Научная статья на тему 'Современное антикоррупционное образование в ведомственном вузе: понятие, проблемы и пути их решения'

Современное антикоррупционное образование в ведомственном вузе: понятие, проблемы и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗО-ВАНИЕ / КОРРУПЦИЯ / СТАНДАРТ ПОВЕДЕНИЯ / ПРОФЕССИО-НАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ КАЧЕСТВА / НЕПОДКУПНОСТЬ / anti-corruption education / corruption / standard of behavior / professionally significant qualities / incorruptibility.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синников Владимир Борисович

Статья посвящена выявлению проблем форми-рования системы антикоррупционного образования в России в ведомственном вузе. Автор приходит к выводу, что реализация интегративного принципа в образовательном процессе является одним из спосо-бов решения проблем антикоррупционного образова-ния в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синников Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern anti-corruption education at university: the concept, problems and their solutions

The article is devoted to the revealing problems of the formation of the system of anti-corruption education at departmental university of the Russian Federation. The author concludes that the implementation of the integrative principle in the educational process is one of the ways to solve the problems of anti-corruption education in Russia.

Текст научной работы на тему «Современное антикоррупционное образование в ведомственном вузе: понятие, проблемы и пути их решения»

УДК 324

DOI 10.24411/2078-5356-2018-10048

Синников Владимир Борисович Vladimir B. Sinnikov

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры экономического права Казанский научно-исследовательский технический университет (КНИТУ-КАИ) им. А.Н. Туполева (420111, Казань, ул. К. Маркса, 10)

œndidate of sciences (pedagogical), associate professor, associate professor of the department of economic law

Kazan scientific-research technical university (KNITU-KAI) named after A.N. Tupolev (10 K. Marks st., Kazan, Russian Federation, 420111)

E-mail 2964768@mail.ru

Современное антикоррупционное образование в ведомственном вузе: понятие, проблемы и пути их решения

Modern anti-corruption education at university: the concept, problems and their solutions

Статья посвящена выявлению проблем формирования системы антикоррупционного образования в России в ведомственном вузе. Автор приходит к выводу, что реализация интегративного принципа в образовательном процессе является одним из способов решения проблем антикоррупционного образования в России.

Ключевые слова: антикоррупционное образование, коррупция, стандарт поведения, профессионально значимые качества, неподкупность.

The article is devoted to the revealing problems of the formation of the system of anti-corruption education at departmental university of the Russian Federation. The author concludes that the implementation of the integrative principle in the educational process is one of the ways to solve the problems of anti-corruption education in Russia.

Keywords: anti-corruption education, corruption, standard of behavior, professionally significant qualities, incorruptibility.

Борьбу с коррупцией каждое государство ведет по-своему, однако никто при этом не может ее победить. Попытки объединить свои усилия с целью противодействия глобальному злу были предприняты в 2003 году, когда была принята Конвенция ООН против коррупции (далее - Конвенция) [1].

Согласно Индексу восприятия коррупции (ИВК) [2], фиксируемому исследователями Transparency, позиция России в противостоянии коррупции на протяжении последних лет особенно уязвима (см. таблицу 1).

Исследователи проблем противодействия коррупции в России отмечают, что эта борьба

Таблица 1

Год Количество стран Позиция России Другие страны, находящиеся на одном уровне с Россией, согласно ИВК

2013 177 127 Азербайджан, Гамбия и Коморские Острова, Ливан, Мадагаскар, Мали, Никарагуа, Пакистан

2014 177 136 Нигерия, Ливан, Кыргызстан, Иран, Камерун

2015 168 119 Азербайджан, Гайана и Сьерра-Леоне

2016 176 131 Иран, Казахстан, Непал, Украина

© Синников В.Б., 2018

давно вышла за пределы правового и экономического полей - политические и даже идеологические аспекты оказываются не менее значимыми, когда речь идет о развитии коррупционных проявлений (например, существует мнение, что борьба с коррупцией усиливается в период предвыборных кампаний).

Российская модель борьбы с коррупцией основана на понимании того, что «коррупционером не рождаются», им становятся в результате существования в условиях несовершенства государственной системы принятия решений. Таким образом, на первый план выходит проблема формирования системы антикоррупционного образования. Так, в Конвенции (подп. «в» п. 1 ст. 6) звучит призыв к государствам-участникам обеспечивать предупреждение коррупции при помощи «распространения знаний по вопросам предупреждения коррупции».

Что же такое антикоррупционное образование, с какими проблемами приходится сталкиваться тем, кто призван его реализовывать, и, самое главное, каковы пути их решения?

По мнению исследователей Transperensy. org.ru, суть антикоррупционного образования заключается в воспитании «такого мировоззрения, в котором коррупционный поступок считается не нормой, а маргинальным и вызывающим общественное осуждение фактом. Неотъемлемой частью подобного мировоззрения является принятие легальной модели социального поведения» [2].

Концепция антикоррупционного образования включает в себя два уровня: базовое образование (всеобщее - ориентировано на гражданина любого возраста, статуса, профессии, основано на усвоении навыков общественно одобряемого правового поведения и его пропаганде) и профессиональное образование (специфичное, подразумевает предотвращение коррупции, противодействие ей, то есть подготовку специалистов, чья профессиональная деятельность непосредственно связана с охраной и защитой общественного порядка, противодействием преступности).

Профессиональное антикоррупционное образование ориентировано в первую очередь на сотрудников правоохранительных органов. В 2008 году в России был принят (спустя пять лет приказом МВД России от 31 октября 2013 г. № 88 отменен) Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, отдельная глава которого посвящена изложению профессионально-этического стандарта антикоррупционного поведения со-

трудника. В Федеральном законе от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» требования к антикоррупционному поведению сотрудника ОВД изложены в подпунктах 13, 14 пункта 1 статьи 27 «Основные обязанности сотрудника полиции» и касаются конфликта интересов и фактов склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Сама идея антикоррупционного образования в отечественной научной педагогической литературе обсуждается продолжительное время. Однако базовых антикоррупционных стандартов поведения гражданина до сих пор не выработано. В соответствии с пунктом 4 статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» принимаются лишь локальные акты в отдельных организациях (например, Стандарт антикоррупционного поведения государственного служащего (одобрен решением Координационного совета Приволжского федерального округа по государственной кадровой политике от 18 февраля 2011 г. № А53-856пр)). Имеющиеся рекомендации о разработке и принятии кодекса этики и служебного поведения работников различных организаций и ведомств в настоящее время не позволяют заполнить нормативно-правовой вакуум [3].

Еще менее разработанной в отечественной образовательной системе является концепция базового антикоррупционного образования, несмотря на ряд проведенных только за последние пять лет исследований. Так, с 2012 по 2017 годы в центре внимания диссертантов находились: проблемы формирования антикоррупционной культуры личности студента [4], вопросы антикоррупционной компетентности госслужащих, [5], антикоррупционная позиция личности курсанта вуза МВД России [6] и др.

В федеральном образовательном стандарте обучения курсантов в вузах МВД России обозначена необходимость формирования такой общекультурной компетенции, как навыки антикоррупционного поведения. Однако каковы составляющие подобного поведения и каковы критерии сформированности данной компетенции, многие преподаватели до конца не уяснили.

Целью нашей работы является создание модели профессионально-этического антикоррупционного поведения будущего сотрудника правоохранительных органов (далее - модель).

При создании модели профессионально-этического антикоррупционного поведения мы использовали понятия, определенные нормативными правовыми и другими актами, основ-

ными из которых являются Федеральный закон «О коррупции» и Конвенция организации объединенных наций против коррупции [1], ратифицированная Российской Федерацией.

Так, в Конвенции в статье 8, рассматривающей кодексы поведения публичных должностных лиц, определено: «В целях борьбы с коррупцией каждое Государство-участник поощряет, среди прочего, неподкупность, честность и ответственность своих публичных должностных лиц в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы» [1].

Таким образом, модель профессионально-этического антикоррупционного поведения, по нашему мнению, может выглядеть следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Модель антикоррупционного поведения

Из всех перечисленных понятий, составляющих модель, с точки зрения норм права нормативному регулированию, в основном, подлежит только неподкупность (взятка, превышение должностных полномочий и др. - Уголовный кодекс РФ), остальные нормы - этические (оцениваются общественным мнением, а в ряде случаев - только совестью самого гражданина, если о факте коррупционного нарушения известно ему одному).

Обратившись к словарям, получаем следующие определения: неподкупный - такой, которого нельзя подкупить; не изменяющий своему долгу из корыстных побуждений [7]; такой, которого нельзя подкупить; совершенно честный [8]; такой, которого нельзя подкупить, не изменяющий своему долгу из корыстных соображений; стойкий, не поддающийся соблазнам [9]. Словарь синонимов [10] предлагает такой ряд эквивалентов слова «неподкупность»: добропорядочность, кристальность, неумытность, порядочность, честность, чистоплотность. В словаре антонимов единственный вариант - продажность [11].

Таким образом, согласно словарным дефинициям общая трактовка понятия «неподкупность/ неподкупный» - «такой, которого нельзя подкупить», однако при этом все-таки отмечены любопытные нюансы: «совершенно честный» (не просто честный - а в высшей степени этого качества; и «стойкий, не поддающийся соблазнам»).

Что касается понятия «честность», то в большинстве словарей отвлеченное существительное предлагается рассматривать через прилагательное «честный»: правдивый, прямой, добросовестный, не способный лукавить [7]. Синонимический словарь предлагает более 50 синонимов к слову «честный» (добросовестный, правдивый, прямой, прямодушный, беспорочный, безупречный, неподкупный, совестливый, нравственный и др.) [10]

Дефиниция понятия «ответственность» в толковом словаре Д.Н. Ушакова сформулирована предельно конкретно: «Положение, при котором лицо, выполняющее какую-нибудь работу, обязано дать полный отчет в своих действиях и принять на себя вину за все могущие возникнуть последствия в исходе порученного дела, в выполнении каких-нибудь обязанностей, обязательств» [9]; словарь синонимов предлагает следующий ряд слов: «важность, надежность, обязанность, обязательность, обязательство, ответ, порука, поручительство, ручательство, серьезность, совесть».

В соответствии с этим возникают вопросы: каким образом педагоги и психологи, занимающиеся антикоррупционным образованием, должны способствовать формированию такого профессионально значимого качества, как неподкупность, в условиях существующих «соблазнов»; каким образом необходимо формировать личность выпускника (школы, вуза, гражданского или ведомственного), который не только бы отличался непримиримым отношением к коррупционным проявлениям (не принимать и не давать взятки, не поддаваться уговорам и посулам для нарушения служебного долга), но и был бы способен к решительным действиям (сообщить о фактах коррупции, принять меры к ее пресечению (как, например, поступила в 2017 году выпускница школы в Республике Адыгея), заранее зная, что такой поступок большинством будет воспринят негативно и человеку уготована участь белой вороны и даже изгоя.)

В ходе решения данной задачи нами проведено исследование значимости профессиональных компетенций среди курсантов и слушателей Казанского юридического института МВД России (далее - ведомственный вуз). В эксперименте приняли участие курсанты 1-4 курсов, слушатели 5-го курса факультета подготовки специалистов по программам высшего образования.

Цели эксперимента:

- установить, какие из предложенных 30 профессионально значимых качеств обучающиеся

в ведомственном вузе считают приоритетными для сотрудника правоохранительных органов;

- оценить степень осознания основополагающего качества (компетенции), выделенного из профессионально-этической модели антикоррупционного поведения (рис. 1).

Данному исследованию предшествовал анализ работы профессорско-преподавательского, командного и воспитательного состава вуза по формированию антикоррупционной модели поведения, как в ходе изучения соответствующих тем в ходе учебных занятий, так и в ходе информационно-пропагандистской и досуговой работы.

Так, в соответствии с Планом организационно-практических мероприятий по реализации требований Директивы МВД России от 27 февраля 2015 года № 1дсп «О мерах по укреплению служебной дисциплины и законности в ОВД РФ» (на 2017-2018 гг.) (далее - Директива МВД России), в целях укрепления служебной дисциплины и законности в ведомственном вузе, устранения имеющихся недостатков и негативных явлений в кадровом и морально-психологическом обеспечении служебной деятельности проводятся необходимые мероприятия в соответствии с принципами системности, преемственности и интеграции. Более подробно данные принципы рассматривались нами в диссертационном исследовании и более поздних публикациях. Остановимся только на основополагающих принципах подготовки специалиста в ведомственном вузе.

Согласно принципу системности процесс подготовки специалиста необходимо рассматривать с точки зрения системы - с ее внутренними и внешними связями.

Непрерывное, целостное профессиональное развитие в процессе обучения на основе требований к будущей профессиональной деятельности специалиста, а также способность его работать в социальной среде обеспечивает преемственность в отборе содержания подготовки.

Комплексному решению обучаемым профессиональных задач (многопредметных по своей сущности), которые, будучи реализуемыми в учебном процессе, придают содержанию обучения целостный характер, способствует принцип

интеграции, который, кроме того, актуален и при выстраивании воспитательной парадигмы в ведомственном вузе [12].

Участникам эксперимента (курсантам и слушателям с первого по четвертый курс и слушателям пятого курса факультета подготовки специалистов по программам высшего образования) была предложена анкета, включающая 30 профессионально-значимых качеств, сформированное^ которых у выпускников и учащихся в ведомственном вузе позволит рассматривать данную личность как образцовую личность сотрудника правоохранительных органов. Участники анкетирования провели ранжирование указанных качеств с позиции необходимости их формирования в личности сотрудника правоохранительных органов.

Выборка по трем качествам, определенным нами как профессионально значимые в личности сотрудника правоохранительных органов, способного противостоять коррупционным «соблазнам», представлена в таблице 2. Все представленные в модели качества - неподкупность, честность, ответственность - находятся в первой десятке приоритетных качеств сотрудника. При этом обращает на себя внимание, что качество «неподкупность» по своему рейтингу опережает другие два качества рассматриваемой модели.

Для сравнения в таблице представлены результаты опроса курсантов и слушателей института, проходивших обучение в 2013 году.

Результаты исследования были обсуждены с командным и воспитательным составом вуза, внесены коррективы в план института по выполнению требований Директивы МВД России.

Вывод: анализ результатов исследования дает основания утверждать, что существующая в ведомственном вузе система по формированию антикоррупционного поведения позволила привить курсантам и слушателям устойчивое понимание важности рассматриваемых вопросов с точки зрения профессионально значимых качеств и в сознании будущих сотрудников правоохранительных органов.

Анализ современного российского антикоррупционного образования позволяет сформули-

Таблица2

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс Слушатели

Качество 2013 2017 2013 2017 2013 2017 2013 2017 2013 2017

Неподкупность 12 7 4 3 7 4 6 3 3 3

Честность 9 6 10 7 8 6 9 6 6 4

Ответственность 13 5 11 6 4 2 8 4 5 2

ровать следующие проблемы, требующие оперативного решения:

- учащиеся ведомственного вуза получают знания норм права в области противодействия коррупции в период изучения теоретических занятий в рамках учебного предмета (предметные знания), которые, согласно исследованиям, не формируют в достаточной степени модель антикоррупционного поведения в повседневной деятельности;

- важной задачей педагогов является формирование такого личностного качества обучаемого, как способность противодействовать коррупционным проявлениям, однако в перечне компетенций, определенных федеральным образовательным стандартом, нет единого подхода в формулировке данной задачи;

- недостаточная реализация связи курсов (тем) учебных дисциплин, предусматривающих изучение вопросов противодействия коррупционной деятельности, с сопрягаемыми учебными дисциплинами, которые в комплексе позволят улучшить теоретико-практическую составляющую антикоррупционного поведения учащихся.

Решению указанных проблем по антикоррупционному образованию, на наш взгляд, в том числе будет способствовать реализация следующих интегративных подходов в обучении:

- выделение в рамках изучения учебного плана конкретной специальности сопрягаемых учебных дисциплин по противодействию коррупции (блок правовых дисциплин, общественно-правовых дисциплин);

- определение интегративных областей («интеграция междисциплинарных знаний (различных курсов, разделов, элементов знаний), которые возможно реализовать вокруг стержневых, базисных профессиональных понятий, категорий специальности, с единых методологических позиций») [13, с. 5];

- включение в перечень общекультурных компетенций в ФГОС по подготовке специалиста-выпускника любого вуза (ведомственного, гражданского) такой компетенции, как способность противодействовать коррупционным проявлениям в будущей профессиональной деятельности.

Примечания

1. Конвенция организации объединенных наций против коррупции: принята Генеральной Ассамблеей ООН на 51 пленарном заседании 31 октября 2003 года. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.11.2017).

2. URL: http://www.edu@transparency.org.ru (дата обращения: 11.11.2017).

3. Майоров А.В., Ванюшин Я.Л. Обоснование нормативного закрепления антикоррупционных стандартов служебного поведения сотрудников образовательного учреждения высшего профессионального образования // Правопорядок: история, теория, практика. 2015. № 4 (7). С. 46-50.

4. Хамдеев А.Р Педагогическое обеспечение формирования антикоррупционной культуры студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2015.

5. Печенкин В.А. Формирование антикоррупционной компетентности государственных служащих: дис. ... канд. психол. наук. М., 2012.

6. Рыбалкин Д.А. Диагностика антикоррупционной позиции курсантов вузов МВД России: учебно-методическое пособие. Казань: КЮИ МВД России, 2017. 58 с.

7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный: в 2 т. М.: Рус. яз., 2000. 1209 с.

8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992.

9. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / под ред. Д. Ушакова. М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 2007. 752 с.

10. Словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, Л.А. Введенская, В.И. Зимин [и др.]. 2-е изд, испр. М.: Астрель; АСТ, 2003. 336 с.

11. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л.А. Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Русский язык, 1984.

12. Синников В.Б. Комплексный подход к организации учебно-воспитательной работы в юридическом вузе МВД России на примере взаимодействия кафедр и учебно-строевых подразделений // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 8. С. 95-97.

13. Синников В.Б. Интеграция психолого-педагогических, юридических и специальных знаний в процессе подготовки курсантов образовательных учреждений МВД: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 1999.

Notes

1. United Nations Convention against Corruption: adopted by the UN General Assembly at the 51st plenary meeting on October 31, 2003. Access from the reference legal system «ConsultantPlus» (accessed 11.11.2017).

2. URL: http://www.edu@transparency.org.ru (accessed 11.11.2017).

3. Maiorov A.V., Vanyushin Ya.L. Substantiation of the normative fixing of anti-corruption standards of official conduct of employees of the educational institution of higher professional education. Law and order: history, theory, practice, 2015, no. 4 (7), pp. 46-50. (In Russ.)

4. Hamdeev A.R. Pedagogical support of the formation of anti-corruption culture of university students. Dissertation... candidate of pedagogical sciences. Kazan, 2015. (In Russ.)

5. Pechenkin V.A. Formation of anti-corruption competence of public servants. Dissertation... candidate of psychological sciences. Moscow, 2012. (In Russ.)

6. Rybalkin D.A. Diagnostics of the anti-corruption position of cadets at the universities of the Ministry of the Interior of Russia: a teaching aid. Kazan: KII Ministry of the Interior of Russia, 2017. 58 p. (In Russ.)

7. Efremova T.F. New Dictionary of the Russian language. Interpretative and word-building: in 2 vol. Moscow: Rus. yaz. Pabl., 2000. 1209 p. (In Russ.)

8. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Explanatory dictionary of the Russian language. Moscow: Az Pabl., 1992. (In Russ.)

9. Explanatory dictionary of the Russian language: in 4 vol. / under ed. D. Ushakov. Moscow: TERRA-Book Club Pabl., 2007. 752 p. (In Russ.)

10. Dictionary of synonyms of the Russian language / L.P. Alektorova, L.A. Vvedenskaya, V.I. Zimin and others. 2-nd ed., rev. Moscow: Astrel; AST Pabl., 2003. 336 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Lvov M.R. Dictionary of the antonyms of the Russian language / ed. L.A. Novikov. Ed. 2 nd, corrected. and additional. Moscow: Russian language Pabl., 1984. (In Russ.)

12. Sinnikov V.B. Comprehensive approach to the organization of teaching and educational work in the law school of the Ministry of the Interior of Russia on the example of interaction between departments and educational-combat units. Bulletin of the Kazan law institute of the Ministry of the interior of Russia, 2012, no. 8, pp. 95-97. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.