Научная статья на тему 'К вопросу информационного обеспечения стратегического развития социально-экономических систем'

К вопросу информационного обеспечения стратегического развития социально-экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / РАЗВИТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS / DEVELOPMENT / INFORMATION SUPPORT / MANAGEMENT AND FORECASTING-ING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левина Елена Юрьевна, Гумеров Анвар Вазыхович

В статье рассмотрен вопрос разработки информационного обеспечения развития социально-экономических систем. Авторами показана значимость количества и качества информации для принятия стратегических решений. В статье приведены этапы и процедуры формирования информационного обеспечения, показана возможность отбора информации о состоянии социально-экономических систем и процессов на основе ее качества. Статья предназначена для ученых и практиков, занимающихся вопросами управления, развития и прогнозирования состояния социально-экономических систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE QUESTION OF INFORMATION SUPPORT STRATEGIC DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

The article discusses the development of information support development of social and economic systems. The authors have shown the importance of the quantity and the qualitytion of information for strategic decision-making. The article describes the steps and procedures of formation of information security, the possibility of selection of information on the state of socio-economic systems and processes on the basis of its quality. This article is intended for scientists and practitioners involved in management, development and forecasting of socio-economic systems.

Текст научной работы на тему «К вопросу информационного обеспечения стратегического развития социально-экономических систем»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 343

К ВОПРОСУ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

Е.Ю. Левина, А.В. Гумеров

Аннотация. В статье рассмотрен вопрос разработки информационного обеспечения развития социально-экономических систем. Авторами показана значимость количества и качества информации для принятия стратегических решений. В статье приведены этапы и процедуры формирования информационного обеспечения, показана возможность отбора информации о состоянии социально-экономических систем и процессов на основе ее качества. Статья предназначена для ученых и практиков, занимающихся вопросами управления, развития и прогнозирования состояния социально-экономических систем.

Ключевые слова: социально-экономические системы, развитие, управление, прогнозирование, информационное обеспечение.

THE QUESTION OF INFORMATION SUPPORT

STRATEGIC DEVELOPMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC SYSTEMS

E.Yu. Levina, A.V. Gumerov

Abstract. The article discusses the development of information support development of social and economic systems. The authors have shown the importance of the quantity and the qualitytion of information for strategic decision-making. The article describes the steps and procedures of formation of information security, the possibility of selection of information on the state of socio-economic systems and processes on the basis of its quality. This article is intended for scientists and practitioners involved in management, development and forecasting of socio-economic systems.

Keywords: socio-economic systems, development, management and forecasting-ing, information support.

Изучение степени влияния свойств информации на качество управления привело к интересным выводам: на правильность принятия управленческого решения влияет объем информации. Ее недостаток ставит систему в положение, когда она должна принимать решения, не имея возможности правильно рассчитать максимально возможное количество вариантов, что, конечно, снижает вероятность принятия лучшего в данной ситуации решения. Избыток информации, конечно, повышает вероятность выбора лучшего варианта решения [2], но время, потерянное на обработку избыточной информации - потерянное время, а сама работа бесполезна. Кроме того, избыток информации способствует "сокрытию" главной информации.

Исходным пунктом в формировании информационной основы стратегического развития социально-экономических систем является доминирующая стратегия, которая в виде по-

требностей и целей оказывает избирательное влияние при анализе и обобщении всей поступающей информации. Итогом избирательного информационного анализа и синтеза является формирование динамически пополняемого информационного массива, включающего в себя исходную, обработанную, пусковую, командную, диагностическую (обратную) и управленческую информацию, а исходно поставленная цель выступает как некий массив информации по отношению к будущим и желаемым состояниям социальной или экономической системы. Видами и свойствами информации и скоростью ее циркуляции и обработки определяются каналы коммуникаций, которые могут оказывать усиливающее или ослабляющее влияние.

Очевидно, что информационные потоки тогда становятся стратегическим ресурсом развития системы, когда существует единая система отбора, аналитики и управления метаданными с определенными информационными качест-

вами, их автоматизированный оборот и контент. Здесь требуется интеграция организационного, технологического и информационного обеспечения, с том, чтобы существовала динамическая база точных, полных, целостных, доступных структурированных и формализованных информационных ресурсов в масштабе исследуемого объекта.

Под информационным обеспечением обычно понимается предоставление (использование) информации для какой-либо деятельности, управления или автоматизированных систем [1]. Сформированное информационное обеспечение стратегического развития систем должно обеспечить координацию всех информационных работ и предоставить пользователю по требованию информационные ресурсы, обладающие необходимыми качествами, динамическими свойствами и пригодные для многократного использования.

Поэтому, авторы считают, что разработка информационного обеспечения стратегического развития социально-экономических систем должно включать в себя следующие этапы:

- отбор значимого контента для информационного обеспечения;

- определение источников информационного обеспечения;

- способы получения, классификации, группировки информации;

- определение распределенных информационных потоков, их формализация;

- проверка полученной информации через изучение взаимодействия данных и степени корреляции;

- анализ данных;

- прогнозирование состояния внешней и внутренней среды с учетом существующих экономических и социально-политических трендов.

Формируемое информационное обеспечение стратегического развития социально-экономических систем (рис.1) применимо на каждом из названных этапов, и заключается в «органическом соединении научных знаний, научной методологии и методики с новейшими техническими средствами во всех проявлениях информационной работы» [3].

| I | I I

\ Критерии отбора \_ . Выбор источников I _| Критерии качества \

1 информации \ ^ \ \ информации \

:::::::::::::.... ____:::::::::::::::: 1 I

| Определение зоны сканирования внешней и внутренней среды системы |

| Определение технологических и временных каналов получения информации

I

Т

\ Сканирование информации \

I |

____________________________*______________________________

\ Классификация, формализация и структурирование информационных потоков \ _______________________+________________________

I Верификация результатов поиска I

I |

I

| РЕЗУЛЬТАТ: информационное обеспечение стратегического развития 1 социально-экономических систем

Рисунок 1. Процедура формирования информационного обеспечения стратегического развития социально-экономических систем

Выбор источников - начальная стадия фор- экономических систем, определяющая исход-

мирования информационного обеспечения ную позицию информационного потока, его

стратегического развития социально- достоверность. Здесь под источниками пони-

мается документированные носители любой социально-экономической информации, прямо или косвенно затрагивающие потенциальные интересы агентов (стейхолдеров) системы.

Определяющим фактором на данном этапе является устранение заведомо противоречивых данных, размывающих последующее аналитическое представление социально-экономической ситуации. Также важным фактором становится стоимость потребляемой информации, поскольку здесь есть вероятность получения «дешевых», но не адекватных данных, в то же время, достоверные отчеты, выполняемые специальными аналитическими группами имеют достаточно высокую цену. Следовательно, определяя выбор источников необходимо учитывать стоимость базовой информации, впоследствии составляющей основу стратегического планирования. Кроме того, имеет смысл обратить внимание и на доступность информации, то есть способ ее размещения в открытом доступе и уровень тиражирования. Актуальность базовой информации для стратегического развития не слишком высока,

Важность управления внешними и внутренними ресурсами социально-экономических систем ставит необходимым определение «организационных границ среды» и рентабельное использование всех информационных ресурсов, нацеленных на развитие компании в долгосрочной перспективе. На данном этапе важ-

поскольку здесь реализуется долгосрочный процесс. Следовательно, пополнение базы данных и ее обновление необходимо производить в установленные временные интервалы с учетом появления прогнозных ситуаций и социально-экономических трендов.

Информационное содержание источников определяется тенденциями развития мирового и отечественного социально-экономического состояния в целом, значимыми мировыми политическими и социально-экономических событиями и прогнозом интерпретируемых данных на функционирование состемных процессов.

Существует методика оценки источников информации с позиций как критериев источника, так и качества информации [5]. Интерпретируя ее в аспекте предмета исследования, нами предлагается следующая методика определения источников на основе шкалирования и формирования матрицы рангов. Каждому из параметров источников присваивается индекс значимости (1 - 4) по каждому из критериев качества информации (табл. 1.).

ным становится сканирование информации с точки зрения всех стейкхолдеров системы, то есть комплексная оценка с определением новых стратегических возможностей и с учетом возможных последствий принимаемых стратегических решений.

Таблица 1. Ранжирование источников информации по критериям качества

Оценка Полнота Надежность Стоимость Доступность Актуальность

1 Количество Ссылки на сомни- Значительные Нет доступа Ретроспективные

необходимых тельные источни- затраты данные

сведений не- ки

достаточно

2 Количество Коммерческие Изменяющая Частные каналы Периодическая

необходимых информацион ные стоимость ин- получения ин- аналитика

сведений узко агентства формации формации

отражает информацию

3 Количество Вторичная ин- Незначительные Регистрация или Ежедневные СМИ

необходимых формация из авто- затраты подписка

сведений отра- ритетных источ-

жает информа- ников

цию по ключе-

вым позициям

4 Количество Официальные го- Бесплатный Прямой доступ Информационные

необходимых сударственные доступ агентства

сведений абсо- источники, норма-

лютно доста- тивная докумен-

точно тация

В данной области имеется разработанный международный стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000SES [4], обеспечивающий нормативную базу для планирования, исполнения, оценки, информирования и нефинансовой аудиторской проверки качества взаимодействия с заинтересованными сторонами и реализующий функциональное взаимодействие всех интересов посредством механизмов и процедур, обеспечивающих права заинтересованных сторон. С точки зрения формирования информационного обеспечения, данный стандарт имеет влияние, как на отбор содержания, так и на выбор источников информации, обеспечивая учет значимых воздействий на стейкхолдеров, границы действий и ограничения ресурсов.

Согласно данному стандарту АА1000SES рекомендуется определить состав стейкхолде-ров социально-экономической системы, значимые области, содержание, цели и механизмы взаимодействия.

К ним относятся вопросы внешней и внутренней политики, финансовые задачи и проблемы, социально-этические нормы и др., что определяет потенциальные вопросы взаимодействия, то есть необходимые параметры информационной базы информационного обеспечения. Качество взаимодействия на данном этапе определяют степень отчетности в получении и принятии информации от стейкхолде-ров по выработанному протоколу и степень участия заинтересованных сторон в планировании деятельности по оперативному выявлению информации и ее распространению.

Важность управления внешними и внутренними ресурсами социально-экономических систем определяет необходимость определения «организационных границ среды» и рентабельное использование всех информационных ресурсов, нацеленных на развитие системы и процессов в долгосрочной перспективе. На данном этапе важным становится сканирование информации с точки зрения всех стейкхолдеров системы, то есть комплексная оценка с определением новых стратегических возможностей и с учетом возможных последствий принимаемых стратегических решений.

Следующим этапом формирования информационного обеспечения является классификация, формализация и структурирование информационных потоков. Совокупный объем

документированной информации, получаемый из фиксированных информационных источников, необходимый для стратегического развития социально-экономической системы будем называть информационным потоком, скорость которого определяется количеством обрабатываемой информации в единицу времени. Как правило, классифицируют входящие информационные потоки по определенным признакам (вид носителя, источник данных, периодичность, назначение, открытость, тип передачи, тип обмена, направленность). В рамках решения задач стратегического развития, классификационные признаки информационного потока подразделяются на постоянные и переменные. К постоянным признакам причислим электронный вид носителя информации, установленный период использования, off-lain режим обмена, опережающая направленность. К переменным признакам классификации информационного потока отнесем вид информационного источника, назначение информации, степень открытости входящих данных.

Формализация исходных данных социально-экономических систем предполагает стандартизировать и качественно-количественно интерпретировать информационные потоки. Формализация позволяет осуществить рациональное использование и упростить содержание для последующей работы, в том числе, и в автоматизированных системах. Формализация есть способ записи информации, направленная на дальнейшее использование или анализ, в единой форме по заданным критериям, обеспечивающим соответствие целям, простоту, удобство записи и трансляции, наглядность.

Структурирование информации также является многофакторной задачей. Формирование исходной для анализа структуры тесно связано с созданием базы данных, технологиями сбора, хранения и передачи информации, методиками анализа и мониторинга. Информационная структура формализованных и классифицированных данных должна быть однозначно интерпретируема с одной стороны, и в тоже время обладать потенциальным семантическим содержанием с другой стороны.

Окончательным этапом формирования информационного обеспечения является верификация данных, относящихся как к условиям получения информации, так и к ее контентному содержанию. При информационном анализе

наличествует возможность неточности исходных данных, ненадежности источника или субъективности экспертизы. Поэтому процесс верификации, как установления подлинности, проверки истинности, правильности, надежности полученной информации и подтверждения ее истинности обязателен для стратегического планирования.

Проблема отбора семантического содержания информационного обеспечения тесно связана с формированием системы сбалансированных показателей. Изначально, такая система базируется на выделяемых сферах анализа внешней и внутренней среды функционирования социально-экономической системы, определяя границы информационных запросов и

Литература:

1. Ковалева, Н.Н. Сущность механизма информационного обеспечения: / Н.Н. Ковалева // Вопросы правоведения. - 2012. - № 1. - С. 41.

2. Левина Е.Ю. Формализация социально-педагогических процессов / Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал- 2013.- №1.-С.134-140.

3. Левина Е.Ю. Информационное управление в образовательных структурах / Е.Ю. Левина, В.С. Щербаков // Интеграция образования- 2014.- № 1 - стр. 80 - 87

4. Публикации международных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// accountability.org/standards/aa1000ses.html

5. Соловьев А.С. Выбор источников информации [Электронный ресурс] / А.Соловьев. -Режим доступа http:// marketing.spb.ru

информационную среду взаимодействия. Подсистема стратегического анализа обеспечивает информацией весь процесс разработки стратегии, выделяя четыре направления стратегического анализа: макроусловия, отраслевые условия, условия рынка и условия корпоративной среды.

Эффективный анализ внешней, по отношению к системе, среды обеспечит реально исполняемую стратегию развития (и при необходимости ее корректировку), нивелирование рисков и предвидение возможных угроз, а знания внутренних проблем и потенциальных возможностей позволит осуществлять оперативное управление и планировать внутренние возможности.

References:

1. Kovaleva, N.N. Sushhnost' mehanizma infor-macionnogo obespechenija: / N.N. Kovaleva // Voprosy pravovedenija. - 2012. - № 1. - S. 41.

2. Levina E.Ju. Formalizacija social'no-pedagogicheskih processov / E.Ju. Levina // Kazanskij pedagogicheskij zhurnal- 2013.- №1.-S.134-140.

3. Levina E.Ju. Informacionnoe upravlenie v ob-razovatel'nyh strukturah / E.Ju. Levina, V.S. Shherbakov // Integracija obrazovanija- 2014.- № 1 - str. 80 - 87

4. Publikacii mezhdunarodnyh standartov [Jelek-tronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http:// accountabili-ty.org/standards/aa1000ses.html

5. Solov'ev A.S. Vybor istochnikov informacii [Jelektronnyj resurs] / A.Solov'ev. - Rezhim dostupa http:// marketing.spb.ru

Сведения об авторах:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Левина Елена Юрьевна (г.Казань, Россия), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт педагогики и психологии профессионального образования Российской академии образования», e-mail: solo73@inbox.ru

Гумеров Анвар Вазыхович (г.Казань, Россия), доктор экономических наук, профессор, Ленино-горский филиал Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, e-mail: gumerov_anvar@mail.ru

Data about the authors:

Levina E. Yu. (Kazan, Russia), candidate of pedagogical sciences, senior research fellow FGBNU "Institute of Pedagogy and Psychology of Professional Education of the Russian Academy of Education", e-mail: solo73@inbox.ru

Gumerov A.V. (Kazan, Russia), doctor of economics sciences, professor, Leninogorsky branch of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupolev, e-mail: gumerov_anvar@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.