Глобальное управление
Наумов А.О., Положевич Р.С.
«Мягкая сила» и международный имидж стран группы ИБСА
Наумов Александр Олегович — кандидат исторических наук, доцент, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 2905-0930
Положевич Роман Станиславович — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: [email protected] SPIN-код РИНЦ: 4790-1967
Аннотация
Индия, Бразилия и Южно-Африканская Республика — восходящие державы современности, обладающие притязаниями на экономическое и политическое лидерство, соответственно в регионах Южной Азии, Латинской Америки и Африки. Будучи членами ряда формальных международных организаций и неформальных объединений стран, таких как глобальные форумы ИБСА и БРИКС, эти государства обладают растущим весом на мировой арене, обусловленным в том числе их многосторонним сотрудничеством, а также накопленным и активно культивируемым капиталом «мягкой силы».
Ключевые слова
ИБСА, Индия, Бразилия, ЮАР, «мягкая сила», государственный имидж.
На рубеже XXI века внешнеполитический инструментарий ключевых игроков на международной арене претерпел значительные изменения, вобрав в себя, наряду с традиционными механизмами и формами проявления «жесткой силы» — военной мощью и экономическим превосходством, методы «мягкого» влияния, выходящие за рамки привычной нам государственной политики кнута и пряника. Сила привлекательности внутри- и внешнеполитических ценностей страны, ее притягательная духовная и материальная культура, уникальная и успешная экономическая модель, участие в международных организациях — вот что сегодня создает позитивный имидж государства у мировой общественности.
Особую актуальность имеет изучение природы «мягкой силы» трех восходящих держав современности — Бразилии, Индии и Южно-Африканской Республики. Эти государства становятся глобальными полюсами силы XXI века, и всесторонний анализ различных аспектов их национальной мощи представляется необходимым уже сейчас. Более того, данные государства являются партнерами России по БРИКС — ключевому для нашей страны формату международного сотрудничества.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
Бразилия, Индия и ЮАР являются центрами трех уникальных цивилизаций: латиноамериканской, индуистской и африканской. Это обусловливает колоссальные культурные различия между ними. В то же время Бразилия, Индия и ЮАР имеют много общего: в начале третьего тысячелетия они стали локомотивами экономического развития, соответственно в Латинской Америке, Южной Азии и Африке. Они успешно преодолели мировой экономический кризис 2008-2009 годов и сегодня демонстрируют относительно стабильные темпы прироста реального ВВП1.
Индия, Бразилия и ЮАР — страны с колониальным прошлым, объединенные схожими социальными проблемами. Эти государства имеют во многом совпадающие взгляды на мировой порядок и архитектуру глобального управления. В качестве членов группы БРИКС они сегодня выступают за становление многополярного, более справедливого и демократичного мира, за реформу глобальной финансовой архитектуры, за сохранение и поощрение сосуществования в мире множества культур, за примат международного права, главенствующую роль Совета Безопасности ООН в
мирном урегулировании международных конфликтов, а также за реформу самого
2 . Совета Безопасности ООН . Будучи участницами диалогового формата ИБСА
(латинский эквивалент Ш8Л — сокращение по первым буквам названий стран-
участниц), в рамках 16 секторальных рабочих групп эти страны предпринимают
практические шаги по содействию сотрудничеству Юг — Юг, увеличению объемов
двустороннего торгового оборота, обмену информацией, технологиями и навыками для
ускорения темпов экономического роста и социального прогресса, развитию
сотрудничества по широкому спектру политических вопросов и экономических
проблем, таких как развитие сельского хозяйства, борьба с изменением климата,
1 По оценке МВФ, прирост общемирового ВВП в 2014 году составил 3,3%, а в 2015 году ожидается на уровне 3,8%, будучи сегодня и в перспективе обеспеченным преимущественно ростом развивающихся экономик, в том числе Бразилии, Индии и ЮАР. В 2015 году прирост экономик Бразилии, Индии и ЮАР ожидается соответственно на уровне 1,4%, 6,4% и 1,3%. Источник: World Economic Outlook. Legacies, Clouds, Uncertainties // International Monetary Fund [Official website]. October 2014. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2014/02/pdf/text.pdf (accessed: 24.03.2015) (24.03.2015). Согласно докладу Всемирного банка, опубликованному в январе 2015 года, прирост глобальной экономики в 2014 году составил 2,6% (в Бразилии — 0,1%, Индии — 5,6%, ЮАР — 1,4%), в 2015 году прирост планируется на уровне 3,0% (в Бразилии — 1,0%, Индии — 6,4%, ЮАР — 2,2%). Источник: Global Economic Prospects. Having Fiscal Space and Using It. January, 2015 // World Bank [Official website]. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/GEP/GEP2015a/pdfs/GEP 15a web full.pdf (24.03.2015).
2 См., например: Форталезская декларация, принятая по итогам VI саммита БРИКС 15 июля 2014 года // Россотрудничество [Официальный сайт]. URL: http://rs. gov.ru/sites/default/files/41d4f160607850ce6e9c.pdf (24.03.15).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
глобальная продовольственная безопасность, социальная защита населения, развитие
человеческого потенциала, туризма, инфраструктуры и транспорта3.
Прежде чем изложить общие и особенные инструменты «мягкой силы» Бразилии, Индии и ЮАР, целесообразно выделить ряд рейтингов, подготовленных в период с 2012 по 2015 год авторитетными исследовательскими институтами для ранжирования избранных стран мира по индексу «мягкой силы» и другим показателям, позволяющим судить о международном имидже таких стран.
Так, в июле 2015 года консалтинговая компания Portland представила рейтинг «мягкой силы» 30 стран мира, в число которых вошла одна из рассматриваемых нами стран — Бразилия. Индекс был составлен на основании шести объективных критериев (предпринимательство, культура, развитие цифровых технологий, правительство, вклад в мировое развитие, образование) и оценки респондентами семи субъективных показателей (национальная кухня, высокотехнологичные товары, дружелюбность, культура, товары роскоши, внешняя политика, условия жизни)4. Бразилия заняла в общем рейтинге 23-е место, создав себе конкурентное преимущество за счет национальной культуры и значительного вклада в мировое развитие.
Аналитический журнал Monocle magazine, которым владеет одноименная медиакомпания, в 2012 году поставил Бразилию на 17-е место в международном рейтинге стран с самым высоким уровнем «мягкой силы», ЮАР — на 34-е, а Индию — на 36-е (см. Таблицу 1). В 2013 году экспертами издания была представлена только первая десятка стран, обладающих наибольшим капиталом «мягкой силы» (в которую Индия, Бразилия и ЮАР не вошли), а в 2014 году в список из 25 стран попала только Бразилия, заняв 22-е место. Упомянутый индекс «мягкой силы» ежегодно рассчитывается на основании оценки как объективных компонентов (пяти подиндексов: культуры, политических ценностей, дипломатии, образования, бизнеса / инноваций), так и субъективных компонентов (включающих в себя оценку миссии и роли государства на мировой арене, вклад в развитие мировой культуры, глобальное лидерство, наличие «культурных икон», то есть объектов — носителей культурных ценностей, национальную кухню, качество национальных авиалиний и коммерческие бренды).
3 См., например: Декларация Цване, принятая по итогам V саммита IBSA 18 октября 2011 года // IBSA Dialogue Forum. URL: http://www.ibsa-
trilateral.org/images/stories/documents/declarations/FINAL Tshwane Declaration 18Oct 12h23.pdf (24.03.2015).
4 The Soft Power 30. Report. 2015 // Portland Communications [Official website]. URL: http://softpower3 Q.portl and-communications.com/pdfs/the soft power 30.pdf (24.04.2015).
Таблица 1. Рейтинги стран с наибольшими ресурсами «мягкой силы» в 2012-2014 годах (по версии журнала Monocle magazine)5
2012 2013 2014
1 Соединенное 1 Германия 1 США
Королевство
2 США 2 Соединенное 2 Германия
Королевство
3 4 5 6 Германия Франция Швеция Япония 3 4 5 6 США Франция Япония Швеция 3 4 5 6 Соединенное
Королевство Япония Франция Швейцария
7 8 9 10 Дания Швейцария Австралия Канада 7 8 9 10 Австралия Швейцария Канада Италия 7 8 9 10 Австралия Швеция Дания Канада
11 12 Республика Корея Норвегия 11 12 Испания Италия
13 14 15 1 fi Финляндия Италия Нидерланды 13 14 15 1 fi Нидерланды Новая Зеландия Республика Корея
17 Бразилия 17 18 Финляндия Бельгия
34 35 36 ЮАР Аргентина Индия 19 20 21 Китай Австрия Ирландия
3/ 38 39 40 Малайзия ОАЭ Египет Индонезия 22 23 24 25 Бразилия Сингапур Португалия Польша
Еще одно интересное исследование в области «мягкой силы», представленное в 2012 году, было выполнено совместно компанией «Эрнст энд Янг» и Московской школой управления «Сколково» (индекс «мягкой силы» развивающихся экономик 2012 года). В его рамках на основании весьма пестрого набора источников, относящихся в основном ко второй половине 2000-х годов, были рассчитаны два рейтинга «мягкой силы». В первый вошли исключительно быстроразвивающиеся страны, в числе которых Индия заняла 2-е место, Бразилия — 4-е, ЮАР — 7-е, во
5 Источник: видео-презентации Soft Power Survey // Monocle. 2012.
URL: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2012/ (24.03.2015); Soft Power Survey // Monocle. 2013. URL: http://monocle.com/film/Affairs/soft-power-survey-2013/ (24.03.2015); Soft Power Survey // Monocle. 2014. URL: http ://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2014-15/ (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
втором — были представлены развитые страны и первые семь стран из первого
списка6. Индия оказалась на 9-м месте, Бразилия — на 11-м, ЮАР — на 14-м.
Кроме упомянутых выше исследований, об обладании Бразилией, Индией и Южно-Африканской Республикой «мягкой силой» можно судить исходя из двух индексов: индекса национальных брендов Анхольта (Anholt-GfK Roper Nation Brands Index, NBI) и индекса страновых брендов FutureBrand (Country Brand Index, CBI). Первый был разработан советником правительства Великобритании по вопросам построения национального бренд-имиджа государства С. Анхольтом в 2005 году на основании шести параметров: экспорта, управления, культуры и наследия, людей, туризма, инвестиций и иммиграции7. В 2013 году Бразилия заняла в рейтинге 20-ю позицию (в 2012 году — также 20-ю), Индия — 31-ю (опустившись в рейтинге на четыре строки по сравнению с 2012 годом), ЮАР не вошла в список лидеров.
Второй показатель — индекс страновых брендов FutureBrand — публикуется международной консалтинговой компанией FutureBrand и с 2014 года измеряется на основе шести групп параметров: системы национальных ценностей, качества жизни, делового климата, наследия и культуры, туризма и показателя «сделано в...»8. ЮжноАфриканская Республика заняла в страновом рейтинге FutureBrand 40-е место (1-е место среди африканских стран), Бразилия — 43-е (5-е место в Латинской Америке), Индия — 50-е (11-е место в Азиатско-Тихоокеанском регионе).
Представляют интерес результаты еще одного международного исследовательского проекта, методологию которого разработал упомянутый С. Анхольт совместно с бельгийским исследователем и консультантом в области территориального развития, туризма и управления репутацией Р. Говерсом. Данный проект, получивший название «Индекс хороших стран» (Good Country Index), был инициирован в 2014 году. Сам индекс представляет собой комбинированный показатель, который анализирует страны мира по степени их вклада (как положительного, так и отрицательного) в общее развитие человечества и по которому исследователями были ранжированы 125 стран (см. Таблицу 2). ЮАР представлена в рейтинге на 44-й позиции, относительно преуспев по таким критериям, как «Международный мир и безопасность», «Наука и техника» и «Глобальная стабильность». Бразилия занимает 49-е место, внося существенный вклад в сохранение
6 Rapid-growth markets "soft power" index 2012 // Institute for Emerging Market Studies (IEMS). Moscow School of Management Skolkovo [Official website]. URL: www.iems.skolkovo.ru/pdf/indexreport-softpower.pdf (24.03.2015).
7 Индекс национальных брендов Анхольта 2012-2013. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013 -latest-fíndings.aspx (24.03.2015).
8 Источник: Индекс страновых брендов FutureBrand 2014-2015.
URL: http://www.futurebrand.com/cbi/2014/thankyou/3935/cbi2014-4654222230#download-form (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
планеты и климата благодаря своим лесам и водным ресурсам. Кроме того, данная
страна сравнительно выгодно отличается успехами в поддержании глобальной
стабильности и обогащении мировой культуры. Индия же, как показали результаты
исследования, серьезно отстала от партнеров по группе ИБСА и заняла 81-е место в
рейтинге. Наиболее весомый вклад Индии в глобальное развитие был сделан в сфере
обеспечения здоровья и благополучия (очевидно, благодаря стремительному развитию
индийской фармацевтики и биотехнологий), притом что в самой стране уровень жизни
подавляющего большинства населения, как и уровень санитарии, оставляют желать
лучшего. Помимо этого, Индия внесла свою лепту в обеспечение международной
безопасности, обогащение и сохранение культуры, а также развитие науки и техники.
Таблица 2. Индекс хороших стран в 2014 году9
МЕСТО В РЕЙТИНГЕ СТРАНА МЕСТО СТРАНЫ В РЕЙТИНГЕ ПО КОНКРЕТНОМУ ПОКАЗАТЕЛЮ
НАУКА И ТЕХНИКА КУЛЬТУРА МЕЖДУНАРОДНЫЙ МИР И БЕЗОПАСНОСТЬ ГЛОБАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ ПЛАНЕТА И КЛИМАТ ПРОЦВЕТАНИЕ И РАВЕНСТВО ЗДОРОВЬЕ И БЛАГОПОЛУЧИЕ
1 Ирландия 20 7 33 4 45 1 9
2 Финляндия 7 18 53 12 14 3 12
3 Швейцария 6 32 71 10 16 2 10
4 Нидерланды 18 2 97 3 23 8 2
5 Новая Зеландия 10 25 37 17 7 41 17
6 Швеция 8 14 111 8 3 4 8
8 Норвегия 40 24 58 7 4 14 16
9 Дания 14 9 88 5 26 35 5
10 Бельгия 15 1 100 16 56 5 3
---
49 75 49 83 37 5 123 52
81 Индия 56 53 44 91 107 117 37
--- --- --- --- --- --- --- --- ---
123 Ирак 125 116 84 124 65 120 59
124 Вьетнам 89 76 103 123 123 79 111
125 Ливия 123 124 16 93 116 119 123
9 Источник: The Good Country Index [Website]. URL: http://www.goodcountry.org/overall (24.03.2015).
© Факультет государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова, 2015 11
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
В 2014 году структурным подразделением «Би-Би-Си» — службой GlobeScan — было проведено исследование, в ходе которого на предмет отношения к ряду стран мира (в том числе к Индии, Бразилии и ЮАР) были опрошены почти 25 тысяч респондентов из 24 стран мира10. Исследование показало, что к Индии сложилось двоякое отношение: по 36% опрошенных высказывались об этой стране либо однозначно положительно, либо однозначно отрицательно. Наиболее благоприятное мнение об Индии было зафиксировано в Нигерии (64%), Кении и Гане (по 53%), Индонезии (47%), России, Великобритании, США (по 45%), в то время как наиболее негативные оценки были получены в Германии (68%), Пакистане (58%), Испании (50%), Франции (49%) и в ряде других стран. Согласно опросу, к факторам формирования положительного образа Индии в мире респонденты относили в своем большинстве индийские традиции и культуру, в меньшей степени — экономику, а также производимые страной товары и оказываемые услуги.
Что касается ЮАР, то в 2014 году однозначно положительно об ЮАР высказывались 39% опрошенных, 30% — отрицательно. Самое теплое отношение к ЮАР было зафиксировано в Кении (71%), Гане (70%), Нигерии (65%), Франции (55%), Израиле (53%). Наибольший процент негативных отзывов об ЮАР в 2014 году был получен в Германии (59%), в меньшей степени в Австралии (46%), а также в Великобритании и Южной Корее, хотя в последних двух странах он не столь высок (по 40%). Положительное отношение к ЮАР было вызвано влиянием культуры и традиций африканской страны. На втором месте по значимости стоял проводимый ЮАР внешнеполитический курс. Негативные же оценки были вызваны большей частью внутренней политикой ЮАР и социальными противоречиями, с которыми страна в настоящее время борется.
Международный имидж Бразилии в 2014 году был в целом более позитивным, чем имидж ЮАР и Индии: 44% опрошенных граждан высказывались о стране однозначно положительно. При этом наибольший процент доброжелательно настроенных по отношению к Бразилии респондентов был выявлен в странах-соседях Бразилии — Чили и Перу (соответственно 62% и 61%), а также в Африке (Бразилия
10 Negative Views of Russia on the Rise: Global Survey on Country Influence // GlobeScan [Official website]. URL: http://www.globescan.com/news-and-analysis/press-releases/press-releases-2014/315-negative-views-of-russia-on-the-rise-global-survey.html (24.04.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
пользуется уважением у 65% жителей Ганы и 59% — Нигерии). Кроме того, положительно к Бразилии относились 56% опрошенных индонезийцев и канадцев, 55% американцев. Максимальный процент негативных отзывов был зафиксирован в Германии (59%) и Великобритании (39%). В ходе опроса не было выделено конкретных причин негативных отзывов респондентов, позитивные оценки же были обусловлены влиянием бразильской культуры и традиций, а также экономическим курсом страны в последние годы.
Наконец, среди показателей, способных количественно отразить в том или ином измерении «мягкое» могущество и привлекательность стран в рамках нашего анализа, целесообразно выделить «Глобальный индекс миролюбия» (Global Peace Index) — показатель, разработанный и применяемый с 2008 года одним из крупных международных «мозговых центров» — Институтом экономики и мира в рамках проекта «Видение человечества» (Vision of Humanity). В 2014 году данный индекс, в основе которого лежат три комплексные группы показателей: «Милитаризация страны», «Общество и безопасность» и «Внутренние и внешние конфликты» — был рассчитан для 162 стран мира (см. Рисунок 1). Бразилия заняла в рейтинге стран 91-е место, ЮАР — 122-е, а Индия — 143-е. Таким образом, эта тройка стран, по убеждению исследователей, явно не входит в число безусловно миролюбивых стран.
За счет каких факторов страны группы ИБСА могут наращивать потенциал «мягкой силы»? Одним из важных ресурсов, способствующих наращиванию капитала «мягкой силы» государств, является активное участие в программах помощи развитию и гуманитарной деятельности. Индия, Бразилия и ЮАР, сами борющиеся с внутренними противоречиями, экономическими и социальными проблемами, оказывают такую помощь развивающимся и беднейшим странам мира, чем заслуживают их расположение и доверие11.
Заметим, что Бразилия, Индия и ЮАР руководствуются при оказании помощи развитию и гуманитарной помощи не только благородными идеалами, но и соображениями реальной политики, что следует из географии оказания помощи. Бразилия оказывает финансовую поддержку государствам Южной Америки (Аргентине, Парагваю, Уругваю), португалоговорящим странам Африки (Анголе, Гвинее-Бисау, Кабо-Верде, Мозамбику), а также некоторым отдельным странам, таким
11 Россия как гуманитарный донор // Oxfam International [Сайт]. URL: http://www.oxfam.org/sites/www.oxf am.org/files/dp-russia-humanitarian-donor-150713 -ru.pdf (24.03.2015).
как Гаити, Нигерия и др. Индия в первую очередь выделяет средства на развитие соседних государств — Бутана, Бангладеш, Непала, Шри-Ланки, Мьянмы, Мальдивской Республики, Пакистана. Объемы гуманитарной помощи ЮАР пока невелики, и почти вся она направляется в африканские страны, такие как Демократическая Республика Конго, Бурунди, Судан, Либерия, Кот д'Ивуар. Многие получатели помощи из ЮАР входят в состав Сообщества развития юга Африки.
ТОП-20 НАИБОЛЕЕ миролюбивых стран мира
й- Country Score
1 ЕЭ Iceland 1.189
2 ES Denmark ¡193
3 а Austria 1.2СЮ
4 и New Zealand 1236
S □ Switzerland 1S5S
6 s Finland 1.297
7 в Canada 1.306
8 ш Japan 1.316
9 п Belgium 1354
10 ■ Norway Ш
11 в Czech Republic ш
11 CS Sweden L3BI
'3 Б Ireland 1334
»4 ш Slovenia 1398
•5 в Australia 1.114
i6 а Bhutan 1.422
17 и Germany 1.423
iS а Portugal 1425
•9 в Slovakia 1.467
20 а Netherlands 1.475
ТОП-20 НАИМЕНЕЕ миролюбивых стран мира
О Egypt
a India
в Guinea-Bissau
С] Lebanon
a Yemen
s Œ Zimbabwe Israel
a Colombia
0 Nigeria
15= в Russia ЗЛЗЭ
iS3 ЕЭ North Korea 3.0J1
iS4 СЕЯ Pakistan 3-10?
155 Democratic Republic 3213
of the Congo
156 В Central African 3331
Republic
157 В Sudan 3.362
158 □ Somalia 3363
iS9 И Iraq 3377
160 в South Sudan 3.3S7
161 а Afghanistan 3416
162 а Syria 3.650
СТРАНЫ РАНЖИРОВАНЫ ПО УБЫВАНИЮ СТЕПЕНИ УГРОЗЫ; КОТОРУЮ ОНИ НЕСУТ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
SOUTH AFRICA
out of 162
Global Peace Index Score
Militarisation Society S: Security
Domestic & Int, Conflict
INDIA out°fl6s
Global Peace Index Score
Militarisation Society SrSecuritv
l>Offi«tic Si Int. Conflict
I '
I 24
I 30
BRAZIL Й out of 162
Global Peace Index Score
Militarisation
Society & Security
Domestic Int. j
Conflict
Рисунок 1. Глобальный индекс миролюбия 201412
12 Источник: Global Peace Index 2014 // Institute for Economics & Peace [Official website]. URL: http://www.visionofhumanity.org/#page/indexes/global-peace-index/2014 (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
Свыше 90% средств, выделяемых на международную помощь, страны ИБСА направляют на помощь непосредственно развитию стран, что говорит об их стремлении качественно улучшить экономическую ситуацию в странах — получателях помощи, способствовать скорейшей модернизации экономики и успешной интеграции в мировую экономику13.
Участие в миротворческих операциях также способствует усилению «мягкой силы» государства. Руководства Индии, Бразилии и ЮАР не пренебрегают этим аспектом «мягкого» влияния и активно направляют своих граждан для участия в миротворческих миссиях ООН. По состоянию на 31 декабря 2014 года из почти 104 тысяч «голубых касок» 1697 граждан Бразилии участвовали в 10 миротворческих миссиях ООН; 8 139 граждан Индии были направлены в качестве военных экспертов в составе войск или местной полиции для участия в 12 миссиях; 2 179 граждан ЮАР принимали участие в трех специальных миссиях ООН14.
Зарубежные инвестиции также выступают в качестве действенного инструмента «мягкой силы» государства, поскольку способствуют реализации экономических и социальных проектов на территории других стран, вследствие чего содействуют налаживанию благоприятных двусторонних отношений и продвижению в странах — партнерах национальных интересов. Правда, в последние годы Бразилия, Индия и ЮАР сокращают объемы прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономики других стран, что обусловлено неблагоприятным экономическим климатом. Лишь ЮАР за последние два года смогла несколько стабилизировать ситуацию (см. Таблицу 3).
У каждой из трех стран есть в отношении экспорта ПИИ свои особенности. Так, экспорт капитала из Бразилии начался более 30 лет назад, однако доля этой страны в мировых накопленных глобальных инвестициях к концу 1990-х годов оставалась незначительной — на уровне примерно 1%15. В середине прошлого десятилетия бразильские компании стали наращивать свое инвестиционное присутствие, прежде всего в горно-металлургическом секторе зарубежных государств, но с наступлением мирового экономического кризиса зарубежная инвестиционная деятельность Бразилии была в значительной степени свернута.
13 Global Peace Index 2014.
14 Contributors to United Nations Peacekeeping Operations // United Nations Organization [Official website].31.12.2014. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2014/dec 14 1.pdf (24.03.2015).
15 ПахомовА.А. Страны БРИКС в «мировом клубе инвесторов» // Азия и Африка сегодня. 2012. № 4. С. 18.
Таблица 3. Вывоз ПИИ отдельными странами и группами стран в 2008-2013 годы,
млн долл. США16
2008 2009 2010 2011 2012 2013
Мир 1 999 326 1 171 240 1 467 580 1 711 652 1 346 671 1 410 696
Развитые страны 1 599 317 846 305 988 769 1 215 690 852 708 857 454
Развивающиеся страны 338 354 276 664 420 919 422 582 440 164 454 067
США (абсолютный лидер) 308 296 287 901 277 779 386 724 366 940 338 302
Бразилия 20 457 -10 084 11 588 -1 029 -2 821 -3 496
Индия 21 147 16 031 15 933 12 456 8 486 1 679
ЮАР -3 134 1 151 -76 -257 2 988 5 620
Индийские компании начали вывоз капиталов за границу еще в середине 1960-х годов. Как правило, эти инвестиции в небольших объемах направлялись в страны Юго-Восточной Азии и Африки, где имелись крупные индийские общины, что существенно облегчало развитие совместного предпринимательства в принимающих государствах. До середины истекшего десятилетия масштабы вывоза ПИИ из Индии в целом находились на достаточно низком уровне по сравнению, например, с другими странами БРИКС, но когда индийское правительство решилось на либерализацию этой сферы экономики, местные компании тут же форсировали экспорт капиталов. Основная часть индийских капиталовложений направляется в США, Великобританию, Францию, Германию, Бельгию, Россию и Бразилию, где они размещаются преимущественно в нефтегазовом секторе, добыче полезных ископаемых, металлургии, фармацевтике, телекоммуникациях и в производстве химических товаров. В настоящее время зарубежные инвестиции Индии сфокусированы на сфере услуг и в наукоемких отраслях, в первую очередь в программном обеспечении и сфере информационно-коммуникационных технологий.
Что касается инвестиций ЮАР, то экспорт капитала в соседние страны Африки осуществлялся местными компаниями еще в период режима апартеида. С середины 1990-х годов в ЮАР избирательно и поэтапно происходила либерализация политики в области вывоза прямых инвестиций за рубеж. До полного отказа от лимитирования экспорта ПИИ в октябре 2004 года власти страны разрешали в ограниченных
16 Источник: World Investment Report 2014. Investing in the SDGs: an Action Plan // United Nations Conference on Trade and Development [Official website]. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrary/wir201 4 en.pdf (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
масштабах осуществлять капиталовложения преимущественно в африканских
государствах в целях укрепления позиций ЮАР в качестве лидера регионального
развития на континенте. Характерная черта африканских инвестиций — доминирование
в вывозе капиталов частных компаний, которые в последние годы осуществляют
диверсифицированные по отраслям инвестиции в различных регионах мира при
поддержке Банка развития Южной Африки. Вместе с тем необходимо отметить, что в
стране сохраняются ограничения на осуществление особо крупных сделок за рубежом:
для этого требуется специальное разрешение Резервного банка ЮАР.
Туристические обмены между странами, способствующие экспорту национальной культуры за рубеж, являются одним из важнейших инструментов «мягкой силы». Во всех трех рассматриваемых странах за период с 2010 по 2013 год наблюдается рост числа въезжающих туристов. Так, за три года поток туристов в Индию увеличился на 18,6%, в ЮАР — на 17,8%, в Бразилию — за два года на 4,5% (см. Таблицу 4 и Рисунок 2). В 2013 году Индия обеспечивала 45,2% всего потока туристов, прибывающих в Южную Азию, ЮАР — 17% туристов, отдыхающих в Африке, Бразилия — 21% туристов в Латинской Америке (в 2012 году). Эти цифры весьма существенны и говорят о том, что развитие туризма для стран ИБСА является перспективным направлением развития «мягкой силы».
Таблица 4. Туристические потоки в отдельных регионах и странах мира17
Посетивших страну / регион туристов (млн чел.) Доля рынка (%) Изменение (%)
2010 2012 2013* 2013* 12/11 13*/12
Мир 948 1 035 1 087 100,0 4,1 5,0
Южная Азия 12,0 14,6 15,5 1,4 6,2 6,1
Индия 5,776 6,578 6,848 45,2' 4,3 4,1
Южная Америка 23,6 26,7 27,4 2,5 5,0 2,6
Африка 49,9 52,9 н/д 55,8 н/д 5,1 6,6 н/д 5,4
ЮАР 8,074 9,188 9,510 17,02 10,2 3,5
17 Примечание: 1 — доля Индии в Южной Азии, 2 — доля ЮАР в Африке. Источник: Tourism Highlights 2014 // United Nations World Tourism Organization [Official website]. URL: www. dtxtq4w60xqpw. cloudfront. net/sites/all/files/pdf/unwto highlights14 en hr 0.pdf (24.03.2015).
10,000 9,000 8,000 7,000 6,000 5,000 4,000 3,000 2,000 1,000
Индия Бразилия ЮАР
Рисунок 2. Динамика численности туристов,
посетивших Индию, Бразилию и ЮАР в 2010-2013 годах, млн чел.18
Академические, в частности студенческие, обмены между странами наряду с туристическими обменами способствуют ознакомлению иностранных граждан с культурой принимающей страны. Отличительной особенностью при этом является более устойчивое, долговременное впечатление, формируемое в процессе обучения иностранных граждан. Эффект от академических обменов более существенный, чем от туризма, однако и процесс обучения занимает гораздо больше времени, нежели отдых иностранного гражданина в принимающей стране. Индия, Бразилия и ЮАР в настоящее время активно участвуют в международных программах обмена студентами, о чем говорит статистика ЮНЕСКО за 2012 год (см. Таблицу 5), а перечень стран — лидеров по направлению иностранных студентов в рассматриваемые государства позволяет судить о том, где «мягкая сила» образования Индии, Бразилии и ЮАР может найти приложение и куда ее нужно проецировать для аккумулирования капитала «мягкой силы».
Каждая из трех стран группы ИБСА обладает и собственными уникальными источниками «мягкого влияния». Если говорить о Бразилии, то надо отметить, что в начале XXI века она постепенно становится экономическим и политическим лидером Латинской Америки. Бразилия активно участвует в поиске решений таких важных международных проблем, как изменение климата на планете и глобальное потепление, продовольственная безопасность, глобальное управление, посредническая и миротворческая деятельность.
В сознании простого обывателя «мягкая сила» Бразилии — это в первую очередь солнечные пляжи, красочные карнавалы и футбол как национальный вид
□ 2010 □ 2012 □ 2013*
18 Источник: Tourism Highlights 2014.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
спорта. Успехи бразильских футболистов сделали стране поистине громкое имя в мире.
Но «мягкая сила» Бразилии не сводится только к спорту и карнавалам.
Таблица 5. Потоки иностранных студентов в Индии, Бразилии и ЮАР19
Студентов данной страны, Наиболее популярные страны для обучения Иностранных студентов, Страны, посылающие наибольшее число
обучающихся за рубежом принятых на обучение в данной стране иностранных студентов в данную страну
США Непал
Индия 189 472 Соединенное Королевство Австралия Канада ОАЭ 31 475 Иран Афганистан Бутан США
№ США Ангола
S 4 5 м сЗ а ID 30 729 Португалия Франция Германия Испания 14 432 Гвинея-Бисау Аргентина Кабо-Верде Парагвай
США Зимбабве
ЮАР 6 378 Соединенное Королевство Австралия Куба Бахрейн 70 428 Намибия Лесото Свазиленд Ботсвана
Привлекательностью для других государств обладает и особая модель развития Бразилии, умело сочетающая либерализм в экономике с мерами государственной поддержки малоимущих20. В отличие от жесткой неолиберальной схемы, отвергнутой Бразилией в середине 1990-х годов прошлого века, ее новая модель, апробированная при президенте Фернанду Энрики Кардозу (1995-2003 годы), была рассчитана на развитие внутреннего рынка в качестве инструмента, способного гарантировать экономический рост. Эта модель развития помогла Бразилии с наименьшими из всех латиноамериканских стран издержками перенести последствия глобального экономического кризиса. Благодаря реализации продуманных и эффективных социальных программ руководству Бразилии удалось в определенной степени решить социальные проблемы. Кроме того, в последней трети прошлого столетия Бразилия смогла диверсифицировать национальную экономику, создав у себя практически все современные отрасли промышленности: металлургическую и автомобильную, судо- и самолетостроительную, химическую и фармацевтическую. В стране развивается электроника и ракетостроение, биотехнологии и производство энергетического
19 Источник: Global Flow of Tertiary-level Students // UNESCO [Official website]. 2012 URL: www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (24.03.2015).
20 БудаевА.В. «Мягкая сила» во внешней политике Бразилии // Международная жизнь. 13.05.2014. URL: https://interaffairs.ru/news/show/11132 (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
оборудования, включая оборудование для АЭС. В начале нового столетия серьезное
развитие получили информатика и телекоммуникации. В Бразилии создан
первоклассный банковский и финансовый сектор, фондовый рынок по объему является
одним из ведущих в мире.
Немаловажным элементом «мягкой силы» Бразилии является «медицинская дипломатия», пропагандирующая использование здравоохранения в качестве инструмента достижения внешнеполитических целей21. Так, неотъемлемой частью программы президента Луиса Инасиу Лула да Силвы (2003-2011 годы) было создание репутации страны как активного поборника глобального здравоохранения. В 2010 году эта цель была достигнута путем преобразования Бразилии в одного из крупнейших доноров мира с ежегодным выделением финансовой помощи в размере 4 млрд долл. США. Помимо этого, администрация Лула да Силвы через принципиальную позицию по антиретровирусным препаратам, стремление к более жесткой и эффективной борьбе против табака, предоставление двусторонней и многосторонней помощи завоевала для Бразилии широкий авторитет среди других стран с развивающейся экономикой22.
Большое значение имеет превращение Бразилии в экологическую сверхдержаву; к числу инструментов бразильской «мягкой силы» можно отнести
23
активную деятельность в направлении создания «зеленой» экономики . Сегодня Бразилия является вторым в мире после США производителем биотоплива (биоэтанола), добываемого из сахарного тростника. Бразилия связана двусторонними соглашениями о поставках биотоплива с 45 странами, ЕС и ЭКОВАС, а также трехсторонними соглашениями в рамках треугольников Бразилия — ЕС — Африка, Бразилия — ЕС — Мозамбик и Бразилия — США — Центральная Америка и страны Карибского бассейна. В современных условиях, когда потребности крупнейших экономик мира в энергоресурсах стремительно растут, а проблемы загрязнения окружающей среды все сильнее дают о себе знать, биотопливо — та приемлемая альтернатива, которую Бразилия готова предложить миру в целях сохранения окружающей среды и рационального пользования природными богатствами планеты.
21 Forman J.M. The Limits of Brazilian Soft Power // New America Media. 10.07.2014. URL: www.newamericamedia.org/2014/07/the-limits-of-brazilian-soft-power.php (24.03.2015).
22 PrusaA.C. The "Soft Power" Power? Brazil's Soft Power Strategy in World Politics During the Lula Presidency // Proquest. 31.08.2011. URL: www.media.proquest.com/media/pq/classic/doc/2533925291/fmt/ai/re p/NPDF? s=qLIqxIrUTLOxAF9qoP8kZt%2F97%2Fg%3D (24.03.2015).
23 КанафинаД.А. Концепция «мягкой силы» и страны БРИКС // Вестник магистратуры. 2014. № 8 (35). С. 77.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
Бразилия делает определенные шаги в направлении развития культурного сотрудничества. Правда, пока они довольно скромные: бразильские культурные центры, известные ранее как Центры бразильских исследований, существуют в настоящее время в более чем 20 странах и ведут деятельность по популяризации бразильской культуры и португальского языка за рубежом24. Бразилия вообще активно позиционирует себя как ведущая держава португалоязычного мира. 17 июля 1996 года в Лиссабоне на совещании глав и правительств Португалии, Бразилии, Анголы, Мозамбика, Гвинеи-Бисау, Островов Зеленого мыса и Сан-Томе и Принсипи при деятельном участии официальной Бразилиа было создано Содружество стран португалоязычных стран. Бразилия играла важную роль на переговорах Португалии, ООН и Индонезии по проблеме независимости Восточного Тимора (незаконно занятого Индонезией в 1975 году), направляла свои миротворческие силы в эту страну, которая также вошла в состав Содружество стран португалоязычных стран25.
На международной арене «мягкая сила» Бразилии проявляется в отстаивании принципов суверенитета, равенства и невмешательства во внутренние дела других государств. В апреле 1999 года Бразилия была активным сторонником принятия «Группой Рио» решения, осудившего военную акцию НАТО в Косове. В 2003 году Бразилия выступила против вторжения США в Ирак. Незадолго до этого президент Лула да Силва выступил с инициативой проведения международной конференции по Ираку с целью мирного решения проблемы. Оправдывая свои претензии на место в Совете Безопасности ООН, Бразилия возглавляла миротворческую миссию ООН на Гаити с 2004 года, а после землетрясения 2009 года (когда погиб 21 бразильский военнослужащий), предложила пакет помощи в 205 млн долл. Ее солдаты входили и входят в миротворческие контингенты в Либерии, Центральноафриканской Республике, Кот д'Ивуаре, Восточном Тиморе26. Опираясь на ресурс собственной 10-миллионной общины выходцев с Ближнего Востока, Бразилия активизировала политику и в этом регионе, наладив контакты с Израилем, Иорданией, Западным берегом, Турцией, пытаясь выступать посредником в арабо-израильском конфликте и при решении иранской ядерной проблемы.
24 Influence and Attraction. Culture and the Race for Soft Power in the 21st Century // The British Council [Official website]. URL: http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk2/files/influence-and-attraction-report.pdf (24.03.2015).
25 Мартынов Б.Ф. Бразилия — гигант в глобализирующемся мире. М.: Наука, 2008. С. 265.
26 Sweig J.E. A New Global Player. Brazil's Far-Flung Agenda // Foreign Affairs. 2010. November — December. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/66868/julia-e-sweig/a-new-global-player (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
Бразилия является сторонницей принятия в ООН специальной конвенции по борьбе с терроризмом и выступает за нераспространение ядерного оружия и других видов оружия массового поражения (ОМП) и их технологий, являясь членом Договора Тлателолко 1967 года о безъядерной зоне в Латинской Америке и Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Она участвует в Международной конвенции за запрещение противопехотных мин, а в рамках Организации американских государств и на межлатиноамериканском уровне — во всех конвенциях, относящихся к вопросу ограничения вооружений, в том числе и обычных, и посвященных укреплению мер доверия между странами региона. Еще одним важным фактором «мягкой силы» Бразилии является ее участие в интеграционных процессах на континенте, чему во многом способствует ее ведущая роль в МЕРКОСУР (Mercosur — Mercado Común del Sur, порт. Mercado Comum do Sul) — крупнейшей интеграционной группировке Южной Америки.
Наконец, «мягкая сила» во внешней политике Бразилии основывается на выстраивании коммуникаций по линии сотрудничества Юг — Юг, в котором отношения между Бразилией и Африкой могут считаться эталоном благодаря большому вниманию, уделяемому Бразилией проблемам трудоустройства местного населения, передаче собственных знаний и технологий, инвестициям в борьбу с голодом, дефицитом пресной воды, СПИДом и другими заболеваниями27.
Сложно не согласиться с мнением О.Г. Леоновой, что сегодня традиционные факторы «мягкой силы» «старой» Бразилии: солнце, кофе, футбол и карнавал — блекнут перед притягательным образом эффективного глобального игрока, чьей национальной идеей является утверждение: «Нам забивают, сколько могут, мы забиваем, сколько хотим»28. Бразилия вырабатывает собственный формат «мягкой силы», привлекательности уникальной социально ориентированной модели экономического развития, своего варианта федерализма и консолидации полиэтнического общества. В основе ее притяжения — перспективная, привлекательная экономическая модель развития с упором на продвижение социальных программ, ставшая политическим брендом не только для Латинской Америки, но и для многих стран с развивающейся экономикой. «Мягкая сила» Бразилии базируется на многомерной идентичности страны и в этом плане имеет
27 Mantzikos I. Brazil's soft power dynamics in Africa // Diplomatic Courier. 21.09.2012. URL: www.diplomaticourier.com/news/regions/africa/253-brazil-s-soft-power-dynamics-in-africa (24.03.2015).
28 Леонова О.Г. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // Обозреватель — Observer. 2014. № 3. С. 21.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
собственный институциональный дизайн, заметно отличающийся от американских
канонов и стандартов. По сути, как выразился исследователь вопроса А.В. Будаев,
официальная Бразилиа сегодня формирует свой оригинальный и довольно успешный
формат «мягкой силы»29.
Индия также предлагает динамичную альтернативу западным вариантам «мягкой силы», или, как говорят в Нью-Дели, «утонченную, изысканную силу». Еще в 2009 году генеральный директор Индийского совета по культурным связям И. Гупта провозгласил, что Индия, вооружившись многомиллионной киноиндустрией Болливуда, силой йоги и специями индийской кухни, приступила к реализации своего
30
проекта «мягкой силы» в мире .
Правда, говоря об использовании «мягкой силы» во внешней политике Индии, следует отметить ряд факторов, которые не позволяют ей в полной мере заявить о себе даже на пространстве Южной Азии, где она исторически претендует на региональное лидерство31. Во-первых, руководство страны сравнительно недавно начало уделять пристальное внимание наращиванию потенциала «мягкого» влияния в целях упрочения своего положения на международной арене. Во-вторых, «мягкая сила» не может активно наращиваться, если в государстве наблюдаются явные социальные проблемы, которые объективно существуют в индийском обществе. Наконец, важным фактором, препятствующим распространению социокультурного влияния Индии в регионе, является «мягкая сила» Китая, который во многом действует здесь гораздо успешнее Индии, а также весьма прохладные отношения с другими государствами-соседями, с большинством из которых у Нью-Дели существуют пограничные и иные конфликты.
С другой стороны, «мягкая сила» Индии сегодня может опираться на ряд существенных ресурсов. Например, на собственное оригинальное видение международной и региональной повестки дня. В этом плане нельзя не упомянуть внешнеполитическую доктрину, связанную с именем премьер-министра Индера Кумара Гуджрала (1997-1998). Доктрина Гуджрала предполагала, что Индия как доминирующая региональная держава должна в одностороннем порядке создавать благоприятные условия для развития экономических отношений с соседями, при этом
29 Будаев А.В. Роль «мягкой силы» во внешней политике России (на примере российско-бразильских отношений): автореф. дисс... канд. полит. наук. М., 2014. С. 12.
30 India Projecting its Soft power Globally: ICCR chief // Deccan Herald. 07.10.2009. URL: www.deccanherald.com/content/29170/india-proiecting-its-soft-power.html (24.03.2015).
31 Mukherjee R. The False Promise of India's Soft Power // Geopolitics, History, and International Relations. 2014. Vol. 6 (1). P. 47-48.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
не обязательно рассчитывая на встречные шаги в том же объеме32. Индия в настоящее
время действительно предпринимает активные усилия по нормализации и улучшению
отношений с соседними государствами. В отношениях с Пакистаном это проявляется в
укреплении сотрудничества в торговле и инвестициях; в отношениях с Непалом и
Бангладеш — в реализации совместных экономических проектов, включая
строительство ГЭС; в отношениях с Мьянмой — в совместных проектах по
исследованию месторождений природного газа; в отношениях со Шри-Ланкой — во
взаимовыгодном соглашении о свободной торговле; наконец, в отношениях с Китаем
большую роль играет взаимодействие в формате БРИКС.
В глобальном плане Индия вполне может быть примером для подражания благодаря своему уникальному внутригосударственному устройству — полиэтничной федеративной демократии, политическому плюрализму и толерантности по отношению к религиям, расам и языкам. Индия — страна, в которой существует 23 официальных языка. Многомилионное многорасовое население страны исповедует множество религий: индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, анимизм и др. Наконец, это самая большая демократия в мире, государство, добившееся значительных успехов в построении демократической политической системы.
Конечно, фундаментом индийской «мягкой силы», колоссальным ресурсом является ее культура, как традиционная (йога, аюрведа, кухня и т. д.), так и современная (Болливуд)33. Индийская киноиндустрия выкроила себе ниши на рынках Западной, Центральной и Юго-Восточной Азии, Китая, России и Карибского бассейна, составив серьезную конкуренцию Голливуду34. Интересна природа влияния Болливуда на исламский мир, где он особенно популярен и где его роль очень важна ввиду потенциала сдерживания радикального исламизма. Помимо Болливуда индийская «мягкая сила» основывается и на популярных во всем мире индийской медицине, музыкальном, пластическом и кулинарном искусствах. В последнее время Нью-Дели целенаправленно внедряет культурную составляющую в свою международную политику: Индийский совет по культурным связям уже создал более 20 культурных центров в нескольких странах мира. Эти центры занимаются организацией фестивалей
32 Pethiyagoda K. India's Soft Power Advantage // The Diplomat. 17.09.2014. URL: www.thediplomat.com/2014/09/indias-soft-power-advantage/ (24.03.2015).
33 Mohan C.R. Modi's Diplomacy: Yoga, Democracy and India's Soft Power // The Indian Express. 15.12.2014. URL: http://indianexpress.com/article/opinion/columns/modis-diplomacy-yoga-democracy-and-indias-soft-power/ (24.03.2015).
34 Mullen D.R.,Ganguly S. The Rise of India's Soft Power. It's not just Bollywood and yoga anymore // Foreign Policy. 08.05.2012. URL: http://foreignpolicy.com/2012/05/08/the-rise-of-indias-soft-power/ (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
индийского кино и искусства, выставок, книжных ярмарок, предоставляют
возможность изучать хинди и в целом продвигают богатое культурно-историческое
наследие и современный мультикультурный образ Индии.
Одним из главных структурных элементов «мягкой силы» Индии является ее многочисленная (до 25 млн человек) диаспора35. Индийцы-иммигранты стали играть существенную роль не только в экономической сфере в различных странах мира, но и в политической. Одним из самых влиятельных лобби в США, например, является именно индийское, которое одновременно опирается на разветвленную сеть юридических и пиар-фирм и пользуется поддержкой большой этнической группы американского населения. Многие члены этой диаспоры хорошо образованны и финансово успешны; так, 20% всех компаний Силиконовой долины принадлежат американцам индийского
36
происхождения .
В последнее время большое значение приобрел религиозный акцент «мягкой силы» Индии — буддистская дипломатия. Из всех буддистских инициатив наибольший потенциал имеет проект университета Наланда (буддистский университет и монастырский комплекс на севере Индии, функционировавший в V—XII веках) — крупный межнациональный проект, в котором, помимо собственно Индии, участвует целый ряд стран, включая Китай, Японию и Сингапур37. По инициативе Индии проводятся и международные буддистские форумы: например, в 2011 году Дели стал местом проведения первого Глобального буддистского конгресса, собравшего ученых и монахов из более чем 30 стран мира.
Существенное влияние на курс буддистской дипломатии Индии оказывает тибетский вопрос. Предоставление политического убежища Далай-ламе и его последователям повышает престиж Индии и ее влияние не только среди тибетских и азиатских буддистов, но и на Западе, откуда в Индию стекаются тысячи людей,
интересующихся тибетским буддизмом, однако обратной стороной являются трения с
38 „
Китаем по данному вопросу . В целом буддистская дипломатия Индии сейчас активно
35Ramachandran S. India's Soft Power Potential // The Diplomat. 17.09.2014. URL: www.thediplomat.com/2015/05/indias-soft-power-potential/ (29.05.2015).
36 Ньюхаус Дж. Дипломатия инкорпорейтед. Влияние различных лобби на внешнюю политику США // Россия в глобальной политике. 2009. № 3. URL: http://globalaffairs.ru/number/n 13213 (24.03.2015).
37 Paul T.V. India's Soft Power in a Globalized World // Current history. 2014. No 113. URL: http://www.academia.edu/6683974/Indias Soft Power in a Globalized World (24.03.2015).
38 Рамачандран С. Буддизм как средство налаживания международных связей: опыт Китая и Индии // Российский совет по международным делам [Официальный сайт]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4 =4111#top (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
развивается, занимая важное место в реализации данного ресурса внешней политики
Нью-Дели.
На сегодняшний день в Индии уже созданы и функционируют структуры, отвечающие за реализацию политики «мягкой силы»: министерство по делам зарубежных граждан Индии; специальное структурное подразделение в составе министерства иностранных дел Индии, занимающееся вопросами публичной
дипломатии; Индийский совет по культурным связям, имеющий несколько десятков
39
центров в зарубежных государствах . Однако эти институты созданы сравнительно недавно, стратегическая концепция «мягкой силы» Индии пока окончательно не сформирована, существуют определенные проблемы в восприятии государства со стороны соседей. Тем не менее можно констатировать, что «мягкая сила» Индии сегодня набирает обороты.
В Южно-Африканской Республике идея «мягкой силы» как мощного внешнеполитического инструмента также получила признание сравнительно недавно. ЮАР сегодня — крупнейшая и наиболее эффективно развивающаяся экономика Африканского континента. Мирный переход от апартеида и эволюционная трансформация расистского общества, уникальная система управления с участием белых и чернокожих граждан страны, членство в «Большой двадцатке», вступление в БРИКС, военная мощь, строительство новой национальной и политической идентичности — все это сделало ЮАР несомненным лидером Африки.
ЮАР играет ведущую роль в интеграционных процессах «Черного континента». Именно Претория способствовала превращению весьма аморфной Организации африканского единства в Африканский союз. И сегодня ЮАР продолжает активно работать над созданием элементов будущей панафриканской интеграционной системы, что также усиливает «мягкую силу» этой страны, по крайней мере, в региональном масштабе. ЮАР постоянно подчеркивает свою озабоченность и ответственность за стабильность, единство и процветание всей Африки и позиционирует себя как главное интеграционное звено Африканского континента.
Проявлением «мягкой силы» ЮАР является и добровольный отказ от ядерного арсенала, ведь она была и остается первой в мире страной, которая обладала ядерным
39 Blarel N. India's Soft Power: From Potential to Reality. URL: www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf /SR010/blarel.pdf (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
оружием и решила в 1990 году уничтожить его запасы, предпочтя дипломатию и политику, основанную на «мягком» влиянии40.
Ключевой элемент «мягкой силы» Южно-Африканской Республики все же связан с понятием «Африканский ренессанс» — идеей возврата к истокам уникальной африканской культуры и африканской цивилизации (которая, как считают многие местные ученые, когда-то существовала южнее Сахары)41. Руководство ЮАР еще в конце 1990-х годов провозгласило намерение создать «африканскую нацию на Африканском континенте»42.
Идея «Африканского ренессанса» была дополнена философией «Убунту» (что можно перевести как «человечность», «совместность»). По словам исследователя проблемы С. Пэнс, «"Убунту" — это традиционная африканская философия, которая предполагает, что понимание себя возможно только в тесной связи с остальным миром. Согласно "Убунту", существует общая связь между всеми людьми и через эту связь и взаимодействие с другими людьми человек открывает себя как Человека (открывает свои человеческие качества)»43. Сегодня «Убунту» считается комплексной африканской идеологией и африканским образом жизни, существовавшими до прихода белого человека. Пропаганда этой концепции, перекликающейся с философией «мягкой силы», идет полным ходом, и лидером в этом процессе выступает именно ЮжноАфриканская Республика.
В 2000 году парламент ЮАР принял закон об учреждении Фонда африканского ренессанса, целью которого было объявлено расширение международного сотрудничества с африканскими государствами. Т. Мбеки совместно с президентом Алжира А. Бутефликой и президентом Нигерии О. Обасанджо разработали «Программу Тысячелетия по партнерству ради африканского восстановления», ставшей основой для документа «Новое партнерство для развития Африки» (НЕПАД — The New Partnership for Africa's Development, NEPAD). Программа предлагает меры, которые должны быть приняты как самими африканскими странами, так и международным сообществом для преодоления трудностей, с которыми сталкивается Африканский континент, и в целом
40 Chiroro B. South Africa: Optimising the Currency of Soft Power in the International Arena // AISA Policy Brief. 2012. № 79. URL: www.ai.org.za/wp-content/uploads/downloads/2012/10/No-79.-0ptimising-the-currency-of-soft-power-in-the-international-Arena.pdf (24.03.2015).
41 Леонова О.Г. «Мягкая сила» — ресурс внешней политики государства // Обозреватель — Observer. 2013. № 4. С. 29.
42 Мбеки Т. Речь в Университете Объединенных Наций 9 апреля 1998 года // Департамент международных отношений и международного сотрудничества [Официальный сайт]. URL: http://www.dfa.gov.za/docs/speeches/1998/mbek0409.htm (24.03.2015).
43 Panse S. Ubuntu — African Philosophy // Buzzle. URL: www.buzzle.com/editorials/7-22-2006-103206.asp (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
совпадает с основными положениями концепции «Африканского ренессанса». Миссия
НЕПАД — остановить тенденцию к углублению социально-экономической отсталости
африканских государств, способствовать их экономическому росту и качественному
расширению их участия в системе мирового хозяйства с опорой на собственные
ресурсы и на тесное партнерство с международным сообществом44.
«Мягкая сила» ЮАР сегодня только начинает работать на международный имидж страны и реализацию ее внешнеполитического курса. На этом поприще официальная Претория уже достигла определенных успехов, ярким примером чего стало проведение чемпионата мира по футболу в 2010 году. С другой стороны, ЮжноАфриканская Республика еще не успела аккумулировать достаточный ресурс «мягкой силы». Обремененная внутренними проблемами, она пока не имеет возможности прилагать усилия для активного продвижения своей культуры в глобальном масштабе, но при этом делает серьезные шаги на региональном направлении, используя в первую очередь идеологию «Африканского ренессанса»45.
«Мягкая сила» является действенным инструментом формирования и поддержания благоприятного имиджа государств на международной арене и продвижения национальных внешнеполитических интересов. Хотя термин «мягкая сила» вошел в научный оборот немногим более 20 лет назад, сама «мягкая сила» уже давно используется в арсенале инструментов влияния многих стран мира. Многогранность «мягкой силы» позволяет каждой стране в зависимости от культурно-исторических, геополитических, социально-экономических и иных условий развития выработать оригинальную национальную модель «мягкой силы», которая наилучшим образом позиционировала бы ее на мировой арене.
В рассмотренных в статье странах группы ИБСА — Бразилии, Индии и ЮАР — «мягкая сила» пока не может рассматриваться как ключевой ресурс национальной мощи. Это обусловлено целым рядом факторов. Во-первых, значительную роль играет факт сравнительно недавнего появления данной концепции во внешнеполитической повестке дня официальных Бразилиа, Нью-Дели и Претории и, как следствие, неразвитость основных институтов «мягкой силы», отсутствие полноценной стратегической линии на этом направлении. Во-вторых, нельзя забывать о
44 NEPAD Programmes // New Partnership for Africa's Development [Official website]. URL: www.nepad.org/nepad-programmes (24.03.2014).
45 Sidiropoulos E. South Africa's 20 Years of Soft Power Crescendos. 2014 // South African Institute of International Affairs. 05.05.2014. URL: www.saiia.org.za/opinion-analysis/south-africas-20-years-of-soft-power-crescendos (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
внутренних социальных проблемах Бразилии, Индии и ЮАР, которые не позволяют в полной мере продвигать «мягкое» влияние на международной арене, создавать безусловно привлекательную экспортную модель «мягкой силы». В-третьих, серьезным препятствием на пути продвижения «мягкой силы» является наличие мощных конкурентов, причем не только из числа западных держав, которые в этой области ушли далеко вперед, но и таких же развивающихся стран (особенно наглядно в этой связи выглядит соперничество между Индией и Китаем за культурное доминирование в Южной и Юго-Восточной Азии).
С другой стороны, в Бразилии, Индии и ЮАР уже сформировались национальные форматы «мягкой силы», они опираются на целый ряд потенциально очень привлекательных и мощных ресурсов, четко прослеживаются перспективы развития и дальнейшего наращивания капитала бразильской, индийской и южноафриканской «мягкой силы» на международной арене. Наконец, серьезным катализатором для усиления «мягкого» влияния указанных стран может стать их сотрудничество в рамках многосторонних форматах, одним из которых выступает группа ИБСА.
Список литературы:
1. Будаев А.В. Роль «мягкой силы» во внешней политике России (на примере российско-бразильских отношений): автореф. дисс... канд. полит. наук. М., 2014.
2. Будаев А.В «Мягкая сила» во внешней политике Бразилии // Международная жизнь. 13.05.2014. URL: https://interaffairs.ru/news/show/11132 (24.03.2015).
3. Декларация Цване, принятая по итогам V саммита IBSA 18 октября 2011 года // IBSA Dialogue Forum. URL: http://www.ibsa-
trilateral.org/images/stories/documents/declarations/FINAL_Tshwane_Declaration_18Oct_12 h23.pdf (24.03.2015).
4. ЗвягинаД.А. «Мягкая сила»: структурный анализ // Инициативы XXI века. 2012. № 3. С. 135-138.
5. Индекс национальных брендов Анхольта 2012-2013. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx (24.03.2015).
6. Индекс страновых брендов FutureBrand 2014-2015. URL: http://www.futurebrand.com/ cbi/2014/thankyou/3935/cbi2014-4654222230#download-form (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
7. Канафина Д.А. Концепция «мягкой силы» и страны БРИКС // Вестник магистратуры. 2014. № 8 (35). С. 76-81.
8. Косачев К.И. О современных императивах международного гуманитарного сотрудничества и задачах народной дипломатии // Российская газета. 01.03.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/03/01/kosachev-site.html (24.03.15).
9. Леонова О.Г. «Мягкая сила»: инструменты и коэффициенты влияния // Обозреватель — Observer. 2014. № 3. С. 18-28.
10. Леонова О.Г. «Мягкая сила» — ресурс внешней политики государства // Обозреватель — Observer. 2013. № 4. С. 27-40.
11. Мартынов Б.Ф. Бразилия — гигант в глобализирующемся мире. М.: Наука, 2008.
12. Мбеки Г.Речь в Университете Объединенных Наций 9 апреля 1998 года // Департамент международных отношений и международного сотрудничества [Официальный сайт]. URL: http://www.dfa.gov.za/docs/speeches/1998/mbek0409.htm (24.03.2015).
13. Ньюхаус Дж. Дипломатия инкорпорейтед. Влияние различных лобби на внешнюю политику США // Россия в глобальной политике. 2009. № 3. URL: http://globalaffairs.ru/number/n 13213 (24.03.2015).
14. ПахомовА.А. Страны БРИКС в «мировом клубе инвесторов» // Азия и Африка сегодня. 2012. № 4.
15. Рамачандран С. Буддизм как средство налаживания международных связей: опыт Китая и Индии // Российский совет по международным делам [Официальный сайт сайт]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=4111#top (24.03.2015).
16. Россия как гуманитарный донор // Oxfam International [Сайт]. URL: http://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/dp-russia-humanitarian-donor-150713-ru.pdf (24.03.2015).
17. Форталезская декларация, принятая по итогам VI саммита БРИКС 15 июля 2014 года // Россотрудничество [Официальный сайт]. URL: http ://rs. gov. ru/ sites/default/fi les/41 d4f160607850ce6e9c.pdf (24.03.15).
18. BlarelN. India's Soft Power: From Potential to Reality // London School of Economics IDEAS Reports. URL: www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/SR010/blarel.pdf (24.03.2015).
19. Brasilia Declaration // IBSA Dialogue Forum. URL: http://www.ibsa-trilateral.org/images/stories/documents/declarations/1st_summit_declaration.pdf (24.03.2015).
20. Chiroro B. South Africa: Optimising the Currency of Soft Power in the International Arena // AISA Policy Brief. 2012. № 79. URL: www.ai.org.za/wp-
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
content/uploads/downloads/2012/10/No-79.-0ptimising-the-currency-of-soft-power-in-the-
international-Arena.pdf (24.03.2015).
21. Forman J.M. The Limits of Brazilian Soft Power // New America Media. 10.07.2014. URL: www.newamericamedia.ors/2014/07/the-limits-of-brazilian-soft-power.php (24.03.2015).
22. MantzikosI. Brazil's soft power dynamics in Africa // Diplomatic Courier. 21.09.2012. URL: www.diplomaticourier.com/news/regions/africa/253-brazil-s-soft-power-dynamics-in-africa (24.03.2015).
23. Mohan C.R. Modi's Diplomacy: Yoga, Democracy and India's Soft Power // The Indian Express. 15.12.2014. URL: http://indianexpress.com/article/opinion/columns/modis-diplomacy-yoga-democracy-and-indias-soft-power/ (24.03.2015).
24. Mukherjee R. The False Promise of India's Soft Power // Geopolitics, History, and International Relations. 2014. Vol. 6 (1). P. 46-62.
25. MullenD.R.,Ganguly S. The Rise of India's Soft Power. It's not just Bollywood and yoga anymore // Foreign Policy. 08.05.2012. URL: http://foreignpolicy.com/2012/05/08/the-rise-of-indias-soft-power/ (24.03.2015).
26. Paul T.V. India's Soft Power in a Globalized World // Current history. 2014. No 113. URL: http://www.academia.edu/6683974/Indias Soft Power in a Globalized World (24.03.2015).
27. Contributors to United Nations Peacekeeping Operations // United Nations Organization [Official website]. 31.12.2014. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2014/d ec14 1.pdf (24.03.2015).
28. Dreaming with BRICs: The Path to 2050 // Goldman Sachs [Website]. URL: www.goldmansachs.com/korea/ideas/brics/99-dreaming.pdf (24.03.2015).
29. Global Economic Prospects. Having Fiscal Space and Using It // World Bank [Official website]. 2015. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/GEP/GEP2015a/pd fs/GEP15a web full.pdf (24.03.2015).
30. Global Flow of Tertiary-level Students // UNESCO [Official website]. URL: www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (24.03.2015).
31. Global Peace Index 2014 // Institute for Economics & Peace [Official website]. URL: http://www.visionofhumanity.org/#page/indexes/global-peace-index/2014 (24.03.2015).
32. India Projecting its Soft power Globally: ICCR chief // Deccan Herald. 07.10.2009. URL: www.deccanherald.com/content/29170/india-projecting-its-soft-power.html (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
33. Influence and Attraction. Culture and the Race for Soft Power in the 21st Century // The British Council [Official website]. URL: http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk 2/files/influence-and-attraction-report.pdf (24.03.2015).
34. Negative Views of Russia on the Rise: Global Survey on Country Influence // GlobeScan [Official website]. URL: http://www.globescan.com/news-and-analysis/press-releases/press-releases-2014/315-negative-views-of-russia-on-the-rise-global-survey.html (24.04.2015).
35. NEPAD Programmes // New Partnership for Africa's Development [Official website]. URL: www.nepad.org/nepad-programmes (24.03.2014).
36. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
37. Panse S. Ubuntu — African Philosophy // Buzzle. URL: www.buzzle.com/editorials/7-22-2006-103206.asp (24.03.2015).
38. Pethiyagoda K. India's Soft Power Advantage // The Diplomat. 17.09.2014. URL: www.thediplomat.com/2014/09/indias-soft-power-advantage/ (24.03.2015).
39. PrusaA.C. The "Soft Power" Power? Brazil's Soft Power Strategy in World Politics During the Lula Presidency // Proquest. 31.08.2011. URL: www.media.proquest.com/media/p q/classic/doc/2533925291/fmt/ai/rep/NPDF? s=qLIqxIrUTLQxAF9qoP8kZt%2F97%2Fg%3D (24.03.2015).
40. Ramachandran S. India's Soft Power Potential // The Diplomat. 17.09.2014. URL: www.thediplomat.com/2015/05/indias-soft-power-potential/ (29.05.2015).
41. Rapid-growth markets "soft power" index 2012 // Institute for Emerging Market Studies (IEMS). Moscow School of Management Skolkovo [Official website]. URL: www.iems.skolkovo.ru/pdf/indexreport-softpower.pdf (24.03.2015).
42. SidiropoulosE. South Africa's 20 Years of Soft Power Crescendos. 2014 // South African Institute of International Affairs. 05.05.2014. URL: www.saiia.org.za/opinion-analysis/south-africas-20-years-of-soft-power-crescendos (24.03.2015).
43. Soft Power Survey // Monocle. 2012. URL: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2012/ (24.03.2015).
44. Soft Power Survey // Monocle. 2013. URL: http://monocle.com/film/Affairs/soft-power-survey-2013/ (24.03.2015).
45. Soft Power Survey // Monocle. 2014. URL: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2014-15/ (24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
46. SweigJ.E. A New Global Player. Brazil's Far-Flung Agenda // Foreign Affairs. 2010. November — December. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/66868/julia-e-sweig/a-new-global-player (24.03.2015).
47. The Good Country Index [Website]. URL: http://www.goodcountry.org/overall (24.03.2015).
48. The Soft Power 30. Report. 2015 // Portland Communications [Official website]. URL: http://softpower30.portland-communications.com/pdfs/the_soft_power_30.pdf (24.04.2015).
49. Tourism Highlights 2014 // United Nations World Tourism Organization [Official website]. URL: www.dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto highlights14 e n hr 0.pdf (24.03.2015).
50. World Economic Outlook. Legacies, Clouds, Uncertainties. October 2014 // International Monetary Fund [Official website]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2014/02/pd f/text.pdf (24.03.2015).
51. World Investment Report 2014. Investing in the SDGs: an Action Plan // United Nations Conference on Trade and Development [Official website]. URL: http://unctad.org/en/Publicatio nsLibrary/wir2014 en.pdf(24.03.2015).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 52. Октябрь 2015 г.
Naumov A.O., Polozhevich R.S.
"Soft Power" and International Image of the IBSA Countries
Aleksandr O. Naumov — Ph.D., Associate Professor, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Roman S. Polozhevich — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Annotation
India, Brazil and South Africa are presently ascending powers of the world, which have claims on economic and political leadership in the regions of South Asia, Latin America and Africa, respectively. Being members of several formal international organizations and informal state unions, such as IBSA and BRICS, these countries possess growing political weight on the global scene, due to their multilateral cooperation, as well as accumulated and actively cultivated soft power capital.
Keywords
IBSA, India, Brazil, South Africa, soft power, state image.
References:
1. Budaev A.V. Rol' "miagkoi sily" vo vneshnei politike Rossii (na primere rossiisko-brazil'skikh otnoshenii): avtoref. diss... kand. polit. nauk. Moscow, 2014.
2. Budaev A.V "Miagkaia sila" vo vneshnei politike Brazilii. Mezhdunarodnaia zhizn', 13.05.2014. URL: https://interaffairs.ru/news/show/11132 (24.03.2015).
3. Deklaratsiia Tsvane, priniataia po itogam V sammita IBSA 18 oktiabria 2011 goda. IBSA Dialogue Forum. URL: http://www.ibsa-
trilateral.org/images/stories/documents/declarations/FINAL Tshwane Declaration 18Oct 12h23.pdf (24.03.2015).
4. Zviagina D.A. "Miagkaia sila": strukturnyi analiz. InitsiativyXXIveka, 2012, 3, pp. 135-138.
5. Indeks natsional'nykh brendov Ankhol'ta 2012-2013. URL: http://www.gfk.com/news-and-events/press-room/press-releases/pages/nation-brand-index-2013-latest-findings.aspx (24.03.2015).
6. Indeks stranovykh brendov FutureBrand 2014-2015.
URL: http://www.futurebrand.com/cbi/2014/thankyou/3935/cbi2014-4654222230#download-form (24.03.2015).
7. Kanafina D.A. Kontseptsiia "miagkoi sily" i strany BRIKS. Vestnik magistratury, 2014, 8 (35), pp. 76-81.
8. Kosachev K.I. O sovremennykh imperativakh mezhdunarodnogo gumanitarnogo sotrudnichestva i zadachakh narodnoi diplomatii. Rossiiskaia gazeta, 01.03.2012. URL: http://www.rg.ru/2012/03/01/kosachev-site.html (24.03.15).
9. Leonova O.G. "Miagkaia sila": instrumenty i koeffitsienty vliianiia. Obozrevatel' — Observer, 2014, 3, pp. 18-28.
10. Leonova O.G. "Miagkaia sila" — resurs vneshnei politiki gosudarstva. Obozrevatel' — Observer, 2013, 4, pp. 27-40.
11. Martynov B.F. Braziliia — gigant v globaliziruiushchemsia mire. Moscow: Nauka, 2008.
12. Mbeki T. Rech' v Universitete Ob"edinennykh Natsii 9 aprelia 1998 goda. Departament mezhdunarodnykh otnoshenii i mezhdunarodnogo sotrudnichestva [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://www.dfa.gov.za/docs/speeches/1998/rn bek0409.htm (24.03.2015).
13. N'iukhaus Dzh. Diplomatiia inkorporeited. Vliianie razlichnykh lobbi na vneshniuiu politiku SShA. Rossiia v global'noipolitike, 2009, 3. URL: http://globalaffairs.ru/numbei7n 13213 (24.03.2015).
14. Pakhomov A.A. Strany BRIKS v "mirovom klube investorov". Aziia i Afrika segodnia, 2012, 4.
15. Ramachandran S. Buddizm kak sredstvo nalazhivaniia mezhdunarodnykh sviazei: opyt Kitaia i Indii. Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam [Ofitsial'nyi sait sait]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=4111#top (24.03.2015).
16. Rossiia kak gumanitarnyi donor. Oxfam International [Sajt].
URL: http://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/dp-russia-humanitarian-donor-150713-ru.pdf (24.03.2015).
17. Fortalezskaia deklaratsiia, priniataia po itogam VI sammita BRIKS 15 iiulia 2014 goda. Rossotrudnichestvo [Ofitsial'nyi sait]. URL: http://rs.gov.ru/sites/default/files/41d4f160607850ce6e9c.pdf (24.03.15).
18. Blarel N. India's Soft Power: From Potential to Reality. London School of Economics IDEAS Reports. URL: www.lse.ac.uk/IDEAS/publications/reports/pdf/SR010/blarel.pdf (24.03.2015).
19. Brasilia Declaration. IBSA Dialogue Forum.
URL: http://www.ibsa-trilateral.org/images/stories/documents/declarations/1st summit declaration.pdf (24.03.2015).
20. Chiroro B. South Africa: Optimising the Currency of Soft Power in the International Arena. AISA Policy Brief, 2012, 79. URL: www.ai.org.za/wp-content/uploads/downloads/2012/10/No-79.-0ptimising-the-currency-of-soft-power-in-the-international-Arena.pdf (24.03.2015).
21. Forman J.M. The Limits of Brazilian Soft Power. New America Media, 10.07.2014. URL: www.newamericamedia.org/2014/07/the-limits-of-brazilian-soft-power.php (24.03.2015).
22. Mantzikos I. Brazil's soft power dynamics in Africa. Diplomatic Courier, 21.09.2012. URL: www.diplomaticourier.com/news/regions/africa/253-brazil-s-soft-power-dynamics-in-africa (24.03.2015).
23. Mohan C.R. Modi's Diplomacy: Yoga, Democracy and India's Soft Power. The Indian Express, 15.12.2014. URL: http://indianexpress.com/article/opinion/columns/modis-diplomacy-yoga-democracy-and-indias-soft-power/ (24.03.2015).
24. Mukherjee R. The False Promise of India's Soft Power. Geopolitics, History, and International Relations, 2014, vol. 6 (1). pp. 46-62.
25. Mullen D.R.,Ganguly S. The Rise of India's Soft Power. It's not just Bollywood and yoga anymore. Foreign Policy, 08.05.2012. URL: http://foreignpolicy.com/2012/05/08/the-rise-of-indias-soft-power/ (24.03.2015).
26. Paul T.V. India's Soft Power in a Globalized World. Current history, 2014, 113. URL: http://www.academia.edu/6683974/Indias Soft Power in a Globalized World (24.03.2015).
27. Contributors to United Nations Peacekeeping Operations. United Nations Organization [Official website]. 31.12.2014. URL: http://www.un.org/en/peacekeeping/contributors/2014/dec14 1.pdf (24.03.2015).
28. Dreaming with BRICs: The Path to 2050. Goldman Sachs [Website]. URL: www.goldmansachs.com/korea/ideas/brics/99-dreaming.pdf (24.03.2015).
29. Global Economic Prospects. Having Fiscal Space and Using It. World Bank [Official website]. URL: http://www.worldbank.org/content/dam/Worldbank/GEP/GEP2015a/pdfs/GEP15a web full.pdf (24.03.2015).
30. Global Flow of Tertiary-level Students. UNESCO [Official website]. URL: www.uis.unesco.org/Education/Pages/international-student-flow-viz.aspx (24.03.2015).
31. Global Peace Index 2014. Institute for Economics & Peace [Official website]. URL: http://www.visionofhumanity.org/#page/indexes/global-peace-index/2014 (24.03.2015).
32. India Projecting its Soft power Globally: ICCR chief. Deccan Herald, 07.10.2009. URL: www.deccanherald.com/content/29170/india-proiecting-its-soft-power.html (24.03.2015).
33. Influence and Attraction. Culture and the Race for Soft Power in the 21st Century. The British Council [Official website]. URL: http://www.britishcouncil.org/sites/britishcouncil.uk2/files/influence-and-attraction-report.pdf (24.03.2015).
34. Negative Views of Russia on the Rise: Global Survey on Country Influence. GlobeScan [Official website]. URL: http://www.globescan.com/news-and-analysis/press-releases/press-releases-2014/315-negative-views-of-russia-on-the-rise-global-survey.html (24.04.2015).
35. NEPAD Programmes. New Partnership for Africa's Development [Official website]. URL: www.nepad.org/nepad-programmes (24.03.2014).
36. Nye J.S. Soft Power: The Means to Success in World Politics. New York: Public Affairs, 2004.
37. Panse S. Ubuntu — African Philosophy. Buzzle. URL: www.buzzle.com/editorials/7-22-2006-103206.asp (24.03.2015).
38. Pethiyagoda K. India's Soft Power Advantage. The Diplomat, 17.09.2014. URL: www.thediplomat.com/2014/09/indias-soft-power-advantage/ (24.03.2015).
39. Prusa A.C. The "Soft Powef' Power? Brazil's Soft Power Strategy in World Politics During the Lula Presidency. Proquest, 31.08.2011.
URL: www.media.proquest.com/media/pq/classic/doc/2533925291/fmt/ai/rep/NPDF? s=qLIqxIrUTLQxAF9qoP8kZ t%2F97%2Fg%3D (24.03.2015).
40. Ramachandran S. India's Soft Power Potential. The Diplomat, 17.09.2014. URL: www.thediplomat.com/2015/05/indias-soft-power-potential/ (29.05.2015).
41. Rapid-growth markets "soft powef' index 2012. Institute for Emerging Market Studies (IEMS). Moscow School of Management Skolkovo [Official website]. URL: www.iems.skolkovo.ru/pdf/indexreport-softpower.pdf (24.03.2015).
42. Sidiropoulos E. South Africa's 20 Years of Soft Power Crescendos. 2014. South African Institute of International Affairs, 05.05.2014. URL: www.saiia.org.za/opinion-analysis/south-africas-20-years-of-soft-power-crescendos (24.03.2015).
43. Soft Power Survey. Monocle, 2012. URL: http://monocle. com/fflm/affairs/soft-power-survev-2012/ (24.03.2015).
44. Soft Power Survey. Monocle. 2013. URL: http://monocle.com/film/Affairs/soft-power-survey-2013 (24.03.2015).
45. Soft Power Survey. Monocle, 2014. URL: http://monocle.com/film/affairs/soft-power-survey-2014-15/ (24.03.2015).
46. Sweig J.E. A New Global Player. Brazil's Far-Flung Agenda. Foreign Affairs, 2010, November — December. URL: http://www.foreignaffairs.com/articles/66868/iulia-e-sweig/a-new-global-player (24.03.2015).
47. The Good Country Index [Website]. URL: http://www. goodcountry.org/overall (24.03.2015).
48. The Soft Power 30. Report. 2015. Portland Communications [Official website]. URL: http://softpower30.portland-communications.com/pdfs/the soft power 30.pdf (24.04.2015).
49. Tourism Highlights 2014. United Nations World Tourism Organization [Official website]. URL: www.dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdi/unwto highlights14 en hr 0.pdf (24.03.2015).
50. World Economic Outlook. Legacies, Clouds, Uncertainties. October 2014. International Monetary Fund [Official website]. URL: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2014/02/pdf/text.pdf (24.03.2015).
51. World Investment Report 2014. Investing in the SDGs: an Action Plan. United Nations Conference on Trade and Development [Official website]. URL: http://unctad.org/en/PublicationsLibrarv/wir2014 en.pdf (24.03.2015).