Научная статья на тему 'Современная система экономической дипломатии ФРГ'

Современная система экономической дипломатии ФРГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2119
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МИКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ДИПЛОМАТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО БИЗНЕСА / ЭКОНОМИКА ГЕРМАНИИ / ECONOMIC DIPLOMACY / MICROECONOMIC DIPLOMACY / MACROECONOMIC DIPLOMACY / FOREIGN ECONOMIC POLICY / DIPLOMATIC SUPPORT OF NATIONAL BUSINESS / GERMAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райнхардт Роман Отмарович

Статья посвящена описанию и анализу функционирования национальной системы экономической дипломатии Федеративной Республики Германии. Кратко обозначены основные историко-экономические предпосылки, этапы и условия её развития начиная со второй половины XX в. по настоящее время. Исследованы порядок и механизмы взаимодействия основных национальных экономико-дипломатических агентов: министерств, ведомств, иных уполномоченных органов, публичных и частных институтов. Показана практика использования ими конкретных экономических, административных и правовых инструментов в рамках реализации профильных мероприятий. Выявлены отличительные характеристики, отражающие сущность модели: двухуровневая (центр-периферия) система экономической дипломатии с тремя опорами: загранучреждения министерства иностранных дел, германское общество внешнеэкономической деятельности и маркетинга (GTAI), внешнеторговые палаты. Указанные элементы не дублируют, но дополняют функции друг друга, их функционирование основано на принципе межведомственного распределения полномочий и ответственности, а также концепции «единого окна». Отдельно отражена практика использования германскими экономико-дипломатическими агентами, в частности, внешнеторговыми палатами, инструментов государственно-частного партнёрства. В целом, несмотря на периодические спады конъюнктуры, как внутренней, так и мировой (например, нефтяные кризисы 1970х гг., рецессия конца 2000-х-начала 2010-х гг.), германская экономика демонстрировала относительную устойчивость к экзогенным шокам с одной стороны, по сравнению с хозяйственными комплексами других стран, с другой стороны, по значениям ключевых макроэкономических индикаторов. В опредёленной степени, наряду с другими экономическими и неэкономическими факторами залогом данной стабильности и сопротивляемости предстаёт эффективная система экономической дипломатии. Притом, что основа рассмотренной системы была заложена ещё в 1970-х гг., германская экономическая дипломатия продолжает активно совершенствоваться, шагая в ногу со временем и отвечая на его новейшие вызовы. При любых фазах бизнес-циклов и состоянии деловой конъюнктуры это видится одной из опор германской экономики, и, в конечном счёте, хозяйственного комплекса Европейского союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Contemporary System of German Economic Diplomacy

The article deals with the description and analysis of functioning of the German national system of economic diplomacy. The author provides a brief summary of historical and economic background, stages and conditions of its development from the 1950-s to present time. He casts light upon the procedures and mechanisms of interaction between the key national economic-diplomatic agents i.e. ministries, agencies, other authorized bodies, public and private institutes outlining their usage of concrete economic, administrative and legal instruments in the course of respective policy measures. The author looks into the distinctive features which encompass the essence of the model: a two-level system with three pillars: foreign representations of the MFA, Germany Trade and Investment Agency, chambers of commerce. The above elements do not overlap each other's functions, but complement them; their functioning is based upon interministeriality and the single window concept. A special focus is made on the practice of economic-diplomatic agents, especially chambers of commerce, using private public partnership instruments. In general, notwithstanding recurring negative trends of the domestic and global business climate (oil crisis in the 1970-s, recession of the late 2000s early 2010s) the German economy demonstrated of high resistibility to exogenous shocks compared to other economies and according to the absolute values of its macroeconomic indicators. Alongside other economic and noneconomic factors this stability can to a certain extent be explained by an efficient system of economic diplomacy. Established in the 1970s it keeps on evolving in order to stand up to new challenges. At any stage of the business cycle it constitutes a pillar of the German economy and, ultimately, of the economy of the European Union.

Текст научной работы на тему «Современная система экономической дипломатии ФРГ»

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДИПЛОМАТИИ ФРГ

Р.О. Райнхардт

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.

Статья посвящена описанию и анализу функционирования национальной системы экономической дипломатии Федеративной Республики Германии. Кратко обозначены основные историко-экономические предпосылки, этапы и условия её развития начиная со второй половины XX в. по настоящее время. Исследованы порядок и механизмы взаимодействия основных национальныхэкономико-дипло-матических агентов: министерств, ведомств, иных уполномоченных органов, публичных и частных институтов. Показана практика использования ими конкретных экономических, административных и правовых инструментов в рамках реализации профильных мероприятий. Выявлены отличительные характеристики, отражающие сущность модели: двухуровневая (центр-периферия) система экономической дипломатии с тремя опорами: загранучреждения министерства иностранных дел, германское общество внешнеэкономической деятельности и маркетинга (вТЛ!), внешнеторговые палаты. Указанные элементы не дублируют, но дополняют функции друг друга, их функционирование основано на принципе межведомственного распределения полномочий и ответственности, а также концепции «единого окна». Отдельно отражена практика использования германскими экономико-дипломатическими агентами, в частности, внешнеторговыми палатами, инструментов государственно-частного партнёрства. В целом, несмотря на периодические спады конъюнктуры, как внутренней, так и мировой (например, нефтяные кризисы 1970хгг., рецессия конца 2000-х- начала 2010-хгг.), германская экономика демонстрировала относительную устойчивость к экзогенным шокам - с одной стороны, по сравнению с хозяйственными комплексами других стран, с другой стороны, по значениям ключевых макроэкономических индикаторов. В опредёленной степени, наряду с другими экономическими и неэкономическими факторами залогом данной стабильности и сопротивляемости предстаёт эффективная система экономической дипломатии. Притом, что основа рассмотренной системы была заложена ещё в 1970-х гг., германская экономическая дипломатия продолжает активно совершенствоваться, шагая в ногу со временем и отвечая на его новейшие вызовы. При любых фазах бизнес-циклов и состоянии деловой конъюнктуры это видится одной из опор германской экономики, и, в конечном счёте, хозяйственного комплекса Европейского союза.

Ключевые слова: экономическая дипломатия, микроэкономическая дипломатия, макроэкономическая дипломатия, внешнеэкономическая политика, дипломатическое сопровождение национального бизнеса, экономика Германии.

Экономика Федеративной Республики Германия (ФРГ) на сегодняшний день представляет собой наиболее мощную -по абсолютным количественным показателям - национальную хозяйственную систему Европейского союза. По итогам 2014 г. её ВВП составил 2903,8 млрд евро, при этом внешнеторговый оборот был равен 2050,1 млрд. евро или, в относительном выражении, 70,6% ВВП1. Доля валового экспорта товаров и услуг во внешней торговле исчислялась 55,3% (1133,5 млрд евро), а импорта - 44,7% (916,6 млрд евро). Таким образом, положительное сальдо внешней торговли достигло отметки 216,9 млрд. евро, а отношение экспорта к импорту (коэффициент покрытия импорта экспортом) - 123,7%. Доля страны в мировом экспорте равнялась 8,0%, в мировом импорте - 6,6%. По размерам внешнеторгового оборота на душу населения (в 2014 г. - 25.375,5 евро) Германия традиционно входит в число ведущих экономик мира.

Что касается финансового сектора, то в 2013 г. совокупный объём прямых зарубежных инвестиций (ПЗИ) в германскую экономику составил 20,1 млрд евро, в то время как ПЗИ германских резидентов за рубежом оказались на уровне 43,3 млрд евро. Следовательно, страна выступала в роли нетто-экспортёра капитала в размере 23,2 млрд евро, при значении коэффициента покрытия исходящих инвестиций (FDI outflow) входящими (FDI inflow) в 46,4%. В целом, на Германию приходится 1,5% мирового потока входящих ПЗИ, в расчёте на душу населения - 248,7 евро.

Приведённые статистические показатели, наряду с их производными, а также связанными с ними индикаторами платёжного баланса, свидетельствуют о высоком значении внешнего сектора для экономики Германии. Анализ динамики внешней торговли и трансграничного движения капитала на базе данных временных рядов позволяет сделать заключение о стабильности такого положения, исторически присущего стране на протяжении последних нескольких десятилетий [13]. Помимо этих двух основных, исторически наиболее ранних и методологически тривиально исследуемых форм МЭО, миграция рабочей силы и участие страны в международном обмене знаниями также характеризуют её как во многом ориентированную на внешние рынки. При значительной ёмкости внутреннего рынка столь высокая внешнеэкономическая активность даёт основания судить о ФРГ как об одной из наиболее развитых экономик региона (Европы), интеграционного объединения (Европейского союза), как и мира в целом [7].

Такое благоприятное положение было достигнуто и поддерживается в настоящее время во многом благодаря грамотной, последовательной и сбалансированной внешнеэкономической

политике германского государства. Одной из её ключевых опор видится эффективно функционирующая система экономической дипломатии (ЭД) [1. с. 212-214], постепенно формировавшаяся на протяжении всей послевоенной истории ФРГ [14]. Важными реперными точками последней можно с уверенностью назвать т.н. германское экономическое чудо (Deutsches Wirtschaftswunder) 1950-1960 х гг., участие в создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) в 1957 г., равно как в предшествующих и последующих евроинтеграционных инициативах, объединение с ГДР в 1990 г. и т.д. [2. с. 303-319].

Несмотря на периодические спады конъюнктуры, как внутренней, так и мировой (например, нефтяные кризисы 1970-х гг., рецессия конца 2000-х - начала 2010-х гг.), германская экономика демонстрировала относительную устойчивость к такого рода экзогенным шокам - с одной стороны, по сравнению с хозяйственными комплексами других стран, с другой стороны, по значениям ключевых макроэкономических индикаторов. В определённой степени, наряду с другими экономическими и неэкономическими факторами залогом данной стабильности и сопротивляемости предстает германская система экономической дипломатии.

Описание национальной системы ЭД Германии начинаем с её принципиальной схемы, в соответствии с которой допустимо выделить два системообразующих звена: центр, представленный федеральными министерствами/ведомствами, и периферию, состоящую из трёх «столпов», т.е. опор ВЭД и ВЭС хозяйствующих субъектов ФРГ. Сразу отметим, что механизм функционирования системы не предполагает жёсткого контроля центра над периферией, элементы которой обладают значительной автономией «на местах». Принцип работы германской ЭД зиждется на умеренном уровне (децентрализации так, что речь идёт не о «вертикали власти» при реализации как стратегических, так и тактических мер, но о взаимодополняемости (комплементарности) всех её элементов. Поэтому сами обозначения «центр» и «периферия» в определённой степени условны, и относятся скорее к их географической природе, нежели к административно-управленческой в части механизма принятия решений.

Приступая к рассмотрению назначения перечисленных звеньев, а также связей между ними, обратимся к «периферии» как фундаменту системы, включающему следующие модули: загранучреждения (I), внешнеторговые палаты (II), федеральное агентство Germany Trade and Invest (III). Данная концепция «трёх опор» (DreiSäulen-Konzept der Deutschen Außenwirtschaft) имеет относительно глубокие исторические кор-

1 Источником численных данных о макро- и внешнеэкономических показателях страны служит портал федерального статистического ведомства Германии [9]. Расчёты относительных показателей и коэффициентов произведены автором.

ни, поскольку была официально предложена ещё в 1971 г. правительством В.Брандта [12]. С тех пор она, безусловно, претерпевала трансформации, адаптируясь к изменениям мировой конъюнктуры и мирохозяйственных реалий, однако само её ядро на протяжении более 40 лет в целом оставалось неподверженным кардинальным метаморфозам [15].

Первое. Загранучреждения (Auslandsvertretungen), т.е. дипломатические и консульские представительства, непосредственно починенные МИД (Auswärtiges Amt), в рамках системы государственного управления относятся вместе с последним к высшим административным органам федерального уровня (oberste Bundesbehörden). Согласно уставным положениям [4], наряду с работой в политической плоскости («классическая дипломатия»), в число их ключевых задач также входит защита экономических интересов германских предприятий в стране пребывания. Экономико-дипломатическая миссия более 220 действующих в настоящее время посольств и генеральных консульств ФРГ сформулирована как «стимулирование и обеспечение экономических интересов Германии, при способствовании справедливой и продолжительной мировой кооперации в сфере экономики» [4].

На макроэкономическом уровне это подразумевает создание и поддержание благоприятных условий для развития и укрепления ВЭС как на двусторонней, так и на многосторонней основе, что отвечает коллективным интересам национальных внешнеэкономически-активных хозяйствующих субъектов. В микроэкономическом ключе основной целевой аудиторией, на продвижение интересов которой направляются усилия, значатся предприятия малого и среднего бизнеса. К функциям загранпредставительств относят завязывание и интенсификацию контактов германских бизнесменов с представителями политической и деловой элиты принимающей страны (1), создание в ней локальных сетей германских агентов ВЭД (2), оказание последним консультационных и информационных услуг (3).

Притом, что функцию (3) допустимо считать универсальной, практически общепринятой или, во всяком случае, очень распространённой практикой, (1) и (2) правомерно назвать специфическими, во многом аутентичными для германской ЭД, осуществляемым по линии МИД. Действительно, последняя во многом заточена под «контакто-образующую» работу дипломатов («Kontaktknüpfung»), имеющим, как правило и в силу своего статуса, сравнительно больший доступ к органам власти в стране пребывания. Именно на этом виде работы сосредоточена большая часть ЭД-активности германских дипломатических и консульских работников.

Другой важной особенностью предстаёт ориентация на формирование местных сообществ германских предпринимателей за рубежом. При поощрении самоорганизации подобных групп госслужащие ФРГ не склонны пускать данный процесс «на самотёк», но стремятся играть в нём роль катализатора, координатора и «идейного вдохновителя». Позиционирование посольства или иного загранпредставительства как оплота не только культурной, но и деловой жизни германских граждан в стране пребывания видится неотъемлемым элементом ЭД-филосо-фии [7, s. 178-179]. Сплочение ЭД-агентов вокруг них, помимо стимулирования их социализации, с точки зрения экономической теории позволяет снижать издержки реализации мероприятий за счёт действия эффекта масштаба.

Что касается персонала, занимающегося практическим осуществлением описанных задач, то в каждом загранучреждении присутствует как минимум одно контактное лицо, ответственное за соответствующий участок работы [4]. Кроме того, в них нередко трудятся и представители других федеральных министерств и ведомств, компетентные в общеэкономических вопросах и/или в специальных предметных областях, таких, как сельское хозяйство, научно-техническое сотрудничество, помощь/содействие развитию, финансовая и социальная сферы и др. Действует принцип «одного окна» (single window policy): потенциальные участники ЭД-отношений и особенно бизнесмены (экспортёры), желающие получить поддержку, могут обращаться как в сами загранучреждения, так и в центральный аппарат МИД.

Остаётся отметить, что современная «посольская» и «консульская» ЭД ФРГ представляет собой в достаточной степени отлаженный механизм, высокая эффективность работы которого подтверждается эмпирическими исследованиями, в частности, авторского коллектива под руководством П. ван Бергейка [5]. Тем не менее, её успех во многом определяется взаимовыгодным сотрудничеством, «смычкой» с другими элементами национальной системы экономической дипломатии.

Второе. Germany Trade and Invest - Gesellschaft für Außenwirtschaft und Standortmarketing mbH (GTAI) - германское общество ВЭД и маркетинга, до 2009 г. известное как федеральное агентство ВЭД (bfai: Bundesagentur für Außenwirtschaft).2 По организационно-правовой форме данная структура представляет собой общество с ограниченной ответственностью (GmbH) с уставным капиталом в 25 млн евро, единственный акционер которого - ФРГ. Свою историю организация ведёт с 1951 г., когда она была создана в виде информационного бюро по внешней торговле,

1 Историческая и фактическая информации об организации взята с её официального портала [10]. На русскоязычной версии этого сайта название организации значится как «немецкое агентство внешнеэкономической деятельности и маркетинга». Полагаем, что авторский перевод («германский» вместо «немецкий», Gesellschaft = «общество», а не «агентство» = Agentur) более точен.

после чего неоднократно подвергалась реорганизациям, последняя и наиболее значимая из которых произошла в 2009 г. в результате слияния с ранее независимым обществом по привлечению иностранных инвестиций в Германию Invest in Germany.

Основная функция GTAI - информационно-аналитическая: проведение исследований рынков, отраслей и составление докладов по странам на предмет их инвестиционной привлекательности; предоставление справок по конкурсам и тендерам в ФРГ и за границей; разъяснение национальных и зарубежных постановлений и предписаний, регламентирующих экспортные и импортные операции; анализ и комплексная оценка конкретных бизнес-проектов, связанных с ВЭД, включающая как экономические аспекты (бизнес-план, стратегия развития, позиционирование товаров/услуг, маркетинг и т.д.), так и юридические (предпринимательское, налоговое, трудовое право) - вплоть до практических советов по ведению дел (возможности финансирования, условия предоставления субсидий и т.п.).

Указанную функцию GTAI осуществляет посредством публикации информационно-справочных материалов (объявления, брошюры, журналы и др.) преимущественно в сети Интернет; регулярной актуализации баз данных, доступных в большинстве случаев бесплатно в режиме online; ответов сотрудников на письма и запросы, поступающие от германских и иностранных граждан (предпринимателей, инвесторов и иных заинтересованных лиц). Что касается последнего вида деятельности, то рассматриваемая организация (как и дипломатическая служба) функционирует по принципу «одного окна»: лица вне зависимости от гражданства и статуса резидента могут обращаться как в штаб-квартиру, расположенную в Берлине, так и в любое из б0 региональных представительств, дислоцированных по всему миру. Важным подспорьем, повышающим качество и оперативность оказания информационных услуг, предстаёт администри-руемый GTAI внешнеэкономический веб-портал iXPOS [11].

С точки зрения субординации GTAI находится в непосредственном подчинении федерального министерства по экономике и энергетике (BMWi: Bundesministerium für Wirtschaft und Energie) как высшей административной инстанции. Со стороны последней перед первой ставятся следующие три ключевые задачи [б]: 1) продвижение Германии в качестве экономической и технологической инвестиционной площадки среди зарубежных стран; 2) предоставление германским хозяйствующим субъектам информации о зарубежных рынках, консультирование германских предпринимателей по вопросам ВЭД; 3) сопровождение иностранных компаний в процессе их обустройства на территории ФРГ. Таким образом, деятельность учреждения направлена на стимулирующее обеспечение как входящих, так и исходящих по-

токов товаров, услуг и капитала - то, что П. ван Бергейк et al. обозначают как inward и outward economic diplomacy соответственно [5].

Добавим, что GTAI, как квази-государствен-ное ведомство, обладает достаточно гибкой организационной структурой, отличается высокой степенью мобильности при принятии решений, компактностью (штат составляет всего около 300 сотрудников), и меньшим - по сравнению с госучреждениями - уровнем бюрократизации. В числе его партнёров значатся практически все национальные эД-агенты (включая рассматриваемые здесь системные элементы), а также смежные уполномоченные государственные органы (статистическое, таможенное ведомства) и частные структуры.

Третье. Внешнеторговые палаты (AHK: Auslandshandelskammern) суть добровольные объединения германских предприятий, ведущих деятельность за рубежом, и экономопе-раторов соответствующих стран пребывания. Штаб-квартиры внешнеторговых палат (ВТП) располагаются «на местах», т.е. в странах пребывания, при этом различают между собственно двусторонними ВТП (bilaterale AHK), германскими экономическими представительствами и делегациями (Repräsentanzen und Delegationen der Deutschen Wirtschaft) как подготовительными формами для образования первых.

По существу, ВТП представляют собой один из наиболее старых современных германских ЭД-институтов: создание первого такого учреждения в Бельгии датируется 1894 г. [3]. В ходе дальнейшей истории, насчитывающей уже более 120 лет, данный механизм стимулирования двусторонних ВЭС продолжал функционировать несмотря на смену режимов, мировые войны, иные радикальные изменения политического и социально-экономического характера.

На сегодняшний день сеть германских ВТП охватывает 90 стран, которые «представляют для ФРГ особый экономический интерес» (критерий, указанный в уставных документах [б]), и насчитывает 130 институциональных единиц. Важно отметить, что в течение последних трёх лет наблюдался последовательный рост данного абсолютного показателя: на начало 2013 г. Германия располагала 80 ВТП в 120 странах, на начало 2014 г. - 85 ВТП в 125 странах. Подобный экспансивный тренд свидетельствует о высоком значении рассматриваемых учреждений для системы германской ЭД - тем более, что инициатива их создания, как правило, исходит «снизу», т.е. со стороны хозяйствующих субъектов. Иными словами, «двигателями» ВПТ предстают частные ЭД-агенты, притом - что сами организации в принципе вполне могут рассматриваться как особая форма государственно-частного партнёрства (ГЧП).

Подтверждением этого тезиса с государственно-правовой точки зрения служит то, что, будучи объединениями юридических лиц-структур частного бизнеса, ВТП официально (по по-

ручению федерального правительства) представляют экономические интересы Германии за рубежом. Другим - экономическим - основанием состоятельности суждения видится порядок финансирования: с одной стороны, средства организаций собираются за счёт членских взносов, а также выручки от оказания коммерческих услуг; с другой стороны, - за счёт бюджетных ассигнований со стороны федерального министерства экономики и энергетики (BMWi).

Выделяются три основные функции ВТП ФРГ: 1) представительство экономических интересов Германии по поручению правительства наряду со стимулированием ВЭС в обоих направлениях (inward and outward economic diplomacy); 2) деятельность в качестве членской организации для бизнес-структур (в настоящее время германские ВТП насчитывают около 50000 членов, примерно 80% из которых зарегистрированы за пределами страны); 3) оказание информационных, консультационных и посреднических услуг предпринимателям на коммерческой (возмездной) основе под брендом DEInternational3.

Первая функция предполагает «нейтральность и объективность» [3] при решении доверенных ВТП задач, что подразумевает оказание содействия как их членами, так и субъектам, не являющимся таковыми. Будучи формально независимыми, ВТП, тем не менее, работают под координацией федерального министерства экономики и энергетики, тесно взаимодействуя также и с системой МИД. Основные партнёры германских внешнеторговых палат в странах пребывания - загранучреждения, GTAI и местные ЭД-агенты; в самой Германии - региональные (на уровне земель) и местные профильные органы власти, а также организации частного сектора, в ряду которых следует особо отметить национальные торгово-промышленные палаты (ТПП), объединённые «под крышей» головной организации - Совета ТПП ФРГ.

Итак, описано функционирование элементов фундамента («периферии») системы экономической дипломатии ФРГ, не дублирующих, но органично взаимодополняющих функции друг друга. Что касается центрального звена («надстройки»), то оно состоит из профильных (в основном, международных) отделов федеральных министерств как высших органов исполнительной власти. Помимо уже отмеченных

(иностранных дел, экономики и энергетики) к ним относятся: министерство финансов (BMF), министерство экономического сотрудничества и развития (BMZ), министерство транспорта и цифровой инфраструктуры (BMVI), а также федеральный банк (Deutsche Bundesbank). Эти инстанции курируют частные вопросы, связанные с ЭД, в пределах сфер своих компетенций под координирующим началом МИД. Их функционирование отличается слаженностью при планировании и реализации конкретных ЭД-мероприятий, основанной на принципе межведомственного распределения полномочий и ответственности.

По мере необходимости к их работе также подключаются и отдельные другие высшие госорганы исполнительной власти: например, федеральное министерство образования и научных исследований (BMBF) в рамках стартовавшего в 2014 г. проекта VETnet [16]. Последний реализуется совместными усилиями BMBF, германских ВТП и загранучреждений в 11 странах (в т.ч. в России) с относительно высоким уровнем молодежной безработицы и нацелен на оказание услуг профессионально-технического дуального образования молодым людям, занятым на германских предприятиях в соответствующих странах. В результате осуществления данного проекта реальный выигрыш ожидает как эко-номоператоров ФРГ за счёт повышения эффективности труда местного персонала, ведущей к снижению производственных издержек, так и экономику страны пребывания (рост качества трудовых ресурсов, которые впоследствии могут быть задействованы на национальных, а также совместных предприятиях). Думается, что постановка во главу угла рабочей силы как одного из ключевых факторов производства в рамках многостороннего международного сотрудничества в полной мере воплощает инновационное ЭД-мероприятие.

Наряду с подобными специфическими проектами арсенал германской экономической дипломатии включает и такие во многом стандартные меры, как содействие экспортёрам через предоставление государственных гарантий по кредитам, а также страхового покрытия кредитов при взаимодействии со страховой компанией Euler Hermes; инвестиционные гарантии федерального правительства; заключение межгосударственных соглашений по защите и

1 Услуги по регистрации компаний за рубежом, посредничеству при установлении деловых контактов, подбору персонала, содействию при организации ярмарок и выставок, поручительству при сделках по инкассо и др., а также квалифицированная помощь специалистов при решении правовых, налоговых, бухгалтерских, таможенных и иных сопряжённых вопросов. Полный перечень доступен на официальном портале ЭЕ^егпа^опа! [8]. Данный сервисный спектр гораздо шире по сравнению с предложением загранпредставительств, которые в силу своего статуса и в соответствии с нормами международного и национального дипломатического и консульского права не уполномочены заниматься многими из вышеуказанных видов деятельности. Что касается СТА!, то её специализация в большей степени информационно-аналитическая. Безусловно, в этой части функционал трёх «столпов» германской ЭД частично пересекается, однако данное обстоятельство представляет собой скорее преимущество, чем недостаток для предпринимателей как конечных потребителей информационно-консультационных услуг, поскольку даёт им больше возможностей выбора.

стимулированию инвестиций, отмене двойного налогообложения и проч.; проведение международных выставок-ярмарок; посредничество при контактах германских хозяйствующих субъектов с международными экономическими организациями и др. [4].

Данный список открытый и далеко не исчерпывающий - так же, как в практическом (а не дидактическом) плане не может быть исчерпывающим и перечень германских ЭД-агентов. Не стремясь включить в настоящую статью все институциональные единицы, выходящие регулярно или окказионально (ad hoc) на международную арену, ограничимся упоминанием некоторых важных структур, как то: федеральное объединение по стимулированию экономики и ВЭД (BWA), германское общество междуна-

родного сотрудничества (GIZ), германское отделение «Европейского движения» (Europäische Bewegung Deutschland).

Завершая настоящий обзорный анализ основных элементов, свойств и особенностей системы экономической дипломатии ФРГ, ещё раз подчеркнем многообразие её агентов, многогранность проявлений, сочетание традиций и инноваций. Притом, что основа рассмотренной системы была заложена еще в 1970-х гг., германская ЭД продолжает активно совершенствоваться, шагая в ногу со временем и отвечая на его новейшие вызовы. При любых фазах бизнес-циклов и состоянии деловой конъюнктуры функционирование описанных механизмов видится одной из опор германской ВЭД и экономики в целом.

Список литературы

1. Зонова Т.В. Дипломатия: Модели, формы, методы: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2014. 348 с.

2. Тимошина Т.М. Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие / под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом Юстицинформ, 2008. 488 с.

3. AHK Deutsche Auslandshandelskammern [Electronic resource]. - URL: http://www.ahk.de/

4. Auswärtiges Amt der Bundesrepublik Deutschland [Electronic resource]. - URL: http://www.auswaertiges-amt.de/

5. Bergeijk P. van, Groot H. de, Yakop M. The Economic Effectiveness of Diplomatic Representation: An Economic Analysis of its Contribution to Bilateral Trade. // The Hague Journal of Diplomacy. 2011. №1-2. P. 101-120.

6. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie [Electronic resource]. - URL: http://www.bmwi.de/

7. Büter C. Außenhandel: Grundlagen internationaler Handelsbeziehungen. - 3. überarb. u. erw. Aufl. -Wiesbaden: Springer Gabler Verlag, 2013. 429 s.

8. DEInternational. The German Chamber Network [Electronic resource]. - URL: https://www.deinternational.de/

9. Destatis [Electronic resource]. - URL: https://www.destatis.de/.

10. GTAI [Electronic resource]. - URL: http://www.gtai.de/

11. iXPOS. The German Business Portal [Electronic resource]. - URL: http://www.ixpos.de/

12. Kasulke W. Die Bundesstelle für Außenhandelsinformation. - Bonn: Boldt Verlag, 1971. - 128 s.

13. Lorz O., Siebert H. Außenwirtschaft. - 9. vollst. überarb. Aufl. - Stuttgart: UTB GmBH, 2014. - 312 s.

14. Maennig W. Außenwirtschaft: Theorie und Politik. 2 vollständig überarbeitete Auflage. - München: Vahlen Verlag, 2013. - 379 s.

15. Ramsteck W. Strukturreformen der deutschen und britischen Aussenwirtschaftsförderung in Zeiten der Globalisierung: die Rolle staatlicher und gesellschaftlicher Einflussfaktoren // Aussenwirtschaft. 2009. №3. S. 223-251.

16. VETnet. German Chambers worldwide network (AHK) for cooperative, work-based Vocational Education & Training [Electronic resource]. - URL: http://www.ahk.de/ahk-projekte/vetnet-berufsbildungsexport/

Об авторе

Райнхардт Роман Отмарович - аспирант кафедры дипломатии МГИМО (У) МИД России. E-mail: don.reinhardt@mail.ru.

THE ^NTEMPORARY SYSTEM OF GERMAN ECONOMIC DIPLOMACY

R.O. Raynkhardt

Moscow State Institute of International Relations (University) of the MFA of Russia. 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 191454 Russia.

Abstract: The article deals with the description and analysis of functioning of the German national system of economic diplomacy. The author provides a brief summary of historical and economic background, stages and conditions of its development from the 1950-s to present time. He casts light upon the procedures

P.O. PaPrnxapflT

and mechanisms of interaction between the key national economic-diplomatic agents i.e. ministries, agencies, other authorized bodies, public and private institutes outlining their usage of concrete economic, administrative and legal instruments in the course of respective policy measures. The author looks into the distinctive features which encompass the essence of the model: a two-level system with three pillars: foreign representations of the MFA, Germany Trade and Investment Agency, chambers of commerce. The above elements do not overlap each other's functions, but complement them; their functioning is based upon interministeriality and the single window concept. A special focus is made on the practice of economic-diplomatic agents, especially chambers of commerce, using private public partnership instruments. In general, notwithstanding recurring negative trends of the domestic and global business climate (oil crisis in the 1970-s, recession of the late 2000s - early 2010s) the German economy demonstrated of high resistibility to exogenous shocks compared to other economies and according to the absolute values of its macroeconomic indicators. Alongside other economic and noneconomic factors this stability can to a certain extent be explained by an efficient system of economic diplomacy. Established in the 1970s it keeps on evolving in order to stand up to new challenges. At any stage of the business cycle it constitutes a pillar of the German economy and, ultimately, of the economy of the European Union.

Key words: economic diplomacy; microeconomic diplomacy; macroeconomic diplomacy; foreign economic policy; diplomatic support of national business; German economy.

References

1. Zonova T.V. Diplomatiia: Modeli, formy, metody [Diplomacy: forms, models, methods]: Uchebnik dlia vuzov [Textbook for institutions of higher education]. - Moscow: Aspekt Press, 2014. - 348 p. (In Russian)

2. Timoshina T.M. Ekonomicheskaia istoriia zarubezhnykh stran [Economic history of foreign countries]: uchebnoe posobie [Manual]/ pod red. prof. M.N. Chepurina [editor prof. M.N. Chepurin]. - 7-e izd., pererab. i dop. - Moscow: luridicheskii Dom lustitsinform, 2008. - 488 p. (In Russian)

3. AHK Deutsche Auslandshandelskammern [German Chambers of Commerce] [Electronic resource]. - URL: http://www.ahk.de/ (In German)

4. Auswärtiges Amt der Bundesrepublik Deutschland [Federal Foreign Office of Germany] [Electronic resource]. -URL: http://www.auswaertiges-amt.de/ (In German)

5. Bergeijk P. van, Groot H. de, Yakop M. The Economic Effectiveness of Diplomatic Representation: An Economic Analysis of its Contribution to Bilateral Trade. The Hague Journal of Diplomacy. - 2011. - №1-2. - P.101-120.

6. Bundesministerium für Wirtschaft und Energie [Federal Ministry for Economic Affairs and Energy of Germany] [Electronic resource]. - URL: http://www.bmwi.de/ (In German)

7. Büter C. Außenhandel: Grundlagen internationaler Handelsbeziehungen [Foreign trade: basics of international trade relations]. - 3. überarb. u. erw. Aufl. - Wiesbaden: Springer Gabler Verlag, 2013. - 429 s. (In German)

8. DEInternational. The German Chamber Network [Electronic resource]. - URL: https://www.deinternational.de/

9. Destatis [Electronic resource]. - URL: https://www.destatis.de/

10. GTAI [Electronic resource]. - URL: http://www.gtai.de/

11. iXPOS. The German Business Portal [Electronic resource]. - URL: http://www.ixpos.de/

12. Kasulke W. Die Bundesstelle für Außenhandelsinformation [Federal post for international trade information]. -Bonn: Boldt Verlag, 1971. - 128 s. (In German)

13. Lorz O., Siebert H. Außenwirtschaft [External sector]. - 9. vollst. überarb. Aufl. - Stuttgart: UTB GmBH, 2014. -312 s. (In German)

14. Maennig W. Außenwirtschaft: Theorie und Politik [External sector: theory and practice]. - 2. vollständig überarbeitete Auflage. - München: Vahlen Verlag, 2013. - 379 s. (In German)

15. Ramsteck W. Strukturreformen der deutschen und britischen Aussenwirtschaftsförderung in Zeiten der Globalisierung: die Rolle staatlicher und gesellschaftlicher Einflussfaktoren [Structural reforms of stimulating German and British external sector: the role of state and social factors]. Aussenwirtschaft - 2009. - №3. -S.223-251. (In German)

16. VETnet. German Chambers worldwide network (AHK) for cooperative, work-based Vocational Education & Training [Electronic resource]. - URL: http://www.ahk.de/ahk-projekte/vetnet-berufsbildungsexport/

About the author

Roman O. Raynkhardt - post-graduate student at the Department for Diplomatic Studies, Moscow State University of International Relations (MGIMO). E-mail: don.reinhardt@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.