Научная статья на тему 'Классические университеты как база формирования федеральных и национальных исследовательских университетов'

Классические университеты как база формирования федеральных и национальных исследовательских университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
965
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / ИНТЕГРАЦИЯ / NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES / FEDERAL UNIVERSITIES / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чупрунов Евгений Владимирович, Гурбатов Сергей Николаевич

Обсуждается роль классических университетов как базы для формирования федеральных и национальных исследовательских университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чупрунов Евгений Владимирович, Гурбатов Сергей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Classical universities as a base of federal and national research universities

The role of classical universities as a base for federal and national research universities using the example of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is discussed.

Текст научной работы на тему «Классические университеты как база формирования федеральных и национальных исследовательских университетов»

Классические университеты кк чупрунов, профессор, как база формирования

ректор , г г

С.Н. гурбатов, профессор, федеральных и национальных проректор исследовательских

университетов

Обсуждается роль классических университетов как базы для формирования федеральных и национальных исследовательских университетов.

Ключевые слова: национальный исследовательский университет., федеральный университет, интеграция.

В стране активно идет процесс формирования сети научных и образовательных центров, объединяющей федеральные университеты, исследовательские вузы, а также крупнейшие университеты. Ведущие вузы страны стараются войти в нее и разрабатывают проекты (модели) своего участия. Если для специализированных вузов естественной является модель национального исследовательского университета, то для классических университетов возможны оба пути развития - и как федерального университета, и как национального исследовательского университета. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) подготовил концепцию создания Федерального университета на своей базе и в то же время готов участвовать в конкурсе на присвоение статуса национального исследовательского университета.

В выступлении заместителя министра образования и науки Российской Федерации А.В. Хлунова на собрании научно-педагогической общественности (Белгород, 26-27 ноября 2008 г.) было подчеркнуто, что федеральный университет - это высшее учебное заведение, которое создается по геополитическим соображениям, и основной его миссией является формирова-

ние кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития региона. Необходимыми чертами «национального исследовательского университета» являются генерация знаний и проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; эффективная система подготовки и переподготовки кадров для высокотехнологичных секторов экономики; высокая степень интеграции науки и образования; международное признание научной и образовательной деятельности; наличие инновационного пояса; эффективная система коммерциализации научных результатов [1].

Согласно Федеральному закону (№ 87129-5) «категория «национальный исследовательский университет»

устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий. Положение о конкурсном отборе программ развития университетов (в том числе порядок и условия их финансирования) утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень показателей, критерии и периодичность оценки эффективности реализации таких программ устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Детальное обсуждение широкого спектра соответствующих проблем состоялось 12 декабря 2008 г. на круглом столе «Национальные исследовательские университеты: вопросы формирования и развития сети» [2], где выступили руководители Министерства образования и науки, руководители вузов, представители РАН. В ходе дискуссии был проанализирован зарубежный опыт формирования системы исследовательских университетов. Отмечалось, что в рамках нацпроекта «Образование» (2006-2008 гг.) впервые была предпринята попытка выявить и поддержать лидеров высшей школы. Логичным продолжением нацпроекта в 2009 г. должен стать конкурс национальных исследовательских университетов, который сулит победителям не только высокий статус, но и серьёзную финансовую поддержку.

Естественно предположить, что классический университет может реально претендовать на роль федерального университета, если он соответ-

ствует подавляющему большинству критериев национального исследовательского университета. В то же время его создание должно опираться на научный и промышленный потенциал региона [3, 4].

Предлагаемая ННГУ модель развития - интеграция на основе сетевого взаимодействия - позволит обеспечить высокий уровень подготовки специалистов и научных исследований за счет объединения потенциала университета, институтов Академии наук, отраслевых НИИ, других вузов региона и крупных работодателей-партнеров.

В настоящей статье на примере ННГУ обсуждаются возможные пути развития классического университета как федерального университета и как национального исследовательского университета.

Нижегородский университет как классический исследовательский университет

Идея развития образования на базе научных исследований, сформулированная основателем Берлинского университета Вильгельмом фон Гумбольдтом, была одним из руководящих принципов деятельности первых российс-

ких университетов, учрежденных в XVIII - начале XX вв. Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, открытый 17 января 1916 г. как один из трех Народных университетов России, стал первым высшим учебным заведением в Нижнем Новгороде.

Позднее по решению Губисполко-ма Нижнего Новгорода от 28 марта 1918 г. была проведена реорганизация нижегородских высших учебных заведений. Народный университет был объединен с действующими с 1917 г. Высшими сельскохозяйственными курсами и бывшим Варшавским (с 1 сентября 1917 г. - Нижегородским) политехническим институтом.

25 июня 1918 г. СНК РСФСР утвердил декрет об образовании государственного университета в Нижнем Новгороде. История создания и становления ННГУ подробно прослежена в книге А.Ф.Хохлова [5]. К началу 1918/19 учебного года в университете было открыто 11 факультетов. В том же году с целью создания так называемой «говорящей газеты» была образована Нижегородская радиолаборатория, в которой работали ученые с мировым именем: профессор М.А. Бонч-Бруевич, В.К. Лебединский, О.В. Лосев. Они же преподавали в Нижегородском государственном университете.

Конец 20-х и начало 30-х годов ознаменованы проведением в стране индустриализации и коллективизации. Для промышленных предприятий и колхозов требовалось большое количество специалистов нового типа. Поэтому Наркомпрос совместно с местными органами власти приступил к реорганизации высшей школы. Был взят курс на создание специализированных вузов, в первую очередь - технических. Этот процесс затронул и Нижегородский университет: было закрыто несколько факультетов, в том числе в 1922 г. -физико-математический. А в мае 1930 г.

университет был расформирован. На базе имеющихся факультетов были созданы шесть учебных институтов: механико-машиностроительный, химико-технологический, строительный,сель-скохозяйственный, медицинский, педагогический. Эти вузы были ориентированы в основном на подготовку узких специалистов.

Под давлением общественности города в 1931 г. Правительство принимает решение о повторном открытии Нижегородского университета, организация которого практически начинается с нуля. По постановлению Совнаркома СССР осенью 1931 г. в г. Горьком был вновь открыт университет. В его состав входили три факультета: физико-математический, биологический и химический. Фактически именно с этого времени и начинается новый этап в развитии университета как научного, образовательного и культурного центра в регионе. Университет готовит физиков, биологов, химиков, механиков, астрономов и математиков, обладающих глубокими фундаментальными знаниями. В то же время он ставит своей задачей дать выпускникам такую подготовку, которая позволяет им как приступить к работе в заводских лабораториях и научно-исследовательских институтах, так и преподавать в высшей и средней школе. Более тесная интеграция науки и образования начинается с 1932 г., когда университету передается Научно-исследовательский институт ГИФТИ (с 1990 г. - НИФТИ); в его лабораториях студенты проходят производственную практику и готовятся к самостоятельной научной деятельности.

Последующее научно-техническое развитие в условиях плановой экономики, ограниченности ресурсов и исторической необходимости быстрого достижения успеха по ограниченному спектру главных направлений привели к определенной специализации и ве-

домственной разобщенности образования и науки. Считалось, что вузы должны только учить, а наука должна развиваться только в научно-исследовательских институтах. Соответственно, финансирование отраслевой и академической науки в разы, и даже на порядки, превышало финансирование вузовской науки. При этом ученым из НИИ было запрещено совместительство в вузах. Тем не менее можно привести многие примеры, когда вузовскому и академическому сообществу удавалось поддерживать тесное сотрудничество. В частности, эту связь удалось сохранить и в г. Горьком. По мере расширения спектра важнейших направлений науки и промышленности, формирования их сложных взаимосвязей и повышения требований к кадровому обеспечению стали формироваться новые государственные подходы к укреплению научно-образовательного сотрудничества.

Очевидно, что широкообразованному специалисту необходимы не только глубокие теоретические знания, но и опыт проведения исследований. Особенно это важно для пограничных, междисциплинарных областей науки и техники. Так, после Великой Отечественной войны возникла необходимость в подготовке специалистов для радиолокационной промышленности, проблемы которой не могли по отдельности решить ни радиотехники, ни физики. Для успешного развития радиолокационной техники потребовались физики-теоретики, обладающие в то же время необходимой инженерной подготовкой. И основной базой для подготовки таких специалистов стали классические университеты. Именно в них начали создаваться радиофизические факультеты, отделения и кафедры. Первым из них стал радиофизический факультет Горьковского университета, созданный Постановлением СНК от 29 июня 1945 г. [6]. Немаловажную

роль при его организации сыграло наличие в структуре университета научно-исследовательского физико-технического института, в котором велись исследовательские работы по радиофизике. И снова возник вопрос: кого должны готовить вузы - широкообразованных исследователей или узких специалистов? В 1947 г. было проведено I Всесоюзное совещание работников радиотехнических, радиолокационных, электровакуумных и технологических факультетов и кафедр высших учебных заведений. В пленарном докладе инженер, вице-адмирал, академик А.И. Берг (именно в такой последовательности Аксель Иванович перечислил в статье свои звания и титулы) подчеркнул, что «недооценка роли и значения научно-исследовательской работы в вузах является первой ошибкой, которая иногда допускается» [7].

Позже, в 60-е годы, когда стала очевидной необходимость в специалистах по развитию приложений вычислительной техники, в Горьковском университете был открыт первый в стране факультет вычислительной математики и кибернетики. При этом учитывалось, что в университете имеются как высококвалифицированные кадры, так и опыт работы с вычислительной техникой. Именно в Горьковском университете была создана первая в СССР последовательная электронная вычислительная машина («Машина ГИФТИ»).

В течение многих лет Горький был закрытым городом, и университет был ориентирован в основном на оборонно-промышленный комплекс. Тем не менее впоследствии он смог быстро адаптироваться к новым условиям и развить как гуманитарную часть университетского комплекса, так и международное вузовское сотрудничество. Программы ННГУ в области трансфера знаний, обеспечения качества образования, сертификации результатов обучения дипломами западных универ-

ситетов, совершенствования университетского управления, выдачи европейского приложения к диплому и другие получили международное признание. Образовательные программы «Российско-Французский университет» и «Российско-Итальянский университет» действуют уже более десяти лет. ННГУ выиграл 16 грантов по престижной европейской образовательной программе Темпус-ТАСИС. Значительный масштаб приобрело образовательное и научное сотрудничество ННГУ с новыми российскими компаниями, представляющими известные западные фирмы (Intel, IBM, Microsoft, Motorola, National Instruments и др.). На конгрессе по супервычислениям, прошедшем в США в 2005 г., руководитель Microsoft назвал Нижегородский университет в числе 10 университетов мира, с которыми активно сотрудничает эта компания. Сотрудниками вуза получен один из четырех (для Европы) грантов, выделенных компанией IBM на проведение исследований в области параллельных вычислений. Компания Intel в целях развития совместной учебно-научной деятельности передала ННГУ первый в Европе класс на основе двухъядерных процессоров. В 2006 г. руководитель корпорации Intel вручил ректору университета почетный диплом «В признание выдающегося вклада в подготовку кадров высшей квалификации в области информационных технологий» (всего таким дипломом награждены три российских вуза).

Инновационная образовательная программа

ИОП ННГУ «Образовательно-научный центр «Информационно-телекоммуникационные системы: физические основы и математическое обеспечение» вошла в число победителей конкурса, проведенного в 2006 г. в рамках Приоритетного национального проекта

«Образование». Формирование ИОП определялось как сложившейся в ННГУ успешной учебно-научной работой по широкому кругу направлений, обозначаемому сегодня как информационно-телекоммуникационные системы, так и многолетней традицией интеграции с академическими и отраслевыми научными структурами [8-10].

Программа охватывает всю цепочку информационных технологий - от создания материалов и отдельных компонентов до стадии практической реализации - и включает такие направления, как физика и химия материалов (из которых производятся компьютеры), системы связи, физические основы приборов (которые используются в информационных технологиях), математическое и программное обеспечение, применение информационных технологий в разных областях - физике, химии, биологии.

Успешно реализуемая в ННГУ программа имеет государственную значимость. На заседании Президиума Государственного Совета России, проходившем в Нижнем Новгороде 16 февраля 2006 г., и на предшествовавшей ему встрече Президента России В.В. Путина с научной общественностью отмечалось, что «вектор мировой конкуренции сейчас переместился в сектор создания программного обеспечения. И это - большой шанс для России, выпускающей высококлассных специалистов в области прикладной математики и программирования».

На тех же совещаниях акцентировалась и региональная значимость подготовки кадров в области информационных технологий. В своем выступлении губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев подчеркнул: «Информационные и телекоммуникационные технологии на нижегородской земле имеют глубокие корни, и мы очень бережно и даже трепетно относимся к этому опыту, стараясь его развивать в

современных условиях. ...Ежегодно институты Нижнего Новгорода выпускают более тысячи специалистов по информационным технологиям высочайшей квалификации. Однако динамика развития сектора информационных технологий в экономике региона требует увеличения количества выпускников. Кадры сегодня являются критическим звеном развития информационных технологий. И именно поэтому, изучая наши планы, мировые лидеры по производству информационных технологий стремятся в Нижний Новгород. Например, за пять лет количество специалистов в нижегородском офисе корпорации Intel увеличилось со 120 до 600 человек».

Предлагаемое инновационной программой направление подготовки кадров и проведения научных исследований относится к числу приоритетных направлений развития Нижегородской области. Правительство Нижегородской области 21 марта 2006 г. утвердило Стратегию развития региона до 2020 г. В первую группу приоритетов вошли научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение.

Реализация ИОП позволила университету оснастить высококлассным и в том числе уникальным исследовательским и технологическим оборудованием и современными математическими средствами все направления, составляющие комплекс ННГУ в области ин-формационно-телекоммуникацион-ных систем. Организация лабораторной базы в форме тематических центров коллективного пользования обеспечивает возможность ее эффективного использования не только сотрудниками университета, но и партнерами ННГУ в регионе и в округе. Одновременно расширились возможности прохождения в ННГУ послевузовской целевой подготовки. В ходе реализа-

ции инновационной программы совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова и Томским государственным университетом ННГУ разработал проект ФГОС ВПО по направлению «Радиофизика», выиграв лот открытого конкурса Рособ-разования. Кроме того, Нижегородский госуниверситет принимал участие в подготовке проекта ФГОС по направлениям «Прикладная математика и информатика» и «Фундаментальная информатика и информационные технологии». Все это расширило масштабы подготовки кадров высокой квалификации, создало условия для ускоренного развития научно-педагогических школ в области информационных технологий и реальные предпосылки интенсивного развития опытных производств по разработке информационного, программного, аппаратного и технологического обеспечения, превосходящего зарубежные аналоги или не имеющего аналогов.

В 2007 г. университет организовал научно-учебный центр «Нанотехноло-гии» в рамках ФАИП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации». В числе научно-образовательных центров ННГУ и первый в России НОЦ Сканирующей зон-довой микроскопии, созданный в рамках российско-американской программы «Фундаментальные исследования и высшее образование» [11]. Таким образом, у Нижегородского университета есть все основания бороться за статус национального исследовательского университета.

Классический университет -центр сетевого взаимодействия в регионе

Нижегородский университет представляет собой сложную структуру, включающую 19 факультетов, 136 кафедр, 5 крупных научно-исследовательских институтов, научно-образовательные центры, институт аспирантуры и

докторантуры и систему диссертационных советов, а также центры коллективного пользования, инновационно-технологический центр, центр довузовской подготовки, факультет повышения квалификации. Научно-педагогическую работу ведут свыше 320 докторов наук и свыше 950 кандидатов наук, в том числе 19 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, 21 заслуженный деятель науки России, 16 заслуженных работников высшей школы, 33 лауреата Государственных премий, премий Правительства и премий Президента РФ, 91 Почетный работник высшей школы РФ. Средний возраст научно-педагогических сотрудников составляет 46 лет. В учебном процессе принимают участие руководители и члены 16 коллективов ведущих научных школ, победителей конкурса на соискание грантов Президента Российской Федерации.

Наряду с горизонтальными связями внутри университета все эти структуры и университет в целом имеют партнерские отношения со многими внешними организациями. ННГУ осуществляет взаимодействие с вузами региона и страны, органами государственной власти, институтами РАН, НИИ и высокотехнологичными предприятиями, школами. Министерством образования и науки РФ в университете создан Окружной ресурсный центр развития единой образовательной информационной среды (ЕОИС) Приволжского федерального округа. Вуз является координатором ряда международных программ. Примером является Российско-Французский университет на базе юридического и экономического факультетов ННГУ и переводческого факультета НГЛУ, где готовят юристов и экономистов со знанием двух иностранных языков. Сетевая интеграция университета позволяет построить цепочку «школа -университет - потребитель», которая

обеспечивает контроль качества каждого элемента и учитывает интересы потребителей. Важно отметить, что сетевая интеграция служит основой для реализации принципа «образование через всю жизнь», который позволяет мобильно решать вопросы подготовки кадров в динамично развивающемся обществе [12, 13].

Нижегородская область по своему научному потенциалу входит в число ведущих регионов России. По статистике Российского фонда фундаментальных исследований, Нижегородская область по числу грантов фонда занимает среди регионов пятое место сразу после Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Новосибирской областей. По числу ведущих научных школ, выигравших конкурс и получивших гранты Президента, область также входит в число лидеров. В 2008 г. такое признание получили 18 ведущих научных школ региона. На территории области расположены крупнейшие научные центры, занимающие лидирующие позиции в отечественной и мировой науке в фундаментальных исследованиях и прикладных работах. Именно в Нижегородской области находится Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ), крупнейший научный центр страны. Весьма важную роль в регионе играют нижегородские академические организации естественно-научного профиля: Институт прикладной физики, Институт физики микроструктур, Институт металлоорганической химии и Институт химии высокочистых веществ. Нижегородская наука достойно представлена в составе Российской академии наук: в академических и отраслевых научных организациях, вузах Нижегородской области работают 10 действительных членов и 14 членов-корреспондентов РАН. В декабре 2008 г. об-

щим собранием РАН принято решение об организации Нижегородского регионального научного центра Российской академии наук. Именно ННГУ является базовым вузом подготовки кадров для этого научного центра.

Для естественно-научных факультетов характерной является тесная связь с академическими институтами региона. Общим для научных академических учреждений Нижнего Новгорода является то, что все они изначально возникли на базе учебно-научных подразделений Нижегородского университета; их организацию инициировали ведущие ученые, сохранявшие единство научной проблематики и общность производственных отношений с университетом. Интеграционные процессы между Нижегородским университетом и нижегородской академической наукой никогда не ослабевали и не прекращались, находя свое выражение в конкретных формах научно-образовательной деятельности. В рамках федеральной целевой программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки » с участием Нижегородского госуниверситета в 1997 г. было создано шесть учебно-научных центров по физике, радиофизике, химии, механике, информационным технологиям. В 2000 г. на основе этих центров был организован Нижегородский объединенный учебно-научный центр университета и институтов РАН, включающий Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и четыре академических института.

Необходимость тесной интеграции университетов и институтов РАН осознается обеими сторонами. Позволим здесь процитировать часть записки «К вопросу о концепции образовательной деятельности РАН» в Президиум РАН, подготовленной академиками А.В. Га-поновым-Греховым и А.Г. Литваком: «Для обеспечения научной деятельно-

сти и работы в области высоких технологий необходимы знания в определенной области науки, умение решать возникающие в этой области задачи и, самое главное, способность ставить задачи, соответствующие предмету и целям данной области науки. Последний компонент - постановка задач -является, пожалуй, одним из важнейших элементов продуктивной научной и научно-технической деятельности. Поэтому обучение анализу реальной ситуации, формулировке цели исследования, созданию адекватных моделей изучаемых явлений - всему тому, что входит в постановку задачи, - следует рассматривать в качестве абсолютно необходимого элемента (отличительного признака) «научного образования». Умение «ставить задачу» передается от учителя ученику фактически в процессе научной работы.

Значимое (на мировом уровне) развитие научной составляющей в достаточно большом числе вузов, равно как и создание самостоятельной образовательной системы в РАН и научных центрах, практически нереально. Поэтому фактически единственной возможностью организации «научного образования», обеспечивающего кадрами фундаментальную науку и высокие технологии, является системная интеграция усилий научных коллективов, работающих на мировом уровне, и учебных заведений, обеспечивающих признанный высокий уровень образования. В ряде институтов РАН имеется весьма обнадеживающий опыт такой интеграции в виде научно-образовательных центров, работающих в тесной кооперации с сильными университетами и специализированными средними школами» [14].

Итоги работы объединенного учебно-научного центра университета и институтов РАН показали, что многолетнее прочное сотрудничество с ведущими научными центрами Нижнего Нов-

города и области позволило создать эффективную систему подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям наук.

Университет также уделяет большое внимание взаимодействию с НИИ прикладного профиля, с предприятиями высокотехнологичных отраслей промышленности, с российскими компаниями, представляющими известные западные фирмы. ННГУ имеет с этими организациями более 100 договоров и соглашений о сотрудничестве в области науки, образования и подготовки кадров, подписано также генеральное соглашение с Нижегородской ассоциацией промышленников и предпринимателей (НАПП). В этих соглашениях предполагается использование научно-технического и инновационного потенциала университета в перспективных разработках НИИ, совместное участие в выполнении актуальных проектов, целевая подготовка и отбор молодых специалистов - выпускников университета - для работы в НИИ, участие сотрудников организаций в учебном процессе, создание филиалов кафедр, совместных лабораторий на территории как университета, так и на территории предприятий.

Заключение

Если не касаться количественных критериев, то университет - это высшее учебное заведение, которое:

• реализует образовательные программы высшего и послевузовского образования по широкому спектру направлений подготовки (специальностей);

• осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, науч-

ных и научно-педагогических работников;

• выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру направлений;

• является ведущим научным и методическим центром в областях своей деятельности.

Приведенные признаки университета, очевидно, не позволяют однозначно выделить классические университеты из множества существующих университетов. Классический университет - это вуз, обладающий определенными специфическими чертами.

По мнению экспертной группы Евразийской ассоциации университетов, важнейшими признаками классических университетов являются высокий уровень подготовки специалистов, возможность получения студентами базовых знаний в различных областях науки при оптимальном сочетании естественно-научных и гуманитарных дисциплин, способность к формированию и распространению нравственных и культурных ценностей, преобладание в научной работе доли фундаментальных исследований. Эти черты позволяют говорить об особой роли классических университетов.

Благодаря большому числу ученых в области фундаментальных наукклас-

сическим университетам легче вести подготовку специалистов для наукоемких производств. Этому способствует и то, что классические университеты дальше других вузов продвинулись в реализации принципов интеграции высшего профессионального образования и фундаментальной науки.

Необходимо также учитывать, что именно классические университеты призваны готовить преподавательские кадры для системы высшего образования, особенно в области гуманитарных, естественных и точных наук. Очевидно, что в классических университетах возможна реализация опережающей подготовки кадров для обеспечения приоритетных направлений развития отечественного образования, науки, техники и производства наукоемкой продукции на основе интеграции образовательного процесса с фундаментальными и прикладными научными исследованиями, т.е. лучшие классические университеты - достойные претенденты на статус как федеральных, так и национальных исследовательских университетов.

Литература

1. http:/ / www.bsu.edu.ru/ resource/ sobranie

2. http://www.strf.ru/organization.aspx?CatalogId

=221&d_no=17248

3. См.: Стронгин Р.Г., Гурбатов С.Н. Кон-

цепция развития Нижегородского государственного университета - центра сетевого взаимодействия в Приволжском федеральном округе // Университетское управление: практика и анализ. 2008. № 5(57). С. 98-111.

4. См.: Гурбатов С.Н, Чупрунов Е.В. Класси-

ческий университет как база националь-

ного исследовательского университета // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 1. С. 7-16.

5. Хохлов А.Ф. Университет, рожденный трижды. Н. Новгород: ННГУ, 1998.

6. См.: 60 лет радиофизическому факультету

ННГУ им. Н.И. Лобачевского. Краткая историческая справка в документах / Под ред. С.Н. Гурбатова, А.В. Якимова. Н. Новгород: ННГУ, 2005. 400 с.

7. Берг А.И. Задачи высших учебных заведе-

ний по подготовке кадров для радиолокационной промышленности // Труды I Всесоюзного совещания работников радиотехнических, радиолокационных, электровакуумных и технологических факультетов и кафедр высших учебных заведений. М.: Советское радио, 1947.

8. Стронгин Р.Г, Гурбатов С.Н. По пути ин-

новаций: традиции и современность. Инновационная образовательная программа Нижегородского государственного университета // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 5-11.

9. Казанцев В.Б, Семьянов А.В. Новый центр

нейронауки // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 12-14.

10. Гурбатов С.Н. Инновационная образовательная программа ННГУ // Высшее образование в России. 2008. № 4. С. 25-32.

11. См.: Горшков О.Н, Чупрунов Е.В. Образование на основе исследований и разработок // Высшее образование в России. 2008. № 4. С.33-36.

12. См.: Стронгин Р.Г, Максимов Г.А. Опыт интеграции образования и науки // Высшее образование в России. 2005. № 1.

13. Стронгин Р.Г, Гурбатов С.Н, Петров А.В. Интеграция как путь повышения качества и востребованности высшего образования. Пример Нижегородского государственного университета // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 15-28.

14. Гапонов-Грехов А.В, Литвак А.Г. К вопросу о концепции образовательной деятельности РАН. Записка в Президиум РАН. 2008.

CHUPRUNOVE, GURBATOVS. CLASSICAL UNIVERSITIES AS A BASE OF FEDERAL AND NATIONAL RESEARCH UNIVERSITIES

The role of classical universities as a base for federal and national research universities using the example of the N.I. Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod is discussed. Keywords: national research universities, federal universities, integration.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.