Научная статья на тему '«Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития'

«Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10444
1509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"МЯГКАЯ СИЛА" / ЯПОНСКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА / ЯПОНСКИЙ ФОНД / ЯПОНСКИЕ ЦЕНТРЫ / СОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОМУ РАЗВИТИЮ / COOL JAPAN / JICA / Japanese foreign policy / soft power / Japan language and culture / Japan Foundation / Japan Centres / Cool Japan / official developments assistance / Japan International Cooperation Agency

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королев Владимир Александрович, Кудрявцева Светлана Сергеевна

В Японии применение инструментария «мягкой силы» лежит в русле заимствования оправдавшего себя зарубежного опыта, дополненного национальной спецификой и ориентированного в конечном счете на интересы национального бизнеса.В статье рассмотрен опыт Японии по организации использования «мягкой силы» по конкретным направлениям: в сфере культуры и продвижения языка, сотрудничества в области образования, а также участия в программах и проектах официальной помощи развитию. Анализ проводился с использованием доступных документов официальных органов Японии.Актуальность статьи состоит в подробном исследовании основных институтов реализации японского потенциала «мягкой силы», в частности Японского фонда, который осуществляет программы обмена в области культуры и искусства, преподавание японского языка за рубежом, поддержку исследований по Японии и интеллектуальные обмены; японских центров, пропагандирующих вклад Японии в содействие развитию, а также занимающихся подготовкой кадров для бизнеса в принимающих странах; проекта “Cool Japan”, направленного на поддержку внешней экспансии японских предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в так называемых творческих отраслях.Проведенный анализ показывает, что, несмотря на историческое и цивилизационное отличие Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве важного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Более того, обогащенные национальными традициями методы использования «мягкой силы» позволяют говорить о нетривиальных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии, убеждения, а не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Soft Power of Modern Japan: Practice and Developments

The article explores Japanese application of soft power through culture and language promotion, cooperation in education, and official development assistance. The analysis was conducted by assessing official documents. The authors focused on the Japan Foundation, a key instrument of Japanese soft power that carries out exchange programs in culture and art, Japanese-language programs, support for research on Japan and intellectual exchanges. It also supports Japanese Centres, which promote Japan’s contribution to development assistance, provide training for businesses in the host country and promote the “Cool Japan” project to encourage the international expansion of Japanese small and medium-sized businesses in the creative industries. Japan has effectively used soft power instruments that reflect its national characteristics while also drawing on international experience. The ultimate goal is the promotion of national business interests. The analysis shows that despite the historical and civilizational differences between Japan and continental Europe, Asia and America, Japan regards traditional soft power mechanisms as an important means of gaining a leading position in world politics, economy and culture. Moreover, soft power tools enriched by national traditions help find unconventional solutions. To achieve its national goals, Japan promotes its values, creates a positive image of a humanitarian country and uses persuasion rather than propaganda — or “coercion for cooperation.”

Текст научной работы на тему ««Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития»

«Мягкая сила» современной Японии: опыт и направления развития

В.А. Королев, С.С. Кудрявцева

Королев Владимир Александрович — к.э.н., старший научный сотрудник, заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ; Российская Федерация, 101000, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: [email protected]

Кудрявцева Светлана Сергеевна — к.э.н., доцент, советник Департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ; Российская Федерация, 109012, Москва, ул. Варварка, 7; E-mail: [email protected]

В Японии применение инструментария «мягкой силы» лежит в русле заимствования оправдавшего себя зарубежного опыта, дополненного национальной спецификой и ориентированного в конечном счете на интересы национального бизнеса.

В статье рассмотрен опыт Японии по организации использования «мягкой силы» по конкретным направлениям: в сфере культуры и продвижения языка, сотрудничества в области образования, а также участия в программах и проектах официальной помощи развитию. Анализ проводился с использованием доступных документов официальных органов Японии.

Актуальность статьи состоит в подробном исследовании основных институтов реализации японского потенциала «мягкой силы», в частности Японского фонда, который осуществляет программы обмена в области культуры и искусства, преподавание японского языка за рубежом, поддержку исследований по Японии и интеллектуальные обмены; японских центров, пропагандирующих вклад Японии в содействие развитию, а также занимающихся подготовкой кадров для бизнеса в принимающих странах; проекта “Cool Japan”, направленного на поддержку внешней экспансии японских предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в так называемых творческих отраслях.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на историческое и цивилизационное отличие Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве важного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Более того, обогащенные национальными традициями методы использования «мягкой силы» позволяют говорить о нетривиальных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии, убеждения, а не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству.

Ключевые слова: «мягкая сила», японский язык и культура, Японский фонд, японские центры, Cool Japan, содействие международному развитию, JICA

В Японии применение инструментария «мягкой силы» лежит в русле заимствования оправдавшего себя зарубежного опыта, дополненного национальной спецификой и ориентированного в конечном счете на интересы национального бизнеса. В этой связи образ загадочной, но чрезвычайно притягательной страны, имеющей древнюю культуру, многовековые традиции и яркий модернизационный потенциал, стал все активнее использоваться «страной восходящего солнца» для внешнего использования.

В 50—60 годы прошлого века одной из главных целей наращивания потенциала «мягкой силы» стало искоренение за рубежом «милитаристского» имиджа Японии.

Проведение Олимпиады в Токио в 1964 г. способствовало укреплению имиджа динамичного экономически развитого государства; повсеместные чайные церемонии, пропаганда японского языка, литературы, искусства, достижений в сфере высоких технологий и производства наукоемкой продукции привели к расширению спектра и росту масштабов «культурных и интеллектуальных обменов».

Автор понятия «мягкой силы» американский политолог Дж. Най-младший среди азиатских стран выделяет именно Японию как государство, обладающее наиболее крупным ресурсом «мягкой силы» [Nye, 2004]. Одно из лидирующих мест в мире по количеству зарегистрированных патентов, ведущее место по оказанию помощи зарубежным странам, наибольшая продолжительность жизни — таков образ Японии в глазах мирового сообщества. Прослеживая основные тенденции в развитии «мягкой силы» Японии, Дж. Най указывает на ограничения, сдерживающие развитие «мягкой силы» этой страны.

Во-первых, основным ограничителем выступает «внутренняя ориентация ее культуры на сохранение, консервацию особенностей ее деловой этики и образа жизни. Именно такая внутренняя установка мешает Японии претендовать на более широкое распространение ее влияния в мире» [Цунэо, 2010].

Во-вторых, военное прошлое Японии, которое до сих пор возбуждает «остаточную подозрительность» в таких странах, как Китай и Корея [Катасонова, 2013а].

В-третьих, серьезные демографические проблемы в стране.

В-четвертых, языковый барьер. Несмотря на усилия Японии, направленные на повсеместное распространение японского языка в мире, он все еще мало изучается и вряд ли станет существенно более популярным в ближайшем будущем.

Кроме того, Япония сталкивается со стремительно растущей конкуренцией со стороны Китая и Индии с их цивилизационным, культурным и человеческим потенциалом и быстрыми темпами экономического роста. И хотя эти страны по отношению к соседям не смущаются заявлять о своих интересах в аргументах «жесткой силы», нельзя не заметить все более активного использования ими «мягкой силы» (культура, образование, наука, кухня, товары повседневного спроса и т.д.).

В современной Японии все чаще звучат призывы к более эффективному использованию «мягкой силы» на международной арене. Ставится задача расширить сотрудничество с мировым сообществом, отмечается необходимость увеличения инвестиций в развитие такого сотрудничества. При этом выделяется два вектора в системе действий: один направлен на высокоразвитые страны и развивающиеся страны с высоким ресурсным и рыночным потенциалом (США, Францию, Италию, Южную Корею, Сингапур, Китай, Индию, Бразилию, другой — на экономически слабые развивающиеся страны. Соответственно различаются цели и задачи в системе таких действий: в первом случае самое главное — продвижение интересов национального бизнеса, во втором — демонстрация гуманитарной зрелости и экономической мощи японского государства и общества.

Заслуживает внимания японский опыт институционального решения этих задач. Для разработки концептуальной основы «мягкой силы» в 2004 г. был создан Консультативный совет во главе с профессором университета «Хосэй» А. Тамоцу, одной из задач которого стало улучшение имиджа Японии в мире. Подход к этой проблеме был основан на экспорте традиционных культурных ценностей, продвижение которых призвано показать историческую значимость Японии и ее многовековой культуры для мирового наследия. Оказалось, что в нынешних условиях именно современный культурный слой прокладывает кратчайший путь к завоеванию популярности Японии в мире, возникно-

вению массового интереса к глубинам японской истории и культуры, открывает ворота для японского бизнеса.

Предложенная Консультативным советом концепция делает упор на пропаганду самобытной массовой культуры как стартовой позиции для понимания Японии [Катасонова, 2013a].

Впервые этот курс японского правительства озвучил в серии своих публичных выступлений в 2006 г. министр иностранных дел Т. Асо. Основные положения курса были обобщены в его программной речи «Новый взгляд на культурную дипломатию» (2008 г.) и в том же году в «Новой стратегии Японии в условиях современной эпохи». При этом особо отмечалась задача дальнейшего продвижения «мягкой силы» как одного из наиболее перспективных направлений развития страны на ближайшие годы, а также пропаганда японской поп-культуры.

Нынешний кабинет министров, очевидно, поддерживает этот курс, сосредоточив усилия на развитии нового для Японии проекта “Cool Japan” c целью продвижения японского бизнеса и дальнейшего развития основных отраслей японской культурной индустрии — аниме (индустрия телевизионных сериалов, фильмов, распространяемых как на видеоносителях, так и предназначенных для кинопоказа), компьютерных игр, моды, кухни и т.д. Об этом свидетельствует вышедшее в 2013 г. распоряжение премьер-министра [Катасонова, 2013b] о создании специальной консультативной группы для разработки нового крупного брендинг-проекта с аналогичным названием “Cool Japan”, посредством которого планируется повысить популярность японской культуры в Китае, Франции, США, Индии, Южной Корее и др., а также увеличить приток иностранных туристов в Японию. Несмотря на гуманитарное содержание этого проекта, его цель — содействие развитию и экспорту продукции японского креативного бизнеса. Следует заметить, что в российской практике подобное сочетание интересов культуры и бизнеса находится в зачаточном состоянии.

Практическая реализация политики «мягкой силы» Японии является преимущественно прерогативой Министерства иностранных дел, которое содействует продвижению традиционной японской и современной поп-культуры, а также изучению японского языка за рубежом при поддержке аффилированного с министерством Японского фонда.

В ежегодно публикуемом официальном отчете этого министерства (Diplomatic Bluebook) звучит новый, не характерный для традиционно закрытой для внешнего мира Японии тезис, согласно которому в целях «эффективной реализации внешней политики необходимо способствовать заинтересованности в сближении с Японией и формированию позитивного образа Японии посредством предоставления информации не только правительствам, но и непосредственно гражданам, а также путем поощрения межличностного взаимодействия на уровне общественности (общественная дипломатия)» [Diplomatic Bluebook, 2013].

Благодаря сотрудничеству с другими министерствами, ведомствами и различными организациями Министерство иностранных дел активно пропагандирует традиционные японские ценности, организует японские дипломатические миссии за рубежом. С целью привлечения интеллигенции, влияющей на международное общественное мнение, МИД Японии приглашает в страну для участия в различных мероприятиях зарубежных общественных деятелей, журналистов, а также лиц, которые в перспективе могут занять в своих странах руководящие должности. Кроме того, министерство поддерживает участие японской интеллектуальной элиты в международных конференциях. Подобная работа требует от ее организаторов тщательного странового анализа

и видения перспектив подобного неформального взаимодействия с зарубежными партнерами.

Япония оказывает помощь развивающимся странам в сохранении и возрождении культурного наследия, в поддержке экспертов посредством предоставления грантов, а также в рамках сотрудничества с ЮНЕСКО и другими международными организациями [Diplomatic Bluebook, 2013].

В рамках инициатив по решению территориальных споров Япония предоставляет крупным международным СМИ возможности проведения интервью с премьер-министром, министром иностранных дел и японскими послами в зарубежных странах. Используя подобные инструменты «мягкой силы», Япония стремится заручиться поддержкой своих позиций у мирового сообщества в признании законности предъявляемых ею требований.

Заслуживает внимания опыт Японии в организации использования «мягкой силы» по конкретным направлениям: в сфере культуры и продвижения языка, сотрудничества в области образования, а также участия в программах и проектах официальной помощи развитию.

Культура и продвижение языка

В 1972 г. в форме особого юридического лица под эгидой Министерства иностранных дел Японии был учрежден Японский фонд (The Japan Foundation) — специальная организация для развития международного культурного обмена Японии1. Статус независимой административной организации фонд получил 1 октября 2003 г. Правовой статус позволяет фонду более гибко планировать свою деятельность и привлекать финансовые ресурсы из различных источников. Финансовую основу фонда составляют правительственные капиталовложения; текущие расходы на его деятельность покрываются за счет доходов от управления капиталом, правительственных субсидий и частных пожертвований.

Японский фонд является единственной в Японии организацией, осуществляющей всестороннюю деятельность по культурным обменам между Японией и другими странами. Фонд ставит своей целью внести вклад в формирование фундамента гармоничного сосуществования народов Японии и всех стран мира и ведет свою деятельность по трем основным направлениям2:

1. Программы обмена в области культуры и искусства

Японский фонд знакомит с разнообразными аспектами культурной жизни современной Японии — от традиционной японской культуры до явлений поп-культуры, привлекающих к себе внимание людей по всему миру. Кроме того, фонд открывает новые возможности для обменов между деятелями культуры и искусства, простыми гражданами и молодежью Японии и зарубежных стран. Фонд также выступает организатором проектов по международным обменам в самых разнообразных областях, таких как изобразительное искусство, исполнительское искусство, видео- и телемедийные проекты.

1 Главный офис расположен в Токио, филиал — в Киото, имеются две подчиненные структуры в Японии (Институт японского языка в Урава и Институт японского языка в Кансай), а также 22 зарубежных отделения в 21 стране мира.

2 Материалы Японского фонда. Режим доступа: http://jpfmw.ru/ru/about/o-fonde.html (дата обращения: 21.03.2014).

2. Программы по преподаванию японского языка за рубежом

С целью дальнейшего увеличения за рубежом числа изучающих японский язык и преподавателей японского языка Японский фонд осуществляет ряд программ по преподаванию японского языка: направление специалистов по преподаванию японского языка за рубеж; проведение экзамена по определению уровня японского языка (Ни-хонго норёку сикэн); организация стажировок для преподавателей японского языка и изучающих японский язык в Японии; разработка учебных материалов и т.д.

3. Программы поддержки исследований по Японии и интеллектуальных обменов

Стимулируя развитие международного диалога и исследовательской деятельности, Японский фонд оказывает поддержку научно-исследовательским организациям и индивидуальным исследователям, занимающимся изучением Японии. Фонд также способствует расширению сети исследователей, интеллектуальных обменов по таким направлениям, как решение глобальных проблем и межцивилизационный диалог3.

Японская и международная практика организации дееспособных фондов, формирующих и поддерживающих международные культурные и научные связи в национальных интересах, заслуживает внимания российских органов исполнительной власти и может быть успешно использована для создания и продвижения позитивного имиджа нашей страны за рубежом.

Другой институциональной формой реализации потенциала «мягкой силы» являются созданные в конце прошлого века в странах с экономикой переходного периода японские центры. Их цель — привлечение внимания к вкладу Японии в содействие развитию, а также подготовка кадров для бизнеса в принимающих странах и создание благоприятной почвы для развития сотрудничества между местным и японским бизнесом.

Центры предоставляют информацию о Японии широкой общественности в принимающих странах по различным каналам, включая библиотеки, аудиовизуальные ресурсы и Интернет, передают заинтересованным лицам целевую информацию о местах их пребывания в Японии. Тем самым Центры играют значительную роль в развитии взаимодействия и взаимопонимания между принимающими странами и Японией, постоянно расширяя свою деятельность, вовлекая в сотрудничество частные предприятия, органы государственной власти, студентов и широкую общественность.

В Монголии, Вьетнаме, Камбодже, Лаосе, а также в Казахстане, Киргизии, Узбекистане и на Украине японские центры предлагают три основные программы4:

1. Бизнес-курсы. Проводятся для представителей частного сектора, предпринимателей, молодых государственных служащих, студентов, которые в дальнейшем намерены вносить вклад в развитие своего государства. Участники имеют возможность обучаться навыкам японского менеджмента послевоенного периода посредством семинаров, практических работ в области управления бизнесом, производством, маркетингом, информационными технологиями и др. Возможно также проведение индивидуальных курсов в зависимости от конкретных запросов.

2. Японский язык. Японские центры предоставляют возможности для изучения японского языка в целях углубления понимания и отношений с Японией, а также дальнейшего расширения возможностей для трудоустройства и обучения в Японии. Каждый центр обеспечивает систематический учебный план для изучения японского языка

3 Материалы Японского фонда. Режим доступа: http://jpfmw.ru/ru/about/o-fonde.html (дата обращения: 21.03.2014).

4 Материалы о Японских центрах. Режим доступа: http://japancenter.jica.go.jp/japancenter/ japancenter_e.html (дата обращения: 21.03.2014).

от начального до продвинутого уровня. Студенты на курсах устанавливают связи с Японией, некоторые находят работу в японских компаниях. Студенты японских университетов проводят встречи со студентами курсов, стимулируя их интерес к сотрудничеству с университетами и другими учреждениями Японии. Курсы посещают также местные сотрудники японских компаний с целью изучения японского языка.

Японские центры координируют свою работу с Японским фондом, в том числе проводят совместные языковые курсы.

3. Программы, направленные на содействие взаимопониманию. Программы реализуются с целью углубления взаимопонимания между народами страны, в которой расположен центр, и Японией. В частности, центры предоставляют возможности для культурного обмена между принимающими странами и Японией посредством проведения различных мероприятий, которые знакомят с культурой и традициями друг друга, участвуют в сборе и передаче информации о Японии принимающей стране, в том числе о возможностях обучения местной молодежи и условиях пребывания в Японии.

Обращает на себя внимание ориентация деятельности японских культурных центров не просто на демонстрацию достижений японского государства и общества, но главным образом на создание в странах присутствия целевых групп населения, ориентированных на развитие бизнеса с японскими партнерами.

Новым важным инструментом реализации японского потенциала «мягкой силы» является развертывание проекта “Cool Japan”5.

Термин, по сути, является «плагиатом» с бренда политики, инициированной в 1990-х годах премьером Т. Блэром, “Cool Britannia”. Применительно к Японии термин получил развитие в статье Д. МакГрэя [McGray, 2002].

МакГрэй писал об изобретенной Японией суперсиле, поскольку влияние ее культуры распространяется по всему миру, несмотря на экономические и политические проблемы последних лет. Исследуя молодежную культуру и роль манги, анимэ, моды, кино, электроники, архитектуры, кухни, МакГрэй высоко оценил японскую «мягкую силу», задавшись вопросом о том, каких взглядов должно придерживаться государство. Он также высказал мнение, что японская рецессия даже способствовала укреплению имиджа Японии как современного государства благодаря частичному разрушению прежнего жестко иерархичного социального устройства и ориентации экономики преимущественно на крупный бизнес.

Аргументы автора и его выводы спорны. Тем не менее в условиях весьма непростого экономического положения и туманных перспектив дальнейшего развития Японии японский истеблишмент пришел к выводу о необходимости способствовать внешней экспансии своих предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в так называемых творческих отраслях, к которым принято относить рекламу, архитектуру, искусство, промыслы, дизайн, моду, видеопродукцию, игры, музыку, шоу-бизнес, издательский бизнес, создание программного обеспечения и его обслуживание, радио и телевидение, производство мебели, столовых принадлежностей, ювелирных изделий, продуктов питания, туристические услуги.

По данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, японский рынок творческой индустрии составляет 7% общего объема продаж и 5% общей численности занятых. Его масштабы сопоставимы с объемами продаж продукции японской автомобильной (8%) и электронной промышленности (7%) [Cool Japan Strategy, 2012].

5 Сленговый перевод «Крутая Япония».

По данным Министерства экономики, торговли и промышленности Японии, в 2020 г. мировой рынок индустрии культуры составит более 900 трлн иен. Под индустрией культуры это ведомство подразумевает продукцию легкой промышленности, дизайн и моду, продукцию пищевой промышленности, национальную кухню, производство посуды и кухонной утвари, элементы теле-, кино- и видеоиндустрии, медиа-контент, туризм, ремесленное производство, в том числе широкий ассортимент товаров народных промыслов. К 2020 г. Япония намерена завоевать 9—11% этого сегмента мирового рынка6 * * * 10.

Рост рынка индустрии культуры в 18 странах, формирующих мировой рынок в данной сфере деятельности, составит за 10 лет (к 2020 г.) 7%, причем основную долю (60%) будет составлять японская кухня и продажи сопутствующих товаров, мода и соответствующая продукция легкой промышленности — около 2%, медиа-контент — менее 1%.

Среди стран, в которых Япония в ближайшие годы намерена наращивать влияние своей индустрии культуры, лидируют Индия и Китай, в которых объем этого сегмента рынка, согласно прогнозам, вырастет к 2020 г. на 11%. Второе место по прогнозируемым темпам роста делят Россия, Бразилия и Индонезия (по 10% каждая). На третьем месте Саудовская Аравия и Таиланд (по 8%). С небольшим отрывом от них следует Сингапур — 7%. Темпы роста этого рынка в Италии составят 5%, в США, Франции, Турции, Южной Корее и Гонконге — по 4%, в Германии, Испании и Южной Африке — по 3%.

Проект “Cool Japan” направлен прежде всего на молодежь зарубежных стран — наиболее динамичную и наименее консервативную часть любого общества. В переводе на русский язык “cool” означает особенный, крутой, классный — термины, наиболее понятные в молодежной среде.

Проводя различные мероприятия, демонстрирующие необычные для других стран элементы японской культуры и традиций, Япония воздействует на молодых креативных представителей этих стран, которые приезжают в Японию с целью более глубокого знакомства с ее культурным наследием. На рис. 1 представлены инструменты, которые используются в проекте “Cool Japan” для формирования новых направлений реализации потенциала «мягкой силы», необходимых для развития инфраструктуры творческих отраслей, поддерживающих образ успешной Японии и незаметных в традиционных отраслях. Одним из инструментов является реализация зарубежных проектов. В качестве примера реальной работы этого инструмента приведем проекты, которые способствуют развитию японской продукции (мода, изделия ремесленного производства, продовольствие и др.) за рубежом. На рис. 2 представлена география этих проектов, в табл. 1 — их краткое описание.

6 Для оценки перспектив японской экспансии были выбраны 18 стран, ВВП которых в 2020 г.

составит не менее 2 трлн долл. США (около 200 трлн иен), и отдельные стратегически важные города,

ВВП которых в 2020 г. составит не менее 10 тыс. долл. США (около 1 млн иен) на душу населения. Текущий объем рынка рассчитан с использованием статистических данных ОЭСР, МВФ, Всемирного

банка и др., потенциальный объем рынка — с учетом корреляции между номинальным ВВП и номинальным ВВП на душу населения, основанным на росте населения в каждой стране за последние

10 лет и прогнозе роста на ближайшие 10 лет. Ввиду того, что туризм отличается от других категорий, размер рынка этого сегмента по каждой стране не приводится. По причине незначительного размера рынка ремесленного производства (в том числе региональный ассортимент товаров) эта категория в расчетах также не учитывалась.

3. Продвижение «едеатавных» городов:

• креативный Токио;

• специальные креативные зоны;

• оживление экономики

регионов

1. Реализация зарубежных проектов:

формирование команды, работа которой

сотрудничество с местными компаниями и логистическими отраслями

-О-

-сг

Новые направления Диалог между: культурой и бизнесом; внутренними и внешними участниками; виртуальным и реальным пространством; креативными отраслями и видами занятости

4. Глобализация человеческих ресурсов:

упрощенный визовый режим для креативных

;

обмен человеческими ресурсами с другими странами Азии

Рис. 1. Новые направления реализации потенциала «мягкой силы» в проекте “Cool Japan”

Италия

США

.Китай

-НДИЯ

f Сингапу]

Бразилия

Южная

Рис. 2. География зарубежных проектов “Cool Japan”

Сотрудничество в области образования

Япония играет все возрастающую роль на мировом рынке образовательных услуг. В июле 2008 г. Япония разработала План “300,000 International Students Plan” с целью приема 300 тыс. иностранных студентов к 2020 г. В 2009 г. Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологии (МПКСНТ) Японии для реализации этой цели запущен проект «ГЛОБАЛ 30», направленный на стратегическое международное сотрудничество и формирование центров интернационализации образования Японии. Он обеспечивает высокое качество образования с использованием уникального потен-

Таблица 1. Описание зарубежных проектов (составлено на основании материалов [Cool Japan Strategy, 2012])

Страна Проект, мероприятие

Франция Городское развитие, региональные продукты Брендинг японских товаров и градостроительных услуг, учитывающих особенности природной среды, обычаев и эстетических взглядов населения региона; содействие восстановлению путем создания продуктов с высокой добавленной стоимостью, посредством распространения информации в регионах, пострадавших от стихийных бедствий. Товары повседневного спроса, внутренней отделки помещений, текстиль Отбор продукции, созданной для определенного региона командой молодых японских разработчиков; развитие торговой сети одновременно с формированием интереса к японским товарам и услугам в Париже

США Продовольствие, товары повседневного спроса Продажа изделий для приготовления риса, наборов блюд и кухонной утвари, собственно риса и лапши, а также создание образа Японии как образца гостеприимства, сердечности и изящества

США и Франция Традиционное ремесленное производство Поддержка продаж продукции японского народного промысла посредством развития партнерских отношений между японскими производителями и известными европейскими брендами; формирование у состоятельных европейцев интереса к этой продукции и продажа изделий с привлечением в целях рекламы известных артистов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Китай Региональные продукты, информация Продвижение, пиар на национальном уровне и продажа региональных продуктов при помощи китайского телевидения и интернет-коммерции в сотрудничестве с “Anata no Machi ni Sumimasu project” (проект, посвященный жизни телезнаменитостей из каждой из 47 префектур Японии). Жилищное строительство Раскрутка продаж «пакетов по интересам» в отношении товаров повседневного спроса для жилищного обустройства при сотрудничестве с предприятиями по внутренней отделке, с изготовителями энергосберегающих приборов и пр.

Индия и Италия Мода, продовольствие, дизайн, контент Поддержка распространения «Коллекции Токио» и деятельности молодых японских дизайнеров за рубежом. Расширение круга поклонников японской культуры с помощью брендинга не только моды, но и продовольственных товаров, предметов ежедневного пользования и др.

Индия Контент, мода, продовольствие Поддержка рынка потребительских товаров при одновременном развитии совместного японско-индийского производства аниме и связанной продукции

Южная Корея Продукты питания, региональные продукты Продвижение продаж продуктов питания и региональных продуктов, а также туризма посредством создания мест для проведения товарного обмена между сельскохозяйственными и рыбацкими деревнями в Кюсю и городскими районами Южной Кореи

Сингапур Пищевые продукты Тохоку Создание нового продовольственного бренда Японии (включая продукты из Тохоку) посредством сотрудничества с ресторанным бизнесом Сингапура и привлечения японских шеф-поваров. Контент Поддержка распространения персонажей аниме с использованием Сингапура в качестве центра распространения продукции в Юго-Восточной Азии. Освещение возрождения японских брендов посредством участия в мероприятиях частного сектора и соответствующих частных организаций. Мода Соединение японской уличной моды с брендовой и проведение тестовых продаж в магазинах и через Интернет. Расширение числа любителей японской моды посредством акций, направленных на местных потребителей

Бразилия Региональные продукты Развитие каналов сбыта для региональной продукции посредством выявления предпочтений бразильских потребителей, например, открытие магазинов-спутников для продвижения продаж регионального японского продукта в бразильских отелях, ресторанах и пр.

циала японских университетов, предполагает создание благоприятной и доступной образовательной среды для студентов из-за рубежа.

Для реализации проекта были отобраны 13 университетов Японии, которые получают финансовую помощь в размере 200—400 млн иен в год в течение пяти лет. Каждый университет, получивший эту помощь, будет стремиться набрать от 3 до 8 тыс. иностранных студентов.

Согласно этому плану, для создания эффективной образовательной и исследовательской среды для иностранных студентов университеты будут обязаны:

1) организовать проведение курсов, по окончании которых выпускниками могут быть получены соответствующие степени;

2) усовершенствовать систему приема иностранных студентов, организацию стажировок в японских корпорациях и др.;

3) предоставить иностранным студентам возможность изучать японский язык и культуру Японии;

4) содействовать стратегическому международному сотрудничеству (создание за рубежом двух отдельных представительств от каждого университета, возможность проводить отбор местных кандидатов посредством вступительных тестов и т.д., увеличение количества японских студентов, обучающихся за границей по программам обмена и др.).

С целью обеспечения коммуникации для обучающихся в Японии были созданы «Представительства коллективного пользования университетами» в восьми городах семи стран, которые будут предоставлять полную информацию по японским университетам, включая семинары по приему, тесты для зачисления и др.7 В числе этих стран: Тунис (Тунис) — Университет Цукуба; Египет (Каир) — Университет Кюсю; Германия (Бонн) — Университет Васэда; Россия (Москва, Новосибирск) — Университет Тохоку; Индия (Нью-Дели) — Университет Рицумэйкан; Индия (Хайдарабад) — Токийский Университет; Узбекистан (Ташкент) — Нагойский университет; Вьетнам (Ханой) — Киотский университет.

Японские университеты стремятся диверсифицировать свою деятельность в странах-партнерах. Так, Нагойский университет осуществляет плодотворное сотрудничество с несколькими ведущими учебными заведениями Узбекистана. На основе двусторонних соглашений Нагойский университет сотрудничает с Университетом мировой экономики и дипломатии, Ташкентским государственным юридическим университетом (ТГЮУ) и Самаркандским государственным университетом.

Между ТГЮУ и Нагойским университетом подписаны соглашения об академическом обмене и сотрудничестве (2000 г.) и Меморандум о студенческом обмене (2006 г.). В ТГЮУ открыт Центр Нагойского университета, который занимается обучением японскому языку и основам правовой системы Японии. К настоящему времени в Нагойском университете прошли обучение более 130 студентов из Узбекистана.

Главной целью сотрудничества с учебными заведениями являются установление партнерских отношений, разработка и реализация международных образовательных программ различных форматов, информирование студентов о существующих стипендиальных программах для обучения и проведения исследований в Японии, позволяющих студентам получать дипломы и сертификаты в ведущих университетах Японии8.

7 Материалы представительства Нагойского университета в Узбекистане. Режим доступа: http:// www.nagoya-university.org/global-30 (дата обращения: 21.03.2014).

8 Ibid.

В итоге корпус зарубежных студентов, принявших участие в японских университетских программах, становится проводником интересов Японии в своих странах.

Официальная помощь развитию

Официальную помощь развитию (ОПР) Япония начала осуществлять в 1954 г., став участницей «Плана Коломбо»9. С этого момента Япония оказывает посредством программы ОПР финансовую и техническую помощь развивающимся странам, стремясь тем самым внести свой вклад в установление мира и развитие международного сообщества и, таким образом, обеспечить гарантии собственной безопасности и процветания.

Японская система официальной помощи развитию (ОПР) подразумевает выделение грантов и кредитов на условиях концессии, которые предоставляются развивающимся странам и регионам, включенным в список стран и регионов — получателей помощи, созданный Комитетом содействия развитию (КСР) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в основном с целью повышения экономического развития и благосостояния.

Участие Японии в ОПР (рис. 3) [ODA, 2012] осуществляется на двусторонней основе, которая используется для оказания поддержки развивающимся странам напрямую и в виде участия в проектах многосторонней помощи, осуществляемых через международные организации.

Гранты как инструмент «мягкой силы» подразумевают выделение финансовых средств на конкретные проекты развивающимся странам с низким уровнем дохода без необходимости их возврата. Средства направляются на повышение качества функционирования основных инфраструктур — школ, больниц, средств водоснабжения, дорог, а также налаживание систем здравоохранения и медицинского обслуживания, приобретение оборудования и др.

Другая форма помощи за счет грантов — техническое сотрудничество с целью развития людских ресурсов и формирования административных систем в развивающихся странах — предполагает отправку специалистов, предоставление необходимого оборудования и подготовку персонала из развивающихся стран в Японии и других странах.

Правительственные займы предоставляются Японией в соответствии с международной практикой при условии, что развивающаяся страна погасит их в будущем. Этот вид займа принимает форму кредитной помощи. Кредиты выдаются на конкретные проекты, требующие значительных денежных средств и реализуемые правительствами развивающихся стран для разработки социально-экономической инфраструктуры, таких как дороги, электростанции, ирригационные сооружения. Займы ОПР поддерживают определенный уровень дохода в развивающихся странах, предоставляя им льготные долгосрочные займы (в японский иенах) с низким уровнем процентной ставки на финансирование местных программ развития. Непроектные кредиты направлены на совершенствование политики и институтов развивающихся стран.

Многосторонняя помощь включает взносы в Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) и Программу развития ООН (ПРООН), взносы и пожертвования во Всемирный банк и т.д.

9 «План Коломбо» — международная организация, основанная в 1950 г. с целью поддержания экономического и социального развития стран Южной и Юго-Восточной Азии, а также Тихоокеанского региона.

Япония гордится своим участием в программах ОПР и пропагандирует результаты в странах-реципиентах и для японских налогоплательщиков в своей стране.

Ответственность за оказание ОПР возложена на Японское агентство международного сотрудничества (Japan International Cooperation Agency, JICA), которое предоставляет помощь в создании трудовых ресурсов, передаче технологий и стимулировании развития инфраструктуры в разных странах посредством технического сотрудничества, предоставления займов ОПР, а также грантовой помощи на двусторонней основе.

JICA работает более чем в 150 странах и регионах и имеет около 100 представительств за рубежом: в Европе — 4, в Азии — 22, на Ближнем Востоке — 9, в Африке — 26, в Северной и Латинской Америке — 23, в Океании —910.

Деятельность JICA осуществляется все более активно на пространстве СНГ, в странах — соседях Российской Федерации и государствах — членах интеграционных группировок, в которых участвует наша страна.

Рис. 3. Японская система официальной помощи развитию

В Казахстане, привлекающем внимание Японии своим энергетическим потенциалом (2-е место в мире по объему запасов урана), JICA содействует осуществлению диверсификации отраслей промышленности, реализует проекты по сохранению энергии и созданию возобновляемых источников энергии, развитию кадрового потенциала в Японском центре, а также экономической инфраструктуры. Этим объясняется распределение ОПР, предоставленной Японией этому государству, — объемы средств, выделенных по линии технического сотрудничества, превышают другие виды помощи (табл. 2). В период 2009—2011 гг. доля программ JICA в Казахстане в общем объеме про-

10 Japan International Cooperation Agency. Режим доступа: http://www.jica.go.jp/english/ (дата обращения: 21.03.2014).

грамм агентства для Центральной Азии и Кавказа сократилась и составила в 2009 г. — 22,3% [JICA, 2010], в 2010 г. - 13,2% [JICA, 2011], в 2011 г. - 8,8% [JICA, 2012].

В Киргизии JICA направляет свои усилия на развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, депрессивных регионов, человеческих ресурсов. В 2011 г. завершено три проекта JICA в Киргизии: строительство дорог, радиовещание, информация. В настоящее время реализуется еще девять проектов.

В 2009-2011 гг. доля программ JICA в Киргизии в общем объеме программ агентства для Центральной Азии и Кавказа изменялась незначительно и составила в 2009 г. -5,2% [JICA, 2010], в 2010 г. - 9,4% [JICA, 2011], в 2011 г. - 7,7% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, это государство является активным получателем грантовой помощи.

В апреле 2009 г. правительство Японии разработало План помощи Таджикистану, определив четыре области содействия: благоустройство сельских территорий и промышленное развитие, транспорт (строительство, реконструкция и обслуживание дорог), управление границами, обеспечение основных социальных служб. На основе этого плана JICA оказывает содействие в строительстве дорог, соединяющих Таджикистан с границей Афганистана, в развитии приграничных территорий, в улучшении водоснабжения, в охране здоровья матери и ребенка.

Реализовано три проекта в области здравоохранения, два проекта в области водоснабжения. На сегодняшний день два проекта реализуется в сфере здравоохранения, два - в сфере дорожного строительства, три - в сфере водоснабжения, один - в сфере людских ресурсов.

В 2009-2011 гг. доля программ JICA в Республике Таджикистан в общем объеме программ агентства для Центральной Азии и Кавказа изменялась скачкообразно и составила в 2009 г. - 6,2% [JICA, 2010], в 2010 г. - 3,5% [JICA, 2011], в 2011 г. - 21,3% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, грантовая помощь является основным видом ОПР для этого государства.

Политика помощи Японии Узбекистану направлена на развитие инфраструктуры (транспорт и энергетика), человеческих ресурсов, институтов для упрощения перехода к рыночной экономике наряду со стимулированием развития экономики и промышленности, поддержку реструктуризации социального сектора. На основе этого JICA оказывает содействие проектам в области энергетики и железных дорог, развития кадрового потенциала для местных предприятий, развития законодательства для ведения бизнеса, сельского хозяйства и здравоохранения посредством Узбекско-японского центра развития человеческого потенциала11.

Реализовано два проекта в области здравоохранения, два - в области развития человеческого потенциала, два - в области энергетики. На сегодняшний день реализуется по одному проекту в области развития частного сектора, водоснабжения и развития человеческого потенциала.

В 2009-2011 гг. доля программ JICA в Республике Узбекистан в общем объеме программ агентства в Центральной Азии и Кавказа изменялась незначительно и составила в 2009 г. - 12,8% [JICA, 2010], в 2010 г. - 10,4% [JICA, 2011], в 2011 г. - 12,6% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, в этом государстве в качестве ОПР используются гранты и техническое сотрудничество.

11 JICA for Uzbekistan. Режим доступа: http://www.jica.go.jp/uzbekistan/english/index.html (дата обращения: 21.03.2014).

Таблица 2. ОПР Японии в 2009—2011 гг., млн долл. США

Государство Гранты Техническое сотрудничество Займы ОПР

2009 г. 2010 г. 2011 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.

Азербайджан 7,82 0,86 4,94 0,57 1,97 1,11 —10,43 —13,86 99,54

Армения 1,3 — 0,46 1,73 — 3,24 95,76 — 3,71

Казахстан 0,57 0,36 1,37 5,7 5,08 3,75 31,62 —7,43 —26,64

Киргизия 5,54 13,87 20,36 9,87 9,45 9,81 2,07 —0,34 —0,37

Таджикистан 22,45 39 18,09 3,71 4,11 4,35 — — —

Узбекистан 3,34 6,77 9,37 12,09 13,27 11,61 5,41 —13,39 —24,60

Украина 2,81 1,06 0,98 1,83 3,25 3,21 57,14 48,73 107,08

Бразилия 2,17 5,32 1,58 22,77 32,93 30,71 —119,07 —101,54 119,90

Вьетнам 22,82 48,32 24,05 77,20 108,17 126,43 1082,29 649,12 861,24

Монголия 34,57 34,57 58,39 17,69 21,35 23,45 22,19 —10,14 —6,25

Источник: доклады Японского агентства международного сотрудничества за 2010, 2011, 2012 г.

На Украине первым проектом по линии займов стал Проект развития международного аэропорта Борисполь, который предусматривал его расширение и реконструкцию.

В 2009—2011 гг. доля программ JICA на Украине в общем объеме программ агентства в Европе значительно возросла и составила в 2009 г. 9,9% [JICA, 2010], в 2010 г. — 7,1% [JICA, 2011], в 2011 г. - 23,9% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, ОПР на Украине Япония осуществляет преимущественно предоставлением займов.

В Азербайджане проекты JICA направлены на поддержку строительства электростанции около столицы и водоочистных сооружений в провинции. В 2009-2011 гг. доля программ JICA в Республике Азербайджан значительно возросла в общем объеме программ агентства для Центральной Азии и Кавказа и составила в 2009 г. — 0,6% [JICA, 2010], в 2010 г. — 39,1% [JICA, 2011], в 2011 г. — 39,9% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, ОПР в этом государстве преобладает в виде займов, техническое сотрудничество имеет наименьший уровень развития среди рассматриваемых государств.

Программы JICA в Армении координирует узбекский офис этого агентства. Проекты агентства ориентированы на развитие инфраструктуры с целью ее модернизации и предотвращения загрязнения окружающей среды. Первым проектом JICA в Армении стала поставка 28 пожарных машин. В рамках помощи Армении был выделен кредит на строительство нового блока Ереванской ТЭС, приобретено медицинское оборудование, техника для дорожного строительства, реализуются программы в сельском хозяйстве и культурной сфере.

В 2009—2011 гг. доля программ JICA в Республике Армения в общем объеме программ агентства для Центральной Азии и Кавказа изменялась существенно и составила в 2009 г. — 51,4% [JICA, 2011], в 2010 г. — 20,9% [JICA, 2011], в 2011 г. — 1,4% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, Армения также предпочитает получать государственные займы.

На протяжении многих лет Япония является основным донором для ряда стран Азии и Африки, в частности для Вьетнама, Монголии, Лаоса, Камбоджи и др.

С переходом Монголии в 1990 г. от социалистического режима к рыночной экономике дружеские отношения между этой страной и Японией заметно укрепились. В 2010 г. для придания двусторонним отношениям нового импульса страны приняли решение развивать их в направлении «стратегического партнерства». В марте 2012 г. в ходе двусторонних встреч между премьер-министрами было принято решение о заключении Монгольско-японского соглашения об экономическом партнерстве.

В 2009—2013 гг. было реализовано по одному проекту в области образования, управления, регионального развития, два проекта в сфере развития частного сектора.

В период 2009—2011 гг. доля программ JICA в Монголии в общем объеме программ агентства в Восточной Азии возросла и составила в 2009 г. 8,2% [JICA, 2010], в 2010 г. — 9% [JICA, 2011], в 2011 г. — 16% [JICA, 2012]. ОПР составляют преимущественно гранты и техническое сотрудничество (табл. 2).

Япония как субъект «мягкой силы» активно проявляет себя во Вьетнаме. В 2011 г. стратегическое партнерство между Японией и Вьетнамом, ограниченное экономической сферой двусторонним соглашением 2009 г., укрепилось после подписания лидерами двух стран Совместного заявления. На встрече в верхах Вьетнам заявил о необходимости установления сотрудничества с целью модернизации университетов в соответствии с международными стандартами и проведения высококачественных обучающих программ. В ответ на это JICA провела исследование в целях расширения сотрудничества с Вьетнамом в области высшего образования и развития кадрового потенциала промышленности.

С целью развития инфраструктуры кредиты по линии содействия международному развитию были предоставлены для реализации проекта строительства инфраструктуры в порту Лач Хуен, первого проекта частно-государственного партнерства во Вьетнаме. Помощь была также направлена на технологии, используемые для предотвращения катастроф и последствий изменения климата. В рамках этой помощи Вьетнам получил первый кредит на развитие национальной космической программы и подготовку кадров для эксплуатации спутников наблюдения Земли.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Вьетнама до 2020 г., утвержденной в январе 2011 г. на съезде Коммунистической партии, JICA также обеспечивает поддержку создания стратегических промышленных разработок с целью достижения Вьетнамом целей промышленного развития к 2020 г.

Во Вьетнаме ряд областей требует вмешательства: инвестиции в инфраструктуру, индустриализация, повышение производительности, быстрая урбанизация и расширение диспропорций. Поддерживая рост глобальной конкурентоспособности Вьетнама, JICA способствует достижению промышленного роста, преодолению неравенства, созданию равноправного общества.

В 2009—2011 гг. во Вьетнаме при поддержке JICA реализовано несколько проектов: образование — два проекта, здравоохранение — три проекта, водоснабжение — один проект, управление — один проект, транспорт — четыре проекта, сельское хозяйство — два проекта, региональное развитие — один проект, управление окружающей средой — три проекта. Кроме того, реализуются программы партнерства для развития навыков лидерства и волонтерские программы.

В 2009—2011 гг. доля программ JICA во Вьетнаме в общем объеме программ агентства в Юго-Восточной Азии изменялась незначительно и составила в 2009 г. 35,7% [JICA, 2010], в 2010 г. - 31,5% [JICA, 2011], в 2011 г. - 42,5% [JICA, 2012]. Как видно из табл. 2, этому государству выделяются крупные суммы по всем направлениям ОПР, причем наибольшую часть составляют займы.

В Южной Америке присутствие Японии как субъекта «мягкой силы» наиболее ярко проявляется в Бразилии — активном члене БРИКС.

Первые иммигранты из Японии прибыли в Бразилию около века назад, она стала домом для крупнейшей в наши дни японской общины за пределами Японии. Проекты JICA в Бразилии направлены на защиту и охрану окружающей среды, социальное развитие (преодоление неравенства), развитие здравоохранения, лесного хозяйства, водоснабжения.

В 2009—2011 гг. доля программ JICA в Бразилии в общем объеме программ агентства в Южной Америке изменялась скачкообразно и составила в 2009 г. 8,6% [JICA, 2010], в 2010 г. - 45,2% [JICA, 2011], в 2011 г. - 11,5% [JICA, 2012]. ОПР составляет в основном техническое сотрудничество и займы (табл. 2).

Заключение

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на исторические и цивилизационные отличия Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве важного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Более того, обогащенные национальными традициями методы использования «мягкой силы» позволяют говорить о нетривиальных решениях государства в этой сфере деятельности.

Япония институционально обеспечивает применение национального потенциала «мягкой силы» и выстраивает долгосрочные стратегические планы своей культурной экспансии, тесно связанные с продвижением политических и экономических интересов государства.

Медленно, но верно распространяет Япония свое влияние. В ряде развивающихся стран она является основным донором, вкладывая средства в проекты, направленные на решение социальных проблем, их экономический рост, в строительство и модернизацию дорог, крупных промышленных объектов, развитие сельского хозяйства, водоснабжения, здравоохранения, людских ресурсов. В развитых странах, которые не входят в круг стран, нуждающихся в помощи развитию, продвижение японского языка и культуры среди различных слоев населения имеет далеко идущие цели создания условий для завоевания рынков национальными производителями продукции отраслей культурной и творческой индустрии.

В стремлении достичь целей Япония действует путем пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии, финансовой поддержки, методами просвещения и убеждения, а не прямой жесткой пропаганды или «принуждения к сотрудничеству». И в этом ее основной козырь.

Опыт Японии актуален для Российской Федерации, его использование потребует совершенствования российских институтов «мягкой силы», страновой приоритизации национальной внешней гуманитарной политики и организации непривычной для российских властных структур координации усилий творческого, инновационного и производственного бизнеса.

Литература

Катасонова Е.Л. (2013a) Япония и ее инструментарий мягкой силы. Режим доступа: http://japanstudies. ru/index.php?option=com_content&task=view&id=391&Itemid=1 (дата обращения: 21.03.2014).

Катасонова Е.Л. (2013b) Япония — Южная Корея: культурное соперничество // Материалы научной конференции / Центр японских исследований Института востоковедения РАН. Режим доступа: http://www.ivran.ru/component/content/article/16-conrerences/645-conf8112013 (дата обращения: 21.03.2014).

Цунэо А. (2010) Выбор между «мягкой» и «жесткой силой» в политике национальной безопасности Японии // Тихоокеанское обозрение 2008—2009. М.: Ключ.

Cool Japan Strategy (2012) Creative Industries Division of Ministry of Economy, Trade and Industry. Режим доступа: http://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/120116_01a.pdf (дата обращения: 21.03.2014).

Diplomatic Bluebook (2013) Japan’s Foreign Policy in Major Diplomatic Fields. Minister for Foreign Affairs of Japan. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2013/html/chapter3/4efforts.html (дата обращения: 21.03.2014).

JICA (2010) Annual Report. Режим доступа: http://wwwjica.go.jp/english/publications/reports/

annual/2010/pdf/all.pdf (дата обращения: 21.03.2014).

JICA (2011) Annual Report. Режим доступа: http://wwwjica.go.jp/english/publications/reports/

annual/2011/pdf/all.pdf (дата обращения: 21.03.2014).

JICA (2012) Annual Report. Режим доступа: http://wwwjica.go.jp/english/publications/reports/

annual/2012/c8h0vm00002qe6vj-att/all.pdf (дата обращения: 21.03.2014).

McGray D. (2002) Japan's Gross National Cool // Foreign Policy. 1 May. Режим доступа: http://www. foreignpolicy.com/articles/2002/05/01/japans_gross_national_cool (дата обращения: 21.03.2014).

Nye J.S. (2004) Soft power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Group.

ODA (2012) Japan’s Official Development Assistance White Paper. Japan’s International Cooperation. Режим доступа: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2012/pdfs/all.pdf (дата обращения: 17.02.2013).

Soft Power of Modern Japan: Practice and Developments

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. Korolev, S. Kudryavtseva

Vladimir Korolev — PhD in Economics; Deputy Director of the Institute of Public Administration and Municipal Management, National Research University Higher School of Economics; 20 Myasnitskaya, 101000 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]

Svetlana Kudryavtseva — PhD in Economics; Counsellor ofthe Department ofthe Economic Cooperation, Executive Committee of the Commonwealth of Independent States; 7 Varvarka Street, 109012 Moscow, Russian Federation; E-mail: [email protected]

Abstract

The article explores Japanese application of soft power through culture and language promotion, cooperation in education, and official development assistance. The analysis was conducted by assessing official documents.

The authors focused on the Japan Foundation, a key instrument of Japanese soft power that carries out exchange programs in culture and art, Japanese-language programs, support for research on Japan and intellectual exchanges. It also supports Japanese Centres, which promote Japan’s contribution to development assistance, provide training for businesses in the host country and promote the “Cool Japan” project to encourage the international expansion of Japanese small and medium-sized businesses in the creative industries.

Japan has effectively used soft power instruments that reflect its national characteristics while also drawing on international experience. The ultimate goal is the promotion of national business interests.

The analysis shows that despite the historical and civilizational differences between Japan and continental Europe, Asia and America, Japan regards traditional soft power mechanisms as an important means of gaining a leading position in world politics, economy and culture. Moreover, soft power tools enriched by national traditions help find unconventional solutions. To achieve its national goals, Japan promotes its values, creates a positive image of a humanitarian country and uses persuasion rather than propaganda — or “coercion for cooperation.”

Key words: Japanese foreign policy, soft power, Japan language and culture, Japan Foundation, Japan Centres, Cool Japan, official developments assistance, Japan International Cooperation Agency

References

Cool Japan Strategy (2012) Creative Industries Division of Ministry of Economy, Trade and Industry. Available at: http://www.meti.go.jp/english/policy/mono_info_service/creative_industries/pdf/120n6_01a.pdf (accessed 21 March 2014).

Cunjeo A. (2010) Vybor mezhdu «mjagkoj» i «zhestkoj siloj» v politike nacional’noj bezopasnosti Japonii [The choice between «soft» and «hard power» in Japan’s national security policy]. Tihookeanskoe obozrenie 2008— 2009. Moscow: kljuch.

Diplomatic Bluebook (2013) Japan’s Foreign Policy in Major Diplomatic Fields. Minister for Foreign Affairs of Japan. Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/other/bluebook/2013/html/chapter3/4efforts.html (accessed 21 March 2014).

JICA (2010) Annual Report. Available at: http://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2010/ pdf/all.pdf (accessed 21 March 2014).

JICA (2011) Annual Report. Available at: http://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2011/ pdf/all.pdf (accessed 21 March 2014).

JICA (2012) Annual Report. Available at: http://www.jica.go.jp/english/publications/reports/annual/2012/ c8h0vm00002qe6vj-att/all.pdf (accessed 21 March 2014).

Katasonova E.L. (2013a) Japonija i ee instrumentarij mjagkojsily [Japan and its soft power tools]. Available at: http://japanstudies.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=391&Itemid=1 (accessed 21 March 2014).

Katasonova E.L. (2013b) Japonija — Juzhnaja Koreja: kul’turnoe sopernichestvo [Japan - South Korea: cultural rivalry]. Materialy nauchnoj konferencii Centr japonskih issledovanij Instituta vostokovedenija RAN. Available at: http://www.ivran.ru/component/content/article/16-conrerences/645-conf8112013 (accessed 21 March 2014).

McGray D. (2002) Japan’s Gross National Cool. Foreign Policy. 1 May. Available at: http://www.foreignpolicy. com/articles/2002/05/01/japans_gross_national_cool (accessed 21 March 2014).

Nye J.S. (2004) Soft power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: Public Affairs Group.

ODA (2012) Japan’s Official Development Assistance White Paper. Japan’s International Cooperation. Available at: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2012/pdfs/all.pdf (accessed 21 March 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.