Научная статья на тему 'Современно ли учение В. С. Соловьёва?'

Современно ли учение В. С. Соловьёва? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современно ли учение В. С. Соловьёва?»

Да, совсем забыл сказать: тот милый человек, который привел меня к могиле философа, оказался не кто иной, как известный поэт и переводчик с древних языков Сергей Васильевич Шервинский, живший недалеко от Новодевичьего монастыря и навещавший в тот день могилы своих родных.

Так что это двойная встреча, за которую я благодарен судьбе, потому что через Сергея Васильевича протянулась прямая нить к племяннику Владимира Соловьёва, Сергею Соловьеву-младшему, тоже поэту-переводчику, жизнью и творчеством которого я стал заниматься и впоследствии написал его биографию.

Как говорили древние, «книги имеют свою судьбу...»

Э.И. ЧИСТЯКОВА,

канд. филос. наук, профессор кафедры философии Московского государственного открытого университета

СОВРЕМЕННО ЛИ УЧЕНИЕ B.C. СОЛОВЬЁВА?

«Мы забываем мудрость ради знания, мы утратили знание в потоке информации».

Томас Элиот

Как нам, живущим в веке «потока информации» относиться к идее о «мудром знании» Вл. Соловьёва? Некоторые авторы считают, что идеи эти не современны и обращаться к ним надо, лишь отдавая дань уважения нашему духовному наследию.

Думаю, что задача Соловьёвского семинара, работающего в г. Иванове уже 10 лет, иная. А именно: перевести на новую ступень разумного понимания философию B.C. Соловьёва: раскрыть духовный импульс его миросозерцания, и, следуя путем «восстановителя культурных ценностей», /Вяч. Иванов/ способствовать самопознанию себя, общества, современного нам мира. На семинарах представители разных видов творчества и знания стремятся обсуждать не простые для сегодняшнего дня проблемы Софии, Логоса, Богочеловечества, панмонголизма и др., порядком забытые современной интеллигенцией. Там, где некоторые современники видят «мистический бред», участники семи-

нара раскрывают злободневную проблему, которая стоит перед нами, живущими уже в XXI веке. Разнонаправленность интересов не заслоняет главного устремления участников семинара, стремящихся к раскрытию «высших задач человеческой жизни».

Тем самым выполняется завет В. Соловьёва, который считал, что невозможно для «здравомыслящего человека» проявлять безусловную и исключительную преданность какой-нибудь односторонней системе. Стремиться нужно не к «измам», а к развитию «разумных и сознательных взглядов на вещи».

Интерес к прогнозам и пророчествам Вл. Соловьёва объясняется тем, что страна наша, как и все человечество, переживает рубеж не только веков, но и тысячелетий. Духовные, политичесике, национальные, экологические и др. проблемы появились не сегодня, а имеют культурно-историческое объяснение. Вглядываясь в наступающее столетие, Вл. Соловьев с тревогой вопрошал:

О Русь! В предвиденье высоком Ты мыслью гордой занята: Каким ты хочешь быть востоком -Востоком Ксеркса иль Христа.

Ксеркса, отвечаем мы, столетие спустя.

Соловьёвская проповедь Вселенского, Живого, Социального Христианства разбудила немногих наших современников, да и голос их не отчетливо слышен. А между тем, Вл. Соловьёв искренне верил, что «русский народ - народ христианский, и, следовательно, чтобы познать истинную русскую идею, нельзя ставить себе вопроса, что сделает Россия чрез себя и для себя, но что она должна сделать во имя христианского мира, частью которого она предполагается»1.

Для меня Вл. Соловьев - не религиозный философ, а русский христианский мыслитель, а значит и философ - современный. Определяя задачи журнала «Вопросы философии и психологии», который стал издаваться с 1889 года, редактор Н.Я. Грот считал, что «истинно русский человек» по убеждению христианин. И не является истинно русским и подлинно христианским мыслителем тот, кто «глумится над человеком» и «человеческим». А также истинному духу русского христианского народа чуждо и превознесение идеи «православия» над идеей «христианства». Таким мыслителем и был Вл. Соловьёв. Он - защитник христианского человечества, которое должно не на словах, а на деле оправдать веру. Обещанное христианство должно быть исполненным Делом преображения человека, «обновления человеческого общества и всей земной природы»2.

Критика относительных истин исторической церкви, науки, философии, искусства велась Вл. Соловьёвым не с позиций нигилистического их отрицания, а «единственно против антихристианского духа, где бы и в чем бы он ни выражался»3. Его удручает современное состояние культуры, когда из стилистики религиозного, философского, научного, художественного, политического языка ушло «человеческое измерение» мира, а вместе с ним - понимания смысла и пути жизни. Разгул стихийных сил, в водоворот которых втянут современный без-личный человек, заставляет терять его человеческий Лик. Сам философ на вопрос «Чем и кем желали бы вы быть?», ответил: «Собою, вывороченным на лицо»4.

Вл. Соловьёв стремился «вывернуть на лицо» и современную культуру. Ее духовное возрождение он видел в примирении науки, философии, искусства и религии. Эти языческие по своей природе формы должны быть освещены светом всеединого духа, связывающего, организующего мир на основе правды, добра, красоты. Как христианский мыслитель Вл. Соловьёв считал, что Рационально понять можно лишь то, что организовано, упорядочение. Рационализм западноевропейской культуры, связанный с идеей каузального порядка, объясняет лишь внешний мир. Но задача познания не только упорядочить знания о внешнем мире, но и связать его со знанием внутреннего мира человека. Эта связь осуществляется Логосом - всеобщей мерой Разума, которая при-

ложима ко всем сферам, где есть гармонизация и упорядоченность бытия. Поэтому Вселенское Христианство «не полоняет церковным приходом» /А. Белый/ языческие сферы культуры, а вскрывает организующий Центр - «Логоса - Христа». Оно раскрывает универсальные основы самоопределения человека и человеческого мира.

«Печалование» /Н. Федоров/ о разъединении тела, души и духа современного человека, а также сфер культуры, выразилось у Вл. Соловьёва в конце жизни в осознание надвигающейся на человечество катастрофы. Философ, в отличие от историка, имеет дело с мыслью о мире и жизни, а не с самим миром. И «думой века измерив» /А.Белый/, в конце жизни он выступает с огненными речами пророка, предсказывая трагическое развитие событий в наступающем антигуманном XX веке.

Так прислушаемся к пророку нашего отечества. Может еще не поздно?

В заключении хочу привести тексты отца и сына о Вл. Соловьёве, его учении - которые в разные годы присутствовали на лекциях философа. Отец - крупный ученый, математик, декан математического факультета Московского университета - Н.В. Бугаев. Его сын - философ, поэт, писатель - Андрей Белый.

19 октября 1891 года в Психологическом обществе состоялось чтение и обсуждение лекции Вл. Соловьёва «О причинах упадка средневекового миросозерцания».

Н.В. Бугаев: «Сущность христианства состоит в требовании от человека стремиться всеми своими силами к бесконечному совершенствованию себя и других. Это совершенствование должно выразиться нашею солидарностью не только со всем человечеством, но и со всею природою. В природе человека лежит потребность, и возможность такого совершенствования. Кроме того, любовь христианская не исключает справедливости; она не есть слепое чувство, а должна сопровождаться мудростию /будьте мудры аки змеи и незлобливы аки голуби/».

Вл.С. Соловьёв: «Я вполне с этим согласен и не вижу тут возражения против сказанного мною».

Н.В. Бугаев: «Я думаю, что попытки делить общество на христиан и нехристиан, даже ввиду собственных признаний членов общества, совершенно неосновательны. Все мы христиа-

не по воспитанию и действуем под влиянием начал, усвоенных в христианской среде».

Вл.С. Соловьёв: «В сущности, это и была моя мысль»5. Андрей Белый. «Стояла весна 1900... Лекция Соловьёва «О конце всемирной истории» поразила громом. Но великий мистик прав. Помню его с бездонно устремленными очами, с волосами, разметавшимися по плечам, иронически-спокойного с виду, задумчивого, повитого тучей огня. Резко, отчетливо вырывались его слова с брызгами молний, и молнии пронзили будущее; и сердце пленялось тайной сладостью, когда он уютно склонял над рукописью свой лик библейского пророка; и картина за картиной вставали среди тумана, занавесившего будущее. Обозначился ряд ледяных пиков, крутых снегоблещущих гор, по которым мы должны будем пройти, чтобы не свалиться в пропасть.. ,»6.

1 Соловьёв B.C. Русская идея // Соч. в двух томах. Том 2. М.: «Правда», 1989. С. 229.

2 Приложения / К чтению Владимира Соловьёва в Психологическом обществе «О причинах упадка средневекового миросозерцания» // Соловьёв B.C. Соч. в двух томах. Том 2. С. 358.

3 Соловьёв B.C. Письмо в редакцию газеты «Московские ведомости» // Соловьёв B.C. Соч. в двух томах. Том 2. С. 365.

4 Соловьёв B.C. Из «Альбома признаний Т.Л.Сухотиной» // Философия искус-стваи литературная критика. М.: «Искусство», 1991. С. 642.

5 Приложения / К чтению Владимира Соловьёва в Психологическом обществе «О причинах упадка средневекового миросозерцания» / С. 359, 362.

6 Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М.: «Республика», 1994. С. 408.

Т.Г. ЩЕДРИНА

д-р филос. наук, доцент кафедры философии Московского педагогического государственного университета

СОЛОВЬЁВСКИЙ СЕМИНАР В ИВАНОВО КАК «МОДЕРАТОР»1 ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В истории любой философской области (как и в любой истории) есть события, находящиеся на перекрестье интеллектуальных пространств, определяющие тематику и задающие тональность проблемных поисков своего времени. Соловьёвский

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.