% соответственно, на долю Австрии — 2,3 % и 1,2 % составляет шведский капитал. Участие национальных капиталов других стран составляет менее 1 %, Всего иностранный капитал, участвующий в банковском секторе Польши, происходит из 16 стран — членов Евросоюза. На долю третьих стран — не членов ЕС приходится 8,3 % капитала". Капитал стран — участниц ЕС составляет, по последним экспертным оценкам, 61,4 %. Общее число стран, капитал которых инвестирован в банковскую систему Польши, равно 1927.

К концу 2006 г. в Польше структурная численность банков составляла:

1— государственный банк;

50 — коммерческих банков в форме АО;

584 — кооперативных банков;

12 — небанковских кредитных учреждений.

Из них 21 коммерческий банк и 7 небанковских кредитных учреждений соответствовали стандартам ЕС.

К концу 2006 г. макроэкономическая ситуация в экономике Польши в целом складывалась благоприятно. Так, рост ВВП составил 6,1 %, что отмечалось впервые за последние 9 лет28. Такой рост был обусловлен притоком инвестиций, в том числе и в банковский сектор, большим ростом в строительном секторе, кроме того, отмечалась положительная динамика экспорта и возрастание потребительского спроса. Рост потребительского спроса .объясняется, прежде всего, снизившимися темпами инфляции, ростом социальных выплат и увеличением потребительских кредитов. К основным тенденциям в работе банков за последние годы можно отнести развитие ипотечного и потребительского кредитования. Отличительной особенностью последнего периода является нарастающее стремление населения Польши вкладывать сбережения в инвестиционные фонды и другие финансовые учреждения. Средства, которыми располагали действующие в Польше Общества инвестиционных фондов в начале 2006 г., составляли 61,1 млн злотых (21,3 млн евро). Данная сумма за последние полгода увеличилась на чуть менее 60 % и составила уже 20 % от всех сбережений поляков29 (табл.).

Анализируя итоги трансформации банковской системы Польши и сравнивая с аналогичными этапами в развитии банковской системы России, можно выделить общие черты и обозначить основные различия. Так, к общим чертам можно отнести:

— либеральность законодательной базы на первом этапе трансформации банковской системы;

— создание двухуровневой банковской системы;

— начальный период формирования современной банковской системы:

а) легкость получения банковской лицензии и как результат — бурный рост числа банков;

б) недостаток профессионально подготовленных кадров, и вследствие этого — низкий их профессиональный уровень;

в) доступность и легкость получения кредитов, лишенных обеспечения;

г) иррациональная структура кредитного портфеля, угроза потери ликвидности отдельными банками и вследствие этого — нарастание угрозы банковского кризиса;

— приватизационные процессы в экономике страны в целом;

— небольшой собственный капитал национальных банков по сравнению с иностранными банками.

Отличительные черты развития банковского сектора, на наш взгляд, в основном заключаются в следующем:

— польское правительство приняло решение допустить в банковский сектор иностранных инвесторов, разрешило покупку и слияние банков с иностранными банками, кроме того, был разрешен трансфер 15 % доходов за границу. В России и сегодня этого нет;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— явления «вывоза», «бегства» капитала в российских масштабах в Польше не было в связи с отсутствием «свободного» капитала, по сравнению с РФ, Россия в этот период столкнулась с этим явлением в угрожающих для экономики страны масштабах;

— в России не было столь острой потребности в привлечении иностранных инвесторов в начальный период формирования банковской системы в банковский сектор, возможно, из-за наличия достаточности собственных

Табл и ца

Структура принадлежности банковского капитала (данные на конец 2006 г.)

зарубежные инвесторы мелкие акционеры государственное казначейство иные государственные субъекты пайщики кооперативных банков юридические лица, резиденты

60,5% 13,0% 11,2 % 9,3 % 4,2% 1,8 %

средств и необходимости их вложения. В Польше проблема иностранных вложений в банковский сектор с самого начала была актуальной;

— процентные ставки по кредитам в Польше были ниже в рассматриваемый период времени, чем в России, что позволяло польским производителям шире пользоваться кредитами. В результате этого польские банки не столкнулись с проблемой «лишних денег», характерной для российских банков, когда средства для предоставления кредитов были, а страх перед их невозвратом у банков, с одной стороны, высокий процент по кредиту и, вследствие этого, невозможность для производителей им воспользоваться — с другой, породили проблему «лишних денег», что, в конце концов, могло привести экономику к стагнации, при которой банки начинают проводить операции «внутри системы», т. е. размещать денежные средства друг у друга.

Вопрос допуска или ограничения прихода иностранного капитала в банковский сектор России остро обсуждается и внутри страны, и в мире. Учитывая польский опыт, мы должны отдавать себе отчет в том, что, приняв сегодня решение о допуске иностранного капитала, мы уступаем эту экономическую «нишу» и попадаем в полную зависимость от экономических решений, которые будут приниматься далеко от Москвы. Автор не считает, что сегодняшнее состояние банковского сектора России сможет обеспечить равные, партнерские отношения между российскими и иностранными банками. Принятие решения по вопросу допуска иностранных банков в российский банковский сектор отложен на 7-9 лет, предварительной договоренностью установлено, что квота на присутствие иностранного капитала в совокупном капитале российских банков не будет превышать 50 %. Поэтому данный вопрос открыт для обсуждения и, по мнению автора, опыт стран, принявших решение по этому вопросу, будет не бесполезен России.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.pTOmexpertiza.ru/news/649

Флейтерски С. История банковского дела в Польше до 1989 года. Варшава, 1998. Там же.

http://www.nbp.pl Там же.

http://www.nbp.pl http://www.nbp.pl

Банковское дело в Польше / Под ред. М. Жуковского. Люблин, 2005. Там же.

http://www.nbp.pl http://www.nbp.pl Там же.

И в а н и ч-Д роздовека М. Deierminanty bezpieczenstwa bankow w swietle analizy wybranych kryzysow bankowych:

Warszawa, SGH, 2000.

Там же.

Там же.

Там же.

http://www.nbp.р! htlp://www.nbp.pl Там же

Банковское дело в Польше. http://www.nbp.pl

W о z n i а к В. System Fmansowy w Polsce i Под ред. В. Pietrzak, Z. Polanski. Warslawa, 2003. Там же. Там же. Там же.

http://www.nbp.pl Там же.

Miesiecziiik fmansowy, 2006, NM. Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.