Научная статья на тему 'Перспективы либерализации банковской системы РФ в условиях вступления России в ВТО'

Перспективы либерализации банковской системы РФ в условиях вступления России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
302
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ФИЛИАЛЫ БАНКОВ / ИНОСТРАННЫЕ ДОЧЕРНИЕ БАНКИ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / FOREIGN BANK BRANCHES / FOREIGN BANK SUBSIDIARIES / LIBERALIZATION OF BANKING LEGISLATION / DIVERSIFICATION OF THE BANKING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдулкаюмова Шамиля Мясумовна

В статье рассмотрены последствия присутствия иностранных банков в банковском секторе РФ в условиях вступления России в ВТО. Показана необходимость либерализации банковского законодательства и банковской системы РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses consequences of foreign banks’ presence in the Russian banking sector in conditions of Russia joining the WTO. The author shows the necessity to liberalize banking legislation and the Russian banking system.

Текст научной работы на тему «Перспективы либерализации банковской системы РФ в условиях вступления России в ВТО»

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

Ш. М. Абдулкаюмова

ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РФ В УСЛОВИЯХ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ В ВТО

В статье рассмотрены последствия присутствия иностранных банков в банковском секторе РФ в условиях вступления России в ВТО. Показана необходимость либерализации банковского законодательства и банковской системы РФ.

Ключевые слова и словосочетания: иностранные филиалы банков, иностранные дочерние банки, либерализация банковского законодательства, диверсификация банковской системы.

Залогом успешного развития национального банковского сектора является его интеграция в глобальную систему движения капитала, что во многом определяется либерализацией внутреннего рынка банковских услуг и созданием благоприятных условий для развития банковской конкуренции. С одной стороны, либерализация позволяет успешным национальным банкам получить доступ к различным секторам международного финансового рынка, а с другой - способствует повышению капитализации национального банковского сектора, а также усилению конкуренции между национальными кредитными организациями внутри рынка. Однако, как справедливо отмечается в научной литературе, либерализация экономики в целом и банковской системы в частности оказывает двойственное влияние на финансовую стабильность. Поэтому в свете ратификации документов по вступлению России в ВТО, а также взятого ранее правительством РФ курса на повышение эффективности функционирования банковского сектора представляется целесообразным уяснить существо проблем либерализации рынка банковских услуг и проанализировать соответствующий опыт государств - членов ВТО.

Проблемы либерализации рынка банковских услуг и зачастую осторожный подход государств к открытию национального банковского сектора для иностранных банков во многом кроются в основных положениях права ВТО. Принцип недискриминации как один из базовых предполагает предоставление одинакового правового режима как для национальных, так и для иностранных банков. Это нередко ставит первых в менее выгодное конкурентное положение. Поэтому, стремясь защитить свои банки, государства - члены ВТО по-прежнему сохраняют ограничения на деятельность иностранных банков. Формально в системе ВТО данный механизм может быть признан правомерным, но только при наличии взаимных договоренностей, что не всегда представляется возможным. В качестве примеров ограничений в этой сфере можно выделить наличие лимитов и квот на участие в капитале национальных кредитных организаций, требования к резидентству руководящего персонала банка, к репутации головной организации (в случае открытия филиала), повышенное налогообложение иностранных банков и т. д.

Названная проблема порождает и целый ряд других. Одним из наиболее дискуссионных является вопрос относительно допустимой формы коммерче-

ского присутствия иностранного банка в принимающей стране. Необходимо отметить, что изначально большинство государств - членов ВТО весьма негативно относились к учреждению филиалов иностранных банков на своей территории. Это объясняется тем, что с правовой точки зрения филиал не является самостоятельным юридическим лицом, вследствие чего не подпадает под нормы регулирования страны пребывания, а по всем его обязательствам отвечает головной банк. Из этого вытекают потенциальные затруднения при осуществлении адекватного банковского надзора, которые могут повлечь возникновение необоснованных рисков, что представляет особую опасность в условиях финансовой нестабильности.

Руководствуясь этими соображениями, Банк России выразил свою негативную позицию по вопросу допуска филиалов иностранных банков, что нашло отражение в переговорной позиции РФ по вступлению в ВТО. России, в отличие от других развивающихся стран, ранее удалось избежать принятия на себя обязательств по допуску филиалов иностранных банков. Формально открытие филиалов зарубежных банков возможно, а фактически они в России отсутствуют. Что касается дочерних организаций, то они регистрируются в соответствии с законодательством страны пребывания, полностью подпадают под местное правовое регулирование и отвечают самостоятельно по своим обязательствам. Ответственность материнского банка ограничивается лишь величиной участия в уставном капитале.

Вместе с тем если обратиться к зарубежному опыту, то можно отметить, что большинство развитых стран (Австралия, Новая Зеландия, Канада, Швеция, Финляндия и др.) допускают учреждение дочерних структур и совместных предприятий с участием иностранного капитала в пределах установленной квоты. В некоторых странах для контроля за концентрацией иностранного капитала в банковском секторе предусмотрена система индивидуальных лицензий, выдаваемых дочерним банкам и филиалам. По данным Всемирного банка за 2011 г., из 150 государств филиалы иностранных банков запрещены лишь в 18 странах, среди которых РФ, Казахстан, Азербайджан и Белоруссия.

Среди актуальных проблем либерализации рынка банковских услуг необходимо отметить применение лимитов и квот в отношении участия нерезидентов в капитале национального банковского сектора и наличие других барьеров (как административных, так и законодательных), сдерживающих экспансию иностранного капитала. Например, еще до присоединения к ВТО в 1980-х гг. в Канаде существовали ограничения для дочерних организаций иностранных банков: сумма активов, контролируемых нерезидентами, не должна была превышать 8% суммарных активов банковской системы Канады, а капитал не должен был быть менее 5% от совокупных активов, но не более установленного нормативами уровня. Активная либерализация, начавшаяся за год до присоединения к ВТО, привела к тому, что общее участие нерезидентов в капитале банковской системы Канады увеличилось до 25%. В рамках обязательств по присоединению к ВТО Норвегия допустила открытие на своей территории филиалов крупнейших, положительно зарекомендовавших себя иностранных банков. Однако на практике к нерезидентам применялись дополнительные требования, например, предъявление письменного обязательства головного банка оказывать филиалу финансовую помощь в случае необходимо-

сти, обязательное наличие норвежского гражданства у председателя правления и его постоянное проживание в стране. Помимо этого, в таких европейских странах, как Испания, Португалия, Греция и Финляндия, существовали правовые механизмы ограничения приобретения долей участия в капитале национальных банков. Покупка доли производилась только с предварительного разрешения компетентных государственных органов.

Следующая проблема на пути открытия отечественного банковского сектора - наличие ограничений на осуществление отдельных банковских операций иностранными поставщиками услуг. Как правило, они получают правовое закрепление в виде установления запретов деятельности в конкретных банковских сферах или предъявления дополнительных требований к иностранным организациям. В законодательстве европейских стран запреты на осуществление отдельных банковских операций были связаны с ограничениями на трансакции бюджетных средств, участие в торгах на валютной и фондовой биржах, получение депозитов у физических лиц, а также управление пенсионными накопительными фондами. Такой подход не случаен и объясняется тем, что данные сферы напрямую затрагивают национальный экономический суверенитет или же представляют особый государственный интерес (например, рынок потребительского кредитования).

Наиболее остро проблема ограничений при осуществлении отдельных операций стояла перед банками-нерезидентами, пытавшимися получить доступ на рынок банковских услуг развивающихся стран. Так, в Индии иностранные банки допускались только к обслуживанию туризма и кредитованию предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью. Во Вьетнаме перечень допустимых операций иностранных банков устанавливался Национальным банком Вьетнама, который также мог закреплять за каждым банком конкретный набор разрешенных к оказанию банковских услуг. Кроме того, при выдаче ссуды иностранные банки не имели права требовать у клиента предоставления в качестве залога собственности или капитала, что значительно повышало риски зарубежного банка по сравнению с национальным.

Весьма показательным в плане мероприятий по либерализации рынка банковских услуг и их результатов является опыт Мексики, руководство которой пошло на открытие рынка для иностранных банков ввиду девальвации национальной валюты и последовавшего за этим финансового кризиса 1994 г. Для замедления экономического спада и недопущения разрушения финансовой системы банковский сектор был полностью открыт для иностранного капитала. Нерезиденты получили право создавать филиалы, затем были сняты ограничения на участие иностранного капитала в крупнейших мексиканских банках. Уже к 2002 г. около 80% совокупных активов банковской системы принадлежало иностранным банкам. Вместе с тем предпринятые меры привели к повышению капитализации национальных банков и восстановлению финансовой системы страны.

О негативных последствиях поспешной либерализации свидетельствует опыт банковской системы стран Центральной и Восточной Европы. Так, активное привлечение иностранного капитала в условиях низкой конкурентоспособности национальных кредитных организаций и слабой их защиты привело к вытеснению национальных банков с внутренних и внешних рынков, а

также к ряду финансовых кризисов. В Венгрии, где к 1998 г. в результате введения в отношении иностранных инвесторов национального режима, продажи им акций национальных банков и снятия запрета на регистрацию филиалов иностранных банков доля их капитала в банковском секторе составила 80% против существовавшей до реформ в 20%. Похожая ситуация наблюдалась в Болгарии, Чехии и Румынии.

Обобщая опыт либерализации банковского сектора в развитых странах, можно констатировать, что, опираясь на достаточно высокий уровень развития экономики и эффективную систему банковского регулирования, либерализация даже на фоне негативных моментов в целом принесла положительные результаты. Это проявилось в усилении конкуренции, повышении качества обслуживания, появлении новых банковских продуктов и финансовых инструментов. Для развивающихся стран характерны более диверсифицированные последствия, что отчасти объясняется как различным состоянием национального банковского сектора, так и принятыми в рамках вступления в ВТО обязательствами в данной сфере. В целом негативного эффекта допуска иностранного капитала на национальный рынок не было.

Анализ проблем либерализации рынка банковских услуг и опыта государств - членов ВТО в этой области позволяет сделать вывод о том, что для России предпочтителен постепенный процесс снятия ограничений и открытия банковского сектора, прежде всего для филиалов зарубежных банков. При этом, как показывает опыт стран, уже вступивших в ВТО, наряду с интеграцией в страну зарубежных инвестиций происходит качественный рост эффективности банковского сектора. Общеизвестным является тот факт, что приток в страну прямых инвестиций, как правило, сопровождается ростом человеческого капитала, новых технологий и знаний. Поэтому в условиях вступления в ВТО отечественный банковский сектор РФ должен стремиться к наращиванию собственной конкурентоспособности, в том числе к перепрофилированию банковского бизнеса, его диверсификации и внедрению новейших технологий банковского обслуживания.

Вместе с тем банковское законодательство РФ не готово к принятию иностранного банковского капитала, российские стандарты финансовой отчетности пока не обеспечивают пользователей необходимым объемом информации. Для допуска в Россию филиалов иностранных банков потребуется серьезно изменить существующее законодательство, вписать в нормативные акты Банка России новый объект регулирования. В случае допуска иностранных банков на национальный финансовый рынок Банку России станет сложнее осуществлять консолидированный надзор с целью пресечения возможных злоупотреблений. Затруднительнее будет управлять размером денежной массы, поскольку размещать средства в депозиты Банка России зарубежные филиалы, в отличие от российских банков, не обязаны.

После прихода иностранных банков в Россию ставки по выдаваемым кредитам будут значительно ниже, чем ставки в отечественных банках. Иностранные банки предоставляют лучшие, чем у отечественных банков, условия по кредитованию малого бизнеса, ипотечному и потребительскому кредитованию. Так, средняя процентная ставка по потребительскому кредиту в России сегодня находится в диапазоне от 15 до 40% годовых, по ипотечному кредиту

- от 10 до 20%, тогда как во Франции по розничным кредитам она не превышает и 4-6%1. Очевидно, что отечественные банки значительно уступают своим зарубежным коллегам и в процентной политике, и в качестве банковских услуг, поэтому в ближайшие годы в связи с выходом на банковский рынок РФ иностранных банков конкурентная борьба будет только ужесточаться, что в конечном итоге позволит оптимизировать продуктовое предложение для розничных клиентов. Кроме того, в условиях вступления в ВТО назревает необходимость совершенствования банковского законодательства с целью сближения его с международными требованиями.

На протяжении последних лет в России уже были предприняты серьезные шаги по совершенствованию законодательной базы в сфере регулирования деятельности иностранного капитала. В частности, был принят ряд законодательных актов, соответствующих международным правовым стандартам. Это Федеральные законы от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», от 30 декабря 2004 г. № 218-ФЗ «О кредитных историях», от 29 июля 2004 г. № 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Кроме того, внесены серьезные коррективы в нормативные правовые акты, регулирующие вопросы валютного регулирования, в том числе принят новый Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». Но в законодательстве сохраняется ряд пробелов, связанных с регулированием деятельности иностранных кредитных организаций на территории России. Для их устранения необходимо уточнить юридический статус иностранных кредитных организаций, действующих на территории России; определиться с возможными формами присутствия иностранного банковского капитала; уйти от существующих декларативных норм в отношении филиалов иностранных кредитных организаций, определить порядок открытия, а также режим регулирования их деятельности в рамках банковской системы; снять с кредитных организаций публично-правовые функции (противодействие отмыванию нелегальных доходов, валютный контроль); уменьшить объем отчетности, предоставляемой в Банк России и т. д.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, в целях развития механизма ипотечного кредитования в соответствии с западной практикой необходимо расширение сферы административно устанавливаемых и субсидируемых процентных ставок, банковской маржи (предельного размера превышения процента по активам, размещаемым банками, за счет денежных ресурсов с низкой доходностью, полученных от государства). И уже далее по мере нормализации уровня процента необходим переход к антициклической политике регулирования процента Банком России, к формированию вектора динамики процента в зависимости от задач, возникающих на последовательных стадиях средне- и долгосрочных экономических циклов. Следует обратить внимание и на тот факт, что постепенное восстановление российского рынка ипотечных займов

1 Саркисянц А. Банковская розница // Бухгалтерия и банки. - 2009. - № 8. - С. 27-31.

осложняется отсутствием у коммерческих банков «длинных» ресурсов, необходимых для предоставления таких кредитов. От решения указанной задачи будет зависеть законодательная платформа существующего ипотечного рынка России.

На наш взгляд, для привлечения иностранных банков в банковский сектор РФ и для его последующей диверсификации необходимо:

- переориентировать деятельность регулирующих органов с жестко административной моделью контроля (предусматривающей значительный объем отчетности, не влияющей на эффективность функционирования кредитных организаций) на создание благоприятных правовых и экономических условий для развития финансово устойчивых банков, независимо от размера их уставного капитала. Для этого потребуется предоставить банкам больше самостоятельности; принять срочные и действенные меры по сокращению объема отчетности, предоставляемой в территориальные управления Банка России; широко внедрять информационные технологии; уменьшить отчисления в фонд обязательных резервов либо установить порядок начисления процентов на депонируемые в Банк России суммы из расчета, как минимум, ставки рефинансирования (международный уровень отчислений в фонд обязательных резервов колеблется в пределах 0,45-2,5%); уменьшить налогооблагаемую базу банков по налогу на прибыль на сумму кредитов (инвестиций) в реальный сектор экономики; не форсировать переход на международные стандарты финансовой отчетности в связи с неготовностью к этому ни Банка России, ни коммерческих банков в регионах, а также отсутствием для этого методического и программного обеспечения;

- выработать на государственном уровне конкретную позицию по вопросу окончательной квоты присутствия иностранного капитала в банковской системе России;

- установить равные условия для функционирования кредитных организаций на территории России;

- создать благоприятный инвестиционный климат в стране, в частности, принять закон, регулирующий деятельность иностранных инвестиций в банковской системе России.

В части выработки комплексных мер при вступлении в ВТО и принятия решения об открытии прямых филиалов иностранных банков на территории РФ представляется необходимой защита интересов отечественной банковской системы, сконцентрированная на следующих основных моментах:

- принятие порядка, в соответствии с которым право на открытие филиала предоставляется только тем банкам, рейтинг которых не ниже АА по шкале Standard&Poor's и аналогичных показателей Moody's и Fitch;

- подписание в обязательном порядке соглашения о сотрудничестве в области банковского надзора между Банком России и страной пребывания головной конторы банка, необходимость которого прямо вытекает из подготовленных Базельским комитетом Основополагающих принципов эффективного банковского надзора;

- резервирование на специальном счете в Банке России суммы, эквивалентной 5 млн евро, которая возвращается в случае закрытия филиала иностранного банка;

- применение к филиалам иностранных банков в полном объеме или частично принципа взаимности, когда на филиалы налагаются ограничения, эквивалентные тем, которые применяются в отношении филиалов иностранных банков в стране расположения головной конторы банка;

- сохранение на 10-летний период (с частичным ослаблением после первых 5 лет) 75%-ной квоты граждан РФ в персонале кредитной организации и 50%-ной квоты граждан России в органах управления банков с участием иностранного капитала.

Одновременно с тем, что рыночная конкуренция среди участников российского банковского сектора и иностранных банков поможет России повысить качество банковских продуктов и услуг, она будет способствовать снижению процентных ставок по кредитам, а также повысит доверие граждан и общества в целом к кредитным учреждениям. Комплекс перечисленных нами мер позволит не только создать благоприятный инвестиционный климат для иностранного капитала в России, но и адаптировать западные подходы и технологии банковского бизнеса к российской практике, создать более прозрачную систему ценообразования на банковские продукты и услуги на рынке, в первую очередь в связи с вступлением России в ВТО.

Иностранные банки во многом составляют основу для проникновения иностранного финансового капитала в экономику России и, как любой инвестор, вместе с технологиями, новыми знаниями и качественно иным инструментарием несут системные риски для страны. В первую очередь такие риски связаны со снижением суверенитета отечественной банковской системы и обусловлены более доступной кредитной политикой и политикой ценообразования на банковские продукты и услуги иностранных дочерних банков, более высокой капитализацией и возможностью эффективной и быстрой поддержки со стороны основного акционера, в отличие от отечественных кредитных организаций. Это ставит малые и средние банки в неравные условия на национальном финансовом рынке.

Анализ проблем либерализации и диверсификации рынка банковских услуг и опыт государств - членов ВТО показал, что для России предпочтителен постепенный процесс снятия ограничений и открытия банковского сектора, прежде всего для филиалов зарубежных банков. Наряду с интеграцией в страну зарубежных инвестиций должен произойти качественный рост эффективности банковского сектора. В связи с этим в условиях вступления в ВТО отечественный банковский сектор РФ должен стремиться к наращиванию собственной конкурентоспособности, перепрофилируя бизнес и технологии банковского обслуживания.

Список литературы

1. Абдулкаюмова Ш. М. Иностранные банки в России: филиалы или дочерние предприятия // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. - 2012. - № 3 (3).

2. Шабанова И. И. Проблемы либерализации рынка банковских услуг в свете вступления России в ВТО // Банковское право. - 2010. - № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.