НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
КУЛЬТУРА
УДК 1 (075.8)
КИТАЙСКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ (ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ)
Сум Бэр (КНР)
Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: [email protected]
В статье сквозь призму традиции и современности предпринимается анализ феномена китайской народной музыки в качестве фактора воспитания. Обосновывается тезис о том, национальная китайская музыкально - образовательная система гармонично включает в себя, по меньшей мере, две важные составляющие: 1) рациональность - целеустремленность и 2) эмоционально - чувственный мир. А ключевые принципы эстетического образования и «воспитания чувств» базируются на представлениях о формировании идеальной личности традиционного конфуцианства.
Ключевые слова: китайская народная музыка, фактор воспитания, музыкально-образовательная система рациональность, целеустремленность, эмоционально-чувственный мир, принципы эстетического образования, идеальная личность традиционное конфуцианство, «культурная индустрия, музыкальная интеграция.
Решая основную задачу статьи, связанную с репрезентацией монгольской народной музыки как важного фактора воспитания, мы подчеркиваем аспект, отражающий культурно-историческую традицию, восходящую к конфуцианской парадигме воспитания «образованного человека» и рассматриваем ее в ракурсе сопряжения традиции и современности. В этой связи, прежде всего мы сразу же уточним, что, как отмечают специалисты, начиная с периода 90-х годов ХХ века
проблемами развития и совершенствования музыкальной образованности населения, входящего в состав современной КНР (включая Внутреннюю Монголию) всерьез озадачивается высшие государственные органы. Прежде всего, усилия в данном направлении предпринимает Министерство культуры и образования КНР, концентрируя и направляя деятельность государственных структур по координации системы городского и сельского музыкального образования [1, с. 3-4]. Тем самым проблема музыкальной образовательной подготовки приобретает значение не просто теоретической, но и практической задачи «номер один», объединяя вокруг себя большую армию и приобретая значение осознанной общегосударственной цели. Хотя, следует признать очевидное: профессионально-кадровый вопрос, проблема квалификации китайских педагогов и другие сложные вопросы, актуальные для государственной образовательной системы в музыкальной отрасли, остаются открытым по сей день. В свою очередь, это требует концентрации многих государственных и общественных структур в широком диапазоне: от интенсификации подготовки педагогических кадров нового поколения до научного, методического оснащения, включая привлечение ресурса частных авторских методик, уникальных секретов китайских мастеров, владеющих бесценными знаниями и умениями (особенно в сфере пласта народной музыки).
Согласимся с исследователями: «Речь идет о поликультурности в музыкальном образовании, под которой следует понимать интегративность содержания и ее признание, педагогическое решение задач формирования взаимоотношения этносов и национальных культур в ареалах регионов страны и мира. Неслучайно поэтому обновленная ценностей всех участников межэтнического и межкультурного диалога парадигма музыкального образования тесно связана в настоящее время с поликультурной ориентацией содержания педагогического процесса, с актуализацией учета этнических, региональных, государственных и планетарных особенностей, сопряжения музыкальных» [3, с. 19].
Предполагается, что в комплексе предпринимаемые проективные меры окажутся продуктивными и позволят если не устранить, то уменьшить исторически сохраняющуюся в силу территориальной и др. специфики китайского государства демаркацию и качественные диспропорциональности между разными парадигмами в музыкальном
обучении и эстетическом воспитании, начиная со школьного уровня обучения в столь разных и многочисленных территориях китайских провинций и одновременно не законсервировать, но в разумных границах сохранить чистоту национальных элементов в общем контексте китайской культуры. При том, что опять-таки мы должны признать: более чем столетняя история собственно китайской музыкальной образовательно-воспитательной системы выросла из постепенного освоения «нехоженных земель» западноевропейского опыта, продолжая развиваться в контакте с ним, не теряя, однако связи с национальным наследием в сфере музыки и педагогики.
Ранее мы уже косвенно отмечали положительную эволюцию музыкальной образовательно-воспитательной сферы, которая на настоящий момент вышла за первоначальные репертуарные рамки фольклорно-песенной парадигмы и простейшего технического инструментального обеспечения, что, конечно, можно только приветствовать. И поскольку мы развиваем тезис том, что в культурно-историческом контексте китайской культуры, начиная с истоков она эволюционирует, отстаивая принцип «уважения к древности», выстраивая на этой платформе всю конструкцию современной музыкальной культуры и ее образовательно-воспитательную парадигму, постольку мы первостепенное значение отдаем раскрытию, во-первых, потенциала именно народной музыкальной культуры, тесным образом сопрягающейся с фольклорным жанром в его индивидуальном своеобразии. И, во-вторых, подчеркиваем, что неотъемлемой частью как древней, так и современной музыкальной системы заслуженно является песенное творчество и игровые практики на этнических инструментах.
В этой связи целесообразно обращение к «началу начал» китайской музыки - народной песни, являющейся основой как собственно музыкальных, так и многих жанров смежных видов искусств. Это очень важно, как пишет Чан Лиин: «Народная песня по праву считается настоящей сокровищницей культуры Китая. В народно-песенном творчестве как в зеркале отразилась история страны, думы и чаяния людей; из него во все времена черпали темы и сюжеты профессиональные композиторы, мастера поэтического и театрально-драматического искусства» [9, с. 304]. Мы со своей стороны, солидаризируемся и другим высказыванием: «Китайская народная песня
в своем генезисе и последующей эволюции отражала историю страны, ее общественно-политический и художественный континуум. Социальные условия и культурный контекст обусловили содержательные и жанровые особенности народно-песенного творчества. Во все исторические эпохи народная песня служила основой формирования или стимулировала развитие как собственно музыкальных (опера), так и жанров смежных видов искусств (танец, поэзия, драма)... В различных провинциях Китая бытование названных жанров отмечено своей спецификой, обусловленной географическими и климатическими обстоятельствами, социокультурным уровнем, степенью развития культуры» [9, с. 14, 15].
Китайские исследователи также отмечают: «Наряду с особенными, свойственными только какому-либо региону качествами, в народно-песенном творчестве Китая присутствуют и общие черты: возникновение и развитие в социальной практике; коллективность, устная форма бытования, импровизационность; актуальность содержательной сферы; выразительность интонационного воплощения образов; опора на пятиступенную ладовую систему; простота формы; традиция сочинения новых текстов на основе известных напевов; взаимовлияние и взаимопроникновение различных жанров»[9, с. 14-15]. То есть китайская и, соответственно, народная песня «заслуживают внимания «не только лишь как «база» для формирования различных направлений в китайской культуре и искусстве. Разнообразие, богатство и художественные достоинства огромного пласта китайских народных песен дают основания рассматривать их и как важнейшее самостоятельное явление, имеющее свою историю, традиции, тенденции развития, структуру и особенности» [9, с. 15].
Что же касается системной методологии народной музыкальной культуры, то здесь нам наиболее оптимальным представляется классификация, основанная на интегративном подходе. Во многом потому, что данный подход учитывает жанровые признаки, условия возникновения и географию функционирования народно-песенного творчества и тем самым не только позволяет концептуализировать сведения об этом уникальном пласте национальной культуры, но и отразить особенности стадиальной эволюции фольклорной традиции, а также выработать ее понимание и трактовку как прелюдию и своего рода предысторию соовременной музыкальной системы, функционирующей
сегодня в китайском государстве [8; 10; 11]. При этом сошлемся на специалистов, согласно мнению которых общие закономерности заключаются в функционировании на всей территории Китая триады вышеназванных жанров. Специфика определяется, во-первых, сосуществованием наряду с универсальными (хаоцзы, горские песни и бытовые песни) и региональных жанровых разновидностей (янгэ, хуа эр, синтянью, хуагу и другие); во-вторых, их взаимопроникновением и взаимовлиянием и, в-третьих, ладовым своеобразием народно-песенного творчества каждой провинции».
В связи с тем, что монгольская культура рассматривается нами в общем контексте культуры Китая, мы считаем целесообразным осветить особенности эстетического образования и парадигмы «воспитания чувств» как условия и фактора формирования идеальной личности в традиционном конфуцианстве. При этом сразу же подчеркнем, что данная система не только включает рациональность и целеустремленность, но и чувства, во многом на том разумном основании, что здоровые прекрасные чувства часто являются воплощением здоровой нравственности. Как воспитывать такие чувства? Конфуцианцы совершенно справедливо и дальновидно полагали: музыка здесь играет важную роль и развивали это правило в образовательно-воспитательной модели, начиная с древности. В самом деле, данная аргументация не нуждается в особых комментариях. Ведь и сегодня в мультикультурном мире роль музыки, и особо фольклорной певческой традиции, которую обеспечивают этнические инструменты, не оспорима. Музыкальная феноменология признает музыку универсальным языком и средством общения, межкультурных коммуникаций в диалоге культур.
К сказанному выше нужно добавить: специфика отношения к музыке как в Древнем Китае, так и в современной Китайской Народной Республике, частью которой является автономная единица Внутренняя Монголия, заслуживает дополнительных рассуждений. В этой связи нам придется обратиться прежде всего к историческим источникам, уже нашедшим отражение в ряде исследовательских работ отечественных ученых. В частности, Конфуций говорил: «Просвещение - в поэзии, воспитание - в обряде, завершение (воспитания) - в музыке» [6; 7]. Своего рода расшифровка этого «внутреннего свидетельства» эпохи конфуцианства показывает: говоря о формировании духовной культуры
китайского народа, на этапе образования применяли поэзию как один из типов художественного слова, отличающегося от прозаической речи ритмосложением; на этапе воспитания практиковали ритуал -совокупность обрядов, сопровождающий религиозный акт или церемониал - официально принятый порядок торжественных приемов или шествии, на завершающем этапе - музыку, отражающую действительность в звуковых художественных образах и активно влияющую на психическое состояние человека.
Не нужно, наверное, доказывать, что фраза «завершение в музыке» означает высший этап воспитания человека, что подчеркивает ту высокую роль, которую играла музыка в воспитании. Хотя в качестве убедительного аргумента можно привести свидетельства древних о том, что Конфуций сам испытывал благотворное влияние музыки: «Ши Чжи начинает играть, звучит «Гуань цзюй», моему слуху приятно».
Сегодня государственное строительство новой духовной культуры в современной КНР обеспечивается пленарными установками компартии (2011 года) [13], кореллируя с проблемой культурной безопасности страны. В этой связи государство концентрирует усилия не только на задаче удовлетворения материальных потребностей народа, но и на его обеспечении богатой и здоровой культурной жизнью посредством укрепления «мягкой силы» государства и повышения влияния, мировой конкурентоспособности национальной культуры [12, с. 5]. Поэтому мы склонные согласиться с китайскими авторами, специалистами по традиционной музыкальной культуре в том, что «что этнической музыкальной культуре монголов присущи: особое тонирование, «мелодичная, глубокая, широкая и лирическая мелодия, которые содержат в себе уникальную эстетическую культуру, гуманистическую мысль и национальный дух, неотделимые от монгольского роста, развития и среды обитания, . это типический представитель монгольского народа, его «окно в мир» и его судьба» [2, с. 239].
Проецируя проблему развития народной музыки на современную специфику процессов мировой музыкальной интеграции, мы подчеркиваем, что активное проникновение в народную музыкальную культуру внешних музыкальных тенденций с неизбежностью оказывает воздействие на трансформацию народно-певческой культуры, этнических музыкальных инструментов, активизируя адаптивные процессы к новым
тенденциям. При этом им все сложнее становится сохранить собственную аутентичность, избежать радикальных «культурных влияний, а по большому счету, гармонично вписаться в «новый мир», не утеряв своего национального облика [12, с. 7]. Кроме того, прогнозируя возможные будущие риски от данных введений для народной музыкальной культуры, мы, со своей стороны, рекомендуем обратить внимание на новые действенные меры по выработке защитных механизмов по укреплению, популяризации и продвижению феномена народной музыкальной культуры.
Список литературы
1. Бохуа, Ян. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. Дис. Специальность: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования). СПБ., 2009. 161 с.
2. Насу. Народная музыкальная культура в КНР (монгольские культурные особенности в контексте музыкального инструмента моринхуур) // Народная музыкальная культура русской провинции: проблемы сохранения и развития: сборник докладов международной научно-практической конференции (в рамках VIII научно-творческих «Маничкиных чтений», Белгород, 21-22 марта 2019 г.). Белгород, БГИИК, 2019. С. 238 - 241.
3. Ребенок, М.Н. Музыкальное образование в поликультурном контексте // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Гуманитарные науки», июнь, 2017.
4. Сигэки, Каидзука Конфуций первый учитель поднебесной / Каидзу-ка Сигэки. Москва : ЗАО Центрполиграф, 2003. 269 с.
5. Сисаури, В.И. Церемониальная музыка Китая и Японии: исследования / В.И. Сисаури. Санкт-Петербург: Филологический фак. Санкт-Петербургского гос. ун-та : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2008. 292 с.
6. У Ген-Ир. История музыки Восточной Азии: Китай, Корея, Япония: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / У Ген-Ир. - Санкт-Петербург: Планета Музыки: Лань, 2010. 541 с.
7. У Ген-Ир. Традиционная музыка Дальнего Востока / Ген Ир У. -Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ, 2005. 342 с.
8. Цзя Сюйдун. Культурная Политика и индустрия Китая в контексте глобализации // Век глобализации. № 2. 2018.
9. Чан Лиин. Народная песня как феномен китайской культуры. Дис. К. искусствовед. Санкт-Петербург, 2007. 159 с.
10. Чжэн Цзусян. История древней музыки Китая / Цзусян Чжэн — Пекин : 2008. С. 109-123.
11. Чжен, И.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. Чита, 2006. 21 с.
12. Sum Ber. Chinese folk music in the context of the modern strategy of «cultural industry» // Danish scientific journal. № 30. 2019. P. 3-7 .
13. URL: http://sec.chgik.ru/osnovyi-kulturnoy-politiki-kitaya-2/
14. URL: http://rma-logistics.ru/articles/fabriki-shub-kitaja/(Дата обращения 10.12. 2019.)
15. URL: https://www.sites.google.com/site/russkiemeha/cennost-i-noskost-meha (дата обращения 16. 12. 2019.)
CHINESE FOLK MUSIC AS A FACTOR OF EDUCATION (TRADITION AND MODERNITY)
Sum Ber (China)
Belgorod State Institute of Arts and Culture e-mail: [email protected]
The article analyzes the phenomenon of Chinese folk music as a factor of education through the prism of tradition and modernity. The author substantiates the thesis that the Chinese musical and educational system harmoniously includes at least two important components: 1) rationality - purposefulness and 2) emotional and sensual world. And the key principles of aesthetic education and «education of feelings» are based on the ideas about the formation of the ideal personality of traditional Confucianism.
Keywords: Chinese folk music, the factor of education. musical-educational system rationality, purposefulness, emotional-sensual world, principles of aesthetic education, ideal personality traditional Confucianism, cultural industry, musical integration.