Научная статья на тему 'Современная система профессиональной ориентации'

Современная система профессиональной ориентации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2537
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ИСТОРИЯ / СТАНОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карташова Е. И.

Статья посвящена проблемам профессиональной ориентации. Отмечается, что современная система профессиональной ориентации направлена на оптимизацию профессионального самоопределения личности и включает комплекс научно обоснованных форм, методов, средств помощи, учитывающих личностные характеристики и потребности рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN VOCATIONAL GUIDANCE SYSTEM

The article deals with the problems of the vocational guidance. It is noted that the current system of the vocational guidance is aimed at optimization of professional self-determination of the individual and includes a set of science-based forms, methods and means of assistance taking into consideration personal characteristics and labour market needs.

Текст научной работы на тему «Современная система профессиональной ориентации»

УДК 37.047 Е. И. Карташова

E. I. Kartashova

Научный руководитель: доктор философских наук, доцент Г. В. Горнова Research supervisor: doctor of philosophy, associate рrofessor G. V. Gornova

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Статья посвящена проблемам профессиональной ориентации. Отмечается, что современная система профессиональной ориентации направлена на оптимизацию профессионального самоопределения личности и включает комплекс научно обоснованных форм, методов, средств помощи, учитывающих личностные характеристики и потребности рынка труда.

Ключевые слова: система, профориентация, история, становление.

MODERN VOCATIONAL GUIDANCE SYSTEM

The article deals with the problems of the vocational guidance. It is noted that the current system of the vocational guidance is aimed at optimization of professional self-determination of the individual and includes a set of science-based forms, methods and means of assistance taking into consideration personal characteristics and labour market needs.

Keywords: system, vocational guidance, history, formation.

Различные виды профессиональной деятельности требуют от человека разных свойств, качеств, характеристик, которыми обладают не все люди в равной степени. Первые попытки оценить профессиональную пригодность личности, продиагностировать знания, умения и способности предпринимались очень давно, т. е. проблема профессионального становления личности была актуальной и в античности, и приобретает все большую значимость в наши дни.

Великий древнегреческий целитель и врач Гиппократ классифицировал людей по принципу конституционально-морфологических признаков, чтобы определить их предрасположенность к какой-либо деятельности. Пифагор указывал на особую значимость интеллектуальных способностей человека и подчеркивал важность диагностики именно этих способностей. Платон в своих трудах неоднократно отмечал различие природы человеческих возможностей [1, с. 175-183].

Очевидно, что возникновение профориентации связано с появлением профессий и с необходимостью ориентироваться в мире профессий. В связи с трансформацией профориентационных мероприятий можно наблюдать качественные изменения, прежде всего опору на междис-циплинарность научного знания и деятельность специальных служб профориентации.

Современная система профессиональной ориентации соответствует требованиям времени и включает комплекс научно обоснованных форм, методов, средств помощи человеку для оптимизации его профессионального самоопределения с учетом личностных характеристик и потребностей рынка труда.

Одними из показателей успешной работы служб профориентации в стране является большое количество успешных профессиональных карьер, быстрый вход молодых специалистов на рынок труда, развитая система дополнительного образования, а также удовлетворенность молодежи своей профессиональной деятельностью.

Выделяют следующие задачи профориентации:

1. Формирование инновационного поведения молодежи путем создания стимулов к инновационной деятельности, совершенствования системы работы с талантливой молодежью.

2. Вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность и развитие навыков ведения собственного дела.

3. Преодоление структурного дисбаланса спроса и предложения на региональном рынке труда с учетом стратегического направления экономического развития региона.

4. Расширение партнерства региональных органов власти, учебных заведений и работодателей по реализации программ/проектов, направленных на трудоустройство и профессионализацию выпускников. На сегодняшний день в России реализуется несколько направлений деятельности в указанной сфере, а именно:

• в отдельных регионах реализуются программы трудоустройства выпускников, стажировок для молодежи;

• работают свыше тысячи центров содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников при учебных заведениях;

• существуют отраслевые проекты/программы кадровых резервов предприятий, программы обучения и развития молодых специалистов;

• действует целый ряд крупных, средних и мелких общественных организаций и структур работающей молодежи, молодых специалистов, молодых ученых [2, с. 4-7].

Система профориентационных мероприятий носит комплексный и многоступенчатый характер. В идеале она сопровождает человека в ходе обучения и профессионального становления. Поэтому начинать мероприятия по профориентации необходимо еще в момент обучения ребенка в школе, а ее логичное завершение происходит при окончании профессионального обучения и трудоустройстве, хотя, стоит отметить, что и трудоустроенное население обращается за помощью в центры профориентации.

Система профориентационных мероприятий опирается на следующие подходы, которые при комплексном применении на разных этапах профориентационной деятельности приводят к наилучшему результату.

1. Активизирующий подход. Включает в себя: формирование у обучающегося установки на важность профессионального самоопределения. На первом этапе важно побудить человека к дальнейшему активному поиску себя в мире профессий и самостоятельному решению проблем. Реко-

мендованный формат проведения: игры, тесты, обсуждения и др. Особо эффективным считается на первых стадиях работы, так как создает положительную мотивацию к прохождению дальнейших профориентационных процедур.

2. Диагностико-консультационный подход. На данной стадии проходит проведение психологического тестирования и дальнейшая консультация по его результатам. Тестирования можно проводить и в групповом формате, и в индивидуальном. Второй этап направлен на выявление профессиональной направленности человека на основе объективных данных, и в процессе консультации предпринимается попытка решить основной профориентационный запрос человека с использованием полученной информации.

3. Развивающий подход заключается в проведении тренингов, решающих различные вопросы, связанные с выбором профессии или ее получением, а также развитием навыков и качеств, которые будут необходимы в будущей профессиональной жизни (например, умение проходить собеседование или писать резюме). Максимальная эффективность данного подхода достигается после проведения диагностики и консультаций для реализации и закрепления усвоенных материалов.

4. Информационный подход состоит в проведении информационных, ознакомительных мероприятий (например, лекция по планированию карьеры или информация о рынке труда и всевозможные ярмарки вакансии).

Стоит отметить, что профориентацию можно рассматривать и как систему взаимодействия различных социальных институтов. Изначально школа выступает в роли координационного центра системы, единения ресурсов многих субъектов профориентационной деятельности в общую систему взаимоотношений первичных и вторичных агентов социализации.

Первичную социализацию осуществляют те, кто связан с человеком тесными отношениями, а вторичную - те, кто связан формально-деловыми отношениями. Агенты первичной социализации - родители, друзья, одноклассники, учителя. Агентами вторичной социализации являются представители администрации университета, сотрудники СМИ и т. д. Система профориентационных мероприятий дает максимально положительный эффект только во взаимодействии с различными партнерами. В самоопределении ребенка семья играет одну из важных ролей, так же как и школа [3, с. 154-162].

Образовательные учреждения способствуют развитию представления детей об окружающем мире, в том числе и мире профессий. Здесь человек формирует представление о себе, о своих силах, учится решать проблемы. Учреждения дополнительного образования (спортивные секции, художественные и музыкальные школы, технические кружки и т. д.) способствуют расширению круга интересов человека и развивают его способности.

Профессиональные учебные заведения сотрудничают со школой через систему довузовской подготовки, дни открытых дверей, встречи с представителями профессиональных школ, организацию олимпиад и конкурсов, пресс-конференции и т. д.

Средства массовой информации также активно участвуют в информировании школьников и их родителей, организуя, например, профконсультации в эфире. Данный способ помогает в интересной и дискуссионной форме рассмот-

реть актуальные вопросы профессионального и личностного самоопределения для широкой аудитории, поддерживая общественный интерес к проблеме профориентации и оказывая воздействие на социум.

Службы занятости, психолого-педагогические центры оказывают населению более конкретную помощь в самоопределении. Сюда входит проведение диагностик и профконсульта-ционная работа, отвечающая на запросы родителей, школы или самих подростков (встречи с работниками службы, компьютерная диагностика, знакомство с рынком труда, с рейтингом профессий, трудоустройство старшеклассников).

Культурно-просветительские учреждения расширяют представление учащихся о мире профессий и помогают осознать мотивы самоопределения.

Общественные организации могут оказать большое влияние на профессиональное определение человека, поэтому важна совместная работа школы и разных общественных организаций (конкурсы юных дарований, профильные лагеря, маевки и др.).

Одними из главных партнеров работы профориентационных служб являются работодатели. Экскурсии в организации, дни открытых дверей, ознакомление подростков с особенностями работы, встречи с профессионалами в своей области, привлечение детей в качестве стажеров, предоставление рабочих мест на время каникул, организация заказов, участие в профориентационных мероприятиях, помощь в исследовании деятельности подростков и другое - это возможные направления деятельности предприятий, организаций и фирм.

Органы власти содействуют в реализации школьных проектов и оказывают возможную поддержку школе. Специалисты администрации района, совет депутатов, районный отдел образования предоставляют необходимую для работы информацию, помогают в заключении договоров, оказывают финансовую поддержку, способствуют формированию системы профориентационной деятельности школы.

Отметим, что даже при совместной работе всех вышеперечисленных социальных партнеров служб профориентации деятельность системы требует мониторинга для дальнейшей корректировки. Критерии эффективности деятельности могут быть количественными и качественными.

Количественные характеристики помогут проследить за общим количеством человек, получивших профконсультацию за определенное время; удельный вес тех или иных форм работы (индивидуальные консультации, массовые опросы, сколько людей «охвачено» занятиями и т. п.); количество учащихся, последовавших рекомендациям психолога; количество лиц, выбравших профессию; различные характеристики личностных профессиональных качеств (устойчивость личности, обоснованность профессиональных планов).

Качественные характеристики отвечают за полноту учета основных факторов выбора профессии - учет желаний (хочу), возможностей (могу) и потребностей рынка (надо); осознанность планирования личных профессиональных перспектив; относительная устойчивость профессиональных перспектив; самостоятельность при планировании и реализации профессиональных перспектив, их реалистичность и гибкость; оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему [4].

Гуманитарные исследования • 2016 • № 2 (11)

139

В управлении системой профориентационных мероприятий можно выявить проблемы определения критериев и показателей эффективности профориентации. К основным показателям эффективности системы профориента-ционной работы относят:

1. Достаточную информацию о профессиях и путях ее получения. При отсутствии внятного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии человек не сможет сделать объективный выбор. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.

2. Потребность в объективном выборе профессии. Показатели сформированной потребности в адекватном выборе будущей профессии - это проявляемая человеком активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание попробовать свои силы в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.

3. Уверенность обучающегося в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности.

4. Степень самопознания личности. От того, насколько глубоко человек сможет определить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть правильность выбора профессии. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

5. Наличие у человека объективного профессионального плана. Адекватность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности про-фориентационной работы. Показателем обоснованности явля-

УДК 811.111

ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕКА В АНГЛИЙСКОЙ И РУССКОЙ ЯЗЫКОВЫХ КАРТИНАХ МИРА НА ПРИМЕРЕ УСТОЙЧИВЫХ СРАВНЕНИЙ С КОМПОНЕНТОМ «ЯВЛЕНИЕ ПРИРОДЫ»

В статье приводится анализ устойчивых сравнений английского и русского языков с компонентом «явления природы» с целью определения общих и специфичных аспектов характеристики человека в рассматриваемых языковых картинах мира.

Ключевые слова: языковая картина мира, устойчивые сравнения, явления природы, объект сравнения, эталон, культура.

ется умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.

Отметим, что описанные нами системы профориентационных мероприятий не универсальны, многое зависит как от специалистов, предоставляющих услуги, так и от самих заказчиков, поэтому организация и проведение того или иного тематического блока работ могут изменяться. Например, работа с учениками может начинаться не с обзорной лекции, а с проведения игры или тестирования. Выбор той или иной формы проведения профориентационной диагностики и занятий прежде всего должен опираться на такие показатели, как надежность, валидность, возможность решать поставленную задачу, достоверность предоставляемых данных и способность решить главную задачу, т. е. соответствовать запросу современности и людей, обратившихся за помощью. Главное - это оказание профориентационной помощи личности с максимально положительным результатом.

1. Дьяченко В. Г. Врачебные кадры Дальнего Востока. Хабаровск: ГБОУ ВПО ДВГМУ, 2012. 384 с.

2. Пряжников Н. С. Особенности профориентационной работы в условиях современной России // Межрегиональная конференция «Профориентационная работа с молодежью. Настоящее и будущее». Иркутск, 2012. Т. 536. С. 4-10.

3. Санжаревский И. И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Изд. 4-е, испр. и доп. Тамбов, 2012. 231 с.

4. Лебедева Н. С. Особенности принятия решения абитуриентами о выборе вуза // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. С. 18-25.

© Карташова Е. И., 2016

CHARACTERISTIC OF PERSON IN ENGLISH

AND RUSSIAN LANGUAGE WORLDVIEW ON THE EXAMPLE OF STABLE COMPARISONS WITH COMPONENT "NATURAL PHENOMENA"

Analysis of stable comparisons with component «natural phenomena» of Russian and English languages is represented in the article to identify common and specific features of characteristic of person in English and Russian language worldview.

Keywords: language worldview, stable comparisons, natural phenomena, object of comparison, standard, culture.

Л. С. Марченко L. S. Marchenko

Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент Н. В. Новоселова Research supervisor: PhD Philological Sciences, associate рrofessor N. V. Novosyolova

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.