Научная статья на тему 'Современники Л. Н. Толстого - типы героев романа "Анна Каренина" (на материале энциклопедии "Лев Толстой и его современники")'

Современники Л. Н. Толстого - типы героев романа "Анна Каренина" (на материале энциклопедии "Лев Толстой и его современники") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
643
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
L. N. TOLSTOY''S NOVEL "ANNA KARENINA" / PROTOTYPE / V. S. PERFILIEV / M. A. HARTUNG / M. N. TOLSTAYA / РОМАН Л. Н. ТОЛСТОГО "АННА КАРЕНИНА" / ПРОТОТИП / В. С. ПЕРФИЛЬЕВ / М. А. ГАРТУНГ / М. Н. ТОЛСТАЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саяпова Альбина Мазгаровна

В статье на материале энциклопедии «Лев Толстой и его современники» говорится о современниках Л. Н. Толстого, которые какими-то чертами характера, своим физическим и духовным обликом, своей судьбой стали прототипами его романа «Анна Каренина». Так, Перфильев Василий Степанович (1826-1890) близкий друг Толстого, в последние годы своей жизни занимавший посты вице-губернатора и губернатора Москвы, стал прототипом Стивы Облонского, Гартунг Мария Александровна (1832-1919), старшая дочь А. С. Пушкина, своим внешним обликом «подсказала» портрет Анны Карениной. По свидетельству биографических документов, судьба Анны Карениной судьба сестры Толстого Марии Николаевны. Сцена объяснения в любви Левина и Кити имеет тоже ссылку к биографическому факту из жизни Толстого. Многие другие герои Л. Н. Толстого, в том числе Анна Каренина, имеют своих литературных предков у А. С. Пушкина. Представляется весьма интересной история создания портрета Л. Н. Толстого, выполненного И. Н. Крамским, и связь ее с отдельными эпизодами романа «Анна Каренина» (образ художника Михайлова). В целом необходимо подчеркнуть, что историко-биографические материалы энциклопедии «Лев Толстой и его современники» дают возможность более глубокого осмысления образов романа «Анна Каренина» в свете их творческого создания. Данная статья говорит о возможностях работы с данным изданием в процессе как научной, так и преподавательской работы над историей создания самого жизненного романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE СONTEMPORARIES OF L. TOLSTOY AS THE TYPES OF CHARACTERS IN “ANNA KARENINA” (BASED ON THE ENCYCLOPEDIA “LEO TOLSTOY AND HIS СONTEMPORARIES”)

Based on the encyclopedia “Leo Tolstoy and His Contemporaries” the article discusses the contemporaries of Leo Tolstoy, who became the prototypes of his characters in the novel “Anna Karenina” due to some features of their character, their physical and spiritual appearance, or their destiny. Thus, Perfiliev Vasily Stepanovich (1826-1890), a close friend of Tolstoy and the vice-governor and governor of Moscow the last years of his life, became the prototype of Steve Oblonsky. Gartung Maria Aleksandrovna (1832-1919), the eldest daughter of Alexander Pushkin, “prompted” a portrait of Anna Karenina by her outward appearance. According to the biographical data, the fate of Anna Karenina is the fate of Tolstoy’s sister Maria Nikolaevna. The scene when Levin confesses his love to Kitty also has a link to the biographical fact from Tolstoy’s life. Many other characters of Leo Tolstoy, including Anna Karenina, have their literary ancestors in Pushkin’s life and work. Of interest is the story about the creation of Leo Tolstoy’s portrait, executed by I. N. Kramskoy, and its connection with individual episodes from the novel “Anna Karenina” (the image of artist Mikhailov). In general, we emphasize that the historical and biographical materials of the encyclopedia “Leo Tolstoy and His Contemporaries” enable us to deeper understand the images from the novel “Anna Karenina” in terms of their artistic creation. This article reveals the possibilities of using this publication in both research and teaching work on the history of creation of Leo Tolstoy's most real-life novel, “Anna Karenina”.

Текст научной работы на тему «Современники Л. Н. Толстого - типы героев романа "Анна Каренина" (на материале энциклопедии "Лев Толстой и его современники")»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2018. №3(53)

УДК 882 (929)

СОВРЕМЕННИКИ Л. Н. ТОЛСТОГО - ТИПЫ ГЕРОЕВ РОМАНА «АННА КАРЕНИНА» (НА МАТЕРИАЛЕ ЭНЦИКЛОПЕДИИ «ЛЕВ ТОЛСТОЙ И ЕГО СОВРЕМЕННИКИ»)

© Альбина Саяпова

THE raNTEMPORARIES OF L. TOLSTOY AS THE TYPES OF CHARACTERS IN "ANNA KARENINA" (BASED ON THE ENCYCLOPEDIA "LEO TOLSTOY AND HIS СONTEMPORARIES")

Albina Sayapova

Based on the encyclopedia "Leo Tolstoy and His Contemporaries" the article discusses the contemporaries of Leo Tolstoy, who became the prototypes of his characters in the novel "Anna Karenina" due to some features of their character, their physical and spiritual appearance, or their destiny. Thus, Perfiliev Vasily Stepanovich (1826-1890), a close friend of Tolstoy and the vice-governor and governor of Moscow the last years of his life, became the prototype of Steve Oblonsky. Gartung Maria Aleksandrovna (1832-1919), the eldest daughter of Alexander Pushkin, "prompted" a portrait of Anna Karenina by her outward appearance. According to the biographical data, the fate of Anna Karenina is the fate of Tolstoy's sister Maria Nikolaevna. The scene when Levin confesses his love to Kitty also has a link to the biographical fact from Tolstoy's life. Many other characters of Leo Tolstoy, including Anna Karenina, have their literary ancestors in Pushkin's life and work. Of interest is the story about the creation of Leo Tolstoy's portrait, executed by I. N. Kramskoy, and its connection with individual episodes from the novel "Anna Karenina" (the image of artist Mikhailov). In general, we emphasize that the historical and biographical materials of the encyclopedia "Leo Tolstoy and His Contemporaries" enable us to deeper understand the images from the novel "Anna Karenina" in terms of their artistic creation. This article reveals the possibilities of using this publication in both research and teaching work on the history of creation of Leo Tolstoy's most real-life novel, "Anna Karenina".

Keywords: L. N. Tolstoy's novel "Anna Karenina", prototype, V. S. Perfiliev, M. A. Hartung, M. N. Tolstaya.

В статье на материале энциклопедии «Лев Толстой и его современники» говорится о современниках Л. Н. Толстого, которые какими-то чертами характера, своим физическим и духовным обликом, своей судьбой стали прототипами его романа «Анна Каренина». Так, Перфильев Василий Степанович (1826-1890) - близкий друг Толстого, в последние годы своей жизни занимавший посты вице-губернатора и губернатора Москвы, стал прототипом Стивы Облонского, Гартунг Мария Александровна (1832-1919), старшая дочь А. С. Пушкина, своим внешним обликом «подсказала» портрет Анны Карениной. По свидетельству биографических документов, судьба Анны Карениной - судьба сестры Толстого Марии Николаевны. Сцена объяснения в любви Левина и Кити имеет тоже ссылку к биографическому факту из жизни Толстого. Многие другие герои Л. Н. Толстого, в том числе Анна Каренина, имеют своих литературных предков у А. С. Пушкина. Представляется весьма интересной история создания портрета Л. Н. Толстого, выполненного И. Н. Крамским, и связь ее с отдельными эпизодами романа «Анна Каренина» (образ художника Михайлова). В целом необходимо подчеркнуть, что историко-биографические материалы энциклопедии «Лев Толстой и его современники» дают возможность более глубокого осмысления образов романа «Анна Каренина» в свете их творческого создания. Данная статья говорит о возможностях работы с данным изданием в процессе как научной, так и преподавательской работы над историей создания самого жизненного романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина».

Ключевые слова: роман Л. Н. Толстого «Анна Каренина», прототип, В. С. Перфильев, М. А. Гартунг, М. Н. Толстая.

В 2008 году небольшим тиражом в 1000 эк- под общей редакцией доктора филологических земпляров вышла замечательная энциклопедия наук Н. И. Бурнашёвой «Лев Толстой и его со-

временники» (Издательский дом «Парад», Москва), которая стала настольной книгой для многих толстоведов. В энциклопедию вошло более 600 статей, написанных учеными-толстоведами, исследователями истории литературы, искусствоведами. В обращении «К читателю» выражается основная мотивация исследования, определившая содержание этой объемной в 512 страниц энциклопедии: «Люди, вошедшие в жизнь писателя, ставшие частью его судьбы и порой запечатленные на страницах его произведений, - это огромный мир, не знающий границ и расстояний, не делящийся на сословия и нации, мир, сложившийся как результат притяжения к „центру", „магниту" - Толстому» [Лев Толстой и его современники, с. 5].

Энциклопедия, о которой мы говорим, стала объектом нашего внимания в контексте изучения отдельных мотивных линий в структуре романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина». В рамках данной статьи нам представляется интересным рассмотреть героев романа Л. Н. Толстого в их единстве со своими прототипами.

Известно, что Л. Н. Толстой как художник-реалист предпочитал прямое наблюдение над жизнью: его персонажи и сюжеты не художественный вымысел, они у него, как правило, приближены к их прототипам. Вместе с тем художественный образ - это не механическое перенесение черт конкретного человека. Каждый образ -тип собирательный и, конечно, художественное воображение автора.

Начнем со Стивы Облонского, образ которого в романе является структурообразующим: именно Стива Облонский является своеобразным соединением всех сюжетных линий романа, всей его мотивной системы. Как свидетельствует энциклопедическая статья М. Е. Суровцевой, прототипом этого образа стал Перфильев Василий Степанович (1826-1890) - близкий друг Толстого. Женатый на троюродной сестре Толстого, дочери графа Ф. И. Толстого-Американца Прасковье Федоровне Толстой, он был с Толстым не только в дружеских, но и в родственных отношениях. Как пишет автор статьи, он обладал «выдающимся умом и незлобным, но замечательно метким остроумием» и отзывчивым ко всему сердцем, был «ценителем прекрасного в искусстве и литературе» [Там же, с. 297]. Именно эти качества привлекали Толстого в его друге, как и его веселость, жизнелюбие, мягкость, обаяние, умение наслаждаться радостями жизни. Это и помогало Толстому сохранять с Перфильевым дружеские отношения, хотя он не всегда одобрял его деятельность на постах вице-

губернатора и губернатора Москвы, которые тот занимал в последние годы своей жизни [Там же].

Автор статьи, опираясь на высказывания Т. А. Кузминской, а также А. А. Фета, пишет о том, что Перфильев («Васенька», как ласково называли его Толстые) интересен не только своей личной близостью к писателю, но и тем, что нашел отражение в творчестве Толстого. Так, по свидетельству Т. А Кузминской, некоторыми своими чертами он послужил прототипом Стивы Облонского. А. А. Фет, прочитав первые 14 глав «Анны Карениной», записал: «Какое мастерство вводить новые лица... Герой Левин - это Лев Николаевич человек, тут и В. Перфильев, и рассудочный Сухотин, все, все.» [Там же, с. 298].

«Отзывчивость ко всему сердцем», «жизнелюбие, мягкость, обаяние, умение наслаждаться радостями жизни» - все это черты Стивы Облонского, которые и привлекали к нему, как пишет Толстой в своем романе, «людей, встречавшихся с ним» [Толстой, с. 36].

Н. И. Бурнашёва в своей статье о Гартунг Марии Александровне (1832-1919), старшей дочери А. С. Пушкина, приводит воспоминания из мемуаров Т. А. Кузминской о том, как Толстой познакомился с ней в 1868 году на вечере в доме генерала А. А. Тулубьева. Автор статьи приводит несколько строк из воспоминаний Кузминской об этом вечере: «. когда дверь из передней отворилась и вошла незнакомая дама в черном кружевном платье. Ее легкая походка легко несла ее довольно полную, но прямую и изящную фигуру». «Меня познакомили с ней (с Гартунг -А. С.), - продолжает Кузминская, - Лев Николаевич еще сидел за столом. Я видела, как он пристально разглядывал ее. Когда он узнал, что это мадам Гартунг, дочь поэта Пушкина, он протянул: „.теперь я понимаю. Ты посмотри, какие у нее арабские завитки на затылке. Удивительно породистые"». И далее: «Когда представили Льва Николаевича Марии Александровне, он сел за чайный стол около нее; разговора их я не знаю, но знаю, что она послужила ему типом Анны Карениной, не характером, не жизнью, а наружностью. Он сам признавал это» [Лев Толстой.., с. 91].

Портрет Анны в романе, выписанный глазами Кити, очарованной ее красотой, это портрет «породистой» женщины во всех ее прелестях:

Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении. [Толстой, с. 99].

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ. ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Как видим, в портрете Анны у Толстого присутствуют все детали портрета Гартунг, подмеченные Т. А. Кузминской и Л. Н. Толстым на вечере в доме генерала А. А. Тулубьева.

В контексте толкования каких-то отдельных реалий жизни, имеющих отношение к образу Анны, можно упомянуть имя Карлейля Томаса (1795-1881) - английского писателя, философа, историка, публициста. Как пишет в энциклопедической статье М. А. Лукацкий, Толстой был хорошо знаком с творчеством Карлейля, читал его произведения на английском и русском языках [Лев Толстой.., с. 169]. Имя Карлейля упоминается у Толстого в 1876 г., во время работы над романом «Анна Каренина». В черновиках романа есть строки о том, что Анна стала читать серьезные книги, в том числе и Саг1у1е, и чтение этих книг оставляло у нее «чувство возбуждения и неудовлетворения жажды» [Там же].

Если говорить о прототипах судьбы Анны, то, как свидетельствуют биографические документы, на которые опирается автор статьи о Марии Николаевне Толстой Т. В Комарова, судьба Анны Карениной - судьба сестры Толстого Марии Николаевны, прожившей долгую, сложную и противоречивую жизнь. В 1847 году была выдана замуж за троюродного брата, графа Валерьяна Петровича Толстого. Имела от этого брака троих детей. С 1857 году М. Н. Толстая стала жить отдельно от мужа в своем имении Пирогово Крапивенского уезда. Много путешествовала, жила в Европе, Алжире, Франции. В 1861 году в Швейцарии познакомилась со шведом виконтом Гектором де Кленом (1831-1874), ставшим ее гражданским мужем. В 1863 году у нее родилась дочь Елена, в том же году вернулась из Женевы в свое имение. В 1864 году официально оформила развод с В. П. Толстым [Там же, с. 400]. Известно, что брат Толстого Сергей Николаевич Толстой крестил дочь Марии Николаевны. Елена Сергеевна в 17 лет была привезена из Женевы домой. Более двадцати лет прожила Мария Николаевна в Шамордине, в монастыре Оптина пустынь [Там же, с. 400-401].

Сцена объяснения в любви Левина к Кити имеет тоже ссылку к биографическому факту из жизни Толстого. Незадолго до свадьбы Толстого имело место своеобразное «письменное» объяснение начальными буквами слов, происшедшее между Толстым и С. А. Берс. Случилось это, как свидетельствуют мемуары С. А. Толстой и Кузминской, в имении Ивицы. Ивицы - старинное село при небольшой речке Мармыже, в 70 верстах от Тулы и в 20 от Одоева, получившее на-

звание от обилия ивовых деревьев в этой местности [Там же, с. 166-167].

Некоторые черты и род деятельности старого друга и родственника Л. Н. Толстого Иславина Владимира Александровича попали на страницы его романа, послужили материалом при создании образа Алексея Александровича Каренина.

B. А. Иславин - старший сын Александра Михайловича Исленьева - деда жены Толстого

C. А. Толстой. Автор статьи об Иславине Владимире Александровиче Е. В. Белоусова приводит цитату из «Очерков былого» Толстого: «Каренин отчасти похож на В. А. Иславина, служившего в Министерстве государственных имуществ и так же, как Каренин, писавшего доклады об инородцах» [Там же, с. 163].

Как пишет Н. И. Михайлова, автор статьи о А. С. Пушкине, мастерство Толстого уходит корнями в поэтику Пушкина. Подчеркивается, что можно и нужно говорить о художественном своеобразии двух гениев, в творчестве которых искусство портрета, пейзажа, диалога, повествования неповторимы. По ее справедливому утверждению, многие художественные открытия Пушкина получают дальнейшее развитие в творчестве Толстого. Приводится цитата из письма П. Д. Голохвастову (апрель 1873 года): «Сделайте мне дружбу - прочтите с начала все повести Белкина. Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» [Там же, с. 312]. Что же касается «Анны Карениной», то этот роман, как утверждает автор статьи, непосредственно восходит к Пушкину. Сам Толстой сознавал это литературное родство. Так, Н. И. Михайлова приводит цитату из письма Толстого Н. Н. Страхову от 25 марта 1973 года: «У Пушкина есть отрывок „Гости съезжались на дачу". Я невольно, нечаянно, сам не зная зачем и что будет, задумал лица и события, стал продолжать, потом, разумеется, изменил, и вдруг завязалось так красиво и круто, что вышел роман ...» [Там же].

В статье Н. И. Михайловой пишется и о том, что в героине толстовского романа Анне Карениной угадывается Зинаида Вольская, героиня пушкинского отрывка «Гости съезжались на дачу», искренняя в своих чувствах, пренебрегающая светскими условностями. И далее говорится о том, что не только Анна Каренина, но и другие герои Толстого имеют своих литературных предков у Пушкина: не случайно Достоевский в своей знаменитой речи о Пушкине, произнесенной по случаю открытия памятника поэту в Москве в 1880 г., говоря о прекрасных образах рус-

ских женщин, рядом с Татьяной Лариной назвал Наташу Ростову [Там же].

И, наконец, скажем еще об одном прототипе романа - художнике И. Н Крамском (1817-1887). В романе Л. Н. Толстого есть образ художника Михайлова, который писал портрет Анны, когда она с Вронским была в Италии. Прототипом этого Михайлова и стал художник И. Н. Крамской.

Всем известен портрет Л. Н. Толстого, выполненный И. Н. Крамским. Один из авторов энциклопедии Н. В. Зайцева приводит историю создания этого портрета, которая и поспособствовала тому, что И. Н. Крамской тоже стал одним из прототипов его романа. Как пишет Н. В. Зайцева, И. Н. Крамскому было известно о желании Третьякова иметь портрет Л. Н. Толстого. Историю о написании портрета Н. В. Зайцева излагает так: «Все началось с небольшого биографического факта. Летом 1873 года Крамской поселился на лето с семьей на даче на станции Козлова Засека, в трех верстах от Ясной Поляны. Узнав о том, что по соседству находится имение Толстого, художник решил уговорить его позировать для портрета. 1 августа 1873 года Крамской, отвечая на просьбу Третьякова, в письме обещал ему: „...употреблю все старания, чтобы написать портрет графа Толстого"» [Там же, с. 191]. В начале сентября 1873 года Крамской посетил Толстого. Как пишет автор статьи, Крамской работал с необычайным подъемом. Толстому художник тоже был интересен. Они много беседовали об искусстве, литературе, о своих замыслах, одновременно наблюдали друг за другом. И, как оказалось позднее, писатель тоже писал портрет художника, только литературный. На этот факт сразу обратили внимание совре-

Саяпова Альбина Мазгаровна,

доктор филологических наук, профессор,

Казанский федеральный университет, 420008, Россия, Казань, Кремлевская, 18. Albina.Sayapova@kpfu.ru

менники. Еще несколько слов о портрете Толстого. Всего за две-три недели были написаны два портрета Толстого. Крамской предложил писателю выбрать для себя лучший. В Ясной Поляне остался портрет, который выбрала Софья Андреевна. Дальнейшая судьба портрета такова: все ждали, что портрет будет выставлен на третьей выставке передвижников, но Толстой воспротивился этому. Портрет был показан в экспозиции русского отдела Всемирной выставки в Париже [Там же, с. 192].

Таким образом, обзор отдельных статей энциклопедии «Лев Толстой и его современники» позволяет нам говорить, что живые люди, которых знал Толстой, с которыми жил в одно время, общался с ними, знал их судьбы, стали живыми нитями, связывавшими Л. Н. Толстого с его эпохой, вводя в творческий мир писателя не только художественную достоверность, но и социально-историческую.

Список литературы

Лев Толстой и его современники: Энциклопедия / Под общей ред. Н. И. Бурнашёвой. М.: Парад, 2008. 509 с.

Толстой Л. Н. Анна Каренина. М.: Худож. литер., 1976. 799 с.

References

Lev Tolstoi i ego sovremenniki: Entsiklopediia (2008) [Leo Tolstoy and His Contemporaries: An Encyclopedia]. Pod obshchei red. N. I. Burnashevoi. 509 p. Moscow, Parad. (In Russian)

Tolstoi, L. N. (1976). Anna Karenina [Anna Karenina]. 799 p. Moscow, Khudozh. liter. (In Russian)

The article was submitted on 14.06.2018 Поступила в редакцию 14.06.2018

Sayapova Albina Mazgarovna,

Doctor of Philology, Professor,

Kazan Federal University, 18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russian Federation. Albina.Sayapova@kpfu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.