Научная статья на тему 'Современная территориальная организация высшего образования России'

Современная территориальная организация высшего образования России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
461
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / РОССИЯ / RUSSIA / АНАЛИЗ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / TERRITORIAL ORGANISATION ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Присяжный Михаил Юрьевич

Современная территориальная организация высшего образования России. В статье дается определение классического университета, дан анализ классических университетов Российской Федерации по времени основания и территориальному размещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern Territorial Organisation of Higher Education in Russia. The definition of the classical university is presented. The analysis of classical universities in the Russian Federation by the establishment date and territorial location is given.

Текст научной работы на тему «Современная территориальная организация высшего образования России»

М. Ю. ПРИСЯЖНЫЙ

СОВРЕМЕННАЯ

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Ключевые слова: высшее образование, Россия, анализ территориальной организации

Key words: higher education, Russia, territorial organisation analysis

Важным достижением региональной политики в сфере высшего образования в советский период стал тот факт, что в 1990 г. во всех республиках, краях и областях РСФСР функционировали высшие учебные заведения. Высшая школа стала обязательным элементом территориальных социально-экономических систем первого порядка, однако, как правило, отставала от развития хозяйственного комплекса.

После распада СССР России досталась мощная база высших учебных заведений. Несмотря на экономические, социальные и политические трудности, система высшего образования России не только сохранилась, но и значительно увеличилась. Если в начале 90-х гг. ХХ в. в России было около 600 вузов, то в начале XXI в. их количество превысило 1 000. Это связано с тем, что появился негосударственный сектор высшего образования, начали открываться негосударственные вузы. Существенно увеличилась (почти в 3 раза) численность студентов на 10 тыс. населения. Массовая «университезация» высших учебных заведений в начале 90-х гг. ХХ в. привела к размыванию понятия «университет», вызвала необходимость выделения «классического» университета из общей совокупности вузов.

Университет как высшее учебное заведение, деятельность которого направлена на развитие образования, науки и культуры, складывался в средневековой Европе. Изначально воз-

ПРИСЯЖНЫЙ Михаил Юрьевич, заведующий кафедрой североведения Северо-Восточного федерального университета, кандидат географических наук, доцент (г. Якутск).

никли две модели университетского образования: немецкая исследовательская и английская интеллектуальная. Целями «исследовательского» подхода являются единство обучения и исследования, автономия, академическая свобода в поиске и обучении, включение университета в общественную жизнь, поддержание его целостности. Цели «интеллектуального» университета — развитие интеллекта посредством обучения, формирование общей культуры и гражданственности, расширение знаний, поддержание стандартов истины, свободы и демократии. Позже американская модель университета совместит в себе эти модели, а также сервисную функцию университетской корпорации в ответ на потребности среды.

Россия позже большинства европейских государств осознала необходимость создания специальных высших профессиональных учебных заведений и позже других стран приступила к созданию государственной системы высшего образования. К моменту появления в начале XVIII в. первого российского академического университета в Европе насчитывалось уже около 100 университетов.

В исторической науке существуют две различные точки зрения на появление первого университета в России. Одни историографы (А. И. Аврус, Е. С. Кулябко, Ю. Д. Марголис, Л. С. Семенова) датируют его появление в Санкт-Петербурге в 1724 г. (Академический университет), вторые (А. Ю. Андреева, Ю. П. Господарик, В. Ф. Хотеенков и др.) — в Москве в 1755 г. (Московский университет).

В основу развития первых российских университетов положены основные принципы модели германского исследовательского университета В. Гумбольдта (фундаментальность образования, академическая свобода в преподавании и исследовании, обучение через исследование, отказ от утилитарного знания и господства эмпирической науки, автономность образовательного учреждения, господство гуманитарного знания). С момента появления первых университетов стала складываться университетская система России, при этом многие черты европейского образования не были развиты, так как российские университеты не имели признака автономности и постоянно находились под влиянием государства, сильной централизованной власти, что не позволяло реализовать принцип автономии, академических свобод. Одним из факторов, обусловивших формирование

модели отечественного университета, считают ее религиозно-культурные основания: православная ветвь христианства не способствовала рационализации жизнедеятельности общества, формированию ценностей индивидуализма.

Первые университеты создавались в учебных округах с целью развития региона и создания единого образовательного пространства. Они были ориентированы на удовлетворение потребностей региона и страны в высококвалифицированных специалистах с высоким уровнем культуры и эрудиции. В дореволюционной России университетское образование в основном было элитарным. К 1917 г. сложилась отечественная университетская система, воспринявшая многие черты немецких и французских университетов. Российские университеты давали глубокие знания в области фундаментальных наук, профессора читали авторские курсы, специализация вводилась на старших курсах, существовала тесная связь с академической наукой, предъявлялись высокие требования к магистерским и докторским диссертациям и т. п. Этот период обозначен значительными достижениями университетов России, формированием их авторитета в стране.

В 20-х гг. ХХ в. произошли существенные изменения: были ликвидированы гуманитарные факультеты и кафедры, преподавание философии заменено изучением партийной идеологии, многие университеты были раздроблены на более мелкие учебные заведения, высшее образование стало более профессионально ориентированным за счет введения узкоспециализированных специальностей и курсов обучения. Исчезал классический университет с набором характеристик этого учебного заведения. Образование стало более реальным. В конце 30-х гг. в университет возвращается наука, восстанавливаются черты классического образования. В начале 60-х гг., в период либерализации жизни общества, признается роль научного предназначения университетов, а к 70-м гг. они стали носить характер исследовательских центров. В 50—70-е гг. наблюдается тенденция трансформации педагогических институтов в классические университеты, что было обусловлено развитием научно-технической революции и новыми требованиями к уровню и числу подготовки специалистов1. В начале 70-х гг. организуется Совет университетов, уполномоченный способствовать повышению роли университетов в системе

высшего образования2. В 2000-х гг. в РФ функционирует уже около 1 400 образовательных учреждений, реализующих программы высшего образования. Университеты составляют 28,0 % от общего количества высших учебных заведений, институты — 57,7 %, академии — 14,3 %. Государственная система высшего образования представляет собой следующую структуру: университеты — 52,5 %, академии — 25,2 %, институты — 22,3 %. В негосударственном секторе 95,2 % вузов имеют статус института, 2,8 % — академии, 2,0 % — университета. Кроме того, в РФ функционирует более двух тысяч филиалов государственных (1 317) и негосударственных (719) вузов3.

Анализ программ, реализуемых в филиалах высших учебных заведений, показывает, что наиболее часто там представлены экономические, педагогические и гуманитарные специальности. Экономические специальности составляют более 40,0 % (обучаются 46,5 % студентов филиалов), педагогические — 17,2 % (доля студентов составляет 23,8 %)4.

Понятие «классический университет» ввел съезд Евразийской ассоциации университетов (ЕАУ) в 1991 г., а в 1997 г. оно было легализовано в связи с его определением как «высшего учебного заведения, осуществляющего образовательную и фундаментальную научно-исследовательскую деятельность в системе естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний»5. Наиболее значимыми характеристиками «образцового» классического университета являются фундаментальность образования, обучение через исследование, свобода преподавания и учения, наличие автономии и широкого самоуправления, важная роль в развитии просветительской и культурной жизни региона и др. Основной составляющей университетского образования также является гражданская и гуманитарная идеология, направленная на преодоление бюрократической или корпоративной логики, различных оттенков национализма и технократического профессионализма.

К качественным критериям относятся возможность вести обучение на всех ступенях образовательного процесса; длительное сотрудничество с учреждениями науки; наличие в составе вуза учебно-научных центров и комплексов, НИИ, уникальных учебных и научных подразделений, научно-педагогических школ, магистратуры; выполнение вузом функций

регионального научно-методического центра, воспитательной и культурно-просветительской работы в вузе и регионе. Количественные критерии — срок функционирования вуза как классического университета, наличие библиотечного фонда более 1 млн экземпляров и др.

Таким образом, под образцовым классическим университетом можно понимать высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку в системе естественно-научных, гуманитарных и социально-экономических областей знаний, ведущее фундаментальную научно-исследовательскую деятельность, воспитательную и культурно-просветительскую работу в вузе и регионе, а также выполняющее функции учебно-методического, информационного центра и центра международного сотрудничества.

Российские традиции сильного государства, неразвитости правовых начал, демократичности несколько умалили значение университета как самостоятельного и независимого образовательного центра, но не смогли сдержать появления научной традиции6.

На территории России в базе данных «Вузы России» зарегистрирован 91 классический университет7. Все они были основаны в разные исторические периоды развития страны. В период до 1917 г. основаны 12 вузов: в XVIII в. — Санкт-Петербургский государственный университет (1724 г.) и Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (1755 г.). В течение XIX в. основаны 4 вуза, и еще 6 вузов появились в начале XX в. Из 12 вузов дореволюционной России только два университета находились вне европейской части страны. Это Томский государственный университет (1878 г.) и Дальневосточный государственный университет (1899 г.). Основная подготовка специалистов с высшим образованием была в центре страны. Сибирь и Дальний Восток в тот период были отсталыми в экономическом отношении и особо не нуждались в местных высококвалифицированных кадрах.

В период советской власти было основано большинство вузов, имеющих в данный момент статус классического университета (61 вуз). Из них до Великой Отечественной войны вузовский, а позднее университетский, статус обрели 24 вуза, а после нее — 35. Удивительно, что даже в тяжелейшие годы войны развитие высшего образования

не стояло на месте. Было образовано два вуза в 1943 г.: Южно-Уральский государственный университет (в настоящее время он является одним из крупнейших университетов страны) и Пензенский государственный университет. Их открытие связано с эвакуацией в более безопасные районы научных материалов и оборудования университетов. Из 61 вуза 18 были основаны в Сибири и на Дальнем Востоке. Это свидетельствует о возросшей потребности в высококвалифицированных специалистах в связи с промышленным освоением этих территорий.

После 1991 г. появились еще 18 образовательных учреждений, которые признаются экспертами классическими университетами. При этом 4 из них открылись в национальных республиках, а 2 — в автономном округе. Основанием для их открытия, вероятно, было возрождение национального самосознания проживающих там народов.

Из 91 вуза с момента основания имели статус классического 56 образовательных учреждений, остальные получили его позже. Один вуз получил этот статус в период царской России, 11 — в советский период, 23 — в постперестроечное время.

Следует отметить, что распределение классических университетов по территории страны, как и других видов высших учебных заведений, отнюдь не равномерно. Наибольшее количество классических университетов (18) находится в Центральном экономическом районе. Лидером по количеству университетов здесь и в масштабе всей страны является Москва (8 университетов). Во всех субъектах этого района, кроме Смоленской области, имеются классические университеты. Район является лидером по количеству университетов, во-первых, благодаря тому, что на его территории находится г. Москва, старейший центр высшего образования России; во-вторых, в связи с тем, что район занимает первое место по количеству субъектов Федерации. В настоящее время явная тенденция образовательной политики России такова, что каждый субъект Федерации должен иметь классический университет8.

Второе и третье место разделили Северо-Кавказский и Уральский экономические районы, в каждом из которых есть по 10 классических университетов. Северо-Кавказский экономический район занял это место, так как в его со-

став входят десять регионов, семь из которых — национальные республики, и во всех из них есть университет. В Уральском экономическом районе, кроме семи регионов, в которых есть университеты, находятся мощные образовательные центры — Екатеринбург и Челябинск, в которых действуют по 2 университета. Кроме того, университет имеется в таком крупном городе, как, например, Магнитогорск (Челябинская область). В Челябинской области находятся три классических университета, в Свердловской — два, в остальных субъектах Урала — по одному.

Четвертое и пятое место разделили Западно-Сибирский и Поволжский экономические районы, имеющие по 9 классических университетов. В Западно-Сибирском экономическом районе из девяти субъектов университет отсутствует только в Ямало-Ненецком автономном округе, зато в Ханты-Мансийском есть два классических университета. Это вызвано вполне понятными причинами: на территории округа проживает небольшое по численности население, нет крупных городов, поэтому открывать там университет пока нет необходимости. В Поволжский экономический район входят восемь субъектов Федерации, в семи из которых есть по одному университету. Только в Самарской области (в городах Самара и Тольятти) работают два университета.

На шестом месте находится Дальневосточный экономический район, в котором из десяти субъектов классических университетов нет в трех. Это Еврейская автономная область, Чукотский и Корякский автономные округа. Отсутствие здесь университетов вызвано теми же причинами, что и в Ямало-Ненецком автономном округе. На Дальнем Востоке и в Приморском крае есть два классических университета, и оба они находятся во Владивостоке.

На седьмом месте по количеству классических университетов находится Восточно-Сибирский экономический район (7 образовательных учреждений). Нет классических университетов в Усть-Ордынском и Агинском Бурятском автономных округах. В Иркутской области (в Иркутске и Братске) находятся два таких университета.

На восьмом месте стоит Волго-Вятский экономический район, в пяти субъектах которого находятся 6 классических университетов. Два университета расположены в Кировской области (г. Киров).

Девятое и десятое место делят между собой Северо-Западный и Центрально-Черноземный экономические районы с десятью классическими университетами на двоих. В СевероЗападном экономическом районе из четырех субъектов РФ нет университета в Псковской области. В г. Санкт-Петербурге их два. В Центрально-Черноземном экономическом районе во всех пяти субъектах РФ есть по одному классическому университету, причем в Липецкой области — в г. Елецке.

На последнем, одиннадцатом, месте находится Северный экономический район с четырьмя классическими университетами. Из шести субъектов РФ этого района нет классических университетов в Мурманской области и Ненецком автономном округе. Эти субъекты находятся практически на Крайнем Севере, в суровых климатических условиях, и там проживает относительно малочисленное население. Открытие там классических университетов пока не представляется целесообразным.

Таким образом, из всех субъектов РФ лишь в одиннадцати нет классических университетов. Это 4 области (Мурманская, Псковская, Калужская и Смоленская), автономная область (Еврейская), 6 автономных округов (Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Усть-Ордынский, Агинский Бурятский, Чукотский и Корякский). Из семидесяти пяти субъектов Федерации, где есть классические университеты, более одного имеют г. Москва — 7, Челябинская область — 3, г. Санкт-Петербург — 2, Кировская область — 2, Самарская область — 2, Свердловская область — 2, Иркутская область — 2, Приморский край — 2, Ханты-Мансийский автономный округ — 2.

Таким образом, в России функционирует 91 классический университет, в которых представлена огромная палитра основных образовательных программ по всем группам специальностей. Что касается размещения классических университетов, то они расположены в 75 субъектах РФ. По мере того, как будет проводиться государственное регулирование качества подготовки в вузах страны, роль классических университетов будет более весомой. Подтверждением этому стали процессы формирования сети ведущих вузов страны (национальных, федеральных и исследовательских), происходящие в течение 5—6 последних лет. Однако характер этих изменений и их влияние на развитие страны и регионов пока оценить сложно.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: Татур Ю.Г. Высшее образование в России в ХХ веке // Высшее образование в России. 1994. С. 140—155.

2 См.: Высшая школа России: состояние и проблемы развития. М.: НИИВО, 1993. 84 с.

3 См.: Антипин Е.В., Курчатов Е.А., Присяжный М.Ю. Общая структура и характеристика высшего образования России // Региональные исследования системы образования. Вып. 1. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2006. 27 с.

4 См.: Государственная аккредитация учреждений высшего, среднего и дополнительного профессионального образования: аналит. отчет. М.: Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, 2006. 192 с.

5 Ерофеев Д.Ф. Развитие современных классических университетов в России в контексте Болонского процесса (педагогический аспект): авто-реф. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 23 с.

6 См.: Университеты России: проблемы регионализации. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1994. 189 с.

7 См.: База данных Росаккредагентства. Справочник «Все вузы России». URL: abi-tur.nica.ru (дата обращения: 15.06.2011).

8 См.: Антипин Е.В., Курчатов Е.А., Присяжный М.Ю. Классические университеты в системе высшего профессионального образования России // Региональные исследования системы образования. Вып. 2. Якутск: Изд-во ЯГУ, 2007. 72 с.

Поступила 20.06.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.