Научная статья на тему 'Большое видится на расстоянии'

Большое видится на расстоянии Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Большое видится на расстоянии»

историков философии, но и как центр методологических проблем современной русской философии.

1 В русском языке есть такое слово, как «организатор», т.е. «человек, который организует, устраивает или создает, основывает что-либо». Цит. по: Словарь синонимов русского языка: В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 65. Однако это слово имеет сегодня ряд коннотаций, связанных с формально-процедурными элементами чиновничьих обязанностей и в настоящее время часто употребляется с пренебрежительным оттенком. Можно, конечно, было бы употребить единственный синоним этого слова, -«устроитель», - но и оно, к сожалению, не обладает достаточной емкостью. Поэтому я употребляю широко используемое сегодня (особенно в компьютерном мире) понятие «модератор», в котором концентрируются функции не просто внешнего, по своей сути, посредника, председателя, регулятора или «творца», но, говоря словами Гаспарова, «хорошего редактора, который улучшает чужое, не навязывая своего, или знающего свое дело библиотекаря, который вовремя посоветует нужную книжку», т.е. профессионала в той области знания, в которой он ведет «устроительскую» деятельность. Цит. по: Автономова Н.С. М.Л. Гаспаров: свой путь в науке // Стих, язык, поэзия. Памяти Михаила Леоновича Гаспарова. М., 2006. С. 14.

И ВСЯ РОССИЯ...

A.A. ЕРМИЧЁВ

д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии Русской Христианской Гуманитарной академии, г. Санкт-Петербург

БОЛЬШОЕ ВИДИТСЯ НА РАССТОЯНИИ...

Минуло более ста лет после кончины B.C. Соловьёва, восемьдесят с лишком после изгнания «людей мысли», миновал опыт марксистско-ленинской идеократии... Уходит и уходит в прошлое русская философия XIX - начала XX веков... Но даль открывает возможность понимания её целостности и основной интенции.

Но что такое русская философия? Трудно не согласиться с Б.В. Яковенко, увидевшим в ней совокупность идейных комплексов, связанных между собой не логически, а меняющимися условиями нашей жизни. Пытаясь понять русскую философию, будем помнить, что Россия - это не место, а катастрофический процесс,

перманентная революция. Куда ты скачешь, гордый конь и где опустишь ты копыта... Русь-тройка, куда несёшься ты? Над бездонным провалом в вечность, задыхаясь бежит рысак...

В русских условиях философ не мог не увидеть процессу-альности мира, субъектом которого был человек, тогда же выступавший и носителем процесса и объектом процессуальных воздействий, словом, единым в трёх лицах. Не потому ли в последней трети XIX века перед русскими мыслителями во весь рост встаёт проблема мира как творчества; они обращают свои взоры к личности и её творческим способностям, видя космос и историю рабочим местом человека. Об этом пишут все - и метафизики и позитивисты. Конечно, «космос», «история», «личность» - темы традиционные для русской мысли, но в последней трети XIX века в них высвечивается нечто новое - осознание творчества, творческого начала как основоположения личности, истории и космоса. В свете выступала актуальностью и

этого любая наличность

потенциальностью, данностью и заданностью. Теперь философствующий субъект не мог быть «отвлечён» от мира и от себя самого как действующей, творящей единицы бытия - процесса. Становилось понятным, что мир несовершенен в своих глубочайших структурах и, если его совершенство есть задача людей, то человек выступает частью этих структур или близок к ним. Среди тех кто «креативно» взглянул на традиционные проблемы и потому

начал новое движение русской мысли B.C. Соловьёв - об этом все знают! - занял первенствующее место. Иногда спорят, что за идея стала первой, образующей его систему - всеединства, софийная или Богочеловечества; но спорить не нужно - все сразу - и первая, и вторая и третья; эта троица образовала соловьёвскую формулу мира как процесса, имевшую столь большое значение для религиозной философии XX века. Но не только в теоретическом отношении ценен Соловьёв. Имея в виду совершенную неподготовленность русского общества того времени к восприятию философии (о чём имеются обильные свидетельства) следует высоко оценить публицистику Соловьёва. Её актуальные национально-культурные и общественно-религиозные идеи будоражили общество, а наличие в блестяще написанных статьях метафизической подосновы философски воспитывало русские умы.

Первым главным результатом нового воззрения на мир (что само было подготовлено напряжённостью отечественной истории) стал русский ренессанс. «Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни (H.A. Бердяев). В философских учениях Ренессанса идея мира как творчества упрочилась и получила всестороннюю разработку.

Но, как и ранее, эта идея не была собственностью только религиозной философии. Её разрабатывают авторы противоположного стана марксистов и, особенно, марксиствующих позитивистов, предложивших праксеологическую трактовку мира.

В бескомпромиссных дискуссиях начала XX века (неокантианцы и метафизики, позитивисты и материалисты, феноменологи против всех) русские философы настойчиво уходят от классического субъект-объектного принципа построения философии, приближаясь к такому качеству, которое характеризует её уже как философию XX века, имеющей своей сферой мир языка, знаков, символов - одним словом - культуру. При этом в Европе приближение к новой парадигме состоялось значительно за счёт феноменологии; в этом свете «Теоретическая философия» Соловьёва была знаком того, что русские совершенно по-европейски продвигались к новому уровню философского мышления.

Как могло пойти развитие отечественной мысли, не совершись народная революция 1917 - 1922 годов? Трудно сказать. Судя по лучшим образцам философии Русского Зарубежья (Н.А.Бердяев, НО. Лосский, СЛ. Франк, Ф.А. Степун, Г.П. Федотов и другие) она могла избежать постмодернистской опасности. С другой стороны, понятно, что Соловьёва должно воспринимать в контексте Ренессанса, а последний был не только переосмыслением классики, но и отказом от неё.

В любом случае, значение B.C. Соловьёва как одной из центральных фигур русского философского развития остаётся незыблемым, существование Российского научного центра по изучению наследия B.C. Соловьёва обретает своё фундаментальное обоснование. Изданные им двадцать выпусков «Соловь-ёвских исследований» с совершенной очевидностью говорят о плодотворности его работы.

И.И. ЕВЛАМПИЕВ

д-р филос. наук, профессор кафедры истории философии Санкт-Петербургского государственного университета

ВЛАДИМИР СОЛОВЬЁВ КАК ЗЕРКАЛО РУССКОЙ ФИЛОСОФИИ

Вл. Соловьёв - это символ всей русской философии, ее кульминация, ее главный «нерв». Всё предшествующее мыслительное развитие мы оцениваем по тому, как оно «подготавливало» систему идей Соловьёва; самых известных философов начала XX века, Серебряного века русской культуры, мы признаем (за небольшим исключением) последователями Соловьёва, и их значение определяем по тому, как они развивали наследие Соловьёва.

Все основные характерные черты и противоречия русской философии нашли себе ясное выражение в системе Соловьёва. Прежде всего это амбивалентная религиозность русской философии - она и основана на исконных христианских, православных началах, и ищет какой-то скрытой, утерянной в истории религиозной истины. У Соловьёва это проявляется в достаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.