ИССЛЕДОВАНИЕ
Прокудина О.А.
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления
Социально-экономическая сущность профессиональной
ориентации
АННОТАЦИЯ:
В статье рассматривается сущность и содержание профессиональной ориентации, обобщается ряд точек зрения на понятие.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: профессиональная ориентация, профессиональное самоопределение, конкурентные преимущества
JEL: J23, J24, J28, M54
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Прокудина О.А. Социально-экономическая сущность профессиональной ориентации // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 6. — с. 683-696. — DOI: 10.18334/ce.9.6.323
Прокудина Ольга Алексеевна, аспирант факультета экономики Новосибирского государственного университета экономики и управления ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 08.06.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 29.06.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://iournals.creativeconomy.ru/index.php/ce/article/view/323 (с) Прокудина О.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/)
ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
Профессиональный выбор в рыночных условиях - сложный и многоплановый процесс. Разнообразие информации, особенности рынка труда, специфика развития экономики - факторы, оказывающие влияние на профессиональную ориентированность.
История изучения профессиональной ориентации российскими исследователями насчитывает около двухсот лет. С семидесятых годов прошлого века начался период активизации деятельности отечественных исследователей по проблеме профессиональной ориентации, появилось множество точек зрения относительно содержания этого многогранного понятия, раскрывающих различные его элементы и принципы, в стране проводилась политика по созданию общегосударственной системы профориентации.
Восьмидесятые характеризовались возникновением центров профессиональной ориентации молодежи в крупных городах СССР, финансируемых Министерством труда и Министерством образования.
В 1984 году вышло постановление ЦК КПСС «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», способствующее развитию на предприятиях профориентационной работы с учениками подшефных школ, созданию при учебных заведениях базовых предприятий, соединяющих в себе профессиональный труд и обучение. В школах был введен курс «Основы производства, выбор профессии».
Переход от плановой к рыночной экономике сопровождался распадом общегосударственной системы профориентации в нашей стране. Развитие рыночных отношений привело к наполнению профессиональной ориентации новым содержанием.
С целью раскрытия сущности профессиональной ориентации был реализован подход, применительно к рассмотренной проблеме, предложенный Ю.П. Дубенским, позволяющий установить зависимость содержания исследуемой категории от уровня познания - «мнение -явление - форма - процесс - сущность». Использование подобной логики познания профориентации позволяет выявить всю полноту содержания понятия: от неразвитых форм (на уровне мнения, явления) до глубоких сущностных смыслов, раскрыть возможности для ее развития на уровне формы, процесса и сущности.
Таблица 1
Анализ профессиональной ориентации в зависимости
от уровня познания
Уровень познания действительности Определение1 Уровневые характеристики категории «профориентация»
Мнение Суждение, выражающее оценку кого, чего-либо, отношение к чему-либо, взгляд на кого, что-либо Обыденный смысл: • Выбор профессии или ориентация по профессии2 • поиск рабочего места • выбор сферы деятельности • помошь в трудоустройстве • ориентация в мире профессий
Явление Всякое проявление чего-либо, каких-либо сил, процессов, непосредственное отражение вещи в чувственном восприятии Многоаспектность: • способности, интересы, мотивы, потребности рынка труда • профспособности • интерес к профессии • удовлетворенность профессией и т.д. • аспекты профориентации (экономический, правовой, социальный, психологический и т.д.)
Форма Внешнее выражение чего-либо, обусловленное определяющим содержанием, сущностью, тип, устройство, способ организации чего-либо Внешние проявления профессиональной ориентации: • разнообразие элементов профориентации: пропрофинформация, профконсультация, профотбор, профадаптация и т.д. • усвоения системы профессиональных знаний, умений, навыков, норм, позволяющих осуществить социально-профессиональную деятельность; • меры воздействия на индивида;
1 Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. - 4-е изд.. - М., 1997. - 944 с.
2 Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е. - СПб.: Норинт С. А. Кузнецов, 1998.
Процесс Последовательная смена каких-либо явлений, состояний и т.п., ход развития чего-либо Профориентация как • развитие личности • профориентированность • Профпризвание • Профинтерес • Профсамоопределение • Профпотребность • Профпригодность • профконкурентоспособность • подходы к профориентации
Сущность Самое главное и существенное в чем-либо, внутреннее содержание, суть Профориентация как • учебная ориентация, • профессиональное информирование, • психологическая поддержка, • переориентация • Ограничение сферы профессиональной деятельности • Функции профориентации: экономическая, социальная, психолого-биологическая, медико-физиологическая. • Концепции профессиональной ориентации
На уровне мнения профессиональная ориентация представляется с обыденной точки зрения. Представители данного уровня познания (Бухалков М.И., Пробст Л.Э., Мудрик А.В., Литвинюк А.А., Гелета И.В., Рассадина М.В. и др.) полагают, что профессиональная ориентация является синонимом выбору профессии, способствует ориентации в мире профессий. Профессиональная ориентация на данном уровне является деятельностью, в процессе которой трудоспособный индивид может выбирать профессию сам, а также обращаться за помощью в специализированные организации, оказывающие содействие в дальнейшем трудоустройстве, такие как департамент труда и занятости населения, центры занятости населения.
В настоящее время обыденное, узкое понимание профессиональной ориентации все еще распространенное явление, но наблюдается также положительная динамика развития явления профориентации, переход от ассоциации с «выбор профессии» к более сложным уровням восприятия.
На втором уровне познания понятия «профессиональная ориентация» авторы рассматривают его с точки зрения явления -непосредственного отражения профориентации в чувственном восприятии. Профессиональная ориентация - деятельность,
направленная на поиск профессии, рабочего места в соответствии со способностями индивида, его мотивами, потребностями рынка труда с целью достижения удовлетворенности трудом и эффективности в труде.
Уровень явления характеризуется многообразием и многоаспектностью проявлений понятия «профессиональная ориентация».
В профессиональной ориентации сочетаются различные процессы, имеющие свое отражение в ее аспектах. Экономический -заключается в содействии или обеспечение укомплектованности рабочих мест, росте эффективности труда, уменьшении стартовых издержек на персонал, устранении потерь времени [4, 13, 28]. Социальный - отражается в удовлетворенности работника выбранной профессией, росте содержательности и привлекательности труда, самореализации, снижении неопределенности и озабоченности индивида, раскрытие потенциала работника, его способностей, развитии творческого отношения к труду, инициативности и самоорганизованности [1, 15]. Воспитательный - направлен на формирование и развитие интереса к труду, дисциплины труда персонала [14, 24, 30]. Правовой - способствует реализации прав человека на труд, его свободный выбор [3, 9, 10]. Психологический -профориентация способствует выбору рабочего места, соответствующего способностям и склонностям человека, формированию удовлетворительного психологического климата [3]. У правленческий -заключается в применении управленческих воздействий на работника, с целью поиска и приобретения подходящей ему профессии [19, 21, 22].
Одним из показателей многоаспектности профориентации является удовлетворенность профессией. Показатель удовлетворенности работой многие ведущие зарубежные фирмы используют наряду с экономическими показателями как критерий устойчивости фирмы на рынке и успешности ее деятельности в будущем [12, С. 150]. Удовлетворенность профессией зависит от соответствия требований, предъявляемых человеком к профессии, и ее объективными характеристиками, степени оправданности профессиональных ожиданий.
На следующем уровне познания профессиональной ориентации -уровне форм - выявляются внешние признаки, совокупностью которых проявляется данное понятие. С этой точки зрения профориентация проявляется через ее элементы - меры воздействия на трудоспособного индивида. Существуют разные классификации элементов
профессиональной ориентации. Рассмотрим наиболее популярные из них.
В 60-70-тые годы сложилась структура профориентации, в которой выделяют профессиональную информацию, профессиональную консультацию, профессиональный отбор и профессиональную адаптацию [13, С. 27]. Французова Л.Я. считает, что элементами профориентации являются профпросвещение (включающее в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию), профдиагностика, профконсультация, профотбор, профадаптация, профвоспитание [29]. Классификация, предложенная Кибановым А.Я., состоит из следующих элементов: профинформация, профконсультация, профподбор, профадаптация, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям [8, С. 356]. В Положении о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации отмечены следующие элементы профориентации: профинформация, профконсультация, профподбор, профотбор, профадаптация [16, С. 83]. Прушинский Ю.В., Крылова А.А. выделяют элементами профориентации профпросвещение, профинформацию, профконсультацию [26].
Итак, профориентация включает в себя информирование о современном состоянии рынка труда, получение консультаций по поводу собственных способностей и мотивов к труду, содействие выбору профессии в соответствии со способностями и мотивами для достижения удовлетворенности в труде, осуществление осознанного выбора профессии.
Профессиональная ориентация на третьем уровне познания предстает в виде комплекса мер воздействия на трудоспособного индивида с целью достижения соответствия способностей, мотивов требованиям профессии, удовлетворенности трудом.
Согласно четвертому уровню изучения данной категории, профессиональная ориентация характеризуется с точки зрения процесса. При рассмотрении профессиональной ориентации на уровне процесса происходит переход от внешних признаков к внутренним. Объект рассмотрения представляется в виде процесса, который изменяется в зависимости от условий.
Профориентация, согласно данному уровню - это сложный многоплановый процесс развития личности, охватывающий стадии последовательного, планомерного, непрерывного формирования
готовности к выбору профессии, удовлетворенности освоением профессии, направленное на становление профориентированности.
В зависимости от способа активизации конкурентных преимуществ работника можно выделить два основных подхода к профориентации: диагностический и воспитательный [20, С. 16].
Диагностический подход [7, 20, 26] ориентирован на выявление уже существующих способностей человека и дальнейший поиск работы в соответствии с ними. Это связано с тем, что люди обладают разными личностными качествами и физическими характеристиками, не каждая профессия подходит конкретному человеку и наоборот. Воспитательный подход [7, 20, 26] основывается на формировании внутренних побудительных сил, т.е. мотивации к карьере, и на том, что качества, необходимые будущему специалисту в дальнейшей работе, можно воспитать в процессе целенаправленной профориентационной деятельности. Главное место занимает мотивация профессионального развития человека, его ориентированность на приобретение необходимых знаний, умений, навыков. Этот подход предусматривает реализацию этапов: когнитивного (цель которого формирование наиболее полного представления о мире труда и профессий), стимулирующего (цель - активизация устойчивого познавательного и профессионального интереса), оценочного (цель - выбор наиболее подходящего варианта карьеры) [20, С. 16].
Необходимо признать, что подходы нельзя противопоставлять друг другу, а также использовать какой-либо из подходов в чистом виде, поэтому эффективная профессиональная ориентация характеризуется синтезом диагностического и воспитательного подходов, позволяющим выбирать работника согласно его способностям и предрасположенностям для дальнейшего обучения необходимым профессиональным навыкам.
Внутренняя суть и содержание понятия «профессиональная ориентация» раскрывается на уровне сущности. Согласно этому уровню, профориентация - необходимый процесс целенаправленного ограничения сферы профессиональной деятельности сообразно с мотивационно-психологическим механизмом трудоспособного индивида [22, С. 19].
Сущность профессиональной ориентации раскрывается в ее функциях. Социальная функция профориентации заключается в том, что она способствует социализации индивида, усвоению определенной системы знаний, норм, ценностей, правил поведения в трудовом
коллективе, позволяющих человеку эффективно осуществлять социально-профессиональную деятельность. Экономическая функция -увеличение профессиональной активности работника,
производительности труда, как следствие - удовлетворение потребностей индивида в труде, достойной оплате труда, способствует оптимальному использованию трудового потенциала работников. Медико-физиологическая функция заключается в реализации требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам, необходимым для выполнения той или иной профессиональной деятельности, соответствие работника рабочему месту. Психолого-педагогическая функция - профориентация способствует выявлению и формированию интересов, склонностей, способностей, помощи в поиске призвания, выбору профессии, соответствующей индивидуальным особенностям личности, ее потенциальным возможностям.
В зависимости от сочетания функций, которые выполняет профориентация, и от меры включения и освоения индивидуумом профессиональной деятельности следует различать первичную профессиональную ориентацию и вторичную. По мнению некоторых авторов, первичная профессиональная ориентация направлена на индивидов, в первый раз определяющихся с выбором профессии [25, С. 117, 17, С. 52]. Мы придерживаемся мнения, что первичная профориентация - система мер, способствующая выбору профессии индивидом сообразно его способностям, мотивам,
предрасположенностям и потребностям рынка труда. Первичная профориентация это толкование профориентации в узком смысле, а именно набор конкретных правил, пожеланий и ограничений по выбору профессии трудоспособным индивидом в соответствии с потребностями общества в целом и личности, в частности [4, 27, 31].
Вторичная профориентация - помощь при повторном выборе профессии, адаптация трудоспособных индивидов к профессии, ориентация в процессе профессиональной деятельности [25, С.119]. Рассадина М.В. под вторичной профориентацией рассматривает начальное знакомство с профессией, олицетворения человеком себя с профессией, формирование профессионального самосознания.
Другая группа авторов (Елесеева Г.Н., Евдокимова С.Ш., Одегов Ю.Г., Журавлев П.В.) понимает под вторичной профориентацией переориентацию, которая представляет собой процесс выбора и овладения новой профессией, мотивацией к смене рода деятельности, раскрытие новых возможностей на основе имеющегося опыта, знаний,
навыков, образования. Этапами переориентации является вытеснение прежних мотивов, возникновение новых мотивов, завершение работы на предыдущем месте, анализ рынка труда и содержания новой профессии, выбор нового места работы, обучение, адаптация.
Часть авторов используют термин переориентация и профпереподготовка в качестве синонимов. Такая точка зрения представляется ошибочной, так как профпереподготовка является элементом профессионального образования [6, 2, 11]. Профпереподготовка представляет собой процесс, способствующий нахождению рабочего места в соответствии с мотивами трудоспособного индивида и спросом рынка труда.
Авторами статьи под вторичной профориентацией (переориентацией) понимается деятельность, направленная на помощь и содействие к смене профессии, специализации с учетом индивидуальных предрасположенностей человека, мотивов, способностей, навыков и умений. Подобное толкование характерно для профориентации в широком смысле, а именно как системы правил и норм, способствующих подготовке кадров для экономики, их рациональному распределению и закреплению [1, 5, 18].
Вторичная профориентация характеризуется возрастанием роли организационно-управленческих воздействий (оценка и аттестация работника, профессионально-квалификационное продвижение, программы дополнительного профессионального образования) [20].
Профессиональная переориентация является внутренним и внешним процессом. Говоря о профпереориентации как внутреннем процессе, мы имеем в виду, что главной движущей силой к смене рода деятельности является желание индивида, его мотивация, уровень его профессионального самоопределения. Говоря же о внешней переориентации, мы имеем в виду взаимодействие с индивидом консультантов, служб занятости и т.д., посредством которых выбирается дальнейшая профессия сообразно потребностям рынка труда и экономики, способностям, индивидуальным предрасположенностям, знаниям, умениям и навыкам человека.
Представленный авторский подход к рассмотрению понятия профориентация позволяет осуществлять его многомерный анализ на пяти уровнях познания: мнение, явление, форма, процесс, сущность по критериям доминирования «социальная цель - экономическая цель». Иерархическая схема толкования позволяет выделить основные концепции профориентации.
Таблица 2
Взаимосвязь целей и подходов к определению роли человека в системе
профессиональной ориентации
Цели профессиональной ориентации Подходы
Воспитательный Диагностический
экономическая Концепция конкурентоспособности Концепция человеческого капитала
социальная Концепция всестороннего развития личности Концепция профессионального призвания
Сущность профессиональной ориентации на данном уровне также отражается в ее концепциях. Рассмотрим каждую из них подробнее.
Концепция конкурентоспособности - основывается на развитии в процессе труда у индивида совокупности профессиональных знаний умений и навыков, дальнейшее их использование в процессе трудовой жизни человека с целью получения максимальной экономической прибыли. Происходит инвестирование средств в повышение производительных возможностей путем получения образования и развития опыта.
Концепция конкурентоспособности рассматривает
экономическую цель профессиональной ориентации, т.к. концепция конкурентоспособности направлена на наиболее полную реализацию преимуществ индивида как субъекта экономической жизни [23].
Концепция профессионального призвания - заключается в предоставлении работнику такого рабочего места, помощи в овладении такой профессией, которые соответствовали бы его существующим способностям, наличию знаний и опыту, удовлетворяли бы внутреннюю социально-психологическую потребность к определенной профессии.
Концепция человеческого капитала - в рамках данной концепции рассматривается склонность индивида к какой-либо профессии, его способность заниматься определенным делом. Происходит выявление наиболее сильных сторон человека и дальнейшее их развитие, в соответствии с профессией, в рамках которой возможно наибольшая эффективность труда.
Концепция всестороннего развития личности - согласно ей, качество рабочей силы, ее производительность являются условиями
выживания и роста большинства предприятий в современной экономике.
Управление профориентацией кадров ориентирует работника на достижение конкурентоспособного превосходства перед другими работниками-конкурентами путем совершенствования своих компетенций и максимально долгого использования этих компетенций [22, С.67]. Соответственно, высокий уровень эффективности труда достигается развитием у работника профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для конкретной профессии.
Заключение
Изучение теоретических основ социально-экономической сущности профориентации показало, что профориентация - это система мероприятий, способствующих построению личностной конкурентоспособности индивида на протяжении всей трудовой жизни человека в рамках меняющихся социально-экономических реальностей с целью обеспечения соответствия между потребностями рынка труда, требованиями работодателей, способностями и мотивами работников.
ИСТОЧНИКИ:
1. Апостолов, О. Профориентация: опыт, проблемы, поиск // Соц. труд. — 1985. — №5. —
С.88-96.
2. Бармин, Н.Ю. Образование взрослых как путь к лидерским позициям страны в мировом
сообществе // Научный потенциал. — 2011. — №3. — С. 18-25.
3. Батышев, С.Я. Трудовая подготовка школьников // Вопросы теории и методики. — М.:
Педагогика, 1984. — 156 с.
4. Голоишток, А.Е. Выбор профессии и воспитания личности школьника. — М.: Педагогика,
1979. — 59 с.
5. Гришина, Г.А. Профориентация в системе социалистического расширенного
воспроизводства рабочей силы: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. — Ростов-на-Дону, 1979. — 30 с.
6. Жилкин, А. А., Горелова, О.И. Управление взаимодействием регионального рынка труда
и системы высшего профессионального образования // прикаспийский журнал: Управление и высокие технологии. — 2011. — №3. — С. 93-97.
7. Зеер, З. В. Психология профессий: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.:
Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, - 2003. - 152 с.
8. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб.
и доп. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 447 с.
9. Климов, Е. А. Психолого-педагогическая профконсультация учащихся. — Л.: ВНИИ ПТО,
1978. — 101 с.
10. Ковригин, М. А. Подготовка рабочих в условиях НТР. — М.: Экономика, 1981. — 35 с.
11. Коршунова, Е.Д. Деловой успех выпускника формируется в студенческие годы / Е. Д.
Коршунова // Вестник МГТУ СТАНКИН. — 2009. — №2. — С.117-120.
12. Психология сегодня: Материалы Х региональной студенческой научно-практической
конференции, Екатеринбург, 23 - 24 апреля 2008 г. / Отв. за выпуск В.А. Лебедева. — Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2008. — 254 с.
13. Мильнер, Е.З. Системный подход к организации управления. — М.: Экономика,
1983. — 224с.
14. Насонова, О.Л. Профессиональная ориентация как фактор социально-
психологической адаптации молодёжи в современных экономических условиях // Человек, рынок, образование на рубеже XXI века: Материалы международной научно-практической конференции. — Томск, ТПУ, 1999.
15. Плюснина, Л.К. Проблемы трудоустройства выпускников высших профессиональных
учебных заведений // Проблемы занятости молодёжи Новосибирской области и пути их решений: Тезисы научно-практического семинара, 29.11.2002. — Новосибирск: Департамент ФГСЗН по НСО, 2001.
16. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 22.09.1996 № 1 «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации»; Вопросы занятости населения // Экономика и учет труда. — 2005. — № 10. — С. 83.
17. Рассадина, М. В. Профессиональная ориентация как фактор совершенствования
системы непрерывного библиотечного образования: Дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03. — М., 2010. — 188 с.
18. Саруханов, Э.Р. Социально-экономические проблемы управления рабочей силы при
социализме. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. — 144с.
19. Саруханов, Э.Р., Сотникова С.И. Маркетинг рабочей силы: социально-экономический
анализ. — СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1995.
20. Сотникова, С.И. Профессиональная ориентация молодежи как инструмент
обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий // Вестник НГУЭУ. — Т.2. — №4. — 2012. — С. 14-22.
21. Сотникова, С.И. Экономико-организационные основы управления маркетингом
рабочей силы: Монография. — Новосибирск: Изд-во НГАЭиУ, 1998.
22. Сотникова, С.И., Немцева, Ю. В, Козлова, О. П. Управление профориентацией кадров в
инновационной экономике: Монография. — Новосибирск: НГУЭУ, 2011. — 380 с.
23. Сотникова, С. И., Маслов, Е.В., Глазырин, С.Ю. Управление конкурентоспособностью
персонала: Монография. — Новосибирск: НГУЭУ, 2006. — 302 с.
24. Суслова, Н.В., Богданова, Е.Л. Маркетинговая оценка персонала // Проблемы
управления персоналом в рыночной экономике: Тематический сборник научных трудов / Под ред. Л.Я. Кибанова. — М.: 1997.
25. Управление персоналом: Учебник. / Под общ. ред. Турчинова А. И. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Изд-во РАГС, 2008. — 608 с.
26. Управление персоналом предприятия: Учебное пособие / Под ред А.А. Крылова, Ю.В.
Прушинского. — М.: ЮНИТИ-Дана, 2002. — 495 с.
27. Федоришин, Б.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. — Киев:
Раденёвка школа, 1980. — 160с.
28. Филатова, К.А. О профессиональной ориентации учащихся средних школ в процессе
преподавания математики // Профессиональная консультация и ориентация молодёжи: Материалы межвузовской конференции. — Новокузнецк: Педагогический институт, 1970. — 136с.
29. Французова, Л.Я. Профориентация и профподбор — проблема рационального
использования трудовых ресурсов: Автореф. дис. . канд. экон. наук. — М., 1982. — 23 с.
30. Чудинов, Д.В. Системы управления трудовым потенциалом. — Пермь: СХИД, 1990.
31. Шишкина, Л.И. Профессиональная ориентация молодёжи и социальное
планирование // Профессиональная ориентация и консультация молодёжи: Материалы межвузовской конференции. — Новокузнецк: Педагогический институт, 1980. — 136с.
Olga A. Prokudina, Postgraduate student of the Economic faculty, Novosibirsk State University of Economics and Management
Social and economic essence of career guidance
ABSTRACT:
The article reviews the essence and contents of career guidance and summarizes certain viewpoints on the term.
KEYWORDS: career guidance, professional identity, competitive strengths