Научная статья на тему 'Соловьёвский семинар в Иваново как «Модератор» философского знания'

Соловьёвский семинар в Иваново как «Модератор» философского знания Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Соловьёвский семинар в Иваново как «Модератор» философского знания»

не по воспитанию и действуем под влиянием начал, усвоенных в христианской среде».

Вл.С. Соловьёв: «В сущности, это и была моя мысль»5. Андрей Белый. «Стояла весна 1900... Лекция Соловьёва «О конце всемирной истории» поразила громом. Но великий мистик прав. Помню его с бездонно устремленными очами, с волосами, разметавшимися по плечам, иронически-спокойного с виду, задумчивого, повитого тучей огня. Резко, отчетливо вырывались его слова с брызгами молний, и молнии пронзили будущее; и сердце пленялось тайной сладостью, когда он уютно склонял над рукописью свой лик библейского пророка; и картина за картиной вставали среди тумана, занавесившего будущее. Обозначился ряд ледяных пиков, крутых снегоблещущих гор, по которым мы должны будем пройти, чтобы не свалиться в пропасть.. ,»6.

1 Соловьёв B.C. Русская идея // Соч. в двух томах. Том 2. М.: «Правда», 1989. С. 229.

2 Приложения / К чтению Владимира Соловьёва в Психологическом обществе «О причинах упадка средневекового миросозерцания» // Соловьёв B.C. Соч. в двух томах. Том 2. С. 358.

3 Соловьёв B.C. Письмо в редакцию газеты «Московские ведомости» // Соловьёв B.C. Соч. в двух томах. Том 2. С. 365.

4 Соловьёв B.C. Из «Альбома признаний Т.Л.Сухотиной» // Философия искус-стваи литературная критика. М.: «Искусство», 1991. С. 642.

5 Приложения / К чтению Владимира Соловьёва в Психологическом обществе «О причинах упадка средневекового миросозерцания» / С. 359, 362.

6 Белый А. Апокалипсис в русской поэзии // Андрей Белый. Символизм как миропонимание. М.: «Республика», 1994. С. 408.

Т.Г. ЩЕДРИНА

д-р филос. наук, доцент кафедры философии Московского педагогического государственного университета

СОЛОВЬЁВСКНЙ СЕМИНАР В ИВАНОВО КАК «МОДЕРАТОР»1 ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

В истории любой философской области (как и в любой истории) есть события, находящиеся на перекрестье интеллектуальных пространств, определяющие тематику и задающие тональность проблемных поисков своего времени. Соловьёвский

семинар можно сегодня рассматривать именно в качестве такого события. И прежде всего потому, что этот семинар на протяжении десяти лет выполнял особую коммуникативно-философскую функцию. Он оказывал не только внешнее влияние на развитие культурного пространства постсоветской России, но в сложное для русской философии время - время разрыва концептуальной традиции - он передавал от поколения к поколению исследователей философов и гуманитариев ценности философского отношения к миру.

М.Г. Шторх (Шлет), Т.Г. Щедрина, В.П. Океанский. Представление изданий сочинений

Г.Г. Шпета на Соловьёвском семинаре.

В течение десяти лет на семинаре вырабатывались основные направления научных и образовательных стратегий, велась просветительская работа (не только с помощью научно-философских статей, но и благодаря выступлениям участников семинара с публичными лекциями) и т.д. Фундаментальная роль научной и философской деятельности Соловьёвского семинара заключается еще и в том, что организаторы и участники в процесс переписки и непосредственного общения фактически участвовали в формировании тематической структуры современного сообщества историков русской философии и культуры. Именно коммуникативный аспект познания, специфику которого демонстрирует, в частности, десятилетняя история Соловьёвского семинара, я думаю, и следует сегодня поставить в центр современных дискуссий о культурных истоках, способах развертывания и интеллектуальной специфике русской философской традиции.

В этом аспекте необходимо обратить внимание не только на идеи Вл. Соловьёва или на религиозно-философскую традицию, которая прямо просматривается, если следовать самоидентификациям русских философов начала XX века. Сегодня нам важно обратить внимание на такие аспекты Соловьёвского семинара, которые не имеют прямого отношения к экзистенциальной и интеллектуальной истории русской философии, но благодаря его научно-организаторской деятельности оказывают влияние на развитие концептуальных установок и проблематики современной отечественной философии. Этот аспект приобретает свою актуальность именно в коммуникативном ракурсе: переписка с предполагаемыми авторами сборника «Соловьёвские исследования», документы по организации «Семинара», отзывы и рецензии на переводы и монографии ведущих деятелей науки и философии, философские тексты единомышленников и оппонентов, организация Интернет-сайта и еще много других материалов, являющихся источниками для исследования русского философского и гуманитарного сообщества начала XXI века. Я думаю, что осмысление деятельности «Соловьёвского семинара» именно в коммуникативном ракурсе позволяет говорить о нем сегодня как о своеобразном «модераторе» философского и научно-гуманитарного знания. А это значит, что свою последующую работу он может строить не только как исследовательский центр

историков философии, но и как центр методологических проблем современной русской философии.

1 В русском языке есть такое слово, как «организатор», т.е. «человек, который организует, устраивает или создает, основывает что-либо». Цит. по: Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 65. Однако это слово имеет сегодня ряд коннотаций, связанных с формально-процедурными элементами чиновничьих обязанностей и в настоящее время часто употребляется с пренебрежительным оттенком. Можно, конечно, было бы употребить единственный синоним этого слова, -«устроитель», - но и оно, к сожалению, не обладает достаточной емкостью. Поэтому я употребляю широко используемое сегодня (особенно в компьютерном мире) понятие «модератор», в котором концентрируются функции не просто внешнего, по своей сути, посредника, председателя, регулятора или «творца», но, говоря словами Гаспарова, «хорошего редактора, который улучшает чужое, не навязывая своего, или знающего свое дело библиотекаря, который вовремя посоветует нужную книжку», т.е. профессионала в той области знания, в которой он ведет «устроительскую» деятельность. Цит. по: Автономова Н.С. М.Л. Гаспаров: свой путь в науке // Стих, язык, поэзия. Памяти Михаила Леоновича Гаспарова. М., 2006. С. 14.

И ВСЯ РОССИЯ...

A.A. ЕРМИЧЁВ

д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии Русской Христианской Гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ...

Минуло более ста лет после кончины B.C. Соловьёва, восемьдесят с лишком после изгнания «людей мысли», миновал опыт марксистско-ленинской идеократии... Уходит и уходит в прошлое русская философия XIX - начала XX веков... Но даль открывает возможность понимания её целостности и основной интенции.

Но что такое русская философия? Трудно не согласиться с Б.В. Яковенко, увидевшим в ней совокупность идейных комплексов, связанных между собой не логически, а меняющимися условиями нашей жизни. Пытаясь понять русскую философию, будем помнить, что Россия - это не место, а катастрофический процесс,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.