ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ
УДК 1 (075.8)
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА КИТАЙСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Аотегенхуар (КНР)
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В рамках содержательного поля данной статьи мы постараемся эксплицировать достижения современной китайской музыкально-образовательной системы в контексте факторного влияния на её поэтапный генезис, сразу же указав на ключевой фактор, связанный с культурно-цивилизационными процессами глобализации, характерными для развития современного мирового общества. И покажем, что излишне отрицать влияние данных процессов, затронувших все сферы культурной жизни многих стран и народов, включая сферу музыкального образования, что коснулся он и восточной культуры, которая, несмотря на длительное и упорное противодействие европейскому влиянию, неуклонно приближается к мировым стандартам в областях науки, искусства, образования, в том числе и в сфере музыкального образования. Одновременно мы обозначим негативные стороны, сохраняющиеся в китайской музыкально-образовательной системе и которые сегодня, отчасти будучи полемистичными, получают неоднозначную трактовку и оценку в самом китайском обществе, становятся во многом «камнем преткновения» для практикующих китайских педагогов-музыкантов, алгоритм обучения и убеждения которых не вполне укладываются в официальную систему музыкального обучения.
Ключевые слова: китайская система музыкального образования, музыкальная интеграция, национальная воспитательная парадигма, дошкольное (семейное) образование, школьное образование, профессиональное консерваторское образование, профессиональное институтское (вузовское) образование, политика культурной индустрии, традиционные установки, регламентация обучения, китайская молодежь, исполнительская культура.
В ряде более ранних публикаций, посвященных философской аналитике феномена музыкального образования в КНР, мы рассматривали эту проблему в свете качественной специфики «воспитания музыкой» в «духе» традиционной китайской парадигмы культуры и в сопряжении с явлением «музыкальной образованности». Особое внимание в этой связи мы уделяем качественной специфике современной модели музыкального обучения музыке детей в Китае вообще и музыкальному исполнению в особенности [1, с. 29]. При этом нами доказывается, что, «... несмотря на объективные трудности, связанные с разработкой содержания и методов преподавания музыки в современной китайской общеобразовательной школе, тем не менее, до сих пор там сохраняется (и отчасти культивируется) традиционное отношение к музыкальному искусству. А именно - как к безусловному и «вечному» источнику красоты, добродетели, нравственных чувств. Ровно также, как в современной китайской культуре чтятся и сохраняются некоторые «высокие» традиционные установки, регламентирующие обучение музыке китайской молодежи, что, вне сомнения, по мысли автора статьи, заслуживает глубокого уважения» [1, с. 29-30].
В самом деле, в современную культурно-историческую панораму миропорядка вписывается и Китай, страна с тысячелетней традицией (достаточно сказать, что китайское письмо как система иероглифов, насчитывающих около 50-ти тысяч знаков, сложилась еще во втором тысячелетии до новой эры), в котором такого рода бастион сопротивления продержался до ХХ века - первые музыкальные учебные заведения европейского типа появились в Китае лишь в начале минувшего столетия. Однако, несмотря на столь короткий по историческим меркам период времени китайская музыкальная педагогика, проделала значительный путь по части изучения задач, закономерностей, принципов, содержания, форм, методов, а также условий эффективного построения образовательно-воспитательного процесса как единого целого [6, с. 179; 320].
Примечательные успехи современных китайских педагогов и музыкантов на этом поприще обусловлены рядом факторов, которые будут нами рассмотрены ниже. Но в первую очередь мы отметим определяющую роль в этом системного подхода - направления методологического научного познания, в основе которого лежит, как
известно, рассмотрение объектов как систем - множества элементов, находящихся в отношениях и взаимосвязях друг с другом и образующих таким образом определенное единство, целостность. В данном контексте (системного подхода) таковыми элементами (ступенями) музыкального образования в КНР являются: дошкольное (семейное) образование; школьное образование; профессиональное консерваторское образование; профессиональное институтское (вузовское) образование, в рамках характеристики которых отметим следующее.
1) дошкольное (семейное) образование. Здесь следует отметить, что исторически национальная модель начального обучения музыке в КНР тесным образом связана с областью детского музыкального театра. Первым в этом новом направлении стал работать выдающийся музыкант, просветитель, театральный и общественный деятель Ли Цзинь-хуэй (1891-1967). Издав свою первую песенно-танцевальную пьесу для детей «Ма цюэ юй сяо хай» («Воробей и дети», 1920), он сразу приобрёл широкую популярность.
2) школьное образование, включающее сеть музыкальных учреждений. Сегодня в культурной жизни КНР обозначаются некоторые проблемы, серьезно затронувшие область музыкального творчества и музыкального образования. В попытках их отрефлектировать, мы констатируем не вполне удовлетворительную ситуацию, во многом связанную, на наш взгляд, со сложившимися подходами в сфере музыкального обучения как в сети китайских учебных заведений разного уровня, так и в сфере семейного музыкального воспитания [3; 4].
Так, в настоящее время в Китае наблюдается «волна», связанная с феноменом технического и социального «обожествления» музыкальных инструментов. Этим увлечением охвачены разные возрастные характеристики. Но более всего, детская и подростково-юношеская часть китайских начинающих музыкантов. Опираясь на опыт работы своих коллег, преподавателей фортепиано в Китайском учебном центре для детей, мы имеем возможность узнать не по наслышке, как ребенок изначально принимает решение научиться играть на музыкальном инструменте. «Ситуация такова, что многие родители в Китае, как правило, в возрасте от 4-х до 6-ти лет, когда дети находятся в очень раннем возрасте, принимают детей в музыкальном учебном заведении за пределами школы, чтобы решить, какой инструмент они хотят изучать, и,
возможно, проконсультироваться с учителем в отношении дальнейшей учебы» [7, с. 238].
Однако же при этом очень немногие дети действительно заинтересованы в инструментах, которые сами выбрали, и которым хотят овладевать по мере занятий. «Практика наблюдений говорит нам, что процент таких детей достаточно большой. Лично нам эта ситуация с выбором инструмента кажется больше похожей на просто сиюминутное любопытство, когда ребенок вынужден по просьбе родителей выбрать инструмент, который он относительно готов принять, чтобы учиться» [7, с. 238-239].
В данном контексте отметим также, что, несмотря на то, что в настоящее время существует много исследований по теме «обучение на музыкальных инструментах детей в Китае», одна из наиболее репрезентативных точек зрения подтверждает наши собственные выводы:
- во-первых, изначально на такое обучение мотивирована именно китайская семья, родители и близкое окружение, прежде всего, руководствуясь престижностью музыкального образования и собственными амбициозными планами в этом отношении. При этом, конечно, есть родители, которые прислушиваются затем развивают интерес самого ребенка.
- во-вторых, другая часть родителей и социального окружения руководствуется стремлением дать ребенку лучшую координацию и рефлексивность;
- в-третьих, некоторая часть стремится привить ребенку умственную заостренность, выработать интеллектуальную составляющую его личности;
- в четвертых, обучение музыке и игре на инструменте рассматривается (и не без должных, заметим, оснований) в качестве рычага и эффективного средства инкультурации и социализации в коммуникацию (особенно если мы говорим о школьном коллективе).
В совокупности эти мотивационные факторы создают специфический социальный климат, когда овладение инструментом, получение музыкального образования (пусть даже на начальном его этапе) рассматривается как «путевка в жизнь», как фактор повышения социальной адаптации личного статуса молодого человека, давая тем самым важные дополнительные «бонусы» в обществе. Разумеется, все
это мы приветствуем и разделяем такого рода устремления обучающихся музыке учащихся /учеников, студентов.) и поддержку семьей этих стремлений. Тем более, что культурная политика КНР ориентирует на духовное и этико-нравственной развитие молодежи, что совершенно правильно. При этом напомним, что переводная музыкально-педагогическая литература в Китае появилась достаточно поздно (только после 1983 г.), в связи с чем, наконец, были разрешены методы Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, 3. Кодаи, а музыка стала обязательным предметом в начальной и младшей средней школе. Однако уроки, как правило, ограничивались пением, причем песни дети заучивали механически, путем повторений. Стоит ли удивляться, что сложившаяся в массовом музыкальном образовании ситуация не устраивала специалистов [1, с. 29-30].
Нам представляется более правильным сместить акценты в самой мотивации - исходить из способностей и интересов самого ребенка, дать ему больше свободы собственного выбора. Иначе музыкальная культура и образование могут трансформироваться в некий внешний культ, что само по себе не представляется правильным и бесперспективным для процессов динамики музыкальной исполнительской сферы китайского общества. Согласимся с нашим коллегой в том, что феномен музыкального образования представляет интерес в диалектике его исторического генезиса в традиционной культуре Китая, равно как и в современной мультикультурной среде, оказывающей серьезное влияние на сегодняшние культурные процессы в стране [13, с. 42].
Таким образом, совершив ретроспективный экскурс в историю развития музыкальной культуры Древнего Китая, мы увидим, что, во-первых, первостепенную роль в процессе музыкального обучения играл учитель, педагог; во-вторых, современная система музыкального образования в Китае в определенном смысле является плодом традиций музыкального воспитания в сопряженности с высочайшей и безупречно авторитетной фигурой Учителя-наставника. В целом же можно заключить, что как таковая система музыкального образования в КНР, являющаяся современной по форме, по своей сути стала результатом традиционного музыкального воспитания в семье.
Список литературы
1.Aotgyenkhuar, Chinese musical and educational model in the context of philosophical and pedagogical attitudes and national specifics // Danish scientific journal. - № 30 / 2019 . P. 29-30. P. 29-33 ISSN 3375 - 2389.
2.Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования [Текст] / Э.Б. Абдуллин. Москва: МПГУ, 1990. - 287 с.
3.Абдуллин, Э.Б. Теория музыкального образования: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Э.Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. Москва: Академия, 2004. - 336 с.
4.Арчажникова, Л.Г. Профессия - учитель музыки [Текст] / Л. Г. Арчажникова. Москва: Просвещение, 1984. - 111 с.
5.Бохуа, Ян. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. Дис. Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования). СПБ., 2009. 161 с.
6.Краткий педагогический словарь. М., 2000, С.179, 320.
7.Музыкальная исполнительская культура в КНР (проблемные зоны музыкального обучения): // Народная музыкальная культура русской провинции: проблемы сохранения и развития: сборник докладов международной научно-практической конференции (в рамках VIII научно-творческих «Маничкиных чтений», Белгород, 2122 марта 2019 г.). Белгород, БГИИК, 2019. С. 238.
8. Сигэки, Каидзука Конфуций первый учитель поднебесной / Каидзу-ка Сигэки. Москва: ЗАО Центрполиграф, 2003. 269 с.
9.Сисаури, В.И. Церемониальная музыка Китая и Японии: исследования / В.И. Сисаури. Санкт-Петербург: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. 292 с.
10.Чжэн, Цзусян. История древней музыки Китая / Цзусян Чжэн — Пекин: 2008. С. 109-123.
11.У Ген-Ир История музыки Восточной Азии: Китай, Корея, Япония: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / У Ген-Ир. - Санкт-Петербург: Планета Музыки: Лань, 2010. 541 с.
12.Чжен, И.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Чита, 2006. 21 с.
13.Yan Pen Tao. Yuan fabric as an expression of traditional Chinese art form (philosophical and cultural explication) // Danish scientific journal. - № 30 / 2019. P. 40-43.
14.URL: https://www.sites.google.com/site/russkiemeha/cennost-i-noskost-meha дата обращения 16. 12. 2019.
MODERN SYSTEM OF CHINESE MUSIC EDUCATION UNDER THE CONDITIONS OF MUSIC INTEGRATION
Aotegenhuaer (China)
Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]
As part of the content field of this article, we will try to explicate the achievements of the modern Chinese musical and educational system in the context of the factor influence on its gradual Genesis, immediately pointing to the key factor associated with the cultural and civilizational processes of globalization that are characteristic of the development of modern world society. And we will show that it is unnecessary to deny the influence of these processes that affected all spheres of cultural life of many countries and peoples, including the sphere of music education, that it also affected Eastern culture, which, despite long and persistent opposition to European influence, is steadily approaching world standards in the fields of science, art and education, including in the field of music education.
At the same time, we will identify the negative aspects that persist in the Chinese music education system and that today, partly being polemical, receive ambiguous interpretation and evaluation in the Chinese society itself, and become in many ways a "stumbling block" for practicing Chinese teachers-musicians whose learning algorithm and beliefs do not quite fit into the official system of music education.
Keywords: Chinese music education system, music integration, national educational paradigm, pre-school (family) education, school education, professional conservative education, professional Institute (University) education, cultural industry policy, traditional attitudes, training regulation, Chinese youth, performing culture.