Научная статья на тему 'Особенности развития банковского сектора России после вступления в ВТО'

Особенности развития банковского сектора России после вступления в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКИЙ СЕКТОР / ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО / АДАПТАЦИЯ / ПРАВИЛА ВТО / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА / BANKING SECTOR / WTO ACCESSION / ADAPTATION / WTO RULES / COMPETITIVE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кощеев А.Ю.

Статья посвящена анализу направлений развития банковского сектора после вступления России в ВТО. В частности, рассматриваются основные ограничения деятельности зарубежных банков на территории России, аргументируется необходимость этих ограничений, оценивается их влияние на банковский сектор Российской Федерации, адаптацию российского рынка банковских услуг к требованиям ВТО, перспективы развития российской кредитно-финансовой системы в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to analysis of the Russian banking sector directions of development after the WTO accession. The paper examines the main restrictions, imposed on foreign banks’ activity in Russia, proves the necessity of setting these limitations and their influence on the Russian banking sector; examines steps taken to Russian banking sector adaptation to the WTO membership and prospects of development of Russian banks after the WTO accession.

Текст научной работы на тему «Особенности развития банковского сектора России после вступления в ВТО»

УДК 336.71

Особенности развития банковского сектора России после вступления в ВТО

Аннотация. Статья посвящена анализу направлений развития банковского сектора после вступления России в ВТО. В частности, рассматриваются основные ограничения деятельности зарубежных банков на территории России, аргументируется необходимость этих ограничений, оценивается их влияние на банковский сектор Российской Федерации, адаптацию российского рынка банковских услуг к требованиям ВТО, перспективы развития российской кредитно-финансовой системы в современных условиях.

Ключевые слова: банковский сектор; вступление в ВТО; адаптация; правила ВТО; конкурентная среда.

Abstract. The article is devoted to analysis of the Russian banking sector directions of development after the WTO accession. The paper examines the main restrictions, imposed on foreign banks' activity in Russia, proves the necessity of setting these limitations and their influence on the Russian banking sector; examines steps taken to Russian banking sector adaptation to the WTO membership and prospects of development of Russian banks after the WTO accession.

Keywords: banking sector; WTO accession; adaptation; WTO rules; competitive environment.

Кощеев А.Ю.,

студент магистратуры Финансового университета И akosheev92@gmaiL.com

Развитие реального сектора экономики России является приоритетной задачей, поставленной в рамках программы им-портозамещения. Однако развитие реального сектора традиционно не представляется возможным без соответствующего развития сектора финансового. Банковский сектор является одним из важнейших элементов системы, предоставляя временно свободные средства нуждающимся в капитале экономическим агентам. Каковы сегодня состояние и перспективы развития российского банковского сектора? Что изменилось в нем после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)? Как

это событие повлияло на возможности и структуру банковского сектора России?

Переговоры о членстве России во Всемирной торговой организации длились 18 лет и были одними из самых продолжительных за всю историю ВТО. Немаловажной частью этих переговоров были соглашения об условиях допуска иностранных банков на внутренний рынок России. Для нашей страны было крайне важно сохранить за собой право внутреннего регулирования торговли услугами и защиты отечественных поставщиков услуг. В соответствии с этим основными ограничениями, установленными после вступления России в ВТО в части, касающейся деятельности зарубежных банков на территории России, стали: запрет на создание филиалов зарубежных банков (это возможно лишь при условии создания дочерней компании или представительства); ограничение на участие иностранного капитала в банковской системе России - не более 50%.

Запрет на создание филиалов был обусловлен угрозами, которые таит в себе полностью открытая банковская система. Основная угроза состоит

Научный руководитель: КрасавинаЛ.Н., доктор экономических наук, профессор кафедры «Мировые финансы».

в высоком риске частичной или полной потери финансового суверенитета страны из-за утраты Центральным банком (ЦБ) возможности вести полностью независимую монетарную политику. Движение капитала в филиалах, в отличие от дочерних компаний, может быть любым, и подчиняются филиалы только материнской компании: они не подотчетны законам и положениям ЦБ страны, где они находятся, и ЦБ принимающей страны не имеет возможности контролировать финансовые потоки между материнской компанией и филиалом, поскольку все сделки совершаются за границей [1].

Открытие филиалов зарубежных кредитно-финансовых организаций таит в себе опасность вытеснения национальных поставщиков банковских услуг с рынка и, как следствие, банкротства. Как правило, это происходит из-за того, что требования Центробанка страны, на территории которой действуют филиалы, к национальным поставщикам услуг могут быть жестче, чем у ЦБ страны, которой принадлежат филиалы. Филиал зарубежного банка, зачастую являясь частью огромной финансовой структуры, может позволить себе длительное время работать в убыток, получая дополнительное рефинансирование из-за границы. У российских же банков такой возможности нет.

Кроме того, зарубежные банки могут попросту уйти с рынка страны пребывания в любое время, если в головном офисе решат, что на этом региональном рынке оставаться нерентабельно. Эту ситуацию наглядно иллюстрирует опыт таких стран, как Бразилия и Индонезия, где известные иностранные банки ушли с местного рынка по причине получения низкой прибыли.

Но несмотря на негативные последствия, к которым может привести снятие данного ограничения, часть стран-участниц ВТО (например, Индия и Египет) разрешают открытие филиалов зарубежных банков на своей территории. При этом филиалы зарубежных финансовых институтов в большинстве таких стран проходят процедуры лицензирования и сертификации. Это позволяет местным властям и центробанкам контролировать филиалы зарубежных поставщиков услуг в соответствии с законами, указами правительства и требованиями ЦБ страны пребывания. Стоит отметить, что такое решение может способствовать привлечению инвестиций .

Что касается квоты на участие зарубежного капитала в 50%, то здесь в краткосрочной перспективе не следует ожидать какого-либо заметного влияния на банковский сектор по причине текущей финансовой и общеэкономической изолированности России вследствие применения санкций. Следует отметить, что, несмотря на санкции, большая часть банковских экспертов настроена оптимистично и надеется на рост конкуренции в отрасли в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Заметим, что на данный момент доля нерезидентов в уставном капитале банков ни разу не поднималась выше 30%. Тем не менее даже доля участия в 30 % может способствовать росту конкуренции. Так, по мнению президента Ассоциации российских банков Г.А. Тосуняна, «при нарушениях конкурентной среды, которые сейчас происходят, доля участия иностранного капитала в 30% будет гарантией того, что банки мыслят в терминах нормальной конкуренции» [2].

Под давлением конкуренции со стороны зарубежных банков в будущем российским банкам, чтобы выжить в новых условиях, придется расширить ресурсную базу, увеличить качество, набор и доступность услуг. Помимо этого, российские банкиры могут позаимствовать у зарубежных коллег современные банковские технологии и эффективные управленческие решения. По мнению ряда экспертов, российским банкам необходимо развиваться в области маркетинга и связей с общественностью. В частности, по словам Александра Гафина -члена совета директоров Альфа-Банка: «И маркетинг, и связи с общественностью обязательно должны являться частью любого бизнеса, а уже тем более банковского, где весь бизнес строится на доверии, на имидже и репутации и банка и его руководителей. Они должны быть встроены в общую систему бизнеса, должны являться его неотъемлемой частью» [3].

Следует заметить, что развитие данных элементов банковского бизнеса не столь важно для крупных банков с государственным участием, ведь степень доверия к ним граждан традиционно высока. Доверие к зарубежным банкам также стабильно выше, чем к отечественным, поэтому для повышения доверия населения российские средние и малые банки будут вынуждены повысить транспарентность своей де-

ятельности и избавиться от сомнительных операций.

С другой стороны, часть экспертов видят опасность в постепенном заполнении иностранным капиталом квоты в 50%. Так, по мнению заместителя руководителя Дирекции по финансовым рынкам и банкам Аналитического центра при правительстве РФ Ирины Ларионовой, «квота могла бы быть и более жесткой для иностранного капитала, поскольку его интересы будут завязаны на быструю отдачу от инвестиций» [4].

Рост числа банков с иностранным участием на российском рынке в будущем может привести к уходу с рынка значительного числа малых и средних отечественных банков по причине невозможности конкурировать на равных с зарубежными банками, обладающими значительно превосходящей степенью капитализации и имеющих хорошую репутацию. Более того, собственники зарубежных банков в России могут позволить себе на значительное время работу в убыток. В то время как российским банкам для выживания будет крайне необходимо постоянно получать прибыть.

Наиболее пессимистический вариант связан, следовательно, с полным заполнением квоты в 50 % иностранным капиталом, что может привести к частичной утрате экономического суверенитета страны из-за потери управления механизмами воздействия государства на финансовые процессы, которые связаны с банковским сектором. В качестве примера можно привести Польшу, где большая часть кредитных организаций принадлежит иностранцам, контролирующим 80 % капитала и 70% акций банковского сектора страны.

Правительство и Центральный банк Российской Федерации к настоящему моменту уже предприняли ряд мер, направленных на адаптацию российского рынка банковских услуг к условиям членства в ВТО. В частности, ЦБ РФ уже начал делать шаги по переводу банковской системы на новые международные стандарты. Прежде всего здесь речь идет о постепенном переходе с 1 января 2014 г. всех банков на международные нормативы Базель III.

Базель III устанавливает ряд новых нормативов достаточности капитала, структуры собственных средств, показателей ликвидности. Основной целью внедрения Базеля III в банковскую систе-

му любой страны является в первую очередь повышение финансовой стабильности и впоследствии снижение вероятности возникновения кризисов в отрасли.

Тем не менее, несмотря на положительные стороны внедрения нормативов Базель III, есть и отрицательные стороны. Так, по ряду исследований, повышение требований к достаточности капитала может привести к снижению темпов экономического роста, которое будет зависеть от длительности перехода банков на новые нормативы [5].

Очевидно, что в России требования Базеля III проще выполнять крупным банкам, чем небольшим кредитным учреждениям, так как им ЦБ дает возможность либо внедрить более эффективные подходы оценки кредитного риска, либо основываться в оценке заемщиков на мнении рейтинговых агентств. При высоких рейтингах кредитного учреждения коэффициент риска будет низким и банк сможет снизить давление на капитал. Для малых банков Базель III наоборот увеличивает нагрузку на капитал и ведет к уходу с рынка банков, не способных справиться с переходом на новые стандарты (банков с непрозрачной деятельностью, со значительной долей сомнительных операций).

Уходу с рынка также способствует жесткая политика ЦБ, который только за первые семь месяцев 2015 г. отозвал около 50 банковских лицензий. Следует отметить, что лицензии отзываются в первую очередь у кэптивных банков, вовлеченных в противоправную деятельность и несоответствующих нормативам Базеля III. Данную политику также можно воспринимать как меру, направленную на адаптацию банковского сектора к условиям ВТО, ведь за счет ухода с рынка безответственных и занимающихся отмыванием денег владельцев конкурентоспособность и эффективность всего банковского сектора повышается. Это вполне соответствует цели повышения конкурентоспособности и эффективности банковского бизнеса как одной из задач последней, утвержденной Правительством РФ и ЦБ, «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» [6].

Таким образом, вступление в ВТО российского банковского сектора является довольно противоречивым процессом. С одной стороны, отзыв лицензий со стороны ЦБ и внедрение новых

о

S Ч О 2С

4000

3500

3000

2500

2000

1500

1000

500

о*' о*' о*' О*' о*'

о*' СУ"' С?' ф' о*' <£>•' с?"' С?'

Годы

Число российских и филиалов зарубежных кредитных организаций в России с 2005 по 2015 гг.

Источник: составлено автором по материалам сайта http://www.cbr.ru/statistics [7].

международных стандартов регулирования уже сейчас ведет к уходу с рынка заведомо неконкурентоспособных игроков, ведущих не совсем честную игру, что уже сказывается на повышении общей конкурентоспособности рынка. Малым и средним банкам становится выгоднее искать новые возможности повышения качества услуг и предоставления новых услуг, чем заниматься нелегальной деятельностью из-за увеличения риска быть «пойманными» и прекратить деятельность. С другой стороны, тенденция способствует еще большей консолидация рынка вследствие ухода с него как национальных банков, так и филиалов зарубежных (см. рис.), и вследствие роста числа поглощений малых и средних банков более крупными.

Литература

1. SoLodkov V., Schumann T. The Potential Impact of Foreign Banks on the Russian Banking Market // VIII Международная научная конференция. Модернизация экономики и общественное развитие. В 3 кн. НИУ «ВШЭ», 2007. С. 44-55.

2. Ужин клуба «Мой юрист» с Г. Тосуняном, эпизод 5. Банки и ВТО. Электронный ресурс: http://www.peopLe.su/ youtube_video-uzhin-s-g-tosunyanom-ehpizod-5-banki-i-vto (дата обращения: 26.08.2015).

3. Аналитический банковский журнал. Бизнес, построенный на доверии: PR-экспертиза, № 4 (131), 2006.

Электронный ресурс: http://www.abajour.ru/pr-expert/ pr_inostrannie_banki.php (дата обращения: 26.08.2015).

4. Информационный портал banki.ru. Эксперты: ограничение доли иностранного капитала не окажет серьезного влияния на банковский рынок РФ. Электронный ресурс: http://www.banki.ru/news/Lenta/?id=4799719 (дата обращения: 26.08.2015).

5. An Assessment of the Long-Term Impact of Stronger Capital and Liquidity Requirements. Bank for International Settlements. August 2010. Электронный ресурс: http://www.bis.org/pubL/bcbs173.pdf (дата обращения: 26.08.2015).

6. Система Гарант. Заявление Правительства РФ и ЦБР от 5 апреля 2011 г. «О Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года».

7. Официальный сайт ЦБ РФ. Статистика. Информация о регистрации и лицензировании кредитных организаций. Электронный ресурс: http://www.cbr.ru/ statistics/?PrtId=Lic (дата обращения: 26.08.2015).

8. Магазинер Я. А. Банки с государственным участием в современной банковской системе Российской Федерации. Экономический портал. Электронный ресурс: http://institutiones.com/generaL/2431-banki-s-gosudarstvennym-uchastiem-v-sovremennoj-bankovskoj-sisteme.htmL (дата обращения: 26.08.2015).

9. Информационный портал banki.ru. Финансовые рейтинги банков. Электронный ресурс: http://www.banki.ru/ banks/ratings (дата обращения: 26.08.2015).

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.