Научная статья на тему 'Современная внешнеэкономическая стратегия Индии: сотрудничество «Юг-Юг»'

Современная внешнеэкономическая стратегия Индии: сотрудничество «Юг-Юг» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1899
351
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Галищева Наталья Валерьевна

Работа освещает актуальные проблемы внешнеторговых и внешнеэкономических связей современной Индии с развивающимися странами. Автор детально анализирует взаимодействие Индии с Бразилией и ЮАР как на двусторонней основе, так и в трехстороннем формате в рамках Диалогового Форума ИБСА. В статье приводятся данные о масштабах торгового и инвестиционного сотрудничества Индии с этими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная внешнеэкономическая стратегия Индии: сотрудничество «Юг-Юг»»

ИНОСТРАННАЯ ПОМОЩЬ И РАЗВИТИЕ

Современная внешнеэкономическая стратегия Индии: сотрудничество «Юг-Юг»

Н. В. Галищева

Работа освещает актуальные проблемы внешнеторговых и внешнеэкономических связей современной Индии с развивающимися странами. Автор детально анализирует взаимодействие Индии с Бразилией и ЮАР как на двусторонней основе, так и в трехстороннем формате в рамках Диалогового Форума ИБСА. В статье приводятся данные о масштабах торгового и инвестиционного сотрудничества Индии с этими государствами.

Внешнеэкономическая стратегия Индии, успешно реализуемая в последние два десятилетия, всемерно способствовала проведению в стране масштабных либеральных реформ в экономике. В целом эта стратегия была направлена на стимулирование внешней торговли Индии; развитие экспортного потенциала; дальнейшее накопление золотовалютных резервов страны; создание максимально благоприятных условий для индийского бизнеса за рубежом. То есть, страной решались задачи всемерного укрепления ее международных позиций в региональном и глобальном масштабах.

Достижение поставленных долгосрочных целей осуществлялось в Индии с помощью как внутреннего развития и регулирования различных сфер экономики, так и путем установления взаимовыгодных торгово-экономических связей с максимально большим количеством государств, заключения с ними двусторонних соглашений о защите инвестиций, об избегании двойного налогообложения, об установлении зон преференциальной или свободой торговли, организации межправительственных торгово-экономических комиссий, деловых советов и и т.д.

Необходимость всестороннего развития экономических связей Индии с развивающимися государствами была осознана и четко сформулирована еще в начале 1960-х гг. М.

Шах, тогдашний министр внешней торговли Индии, в одном из своих выступлений отмечал: «Мы должны улучшить положение на наших так называемых традиционных рынках

- в странах Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока и Африки. В некоторых из них мы должны продавать нашу готовую продукцию»1. Индийские экономисты в 1960-е гг. подчеркивали, что прежде в Индии «недооценивали торговое и экономическое взаимодействие со странами Азии и Африки... Сейчас, как никогда ранее, необходимо укрепление связей Индией с ними.»2. Одним из факторов, который традиционно учитывался как индийским правительством, так и деловыми кругами страны при определении экономической политики в отношении развивающихся стран, являлось наличие в них индийских диаспор. Еще в 1969 г. журнал Mainstream отмечал: «Мы должны рассматривать вопрос об индийцах за границей в свете широкой перспективы общеиндийских национальных интересов»3.

Новая среднесрочная внешнеторговая политика Индии. В августе 2009 г. министр торговли и промышленности Индии Ананд Шарма обнародовал новую внешнеторговую политику страны до 2014 г. (Foreign Trade Policy 2009

- 2014). Согласно этому документу, Индия намерена предпринять шаги по диверсификации экспортных рынков, а также компенсировать

Галищева Наталья Валерьевна - к.э.н., доцент кафедры мировой экономики МГИМО(У) МИД России. E-mail: [email protected]

издержки, связанные, прежде всего, с транспортными расходами и рискованными кредитами, которые несут ее экспортеры на развивающихся рынках Африки, Латинской Америки, СНГ и Океании. А. Шарма заявил в этой связи: «Мы прилагаем усилия по диверсификации нашей продукции и рынков путем рационализации различных схем поощрения для достижения долгосрочных конкурентных преимуществ в отдельных сегментах продукции и на конкретных рынках. Новым развивающимся рынкам придается особое внимание, чтобы содействовать развитию конкурентоспособного экспорта»4.

В соответствии с нынешней внешнеторговой стратегией, Индия нацелена на двойное увеличение к 2014 г. своей доли в мировом экспорте товаров и услуг (1,64% - в 2008 г.) с тем, чтобы к 2020 г. реализовать еще одно ее удвоение. По оценке экспертов, для выполнения этой задачи ежегодный рост экспорта страны должен, начиная с 2011 г., составлять не менее 25%5. «Три кита», на которых базируется новая внешнеторговая политика Индии, это:

— улучшение инфраструктуры (создание новых зон продвижения экспорта и промышленных парков, развитие небольших портов и др.);

— сокращение трансакционных издержек;

— обеспечение экспортерам полного возврата всех косвенных налогов.

Для достижения поставленных целей индийское правительство успешно использует широкий спектр инструментов, среди которых

— различные институциональные изменения, рационализация процедуры осуществления внешней торговли, диверсификация экспортных рынков, налоговые льготы экспортерам. Кроме того, применяемые в настоящее время схемы поощрений экспортеров постоянно рационализируются для выявления товаров, которые способны стимулировать ускоренный рост объемов экспорта Индии. При этом индийские экспортеры вправе сами выбирать получение льгот согласно различным программам поощрения экспорта - «Focus Market Scheme», «Focus Product Scheme», «Vishesh Krishi» (программа поощрения приоритетных сельхозпроизводителей) или «Gram Udyog Yojana» (программа поощрения кустарной промышленности).

Кроме того, с апреля 2006 г. в Индии также успешно реализуется программа «Focus Market Scheme», основной целью которой является придание эффективности индийскому экспорту путем оптимизации транспортных и иных издержек. Согласно этой программе, экспорт всех товаров из Индии в 57 стран6 Африки и Латинской Америки должен подпадать под систему освобождения от уплаты экспортных налогов и сборов в размере 2,5% от общей стоимости годового экспорта на условиях ФОБ7. С 2009 г. действие программы было распространено еще на 26 новых стран. Для индийских компаний, развивающих с этими странами деловые отно-

шения, стали предоставляться дополнительные льготы.

В настоящее время развивающиеся государства Азии и Африки являются важными рынками сбыта индийских товаров, в первую очередь промышленных. Сюда направляется 58,2% индийского экспорта8, включая машиностроительную, металлургическую, текстильно-швейную продукцию и др. Кроме того, на эти государства в 2010 г. приходилось почти 2/3 индийского импорта, обеспечивающего сырьем (нефть, нефтепродукты, фосфаты и др.) быстроразвива-ющуюся индийскую экономику. Зависимость Индии от импорта сырья из развивающихся стран Азии и Африки и необходимость сбыта своей продукции на их рынках, таким образом, являются ключевой предпосылкой к расширению внешнеэкономических связей между ними.

В результате беспрецедентного экономического роста в последние два десятилетия, экономические интересы Индии распространились на новые регионы. Важная роль в этой связи отводится участию Индии в работе многосторонних экономических организаций и диалоговых форумов (СААРК, АСЕАН, БИМСТЭК, Организацией сотрудничества стран бассейнов рек Меконг и Ганг, ИБСА и т.д.). Сотрудничество «Юг - Юг» при этом рассматривается правительством Индии как одно из приоритетных направлений современной ее внешнеэкономической стратегии, позволяющее не только расширить сферу экономического и политического влияния Индии среди стран «третьего» мира, но и в целом укреплять позиции Индии на международной арене. По мнению министра финансов Индии П. Муккерджи, «индийская внешнеэкономическая стратегия защитила экономику от негативного воздействия глобального кризиса... и помогла нам выйти из кризиса большей частью без потерь»9.

Трехсторонний диалоговый форум ИБСА. Одним из успешных проектов сотрудничества Индии, реализуемый в последние годы с развивающимися государствами, является трехсторонний диалоговый Форум ИБСА, объединивший Индию, Бразилию и Южно-Африканскую Республику. Впервые идею о создании организации, которая бы объединила три влиятельные развивающиеся страны, имеющие значительный экономический потенциал и расположенные на разных континентах, выдвинул в 2001 г. Т. Мбеки, в то время президент Южно-Африканской Республики. Однако воплотиться в жизнь она смогла лишь спустя два года, с подписанием министрами иностранных дел Индии, Бразилии и ЮАР 6 июня 2003 г. в столице Бразилии «Декларации Бразилиа». Этот документ обозначил ключевые сферы трехстороннего сотрудничества, включив в их число практически все наиболее важные области жизнедеятельности современных народов10.

По мнению ряда экспертов, одним из решающих факторов в институциональном офор-

млении ИБСА стало тесное взаимодействие Индии, Бразилии и ЮАР накануне, а также в период проведения в сентябре 2003 г. 5-й министерской конференции в рамках ВТО в Канкуне (Мексика). Здесь они совместно выступили в защиту экономических интересовозиций развивающихся государств. Основными целями диалогового Форума ИБСА были провозглашены:

— содействие сотрудничеству «Юг - Юг» и увеличение объемов торгового оборота между тремя странами;

— обмен информацией, технологиями и навыками для ускорения темпов экономического роста и социального прогресса;

— развитие сотрудничества по широкому спектру как политических вопросов11, так и экономических проблем.

В марте 2004 г. на встрече министров иностранных дел Индии, Бразилии и ЮАР в г. Нью-Дели (Индия) был принят «Делийский план действий», ставший, по сути, программным документом, который, развивая положения «Декларация Бразилиа», обозначил конкретные шаги стран-участниц ИБСА на перспективу в основных областях сотрудничества. Высшим органом Форума является Встреча глав государств и правительств, которых к настоящему времени состоялось пять (см. таблицу 1). Согласованием общей линии действий занимается Трехсторонняя совместная комиссия (The Trilateral Joint Commission) в составе министров иностранных дел стран - участниц, собирающаяся на свои заседания в среднем раз в год. Форум не имеет своей штаб - квартиры и постоянного исполнительного секретариата. Функции последнего исполняет ответственный секретарь (The Secretary in Charge) - представитель МИД страны-участницы ИБСА, организующей у себя очередной саммит.

Таблица 1

Периодизация саммитов в рамках ИБСА.

Саммиты ИБСА Время проведения Место проведения

1 сентябрь 2006 г. г. Бразилиа (Бразилия)

2 октябрь 2007 г. г. Претория (ЮАР)

3 октябрь 2008 г. г. Нью-Дели (Индия)

4 апрель 2010 г. г. Бразилиа (Бразилия)

5 октябрь 2010 г. г. Претория (ЮАР)

Проработка конкретных предложений по наполнению сотрудничества вырабатывалась в последние годы на переговорах ряда профильных министерств трех стран. Ныне основная практическая работа Форума осуществляется в рамках 16 Секторальных рабочих групп, курирующих отдельные области взаимодействия. В рамках рабочих групп уже были подготовлен и ратифицирован сторонами целый ряд соглашений и меморандумов.

С учетом географического положения стран-участниц Форума, упор в их сотрудничестве делается на:

— создании развитой инфраструктуры пар-

тнерства, в первую очередь, в сфере транспорта;

— развитии торгово-экономического сотрудничества с помозью создания зон свободной торговли (между Индией и САКУ - The Southern African Customs Union12, а также САКУ и МЕРКОСУР13);

— реализации Нового партнерства для развития Африки (НЕПАД)14;

— плодотворном взаимодействии в рамках Делового совета ИБСА, объединяющего предпринимательские круги трех стран. Социально-экономическое развитие

стран-участниц ИБСА. Страны-участницы ИБСА являются экономическими лидерами в своих регионах: Индия - в Южной Азии, Бразилия - в Латинской Америке, ЮАР - в Африке. Демократические системы их государственного устройства, рыночный характер национальных экономик, относительно высокий уровень и темпы экономического развития, индустриально - аграрная структура экономики (доля услуг в ВВП в настоящее время составляет около 65%)15, емкий внутренний рынок, достаточно развитый научно-технический потенциал делают сотрудничество стран ИБСА эффективным и перспективным. В эпоху глобализации партнеры по ИБСА грамотно реализуют создание национальных инновационных систем, демонстрируют всему миру способность к устойчивому развитию, а также все возрастающие внешнеполитические и внешнеэкономические амбиции.

В предкризисные годы страны-участницы Форума развивались достаточно динамично. Примечательно, что восстановление их экономик после кризиса также идет весьма успешно. При этом Индия по темпам экономического роста является безусловным лидером ИБСА.

Таблица 2

Темпы прироста ВВП в странах - участницах ИБСА в 2000-е гг. (%).

2000 - 2007 гг. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Индия 7,8 7,3 5,7 10,4

Бразилия 3,3 5,1 -0,2 7,5

ЮАР 4,3 3,7 -1,8 2,8

Источник: World Development Report 2009. Reshaping Economic Geography. The World Bank. Washington, DC. Page 356 - 357; World Economic and Financial Surveys. World Economic Outlook. April 2011, International Monetary Fund. Pages 73, 78, 81; World Economic and Financial Surveys. World Economic Outlook. April 2010, International Monetary Fund. Pages 49, 61, 67.

В последнее десятилетие растет участие Индия, Бразилия и ЮАР в мировой торговле. Суммарный объем экспорта стран - участниц Форума по итогам 2009 г. составил 391,6 млрд. долл., импорта - 597,5 млрд. Партнеры по ИБСА входят в число 15 самых привлекательных развивающихся государств для размещения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Индия в этом рейтинге занимает 2-е место, Бразилия - 5-е, ЮАР - 13-е16.

Масштабы ПИИ в странах ИБСА в 2005 - 2010 гг.

Таблица 3

2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

$млрд % $ млрд % $млрд % $млрд % $млрд %

Все страны 982,59 100,0 1970,94 100,0 1744,10 100,0 1185,03 100,0 1243,67 100,0

Развивающиеся страны 332,34 33,8 573,03 37,7 658,00 37,7 510,58 43,1 573,57 46,1

Индия 7,62 0,8 25,35 2,4 42,55 2,4 35,65 3,0 24,64 2,0

Бразилия 15,07 1,5 34,59 2,6 45,06 2,6 25,95 2,2 48,44 3,9

ЮАР 6,65 0,7 5,69 0,5 9,01 0,5 5,37 0,5 1,55 0,1

ИБСА 29,34 3,0 65,63 5,5 96,62 5,5 66,97 5,7 74,63 6,0

Источник: составлено и рассчитано автором по World Investment Report 2011 (см. сайт http://www.unctad.org).

В 2000-е гг. участники Форума ИБСА заявили о себе не только как импортеры капитала, но также и как его экспортеры. Общий объем индийских прямых инвестиций за рубежом по итогам 2010 г. достиг 92,407 млрд. долл.17, бразильских - 180,949 млрд. долл., южноафриканских - 81,127 млрд. долл.18 Однако, несмотря на то, что партнеры по ИБСА стали весьма круп-

ными инвесторами среди развивающихся стран (на Индию приходилось в 2005 - 2010 гг. в среднем около 5,5% общего объема вывоза капитала из развивающихся стран, на Бразилию - около 3%, на ЮАР - 1%), всё же их доля в мировом объеме ПИИ пока остается невысокой (в 2010 г. - около 1% у Индии и Бразилии и менее 0,1% - у ЮАР)19. Таблица 4

Масштабы вывоза прямых инвестиций за рубеж в 2005 - 2010 гг.

2005 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

$млрд % $млрд % $млрд % $млрд % $млрд %

Все страны 882,13 100,0 2174,80 100,0 1910,51 100,0 1170,53 100,0 1323,34 100,0

Развивающиеся страны 122,14 13,9 294,18 13,5 308,89 16,2 270,75 23,1 327,56 24,8

Индия 2,98 0,3 17,23 0,8 19,40 1,0 15,93 1,4 14,63 1,1

Бразилия 2,52 0,3 7,08 0,3 20,46 1,1 -10,08 --- 11,52 0,9

ЮАР 0,93 0,1 2,97 0,1 -3,13 --- 1,15 0,1 0,45 ничт.

ИБСА 6,43 0,7 27,28 1,3 36,73 1,9 7,00 0,6 26,60 2,0

Источник: составлено и рассчитано автором по World Investment Report 2011 (см. сайт http://www.unctad.org).

Страны Форума ИБСА активно вовлечены и в мировые миграционные процессы, став региональными центрами притяжения рабочей силы (в Индии в 2010 г. трудилось около 5,4 млн. иностранных работников, в ЮАР - 1,9 млн., в Бразилии - около 1 млн.)20. Индия и Бразилия также являются и активными экспортерами га-старбайтеров. В 2010 г. в различных странах мира трудилось около 11,4 млн. индийцев и 1,4 млн. бразильцев21. Денежные переводы мигрантов на родину играют значительную роль в экономике партнеров по ИБСА. Так, по данным на 2010 г., от своих граждан, работающих за рубежом, Индия получила 55,0 млрд. долл., что эквивалентно 12,5% мирового объема этих трансфертов (с 2004 г. Индия уверенно занимает по этому показателю первое место в мире), Бразилия - 4,3 млрд. (1%), ЮАР - 1,0 млрд. (0,2%).

Таблица 5

Денежные переводы, получаемые странами ИБСА от работников, трудящихся за

рубежом, в 2004 - 2010 гг.

2004 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Индия 18,750 28,334 49,941 49,256 55,000

Бразилия 3,575 4,253 5,089 4,234 4,277

ЮАР 1,000

Источник: составлено по материалам http://siteresources. worldbank.org/

Масштабы внутрирегиональной торговли. В 2002 - 2008 гг. объем взаимной торговли в рамках ИБСА увеличился в 3,6 раза (с 6,27 млрд. долл. до более чем 25,05 млрд. долл.). В кризисном 2009 г. этот показатель сократился до 22,64 млрд. долл., однако уже в 2010 - 2011 гг. происходит уверенное восстановление докризисных объемов. Это свидетельствует о верном тренде проведения экономических преобразований в этих странах, устойчивости их экономик к внешним потрясениям.

Таблица6

Взаимная торговля стран ИБСА.

2002 г. 2004 г. 2006 г. 2008 г. 2009 г.

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Индия 3,11 2,9 4,15 2,4 6,87 2,3 10,17 2,2 9,92 2,4

Бразилия 1,89 1,8 2,51 1,6 4,31 1,9 7,97 2,2 7,19 2,6

ЮАР 1,27 2,3 2,50 2,7 4,15 3,3 6,91 3,8 5,53 3,9

Всего 6,27 2,3 9,16 2,1 15,33 2,4 25,05 2,5 22,64 2,7

Примечание: 1 - млрд. долл.; 2 - % в общем объеме страны/ региона.

Источник: рассчитано и составлено автором по International Monetary Fund: Direction of Trade Statistics. September 2010. Pages 73 -75, 193 - 195, 356 - 358. 2009, International Monetary Fund: Direction of Trade Statistics. Pages 106 - 108, 264 - 267, 478 - 479. Selected World Development Indicators 2010, Page 387.

В 2002 - 2009 гг. в абсолютном выражении объем торговли Индии с партнерами по ИБСА вырос более чем в 3 раза - с 3,11 млрд. долл. до 9,92

млрд. долл., хотя в общем объеме индийского товарооборота в указанный период доля этих стран несколько понизилась - с 2,9% до 2,4%.

Индия имеет с Бразилией больший, чем с ЮАР, объем двусторонней торговли. Она экспортирует в Бразилию минеральное топливо, продукцию органической химии, фармацевтической и сталелитейной промышленности, машины и оборудование, ткани, изделия из пластика. Индийский импорт из Бразилии на 30% состоит из сырой нефти; оставшаяся доля приходится на железную руду, продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности (сахар, вина, свежие фрукты, соевое масло), самолеты фирмы БшЬгаег. В 2000-х гг. в торговле с Бразилией у Индии стабильно складывалось положительное сальдо (исключение - 2004 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индия, имея с Южной Африкой общее колониальное прошлое и значительную индийскую диаспору (по данным на 2010 г., около 1,3 млн. чел.), проживающую там в четвертом и пятом поколениях22, традиционно считает для себя ЮАР стратегическим партнером. Со времени восстановления в ноябре 1993 г. между Индией и ЮАР дипломатических отношений объем двусторонней торговли между двумя странами увеличился с 3 млн. долл.23 до 7,72 млрд. долл. в 2010 г. и 5,3 млрд. в апреле -сентябре 2010/2011 ф.г.24 Сальдо торгового баланса Индии с ЮАР - стабильно отрицательное. Индия экспортирует в ЮАР машины и оборудование, продукцию сталелитейной и химической промышленности, хлопок - сырец, ткани. Основной объем импорта приходится на золото, алюминий, фосфорные удобрения. Импортируются также алмазы для последующей обработки. В 2010 г. Индия стала основным покупателем южноафриканского угля, импортировав его в объеме 1,4 млн. тонн25.

Со своей стороны, Бразилия весьма активно развивает торговые связи как с Индией, так и с ЮАР. Их доля в общем объеме внешней торговли Бразилии в 2000-е гг. выросла с 1,8% до 2,6%. В абсолютном выражении объем товарооборота в 2002 - 2009 гг. возрос практически в 4 раза и достиг 7,2 млрд. долл. Бразилия традиционно имеет в торговле с ЮАР положительное сальдо. Свыше 10% бразильского экспорта в ЮАР приходится на машины и оборудование. Бразилия также экспортирует в ЮАР нефтепродукты, железную руду, стальной прокат, а также продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности (в первую очередь, растительное масло).

В 2000-е гг. объем товарооборота ЮАР с партнерами по ИБСА заметно вырос. Доля этих стран в общем объеме внешней торговли ЮАР увеличилась с 2,3% в 2002 г. до 3,9% в 2009 г. (в абсолютном выражении - с 1,27 млрд. долл. до 5,53 млрд. долл.). Если вплоть до 2004 г. ЮАР равномерно торговала с обоими своими партнерами, то с 2006 г. ее товарооборот с Индией начал уверенно обгонять соответствующий показатель с Бразилией. По итогам 2009 г., объем взаимной торговли ЮАР с Индией в 2,4 раза превзошел товарооборот ЮАР с Бразилией.

Большое значение Индия, Бразилия и ЮАР придают сотрудничеству в области обороны и обеспечения международной безопасности, выделив с 2004 г. эти вопросы в отдельный диалоговый механизм. Сторонами принято принципиальное решение о начале трехстороннего сотрудничества в обеспечении безопасности морских и воздушных путей, включая совместную борьбу с контрабандой наркотиков, оружия, незаконной перевозкой токсичных химических веществ и радиоактивных материалов.

Партнеры по ИБСА налаживают практическое взаимодействие в автомобиле- и авиастроении, энергетике, биотехнологиях и фармацевтике, исследованиях космического пространства, производстве программного обеспечения и военно-технической сфере, в том числе в таком сегменте, как совместная разработка новых вооружений. В области науки и технологий государства, продвинувшиеся дальше других по конкретным направлениям, стали координаторами совместной работы по ним: Индия - в нанотехнологиях и поиске эффективной вакцины против ВИЧ/СПИД заболеваний, Бразилия - в океанографии и в борьбе с малярией, ЮАР - в области биотехнологий и борьбе с туберкулезом.

Имея в прошлом богатый опыт создания ракетного оружия, ЮАР совместно с Бразилией успешно реализовала проект (стоимостью 130 млн. долл.) создания тактической самонаводящейся по инфракрасному излучению ракеты «воздух-воздух» A-Darter, испытания которой успешно прошли в 2010 г.26, с бразильской - Mectron. Индией и ЮАР в 2011 г. был успешно завершен проект создания минозащищенного бронетранспортера Casspir Mk6 на основе российских тягачей «Урал»27. С индийской стороны в реализации проекта участвовала Defence Land Systems India Limited, с южноафриканской - BAE Systems Land Systems South Africa.

В рамках ИБСА также успешно проводятся совместные военно-морские учения (в 2008 г. -IBSAMAR-I, в 2010 г. - IBSAMAR-II)28.

Масштабы инвестиционного сотрудничества. Индия - Бразилия. За 2000-е гг. Индия превратилась в одного из самых перспективных торговых и инвестиционных партнеров Бразилии. Заметную активность индийские компании проявляют в бразильской черной и цветной металлургии (группа ArcellorMittai S.A. контролирует до 25% мощностей по производству стали и проката в Бразилии). Наиболее крупными игроками на бразильском рынке являются Tata Consultancy Services Limited и Wipro Ltd. (в сфере ИТ); ONGC Videsh Ltd. (нефтедобыча); Dr.Reddy's и Ranbaxy Laboratories Limited (фармацевтика); Mahindra&Mahindra Ltd. и Tata Motors Limited (автомобилестроение); Hindalco Industries Ltd. (металлургия); Suzlon Energy Ltd. (производство ветрогенераторов), Videocon International Ltd. (электроника и электротехника).

Индия - ЮАР. ЮАР проявляет заинтересованность в получении доступа к новым технологическим разработкам Индии и Бразилии

H. В. Гaлищевa

в космической и оборонной сфере, а также всемерно поощряет инвестиции партнеров по ИБСА в свою экономику. По мнению индийских аналитиков, инвестиционное сотрудничество Индии и ЮАР заметно углубляется: «Индия рассматривает ЮАР как инвестиционные ворота в Африку»29. Объем накопленных индийских инвестиций в ЮАР, по данным на 2010 г., составил около 2 млрд. долл. В настоящее время на южноафриканском рынке действую 96 индийских компаний. Индийский капитал концентрируется преимущественно в автомобилестроении, сталелитейной промышленности, фармацевтике, банковской сфере и ИТ. Крупнейшими игроками являются Mahindra&Mahindra Ltd. и Tata Motors Limited (автомобилестроение); Ranbaxy Laboratories Limited (фармацевтика); State Bank of India, ICICI Bank, Bank of Baroda. Президент ЮАР Дж. Зума на встрече с индийскими деловыми кругами в июне 2010 г. заявил: «Мы рассматриваем Индию в качестве стратегического партнера ЮАР как в области торгового, так и инвестиционного сотрудничества»30.

В свою очередь, ЮАР также проявляет активность в вывозе своего капитала в Индию. Объем инвестиций в 2000-х гг. неизменно возрастал. Основными инвесторами в индийскую экономику являются Airports Company of South Africa Limited (реконструкция аэропорта The Chattrapathi Shivaji International Airport в г. Мум-баи), Sanlam Limited и Old Mutual (страхование), Adcock Ingram (фармацевтическая промышленность), SABMiller (пивоварение), First Rand Limited и Standard Bank (банковский сектор).

Деятельность трастового фонда ИБСА по борьбе с бедностью и голодом. Одним из перспективных проектов сотрудничества Индии, Бразилии и ЮАР является Трастовый Фонд ИБСА по борьбе с бедностью и голодом (IBSA Trust Fund for Alleviation of Poverty and Hunger), который был создан на министерской встрече ИБСА в г. Нью-Дели в 2004 г. под эгидой Программы развития ООН (ПРООН). В качестве первоначального взноса в Фонд Индия и Бразилия внесли по 100 тыс. долл., ЮАР - 50 тыс. Соглашением о Фонде предусмотрено, что в дальнейшем каждая страна ежегодно будет инвестировать в Фонд по 1 млн. долл.

Фонд является уникальным инструментом практического взаимодействия в рамках «Юг-Юг» в интересах наиболее нуждающихся государств. В целом, реализуемые Фондом проекты способствуют достижению Целей развития тысячелетия ООН. Для получения помощи по линии Фонда правительства соответствующих стран предварительно предоставляют свои запросы. В случае одобрения, запросы передаются в Совет директоров Фонда, состоящий из заместителей постоянных представителей стран-членов ИБСА при ООН. Этот Совет директоров собирается на свои совещания раз в 4 месяца. Проекты Фонда реализуются в тесном взаимодействии с правительствами стран-реципиен-

тов. Запросы, предоставляемые в Фонд, должны удовлетворять ряду критериев - быть направленными на сокращение масштабов бедности и голода; укладываться в рамки сотрудничества «Юг - Юг»; способствовать повышению инно-вационности экономик и устойчивости стран-реципиентов.

К настоящему времени уже реализовано несколько проектов. В феврале 2006 г. - апреле 2007 г. - проект по сбору твердых бытовых отходов в местечке Carrefour-Feuilles на Гаити (с общим бюджетом в 550 тыс. долл.), способствовавший развитию одного из самых социально неблагополучных пригородов г. Порт-о-Пренс. он стимулировал создание 385 новых рабочих мест, в том числе 207 - для женщин31. В результате реализации проекта санитарные условия проживания 150 тыс. человек были заметно улучшены32.

В феврале 2006 г. - апреле 2007 г. Фонд реализовал проект по развитию сельского хозяйства в Гвинее-Бисау (бюджет первой фазы проекта - 498,75 тыс. долл.)33, широко внедривший в ряде округов страны новые, высокоурожайные сорта цитрусовых, манго и зерновых, а также повысивший уровень механизации села. Все это позволило получать ежегодно два урожая риса и в итоге привело к росту сельскохозяйственного производства. В результате реализации проекта Фонд совместно с Министерством сельского хозяйства Гвинеи-Бисау также обеспечил обучение навыкам современного ведения хозяйства 4500 крестьян (в т.ч. 2600 женщин)34.

Проект поддержки инфраструктуры острова Сан-Николау (Кабо-Верде) позволил провести реконструкцию (общим бюджетом 37,236 тыс. долл.) двух медицинских пунктов, включая Центр Красного Креста, благодаря чему жители острова получили доступ к качественным основным медицинским услугам. При этом модернизированный Центр Красного Креста стал предоставлять пожилым жителям острова также и социальную помощь, включая горячее питание35.

В обозримой перспективе в планах Фонда

- реализация новых проектов, среди которых

- борьба с распространением ВИЧ/СПИД-инфекции в Бурунди, строительство спортивно-оздоровительных комплексов в г. Рамалла (Палестинская национальная автономия) и в Камбодже, содействие развитию сельского хозяйства в Восточном Тиморе и др.36

Сотрудничество стран-участниц ИБСА в области сельского хозяйства. Сельское хозяйство является важной сферой национальных экономик стран - участниц ИБСА. В этом секторе создается 14,6% ВВП Индии, 7% ВВП Бразилии и 3% ВВП ЮАР, здесь занято 52% трудоспособного населения Индии, 14% - Бразилии и 13%

- ЮАР. Механизмы финансирования совместных проектов в аграрной сфере стал предметом обсуждения еще на трехстороннем саммите в г. Нью-Дели в сентябре 2003 г. Тогда же было решено, что проекты будут осуществляться при содействии ПРООН. В последние годы три государства

активно сотрудничают и в области переработки продовольствия, используя, в частности, опыт Бразилии в переработке продукции садоводства и огородничества (особенно корнеплодов), а также передовые агротехнические наработки ЮАР и Индии.

Опыт и взаимодействие стран-участниц ИБСА в сфере социального развития. Для Индии, Бразилии и ЮАР характерна определенная схожесть стоящих перед ними социально-экономических задач. Среди них особенно выделяются решение проблемы крайней бедности и голода, сокращение безработицы, расширение доступа к качественным образовательным и медицинским услугам, ликвидация гендерного неравенства. Все это предопределяет развитие трехстороннего сотрудничества в области всестороннего социального развития.

Основными элементами общей социальной стратегии развития стран-участниц ИБСА являются:

1. «Переход к обеспечению всесторонней социальной защиты населения», включающий социальное страхование, помощь инвалидам, пожилым и малоимущим гражданам и доступ к социальным услугам. Государства-участники ИБСА успешно внедряют у себя полезные элементы успешно зарекомендовавших себя программ партнеров. Например, многими в мире признана эффективность системы социального обеспечения ЮАР, осуществляемая посредством реализации пяти схем помощи престарелым, инвалидам и детям: «The State Old Age Pension», «The Disability Grant», «The Child Support Grant», «The Foster Child Grant», «The Care Dependency Grant»37.

В 2004 г. в рамках этих схем помощь была предоставлена 7 млн. южноафриканцев. Выплаты зависили от уровня доходов граждан, причем с 2001 г. их объем заметно возрос, а схема «The Child Support Grant», прежде охватывавшая всех детей до 7 лет, была распространена на детей до 14 лет. Реализацией социальной помощи в ЮАР занимается Южноафриканское агентство социального обеспечения (The South African Social Security Agency). Расходы южноафриканского бюджета в 2004/05 ф.г. на выплаты социальных пособий составили 41 млрд. рандов (около 7 млрд. долл.), что равнялось 10,2% расходов бюджета или 3,1% ВВП ЮАР38.

При этом в самой Индии и за ее пределами с 1975 г. реализуется масштабная программа защиты детского и женского здоровья, включая оказание финансовой помощи детям и беременным женщинам, улучшение санитарно-гигиенических условий проживания, предоставление чистой питьевой воды - «The Integrated Child Development Services Scheme». Эта программа доказала свою жизнеспособность и эффективность и распространяется в настоящее время на всех детей до 6 лет и женщин от 15 до 44 лет39. Успешно проводимая в Индии «The National Rural Health Mission»40 обеспечивает предоставление медицинских услуг жителям села.

В Бразилии в 2000-е гг. реализовывалась программа социальной помощи престарелым «Beneficio de Prestacâo Continuada»41, а в Индии -«The National Old Age Pension Scheme»42. Объемы выплат в Индии по программе помощи престарелым зависят от места их проживания (каждый штат устанавливает конкретный возраст претендентов и сумму выплат)

В Бразилии также активно осуществляется финансовая поддержка малообеспеченных семей - программа «Bolsa Familia»43, ставшая самой масштабной программой такого рода в мире. Она стала частью проводимого в стране с 2003 г. проекта «The Zero Hunger Programme (Programa Fome Zero)» по искоренению крайней бедности и голода. В результате проведения программы «Bolsa Familia» число бразильцев, проживающих ниже уровня бедности, сократилось на 27,7%. В 2006 г. на реализацию этой программы было затрачено около 2,5% всех расходов бюджета или 0,5% ВВП Бразилии. Программой было охвачено 11,2 млн. семей или порядка 44 млн. малообеспеченных бразильцев44.

2. «Преодоление экономической уязвимости и стимулирование социального и экономического соучастия», предполагающие содействие развитию экономических возможностей социально незащищенных слоев населения. Речь идет об активном и повсеместном распространении системы микрокредитования, создании новых рабочих мест (особенно в сфере малого бизнеса). У партнеров по ИБСА успешно осуществляются соответствующие программы: в Бразилии

- «Brazil's Growth Accelerating Plan»45; в Индии

- «Mahatma Gandhi National Rural Employment Guarantee Act»46.

Индийская программа обеспечивает неквалифицированной работой взрослых членов малообеспеченных семей в сельской местности в течение 100 дней за один финансовый год. Гарантированная минимальная оплата - 100 рупий в день47. 33% предоставляемых рабочих мест при этом резервируется для женщин48. Это самая масштабная программа в мире по преодолению безработицы на селе. В 2008/09 ф.г. ею было охвачено 44,7 млн. индийских домохозяйств49. Программа проводится с 2006 г. поэтапно, охватив к настоящему времени все штаты и дистрикты Индии.

Правительство ЮАР, деловые круги и общественные организации объединили свои усилия по сокращению безработицы, отчасти доставшейся в наследство от режима апартеида. С этой целью при участии государства реализуются ряд программ: «Work for Water», «The Community Based Public Works Programme», «Home Based Care Workers»50. В рамках этих программ создаются временные рабочие места (на строительстве дорог, больниц, школ и т.п.), причем с максимальным использованием немеханизированного труда. Проводится обучение граждан рабочим профессиям. Только в 2000/2001 ф.г. было создано порядка 80 тыс. подобных рабочих мест.

С 2003 г. также осуществляется программа «The Expanded Public Works Programme», целью которой является создание 1 млн. рабочих мест. Несмотря на реальные практические результаты проводимых программ, правительству ЮАР предстоит приложить немало усилий, возможно, с учетом позитивного опыта партнеров по ИБСА, для сокращения безработицы, уровень которой в настоящее время составляет около 40% трудоспособного населения.

3. «Инвестирование в развитие человеческого капитала и расширение доступа к основным социальным услугам», направленное на всеобъемлющее обеспечение доступа населения к образовательным, медицинским и коммунальным услугам. Здесь страны - участницы ИБСА активно используют индийский и южноафриканский опыт по борьбе с наркозависимостью, ВИЧ/ СПИД-инфекцией и туберкулезом, бразильские наработки в борьбе с малярией. В частности, в ЮАР еще в 1992 г. был создан Национальный координационный комитет по борьбе со СПИД (The National AIDS Coordinating Committee of South Africa)51, разработавший стратегию борьбы с этим заболеванием, масштабы которого приобрели в ЮАР форму эпидемии. Согласно статистике, в 2009 г. в ЮАР было инфицировано ВИЧ/ СПИД около 5,6 млн. человек52. Благодаря реализации ряда программ. число инфицированных, получающих необходимую помощь, выросло с 27% от их общего числа в 2007 г. до 56% - в 2009 г.

В настоящее время в Индии также успешно реализуется программа «The National Rural Health Mission, 2005-2012»53 в 18 штатах, имеющих наименее слабые показатели по уровню обеспечения услугами здравоохранения. Программа «Accredited Social Health Activist»54 позволила создать в 10 штатах Индии 250 тыс. рабочих мест (фактически для фельдшеров), в обязанности которых входит оказание первой медицинской помощи, улучшение стандартов гигиены, агитация населения своевременно проходить медицинский осмотр и иммунизацию и т.п.

Интерес для ИБСА представляют и индийские наработки в сфере образования. В Индии первой схемой оказания помощи детям из малоимущих семей в виде предоставления горячих обедов стала - «Mid Day Meal Scheme», введенная еще в колониальный период в 1925 г. в Мадрасе (с 1995 г. - Ченнаи). К середине 1980-х гг. эта схема была распространена на весь штат Тамилнаду, а также на штаты Гуджарат, Керала и союзную территорию Пондичери. Кроме того, эта схема распространялась на территории племен в штатах Мадхья Прадеш и Орисса. В 1990-е гг. этот опыт распространился еще на 12 штатов, обеспечивавших собственными ресурсами финансирование школьных обедов; на 3 штата (Карнатака, Ориса и Западная Бенгалия), финансировавших школьные обеды совместно с международными организациями (ПРООН, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН - ФАО и др.).

В сфере образования Индии в последнее десятилетие также реализуется масштабный проект «The Sarva Shiksha Abhiyan» («Движение за образование для всех»)55, охвативший детей от 6 до 14 лет (свыше 200 млн. чел.) всеобщим бесплатным начальным образованием. Оно гарантировано 86-й поправке к Конституции Индии. Этот проект состоит из 8 программ, включая проводимую с 2004 г. «Kasturba Gandhi Balika Vidyalaya Scheme»56, ставящую своей целью охватить начальным образованием всех индийских девочек из списочных каст и племен57, а также живущих ниже официального уровня бедности.

4. «Обеспечение продовольственной безопасности» является необходимым условием успешного развития стран-участниц ИБСА. Собственные стратегии продовольственной безопасности Индия, Бразилия и ЮАР принимали как с учетом наработок партнеров по ИБСА, так и международных структур (ФАО и др.). В частности, ЮАР при этом использовала также опыт Органа по вопросам продовольствия, сельского хозяйства и природных ресурсов Сообщества развития Юга Африки (САДК).

Особенно преуспела в обеспечении продовольственной безопасности Индия, где в настоящее время успешно реализуется ряд правительственных программ, включая «The National Policy for Farmers» и «Rashtriya Krishi Vikas Yojana» (Государственный план развития сельского хозяйства)58, сделавшие основной упор на увеличении сельскохозяйственного производства в стране. Эти программы были тесно увязаны со схемами помощи малоимущим, в частности, с субсидирующей закупку продовольствия для 10 млн. самых обездоленных граждан программой «The Antyodaya Anna Yojana»59.

С 2009 г. в Индии на государственном уровне обсуждается проект единой программы - «The National Food Security Act», - согласно которой всем гражданам Индии, живущим ниже официального уровня бедности, ежемесячно будет выделяться 25 кг пищевого зерна (пшеницы или риса по сниженной цене - 3 рупии за 1 кг.)60. Для реализации этой программы правительство Индии планирует ежегодно закупать 25,1 млн. тонн зерновых. Предполагается, что новая программа заменит все подобные государственные программы, проводимые в настоящее время.

Эффективные программы достижения продовольственной безопасности у Бразилии («National Program for Strengthening Family Agriculture», «The Purchase of Food from Family Agriculture»61, «The Workers Food Program»62) тесно связаны с программами по искоренению крайней бедности и голода в стране. Все они проводятся с 2003 г. в рамках масштабного проекта «The Zero Hunger Programme».

В ЮАР с середины 1990 гг. осуществляется Комплексная стратегия продовольственной безопасности (The Integrated Food Security Strategy), в рамках которой реализуются программы с целью:

— содействия развитию мелких домохозяйств;

— увеличения объема производства продуктов питания как для их внутреннего потребления, так и на продажу;

— повышения занятости среди малоимущих;

— совершенствования питательного баланса населения;

— оказания помощи наименее социально защищенным слоям общества;

— расширения сетей социальной защиты;

— развития системы управления чрезвычайными ситуациями в области продовольственной безопасности;

— объединения усилий государства, бизнеса и общества в обеспечении продовольственной безопасности страны.

В ЮАР успешно реализуется механизм адресной продовольственной помощи беднейшим слоям населения. С этой целью осуществляются программы с участием государственного банка «Land and Agricultural Development Bank of South Africa»63 и сельскохозяйственной торговой ассоциации ЮАР - «Agri South Africa»64. Их основной задачей является финансовая и организационная поддержка развития аграрного сектора страны.

Благодаря грамотной государственной политике, в странах-членах ИБСА отмечается постепенный рост доходов населения, что увеличивает возможность приобретения продуктов питания, по крайней мере, в объеме минимальной потребительской корзины. В то же время рост доходов населения не всегда опережает рост цен на продукты питания. С учетом возрастающей актуальности проблемы продовольственной безопасности в мире, Индия, Бразилия и ЮАР активно взаимодействуют между собой на региональных и международных форумах, посвященных этой тематике. Одной из задач этой работы партнеров по Форуму является достижение Целей развития тысячелетия ООН.

По оценкам экспертов ФАО, страны ИБСА успешно решают проблемы повышения производительности труда в сельском хозяйстве и искоренению голода и бедности. Считается, что члены Форума ИБСА имеют наработанную базу для продуктивного трехстороннего взаимодействия как в сфере продовольственной безопасности, так и в сфере социального развития в целом.

Сотрудничество стран-членов ИБСА в сфере мирного освоения космоса. Индия, Бразилия и ЮАР активно продвигаются и в направлении инновационного развития, включая осуществление прикладных высокотехнологичных проектов в области освоения космического пространства. На 4-м саммите ИБСА в апреле 2010 г. в г. Бразилиа были достигнуты принципиальные договоренности о совместной разработке и запуске космических аппаратов. На первом этапе реализации этого проекта (до 2012 г.) предусматривается создание метеорологического спутника. После этого в течение двух последующих лет стороны намерены приступить к созданию космического аппарата для дистанционного зондирования Зем-

ли65. Универсальная платформа для обоих спутников будет создана южноафриканской компанией Sun Space and Information Systems Ptv. Ltd. в сотрудничестве с бельгийским Catholic University of Leuven, бортовая аппаратура и элементы полезной нагрузки разработает бразильская сторона66.

Оба космических аппарата будут выведены на околоземную орбиту Земли с помощью ракеты - носителя индийского производства. Данная программа также предусматривает научный и технологический обмен, совместное финансирование НИОКР и подготовку кадров. Успешная реализация этого проекта позволит Бразилии получить доступ к южноафриканским космическим технологиям, ЮАР - к индийскому опыту создания ракет-носителей, Индии - осуществить технологический рывок в сфере создания космических аппаратов благодаря уже имеющимся научным наработкам партнеров. Таким образом, очевидно стремление стран-членов ИБСА в ближайшей перспективе значительно расширить, благодаря кооперации, свои возможности и в сфере мирного освоения космоса.

Рост влияния ИБСА на международной арене. За 8-летнюю историю диалоговый Форум ИБСА проделал значительный путь. По словам премьер-министра Индии М. Сингха, «значимость ИБСА выходит далеко за пределы наших двусторонних связей. Форум символизирует желание трех великих государств преодолевать физические расстояния и объединять свои материальные и интеллектуальные ресурсы на общие цели. ИБСА представляет собой значительную силу в нынешнем неспокойном мире»67.

Государства-члены ИБСА допускают возможность налаживания контактов с другими крупными развивающимися государствами и странами с переходной экономикой и подчеркивают, что Форум не противоречит идеям неприсоединения и открыт для присоединения заинтересованных стран, разделяющих их цели и принципы. Хотя ряд стран, в том числе и КНР68, хотели бы присоединиться к ИБСА, тем не менее, в обозримой перспективе этот вопрос не стоит на повестке дня, так как в рамках Форума еще не закончилось формирование механизмов взаимодействия.

И хотя среди стран-участниц Форума наблюдается и некоторые расхождения по ряду вопросов, тем не менее, в целом ИБСА представляет собой формирующийся новый крупный центр влияния, который уже на современном этапе эффективно представляет на международной арене интересы ведущих развивающихся держав. Он претендует на роль одного из лидеров современного мира. Подтверждением этому стало направление 9-10 августа 2011 г. посреднической миссии стран-членов ИБСА в Дамаске (Сирия) в составе заместителей министров иностранных дел трех стран для содействия урегулированию сирийского внутриполитического кризиса69. Осудив насильственные действия как со стороны правительства, так и

со стороны оппозиции, страны-члены ИБСА выступили в поддержку суверенитета, независимости, территориальной целостности Сирии, за соблюдение в этой стране прав человека. Будучи в настоящее время непостоянными членами Совета Безопасности ООН, Индия, Бразилия и ЮАР последовательно выступают за мирное урегулирование кризиса в Сирии70. Все это является доказательством зрелости дипломатии стран-членов ИБСА и признания растущего авторитета Индии, Бразилии и ЮАР на международной арене.

- Ключевые слова -

Внешнеэкономическая политика Индии, внешняя торговля Индии, сотрудничество «Юг - Юг», развивающиеся страны, Южная Азия, Юго-Восточная Азия, Африка, ИБСА, Индия, Бразилия, ЮАР.

Galistcheva N.V. Contemporary External Economic Strategy of India: "South-South" Cooperation.

Summary: The article deals with the topical issues of the contemporary India's foreign trade as well as external economic ties with the developing countries. The author analyses in detail both India's bilateral interaction with Brazil and South Africa and trilateral cooperation of these countries within the IBSA Dialogue Forum. In the article there are also data on India's full-scale trade and investment cooperation with these states.

--Keywords -

India's external economic policy, India's foreign trade, South - South cooperation, developing countries, South Asia, South-East Asia, Africa, IBSA, India, Brazil, South Africa.

Примечания

1. Цит. по Седов И.А. Экономические связи Индии с развивающимися странами Азии и Африки // И.А.Седов. - М., Издательство «Наука». - 1971. - С. 39.

2. Там же.

3. Там же.

4. Government of India. Ministry Of Commerce and Industry. Department Of Commerce. Foreign Trade Policy // Government of India. Ministry Of Commerce and Industry. Department Of Commerce. - 27th August 2009.

5. Ibidem.

6. http://www.smeindia.net/export_schemes/DOCS/B-1/FOCUS%20MARKET%20SCHEME.pdf

7. http://saiimpex.tradeindia.com/Exporters_Suppliers/Exporter19546.322173/Focus-Market-Scheme.html

8. Рассчитано автором по Government of India, Economic Survey 2009/10. Page А90 - А-99.

9. http://www.deccanherald.com/content/17380/indias-economic-strategy-effective-global.html India's economic strategy blunted global financial meltdown: Pranab. - Business Standard. - 27 August, 2011. http://www.business-standard.com/india/news/indias-economic-strategy-blunted-global-financial-meltdown-pranab/365637/

10. http://www.ibsa-trilateral.org/index.php?option=com_content&task=view&id=48&Itemid=27

11. Ibidem.

12. Южноафриканский таможенный союз (The Southern African Customs Union - SACU) является первым подобным союзом в мире, создан в 1910 г.

13. Между МЕРКОСУР и Индией подобное соглашение уже достигнуто. МЕРКОСУР (MERCOSUR) - общий рынок стран Южной Америки, объединяющий 250 млн чел. и более 75% совокупного ВВП континента. См.сайт: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5% D1%80%D0%BA%D0%BE%D1%81%D1%83%D1%80

14. Программа «Новое партнерство для развития Африки» принята в 2001 г. в Лусаке Ассамблеей глав государств и правительств стран-членов ОАЕ (с 2002 г. - Африканский Союз)..

15. Selected World Development Indicators 2010, P. 384 - 385.

16. IBSA: Enhancing Economic Cooperation Across Continents. Export - Import Bank of India. Occasional Paper №131. Published by Quest Publications. March 2009. P. 16.

17. http://www.unctad.org/sections/dite_dir/docs/wir11_fs_in_en.pdf

18. http://www.unctad.org.

19. Ibidem.

20. http://siteresources.worldbank.org/

21. Ibidem.

22. http://www.globalissues.org/news/2011/04/11/9237

23. http://en.wikipedia.org/wiki/Foreign_relations_of_IndiatSouth_Africa

24. http://www.sagoodnews.co.za/trade_investment/zuma_seeks_indian_investment_into_sa.html

25. http://en.wikipedia.org/wiki/India_%E2%80%93_South_Africa_relations

26. http://www.nti.org/e_research/profiles/safrica/missile/index.html , http://en.wikipedia.org/wiki/A-Darter_%28missile%29

27. http://www.engineeringnews.co.za/article/new-version-of-classic-south-african-mine-protected-vehicle-is-unveiled-2011-08-17

28. http://digitaljournal.com/article/297185

29. http://www.globalissues.org/news/2011/04/11/9237

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Ibidem.

31. http://www.ibsa-trilateral.org/index.php?option=com_content&view=article&id=29&Itemid=79

32. http://theglobalrealm.com/2011/04/28/ibsa-fund-packs-small-but-sustainable-punches/

33. Ibidem.

34. http://www.ibsa-trilateral.org/index.php?option=com_content&view=article&id=29&Itemid=79

35. Ibidem.

36. http://theglobalrealm.com/2011/04/28/ibsa-fund-packs-small-but-sustainable-punches/

37. http://www.odi.org.uk/resources/download/1067.pdf

38. Ibidem.

39. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/12173700

40. http://www.mp.gov.in/health/nrhm/pip-nrhm.pdf

41. http://www.pep-net.org/fileadmin/medias/pdf/files_events/8th-PEPmeeting2010-Dakar/papers/Ana_Lucia_Kassouf.pdf

42. http://www.oldagesolutions.org/Facilities/Noaps.aspx

43. http://en.wikipedia.org/wiki/Bolsa_Fam%C3%ADlia

44. http://en.wikipedia.org/wiki/Bolsa_Fam%C3%ADliatcite_note-9

45. http://www.coha.org/lula%E2%80%99s-brazilian-growth-acceleration-program-the-best-that-government-funding-can-buy/ , http:// www.braanz.com/brazilian-news/188-brazils-growth-acceleration-plan-2-us56-billion-invested-in-the-first-half-of-2011.html

46. http://en.wikipedia.org/wiki/Aam_Aadmi

47. В настоящее время 1 долл. США равен примерно 45 индийским рупиям.

48. http://india.gov.in/sectors/rural/national_rural.php

49. http://en.wikipedia.org/wiki/Aam_Aadmi

50. http://www.etu.org.za/toolbox/docs/government/epwp.html

51. http://www.kff.org/hivaids/upload/7365.pdf

52. http://www.avert.org/aidssouthafrica.htm

53. http://mohfw.nic.in/NRHM/Documents/Mission_Document.pdf

54. http://en.wikipedia.org/wiki/Accredited_Social_Health_Activist

55. http://en.wikipedia.org/wiki/Sarva_Shiksha_Abhiyan

56. http://en.wikipedia.org/wiki/KGBV_Scheme

57. Списочные касты и племена - традиционно отсталая часть населения Индии, законодательно выделенная в специальные списки и имеющая определенные привилегии. Согласно переписи 2001 г. списочные касты и племена составляют, соответственно, 15% и 7% населения страны.

58. http://www.icrier.org/pdf/WorkingPaper240.pdf

59. http://www.karmayog.org/publicdistributionsystem/publicdistributionsystem_2619.htm

60. http://swapsushias.blogspot.com/2010/07/national-food-security-act-2009.html

61. http://www.ibsa-trilateral.org/index.php?option=com_content&task=view&id=129&Itemid=46

62. http://www.oecd.org/dataoecd/34/37/25836756.pdf

63. http://www.landbank.co.za/

64. http://www.agrisa.co.za/

65. http://www.engineeringnews.co.za/article/south-african-technology-key-to-india-brazil-south-africa-satellite-programme-2010-04-30

66. http://www.engineeringnews.co.za/article/south-africa-brazil-and-india-agree-to-joint-satellite-programme-at-trilateral-summit-2010-04-16

67. http://www.ibsa-trilateral.org/index.php?option=com_content&task=view&id=126&Itemid=51

68. http://www.indianexpress.com/news/ibsa-to-bricsa-china-churns-the-new-alphabet-soup/607112/0

69. http://netindian.in/news/2011/08/11/00014884/syria-be-fully-democratic-soon-ibsa-team , http://www.deccanherald.com/ content/182477/ibsa-envoys-visiting-syria-seek.html

70. http://www.mmegi.bw/index.php?sid=11&aid=896&dir=2011/August/Friday12 , http://www.indianembassysyria.com/english/whats-new/327.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.