Научная статья на тему 'Современная традиционная, авторская и самодеятельная глиняная игрушка как художественное явление'

Современная традиционная, авторская и самодеятельная глиняная игрушка как художественное явление Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
814
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
народное творчество / керамические изделия / гончарные промыслы / глина / гончарный круг / традиционная игрушка / народная культура. / folk art / pottery / clay / potter’s wheel / traditional toy / folk culture.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кулешов Андрей Геннадьевич

Статья посвящена основным направлениям современной глиняной игрушки: традиционному, которое представляют произведения самих народных художественных промыслов; авторскому, — его представляют художники-профессионалы, использующие образы традиционной игрушки в своих работах в качестве основы, и самодеятельному, которое не связано с профессиональной подготовкой и дает свободное толкование образов народной игрушки (они могут быть сделаны и взрослыми и детьми, интересующимися данным видом народного искусства). Главное место в наши дни занимает традиционное направление — произведения, созданные мастерами на народных промыслах. Однако важную роль играет и авторская глиняная игрушка, которая позволяет реконструировать то, что не сохранилось с утратой некоторых промыслов, или создать новый образ, по духу близкий традиционным народным игрушкам. Интересными могут быть и игрушки самодеятельные, если они оригинально используют народные образы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern traditional authors’ and amateur’s clay toy as artistic phenomena

The article treats the main directions of modern clay toys evolution: the traditional one, which is the product of the folk art crafts themselves; the authors’ one, — it is represented by professional artists who use images of traditional toys in their works as a basis, — and amateur one which includes the artists, who are not associated with professional training and give free interpretation of images of folk toys (they can be made by adults and children interested in this type of folk art). The main place today is occupied by the traditional direction, i. e. by works created by craftsmen within folk crafts. However, an important role is played by the authors’ clay toy, which allows to reconstruct what has not survived with the loss of some trades, or to create a new image, in a spirit close to traditional folk toys. Amateur toys can also be interesting if they use folk images in original way.

Текст научной работы на тему «Современная традиционная, авторская и самодеятельная глиняная игрушка как художественное явление»

ЭО!: 10.24411/9999-022А-2019-10210 УДК 745 ББК 85.12

А. Г. Кулешов (Москва)

Современная традиционная, авторская и самодеятельная

глиняная игрушка как художественное явление

О том, что русская глиняная игрушка является интереснейшим и поистине уникальным видом народного искусства — очень древним по своему происхождению, многогранным по образному содержанию и значению, разнообразным, самобытным и ярким в своих художественных решениях, — хорошо знают все. Это известно и специалистам, занимающимся народным творчеством, и просто ценителям этого искусства, и, конечно, художникам. Многих восхищает в игрушке ее первозданность и органичность, оригинальность творческого подхода. Художников же поражает природная красота, выверенность в скульптурных, живописных и декоративных формах. Произведения лучших старых мастеров, представляющих не только знаменитые крупные игрушечные промыслы России, но и менее известные, так называемые малые промыслы (а они тоже важны и заслуживают внимания), — всё это действительно является нашим огромным богатством, национальным достоянием. Игрушка дает представление о высочайшем уровне мастерства, характерных особенностях и широком художественном спектре наших народных ремесел, тем более что с большинством из них она образно тесно связана.

Игрушка как вид народного творчества ярко демонстрирует особенности современного художественного процесса и тех задач, которые стоят перед нашим обществом. Если мы действительно хотим сохранить нашу народную игрушку, мы прежде всего должны заботиться о ее промыслах, проявлять особое внимание к мастерам старшего поколения, которые могут быть важным примером для творческой молодежи. Ведь художественный промысел — это традиция: опыт, сложившийся многими десятилетиями, опыт целых поколений народных мастеров, которые выработали наиболее удачные и удобные в конкретных условиях художественные решения — образные, типологические, изобразительные, — соотносившиеся с народными вкусами, мировоззрением и чувством природного материала. Сложившиеся общие правила: приемы работы с материалом, определенные изобразительные принципы, использующиеся применительно к утвердившейся в данном центре типологии, — всё это и есть традиция.

Еще совсем недавно, в 1950-е гг. (не говоря уже о 1930-х), эта заданность, определенная нормативность народного искусства представлялась фактором консервативным. На самом же деле, как это стало понятным теперь и подтверждено творческими достижениями многих мастеров на промыслах, эта нормативность не только не тормозит развитие игрушечного производства и творческую деятельность каждого из мастеров, но, наоборот, скорее организует, дисципли-

нирует и активизирует творческий процесс. Традиция сама очищает от лишнего, но не мешает при этом проявлению индивидуального начала. Каждый мастер имеет свой почерк и особенности в трактовке образа. Кого бы из очень известных мастеров-игрушечников мы ни взяли, никак нельзя сказать, что они хоть в какой-то мере нарушают традицию. В том-то и дело, что личностное не выходит у них за рамки нормы. Традиция для них остается стержнем, основой в творческом процессе. Будь то абашевские быки и олени у Тимофея Зоткина, дымковские барыни и кони у Е. З. Кошкиной и З. В. Пенкиной, каргопольские кони, медведи и Полканы у Ульяны Бабкиной или фигурки крестьян, горожанок, медведей у И.В. и Е. В. Дружининых — все эти образы при всей своей индивидуальности всегда остаются в русле традиционного, в той изобразительности, которая характерна для стилистики данного игрушечного промысла. Даже если мастер не связан напрямую с промыслом, но следует его правилам, он может быть определен как мастер традиционный.

Вполне понятно, что именно традиционное направление всегда было и до сих пор остается главным в глиняной игрушке. Оно без всяких оговорок связано с настоящей народной культурой, ее образностью и стилистикой, даже если учитывать, что этот вид искусства последовательно развивался и глиняная игрушка середины и второй половины XIX в. заметно отличается от игрушки на рубеже Х1Х-ХХ вв. и в XX в. Понятие «народное» используется в данном случае не в расширительном значении, к которому мы привыкли, а в историческом. «Народная» — значит связанная с основной средой, в которой родилось и использовалось данное искусство, т. е. с крестьянским сельским и посадским городским населением России.

Положение изменилось к концу XX в. и в XXI в., когда определилось и стало иметь большое значение в художественном процессе совсем новое направление, получившее название «авторская игрушка». В наши дни оно уже является довольно масштабным и имеет свою перспективу в развитии.

Что в современном художественном творчестве понимается под определением «авторская игрушка»? В чем ее отличие? Авторская игрушка — это глиняная игрушка, создаваемая профессионалами, художниками, скульпторами, имеющими специальную подготовку и использующими традиционную игрушку как ориентир, но при этом следующими определенным самобытным путем. Личностное, индивидуальное в подходе к образному решению начинает у них превалировать над общепринятыми правилами изготовления традиционной игрушки. Границы между традиционным и индивидуальным часто оказываются очень размытыми, градаций довольно много. Однако важно то, что все-таки в конечном итоге направляет в их работе, что является доминантой. Авторскую игрушку создают в основном художники, непосредственно с промыслом не связанные. С той или иной мерой приближенности они иногда используют стилистику какого-то промысла, известного своей глиняной игрушкой, но в ее историю и специфику производства, как правило, не вникают. Ими руководят собственные идеи и художественные представления. В результате рождается новый образ, на народную игрушку одновременно похожий и непохожий, в котором четко определяется индивидуальное начало. Провести границу в этом случае бывает непросто, но говорить о размытости ее всё же не приходится.

Сложнее ситуация, когда авторская игрушка появляется на базе самого промысла и создающий ее мастер считает для себя возможным выход за пределы дозволенного общими правилами. Личностное и здесь явно выходит за рамки

нормы, хотя связь с традиционным не разрывается полностью. Интересным примером такого искусства, как нам кажется, могут быть поздние работы Людмилы Николаевны Докиной, известной дымковской мастерицы. Ее «Пушкинская серия» — в большей степени все-таки авторская работа, мало похожая на характерные игрушки Дымкова. Выполненные ею композиции на сюжеты из жизни самого поэта в целом остаются в традициях этого промысла, но содержательно образы намного сложнее. Группа, представляющая Пушкина, сидящего с Натальей Николаевной на скамье под цветущими деревьями, действительно очень похожа на типичную дымковскую «парочку», но персонажи выглядят необычно: они и гротескные, и сказочные одновременно. Пушкин у Докиной сам как будто неожиданно попадает в мир любимых им сказок и сказочных образов. Это, конечно, очень индивидуальный, личностный подход, а тема для промысла несвойственная.

Молодые люди, недавно занимающиеся на промыслах и стремящиеся проявить себя, тоже порой начинают склоняться к авторскому направлению. Они отходят от традиции, но кончается это чаще всего эклектичными и малоинтересными решениями. Такие молодые мастера есть и будут. Они встречаются и в дымковском, и в каргопольском промысле, в той его части, которая относится к объединению «Беломорские узоры».

Примерно в таком же пограничном положении между авторской и традиционной народной глиняной игрушками находятся и произведения художников, которые работают над возрождением уже угасших, но когда-то активно действовавших народных промыслов. Опираясь на археологические находки, свидетельства местных жителей и работы еще оставшихся в живых художников-энтузиастов, когда-то работавших на промысле, они стараются наладить прежнее производство. Создаваемые ими образцы реанимированного промысла, кажется, документально точны, но едва ли эти художники полностью добиваются желаемого. Хотя художественную ценность можно проверить только временем. Конечно, такую игрушку нельзя безоговорочно назвать народной и традиционной, скорее, она также должна быть определена как авторская, близкая народной и повторяющая ее. Граница и в самом деле здесь размыта. Таких возрожденных игрушечных промыслов в наши дни довольно много — не один и не два. Это воронежская и старооскольская глиняные игрушки, орловская игрушка в Плешко-ве и Чернышине, суджанская и кожлинская в Курской области, солецкая в Новгородской области.

В качестве примера можно рассмотреть образцы вновь появившейся воронежской глиняной игрушки. Галина Ивановна Арефьева, многие годы занимавшаяся воссозданием этого утраченного промысла, добилась немалых результатов. Нарядные, с большим вкусом орнаментально оформленные, органичные в пластическом решении, новые воронежские игрушки могут быть и очень близки к оригиналам. Красивы фигурки зверей и птиц, женские изображения. Правда, иногда они очень напоминают липецкие (известные игрушки из романовского промысла), но связь между двумя этими старыми игрушечными центрами подтверждается разными документальными материалами. Очень хочется назвать воронежскую возрожденную игрушку народной традиционной, но справедливости ради следует все-таки остановиться на определении «авторская» в традициях старого воронежского промысла.

К разряду авторской игрушки принадлежит и современная московская игрушка-скульптура, получившая название «Перовская мурава», потому что родилась

в Центре детского и юношеского творчества в московском районе Перово. В художественном отношении это явление очень интересное. Создаваемая здесь под руководством Галины Алексеевны Алёшиной и Ольги Николаевны Шемягиной игрушка-скульптура выполняется с использованием тех образов, которые запечатлены на подлинных московских поливных (муравленых) изразцах XVII в. Эти всадники, львы, грифоны, китоврасы, олени и другие фигурки с максимальной точностью, но в творческой интерпретации (поскольку переведены из рельефного изображения в объемное) повторяют замечательные образы XVII в., делая их произведениями современного искусства декоративной пластики. Образы этой скульптуры-игрушки удивляют выразительностью своих решений и красотой цветной (в основном зеленой) поливы, использующей в сочетании и старые, и новые технологии. Вопроса, авторские это изделия или традиционные, в данном случае обычно не возникает, хотя сходство удивительное.

Авторскими работами являются и реконструкции, точно повторяющие уже не изображения на изразцах XVII в., а настоящую московскую глиняную игрушку этого времени. Она может быть ангобированной расписной или нерасписной, сохраняющей тон природной глины. Эти образы, реконструированные с большим мастерством Сергеем Александровичем Сидоровым, тоже поражают своей подлинностью и вкусом, изобретательностью в технике исполнения, но и они только предельно приближены к подлинникам московского гончарства. Это тоже авторская игрушка.

Завершающим примером современной авторской глиняной игрушки может быть еще одно художественное явление наших дней — тверская расписная ново-торжская игрушка. Она появилась в конце 1970-х гг., и природа ее особая: ее трудно с чем-либо сравнивать. В Торжке издавна занимались гончарством, но промысла, сосредоточенного только на изготовлении глиняной игрушки, не было. Авторские разработки Галины Алексеевны Климовской возникли в связи с созданием специализированного цеха на местном заводе керамических изделий. Согласно рекомендациям сотрудников Научно-исследовательского института художественной промышленности, начались работы по внедрению в производство экспериментальной глиняной игрушки. Она была создана творческими усилиями целого ряда людей. Аналогий ей ни в формах, ни в технологии и приемах росписи не было. Свой оригинальный стиль здесь сконструировали, стараясь быть ближе к фольклорным образам и формам, никого при этом не повторяя.

Идеи, которые в этот период проводились в жизнь, были связаны с переходом к совсем другой, промышленной ориентации производственного процесса. То, что было создано в Торжке, отражало эту направленность. Игрушка, которую изобрели здесь в конце 1970-х гг., и современная новоторжская игрушка очень отличаются друг от друга. Трудности были большие: нужно было преодолевать опасность серийности и механического тиражирования, которые чужды народной игрушке. Современная новоторжская игрушка теперь во многом усовершенствована и действительно более приближена к образцам народной игрушки. Вложен большой труд и старания по корректировке некоторых ее особенностей в прошлом. В настоящее время она уже имеет определенный художественный стиль, хотя и искусственно возникший. Наверное, это самый сложный пример современной авторской глиняной игрушки, но она существует и продолжает развиваться трудами работающих на этом производстве.

Еще одно направление в современной глиняной игрушке — самодеятельная игрушка. Из названия понятно, что эти изделия связаны с самодеятельным, не-

профессиональным творческим процессом. Ее изготавливают в разных местах, в основном дети, однако и многих взрослых, обратившихся к творчеству, также увлекает этот процесс.

Трудность заключается в том, чтобы разграничить то, что можно назвать игрушкой, и то, что может служить в игре, но использоваться и как произведение мелкой декоративной пластики. Дети и взрослые с удовольствием делают из глины свои произвольные, не подчиненные никаким правилам и стилю небольшие фигурки. Какая-то часть из них ориентирована на конкретные образцы народной игрушки, другая в общем отражает разные впечатления от увиденного (на природе, дома, в цирке, зоопарке, на выставке). Это тоже будут звери, птицы, небольшие композиции с человеческими фигурками. Бывает так, что созданные детьми или взрослыми глиняные фигурки-игрушки сильно приближаются по своим формам и даже по восприятию к формам и образам, фольклорным по происхождению. И такой случай — большая удача. Главное — это чувство материала и острота видения, а этим многие дети наделены. Эти качества можно развивать и на специальных занятиях в студиях и кружках, а теперь еще и в школе, где введен в программу урок, знакомящий с народной культурой и разными видами художественных ремесел.

К сожалению, в наше время слишком большое влияние имеет массовая культура и образы, ею насаждаемые. Однако этому можно противостоять педагогическими средствами: с помощью образовательных и воспитательных программ внешкольных занятий. Знакомство с произведениями народной традиционной игрушки иногда заканчивается копированием конкретных образцов любимой всеми дымковской, каргопольской, абашевской игрушки, но этот путь представляется малопродуктивным, если к нему ничего не добавляется. Интересны, например, опыты издания небольших альбомов для раскрашивания и орнаментирования образцов народной игрушки, которые выпускались на некоторых промыслах (например, в Каргополе). В них представлены основные типы изделий промысла или конкретного мастера (в Каргополе это игрушки У. И. Бабкиной), а от ребенка требуется самостоятельно довести работу до конца, применяя свои знания.

Можно сделать вывод, что самодеятельная игрушка — направление интересное, несмотря на свои сложности, и, конечно, имеющее право на существование. Здесь много работы и вместе с тем много возможностей. Однако и авторская, и самодеятельная игрушки в той или иной степени опираются на художественную традицию, без которой не существовало бы народного промысла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.