Научная статья на тему 'Современная система корпоративного управления образовательной организацией'

Современная система корпоративного управления образовательной организацией Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1795
285
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ / СТРАТЕГИЯ / СТИЛЬ / КУЛЬТУРА / ПРИНЦИПЫ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Блошко Виталий Васильевич

В статье предложена авторская интерпретация и основные принципы управления образованием. В своих суждениях автор опирается на результаты анализа социальных процессов корпоративного управления образованием в России. Рассматриваются компоненты и основные характеристики корпоративного управления в сфере образования. Особое внимание уделяется методам корпоративного управления в образовательных организациях. Делается вывод, что в целях повышения эффективности управления образовательными организациями необходима выработка научно обоснованных рекомендаций на материалах междисциплинарных исследований социокультурных факторов корпоративного управления в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современная система корпоративного управления образовательной организацией»

Блошко Виталий Васильевич - преподаватель кафедры социологии ФГКВОУ ВПО «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации, г. Москва.

123001, г. Москва, ул. Большая Садовая, д. 14.

Тел.: 8-495-684-13-91. E-mail: vit.bloshko@gmail.com

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Динамика изменения социальной реальности обуславливает тенденции развития всех сфер жизнедеятельности человека при ведущей роли интеллектуального труда, что, несомненно, повышает значение образования, как важнейшего фактора формирования нового качества российского социума. В свою очередь, развитие образовательной сферы в значительной степени определяется эффективностью управления всеми ее звеньями.

Проведенный автором анализ обширной литературы по социологии управления и теории менеджмента [4, с. 10-12; 10, с. 50-53; 11, с. 14-20 и др.] позволил выявить значительное количество формулировок категории «управление». В широком смысле под этим термином исследователи понимают систематическое воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект с тем, чтобы обеспечить его целостность, устойчивое функционирование, оптимальное равновесие с окружающей средой и достижение намеченной цели.

Достижения в сфере педагогики и социологии образования обусловили сегодня замену философии «воздействия» в управлении на философию «взаимодействия» или сотрудничества [9, с. 70-72]. Основываясь на таком подходе к определению сущности управления как научной категории, предлагается авторская интерпретация «управления образованием» как системы взаимодействия субъекта и объекта управления для достижения поставленной цели посредством целенаправленной деятельности органов власти по обеспечению организации, функционирования и развития системы образования (см. схему).

Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что в задачах управления нет места формированию общей стратегической цели, стоящей перед объектом управления. Это очень важное положение предполагает формирование цели иными, внешними по отношению к образованию системами: государством, социумом, работодателями и др., т.е. теми субъектами, чьи интересы пересекаются в сфере образования, определяя важность корпоративного управления образовательной системы.

Важнейшей особенностью управления образованием в современных условиях, согласно Б.С. Гершунскому, становится то, что проблемы образования должны решаться не только на уровне образовательной системы, но и выходить на общегосударственный уровень, формируя глобальный характер управленческого взаимодействия. Такое положение обуславливает, по мнению автора, необходимость учета при управлении образованием ряда принципов. Среди них:

- принцип системности, предполагающий управление системой образования на основе единства и взаимодействия современных образовательных технологий, инновационных методов обучения, соответствующих организационных структур, форм и механизмов в сфере образования;

- принцип совершенствования теоретико-методологических основ управления образованием и построение практической деятельности на этих основах;

- принцип децентрализации управления образованием реализуется посредством разграничения компетенций, полномочий и ответственности между различными уровнями управления, устанавливая новые взаимоотношения общегосударственных, региональных, муниципальных органов управления образованием как между собой, так и с образовательными организациями;

- принцип развития конкурентной образовательной среды, где создание насыщенного рынка образовательных услуг становится значимым фактором управления современным образованием;

- принцип контроля образовательной сферы на основе фиксации требований к качеству образования и развития системы выполнения этих требований становится наиболее актуальным в условиях развития рынка образовательных услуг;

- принцип усиления корпоративной составляющей управления, который предполагает, что к управлению образованием для решения различных проблем в данной сфере в современных условиях необходимо привлекать различные социальные институты, главным образом, бизнес, семью, а также пересмотреть роль образовательных организаций и самих обучающихся в управлении процессом образования.

Анализ научной литературы показал недостаточность теоретического и практического изучения корпоративного управления сферой образования. Так, используемая трактовка категории корпоративного управления носит явно экономический характер и предполагает систему взаимоотношений между управляющими компаниями и их владельцами, акционерами и другими заинтересованными сторонами по вопросам обеспечения эффективности деятельности компании на основе учета интересов всех участников. Однако не следует трактовать корпоративное управление только как управление корпорацией.

Применение определения «корпоративный» касательно управления образовательной сферой рассматривается в смысловом контексте как «объединяющий» или «связующий», что, соответственно, позволяет автору интерпретировать корпоративное управление образовательными организациями как форму организации взаимодействия множества лиц и организаций, имеющих

отношение к самым разным аспектам функционирования образовательной системы на основе социальной интеграции. Автор делает акцент на корпоративное взаимодействие в образовании как определенные отношения стейкхолдеров образовательной сферы, посредством которых каждый из них стремится добиться реализации своих интересов в системе корпоративного управления за счет объединения индивидуальных и общественных целей.

Специфика корпоративного управления заключается в том, что объектом управления выступает совокупность независимых друг от друга взаимодействующих субъектов, каждый из которых имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов. Вместе с тем специфика и сложность управления социальными системами, к числу которых относится и система образования, определяется необходимостью обеспечивать функционирование системы посредством создания условий, позволяющих реализовать социальные предписания. В соответствии с этим положением управление образовательной организацией направлено на устранение отклонений от заданной программы и подавление возмущающих воздействий.

Надлежащее корпоративное управление, в свою очередь, способствует предотвращению конфликтов или их разрешению посредством предусмотренных процессов и структур, обеспечивающих регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации. В связи с этим возникает вопрос о выборе оптимальной схемы управления на принципиально новых основах, где корпоративное управление образованием позволит обеспечить эффективность и адаптацию образовательной организации к постоянно меняющимся условиям внешней среды с учетом позиций различных агентов образовательного пространства.

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что корпоративное управление имеет два компонента:

- внешний, сфокусированный на отношениях образовательной организации с социально-экономической средой: государством, органами управления и другими заинтересованными лицами;

- внутренний, сосредоточенный на взаимоотношениях внутри образовательной организации.

В корпоративном управлении особую роль играет принцип сочетания государственных и общественных начал, т.к. образовательная организация является не только государственной организацией, но и, прежде всего, социальным институтом, призванным удовлетворять образовательные запросы личности, государства и общества в целом. Представляя собой достаточно сложный объект корпоративного управления, действующий в меняющемся социуме, образовательная организация нуждается в теоретически обоснованном выстраивании управленческой модели.

На основе изучения рассматриваемой проблематики смысл корпоративного управления образовательными организациями видится автору в формировании единой интегрированной основы взаимодействия всех субъектов образовательной сферы для реализации стратегической цели развития образования. Такое положение позволяет рассматривать корпоративное управление как прогрессивный вид управленческой деятельности, характеризующийся наличием стратегии образовательной организации, корпоративного стиля управления, корпоративной культуры и других компонентов.

Из результатов, полученных в ходе практических исследований в области корпоративного управления, напрашивается вывод, что корпоративная культура образовательной организации становится стратегическим инструментом управления на основе интеграции сотрудников посредством формирования коллективной системы ценностей, традиций и пр. Также необходимо отметить, что в настоящее время корпоративный стиль руководства позволяет принимать целесообразные решения при высокой мотивации сотрудников и относительной «разгрузке» руководителя.

Предварительный анализ базовой информационно-аналитической литературы по рассматриваемой проблематике показал, что все многообразие форм корпоративного управления можно условно разбить на группы, соответствующие германской или американской моделям. Вместе с тем, форму корпоративного управления определяют национальные особенности страны его реализации. На основе теоретического осмысления рассматриваемой проблематики, в качестве основных методов корпоративного управления образовательной организацией автор выделяет следующие группы методов: организационно-административные методы, основанные на прямых директивных ука-

заниях; экономические методы, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические методы корпоративного управления.

Обобщая вышеизложенный материал, автор считает необходимым акцентировать внимание на социальных результатах корпоративного управления образованием в России, определяющих его социальную значимость и заинтересованность российского общества в создании оптимальной модели управления образованием.

Формирование такой модели для российской действительности, по мнению автора, требует охвата всего многообразия функций корпоративного управления отдельными субъектами образовательной системы для предоставления возможности реализовать их совместные интересы. Кроме того, для реализации специфических особенностей корпоративного управления через практическую деятельность образовательных организаций требуется обоснование множества норм и правил корпоративного взаимодействия и регулирования. На основе накопленного опыта функционирования корпоративных интегрированных бизнес-систем, можно сформулировать основополагающие постулаты корпоративного управления образовательной системой с учетом особенностей российской действительности.

Проведенные теоретические изыскания позволяют судить о том, что, несмотря на «неразвитость» теории корпоративного управления образованием, среди научной общественности уже сложились представления о логике преобразований теоретических знаний в практические действия. Они дают возможность проследить возникающие в ходе корпоративного управления связи в трех аспектах отношений: на личном, коллективном и социальном уровне. Так, социальный результат, будучи следствием взаимодействия субъектов образовательного пространства, во многом зависит от уровня социального сознания органов управления и социума, т.е. от убеждений, ценностей, культуры, стиля жизни, традиций, а также степени правового и законодательного регулирования.

Анализ результатов корпоративного управления как общественной деятельности показал, что именно вызовы глобализации приводят к необходимости выработки новых стратегий, связанных с интеграционной деятельностью государства, бизнеса, работников образовательных организаций, родителей и др. в ходе корпоративного управления образованием. С процессами глобали-

зации также связывают «феномен делокализации» образовательных организаций, обусловленный возможностями выбора родителями образовательных траекторий для своих детей, что в качестве побочного эффекта приводит к значительному уменьшению влияния органов управления на возможность держать под общественным контролем сферу образования.

Обозначенные процессы лишь косвенно связаны с проблемами социальной результативности образования, однако нельзя не отметить, что следствием глобализации становится отчуждение образования как социального института от национальных корней, ценностей, корпоративных норм, традиций и принципиальных установок, что ведет к размыванию социального запроса на образовательные услуги [7]. Подтверждением этому явлению стали результаты исследований российскими авторами социальных представлений о целях системы образования, ожидаемых социальных результатах образования, свидетельствующие о неустойчивости и внутренней противоречивости взглядов населения на роль и значение образования в жизни современного человека [8, с. 75].

Тенденции и перспективы развития экономической сферы также в значительной степени влияют на реализацию корпоративного управления образовательной организацией.

Во-первых, из сферы экономики был заимствован такой показатель оценки деятельности образовательной организации, как эффективность, и ориентация на ее повышение привела, в свою очередь, к появлению методик оценки деятельности образовательных организаций как предприятия сферы услуг, посредством анализа качества образовательного, воспитательного, управленческого процессов [3; 6, с. 42]. Отношение к образовательной организации как предприятию сферы услуг обусловило лицензирование и сертификацию его деятельности.

Во-вторых, влияние экономических тенденций на социальный результат образования позволяет сделать вывод, что в сложившихся условиях на первое место выходит рыночная стратегия развития образовательной системы [5, с. 44], когда образовательная организация ориентирована на работу с обучающимися, как с клиентами. Социологические исследования показывают, что данный феномен общественной жизни еще не занял своей ниши, поэтому не лишним будет обучение участников корпоративного управления навыкам потребительской культуры и предъявлению заказа; формированию общеобразо-

вательными организациями и органами управления образовательных услуг, отвечающих на социальный заказ; проведение оценки качества услуг самими потребителями. Для этого автор, прежде всего, отмечает тот факт, что образовательные организации уже сейчас находятся в состоянии конкуренции за контингент обучающихся. При этом многие из них предоставлены сами себе и вынуждены самостоятельно вырабатывать и реализовывать стратегию выживания, поэтому социокультурные технологии корпоративного управления могут стать важным инструментарием развития сферы образования.

Кроме того, в условиях усиления гуманитарной направленности экономического развития происходит постепенная социализация бизнеса, где предприниматели все больше вовлекаются в решение ключевых социальных проблем, в том числе, в сфере образования, что превращает их в полноправного и ответственного субъекта социальной политики. Экономика как системообразующий элемент современного корпоративного управления обусловила проникновение в сферу образования технологий управления, стратегий менеджмента и маркетинга.

Так, интерес исследователей корпоративного управления образованием [6, с. 35] направлен на изучение процессов «менеджеризма», рыночных стратегий образовательных организаций, потребительскую психологию и пр. Одним из проявлений «менеджеризма» стало продвижение в системе образования определенных бизнес-трендов, где в качестве основного тренда социально значимого результата управления образованием в образовательную деятельность было введено понятие «компетентность» [12, с. 23], характеризующее способность личности использовать образовательный опыт для решения социальных проблем. Это позволяет сделать вывод, что компетентность как таковая выступает на сегодняшний день формой социального заказа государства, работодателей, родителей и других стейкхолдеров образовательного пространства на те навыки, умения и знания, которыми должен обладать специалист, осуществляемый свою деятельность в социуме.

Показательным является проникновение «менеджеризма» в терминологию научных исследований проблем социальной результативности образования, где значимой видится характеристика системы образования как триады взаимодействующих представителей социальных групп субъектов деятельности: заказчиков, провайдеров и потребителей, находящихся между собой в

рамках устойчивых формальных и неформальных социальных отношений [2]. Применительно к проблематике проводимого исследования отметим, что у каждого из обозначенных агентов имеются собственные цели в сфере образования, которые не всегда совпадают.

В качестве системообразующего предмета оценивания, интегрирующего различные представления основных агентов образовательного пространства о социальных результатах корпоративного управления образованием, может выступать тренд компетентности, что обусловлено многоаспектностью его возможного предъявления. Появление и распространение компетентностного подхода создает базу для конструктивного диалога всех заинтересованных сторон корпоративных отношений.

Г лавное беспокойство при анализе социальных результатов корпоративного управления образованием, по мнению экспертов [9, с. 63], связано с тем, что до сих пор не сделаны шаги, меняющие ориентацию управления образованием с правильного выстраивания процессов на достижение конкретных образовательных результатов и социальных эффектов. Вместе с тем необходимо обратить внимание на тот факт, что недостатки в управлении несут угрозу образованию как социальному институту. Автору видится их преодоление посредством формулирования образовательных запросов, на которые должна реагировать образовательная организация. Показательно, что сама структура таких запросов учитывает особенности развития современного общества, не ограничиваясь только субъектами образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родительской общественностью), но и включая других агентов образовательного пространства.

Распространение практики использования таких форм общественного участия в управлении, как, например, попечительские советы, позволяет повысить контроль над использованием ресурсного обеспечения, что, в свою очередь, способствует снижению инвестиционных рисков при инвестировании в образовательную сферу. Попечительские советы включают в свой состав представителей общественности, органов власти и бизнес-сообщества, региональные и муниципальные советы родительской общественности [1, с. 60]. В то же время во многих образовательных организациях не уделяется значительное внимание формированию корпоративной культуры как интегрирующему элементу корпоративного управления.

Концепция социальной солидарности стейкхолдеров образовательной системы, нашедшая свое конкретное воплощение в идеологии и практике социального партнерства и теоретически, и практически обусловливает возможность формирования единой корпоративной культуры, которая интегрирует на основе своих ценностей, норм, образцов поведения государство, менеджеров, работников образовательных организаций и пр. Однако это лишь один из факторов, которые вынудили корпоративное управление сфокусироваться на социокультурной составляющей управленческой деятельности к вопросам социокультурного соответствия образования в целом, и системы её управления, в частности, тому социуму, в котором они существуют и функционируют.

В заключение необходимо отметить, что в целях повышения эффективности управления образовательными организациями необходима выработка научно обоснованных рекомендаций на материалах междисциплинарных исследований социокультурных факторов корпоративного управления в современной России.

* * *

1. Байнова М.С. Работа управляющих советов в образовательных учреждениях московской области: социологический анализ // Социальное управление и вызовы современной цивилизации: материалы VIII Афанасьевских чтений / под ред. проф. О.А. Уржа. М.: РГСУ, 2010.

2. Воробьева С.В. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательными системами // Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами. М.: «Академия», 2008.

3. Государственные образовательные стандарты как средство обеспечения качества

образования в условиях реформирования социальной сферы: сб. материалов к заседанию научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации /2006/ [Электронный ресурс] // Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: [сайт]. URL:

http://council.gov.ru/joumalsf/cat2/joumal6/2005/number17.html (Дата обращения:

17.02. 2012).

4. Граждан В.Д. Социология управления: Учебник. М.: Кнорус, 2007. 508с.

5. Грунин А.А., Дуброва М.В., Смирнов П.А. Государственный финансовый контроль в сфере образования Российской Федерации: теория и практика: монография / под. общ. ред. А.А. Грунина. М.: АПКиППРО, 2010.

6. Ефремова Н.Ф. Системы оценки качества образования. М.: Логос, 2007.

7. Ивашевский С.Л. На пути к изменению образовательных потребностей российского общества // Инновации в образовании. 2007. № 6. С. 22-28.

8. Краевский В.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством: монография. М.:ИУО РАО, 2007.

9. Современные стратегии управления образованием: концепции и модели: сб. науч. трудов / сост. Р.М. Шерайзина. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2005.

10. Тихонов А.В. Социология управления. М., 2007.

11. Халиков М.И. Система государственного и муниципального управления. Уфа: РИО БАГСУ, 2007.

12. Хуторской А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования // Инновации в образовании. 2008. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.