VQL.1 №32010
ISSN: 2686-9675
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
СОВРЕМЕННАЯ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ЯПОНИИ В ЦЕНТРАЛЬНО-АЗИАТСКОМ РЕГИОНЕ
MODERN FOREIGN POLICY ACTIVITY OF JAPAN IN THE CENTRAL ASIAN REGION
Пужаев Александр Александрович
магистрант Института международных отношений Казанский федеральный университет [email protected]
АННОТАЦИЯ
В данной статье, автор, рассматривает, развитие современных экономических и политических связей между Японией и Центральной Азией. Особое внимание, автор, акцентирует на правительственные (профильные) организации Японии в качестве инструмента реализации внешнеполитических целей и задач Японии в данном регионе, а также, на основе проработанной официальной источниковой базы попытался осветить основной интерес Японии в данном регионе на современном этапе.
Ключевые слова и фразы: Японское Агентство по Международному СотрудничествуОфициальная помощь в развитии, инфраструктура, газ, нефть, Центральная Азия, кредит, интерес.
Для цитирования: Пужаев A.A. Современная внешнеполитическая активность Японии в Центрально-азиатском регионе. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(3): 82-93
ABSTRACT
In this article, the author considers the development of modern economic and political ties between Japan and Central Asia. The author pays special attention to the government (profile) organizations of Japan as a tool for realizing Japan's foreign policy goals and objectives in this region, and also, based on a well-developed official source base, tried to highlight the main interest of Japan in this region at the present stage.
Key words and phrases: Japan Agency for International Cooperation, Official development assistance, infrastructure, gas, oil, Central Asia, credit, interest.
For citation: Puzhaev A.A. Modern foreign policy activity of Japan in the Central Asian region. Modern oriental studies. 2019; 1(3): 82-93
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / ПУЖАЕВ А.А. / [email protected] / УДК 94
На современном этапе сотрудничества между Японией и странами Центральной Азии уже сформировались устойчивая договорная база, как на двухстороннем уровне, так и на многостороннем уровне в рамках платформы Япония плюс Центральная Азия, Данная платформа позволяет участникам координировать свои усилия по региональным и международным вопросам. Помимо политической составляющей, Токио значительно наращивает экономическое сотрудничество поставляя странам региона значительные кредиты на развитие социальной, медицинской и инфраструктурной отрасли.
Актуальность данной темы обусловлена в первую очередь тем, что в данном регионе идет борьба за влияние над регионом, данная борьба проявляется во многих сферах, однако наиболее заметно она разворачивается вокруг инфраструктурных объектов в газо-нефтяной отрасли. Не секрет, что некоторые странны стремятся девальвировать влияния России в данном регионе выстраивая свои газотранспортные сети. С другой стороны, политика Японии в данном регионе остаются малоизученной темой в отечественной и зарубежной литературы.
Методы: При написании данной статьи использовались описательный метод, синтез и теоретического анализа.
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Данная работа написана на основе проработанной источниковой базы, а именно использовались официальные базы данных Министерства Иностранных Дел Японии; официальные сайты правительственных организаций: Японское агентство по Международному Сотрудничеству, Официальной помощи в развитии и другие, а также открытые информационные ресурсы.
Распад Советского Союза ознаменовался появлением целых субрегионов на карте мира,
которые представляли собой вакуум власти. Одним из таких регионов является Центральная Азия - важный стратегический регион, обладающий важными стратегическими ресурсами для развитых стран, а также через который проходят важнейшие в мире транспортные сети соединяющие Европу с Азией. Данный регион стремятся вовлечь в свою орбиту национальных интересов почти все наиболее влиятельные страны мира: Россия, Китая, США, ЕС, Индия. Помимо лидирующих стран есть также более умеренные в своих геополитических амбициях страны - это Турция, Иран, Пакистан, Саудовская Аравия и Япония. Именно внешняя политика последней является объектом исследования в данной работе.
С приходом премьер-министра Абэ началось переосмысления внешней политики страны. Многие эксперты отмечают, что внешнеполитический курс Абэ характерен: ревизионизмом в отношении исторического прошлого Японии, но самая важная характеристика заключается в том, что японская внешняя политика выходит из самоизоляции, и стремится занять активную позицию по ряду международных вопросов. Япония является одним из главных участников Северокорейского кризиса, а не так давно Синдзо Абэ совершил поистине исторический визит в Иран, где выступил в роли посредника между США и Ираном1. Также характерной чертой внешней политики Абэ стало стремление Японии участвовать в международных группировках, о чем свидетельствую следующие примеры: вступление в созданную в 2015 году торгово-экономическую организацию Транстихоокеанского партнерства (ТТП), углубление интеграции со странами АСЕАН (в эти страны Синдзо Абэ в качестве
возвращение на Ближний Восток: Зачем премьер-министр Японии едет в Иран. Available at: https://112.ua/ statji/vozvrashhenie-na-blizhniy-vostok-zachem-premer-ministr-yaponii-edet-v-iran-495665.html
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНДЛ
премьер-министра совершил первый тур внешнеполитических визитов], укрепление стратегического партнерства с США, а также укрепление позиций в регионе Центральной Азии.
В дипломатическом ежегоднике "Синяя книга по дипломатии" за 2018 год, японский МИД резюмировал свою политику в регионе Центральной Азии следующим образом:
"Япония поддерживает открытую, стабильную и самостоятельно развивающуюся Центральную Азию, которая является геополитически важным регионом мира. Япония содействует своей дипломатией миру и стабильности в регионе. Три столпа японской дипломатии в Центральной Азии заключаются в следующем; фундаментальное укрепление двухсторонних отношений; поощрение регионального сотрудничества, а также межрегионального диалога в рамках переговорной площадки «Центральная Азия плюс Япония»; и сотрудничество на мировой арене". [2018, р. 149].
Исходя из слов главы МИД Японии Tapo Коно: подход японской дипломатии к данному региону заключается в поддержании: «открытого, стабильного и самостоятельного развития» этого региона и реализации работы сообща со всеми государствами в качестве «катализатора регионального сотрудничества»2. Таким образом, японские высокопоставленные чиновники стремятся выстраивать отношения с Центрально-Азиатскими странами в духе "Открытого регионализма". Данный принцип был взять на вооружение по ряду причин. Во-первых: военно-политический и экономический вакуум, который образовался в результате распада СССР - постепенно заполняется интеграционными инициативами Москвы
2Foreign Minister Kono's article contributed to kazinform (Republic of Kazakhstan]/URL: https://www.mofa.go.jp/
region/europe/kazakhstan/index.html
и Пекина, в то время как Токио никогда особо не имел четкой стратегии действий в данном регионе. Следственно, политика Японии в духе "открытого регионализма" по отношению к Центральной Азии должно стать некой подушкой безопасности для амбиций и экономических устремлений Японии в данном регионе. Главным инструментом для реализации этой задачи, Токио отводит переговорной площадке Центральная Азия плюс Япония, которая может сосуществовать параллельно с такими масштабными интеграциями как ЕАЭС и ШОС. Для примера следует привести Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, которое базируется на принципе "открытого регионализма" в соответствии с которым создание региональной группировки не должно быть дискриминационным по отношению к третьем странам главным образом в экономическом плане. Во-вторых: данный принцип превалирует по той причине, что Центральная Азия находится между двумя мощнейшими государствами в Евразии, а именно Россией и Китаем. Помимо этого - они также выступают в тандеме как главный драйвер интеграции на Евразийском пространстве. Именно российский лидер Владимир Путин выступил с инициативой сопряжения ЕАЭС и Экономического пояса Шелкового пути, который бы перекрывал всю карту Евразии. Япония в данном контексте не может противостоять двум мощным державам, более того и с Россией и с Китаем у нее имеются территориальные споры. В связи с этим, Токио стремится выстраивать отношения со странами Центральной Азии в открытом русле через диалог в рамках Япония плюс Центральная Азия, не стремясь создать из него эксклюзивное сообщество и тем более противопоставлять его с другими интеграционными платформами. Напротив, Токио выступает за расширения сотрудничества стран региона
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / ПУЖАЕВ A.A. / [email protected] / УДК 94
с Европейским Союзом и США, что бы сбалансировать возрастающие влияния Китая и в меньшей мере России в данном регионе.
Здесь следует отметить, что США уже продвинулись по этому пути. Сразу после Цен-трально-Азиатского турне совершенного Син-дзо Абэ в 2015 году, госсекретарь США Джон Керри совершил аналогичное турне по всем республики региона. Результатом этого стало перенимание опыта японских союзников - была создана аналогичная японской диалоговой платформе, только уже пот патронажем США. Данная платформа вошла в историю как С5+1. Формат С5+1 представляет собой многосторонний форум с целью расширения внутрирегионального сотрудничества и отношений Центральной Азии с США по трем направлениям: экономика и региональное взаимодействие, окружающая среда и безопасность. А уже в 2016 году, когда Джон Керри встречал своих визави в Вашингтоне, стороны договорились об осуществлении проектов по всем трем направлением на общую сумму 15 миллионов долларов. Данные проекты комбинируют как вопросы высокой политики, так и более низового уровня, и в значительной степени полагаются на участие негосударственных акторов в качестве посредников3.
Япония же напротив полагается на собственные правительственные организации такие как: Официальная Помощь Развития (Official Development Assistance) и Японское Агентство по Международному Сотрудничеству (Japan International Cooperation Agency) - по линии данных правительственных организаций Япония финансирует инфраструктурные проекты, социальные проекты в области развития медицины, окружающей среды и борьбы
»NEWSLETTER С5+1. Available at: https://uz.usembassy.gov/ ru/c51-fact-sheet-central-asian-u-s-forum-to-enhance-regional -economic-environmental-and-security-cooperation-ru/
с наркотрафиком. Помимо правительственных организаций, Япония совместно с США используют также такие финансовые институты как Азиатский Банк Развития для кредитования инфраструктурных проектов в регионе.
Одним из таких проектов, который продвигает Япония совместно с США, является магистральный газовый трубопровод Туркмени-стан-Афганистан-Пакистан-Индия (ТАПИ), который в будущем соединить Центральную Азию и Южную Азию. Интересно отметить слова бывшего сотрудника Национальной разведки США Евгения Румера, исходя из его слов, проект ТАПИ, вне всякого сомнения, нанесет удар по газотранспортной монополии России в данном регионе и сделает страны региона зависимыми от нефте-газовых рынков Южной Азии4. Для продвижения данного проекта, Азиатский Банк Развития - главными акционерами которого являются Япония и США (в процентном соотношении совместная доля акций составляет 31%), запустили программу Централь-но-Азиатского регионального экономического сотрудничества (ЦАРЕС), которая нацелена на продвижении региональной кооперации стран Центральной Азии в трех сферах: торговле, развитии транспортной инфраструктуры и энергетике5. АБР также выразили готовность профинансировать газо-транспортный проект ТАПИ на 1/3. Однако проект ТАПИ подходит под категорию сложно реализуемых проектов, так как часть трубопровода должна проходит через Афганистан и Пакистан - то есть страны со сложной внутриполитической обстановкой и слабыми государственными институтами.
4Е. Rumer, R. Sokolsky, P. Stronski Политика США в Центральной Азии 3.0. - Carnegie Moscow Center. - 16 марта 2016г. // https://carnegie.ru/2016/03/18/ru-pub-63019
5CAREC-2020-Strategic-Framework-Working. Available
at: https://www.carecprogram.org/uploads/CAREC-2020-Strategic-Framework-Working-Draft.pdf
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
В 2017 году Япония и пять стран Центральной Азии праздновали юбилей установления дипломатических отношений - 25 лет. Эта показательная дата, своего рода индикатор динамически развивающихся отношений, как в многостороннем, так и в одностороннем формате по многим региональным и международным вопросам. Япония за данный период времени смогла стать одним из главных доноров финансовой помощи на безвозмездной основе для стран региона. Общий объем помощи за 2001- 2016 год более 1,6 миллиардов долларов. Основным реципиентами помощи являются Узбекистан (609 мил. долл. в 2011-2016гг.) и Казахстан (444 мил. долл.); в тоже время Туркменистан, Киргизия и Таджикистан получили соответственно 29, 236, 295 мил.долл6. Данная финансовая помощь расходуется на развитие проектов в области здравоохранения, защиты окружающей среды и развитии транспортной инфраструктуры. Стоит отметить, что с повторным приходом к власти Син-дзо Абэ, общий объем финансовых инвестиций (не путать инвестиции с финансовой помощью) в узбекскую экономику к 2017 году — составил 4.1 милл.долл., что делает Японию топ донором и инвестором для экономики Узбекистана7. Финансовая помощь по линии Official Development Assistance для стран региона, служит не только как драйвер регионального развития, но и как один из главных инструментов в развитии двухсторонних отношений, а также продвижение внешнеполитических целей донора в стране получателе8.
Organization for Economic Development and Cooperation. Official Development Assistance Database. URL: https:// data.oecd.org/oda/net-oda.htm.
7MOFA, "Uzubekisutan kiso de-ta" (Uzbekistan basic data), www.mofa.go.jp.
8B. Nazarmuhamedov, Japan's ODA Policy Toward Central Asia
and the Caucasus. An Analysis of Japanese Assistance to Economic Development in Kyrgyzstan and Armenia", Journal of International and Advanced Japanese Studies , Vol. 10, March 2018, p. 183.
В общей доле реципиентов выделяются Казахстан и Узбекистан. Это связанно, в первую очередь, с их значительными запасами природных ресурсов: газ, нефть, уран, кобальт и т.д., что в свою очередь подразумевает хорошую финансовую платежеспособность данных стран. Также нельзя не принимать во внимание тот факт, что именно Казахстан и Узбекистан важны с точки зрения ихнего геостратегического расположения, которое стремятся использовать для выстраивания транспортных и инфраструктурных объектов. Казахстан граничит со всеми региональными странами за исключением Таджикистана. Узбекистан - это единственная страна, которая соприкасается со всеми странами Центральной Азии и Афганистаном, что делает ее потенциально важным транспортным хабом.
Помимо финансовой помощи по линии правительственных организаций, Токио также предоставляет обширные учебные программы правительственным чиновникам, юристам, финансистам, бизнесменам и другим специалистам в Центральной Азии через специализированные приватные и правительственные организации. По словам бывшего министра иностранных дел Фумио Кишида, Япония направила в регион 2587 специалистов и подготовила 9688 стажеров из Центральной Азии в различных областях в период с 1992 по 2017 год9.
Значительных масштабов достигла программа Японии по кредитованию инфраструктурных объектов в энергетике, транспорте и сельско-ш-хозяйства. Главным образом, эти льготные кредиты направленны как на возведение новых объектов, так и на восстановление и ведение в повторную эксплуатацию инфраструктурных объектов построенных ещё в советскую эпоху.
9F. Kishida, "Kazakhstan, JapanMark 25 Years of Diplomatie Relations," Kazinform, 30 April 2017, available at: www.lenta.inform.kz.
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / ПУЖАЕВ A.A. / [email protected] / УДК 94
Официальная помощь развития (ODA) выделяет кредиты на модернизацию ряда энергетических объектов по все Центральной Азии, а именно: Навоийской ТЕС, Телимарджанской ТЕС; также проводятся конструкции Ташкентской и Торакугарской ТЕС в Узбекистане.10 В Таджикистане с 2014 по 2017 годы проводилась работа по модернизации Душабинской ТЕС11.
Среди транспортных проектов, которые реализуются за счет кредитов ODA и JICA следует выделить следующие: электрификация железной дороги Карши-Термез в Узбекистане -займ ОПР в размере 18 миллиардов йен. Также планируется сооружение новой железной дороги Ташгурзар-Кумкуркан, данный проект призван объединить железнодорожным сообщением Узбекистан и Афганистан12. В Таджикистане модернизировали аэропорт в Душанбе на выделенный ОПР безвозмездный грант. В Киргиз-стане на кредиты и гранты выделенные по линии ОПР реконструируется мост идущий через реку Кок-Арт в направлении Бишкек-Ош, также ОПР предоставляет кредиты на модернизацию международных трасс Киргизии.
Не остаются в стороне проблемы связанные со снабжением питьевой воды в регионе. Проблемы в этой сфере могут аккумулировать серьезные вызовы и угрозы для мира и стабильности в Центральной Азии. Япония одна из не многих стран, которая сделала весомый вклад в улучшении доступа к питьевой воды для населения в Таджикистане. Одним из таких проектов, который был полностью профинансирован JICA является «Проект по восстановле-
10JICA's Priorities in Uzbekistan//Economic Infrastructure// Available at: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/english/ activities/priorities_01,html
njiCA. Project for Improvement of Substations in Dushanbe// Available at: https://www.jica.go.jp/tajikistan/english/ activities/energy_01.html
12JICA Проект сооружения новой железной дороги Ташгу-
зар-Кумкурган. Доступ: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/
russian/activities/c8h0vm0000clh53j-att/27.pdf
нию систем питьевого водоснабжения в Пяндж-ском районе Хатлонской области» в рамках безвозмездной помощи Японии в период с 2014 по 2016 год. Напомним, что проблема санитарии и водоснабжения довольно таки остра не только в Таджикистане, но и во всем регионе. Так основываясь на докладе Всемирного Банка -"Питьевая вода в Таджикистане характеризи-руется высоким уровнем колиформных бактерий и низкой вкусовой привлекательностью". Помимо этого, в докладе говорится, что только 57% городских домохозяйств имеют доступ к безопасной воде, этот аспект для сельских домохозяйств составляет только 31%13. Таким образом, вследствие японской помощи по реализации данного проекта тысячи людей в Пян-дже получили доступ к питьевой воде. С другой стороны JICA продемонстрировала свой потенциал сотрудничества в водном секторе всему миру на примере вышеупомянутого проекта по снабжению питьевой водой в Пянджском районе Таджикистана. Для реализации данного проекта JICA выделила грант в размере 16 мил.долл. и ещё 1 мил.долл был выделен правительством Таджикистана14.
Исходя из вышеизложенного, можно констатировать факт - Япония с годами стала ведущим поставщиком ОПР в Центральной Азии. ОПР служит инструментом внешней политики и наиболее важным инструментом поддержания отношений сотрудничества. Несмотря на то, что в течение ряда лет помощь Японии в области ОПР была сосредоточена на странах Восточной Азии, ЦА становится еще одним рубежом для более активной политики Японии.
13The World Bank. Glass Half Full: Drinking Water, Sanitation and Hygiene Conditions in Tajikistan//" Available at: https:// www.worldbank.org/en/country/tajikistan/publication/ poverty-diagnostic-drinking-water-sanitation-and-hygiene-conditions-in-tajikistan
14Эксгтерты оценили проект JICA по восстановлению системы водоснабжения в Пяндже// Avesta information agen-су: интернет-изд. 2018. 14 июн. URL: http : / / avesta.tj/2018/06/14/eksperty-otsenili-proekt-jica-po-vosstanovleniyu-sistemy-vodosnabzheniya-v-pyandzhe/
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНДЛ
На фоне этого возникает закономерный вопрос -каковы интересы Японии в Центральной Азии?
Многие эксперты утверждают, что главным мотивом для интенсификации Японии в регионе стал энергетический фактор. Дипломатические усилия, направленные на обеспечение энергетической безопасности, занимают ключевое место в формирование внешнеполитического курса страны. Япония придает особое значение обеспечению своих энергетических потребностей после нефтяного кризиса 1973 года. Ресурсная дипломатия (Shigen gaiko) стала термином, который открыто и часто используется правительством и экспертами Японии15.
Японская экономика действительно тотально зависит от импорта сырья, а именно: нефти, газа и угля. Причем импорт нефтепродуктов, от которых напрямую зависит японская экономика достигает 99%16. Самым крупным импортером нефти являются страны Ближнего Востока, они традиционные партнеры Японии в данном сегменте рынка. Также страна восходящего солнца является крупнейшим потребителем природного газа, которой составляет около тринадцати процентов от всего энергобаланса страны. К тому же природный газ является экологически чистым топливом, соответственно его доля в энергосистеме растет. Сжиженный газ используется некоторыми видами автомобилей и тепловых электростанций. К тому же данный вид топлива позволит ослабит хватку Ближнего Востока, который зачастую формирует цены на нефть ставя таким образом под удар третью экономику мира.
При всем при этом, Ближневосточный регион переживает системный кризис. Данный кризис выражен нестабильной ситуацией в ряде стран, неутихающей террористической угрозой,
15"Abe seiken susumu shigen gaiko, Mekisiko to ha sekiyu gasu kaihatsu" (Abe's government's advancing resource diplomacy - oil and gas development with Mexico], Nikkei Shimbun, 26 July 2014.
16OEC//Statistical data of export and impotra of Japan//
Available at: https://oec.world/ru/profile/countiy/jpn/
а также нарастанием конфронтации между региональными центрами - Ираном и Саудовской Аравией (КСА является одним из главных экспортеров нефти в Японию). В качестве примера можно привести последние новости из этого региона. Так в недавнее время участились удары хуситов по саудовской нефтяной инфраструктуре: так в мае этого года про-иранские силы «Ансар Аллах» атаковали трубопровод Восток — Запад, по которому осуществлялась транспортировка саудовской нефти с месторождений в Восточной провинции в порт Янбу на побережье Красного моря на западе страны17. А в августе этого же года «Ансар Аллах» совершили крупнейший удар по нефтегазовому месторождению «Шайба», которое, по словам министра энергетики Саудовской Аравии Хали-да аль-Фалиха является «жизненно важным объектом». Вместе с этим, дестабилизация наблюдается в Персидском и Ормузском заливе, где развернулась настоящая «танкерная война» между Ираном с одной стороны и США и Великобританией с другой. Так 13 июля в Ормузском заливе был задержан японский танкер «Kokuka Courageous» силами КСИР18. Турне Абэ по Центральной Азии совпал по временным рамках (2015год) с пиком нестабильности на Ближнем Востоке. Следовательно, все эти неблагоприятные факторы заставляют японское руководство задумываться о диверсификации поставок жизненно важных энергоресурсов в страну, и Центральная Азия может занять существенную нишу в доле данного сегмента.
До исторического турне Синдзо Абэ по Центральной Азии, Япония участвовала лишь в одном реальном проекте по освоению крупнейшего месторождения нефти на шельфе
1"Йеменские хуситы осуществили «крупнейшую атаку» против нефтяной отрасли КСА URL: https://eadaily.com/ ru/news/2019/08/18/yemenskie-husity-osushchestvili-krupneyshuyu-ataku-protiv-neftyanoy-otrasli-ksa
18ИРАН ЗАХВАТИЛ НЕФТЯНОЙ ТАНКЕР В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ URL: https://ru.tsn.ua/svit/iran-zahvatil-neftyanoy-tanker-v-persidskom-zalive-1380249.html
ее
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / ПУЖАЕВ А.А. / [email protected] / УДК 94
Северного Каспия - Кашаган. Япония возлагает большие надежды на реализацию данного проекта. Не случайно в белой книге по энергетике за 2006 год Кашаганское месторождение фигурирует как один из самых важных проектов19. Его еще называют крупнейшим нефтяным месторождением за пределами Ближнего Востока. В неё входят: AgipCaspian Sea B.V. (16,807 %) KMG Kashagan B.V. (16,877 %), французская Total HP Kazakhstan (16,807%), американская ExxonMobil Kazakhstan Inc. (16,807 %), англоголландская Shell Kazakhstan Development B.V. (16,807 %), китайская CNPC — 8,333 %, японская Inpex — 7,563 %. Кашаганское месторождение было соединено с трубопроводом Баку-Тбилиси-Джейхан, что обеспечило выход нефти на мировые рынки. Однако, не смотря на свою значимость, данный проект довольно долго пробуксовывал из-за падения цен на нефть в 2014-2015 года, что делало этот проект не рентабельным. Лишь в 2016 году началась промышленная добыча нефти.
После визита Абэ в Туркменистан в 2015 году, Токио пополнил свои активы за счет супергигантского газонефтяного месторождения - Галкыныш. Данное место рождение занимает четвертое место в мире по общему объему запасов газа. Пятерка крупнейших японских компаний (Mitsubishi, JGC, Chiyoda, Sojits, Itochu) подписали договор с руководством Туркменистана о совместной разработке этого супергиганта, также предполагается, что из этого месторождения будет начинаться газопровод проекта ТАПИ (о данном проекте я уже указывал выше)20.
19Кашаган. Краткая информация по Северо-каспийскому проекту. Казмунайгаз.
http/'/www.kmg.kz/manufacturing/upstream/kashagan гоПремьер-министр Японии направился в турне по Монголии и Средней Азии / Риа новости., 2015., 22 сентября. [Электронный ресурс] https://ria.ru/world/20151022/ 1306077888.html
Также в ходе визита Синдзо Абэ в Узбекистан были подписаны договора в энергетическом сегменте. Япония займется геологоразведкой, а также со своей стороны, планирует инвестировать в разработку новых месторождений углеводородов в стране: один из проектов реализует японская корпорация Japan Oil совместно с государственной нефтегазовой компанией Узбекистана «Узбекнефтегаз». Также Токио заинтересован в разработке урановых месторождений. Японская национальная корпорация нефти, газа и металлов (JOGMEC) и Государственный комитет по геологии и минеральным ресурсам подписали соглашения еще в 2013 году по освоению таких месторождений на случай потенциального перезапуска атомных электростанций в Японии.
Исходя из выше изложенного, мы можем говорить, что основной интерес Японии лежит именно в нефтегазовом секторе так как она импортирует углеводороды из Ближнего Востока и заинтересована в получении доступа к альтернативному партнеру из более спокойного региона.
До не давнего времени транспортировка ресурсов из Центральной Азии представляло серьезную проблему для японских компаний. Но и тут японцы проявили свое нестандартное мышление. Японские компании практикуют транспортировку каспийской нефти по схеме своп. По данной схеме привлекается третья сторона, которая будет получать нефть, а свою - в том же объеме поставит покупатель (Аналогичное количество сырья Япония получит у Индонезии)21, таким образом будет значительно уменьшено транспортное плечо, которое несет дополнительные затраты. Для Японии наиболее выгодный вариант получать
21С. Лузянин. Евразийские энергетические «коридоры»: проблемы сотрудничества России с регионами Центральной и Северо-Восточной Азии. - Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии, с.501.
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
каспийскую нефть и туркменский газ через иранский порт Чебахар, а для Ирана это сулило бы значительными финансовыми инвестициями в самую бедную провинцию страны Белуджистан, Однако прокладка трубопровода через Иран к терминалам Персидского залива не возможно из-за санкций США.
Из всего этого можно сделать вывод, что доминирующим приоритетом японской дипломатии в Центральной Азии является поиск и реализация альтернативных сырьевых источников. Более того, на протяжении всей истории своих отношений с постсоветской Центральной Азией Япония открыто и последовательно признавала в качестве ресурсной дипломатии (shigen gaiko) ключевого обоснования своей дипломатии как в официальных публикациях МИД, например: «Дипломатическая голубая книга Японии» (2007-2014), так и с помощью ученых22.
Усиление Японии в Центральной Азии могут сулить как положительными перспективами, так и негативными для России. С оной стороны Япония за последние десятилетия стала главным донором Официальной помощи развития, которая главным образом акцентирует свое внимание на развитие социальных проектов связанных в решением водных проблем, модернизацией энергетических объектов, а также ирригационных систем, что делает ее одним из существенных стабилизаторов многих региональных проблем. Растут инвестиции в регион, что в свою очередь размывают экономическое влияния Китая в регионе. России же выгодны иметь стабильных как в экономическом, так и политическом плане соседей. С другой стороны, усиление Японии в регионе ослабляет позиции России в регионе. Так зачастую японская дипломатия "go hand in
-'MOFA Diplomatie Blue Books (2007-2014); K.E. Calder, "Japan's Energy Angst and the Caspian Great Game", NBR Analysis, Vol.12, No. 1,2001.
hand" с американской дипломатий. Это можно отчетливо видит в выстраивании партнерских площадок в рамках« Центральная Азия плюс Япония» и «С5+1», По мнению политологов, для совершения визитов Абэ и Керри было выбрано весьма удачное время: раннее введенные санкции в отношении России сильно отразились и на среднеазиатских партнеров, которые сильно восприимчивы к внешнеполитической конъюнктуре, что позволило Японии и США продвинут свои национальные интересы в регионе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Возвращение на Ближний Восток: Зачем премьер-министр Японии едет в Иран. [Электронный ресурс] Режим доступа: http s : //112. ua/statj i/vozvr ashhe nie- na-blizh niy-vostok-zachem-p remer-ministr-yaponii-edet-v-iran-495665.htm] Дата обращения: 15.07.2019
2. MOFA Diplomatie Bluebook 2018, p. 149. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.mofa.go.jp/
files/000401236.pdf Дата обращения: 15.07.2019
3. Foreign Minister Kono's article contributed to kazinform (Republic of Kazakhstan) [Электронный ресурс] Режим доступа : URL:https://www.mofa. go.jp/region/ europe/kazakhstan/index.html Дата обращения: 17.07.2019
4. NEWSLETTER С5+1. [Электронный ресурс] Режим доступа!: https://uz.usembassy.gov/ ru/c51-fact-sheet-central-asian-u-s-forum-to -enhance-regional-economic-environmental-and-security-cooperation-ru/ Дата обращения: 17. 07.2019
5. Rumer Е., Sokolsky R, Stronski Р. Политика США в Центральной Азии 3.0. - Carnegie
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / ПУЖАЕВ А.А. / [email protected] / УДК 94
Moscow Center. - 16 марта 2016г. // 13, https://carnegie.ru/2016/03/18/ru-pub-63019 Дата обращения: 17.07.2019
6. CAREC-2 02 O-Strategic-Framework-Working. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.carecprogram.org/uploads/ CAREC-2 02 O-Strategic-Framework-Working- 14. Draftpdf Дата обращения: 18.07.2019
7. Organization for Economic Development and Cooperation. Official Development Assistance Database. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://data.oecd.org/oda/ net-oda.htm Дата обращения: 18.07.2019.
8. MOFA, "Uzubekisutan kiso de-ta" (Uzbekistan basic data) [Электронный ресурс] www.mofa.go.jp. Дата обращения: 19.07.2019
9. Nazarmuhamedov В. Japan's ODA Policy Toward Central Asia and the Caucasus. An Analysis of Japanese Assistance to Economic Development in Kyrgyzstan and Armenia", Journal of International and Advanced Japanese Studies, Vol. 10, March 2018, p. 183.
16,
10. Kishida F. "Kazakhstan, JapanMark 25 Years of Diplomatic Relations," Kazinform, 30 April 2017, [Электронный ресурс] Режим доступа: www.lenta.inform.kz. Дата обращения: 19.07.2019.
11. JICA's Priorities in Uzbekistan//Economic Infrastructure// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.jica.go.jp/ uzbekistan/english/activities/ priorities_01.html Дата обращения: 22.07.2019
12. JICA. Project for Improvement of Substations in Dushanbe [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.jica.go.jp/tajikistan/ english/activities/energy_01.html Дата обращения: 24.07.2019.
JICA Проект сооружения новой железной дороги Ташгузар-Кумкурган.
[Электронный ресурс] Режим доступа: https ://www.jica.go.jp/Uzbekistan/russian / activities/c8h0vm0000clh53j-att/27.pdf Дата обращения: 25.07.2019
The World Bank. Glass Half Full: Drinking Water, Sanitation and Hygiene Conditions in Tajikistan// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.worldbank.org/en/ country/tajikistan/publication/poverty-diagno stic- drinking- water- sanitatio n- and-hygiene-conditions-in-tajikistan Дата обращения: 26.07.2019
Эксперты оценили проект JICA по восстановлению системы водоснабжения в Пян-дже// Avesta information agency: интернет -изд. 2018. 14 июн. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://
avesta. tj/2018/06/14/eksperty-otse nili-proekt-jica-po-vosstanovleniyu-sistemy-vodosnabzheniya-v-pyandzhe/ Дата обращения: 27.07.2019
QEC//Statistical data of export and impotra of Japan// [Электронный ресурс] Режим доступа: https://oec.world/ru/profile/ country/jpn/ Дата обращения: 28.07.2019
Йеменские хуситы осуществили «крупнейшую атаку» против нефтяной отрасли КСА [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eadaily.com/ru/ news/2 019/08/18/yemenskie-husity-osushchestvili-krupneyshuyu-ataku-protiv-neftyanoy-otrasli-ksa Дата обращения: 29.07.2019
ИРАН ЗАХВАТИЛ НЕФТЯНОЙ ТАНКЕР В ПЕРСИДСКОМ ЗАЛИВЕ [Электронный ресурс] Режим доступ: https : // ru. ts п. и а/svit/ i га п-zahvatil- neftyanoy-tanke r-v-pe rsidskom-zalive-1380249.html Дата обращения: 1.08.2019
INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ
19. Кашаган. Краткая информация по Северокаспийскому проекту. Казмунайгаз. [Электронный ресурс] Режим доступа: http //www.kmg.kz/manufacturing/ upstream/kashagan Дата обращения: 1.08.2019
20. Премьер-министр Японии направился в турне по Монголии и Средней Азии / Риа новости., 2015., 22 сентября. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ria.ru/ world/20151022/1306077888.html Дата обращения: 02.08.2019
21. Лузянин С. Евразийские энергетические «коридоры»: проблемы сотрудничества России с регионами Центральной и Севе-ро-Восточной Азии. - Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии, с.501.
22. MOFA Diplomatic Blue Books (2007-2014); К.Е. Calder, "Japan's Energy Angst and the Caspian Great Game", NBR Analysis, Vol.12, No. 1, 2001.
BIBLIOGRAPHIC REFERENCES:
1. Vozvrashchenie na Blizhnij Vostok: Zachem prem'er-ministr YAponii edet v Iran. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https: //112 .ua/statj i/vozvrashhenie-na-blizhniy-vostok-zachem-premer-ministr-yaponii-edet-v-iran-495665.html Data obrashcheniya: 15.07.2019
2. MOFA Diplomatic Bluebook 2018, p. 149. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.mofa.go.jp/
files/0004012 36.pdf Data obrashcheniya: 15.07.2019
3. Foreign Minister Kono's article contributed to kazinform (Republic of Kazakhstan) [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa :
9.
10.
URL:https://www. mofa.go.jp/region/ europe/kazakhstan/index.htrnl Data obrashcheniya: 17.07.2019
NEWSLETTER C5+1, [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupat: https://uz.usembassy.gav/ ru/c51-fact-sheet-central-asian-u-s-forum-to -enhance-regional-economic-environmental-and-security-cooperation-ru/ Data obrashcheniya: 17. 07.2019
Rumer E., Sokolsky R., Stronski P. Politika SSHA v Central'noj Azii 3.0. - Carnegie Moscow Center. - 16 marta 2016g. //https:// carnegie.ru/2016/03/18/ru-pub-63019 Data obrashcheniya: 17.07.2019
CAREC-2020-Strategic-Framework-Working. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.carecprogram.org/uploads/ CAREC-2020-Strategic-Framework-Working-Draftpdf Data obrashcheniya: 18.07.2019
Organization for Economic Development and Cooperation. Official Development Assistance Database. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://data.oecd.org/oda/net-oda.htm Data obrashcheniya: 18.07.2019.
MOFA, "Uzubekisutan kiso de-ta" (Uzbekistan basic data) [Elektronnyj resurs] www.mofa.go.jp. Data obrashcheniya: 19.07.2019
Nazarmuhamedov B. Japan's ODA Policy Toward Central Asia and the Caucasus. An Analysis of Japanese Assistance to Economic Development in Kyrgyzstan and Armenia", Journal of International and Advanced Japanese Studies, Vol. 10, March 2018, p. 183.
Kishida F. "Kazakhstan, JapanMark 25 Years of Diplomatic Relations," Kazinform, 30 April 2017, [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: www.lenta.inform.kz. Data obrashcheniya: 19.07.2019.
МОЛОДЫЕ УЧЁНЫЕ / ПУЖАЕВ А.А. / [email protected] / УДК 94
11. JICA's Priorities in Uzbekistan//Economic Infrastructure// [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.jica.go.jp/uzbekistan/ english/activities/p riorities_Q 1 .html D ata obrashcheniya: 22.07.2019
12. JICA. Project for Improvement of Substations in Dushanbe [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.jica.go.jp/tajikistan/ english/activities/energy_01.html Data obrashcheniya: 24.07.2019.
13. JICA Proekt sooruzheniya novoj zheleznoj dorogi Tashguzar-Kumkurgan. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https:// www.jica.go.jp/uzbekistan/russian/activities/ c8h0vm0000clh53j-att/27.pdf Data obrashcheniya: 25.07.2019
14. The World Bank. Glass Half Full: Drinking Water, Sanitation and Hygiene Conditions in Tajikistan// [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://www.worldbank.org/en/ country/taj ikistan/publication/poverty-diagnostic-drinking-water-sanitation-and-hygiene-conditions-in-tajikistan Data obrashcheniya: 26.07.2019
15. Eksperty ocenili proekt JICA po voss-tanovleniyu sistemy vodosnabzheniya v Pyandzhe// Avesta information agency: in-ternet-izd. 2018. 14 iyun. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http:// avesta. tj/2018/06/14/eksperty-otse nili-proekt-jica-po-vosstanovleniyu-sistemy-vodosnabzheniya-v-pyandzhe/ Data obrashcheniya: 27.07.2019
16. OEC//Statistical data of export and impotra of Japan// [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://oec.world/ru/profile/country/jpn/ Data obrashcheniya: 28.07.2019
17. Jemenskie husity osushchestvili «krupnejshuyu ataku» protiv neftyanoj otrasli KSA
[Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https : //eadaily.com/ru/news/2 019/08/18/ yemenskie-husity-osushchestvili-krupneyshuyu-ataku-protiv-neftyanoy-otrasli -ksa Data obrashcheniya: 29.07.2019
18. IRAN ZAHVATIL NEFTYANOJ TANKER V PER-SIDSKQM ZALIVE [Elektronnyj resurs] Rezhim dostup: https://ru.tsn.ua/svit/iran-zahvatil-neftyanoy-tanker-v-persidskom-zalive-1380249.html Data obrashcheniya: 1.08.2019
19. Kashagan. Kratkaya informaciya po Severo-kaspijskomu proektu. Kazmunajgaz. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: http// www.kmg.kz/manufacturing/upstream/ kashagan Data obrashcheniya: 1.08.2019
20. Prem'er-ministr YAponii napravilsya v turne po Mongolii i Srednej Azii / Ria novosti., 2015., 22 sentyabrya. [Elektronnyj resurs] Rezhim dostupa: https://ria.ru/ world/20151022/1306077888.html Data obrashcheniya: 02.08.2019
21. Luzyanin S. Evrazijskie energeticheskie «koridory»: problemy sotrudnichestva Rossii s regionami Central'noj i Severo-Vostochnoj Azii. - Energeticheskie izmereniya mezhdu-narodnyh otnoshenij i bezopasnosti v Vos-tochnoj Azii, s.501.
22. MOFA Diplomatic Blue Books (2007-2014); K.E. Calder, "Japan's Energy Angst and the Caspian Great Game", NBR Analysis, Vol.12, No. 1, 2001.
INFORMATION ABOUT AUTHOR
Puzhaev Aleksandr Aleksandrovich
Institute of International Relations
Kazan Federal University
Email: [email protected]
Принята к публикации: 10.11.2019 г.
Submission Date: 2019.11.10.