Научная статья на тему 'Постановка проблемы образования и воспитания в воззрениях представителей русской педагогической мысли конца XIX - начала XX века'

Постановка проблемы образования и воспитания в воззрениях представителей русской педагогической мысли конца XIX - начала XX века Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЕЦ XIX НАЧАЛА XX ВЕКА / РУССКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ / ИДЕИ Ф / СТЕПУНА / В. СОЛОВЬЕВА / Н. ФЕДОРОВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кимайкин Сергей Иванович

В статье рассматривается степень разработанности проблематики у представителей русской педагогической мысли конца XIX начала XX века и отражает особенности мировоззренческой позиции мыслителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постановка проблемы образования и воспитания в воззрениях представителей русской педагогической мысли конца XIX - начала XX века»

Подобно многим своим современникам, он видел в православии некий педагогический институт, преследующий вполне определенные цели образовательного характера. Довольно интересно, что образовательное значение в данном случае придается не только самому учению в целом или каким-нибудь обрядам, взятым самим по себе. Речь, по сути, идет о возведении некой особой системы, где образовательная функция будет исполняться практически всеми ее элементами. Чтобы показать это, необходимо сказать несколько слов о взглядах Федорова на будущее устройство мира.

Весьма показателен в этом ракурсе фрагмент работы «Вопрос о братстве...». Федоров пишет: «Если православие есть иконопись, обряд или вообще искусство как средство народообразовательное, то в настоящей, временной столице православия все наглядные средства образования должны быть соединены, т, с. должны быть соединены все музеи: исторический, этнографический, антропологический (или путь к объединению всеславянскому и к всенародному) и музей земледельческий (или естествознание, как образовательное средство к разрешению вопросов продовольственного и санитарного)» [4, с. 38].

Отсутствие рациональных компонентов религии как образовании по Федорову компенсируется ее наглядностью и по этой причине доступностью для народа. В то же время сама по себе наглядность в данном случае не является самоцелью, а входит необходимым элементом в систему гуманитарного и естественнонаучного образования. Не менее интересно и то обстоятельство, что особое значение при решении данного вопроса Федоров отводит традиции, потому что фундаментом своих «образовательных» конструкций он видит музеи, которые «должны быть соединены и обращены в храм премудрости, в чем и будет выражаться объединение светского и духовного, научного и религиозного, классического и реального в христианском, потому что христианство не сторона, не партия, оно само объединение» [4, с. 38].

Такой поворот рассуждения объясним, поскольку идея памяти о прошлом есть одна из базовых идей теории общего дела. Более того, как считает Федоров память об истории и память об отцах имеют прямую генетическую связь: «Первая вещь, сохраненная на память об отцах, была началом музея, как сыновняя любовь, благочестие, была началом премудрости» [4, с. 38].

Федоров мечтает о создании некого «народовоспитательного» храма. Этот «музей и храм премудрости, т. е. храм Софии с храмом Афины или муз, будет скрижалью, на коей начертается план, или проект, всеобщего воскрешения и, таким образом, сделается всенародным иконописным университетом»; и «обязательное посещение каждым этого святого места просвещения будет иметь смысл завершения, запечатления образования, замены кругосветного или всесветного путешествия; побывать там — значило бы побывать везде, а не в Иерусалиме только или на Самарянской горе» [4, с. 38].

Для Федорова интуитивное религиозное постижение истины (религиозное образование) неразрывно связано с вполне традиционным техническим образованием, составляя, таким образом, единое гармоническое целое: «Для осуществления общего дела необходимо соединить все искусства в храме-школе (всеобщеобязательного образования), не как подобии лишь мироздания, а как проекте мира, в котором поглощение заменено воскрешением, осуществляемым чрез все науки, объединенные в науке мироздания астрономии, и притом чрез всех людей, ставших благодаря школе познающими» [5, с. 276].

Обратим внимание - представители традиционной педагогики особо отмечали, что в результате реформ и объективных общественных процессов в России наконец-то стала формироваться настоящее учительство, а Федоров считает, что подобная «чистота» профессии не может оцениваться в положительном плане. Учитель, но его мнению, это та обязанность, которая лежит на всех, кто в силу своего общественного положения, обладает некой суммой знаний. Будущее объединение всех, что, в первую очередь предполагает «возвращение» интеллигенции, в общем деле означает не просто внесение в общинно-земледельческий труд определенных городских знаний: «<...> Интеллигенция должна будет принять на себя труд, подвиг всяческих исследований, и вместе на ней же будет лежать обязанность руководить, быть наставником, учителем в деле исследований всех сочленов общины земледельцев» [4, с. 75].

На плечи помещиков ляжет «обязанность привлечь к участию в управлении земледелием - и не в качестве лишь слепых орудий, но к участию сознательному - их членов по общине, крестьян, следовательно, сделаться учителями их в этом деле, органами естествознания в своей местности» и «подобным образом, как помещики стоят к продовольственному вопросу, медики станут к санитарному, землемеры будут местными органами астрономии» [4, с. 75].

Но самое главное состоит в том, что все названные «учительские» обязанности имеют не просто педагогическое значение. Предлагаемое Федоровым объединение различных общественных слоев на основе образования имеет ярко выраженную сакральную доминанту, потому что именно при исполнении названных им условий «все виды знания получат священное значение и участие в деле всеобщего воскрешения, в деле литургии» [4, с. 75].

В такой постановке образовательного дела Федоров видит прежде всего единственный путь реального противостояния католицизму и протестантизму, «так как при этом представители всех знаний, все учительство будет и священством, т. е. это будет не простым уже учительством, в которое протестанты обращают и самих священников; это не будет также и таким священством, которое становится посредником между Богом и людьми; это священство будет не отделять верующих от Христова дела, а посвящать их в него» [4, с. 75-76].

Таким образом, мы получаем возможность определить приблизительные черты педагогического идеала в системе Федорова: это - учитель-священник. Но не тот священник, который ограничивает себя воспроизведением библейских заповедей учительством в рамках исключительно религиозного домостроительства. Хотя Федоров и признает, что «литургия может дать такое широкое и глубокое образование, какого не может дать никогда наука, если останется при своей отвлеченности», потому что «литургия, обнимая своими молитвами постоянные нужды человека, не останется равнодушною и к великим вопросам дня», «в этом последнем случае многое зависит от жизненности и чуткости к этим вопросам самих служителей церкви» [4, с. 75-76].

В итоге Федоров выносит, по сути, обвинительный приговор в частности немецкому и в целом западному образованию, которое, «давая естественные объяснения, вместо мифических, в виде популярных рассказов, имеет целью привести учащихся к верованию, что природа есть слепая сила и что повиновение разумного существа слепой силе есть наш долг», и которое говорит: «Авторитет какого бы то ни было разумного существа, даже авторитет всего человеческого рода, <.. .> можно и даже должно отвергать; но слепая сила природы - святыня!», и дает утопический оптимистический прогноз: «В нашей же школе не может быть антагонизма между верой и наукой, как это теперь» [4, с. 75-76].

Библиографический список

1. Соловьев, В. С. Оправдание добра. Нравственная философия [Текст] / В. С. Соловьев // Сочинения. В 2 т. Т. 1. - М.: Мысль, 1990. - С. 455.

2. Степун, Ф. А. Христианство и политика [Текст] / Ф. А. Степун // Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000. - С, 404.

3. Степун, Ф. А. Мысли о России [Текст] / Ф. А. Степун // Сочинения. - М.: РОССПЭН, 2000. - С. 338.

4. Федоров, Н. Ф. Вопрос о братстве, или родстве, о причинах небратского, неродственного, т. е. немирного, состояния мира и о средствах к восстановлению родства . Записка от неученых к ученым, духовным и светским, к верующим и неверующим [Текст] / Н. Ф. Федоров // Сочинения. - М.: Раритет, 1994. - С. 31.

5. Федоров, Н. Ф. Будущее астрономии [Текст] / Н. Ф. Федоров // Сочинения, - М.: Раритет, 1994. - С. 276.

6. Хоружий, С. Философская энциклопедия. В 5 т. Т. 5 [Текст] / С. Хоружий, Ф. А. Степун - М.: Изд-во «Большая Советская Энциклопедия», 1970. - С. 133.

УДК 37 (410)

Данилова Марина Владимировна

Кандидат педагогических наук, доцент, докторант кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного гуманитарного университета, maridan@inbox.ru, Владимир

СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ ИММИГРАНТОВ В СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ КАНАДЫ

Danilova Marina Vladimirovna

Candidate ofpedagogical science, assistant professor working for degree of doctor, Vladimir State University for the Humanities, maridan@inbox.ru, Vladimir

CONTEMPORARY SITUATION OF INTEGRATION OF IMMIGRANT CHILDREN TO CANADIAN SYSTEM OF EDUCATION

Наиболее яркая и специфичная черта канадского общества-это его этнокультурная мозаичность, обусловленная многообразием этнических групп, которых по данным переписи 2001 г насчитывалось 210 категорий. Канада является одной из немногих стран мира, активно содействующей постоянной иммиграции, считая ее залогом экономического процветания. Примерно 250 тыс. иммигрантов в год прибывают в Канаду [1, с. 89]. Детерминантами и закономерностями данного процесса являются не только высокие экономические показатели, но и уровень социальной защищенности: бесплатное медицинское обслуживание и среднее образование, социальные программы, политика мультикультура л изма, толерантность канадцев к представителям других этносов и культур.

Характерной тенденцией современных иммиграционных процессов в Канаде является то, что в последние десятилетия этнический состав иммигрантов претерпел изменения в сторону уменьшения количества прибывающих из стран Европы (с 31,5 % в 1981 - 1990 гг. до 21,4 % в 1991 - 2000 гг.) и увеличения доли представителей «видимых меньшинств» - иммигрантов из Азии (с 46,9 % в 1981 - 1990 гг. до 57,0 % в 1991 - 2000 гг.), а также Африки и Латинской Америки [1, с. 89].

Необходимо отметить, что именно политика мультикультурализма, проводимая с 1971 г., является важнейшим фактором, повышающим интерес выходцев из многих стран и континентов к Канаде. Мультикуль-турализм - государственная установка на объединение нации и вовлечение граждан в создание многоукладной социальной среды народов с различными расовыми и этническими корнями. Первоначально нацеленный на просветительские и образовательные направления, в 90-е гг. XX века курс переориентировался на более широкий спектр общественной деятельности,

включая предупреждение проблем расовой дискриминации, поддержку социальных, экономических и этнокультурных инициатив в общинах,

С 1994 г. на базе департамента Гражданства и Иммиграции Канады (Citizenship and Immigration Canada — CIC) [4] апробируется модель расселения, адаптации и интеграции иммигрантов. Необходимо подчеркнуть, что это не только различные дефиниции, но и процессы, за которыми стоит курс государственной политики, ориентированный на привлечение новых граждан к участию во всех сферах жизни страны. Это напрямую связано и с реализацией воспитательного потенциала семей иммигрантов. Дети, прибывшие вместе с родителями в Канаду, или рожденные уже на ее территории, являются тем ресурсом, амбивалентная характеристика которого может проявиться как в положительном, так и в отрицательном ракурсе. В этой связи работа с иммигрантами означает расширение спектра влияния и на детей.

Таким образом, согласно внедряемой департаментом модели, расселение означает удовлетворение первоочередных потребностей вновь прибывших; адаптация подразумевает осознание иммигрантами всех положительных сторон проживания в стране; интеграция является главной целью процесса становления иммигрантов полноправным гражданами канадского общества.

Модель (CIC) включает три социальные программы, содействующие интеграционным процессам: языковая подготовка для вновь прибывших в Канаду (Language Instruction for Newcomers to Canada - LINC), программа расселения и адаптации иммигрантов (the Immigrant Settlement and Adaptation Program - ISAP), программа «Хозяин» (the Host Program).

Программа языковой подготовки состоит из трех основных компонентов. Первый - оценка знания государственных языков (английского или французского). Для этой цели в стране работают 60 центров. По результатам тестирования выявляется уровень владения языками, и соискатель определяется в соответствующую группу. Второй — непосредственно языковая подготовка, которая проходит с использованием разнообразных форм обучения: дневной, вечерней, заочной. Широко применяется домашнее и дистанционное обучение. Третий - служба помощи в предоставлении необходимых условий для языковой подготовки ориентирована на учебно-методическое обеспечение, исследовательскую деятельность. Знание государственного языка является консолидирующим фактором канадского общества, поэтому сотрудники службы постоянно проводят мониторинг обеспечения и результативности языковой подготовки.

Программа расселения и адаптации иммигрантов включает совместную работу целого ряда служб с государственными, общественными и этнокультурными организациями, в штат которых входят социальные работники, кросс-культурные советники, психологи, педагоги, В течение начальной стадии расселения главными потребностями вновь прибывших являются жилье, занятость, освоение языка страны. В дальнейшем заинтересован-

ность в карьере, решение вопросов этнокультурной идентификации, стремление к полному политическому и социальному включению в новый социум приводят к возникновению потребности в соответствующих услугах расселения, которые адекватны социальным, экономическим, культурным и политическим потребностям прибывших. В задачи этой программы входит следующее: помощь в оформлении необходимых документов; предоставление переводческих услуг; информирование иммигрантов об их правах и обязанностях; оказание содействия в налаживании контактов с этнокультурной общиной; выявление лиц, особо нуждающихся в помощи и оказание содействия в ее получении; медицинское консультирование; предоставление информации о деятельности социальных служб; психологическая помощь в социальной адаптации; оказание содействия в трудоустройстве и приобретении новой специальности; контроль над получением образования детьми иммигрантов; проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей.

Программа «Хозяин» — помогает переселенцам приспособиться к канадской жизни с помощью службы волонтеров, которые оказывают содействие в правовых, финансовых, социальных, образовательных вопросах и трудоустройстве. Необходимо обозначить главные функции волонтеров: культурные ретрансляторы, культурные посредники и образцы для подражания. В задачи волонтеров входят поиск соответствующих служб, способных оказать иммигранту необходимую помощь, решение межличностных, семейных конфликтов. Значительная роль принадлежит возможности языковой практики общения и трансляции норм и стандартов канадского общества.

Следует отметить, что в каждой провинции существуют службы помощи иммигрантам, которые стараются быть лидерами в области общественных услуг, применяя конструктивный, творческий подход и сосредоточивая свое внимание на стадиях планирования, разработки и оказания поддержки. Программы дают новоприбывшим в Канаду возможность применять имеющийся у них опыт, приобретать новые навыки и принимать активное участие во всех аспектах канадской жизни, невзирая на языковые или культурные барьеры. Они предоставляют услуги в сфере образования, социальной помощи и трудоустройства, чтобы помочь иммигрантам добиться самодостаточности в канадском обществе. Перечислим некоторые:

- Ассоциация иммигрантских агентств провинции Альберта (Alberta Association of Immigrant Servicing Agencies - http://www.aaisa.ca/);

- Общество иммигрантских служб провинции Британская Колумбия (Immigrant Services Society of ВС - ISS - http://www.issbs.org/);

- Организации общинных иммигрантских служб в Оттаве (Ottawa Community Immigrant Services Organizations - OCISO - http://www.ociso. org/);

- Службы помощи иммигрантам в Калгари (Immigrant Services Calgary - http://www.immigrantservicescalgary.ca/);

- Иммигрантские службы в Торонто и прилегающих районах (COSTI Immigrant Services - http://www.costi.org) и т, д.

К числу возможностей организаций относятся:

- специализированные услуги по трудоустройству для лиц, получивших образование в учебных заведениях других стран, а также предоставление информации о деятельности соответствующих служб, оценка возможностей и консультирование в области трудоустройства, направления на работу, обучение навыкам поиска работы и трудоустройство молодежи;

- программы обучения английскому языку (ESL и LINC) и профессиональной подготовки;

- услуги по расселению, включая информацию и консультирование, и, для новых иммигрантов, услуги переводчика, знакомого с их национальной культурой (cultural interpretation);

- консультации по семейным вопросам и сохранению психического здоровья;

- содействие восстановлению трудоспособности для работников, которые столкнулись с проблемами физического или психического характера;

- помощь женщинам из иммигрантских семей в преодолении барьеров, существующих в их жизни, и получении доступа к различным возможностям;

- услуги письменного и устного перевода.

Одним из приоритетов в структуре работы различных организаций является интеграция детей иммигрантов в образовательную систему страны.

По данным переписи населения 2001 г. из 1.8 млн. проживающих в Канаде иммигрантов, которые прибыли в страну за последние 10 лет, 17%, что составляет приблизительно 310 тыс., - дети школьного возраста 5-16 лет. Как показал анализ опросов, большинство иммигрируют в Канаду с целью дать детям достойное образование, однако значительная часть родителей не знают особенностей системы образования страны.

Разнообразный и сложный характер системы образования Канады во многом связан с процессом становления государственности. Давая краткий исторический экскурс, отметим, что в 1867 г. была провозглашена канадская конфедерация, в которую первоначально вошли только 4 провинции. Из современных 10 провинций и 3 территорий Канады Ньюфаундленд приобрел соответствующий статус только в 1949 г., а территория Нунавут выделилась из состава Северо-Западных Территорий лишь в 1999 г. Поскольку каждая провинция имеет свое правительство и законодательные органы, при организации конфедерации было установлено, что образование является прерогативой провинциального правительства. Поэтому в Канаде присутствуют практически 13 самостоятельно действующих системы образования [2, с. 93].

Многообразие типов школ и школьных районов на начальном и среднем уровнях, отличные методы обучения, ориентированные на развитие навыков коммуникации и аналитического мышления, - все это вызывает ряд слож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.