УДК 377:378
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
К ПРОБЛЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ:
СТЕЙКХОЛДЕРСКИЙ ПОДХОД
Е.Ю. Левина
Аннотация. Актуальность задач, стоящих перед управлением развитием образования, заключена в обеспечении качества, доступности и эффективности образования в целом, как способов повышения его роли и продуктивности для других систем. В связи с этим, данная статья направлена на раскрытие специфики стейкхолдерского подхода, как основы реализации государственно-общественного управления образованием. В статье представлены принципы и условия реализации государственно-общественного управления образованием, приведены основные характеристики агентов образовательных систем, выделены требования и ожидания агентов образовательных систем. Материалы статьи представляют практическую ценность для руководителей образовательных структур, организаций, органов управления образованием, исследователей, занимающихся вопросами управления образованием.
Ключевые слова: управление развитием образования, государственно-общественное управление образованием, образовательные агенты, стейкхолдерский подход.
PROBLEM OF DEVELOPMENT OF EDUCATION:
STAKEHOLDER APPROACH
E. Levina
Abstract. The urgency of the challenges facing the management of education development lies in the quality, accessibility and effectiveness of education in general as a way to increase its role and its productivity towards other systems. Therefore, this article is aimed at disclosing the specifics of Stakeholder approach as the basis for the implementation of state-public education management. The article presents the principles and conditions for the implementation of state-public education management, the main characteristics of the agents of education systems, the demands and expectations of agents of educational systemsare highlighted. Article submissions are of practical value to heads of educational institutions, organizations, educational authorities, researchers involved in education management.
Keywords: management of education development, public education, public administration, education agents,
Stakeholder approach.
Текущие социально-экономические
процессы ставят перед образовательной системой и каждой образовательной организацией инновационные задачи:
-экономический уровень: вхождение
образовательных структур в рыночную экономику; завоевание рыночной
образовательной ниши при сохранении традиций обучения; создание кластеров и др.;
-педагогический уровень: реализация
компетентностной образовательной парадигмы, внедрение новых образовательных стандартов, разработка новых образовательных программ, соответствующих современным реалиям и т.п.;
-социальный уровень: переход к системе государственно-общественного управления, обеспечивающего «постоянное ответственное участие и взаимодействие в управлении образованием всех образовательных агентов» [1];
-организационный уровень: разработка
механизмов управления развитием
образовательных систем, организаций и структур.
Для образовательной системы формируется специфическая совокупность заинтересованных групп, так или иначе влияющих на формирование внешней и внутренней среды образовательной системы. Образовательные агенты или стейкхолдеры реализуют деятельность или принимают результаты деятельности образовательных систем, к ним можно отнести: органы власти; бизнес-
структуры, личность, общество, сотрудников образовательных организаций. Тогда одной из задач реализации государственно-
общественного управления, включающего в себя нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственнообщественного управления образованием, всех участников образовательного процесса, органы управления образовательными организациями и органы государственного управления
образованием, процедуры и механизмы их
11
взаимодействия), будет структуризация и обеспечение интересов образовательных агентов с учетом их взаимодействия, неизбежно возникающего конфликта интересов и уровня влияния.
Анализ возникшей ситуации, нормативных документов и исследований в области становления и развития государственнообщественного управления образованием, позволил выделить ряд принципов и условий, определяющих методологию его реализации.
Принципы реализации государственнообщественного управления образованием:
- обоснование и определение позиций образовательных агентов в области управления образовательными системами как социальной задачи;
- активность образовательных агентов в области управления образовательными системами;
- определение правовых границ
конструктивного взаимодействия
образовательных агентов;
- достижение баланса интересов образовательных агентов в области результативности образовательных систем.
Условия реализации государственнообщественного управления образованием:
- формирование нормативной базы определения и взаимодействия образовательных агентов на всех уровнях образовательных систем;
- формирование ресурсной (материальнотехнической и информационной) базы взаимодействия образовательных агентов на всех уровнях образовательных систем;
- распространение идей государственнообщественного управления образовательными системами на всех уровнях образования;
- формирование мотивации взаимодействия образовательных агентов на всех уровнях образовательных систем в области управления;
- разработка концепции и программ реализации государственно-общественного управления на всех уровнях образовательных систем и в образовательных организациях;
- разработка научно-методического обеспечения взаимодействия образовательных агентов на всех уровнях образовательных систем;
- подготовка кадров (управленческих и педагогических) для реализации государственнообщественного управления на всех уровнях образовательных систем и в образовательных организациях.
На данном этапе становления системы государственно-общественного управления важную роль играет определение границ полномочий всех образовательных агентов, разработка адекватной нормативной базы и системы взаимодействия образовательных агентов (агентских сетей) через различные формы, соответствующие имеющимся ресурсным, территориальным и
институциональным условиям.
В настоящее время в исследованиях, посвященных разработке институциональных стратегий и стратегическому менеджменту, наметилось формирование так называемого стейхколдерского подхода (Stakeholder approach) [2, 5], что подтверждает возрастающую степень ответственности бизнеса за результаты своей деятельности в экономической, социальной и политической сфере. Аналогичная функция в этом смысле и у образовательных систем, при этом уровень ответственности системы перед социумом не только существенно выше, но и определяется личностными характеристиками каждого ее участника.
Реализация данного подхода в рамках перехода к государственно-общественному управлению означает возрастающую роль образования в экономической, социальной и политической сфере общества, в настоящее время наметились следующие шаги по реализации данной идеи [4]: высокая интеграция всех видов (горизонтальная и вертикальная) образовательных систем; реализация корпоративного и кластерного образования; взаимодействие образовательных агентов в виде некоммерческих структур, осуществляющих общественное наблюдение за ходом образовательных процессов (ассоциаций) и др.
Осуществим систематизацию основных характеристик образовательных агентов (таблица 1).
Необходимо осуществить и обеспечить такой баланс интересов образовательных агентов, чтобы их взаимодействие при реализации образовательной деятельности было максимально эффективным. Выполнить эту задачу можно при условии, что государственнообщественное управление будет
рассматриваться не как пирамидальная иерархическая конструкция (как на данный момент), а как горизонтальная система взаимосвязей и сфер ответственности, максимально учитывающая и реализующая ожидания образовательных агентов (таблица 2).
12
Таблица 1. - Основные характеристики агентов образовательных систем
Г руппа Характеристика группы
«Личность» (ученик, студент) Реализует свои образовательные потребности с учетом личных возможностей и способностей, является потребителем образовательных услуг
«Общество» Обеспечивает социальное регулирование деятельности образовательных систем, определяя общественное мнение, уровень социальной ответственности и др. факторы, является потребителем образовательных услуг
«Сотрудники образовательных организаций» Осуществляет образовательную и организационную деятельность в рамках образовательных организаций, по роду деятельности взаимодействует с остальными образовательными агентами, учитывает их интересы, является производителем образовательных услуг
«Бизнес-сообщество» (работодатели) Определяет потребности в направлениях образования, заинтересованы в качестве образования, является потребителем образовательных услуг
«Органы власти» (управление образованием всех уровней) Определяет стратегическое развитие системы, осуществляет нормативное регулирование, все виды управления, является и производителем, и потребителем образовательных услуг
Таблица 2.- Требования и ожидания агентов образовательных систем
Требования к агенту Тип агента Ожидания агента
Систематическое освоение образовательных программ, получение профессии, реализация на рынке труда «Личность» (ученик, студент) Реализация образовательных потребностей, личностное развитие, получение качественного образования, востребованность на рынке труда
Позиционирование образовательных систем любого уровня как фактора социализации «Общество» Социализация обучающихся, занятость населения, получение качественного образования, активного работоспособного члена общества
Предоставление качественных образовательных услуг «Сотрудники образовательных организаций» Предоставление рабочих мест, удовлетворительные условия труда, востребованность на рынке образовательных услуг, личностное, творческое, педагогическое развитие
Предоставление рабочих мест, регулирование спроса на направления подготовки и определение требований к качеству выпускника образовательных организаций «Бизнес-сообщество» (работодатели) Сотрудничество с образовательными системами всех уровней, заявка на подготовку необходимых рынку труда выпускников, учет выставленных требований
Прозрачность управления образовательной системой, нормативное и иное регулирование, контроль деятельности, развитие образовательных систем «Органы власти» (управление образованием всех уровней) Активное участие образовательных агентов в управлении и самоуправлении образовательными системами, социальное партнерство всех заинтересованных агентов, повышение уровня ответственности агентов
Предпосылкой принятия стратегических решений для формирования баланса интересов образовательных агентов не может выступать экономический фактор (как, например, стоимость капитала или достижение прибыли в коммерческих организациях [3]). Позиция образовательных систем в обществе и достижение ее результативности достаточно сложно измеримы, есть и явные противоречия в интересах образовательных агентов.
Приведем некоторые примеры:
- стандартизация образования (агент «органы власти») противоречит интересам личностного развития (агент «личность»);
- бизнесу необходимы специалисты, обладающие определенными узкими
профессиональными качествами
(компетенциями), что вызывает проблемы и противоречия, связанные с фундаментализацией образования (агент «личность»), и требует педагогической готовности к инновациям (агент «сотрудники образовательных организаций»);
- спрос на определенные виды профессий на рынке труда (агент «бизнес») может противоречить возможностям образовательных систем (агент «сотрудники образовательных организаций») или желаниям обучающихся (агент «личность») и прочее.
Результативность государственно-
общественного управления образованием определяется следующими (конечными) факторами: реализация прав всех
13
образовательных агентов на управление; улучшение условий реализации образовательной деятельности для всех образовательных агентов (нормативная, информационная, материальная база); достижение баланса интересов образовательных агентов (зона толерантности); положительное развитие результатов образовательной деятельности (достижение удовлетворения ожиданий образовательных агентов).
Таким образом, определен приоритет взаимодействия образовательных агентов как необходимый элемент устойчивого развития образовательной системы, для чего необходимо включить его в процесс стратегического планирования, разработки образовательных инновационных проектов, определяя
возможности эффективного участия
стейкхолдеров образования в зоне координации
Литература:
1. Алфёрова Л.И., Антропова С.Е., Исаева Л.Г. Модель участия общественности как эффективный механизм введения федеральных государственных образовательных стандартов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// 74-gim76.edusite.ru>
2. Гумеров А.В. Концепция стратегического планирования на основе методологии менеджмента качества [Электронный ресурс] / А.В. Гумеров // Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. - 2012. - № 9. - Режим доступа: http://uecs.ru
3. Ивашковская И.В. Финансовые измерения корпоративных стратегий. Стейкхолдерский подход / И.В. Ивашковская. - М.: ИНФРА-М., 2008. - 257с.
4. Левина Е.Ю. Информационная открытость как фактор развития государственно-общественного управления образовательных систем [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. Режим доступа: www.science-education.ru/123-19929
5. АссоийаЫШу, программа ООН по охране окружающей среды и STAKEHOLDER RESEARCH ASSOCIATES. Практическое руководство по организации взаимодействия со стейкхолдерами: аналитика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: UrbanEkonomic.ru
финансового, интеллектуального и социального капитала.
Несмотря на то, что переход к государственно-общественному образованию законодательно установлен, на текущий момент имеются значительные затруднения по его реализации, отсутствие опыта, норм и регламента общественного управления. Для осуществления и реализации государственнообщественного управления образованием необходимо изменение позиций всех заинтересованных агентов, переосмысление своей роли и функций в образовательной деятельности, выявление реальных ожиданий и определение зон влияния агентов, равноправие всех образовательных субъектов в образовательной политике и принятии решений в области качества, доступности и безопасности образовательных систем.
References:
1. Alfjorova L.I., Antropova S.E., Isaeva L.G. Model' uchastija obshhestvennosti kak jeffektivnyj mehanizm vvedenija federal'nyh gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http:// 74-gim76.edusite.ru>
2. Gumerov A.V. Koncepcija strategicheskogo planirovanija na osnove metodologii menedzhmenta kachestva [Jelektronnyj resurs] / A.V. Gumerov // Upravlenie jekonomicheskimi sistemami: jelektron nauch. zhurn. - 2012. - № 9. - Rezhim dostupa: http://uecs.ru
3. Ivashkovskaja I.V. Finansovye izmerenija korporativnyh strategij.Stejkholderskij podhod / I.V. Ivashkovskaja. - M.: INFRA-M., 2008. - 257s.
4. Levina E.Ju. Informacionnaja otkrytost' kak faktor razvitija gosudarstvenno-obshhestvennogo upravlenija obrazovatel'nyh sistem [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. - 2015. -№ 3. Rezhim dostupa: www.science-education.ru/123-19929
5. Accountability, programma OON po ohrane okruzhajushhej sredy i STAKEHOLDER RESEARCH ASSOCIATES. Prakticheskoe rukovodstvo po organizacii vzaimodejstvija so stejkholderami: analitika [Jelektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http: UrbanEkonomic.ru
Сведения об авторе:
Левина Елена Юрьевна (г. Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования» Российской академии образования, e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Levina (Kazan, Russia), candidate of pedagogic sciences, senior research officer of "Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education", e-mail: [email protected]
14