РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2
ЭКОНОМИКА
3
издается с 1972 г.
выходит 4 раза в год
индекс РЖ 2
индекс серии 2.2
рефераты 98.03.001-98.03.090
МОСКВА 1998
адекватности ресурсов капитала. Другая инициатива предполагает сближение множественных схем страхования депозитов.
Выравнивание банковского регулирования будет способствовать дальнейшей глобализации индустрии финансовых услуг в целом. В то же время оно придаст банкам США больший потенциал конкурентоспособности и возможность пользоваться выгодами универсализации банковского дела.
И.Г.Минервин
98.03.026. ШРЁДЕР К., ПИПЕР Б. ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПРОБЛЕМАТИЧНОЕ
САНИРОВАНИЕ И ПРИВАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ БАНКОВ.
SCHRODER К., PIEPER D. Osteuropas Bankensystem: Problematische Sanierung u. Privatisierung der Staatsbanken. Sechs Transformationslander im Vergleich.- Baden-Baden: Nomos, 1996. - S.9-71.
В книге немецких авторов рассматривается банковская система стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). Авторы считают ошибочным распространенное мнение о том, что в трансформирующихся странах ЦВЕ (Болгария, Польша, Румыния, Словацкая республика, Чешская республика и Венгрия) самые трудные задачи экономического и политического реформирования уже решены. Хотя есть безусловные успехи в различных областях, всем этим странам ещё необходимы значительные реформы в области управления, в правовой системе и в финансовом секторе.
Осуществленный в начале преобразований перевод монобанковской системы времен плановой экономики в двухступенчатую систему центрального банка (ЦБ) и коммерческих банков стал лишь первым шагом в создании финансового сектора, способного удовлетворить запросы децентрализованно управляемой экономики. Авторы отмечают, что ни одна из реформируемых стран не похожа на другую, ни одна не является безусловно ведущей. Денежные, финансовые и валютные рынки являют собой типичный пример политического соревнования в интеграционном процессе.
Банковская система Болгарии
Развитие болгарской банковской системы в переходный период происходило в направлении двухступенчатой банковской системы по западному образцу. В результате проведения
основополагающих изменений первоначальные трудности 1990 г. преодолены, хотя нужно ещё решить важные проблемы, особенно в области приватизации. Коммерческие банки, находящиеся ещё в большой мере во владении государства, не могут осуществлять надежный контроль за предприятиями и эффективно использовать небольшой основной капитал. ЦБ не имеет важных инструментов управления кредитными институтами. Значительно выросший персонал банков недостаточно квалифицирован. Качество и объем банковских услуг ниже уровня западноевропейских стран.
В 1991 г. двухступенчатая банковская система получила законодательную базу в виде Закона о Болгарском национальном банке (БНБ). Тем самым были официально разделены задачи ЦБ и коммерческих банков. Независимому ЦБ, подотчетному только парламенту, отводилась особенно важная роль в перестройке банковской системы и прежде всего в отношении
- беспрепятственного и свободного платежного оборота,
- создания рынка денег и капиталов,
- последовательной антиинфляционной политики.
Денежная политика Болгарии за последние пять лет показала
заметные успехи. Для рефинансирования коммерческих банков пришлось создать рыночно-экономический инструментарий. Но возможности вмешательства БНБ в денежную политику были крайне ограничены и всё ещё недостаточны.
Антиинфляционную политику болгарского ЦБ до начала 1994 г. можно считать успешной: инфляция снизилась с 474% в 1991 г. до 73% в 1993 г. Намечавшееся на 1994 г. снижение до 30% не удалось (с.30),обесценение лева и обострение проблемы старых долгов повысили к сентябрю 1994 г. инфляцию до 87%, а в течение года она удвоилась (с.31).
В результате реформ 1987-1990 гг. в Болгарии оказалось слишком много банков (80), что создавало лишние проблемы. В 1992 г. была создана Компания банковской консолидации, которая должна была в течение трех лет служить биржей слияний, стимулировать новые структуры и помогать выживанию малых институтов. Первым продуктом слияний стало Объединение Болгарского банка, созданное в 1993 г. и включавшее 22 компании с основным капиталом в 700 млн.левов (38 млн.долл.) (с.32). В 1994 г. процесс консолидации продолжился образованием семи банковских :
групп. В 1995 г. сектор болгарских коммерческих банков включал кроме этих семи групп пять государственных специализированных банков, а также 20 вновь созданных коммерческих банков с частным капиталом. Новая организация банковского рынка повысила его прозрачность. Но практически состоялось преобразование в акционерное общество, а не приватизация государственных банков. Коммерческие банки не стали самостоятельными в своей кредитной политике и политике процентных ставок, они всё ещё контролируются государством.
После структурной реформы следующим концептуальным шагом была санация банковских балансов. По оценкам, доля "ленивых" кредитов составляла в 1993/1994 гг. до 100 млрд.левов (с.33). Несмотря на строгие ограничения БНБ, задолженность продолжала расти, банки продолжали давать кредиты, на погашение которых нельзя было рассчитывать. Поэтому белая книга нового социалистического правительства от мая 1995 г. требует улучшения системы контроля над государственными банками и принятия новых правил координирования деятельности правительства и БНБ.
Структура собственности в банковском деле меняется медленно. Главным собственником является государство. Болгарская стратегия заключалась в том, чтобы сначала стабилизировать ситуацию, а потом проводить приватизацию, реализация этой стратегии затянулась: приватизация малых банков сначала блокировалась парламентом, и началась лишь в ноябре 1994 г.
Если при старой одноступенчатой банковской системе монополистом всей системы и гарантом вкладов было государство, то в переходный период реформ необходима система гарантии вкладов как для приватизируемых, так и для вновь создаваемых банков с частным капиталом. Для завоевания доверия помимо хорошо обученного менеджмента, надежной проверки кредитов и хороших правил предоставления кредитов, эффективного банковского контроля, необходимо, в соответствии с международной практикой также: во-первых, покрытие собственным капиталом подверженных риску кредитов; во-вторых, правила кредитования, сходные с правилами немецкого кредитного законодательства; в-третьих, значительное увеличение минимального объема собственного капитала, а также система защиты кредиторов. Обсуждаются два проекта. БНБ планирует фонд защиты из собственных и
государственных бюджетных средств. Объединение коммерческих банков намерено совместно с БНБ разработать собственное предложение по обеспечению вкладов.
Среди реформируемых стран ЦВЕ Болгария однозначно находится в группе отстающих и ей предстоит ещё большая работа по проведению реформ: у ЦБ нет важных управленческих агрегатов для рыночного воздействия на кредитные институты; БНБ трудно удается стать центром реформирования, учитывая политическую борьбу за власть и всё ещё тесное переплетение между государственной администрацией, государственными банками и государственными предприятиями.
Коммерческие банки, находящиеся преимущественно во владении государства, не могут осуществлять надежный контроль за предприятиями и экономически выгодно инвестировать скудный основной капитал. Замедленная приватизация не дает стимула для конкуренции банков и, как следствие, для участия иностранных банков. Положительным можно считать тот факт, что, несмотря на отрицательные доходы, удалось избежать "долларизации" страны.
Банковские реформы в Польше
Уже в начале программы Бальцеровича 1 января 1990 г. был провозглашен официальный отход Польши от плановой экономики и переход к рыночной, и в частности слом монобанковской системы. В порядке перехода к рыночной экономике были переработаны банковские законы с целью повышения независимости и ответственности банковского сектора. Новая редакция законов была принята в декабре 1989 г. и вступила в силу 1 января 1990 г.
Статут ЦБ действует во многом ещё и сегодня. В сентябре 1991 г. к нему было сделано несколько дополнений с целью усиления независимости и улучшения возможности контроля над банками. Вступивший в силу в 1989 г. статут Национального банка Польши (НБП) сравним со статутом западных ЦБ. НБП, как банк банков, является единственным эмитентом законного платежного средства, отвечает за достаточное обеспечение экономики деньгами и за функционирование денежного рынка с учетом общеэкономических интересов, С выделением из НБП девяти коммерческих банков он передал им почти все коммерческие сделки, а оставшиеся инвестиционные кредиты были переданы в феврале 1992 г. вновь образованному Польскому инвестиционному банку ().
В конце 1989 г. МВФ организовал международную акцию поддержки создании инфраструктуры для выполнения его новых задач. Различные западные ЦБ консультировали его по различным проблемам. В результате общих усилий НБП и 49-ти его филиалам удалось к 1 сентября 1992 г. создать центральную клиринговую систему для межбанковских платежей. С 1 января 1991 г. для польских коммерческих банков начало действовать рыночно-экономическое бухгалтерское и балансовое право.
Явным признаком изменения денежной политики к началу реформ было значительное повышение процентных ставок по минимальным резервам и рефинансированию. Помимо них НБП использует прямое ограничение объема кредитов, доминирующих на рынке государственных коммерческих банков. Недостатком политики ограничения кредитов было то, что коммерческие банки предпочтительно кредитовали государственные предприятия в расчете на то, что государство выступает здесь как гарант, поэтому нет риска убытков. Во избежание этого эффекта, подрывающего развитие частной деятельности, президент НБП предписал коммерческим банкам резервировать 50% прироста кредитов для частных должников.
Через шесть лет после начала реформ сектор коммерческих банков Польши ещё не обрел окончательной структуры, но сделан большой шаг вперед. Коммерческие банки доминируют на рынках, но продолжается консолидация путем закрытия (лишением лицензий) и слияния банков. Положительное влияние на развитие оказывают и 13 иностранных банков, представленных филиалами и дочерними компаниями. С начала реформ в Польше отмечался значительный рост активности и числа коммерческих банков. Но, учитывая особые риски в банковских сделках, такой бурный рост не мог продолжаться. Создание банка было ограничено строгими предписаниями. Президент НБП давал согласие на основание банка при наличии собственного капитала в размере 70 млрд.злотых или 6 млн.долл. при иностранном участии.
Проблема приватизации банков стала насущной, но только в 1991 г. была принята концепция приватизации, содержавшая четыре элемента:
1. должен привлекаться стратегический партнер, предпочтительно западный банк с долей участия менее 50%;
10-5206
2. министерство финансов обладает блокирующим меньшинством, которое позволяет влиять на стратегические решения;
3. коллектив служащих приватизируемого банка получает право приобретения до 20% доли по льготной цене;
4. остальные акции продаются на бирже.
До 1995 г. проведено четыре этапа приватизации банков, но прогресс невелик. Причину авторы видят в плохой оценке рисков, вытекающей из плохих требований. Из-за плохих требований не идут иностранные инвесторы, иностранные банки вроде бы заинтересованы в присутствии в Польше, но хотят создать свои филиалы, а не покупать существующие, обремененные старыми долгами банки, как этого хочет польская сторона.
В феврале 1993 г. Сейм принял Закон о реструктуризации финансов предприятий и банков, который обязал их к марту 1994 г. избавиться от "ленивых" кредитов (с государственным участием минимум в 50%. Регулирование старых долгов было проведено успешно. По оценке министерства финансов, до конца мая 1994 г. более 90% проблемных кредитов было в той или иной форме урегулировано (с.56).
Несмотря на успешное развитие банковской структуры и законодательства в Польше,, в 1995 г. государственные банки всё ещё господствовали в банковском деле, охватывая более 60% (с.57). Для полного успеха необходима конкуренция частных банков.
Банковское дело Румынии
Из-за политической нестабильности Румыния начала свои монетарные реформы довольно поздно, значительно отстав от других реформируемых стран. В начале 1991 г. банковское дело было дерегулировано и структурировано заново, были установлены законодательные и институциональные рамки для двухступенчатой банковской системы. Реструктуризация в двухступенчатую систему базируется на Банковском законе N 33 и на Законе о Румынском национальном банке N 44 от 1991 г.
Преодолев самоизоляцию 80-х годов, Румыния в 1993-1994 гг. наладила сотрудничество с международными финансовыми институтами (МБРР, МВФ) и западными Центральными банками. Улучшилась финансовая и платежная дисциплина, но самая трудная часть реформ ещё впереди.
Национальный банк Румынии (НБР) несет общую ответственность за денежную политику, политику валютных курсов. В проведении денежной политики он независим и подчинен только парламенту, на самом деле правительство постоянно вмешивается в процесс практических решений, и растущая инфляция является, по мнению авторов, следствием ограниченной независимости НБР.
Политика денежного рынка НБР не могла быть успешной из-за отсутствия правительственной поддержки антиинфляционной политики. В 1993 г. инфляция достигла пика с начала реформ, составив 295%, и стала самой высокой в реформируемых странах ЦВЕ (с.62). Поворот к ограничительной денежной политике произошел с помощью МВФ. Монетарные ограничения и повышение процентных ставок со стороны НБР обусловили заметное снижение темпов инфляции с начала 1994 г.
Сектор коммерческих банков, как второй компонент банковской системы, значительно изменился в количественном и правовом аспектах, но стратегия НБР, выражающаяся в задержке выдачи лицензий, повинна в том, что создается сравнительно мало новых банков.
Структурным недостатком румынского банковского рынка является господство государственных банков: на рынке доминируют четыре государственных банка, имеющие самую большую сеть филиалов и охватывающие более 80% кредитного рынка (с.63). Нельзя недооценивать и роль семи частных банков, доля которых на рынке составляла в 1994 г. около 15%, а в 1995 г. уже более 20% (с.65). Все банки с частным капиталом делают ставку на региональное строительство сети филиалов и ищут иностранных партнеров.
В Румынии законодательно закреплены некоторые банковские предписания, сравнимые с западными стандартами: банкам разрешается давать взаймы одному должнику не более 20% собственного капитала. Для укрепления базы собственного капитала коммерческие банки должны отчислять 20% прибыли в свои резервы до тех пор, пока не достигнут размера основного капитала. Для гарантии вкладов Закон N 33 от 1991 г. разрешает создание страхового фонда, особенно рекомендуя его частным банкам.
Проблему нейтрализации безнадежных или сомнительных требований банков по отношению к государственным предприятиям румынские власти не торопятся решать. Хотя в 1990 г. в порядке
ю*
погашения долгов государство забрало у банков 90% "ленивых" кредитов, но и спустя три года ценные бумаги для оздоровления финансов банки от государства не получили (с.68).
Государство является главным собственником крупных банков и, несмотря на создание частных банков, занимает преимущественное положение на рынке денег, кредитов и депозитов. Только через пять лет после начала реформ сделаны некоторые послабления для приватизации государственных банков. Основной же стратегический шаг был сделан в 1995 г., когда было решено приватизировать два из шести крупных банков на основе общего Закона о приватизации N 58.
Реформа денежного и банковского рынка не является приоритетной задачей в Румынии после краха режима Чаушеску. Только в 1993-1994 гг. под влиянием МВФ удалось преодолеть стадию застоя, снизить инфляцию и стабилизировать финансовые рынки. Начав фундаментальную банковскую реформу, Румыния подтолкнула конкуренцию. Достаточного доверия к собственным банкам пока нет, вкладчики предпочитают иностранную валюту и банки. Предприятия продолжают делать долги, нарушая финансовую дисциплину, и, хотя был объявлен финал приватизации, до него ещё далеко. Похоже, что под влиянием МВФ и МБРР, Румыния сможет достичь финансовой стабильности, на базе которой сможет начаться рыночно-экономический рост.
В.И.Шабаева
98.03.027. ХЕФФЕРНАН Ш. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ БАНКОВСКИХ КРАХОВ.
HEFFERNAN Sh. The determinants of bank failure// Modern banking in theory and practice.- Chichester etc., 1996.- Ch.7.- P.429-445.
В главе из книги профессора банковского дела и финансов Школы бизнеса при Университете Сити(Лондон) исследуются причины банковских крахов, имевших место за последние 20 лет в странах Запада. Автор анализирует деятельность следующих банков: миланского коммерческого банка Banco Ambrosiano,американского банка Penn Square, английских банков Johnson Matthey Bankers (JMB) и Barings, американских ссудо-сберегательных касс и др.
Крах банка означает его ликвидацию, слияние с более здоровым банком под контролем государства или оказание ему