Научная статья на тему 'Факторы многостороннего энергетического сотрудничества стран БРИКС'

Факторы многостороннего энергетического сотрудничества стран БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
629
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИКА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВА / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БРИКС / МНОГОСТОРОННЕЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ENERGY / ENERGY COOPERATION / ENERGY SECURITY / BRICS / MULTILATERAL COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязанова Марина Олеговна

Статья посвящена анализу многостороннего аспекта сотрудничества стран БРИКС в области энергетики. Сопоставление хронологии вопроса с происходившими изменениями внешнеэкономической конъюнктуры позволил определить ключевые предпосылки активизации энергетического взаимодействия государств объединения в 2014 г. и его перехода в практическую плоскость. На основе положения стран-участниц в мировой энергетической системе, их национальных стратегий, современного состояния ТЭК и существующих торгово-инвестиционных связей автор выявляет ключевые факторы и направления многостороннего сотрудничества, делает выводы о потенциальных траекториях его развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of BRICS countries cooperation in the energy sector

The article analyzes the multilateral dimension of BRICS energy cooperation. Through comparison of the issue evolution with the global economic trends the author determines key drivers, which gave a boost to the collaborative activities of the member states in the energy sector since 2014. Based on the role of countries in the international energy system, national energy strategies, current state of their fuel and energy sectors, existing trade and investment practice, the main factors and areas in multilateral cooperation as well as the possibilities for its further development are defined.

Текст научной работы на тему «Факторы многостороннего энергетического сотрудничества стран БРИКС»

Факторы многостороннего энергетического сотрудничества стран БРИКС

Марина Олеговна РЯЗАНОВА, УДК 658.26(100)+339.9

МГИМО МИД России (119454, Москва, пр-т Вернадского, 76) - ББК 65.29(0)+65.5

соискатель кафедры международных экономических отношений Р-990 и внешнеэкономических связей им. Н.Н.Ливенцева, e-mail: marina.ryazanova@gmail.com

Аннотация

Статья посвящена анализу многостороннего аспекта сотрудничества стран БРИКС в области энергетики. Сопоставление хронологии вопроса с происходившими изменениями внешнеэкономической конъюнктуры позволил определить ключевые предпосылки активизации энергетического взаимодействия государств объединения в 2014 г. и его перехода в практическую плоскость. На основе положения стран-участниц в мировой энергетической системе, их национальных стратегий, современного состояния ТЭК и существующих торгово-инвестиционных связей автор выявляет ключевые факторы и направления многостороннего сотрудничества, делает выводы о потенциальных траекториях его развития.

Ключевые слова: энергетика, энергетическое сотрудничества, энергетическая безопасность, БРИКС, многостороннее сотрудничество.

Factors of BRICS countries cooperation in the energy sector

Marina Olegovna RYAZANOVA,

Moscow State Institute of International Relations MFA Russia (Vernadskogo prospekt, 76, Moscow, 119454), N.N. Liventsev Department of International Economic Relations and Foreign Economic Relations - Postgraduate Student, e-mail: marina.ryazanova@gmail.com

Abstract

The article analyzes the multilateral dimension of BRICS energy cooperation. Through comparison of the issue evolution with the global economic trends the author determines key drivers, which gave a boost to the collaborative activities of the member states in the energy sector since 2014. Based on the role of countries in the international energy system, national energy strategies, current state of their fuel and energy sectors, existing trade and investment practice, the main factors and areas in multilateral cooperation as well as the possibilities for its further development are defined.

Keywords: energy, energy cooperation, energy security, BRICS, multilateral cooperation.

^ 116

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2019

В современных условиях основную роль для обеспечения экономической безопасности России, как и других участников БРИКС - Бразилии, Индии, Китая и ЮАР - играют вопросы энергетики и энергетического сотрудничества как средства обеспечения энергетической безопасности. Продвижение и упрочение внешних контактов выступает одним из ключевых направлений реализации энергетической политики каждой из стран группы, что находит прямое отражение в их энергетических стратегиях. Вместе с тем характерной чертой «пятерки» является то, что на протяжении практически всего времени существования объединения взаимодействие в данной сфере реализовывалось преимущественно путем развития уже сформированных двусторонних торгово-инвестиционных связей. Наиболее яркие и исторически подтвердившие свою эффективность примеры - энергетический диалог «Россия - Китай» или масштабный российско-индийский совместный проект по строительству АЭС «Куданкулам».

Актуализация проблематики энергетического взаимодействия сначала в рамках БРИК, а затем БРИКС нашла прямое отражение в совместных документах - итоговых декларациях и планах действий. Это свидетельствует не только о поступательном развитии многопланового взаимодействия группы с учетом их схожей позиции участников по ключевым глобальным проблемам, экономической взаимодополняемости, стремления к укреплению координации в ее группы и поиску надежных партнеров через участие в многосторонних форматах. Но в то же время - в духе заложенных традиций объединения усилий перед лицом глобальных экономических проблем - этот процесс стал ответом на нарождающиеся риски, находящиеся «вне поля зрения» еще в начале 2000-х гг., и в целом меняющийся мировой энергетический ландшафт. Такие внешние импульсы еще сильнее обозначили востребованность скорейшего решения существующих задач внутреннего социально-экономического развития. Значимым, с точки зрения практического многостороннего энергетического сотрудничества, стал VII саммит БРИКС в Уфе, в ходе которого была достигнута договоренность о проведении первой встречи министров энергетики стран БРИКС в конце 2015 г., подчеркнута готовность к осуществлению совместных разработок в области энергоэффективных технологий и оборудования на уровне предприятий, а также к проведению Деловым советом БРИКС дальнейшего анализа «путей налаживания сотрудничества в этой области»1. А на следующий год в план действий по реализации Декларации Гоа уже была включена встреча Рабочей группы БРИКС по вопросам энергосбережения и повышения энергоэффективности2. В 2017 г. на Саммите БРИКС в Сямэне российской стороной выдвинута инициатива создания Платформы энергетических исследований, призванной осуществлять информационно-аналитическую и научно-исследовательскую работу в области развития энергетики и последующей выработки скоординированной энергетической политики и стратегии стран-

5 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

117 ^

участниц. Уже годом позже в ходе встречи министров энергетики стран БРИКС в Йоханнесбурге принято официальное решение о ее запуске, а первые исследования предполагается представить на предстоящем XI саммите группы в Бразилии3.

«Природа» многостороннего энергетического сотрудничества БРИКС остается неоднозначной и по причине ряда существующих внутренних различий. Среди общих - особенности географического положения, то есть, например, отдаленность Бразилии и ЮАР от других участников объединения; отличающиеся социально-экономические, правовые модели развития; нерешенность существующих проблем двусторонней повестки4; риск снижения заинтересованности в сотрудничестве и переориентация на другие крупные региональные проекты5.

Существующие различия во многом затрудняют расширение многосторонней энергетической кооперации, однако БРИКС - уникальное объединение, включающее крупные региональные экономические центры со схожими приоритетами и взаимодополняемыми интересами.

Стремление к достижению общих целей позволит странам реализовать стоящие перед ними взаимодополняемые задачи обеспечения их экономик необходимым объемом ресурсов и в то же время поиска стабильных рынков сбыта продукции.

К группе факторов, препятствующих многостороннему энергетическому сотрудничеству стран БРИКС, можно отнести:

1. Позиция в мировой энергетической системе. Понимание стратегических задач обеспечения энергетической безопасности страны определяет ее подход к выстраиванию внутренней и внешней энергетической политики, но, прежде всего, к определению принципов, на которых она строится. В этом отношении экспортеры и импортеры энергоресурсов имеют разные интересы. В случае БРИКС это, препятствует выстраиванию многосторонней системы взаимодействия в области энергетики внутри группы. Экспортеры, занимая устойчивые в сравнении с партнерами по группе позиции на мировом энергетическом рынке, используют свое положение для налаживания стратегического диалога с различными странами и регионами, находятся в поиске новых, но стабильных рынков сбыта. Они в большей мере заинтересованы в развитии двусторонних, а не многосторонних связей. Для государства-импортера один из ключевых элементов обеспечения энергетической безопасности - это диверсификация поставщиков без привязки к конкретному производителю, что обусловлено стремлением к минимизации внешних экономических рисков. Особый блок вопросов составляет и вытекающая из этого разница в подходов к формированию цены на энергоресурсы.

2. Внутригрупповая конкуренция. Потенциальные противоречия по сферам влияния на рынке энергоресурсов в рамках БРИКС существуют в отношении таких крупных стран-импортеров Азиатского региона, как Индия и Китай. Так, Китай, являясь крупнейшим в мире потребителем энергоресурсов, имеет стабильные

^ 118

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2019

поставки углеводородов из Центральной Азии, Центральной и Южной Америки. Индия, занимая четвертое место в мире по объемам потребления нефти и нефтепродуктов, а также являясь крупным импортером газа, проводит политику диверсификации рынков и реализует свои интересы через участие в совместных проектах в Южной Америке, Африке и Каспийском море. Яркий исторический пример - борьба стран за сферы влияния в Мьянме, завершившаяся подписанием в 2005 г. тридцатилетнего контракта на поставки газа в Китай, а не Индию6.

3. Устоявшиеся связи с третьими странами. В настоящее время крупнейшие поставщики энергоресурсов в страны БРИКС и потребители ресурсов этих стран географически расположены за пределами этого объединения. Например, основным партнером Бразилии продолжают оставаться США, на которые приходится более половины бразильского экспорта углеводородов. Традиционными импортерами российского газа являются страны Европы. Крупнейшие поставщики нефти и газа в Индию находятся в Ближневосточном регионе. Китаю же удалось в наибольшей мере диверсифицировать систему импортных закупок. В число его основных партнеров входят страны Ближнего Востока, Центральной Азии, Россия и другие. ЮАР практически в равных долях импортирует нефть и нефтепродукты из стран Африки и Ближнего Востока. Таким образом, кардинальный пересмотр торговых партнеров для каждой из стран группы, за исключением России и Китая, уже имеющих налаженный энергетический диалог, в обозримой перспективе представляется маловероятным.

4. Альтернативные интеграционные процессы. До формирования БРИКС страны группы уже становились участниками международных форматов, круг деятельности которых затрагивал сферу энергетики. Примером этому служит основанный в 2003 г. диалоговый форум ИБЮА, или IBSA7, включающий Индию, Бразилию и ЮАР. Для государств-участников эта площадка стала возможностью повышения их автономности на международной арене, в том числе через развитие сотрудничества по линии «Юг-Юг». В ее рамках был создан ряд рабочих групп по ключевым сферам сотрудничества, включающим в том числе энергетику. Деятельность в этой области подразумевала осуществление информационного и технологического обмена в сфере ВИЭ, повышения энергетической эффективности экономик стран-участниц. Кроме того, в 2004 г. был основан Фонд IBSA, ежегодный взнос каждой из стран-участниц в который регламентирован на уровне 1 млн долл., а финансирование программ предполагало тесное взаимодействии с институтами ООН8.

В 2009 г. сформирована группа BASIC, в состав которой вошли Бразилия, ЮАР, Индия и Китай. Цель объединения - выработка единой позиции по вопросам изменения климата с учетом интересов развивающихся стран в преддверии 15-ой конференции сторон Рамочной конвенции ООН, проходившей в Копенгагене9. По-

5 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

мимо этого, по итогам прошедшего саммита лидеры государств сделали заявление в отношении сокращения выбросов парниковых газов, в том числе о возможном предоставлении финансовой помощи развивающимся странам G7710.

Деятельность стран БРИКС в рамках других объединений потенциально может создать препятствия для формирования многосторонней системы сотрудничества государств как в целом, так и в области энергетики. Отношение России и Китая к инициативе ИБЮА неоднозначно. То же относится и к группе BASIC в виду иного статуса России на переговорах по климатическим вопросам11.

Дорожная карта по торговому, экономическому и инвестиционному сотрудничеству БРИКС на период до 2020 г., призванная активизировать совместные усилия и ресурсы стран объединения для минимизации влияния внешних негативных факторов на их социально-экономическое развитие, включила около 50 проектов, в том числе в области традиционной и альтернативной энергетики, а также добычи полезных ископаемых. Описанные в проекте предложения направлены на развитие и двустороннего, и многостороннего взаимодействия участников БРИКС, и в том числе включают налаживание практического сотрудничества в сфере водных ресурсов и реализацию различных совместных проектов о разделе продукции в нефтегазовой сфере и области возобновляемой энергетики12.

Кроме того, в практическом плане особую роль в активизации многостороннего энергетического взаимодействия уже играет Новый банк развития БРИКС (НБР) как механизм инвестиционного сотрудничества в данной сфере. Так, первые одобренные в 2016 г. проекты предполагали совместные капиталовложения в область возобновляемой энергетики в Китае, Бразилии, ЮАР и Индии на 811 млн долл,13 а также в развитие малой энергетики на территории России в Карелии. Национальный банк экономического и социального развития Бразилии (Banco Nacional de Desenvolvimento Económico e Social, BNDES), функционирующий под эгидой Министерства развития, промышленности и внешней торговли Бразилии, получил целевой кредит в размере 300 млн долл. на строительство экологически чистых мощностей в области солнечной и ветроэнергетики способных генерировать до 600 МВт.14 Индийский проект включил предоставление мультитраншевого кредита в размере 250 млн долл. одному из старейших индийских госбанков Cañara Bank для последующего финансирования проектов по выработке «зеленой энергии». Согласно предварительным подсчетам, это позволит сгенерировать 500 МВт энергии и предотвратить 800 тыс. тонн углеводородных выбросов в атмосферу15. Китайской компании Shanghai Shenzhou New Energy Development Co Ltd., специализирующейся на производстве солнечных панелей, выделен 81 млн долл. на создание солнечных генераторов общей мощностью 100 МВт16. Африканская государственная компания Eskom, в свою очередь, получит 180 млн долл. для реализации проекта по строительству линий электропередач и финансирования независимых производителей в области возобновляемой энергетики17. С целью развития

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2019

национальной альтернативной энергетики и энергосистемы Республики Карелия за счет «зеленых» источников Россией также представлен проект создания малых ГЭС в данном регионе страны. Финансирование строительства «Белопорожской ГЭС-1» и «Белопорожской ГЭС-2» суммарной мощностью 50 МВт планируется производить двумя траншами по 50 млн долл. через Евразийский банк развития (ЕАБР) и Международный инвестиционный банк (МИБ).

Сегодня Россия играет ключевую роль в развитии энергетического сотрудничества стран БРИКС, что обусловлено ее позицией мировой энергетической державы и ведущего экспортера ресурсов на мировой рынок. Определяя в качестве центральной меры энергопартнерства в группе «формирование механизмов многостороннего сотрудничества государств БРИКС в энергетической сфере»18, она выступает инициатором учреждения основных форматов взаимодействия участников объединения в данной области. С учетом российских приоритетов и ключевых задач, стоящих перед ее странами-партнерами по БРИКС, очевидно, энергетическое сотрудничество в рамках группы будет развиваться по двум параллельным направлениям: многостороннее и двустороннее. Первое включает вопросы международного характера, связанные с заинтересованностью стран в увеличении веса на мировой арене, созданием механизмов стабилизации, повышением транспарентности и предсказуемости рыночных импульсов, обеспечением взятых на себя международных обязательств, включая задачи в области экологии. Второй вектор обусловлен упрочением и расширением уже имеющихся двусторонних торговых и инвестиционных связей.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Уфимская декларация (неофициальный перевод) / VII Саммит БРИКС. - Уфа, Российская Федерация, 09.07.2015 г. - С.48-49.

2 План действий по реализации Декларации Гоа: офиц. текст / Официальный сайт Президента России - Гоа, Индия, 16.10.2016 г. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ supplement/5140 (дата обращения 02.02.2019).

3 Министры энергетики стран БРИКС договорились о запуске платформы энергетических исследований / оф. сайт. Министерства энергетики Российской Федерации - URL: https://minenergo.gov.ru/node/11728 (дата обращения 01.02.2019).

4 Яркий пример - обострение накануне IX саммита БРИКС территориальных противоречий вокруг горного плато Доклам между Китаем, с одной стороны, Индией и Бутаном - с другой.

5 Ориентация Бразилии на США, интересы Индии в Индо-Тихоокеанском регионе и на Евразийском пространстве.

6 Mukherjee A. China or India: Difficult choice for new Myanmar government / A. Mukherjee // The Economic Times - 01.12.2015 - URL: http://economictimes.indiatimes.com/news/politics-and-nation/china-or-india-diffi-cult-choice-for-new-myanmargovernment/articleshow/49994115.cms?prtpage=1 (дата обращения: 10.10.2018).

5 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

7 ИБЮА - India-Brazil-South Africa Dialogue Forum (IBSA).

IBSAI Official website - URL: http:IIwww.ibsa-trilateral.org/about-ibsa/background# (дата обращения 6.01.2019).

9 БРИКС в международной энергетической архитектуре I Энергетический бюллетень - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации - № 26, 2015 -С.17.

10 China, India, Brazil and South Africa prepare for post-Copenhagen meeting. John Vidal, environment editor I The Guardian - 13.01.2010 - URL: http:IIwww.theguardian.com/environ-ment/2010Ijan/13Ideveloping-countries-basic-climate-change (дата обращения 12.12.2018).

11 БРИКС в международной энергетической архитектуре I Энергетический бюллетень - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации - № 26, 2015 -С.17.

12 Дорожная карта торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 года I Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации - URL: http:IIwww.unido.ru/upload/filesId/dorohznaja_ karta_briks.pdf (дата обращения 12.12.2018).

13 Панорама БРИКС I Официальный сайт Национального комитета по исследованию БРИКС - 2016 - URL: http:IInkibrics.ru/postsIshowI5739946462726921582f0000 (дата обращения 12.12.2018).

14 Бразилия получила кредит на сумму 300 миллионов долларов на развитие альтернативной энергетики I Энергетическая ассоциация БРИКС - URL: http:IIeabrics.com/ document-1129 (дата обращения 12.12.2018).

15 BRICS moves to establish bank institute, rating agency I The Economic Times - URL: http:IIeconomictimes.indiatimes.com/newsIinternationalIbusinessIbrics-moves-to-establish-bank-institute-rating-agencyIarticleshowI51836944.cms (дата обращения 12.12.2018).

16 Совет директоров Нового банка развития БРИКС одобрил первый пакет кредитов для ряда проектов I Энергетическая ассоциация БРИКС - URL: http:IIeabrics.com/ document-1112 (дата обращения 12.12.2018).

17 South Africa's Eskom gets $180 mln NDB loan for renewable energy I New Development Bank - URL: http:IIndb.intIsouth-africas-eskom-gets-$180-mln-ndb-loan-for-renewable-energy.php (дата обращения 12.12.2018).

18 Концепция участия России в объединении БРИКС: офиц. текст I Официальный сайт Президента Российской Федерации - URL: http:IIstatic.kremlin.ru/media/eventsI filesI41d452a8a232b2f6f8a5.pdf (дата обращения 18.12.2018).

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Бразилия получила кредит на сумму 300 миллионов долларов на развитие альтернативной энергетики I Энергетическая ассоциация БРИКС - URL: http:IIeabrics.com/docu-ment-1129 (дата обращения: 12.12.2018).

2. БРИКС в международной энергетической архитектуре I Энергетический бюллетень - Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации - № 26, 2015. - С.17.

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

S - 2019

3. Декларация, принятая по итогам саммита БРИКС / Официальный сайт МИД России - Санья, о. Хайнань, Китай, 14.04.2011 г. - URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdoc Bric/9AF718AA83D590FAC32578720022EB1A

4. Дорожная карта торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества БРИКС на период до 2020 года / Центр международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации - URL: http://www.unido.rU/upload/files/d/dorohznaja_karta_briks. pdf (04.02.2019).

5. Концепция участия России в объединении БРИКС: офиц. текст / Официальный сайт Президента Российской Федерации - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/ files/41d452a8a232b2f6f8a5.pdf (дата обращения 18.12.2018).

6. Меморандум о взаимопонимании в области энергосбережения и повышения энергоэффективности между министерствами и ведомствами БРИКС, отвечающими за энергетику и энергоэффективность: оф. текст - URL: http://www.nkibrics.ru/posts/ show/569f96c46272693cc5160000 (дата обращения 03.02.2019).

7. Министры энергетики стран БРИКС договорились о запуске платформы энергетических исследований / оф. сайт. Министерства энергетики Российской Федерации - URL: https://minenergo.gov.ru/node/11728 (дата обращения 01.02.2019).

8. Панорама БРИКС [Электронный ресурс] / Официальный сайт Национального комитета по исследованию БРИКС - 2016 - URL: http://nkibrics.ru/posts/ show/5739946462726921582f0000 (дата обращения 04.02.2019).

9. План действий по реализации Декларации Гоа: офиц. текст / Официальный сайт Президента России - Гоа, Индия, 16.10.2016 г. - Режим доступа: http://kremlin.ru/ supplement/5140 (дата обращения 02.02.2019).

10. Росгеология подписала соглашение на освоение и разработку южного континентального шельфа ЮАР / оф. сайт АО «Росгеология» - URL: https://www.rosgeo.com/ru/content/ rosgeologiya-podpisala-soglashenie-na-osvoenie-i-razrabotku-yuzhnogo-kontinentalnogo-shelfa (дата обращения 3.02.2019).

11. Российско-китайское газовое сотрудничество выходит на принципиально новый уровень. В 2019 г. первый российский трубопроводный газ поступит на рынок Китая / оф. Сайт ООО «Газпром экспорт - URL: http://www.gazpromexport.ru/partners/china/ (дата обращения 15.01.2019).

12. Совет директоров Нового банка развития БРИКС одобрил первый пакет кредитов для ряда проектов / Энергетическая ассоциация БРИКС - URL: http://eabrics.com/ document-1112 (дата обращения 12.12.2018).

13. Совместное заявление лидеров стран БРИК - 16.06.2009 г. - URL: http://news. kremlin.ru/ref_notes/209 (дата обращения 02.02.2019).

14. Стратегия экономического партнерства БРИКС / Официальный сайт российского председательства в БРИКС - URL: http://brics2015.ru/documents/ (дата обращения 20.12.2018).

15. ТЭК и экономика России: вчера, сегодня, завтра (1990-2010-2030) / Под ред. Ю.К. Шафраника. - М.: Издательский центр «Энергия», 2011 - 346 c.

5 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

16. Уфимская декларация (неофициальный перевод) / VII Саммит БРИКС. - Уфа, Российская Федерация, 09.07.2015 г. - 50 с.

17.Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года: оф. текст

- 78 с.

18. A Policy Framework for Climate and Energy in the Period from 2020 to 2030 / European Commission - 22.01.2014 - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CEL-EX:52014DC0015 (дата обращения 02.02.2019).

19. BRICS moves to establish bank institute, rating agency [Electronic resource] / The Economic Times - Mode of access: http://economictimes.indiatimes.com/news/international/busi-ness/brics-moves-to-establish-bank-institute-rating-agency/articleshow/51836944.cms (дата обращения 12.12.2018).

20. IBSA / Official website - URL: http://www.ibsa-trilateral.org/about-ibsa/background# (дата обращения 06.01.2019).

21. IMF Statistics / International Monetary Fund - URL: https://www.imf.org/en/Countries/ IND (дата обращения 10.02.2019).

23. IMF Statistics. World Economic Outlook (WEO) database / International Monetary Fund

- URL: https://www.imf.org/en/Data (дата обращения 1.02.2018).

24. China, India, Brazil and South Africa prepare for post-Copenhagen meeting. John Vidal, environment editor / The Guardian - 13.01.2010 - URL: http://www.theguardian.com/environ-ment/2010/jan/13/developing-countries-basic-climate-change (дата обращения 12.12.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Karoo Basins. Shale Gas. Explore South Africa / Petroleum Agency SA - URL: http:// www.petroleumagencysa.com/index.php/home-14/shale-gas (дата обращения 25.12.2018).

26. Mukherjee A. China or India: Difficult choice for new Myanmar government / A. Mukherjee // The Economic Times - 01.12.2015 - URL: http://economictimes.indiatimes.com/ news/politics-and-nation/china-or-india-difficult-choice-for-new-myanmargovernment/article-show/49994115.cms?prtpage=1 (дата обращения: 10.10.2018).

27. SCO Energy Club: structure ready for international interaction, not Shanghai Six's elite club / IINFO SCO - The Central Web Portal of the Shanghai Cooperation Organization -26.03.2015 - URL: http://infoshos.ru/en/?idn=13913 (дата обращения 12.12.2018).

28. South Africa's Eskom gets $180 mln NDB loan for renewable energy [Electronic resource] / New Development Bank - URL: http://ndb.int/south-africas-eskom-gets-$180-mln-ndb-loan-for-renewable-energy.php (дата обращения 12.12.2018).

29. Statistics South Africa - URL: http://www.statssa.gov.za/?p=11292 (дата обращения: 3.02.2019).

30. U.S. Energy Information Administration (EIA) - URL: https://www.eia.gov/dnav/pet/ PET_CRD_CRPDN_ADC_MBBLPD_A.htm (дата обращения 02.02.2019).

BIBLIOGRAFIYA:

1. Braziliya poluchila kredit na summu 300 millionov dollarov na razvitie al'ternativnoj en-ergetiki / Energeticheskaya associaciya BRIKS - URL: http://eabrics.com/document-1129 (data obrashcheniya: 12.12.2018).

2. BRIKS v mezhdunarodnoj energeticheskoj arhitekture / Energeticheskij byulleten' - Anal-iticheskij centr pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii - № 26, 2015. - S.17.

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2019

3. Deklaraciya, prinyataya po itogam sammita BRIKS / Oficial'nyj sajt MID Rossii - San'ya, o. Hajnan', Kitaj, 14.04.2011 g. - URL: http://www.brics.mid.ru/brics.nsf/WEBdocBric/9A-F718AA83D590FAC32578720022EB1A

4. Dorozhnaya karta torgovo-ekonomicheskogo i investicionnogo sotrudnichestva BRIKS na period do 2020 goda / Centr mezhdunarodnogo promyshlennogo sotrudnichestva YUNIDO v Rossijskoj Federacii - URL: http://www.unido.rU/upload/files/d/dorohznaja_karta_briks.pdf (04.02.2019).

5 . Koncepciya uchastiya Rossii v ob"edinenii BRIKS: ofic. tekst / Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii - URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d452a8a232b2f6f8a5. pdf (data obrashcheniya 18.12.2018).

6. Memorandum o vzaimoponimanii v oblasti energosberezheniya i povysheniya energoeffek-tivnosti mezhdu ministerstvami i vedomstvami BRIKS, otvechayushchimi za energetiku i ener-goeffektivnost': of. tekst - URL: http://www.nkibrics.ru/posts/show/569f96c46272693cc5160000 (data obrashcheniya 03.02.2019).

7. Ministry energetiki stran BRIKS dogovorilis' o zapuske platformy energeticheskih issle-dovanij / of. sajt. Ministerstva energetiki Rossijskoj Federacii - URL: https://minenergo.gov.ru/ node/11728 (data obrashcheniya 01.02.2019).

8. Panorama BRIKS [Elektronnyj resurs] / Oficial'nyj sajt Nacional'nogo komiteta po issle-dovaniyu BRIKS - 2016 - URL: http://nkibrics.ru/posts/show/5739946462726921582f0000 (data obrashcheniya 04.02.2019).

9. Plan dejstvij po realizacii Deklaracii Goa: ofic. tekst / Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossii - Goa, Indiya, 16.10.2016 g. - Rezhim dostupa: http://kremlin.ru/supplement/5140 (data obrashcheniya 02.02.2019).

10. Rosgeologiya podpisala soglashenie na osvoenie i razrabotku yuzhnogo kontinental'no-go shel'fa YUAR / of. sajt AO «Rosgeologiya» - URL: https://www.rosgeo.com/ru/content/ rosgeologiya-podpisala-soglashenie-na-osvoenie-i-razrabotku-yuzhnogo-kontinentalnogo-shelfa (data obrashcheniya 3.02.2019).

11. Rossijsko-kitajskoe gazovoe sotrudnichestvo vyhodit na principial'no novyj uroven'. V 2019 g. pervyj rossijskij truboprovodnyj gaz postupit na rynok Kitaya / of. Sajt OOO «Gazprom eksport - URL: http://www.gazpromexport.ru/partners/china/ (data obrashcheniya 15.01.2019).

12. Sovet direktorov Novogo banka razvitiya BRIKS odobril pervyj paket kreditov dlya ryada proektov / Energeticheskaya associaciya BRIKS - URL: http://eabrics.com/document-1112 (data obrashcheniya 12.12.2018).

13. Sovmestnoe zayavlenie liderov stran BRIK - 16.06.2009 g. - URL: http://news.kremlin. ru/ref_notes/209 (data obrashcheniya 02.02.2019).

14. Strategiya ekonomicheskogo partnerstva BRIKS / Oficial'nyj sajt rossijskogo predseda-tel'stva v BRIKS - URL: http://brics2015.ru/documents/ (data obrashcheniya 20.12.2018).

15. TEK i ekonomika Rossii: vchera, segodnya, zavtra (1990-2010-2030) / Pod red. YU.K. SHafranika. - M.: Izdatel'skij centr «Energiya», 2011 - 346 c.

16. Ufimskaya deklaraciya (neoficial'nyj perevod) / VII Sammit BRIKS. - Ufa, Rossijskaya Federaciya, 09.07.2015 g. - 50 s.

17. Energeticheskaya strategiya Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda: of. tekst - 78 s.

5 - 2019

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

18. A Policy Framework for Climate and Energy in the Period from 2020 to 2030 / European Commission - 22.01.2014 - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/ALL/?uri=CEL-EX:52014DC0015 (дата обращения 02.02.2019).

19. BRICS moves to establish bank institute, rating agency [Electronic resource] / The Economic Times - Mode of access: http://economictimes.indiatimes.com/news/international/busi-ness/brics-moves-to-establish-bank-institute-rating-agency/articleshow/51836944.cms (дата обращения 12.12.2018).

20. IBSA / Official website - URL: http://www.ibsa-trilateral.org/about-ibsa/background# (дата обращения 06.01.2019).

21. IMF Statistics / International Monetary Fund - URL: https://www.imf.org/en/Countries/ IND (дата обращения 10.02.2019).

23. IMF Statistics. World Economic Outlook (WEO) database / International Monetary Fund - URL: https://www.imf.org/en/Data (дата обращения 1.02.2018).

24. China, India, Brazil and South Africa prepare for post-Copenhagen meeting. John Vidal, environment editor / The Guardian - 13.01.2010 - URL: http://www.theguardian.com/environ-ment/2010/jan/13/developing-countries-basic-climate-change (дата обращения 12.12.2018).

25. Karoo Basins. Shale Gas. Explore South Africa / Petroleum Agency SA - URL: http:// www.petroleumagencysa.com/index.php/home-14/shale-gas (дата обращения 25.12.2018).

26. Mukherjee A. China or India: Difficult choice for new Myanmar government / A. Mukherjee // The Economic Times - 01.12.2015 - URL: http://economictimes.indiatimes.com/ news/politics-and-nation/china-or-india-difficult-choice-for-new-myanmargovernment/article-show/49994115.cms?prtpage=1 (дата обращения: 10.10.2018).

27. SCO Energy Club: structure ready for international interaction, not Shanghai Six's elite club / IINFO SCO - The Central Web Portal of the Shanghai Cooperation Organization -26.03.2015 - URL: http://infoshos.ru/en/?idn=13913 (дата обращения 12.12.2018).

28. South Africa's Eskom gets $180 mln NDB loan for renewable energy [Electronic resource] / New Development Bank - URL: http://ndb.int/south-africas-eskom-gets-$180-mln-ndb-loan-for-renewable-energy.php (дата обращения 12.12.2018).

29. Statistics South Africa - URL: http://www.statssa.gov.za/?p=11292 (дата обращения: 3.02.2019).

30. U.S. Energy Information Administration (EIA) - URL: https://www.eia.gov/dnav/pet/ PET_CRD_CRPDN_ADC_MBBLPD_A.htm (дата обращения 02.02.2019).

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

5 - 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.