Научная статья на тему 'Современная ситуация интеграции детей иммигрантов в систему образования Канады'

Современная ситуация интеграции детей иммигрантов в систему образования Канады Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
380
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИММИГРАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОЛИТИКА МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА / СЛУЖБЫ ПОМОЩИ ИММИГРАНТАМ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ КАНАДЫ / ПРОГРАММЫ ПОГРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова Марина Владимировна

В статье представлена характеристика современной иммиграционной ситуации в Канаде, рассматривается деятельность служб помощи семьям иммигрантов на федеральном, провинциальном и местном уровнях. Значительное внимание уделяется разнообразным программам для детей иммигрантов, специфике преподавания государственных языков страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная ситуация интеграции детей иммигрантов в систему образования Канады»

УДК 37 (410)

Данилова Марина Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного гуманитарного университета, maridan@inbox. г и, Владимир

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИММИГРАНТОВ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ КАНАДЫ

Danilova Marina Vladimirovna

Candidate ofpedagogical science, assistant professor -workingfor degree of doctor, Vladimir State University for the Humanities, maridan@inbox.ru, Vladimir

CONTEMPORARY SITUATION OF INTEGRATION OF IMMIGRANT CHILDREN TO CANADIAN SYSTEM OF EDUCATION

Наиболее яркая и специфичная черта канадского общества - это его этнокультурная мозаичность, обусловленная многообразием этнических групп, которых по данным переписи 2001 г. насчитывалось 210 категорий. Канада является одной из немногих стран мира, активно содействующей постоянной иммиграции, считая ее залогом экономического процветания. Примерно 250 тыс. иммигрантов в год прибывают в Канаду [1, с. 89]. Детерминантами и закономерностями данного процесса являются не только высокие экономические показатели, но и уровень социальной защищенности: бесплатное медицинское обслуживание и среднее образование, социальные программы, политика мультикульту рализма, толерантность канадцев к представителям других этносов и культур.

Характерной тенденцией современных иммиграционных процессов в Канаде является то, что в последние десятилетия этнический состав иммигрантов претерпел изменения в сторону уменьшения количества прибывающих из стран Европы (с 31,5 % в 1981 - 1990 гг. до 21,4 % в 1991 - 2000 гг.) и увеличения доли представителей «видимых меньшинств» - иммигрантов из Азии (с 46,9 % в 1981 - 1990 гг. до 57,0 % в 1991 - 2000 гг.), а также Африки и Латинской Америки [1, с. 89].

Необходимо отметить, что именно политика мультикультурализма, проводимая с 1971 г., является важнейшим фактором, повышающим интерес выходцев из многих стран и континентов к Канаде. Мультикуль-турализм - государственная установка на объединение нации и вовлечение граждан в создание многоукладной социальной среды народов с различными расовыми и этническими корнями. Первоначально нацеленный на просветительские и образовательные направления, в 90-е гг. XX века курс переориентировался на более широкий спектр общественной деятельности,

включая предупреждение проблем расовой дискриминации, поддержку социальных, экономических и этнокультурных инициатив в общинах.

С 1994 г. на базе департамента Гражданства и Иммиграции Канады (Citizenship and Immigration Canada - CIC) [4] апробируется модель расселения, адаптации и интеграции иммигрантов. Необходимо подчеркнуть, что это не только различные дефиниции, но и процессы, за которыми стоит курс государственной политики, ориентированный на привлечение новых граждан к участию во всех сферах жизни страны. Это напрямую связано и с реализацией воспитательного потенциала семей иммигрантов. Дети, прибывшие вместе с родителями в Канаду, или рожденные уже на ее территории, являются тем ресурсом, амбивалентная характеристика которого может проявиться как в положительном, так и в отрицательном ракурсе. В этой связи работа с иммигрантами означает расширение спектра влияния и на детей.

Таким образом, согласно внедряемой департаментом модели, расселение означает удовлетворение первоочередных потребностей вновь прибывших; адаптация подразумевает осознание иммигрантами всех положительных сторон проживания в стране; интеграция является главной целью процесса становления иммигрантов полноправным гражданами канадского общества.

Модель (CIC) включает три социальные программы, содействующие интеграционным процессам: языковая подготовка для вновь прибывших в Канаду (Language Instruction for Newcomers to Canada - LINC), программа расселения и адаптации иммигрантов (the Immigrant Settlement and Adaptation Program - ISAP), программа «Хозяин» (the Host Program).

Программа языковой подготовки состоит из трех основных компонентов. Первый - оценка знания государственных языков (английского или французского). Для этой цели в стране работают 60 центров. По результатам тестирования выявляется уровень владения языками, и соискатель определяется в соответствующую группу. Второй - непосредственно языковая подготовка, которая проходит с использованием разнообразных форм обучения: дневной, вечерней, заочной. Широко применяется домашнее и дистанционное обучение. Третий - служба помощи в предоставлении необходимых условий для языковой подготовки ориентирована на учебно-методическое обеспечение, исследовательскую деятельность. Знание государственного языка является консолидирующим фактором канадского общества, поэтому сотрудники службы постоянно проводят мониторинг обеспечения и результативности языковой подготовки.

Программа расселения и адаптации иммигрантов включает совместную работу целого ряда служб с государственными, общественными и этнокультурными организациями, в штат которых входят социальные работники, кросс-культурные советники, психологи, педагоги. В течение начальной стадии расселения главными потребностями вновь прибывших являются жилье, занятость, освоение языка страны. В дальнейшем заинтересован-

ность в карьере, решение вопросов этнокультурной идентификации, стремление к полному политическому и социальному включению в новый социум приводят к возникновению потребности в соответствующих услугах расселения, которые адекватны социальным, экономическим, культурным и политическим потребностям прибывших. В задачи этой программы входит следующее: помощь в оформлении необходимых документов; предоставление переводческих услуг; информирование иммигрантов об их правах и обязанностях; оказание содействия в налаживании контактов с этнокультурной общиной; выявление лиц, особо нуждающихся в помощи и оказание содействия в ее получении; медицинское консультирование; предоставление информации о деятельности социальных служб; психологическая помощь в социальной адаптации; оказание содействия в трудоустройстве и приобретении новой специальности; контроль над получением образования детьми иммигрантов; проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей.

Программа «Хозяин» - помогает переселенцам приспособиться к канадской жизни с помощью службы волонтеров, которые оказывают содействие в правовых, финансовых, социальных, образовательных вопросах и трудоустройстве. Необходимо обозначить главные функции волонтеров: культурные ретрансляторы, культурные посредники и образцы для подражания. В задачи волонтеров входят поиск соответствующих служб, способных оказать иммигранту необходимую помощь, решение межличностных, семейных конфликтов. Значительная роль принадлежит возможности языковой практики общения и трансляции норм и стандартов канадского общества.

Следует отметить, что в каждой провинции существуют службы помощи иммигрантам, которые стараются быть лидерами в области общественных услуг, применяя конструктивный, творческий подход и сосредоточивая свое внимание на стадиях планирования, разработки и оказания поддержки. Программы дают новоприбывшим в Канаду возможность применять имеющийся у них опыт, приобретать новые навыки и принимать активное участие во всех аспектах канадской жизни, невзирая на языковые или культурные барьеры. Они предоставляют услуги в сфере образования, социальной помощи и трудоустройства, чтобы помочь иммигрантам добиться самодостаточности в канадском обществе. Перечислим некоторые:

- Ассоциация иммигрантских агентств провинции Альберта (Alberta Association of Immigrant Servicing Agencies - http://www.aaisa.ca/);

- Общество иммигрантских служб провинции Британская Колумбия (Immigrant Services Society of ВС - ISS - http://www.issbs.org/);

- Организации общинных иммигрантских служб в Оттаве (Ottawa Community Immigrant Services Organizations - OCISO - http://www.odso. org/);

- Службы помощи иммигрантам в Калгари (Immigrant Services Calgary - http://www.immigrantservicescalgary.ca/);

- Иммигрантские службы в Торонто и прилегающих районах (COSTI Immigrant Services - http://www.costi.org) и т. д.

К числу возможностей организаций относятся:

- специализированные услуги по трудоустройству для лиц, получивших образование в учебных заведениях других стран, а также предоставление информации о деятельности соответствующих служб, оценка возможностей и консультирование в области трудоустройства, направления на работу, обучение навыкам поиска работы и трудоустройство молодежи;

- программы обучения английскому языку (ESL и LINC) и профессиональной подготовки;

- услуги по расселению, включая информацию и консультирование, и, для новых иммигрантов, услуги переводчика, знакомого с их национальной культурой (cultural interpretation);

- консультации по семейным вопросам и сохранению психического здоровья;

- содействие восстановлению трудоспособности для работников, которые столкнулись с проблемами физического или психического характера;

- помощь женщинам из иммигрантских семей в преодолении барьеров, существующих в их жизни, и получении доступа к различным возможностям;

- услуги письменного и устного перевода.

Одним из приоритетов в структуре работы различных организаций является интеграция детей иммигрантов в образовательную систему страны.

По данным переписи населения 2001 г. из 1.8 млн. проживающих в Канаде иммигрантов, которые прибыли в страну за последние 10 лет, 17%, что составляет приблизительно 310 тыс., - дети школьного возраста 5-16 лет. Как показал анализ опросов, большинство иммигрируют в Канаду с целью дать детям достойное образование, однако значительная часть родителей не знают особенностей системы образования страны.

Разнообразный и сложный характер системы образования Канады во многом связан с процессом становления государственности. Давая краткий исторический экскурс, отметим, что в 1867 г. была провозглашена канадская конфедерация, в которую первоначально вошли только 4 провинции. Из современных 10 провинций и 3 территорий Канады Ньюфаундленд приобрел соответствующий статус только в 1949 г., а территория Нунавут выделилась из состава Северо-Западных Территорий лишь в 1999 г. Поскольку каждая провинция имеет свое правительство и законодательные органы, при организации конфедерации было установлено, что образование является прерогативой провинциального правительства. Поэтому в Канаде присутствуют практически 13 самостоятельно действующих системы образования [2, с. 93].

Многообразие типов школ и школьных районов на начальном и среднем уровнях, отличные методы обучения, ориентированные на развитие навыков коммуникации и аналитического мышления, - все это вызывает ряд слож-

ностей в процессе адаптации детей иммигрантов к учебно-воспитательному процессу. Чтобы облегчить переход учащихся и их родителей к новой школьной системе предоставляются услуги договорных работников (settlement workers) и мультикультурных служащих-посредников (multicultural liaison workers), с которыми можно обсудить любые школьные проблемы. Многие из них знают родной язык иммигрантов. В школах применяется тьюторское сопровождение (наставничество) в реализации индивидуальной образовательной программы, как по английскому или французскому языкам, так по естественным и гуманитарным дисциплинам.

Согласно исследованиям, проводимым Канадской коалицией для детей и молодежи - иммигрантов (Canadian coalition for immigrant children and youth - CCICY), учащиеся данной категории сталкиваются с большими трудностями в процессе обучения, поскольку представляют различный лингвистический и этнокультурный фон.

Возможные социальные и экономические последствия игнорирования потребностей детей (пробелы в образовании, бедность семьи, плохие перспективы в трудоустройстве, дискриминация) создают опасность, с одной стороны, отказаться от их потенциального вклада в развитие страны, с другой, позволить растущей группе превратиться в нуждающихся и невостребованных граждан [3].

Особую тревогу вызывает низкий уровень языковой подготовки. Статистические данные свидетельствуют о том, что порой проблема завуалирована хорошей академической успеваемостью по естественным предметам, особенно у выходцев из Китая, Тайваня и Кореи. Однако для учеников, не знающих языка, показатели отсева в выпускных классах составляют выше среднего более чем в два раза.

Программы обучения общеобразовательным предметам на иностранном языке получили в Канаде название программ погружения (immersion), что отражает их основную особенность: максимально продолжительный контакт с иностранным языком, буквально «погружение» в язык, способствующее его более быстрому и глубокому усвоению.

Программы погружения представлены во всех провинциях Канады в различных вариантах и варьируются в зависимости от возраста учащихся, а также количества учебных предметов, преподающихся на иностранном языке. По первому критерию программы делятся на:

- программы раннего погружения (early immersion), которые начинаются в детском саду или на первом году обучения в школе;

- программы среднего погружения (middle/delayed immersion), которые начинаются в четвертом-пятом классе;

- программы позднего погружения (late immersion), которые предполагаются с шестого класса.

По второму критерию можно выделить:

- программы полного погружения (total immersion), согласно которым с самого начала обучения все предметы преподаются на иностранном языке.

Начиная с третьего и четвертого года обучения количество предметов, преподаваемых на иностранном языке, постепенного сокращается;

- программы частичного погружения (partial immersion), согласно которым часть предметов преподается на иностранном языке, часть на родном.

Преподавание иностранных языков в школе ведется с точки зрения необходимости сохранения языка и культуры, а также интеграции новых иммигрантов в образовательную систему Канады.

Как показал анализ в ходе проведения работы в процессе языковой подготовки детей иммигрантов и их поддержки в учебно-воспитательном процессе значительная роль отводится различным службам и агентствам.

Децентрализация системы образования Канады обусловила существование разрозненных организаций, нацеленных на оказание содействия семьям иммигрантов и их детям. Растущая тревога по поводу отсутствия централизованной службы, призванной решать рассматриваемые проблемы, вызвала необходимость сотрудничества всех заинтересованных лиц и агентств для того, чтобы расставить приоритеты в принятии совместных действий на федеральном, провинциальном и местном уровнях.

Такой организацией стала Канадская коалиция для детей и молодежи -иммигрантов (Canadian coalition for immigrant children and youth - CCICY), созданная в 2005 г. Это общественная организация, членами которой являются политики, представители образовательных и общинных служб, преподаватели университетов Канады, учителя, попечители школ.

Деятельность Коалиции заключается в:

- организации рабочих групп в провинциях;

- сборе статистических данных о проведении занятий по программе английский как второй язык и уровне квалификации учителей;

- изучении и обобщении массового и инновационного опыта образовательных учреждений, служб, общин, осуществляющих деятельность по социально-психологической адаптации детей и молодежи с учетом динамики и изменяющихся реалий иммиграционной ситуации;

- привлечении экспертов, заинтересованных в создании специальных проектов (например, определении критериев успешной практики, выборе оценочных инструментов, подборе соответствующих методов подготовки учителей);

- инициирование обсуждения проблем детей и молодежи - иммигрантов на конференциях учителей и других специалистов [3].

Большое значение имеет разветвленная сеть выше указанных организаций, предоставляющих разнообразные программы для детей иммигрантов в провинциях Канады. Их содержательная структура предусматривает решение схожих проблем, поэтому остановимся на анализе деятельности одной из них.

«Многокультурное» агентство COSTI работает в Торонто и в районах Йорк (York) и Пил (Peel) на более чем 60 языках со всеми иммигрант-

скими сообществами, в которых ощущается недостаток общедоступных услуг [5].

Для детей и молодежи из среды иммигрантов агентство COSTI предоставляет следующие программы:

- программа арттерапии для детей беженцев. Арттерапия (терапия искусством) позволяет в особой символической форме передать конфликтную, травмирующую ситуацию. Создавая в изобразительной форме происшедшее, дети переносят свои переживания на рисунок, контролируют его путем переструктурирования этой ситуации. Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие ее способности к самовыражению и самопознанию;

- программа молодежного летнего лагеря (Youth Summer Camp Program) предоставляет возможности для вновь прибывших семей с детьми в возрасте 6-12 лет обучиться навыкам общения на английском языке. Программа действует в июле-августе;

- программа «Связи» (Connections) для молодежи «группы риска» 5-23 лет, целью которой является предоставление доступных возможностей для умственного и физического здоровья детей иммигрантов и национальных меньшинств. В рамках программы три дня в неделю предусматриваются занятия спортом, по просьбе родителей и участников проводятся встречи с представителями правоохранительных органов, где обсуждаются темы профилактики преступлений и личной безопасности;

- программа трудоустройства для 16-24 летних молодых людей (Job Connect, Youth Employment Service) предоставляет информацию, оказывает помощь в выборе специальности, максимально отвечающей интересам и профессиональным ожиданиям, содействует получению образования по специальности и трудоустройству;

- программа кик-старт (Kick Start) для молодежи 15-30 лет, нуждающейся в помощи при определении интересов и профессиональных способностей. Программа направлена на активизацию личности в формировании и самосовершенствовании психических, интеллектуальных, физических качеств, предопределяющих успешность в той или иной профессии. Работа осуществляется в команде, что помогает раскрыть способности, сформировать уверенность в свои силы, развить навыки эффективной коммуникации. Программа рассчитана на 4 недели;

- программа размещения (Youth Settlement Program) предполагает консультирование в вопросах трудоустройства и жилья.

Интерес представляет работа служб помощи иммигрантам в Калгари (Immigrant Services Calgary), ориентированная, в том числе, на проведение детских и семейных программ [5].

Программа для дошкольников проводится в форме обучающей игры для детей 3-5 лет. Основная цель - подготовка к поступлению в школу. Внимание уделяется развитию навыков английского языка и чтения, проводятся занятия по математике. Частью программы также являются экскур-

сии и загородные прогулки. На базе агентства работает библиотека книг и игрушек.

Семейные программы. Рассматривая содержательную сторону данной инициативы, обозначим, что если по статистическим данным в 1981 г. 15% семей иммигрантов жили в бедности, то в 2001 г. этот показатель вырос до 24%. Низкий социально-экономический статус значительной части семей приводит к снижению их адаптивных способностей, что вызывает трудности в процессе семейного воспитания. В задачи программы входит организовать взаимодействие всех членов семьи на основе диалога, оказать помощь в сфере эмоционально-психического здоровья, формировать нравственноправовую устойчивость членов семьи. В рамках программы проводится педагогическое просвещение родителей, разъяснение способов создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка, информирование об особенностях учебно-воспитательного процесса школы и процессе адаптации ребенка к школьным условиям.

Семейные программы обучения грамотности нацелены на преодоление языкового барьера. Создание детско-родительских групп по совместному изучению английского языка укрепляет внутрисемейные отношения, снижает напряженность.

Таким образом, анализ современной ситуации интеграции детей иммигрантов в образовательную систему Канады выявил приоритеты в создании программ с учетом демографических, социальных и этнокультурных особенностей районов. Отметим, что успешность данного процесса во многом зависит от заинтересованного участия чиновников федерального, провинциального и местного уровней, преподавателей, сотрудников общественных организаций и служб, ориентированных на работу с семьями иммигрантов, а также самих учащихся и их родителей.

Библиографический список

1. Владимирова, М. А. Иммиграция и многокультурность канадского общества [Текст] / М. А. Владимирова // США Канада. - 2006. - № 5. - С. 88-100.

2. Келли, Дж. Образование в Канаде: современное состояние и тенденции развития [Текст] / Дж. Келли, Р. Данко, Е. Корзинский // Педагогика. - 2001. -№ 1. - С. 93-100.

3. Canadian coalition for immigrant children and youth // http://www.lerc.edu.ubc. ca/CCICY

4. Citizenship and Immigration Canada // www.cic.gc.ca

5. COSTI Immigrant Services // http://www.costi.org

6. Immigrant Services Calgary // http://www.immigrantservicescalgary.ca/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.